+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Врачебные ошибки в деятельности медицинских работников 2019 год

Одной из этических норм врачебной деятельности является признание врачом своих профессиональных ошибок и заблуждений (они присутствуют в деятельности любого врача) и непримиримое отношение к ним.

Под ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКОЙ принято понимать добросовестное заблуждение врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике. Не являются врачебными ошибками действия врача, вызванные небрежностью, халатностью, невежеством.

К основным причинам врачебных ошибок следует отнести:

объективные причины: несовершенство медицинской науки и практики; относительность медицинских знаний; вероятность нетипичного течения болезни у конкретного пациента, вызванная особенностями его организма; недостаточная оснащенность медицинских учреждений диагностической техникой, лекарственными средствами и др.

субъективные причины: врачебное незнание, обусловленное недостаточной квалификацией, отсутствием опыта и спецификой мышления врача, т.е. его индивидуальными способностями к накоплению, пониманию, использованию медицинских знаний; неполноценный осмотр и обследование больного; отказ от совета коллеги или консилиума либо, напротив, желание врача прикрыться авторитетом консультантов и др.

Классификация врачебных ошибок может быть проведена по различным основаниям. В зависимости от того, в какой сфере или на каком этапе оказания медицинской помощи они были допущены, можно выделить: диагностические, лечебно-тактические, технические, организационные, деонтологические ошибки.

Профилактике врачебных ошибок способствует постоянное стремление врача к повышению уровня своей профессиональной компетентности, внимательное и чуткое отношение к больному, моральная рефлексия над сложными ситуациями, возникающими в медицинской практике.

Наряду с понятием «врачебная ошибка» для анализа вреда, который врач может причинить пациенту, и его причин используется понятие «ятрогения» (от греч. iatros – врач и gennao – создавать, производить). Возникновение термина «ятрогения» связывают с именем немецкого психиатра О.Бумке, который обозначил им заболевания, обусловленные влиянием врача на психику больного. В настоящее время под ЯТРОГЕННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ понимают все заболевания и патологические процессы, возникающие под влиянием медицинских воздействий, проведенных с профилактическими, диагностическими или лечебными целями. Ятрогенные заболевания могут быть вызваны как ошибочными и необоснованными, так и правильными действиями медицинского работника.

В зависимости от причин, выделяют следующие разновидности ятрогении: психогенные, лекарственные, травматические, инфекционные и др.

Несмотря на разногласия, которые существуют по проблеме ятрогении в медицинском сообществе (определение, классификация, соотношение с понятием «врачебная ошибка»), профессиональный долг врача заключается в том, чтобы принимать всевозможные меры к сокращению ятрогений путем повышения своего профессионального уровня и соблюдения основных принципов и норм медицинской этики.

Сложность медицинской профессии заключается и в том, что она требует от врача активных действий по предотвращению вреда здоровью пациента и сохранению его жизни, которые, как правило, связаны с врачебным риском. В экстремальных лечебных ситуациях врач должен принимать решение на основе оценки степени риска и пользы для пациента, что часто сопровождается моральными раздумьями и переживаниями. При этом этические нормы предполагают стремление врача к минимизации риска за счет адекватной оценки своих возможностей и способностей и тщательного анализа методов лечебного и диагностического воздействия.

Темы рефератов и докладов:

1. Профессиональный долг, честь и достоинство врача как основные понятия деонтологии.

2. Нравственные качества врача.

3. Патернализм и автономия в современной медицине.

4. Слово врача как лечебный фактор.

5. Морально-психологические особенности общения врача с больным ребенком.

6. Морально-психологические особенности общения врача с родственниками пациента.

7. Права пациента в Республике Беларусь.

8. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине.

9. Конфликтные ситуации в медицинском коллективе и способы их разрешения.

10. Врачебные ошибки в деятельности медицинских работников.

11. Этические аспекты психоятрогений.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность и содержание современной медицинской деонтологии?

2. Определите понятие «профессиональный долг врача». В чем он состоит?

3. Определите понятия «честь» и «достоинство»? В чем заключается честь и достоинство врача?

4. Назовите основные модели взаимоотношений «врач–пациент». Какая из них, на Ваш взгляд, чаще всего применяется белорусскими врачами?

5. В каких ситуациях используется модель ослабленного патернализма?

6. Перечислите основные права пациента. Приведите примеры нарушения прав пациента в белорусской системе здравоохранения. Чем обусловлены эти нарушения?

7. Назовите нравственные нормы, которыми должен руководствоваться врач в отношениях со своими коллегами и медицинским персоналом.

8. Ознакомьтесь с высказываниями известных врачей о врачебных ошибках.

«…Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания». Гиппократ.

«Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и ее результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих». Н.И. Пирогов.

«Только слабые духом, хвастливые болтуны боятся открыто высказываться о совершенных ими ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед осознанием своей ошибки». Т. Бильрот.

«Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках». В.В. Вересаев.

«Никакие знания и опыт не в состоянии гарантировать безошибочность действий врача, так как уникальность и многочисленные сочетания тех или иных признаков различных болезней столь разнообразны, что предусмотреть это трудно при самом добросовестном отношении». В.И. Акопов.

Являются ли ошибки неизбежными во врачебной деятельности? Как врач должен относиться к своим ошибкам? А к ошибкам своих коллег?

9. В чем суть ятрогенных заболеваний? По каким основаниям их можно классифицировать?

10. Известный врач, академик Н. Амосов писал: «Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумывал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и… довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват. Нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шел на риск для спасения жизни… в тридцатые годы – резекция желудка, удаление почки казались нам, аспирантам, вершиной хирургии. Наши светила лишь очень робко пытались сделать что-либо в грудной полости и почти всегда – неудачно. Потом надолго бросали. А теперь у меня оперируют ординаторы митральные пороки сердца, и больные не умирают. Да, конечно это дорого стоило людям. И хирургам. Но теперь есть отдача. Идет прибыль…. Смотришь – умирает все меньше и меньше. Уже думаешь – достиг! Начинаешь оперировать больных потяжелее – и тут тебя – раз! раз! Лежишь потом мордой в грязи. «Ах, зачем я взялся? Почему не остановился тут?» А потом отойдешь и снова что-то ищешь. И так многие хирурги, во всем мире».

Что такое врачебный риск? Имеет ли врач право на риск?

Врачебные ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников.

Одной из этических норм врачебной деятельности является признание врачом своих профессиональных ошибок и заблуждений (они присутствуют в деятельности любого врача) и непримиримое отношение к ним.

Под ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКОЙ принято понимать добросовестное заблуждение врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике. Не являются врачебными ошибками действия врача, вызванные небрежностью, халатностью, невежеством.

К основным причинам врачебных ошибок следует отнести:

объективные причины: несовершенство медицинской науки и практики; относительность медицинских знаний; вероятность нетипичного течения болезни у конкретного пациента, вызванная особенностями его организма; недостаточная оснащенность медицинских учреждений диагностической техникой, лекарственными средствами и др.

субъективные причины: врачебное незнание,обусловленное недостаточной квалификацией, отсутствием опыта и спецификой мышления врача, т.е. его индивидуальными способностями к накоплению, пониманию, использованию медицинских знаний; неполноценный осмотр и обследование больного; отказ от совета коллеги или консилиума либо, напротив, желание врача прикрыться авторитетом консультантов и др.

Это интересно:  Врачебная тайна это принцип 2019 год

Классификация врачебных ошибок может быть проведена по различным основаниям. В зависимости от того, в какой сфере или на каком этапе оказания медицинской помощи они были допущены, можно выделить: диагностические, лечебно-тактические, технические, организационные, деонтологические ошибки.

Профилактике врачебных ошибок способствует постоянное стремление врача к повышению уровня своей профессиональной компетентности, внимательное и чуткое отношение к больному, моральная рефлексия над сложными ситуациями, возникающими в медицинской практике.

Наряду с понятием «врачебная ошибка» для анализа вреда, который врач может причинить пациенту, и его причин используется понятие «ятрогения» (от греч. iatros – врач и gennao – создавать, производить). Возникновение термина «ятрогения» связывают с именем немецкого психиатра О.Бумке, который обозначил им заболевания, обусловленные влиянием врача на психику больного. В настоящее время под ЯТРОГЕННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ понимают все заболевания и патологические процессы, возникающие под влиянием медицинских воздействий, проведенных с профилактическими, диагностическими или лечебными целями. Ятрогенные заболевания могут быть вызваны как ошибочными и необоснованными, так и правильными действиями медицинского работника.

В зависимости от причин, выделяют следующие разновидности ятрогении: психогенные, лекарственные, травматические, инфекционные и др.

Несмотря на разногласия, которые существуют по проблеме ятрогении в медицинском сообществе (определение, классификация, соотношение с понятием «врачебная ошибка»), профессиональный долг врача заключается в том, чтобы принимать всевозможные меры к сокращению ятрогений путем повышения своего профессионального уровня и соблюдения основных принципов и норм медицинской этики.

Сложность медицинской профессии заключается и в том, что она требует от врача активных действий по предотвращению вреда здоровью пациента и сохранению его жизни, которые, как правило, связаны с врачебным риском. В экстремальных лечебных ситуациях врач должен принимать решение на основе оценки степени риска и пользы для пациента, что часто сопровождается моральными раздумьями и переживаниями. При этом этические нормы предполагают стремление врача к минимизации риска за счет адекватной оценки своих возможностей и способностей и тщательного анализа методов лечебного и диагностического воздействия.

Темы рефератов и докладов:

1. Профессиональный долг, честь и достоинство врача как основные понятия деонтологии.

2. Нравственные качества врача.

3. Патернализм и автономия в современной медицине.

4. Слово врача как лечебный фактор.

5. Морально-психологические особенности общения врача с больным ребенком.

6. Морально-психологические особенности общения врача с родственниками пациента.

7. Права пациента в Республике Беларусь.

8. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине.

9. Конфликтные ситуации в медицинском коллективе и способы их разрешения.

10. Врачебные ошибки в деятельности медицинских работников.

11. Этические аспекты психоятрогений.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность и содержание современной медицинской деонтологии?

2. Определите понятие «профессиональный долг врача». В чем он состоит?

3. Определите понятия «честь» и «достоинство»? В чем заключается честь и достоинство врача?

4. Назовите основные модели взаимоотношений «врач–пациент». Какая из них, на Ваш взгляд, чаще всего применяется белорусскими врачами?

5. В каких ситуациях используется модель ослабленного патернализма?

6. Перечислите основные права пациента. Приведите примеры нарушения прав пациента в белорусской системе здравоохранения. Чем обусловлены эти нарушения?

7. Назовите нравственные нормы, которыми должен руководствоваться врач в отношениях со своими коллегами и медицинским персоналом.

8. Ознакомьтесь с высказываниями известных врачей о врачебных ошибках.

«…Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания». Гиппократ.

«Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и ее результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих». Н.И. Пирогов.

«Только слабые духом, хвастливые болтуны боятся открыто высказываться о совершенных ими ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед осознанием своей ошибки». Т. Бильрот.

«Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках». В.В. Вересаев.

«Никакие знания и опыт не в состоянии гарантировать безошибочность действий врача, так как уникальность и многочисленные сочетания тех или иных признаков различных болезней столь разнообразны, что предусмотреть это трудно при самом добросовестном отношении». В.И. Акопов.

Являются ли ошибки неизбежными во врачебной деятельности? Как врач должен относиться к своим ошибкам? А к ошибкам своих коллег?

9. В чем суть ятрогенных заболеваний? По каким основаниям их можно классифицировать?

10. Известный врач, академик Н. Амосов писал: «Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумывал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и… довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват. Нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шел на риск для спасения жизни… в тридцатые годы – резекция желудка, удаление почки казались нам, аспирантам, вершиной хирургии. Наши светила лишь очень робко пытались сделать что-либо в грудной полости и почти всегда – неудачно. Потом надолго бросали. А теперь у меня оперируют ординаторы митральные пороки сердца, и больные не умирают. Да, конечно это дорого стоило людям. И хирургам. Но теперь есть отдача. Идет прибыль…. Смотришь – умирает все меньше и меньше. Уже думаешь – достиг! Начинаешь оперировать больных потяжелее – и тут тебя – раз! раз! Лежишь потом мордой в грязи. «Ах, зачем я взялся? Почему не остановился тут?» А потом отойдешь и снова что-то ищешь. И так многие хирурги, во всем мире».

Что такое врачебный риск? Имеет ли врач право на риск?

Врачебные ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников.

Одной из этических норм врачебной деятельности является признание врачом своих профессиональных ошибок и заблуждений (они присутствуют в деятельности любого врача) и непримиримое отношение к ним.

Под ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКОЙ принято понимать добросовестное заблуждение врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике. Не являются врачебными ошибками действия врача, вызванные небрежностью, халатностью, невежеством.

К основным причинам врачебных ошибок следует отнести:

объективные причины: несовершенство медицинской науки и практики; относительность медицинских знаний; вероятность нетипичного течения болезни у конкретного пациента, вызванная особенностями его организма; недостаточная оснащенность медицинских учреждений диагностической техникой, лекарственными средствами и др.

субъективные причины: врачебное незнание,обусловленное недостаточной квалификацией, отсутствием опыта и спецификой мышления врача, т.е. его индивидуальными способностями к накоплению, пониманию, использованию медицинских знаний; неполноценный осмотр и обследование больного; отказ от совета коллеги или консилиума либо, напротив, желание врача прикрыться авторитетом консультантов и др.

Классификация врачебных ошибок может быть проведена по различным основаниям. В зависимости от того, в какой сфере или на каком этапе оказания медицинской помощи они были допущены, можно выделить: диагностические, лечебно-тактические, технические, организационные, деонтологические ошибки.

Профилактике врачебных ошибок способствует постоянное стремление врача к повышению уровня своей профессиональной компетентности, внимательное и чуткое отношение к больному, моральная рефлексия над сложными ситуациями, возникающими в медицинской практике.

Наряду с понятием «врачебная ошибка» для анализа вреда, который врач может причинить пациенту, и его причин используется понятие «ятрогения» (от греч. iatros – врач и gennao – создавать, производить). Возникновение термина «ятрогения» связывают с именем немецкого психиатра О.Бумке, который обозначил им заболевания, обусловленные влиянием врача на психику больного. В настоящее время под ЯТРОГЕННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ понимают все заболевания и патологические процессы, возникающие под влиянием медицинских воздействий, проведенных с профилактическими, диагностическими или лечебными целями. Ятрогенные заболевания могут быть вызваны как ошибочными и необоснованными, так и правильными действиями медицинского работника.

В зависимости от причин, выделяют следующие разновидности ятрогении: психогенные, лекарственные, травматические, инфекционные и др.

Несмотря на разногласия, которые существуют по проблеме ятрогении в медицинском сообществе (определение, классификация, соотношение с понятием «врачебная ошибка»), профессиональный долг врача заключается в том, чтобы принимать всевозможные меры к сокращению ятрогений путем повышения своего профессионального уровня и соблюдения основных принципов и норм медицинской этики.

Это интересно:  Врачебная тайна этико правовая оценка 2019 год

Сложность медицинской профессии заключается и в том, что она требует от врача активных действий по предотвращению вреда здоровью пациента и сохранению его жизни, которые, как правило, связаны с врачебным риском. В экстремальных лечебных ситуациях врач должен принимать решение на основе оценки степени риска и пользы для пациента, что часто сопровождается моральными раздумьями и переживаниями. При этом этические нормы предполагают стремление врача к минимизации риска за счет адекватной оценки своих возможностей и способностей и тщательного анализа методов лечебного и диагностического воздействия.

Темы рефератов и докладов:

1. Профессиональный долг, честь и достоинство врача как основные понятия деонтологии.

2. Нравственные качества врача.

3. Патернализм и автономия в современной медицине.

4. Слово врача как лечебный фактор.

5. Морально-психологические особенности общения врача с больным ребенком.

6. Морально-психологические особенности общения врача с родственниками пациента.

7. Права пациента в Республике Беларусь.

8. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине.

9. Конфликтные ситуации в медицинском коллективе и способы их разрешения.

10. Врачебные ошибки в деятельности медицинских работников.

11. Этические аспекты психоятрогений.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность и содержание современной медицинской деонтологии?

2. Определите понятие «профессиональный долг врача». В чем он состоит?

3. Определите понятия «честь» и «достоинство»? В чем заключается честь и достоинство врача?

4. Назовите основные модели взаимоотношений «врач–пациент». Какая из них, на Ваш взгляд, чаще всего применяется белорусскими врачами?

5. В каких ситуациях используется модель ослабленного патернализма?

6. Перечислите основные права пациента. Приведите примеры нарушения прав пациента в белорусской системе здравоохранения. Чем обусловлены эти нарушения?

7. Назовите нравственные нормы, которыми должен руководствоваться врач в отношениях со своими коллегами и медицинским персоналом.

8. Ознакомьтесь с высказываниями известных врачей о врачебных ошибках.

«…Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания». Гиппократ.

«Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и ее результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих». Н.И. Пирогов.

«Только слабые духом, хвастливые болтуны боятся открыто высказываться о совершенных ими ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед осознанием своей ошибки». Т. Бильрот.

«Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках». В.В. Вересаев.

«Никакие знания и опыт не в состоянии гарантировать безошибочность действий врача, так как уникальность и многочисленные сочетания тех или иных признаков различных болезней столь разнообразны, что предусмотреть это трудно при самом добросовестном отношении». В.И. Акопов.

Являются ли ошибки неизбежными во врачебной деятельности? Как врач должен относиться к своим ошибкам? А к ошибкам своих коллег?

9. В чем суть ятрогенных заболеваний? По каким основаниям их можно классифицировать?

10. Известный врач, академик Н. Амосов писал: «Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумывал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и… довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват. Нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шел на риск для спасения жизни… в тридцатые годы – резекция желудка, удаление почки казались нам, аспирантам, вершиной хирургии. Наши светила лишь очень робко пытались сделать что-либо в грудной полости и почти всегда – неудачно. Потом надолго бросали. А теперь у меня оперируют ординаторы митральные пороки сердца, и больные не умирают. Да, конечно это дорого стоило людям. И хирургам. Но теперь есть отдача. Идет прибыль…. Смотришь – умирает все меньше и меньше. Уже думаешь – достиг! Начинаешь оперировать больных потяжелее – и тут тебя – раз! раз! Лежишь потом мордой в грязи. «Ах, зачем я взялся? Почему не остановился тут?» А потом отойдешь и снова что-то ищешь. И так многие хирурги, во всем мире».

Что такое врачебный риск? Имеет ли врач право на риск?

Профессиональные ошибки медицинского персонала

Диагностические ошибки в установлении диагноза. Нарушения ведения медицинской документации, неверное поведение медицинского персонала. Объективные и субъективные причины врачебных ошибок. Ответственность медицинских работников за нарушения (преступления).

Рубрика Медицина
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.10.2014
Размер файла 9,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Профессиональные ошибки медицинского персонала

Профессиональные ошибки встречаются у врача, как и у представителя любой другой профессии, однако именно врачебные ошибки могут приобретать большое общественное значение. Врач несет моральную ответственность перед своим пациентом и обществом (забастовка врачей запрещена законом во всех странах). Бесспорно, врач обязан распознать болезнь, поставить правильный диагноз, обеспечить оказание пациенту необходимой медицинской помощи. Для этого он имеет специальное образование. Но обеспечивает ли получение врачом высшего медицинского образований успешную диагностику заболевания во всех случаях? К сожалению, далеко не всегда. Дело в том, что в настоящее время весь «объем» медицинских знаний уже не может быть освоен и осмыслен одним человеком.

Существует мнение, что нельзя возлагать на врача юридическую ответственность за каждый случай ошибочной диагностики. Это связано с тем, что болезнь — неповторимая человеческая жизнь в изменившихся условиях. Даже одинаковые по названию заболевания протекают у каждого человека по-разному. Нетипичность симптомов и кратковременность пребывания пациента под наблюдением — вот основные объективные причины врачебных неудач.

Диагностические трудности возникают, если пациент обращается с заболеванием, не связанным со специализацией врача.

Однако последний должен хотя бы сориентироваться в профиле заболевания пациента и организовать консультацию соответствующего специалиста. Многие авторы пользуются каждый своей классификацией врачебных ошибок.

Нами проанализировано 11 таких классификаций, но так как в каждой из них имеются определенные недостатки, мы попытались объединить несколько классификаций в одну, максимально включив все виды описанных в литературе врачебных ошибок.

1. Виды врачебных ошибок

Диагностические ошибки в установлении диагноза.

Лечебно-тактические ошибки неправильный выбор методов исследования для установления диагноза; неправильная оценка результатов исследования; ошибки в установлении показаний и противопоказаний к тому или иному методу лечения. Лечебно-технические ошибки неполноценное обследование больного; неправильное выполнение диагностических или лечебных манипуляций. Организационные ошибки неправильная организация рабочего места; неправильная организация лечебного процесса.

Ошибки в ведении медицинской документации. Документы, которые оформляет медицинский персонал, могут быть либо оправдательными, либо обвинительными. Если пациенту оказана медицинская помощь, а записи в истории болезни нет, действие предполагается несовершенным, если пациенту ничего не сделали, а запись в истории болезни есть — действие совершено. История болезни, написанная только в компьютере, считается недействительной. Компьютер служит только для архивирования базы данных пациентов на случай обращения их через несколько лет.

Ошибки поведения медицинского персонала

Нарушение принципов этики и деонтологии между всеми работниками медицинского учреждения — это ошибки поведения медицинского персонала. За действия среднего и младшего медицинского персонала отвечает врач и не имеет значения, присутствовал он при действиях медсестры, санитарки или нет.

Пока существуют болезни, врачебные ошибки были и будут. Они неизбежны. Важно понять их сущность, чтобы трагедии не повторялись.

2.Причины врачебных ошибок

Непостоянство отдельных постулатов, в результате чего меняется диагностика заболевания и его лечение. Особенно быстро такие изменения, в связи с развитием медицины и, в частности, стоматологии, происходят в последнее время. Нечетко налаженное обеспечение медицинской техникой, несовершенство медицинской техники. Все это может привести к неполноценному медицинскому обследованию, а соответственно и лечению.

Это интересно:  Отношение к врачебной ошибке коллеги 2019 год

Недостаточно четкая организация работы лечебного учреждения: нечеткая работа вспомогательных кабинетов, перегрузка врачей, низкая исполнительная дисциплина среднего и младшего медицинского персонала.

Отсутствие достаточного опыта врача. Опыт появляется со временем, но это не значит, что опытные врачи не ошибаются.

Несовершенствование врачом своих знаний. Несоблюдение принципов деонтологии (пессимизм или излишний оптимизм, врач может поставить «оригинальный» диагноз, предвзятость, нелогичность и т.д.).

В условиях внедрения страховой медицины появились случаи судебных исков со стороны пациентов, которые как потребители медицинских услуг предъявляют претензии к своим лечащим врачам.

3. Ответственность медицинских работников за профессиональные и служебные нарушения (преступления)

Виды ответственности Формы осуществления

Моральный разбор и обсуждение в коллективе. Обсуждение на заседании Высшей аттестационной комиссии при МЗ

Юридическая Дисциплинарная накладывается руководителем учреждения здравоохранения.

Административная Выносят органы СЭС, пожарного надзора и др.

Уголовная Осуществляется только в судебном порядке гражданско-правовая.

Моральное осуждение коллег (общественное порицание)

Лишение права занимать должности, непосредственно связанные с лечением больных. Замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже оплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или понижение в должности на тот же срок, увольнение с работы.

Денежный штраф, временное отстранение от должности и др.

Лишение свободы. лишение права заниматься про деятельностью на срок до 5 лет .условное осуждение. исправительные работы. штраф, увольнение от должности, принятие мер общественного воздействия.

Удовлетворение гражданского иска о возмещении материального ущерба здоровью пациента или родственникам в связи со смертью кормильца

К сожалению, до сих пор в высших учебных заведениях очень мало уделяется времени правовым вопросам врачебной (медицинской) деятельности. Для того, чтобы знать, как защищаться, надо знать требования, которые предъявляются действующим законодательством к медицинской деятельности. Необходимо знать законы страны, в которой мы живем. Так, например, если пациент скончался в кресле врача-стоматолога во время стоматологического приема — это несчастный случай в медицине, который произошел во время работы, он — ненаказуем.

В зависимости от характера правонарушения и последствий медицинский работник может быть привлечен к различным видам ответственности.

Гражданское правонарушение — нарушение норм гражданского законодательства, неисполнение медицинским учреждением (работниками, медицинским персоналом) договорных обязательств, которые могут повлечь за собой взыскание уплаченных пациентом денежных сумм (прямой ущерб), уплату штрафных санкций (убытки), а так же сумм в возмещение морального вреда в случаях, предусмотренных законом (убытки).

Гражданская ответственность. Применение имущественных санкций: возврат уплаченных пациентом сумм (добровольно или в порядке гражданского судопроизводства).

Административные правонарушения — признается посягающее на государственный или общественный порядок, на установленный порядок управления, права и свободы граждан, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность. Наложение штрафа, конфискация имущества, временное отстранение от должности.

— нарушение трудовой, служебной, производственной, учебной дисциплины: прогул, опоздание на работу, необеспечение сохранности вверенных товарно-материальных ценностей, невыполнение распоряжения главного врача, заведующего отделением.

Дисциплинарная ответственность. Применение дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, перевод с понижением в должности, увольнение с работы).

Материальная ответственность. Возмещение причиненного ущерба (в порядке, предусмотренном трудовым законодательством).

Уголовное правонарушение — нарушение норм уголовного законодательства. Умышленное или неосторожное правонарушение медицинских работников, содержащее признаки преступления.

Уголовная ответственность. Осуществляется только в судебном порядке.

Иногда действие медработника является одновременно правонарушением нескольких видов. Каждый вид правонарушения несет за собой соответствующий вид ответственности.

Основным документом, регулирующим отношения между пациентом и медицинским учреждением являются «Основы законодательства РК об охране здоровья граждан», где действует принцип: «ПАЦИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ».

По законодательству закон предусматривает: «право пациента на выбор врача с учетом согласия последнего. Лечащий врач в амбулаторно-поли-клинических учреждениях назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача, последний должен содействовать выбору другого врача»

На основании законодательства врач может отказаться от лечения пациента по согласованию с соответствующим должностным лицом, если:

— отказ не причинит вреда жизни пациента и здоровью окружающих:

— пациент нарушает режим лечения и режим нахождения в стационаре:

— пациент не оплачивает лечение:

— клиническая ситуация не позволяет провести определенное лечение (установить ортопедическую конструкцию), которую требует пациент.

Вопрос оценки качества медицинской помощи и, что более важно, контроля качества давно обсуждается в здравоохранении у нас и за рубежом. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие «качество» очень трудно определить. В толковом словаре С.И. Ожегова: «Качество — это наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других».

На сегодняшний день однозначных критериев качества медицинской помощи практически не существует, так как каждый конкретный случай лечения требует индивидуального разбора с привлечением экспертов, тщательного изучения медицинской документации, коллегиального принятия решения.

ошибка диагностический медицинский

1. Вермель И.Г. Судебно-медицинская экспертиза лечебной деятельности (вопросы теории и практики).

Свердловск: Изд-во Уральского университета

2. Гражданский кодекс РК (части первая и вторая)

3. Основы законодательства РК об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г

5. Уголовный кодекс от 13 июня 1996

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Объективные, субъективные и смешанные профессиональные ошибки врача ветеринарной медицины. Анализ врачебных ошибок как один из путей формирования мышления у специалистов. Направления самовоспитания врачебных качеств, профессионального аутотренинга.

реферат [28,7 K], добавлен 20.12.2011

Состав медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений. Уровень заболеваемости острыми и хроническими инфекциями медицинских работников. Риск инфицирования медицинского персонала. Стандартная иммунизация медработников против инфекции ВГВ.

презентация [2,3 M], добавлен 25.05.2014

Характерологические особенности врача и пациента. Административная и правовая ответственность врача. Типы реакций на жалобы. Объективные и субъективные причины врачебных ошибок. Стратегия предупреждения и разрешения конфликтов путем сотрудничества.

презентация [73,2 K], добавлен 25.12.2014

Характеристика профессиональной деятельности медицинской сестры в ряду медицинских работников. Личные качества, необходимые для работы медсестрой. Профессиональные факторы риска для медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях.

курсовая работа [518,5 K], добавлен 29.12.2013

Ошибки в тактике и в выборе сроков лечения. Ошибки в диагностике болезней. Причины объективных диагностических ошибок. Особенности развития болезней и неправильный анамнез. Смешанные ошибки, их связь с объективными факторами и степень их проявления.

реферат [38,2 K], добавлен 19.12.2011

Психологические знания в работе медицинских сестёр и младшего персонала. Психологический уход за больными в офтальмохирургическом отделении. Принципы работы среднего медицинского персонала. Создание оптимальной атмосферы пребывания пациента в отделениях.

презентация [3,3 M], добавлен 23.07.2014

Профилактика внутрибольничного инфицирования медицинских работников вирусами актуальных гемоконтактных инфекций (гепатиты В, С, ВИЧ) у медицинских работников. Применение антиретровирусных препаратов. Особенности вакцинации медицинского персонала.

презентация [157,1 K], добавлен 30.11.2016

Инфицирование медицинского работника в учреждении здравоохранения. Анализ риска заражения при проколе кожи инфицированной иглой. Устойчивость вируса иммунодефицита человека в окружающей среде. Действия медицинского персонала в случае аварийных ситуаций.

презентация [2,2 M], добавлен 20.04.2016

Роль среднего медицинского персонала в проведении психотерапии, тактика медицинского работника в психиатрической клинике. Психологические аспекты психиатрического стационара, снятие эмоционального напряжения в связи с болезнью и мобилизация ресурсов.

реферат [22,7 K], добавлен 10.04.2012

Роль среднего медицинского персонала в организации медицинского страхования. Профессиональные предпочтения представителей сестринского дела в организации медицинского страхования. Медицинское страхование в Ульяновской области: состояние и перспективы.

дипломная работа [965,5 K], добавлен 30.10.2008

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Статья написана по материалам сайтов: megalektsii.ru, helpiks.org, revolution.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector