+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Врачебная тайна запрос фсб 2019 год

В законы О персональных данных и Об основах охраны здоровья граждан в РФ Госдумой были внесены поправки. Теперь органы прокуратуры могут узнать как необходимые им персональные данные гражданина, так и сведения, составляющие врачебную тайну

В законы «О персональных данных» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Госдумой были внесены поправки. Теперь органы прокуратуры могут узнать как необходимые им персональные данные гражданина, так и сведения, составляющие врачебную тайну.

Более того, для получения прокурором необходимых сведений согласие гражданина не требуется. Достаточно просто отправить запрос в медицинское учреждение, и оно обязано будет предоставить требующуюся информацию.

По словам Владимира Поневежского, члена комитета Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству, в момент вступления в силу федеральных законов «О персональных данных» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прокурор утратил доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну.

В начальной редакции законы содержали строго регламентированный перечень оснований, по которым врачебная тайна все же могла раскрываться без согласия гражданина, но прокурорский запрос в число таких оснований не входил.

Сейчас эта ситуация исправлена – прокуроры имеют доступ к врачебной тайне без согласия гражданина.

Планируется, что новшества позволят упростить прокурорский надзор и повысят его эффективность. Чаще всего, прокурорам нужна информация, не страдает ли гражданин наркоманией или алкоголизмом, не имеет ли психических заболеваний, особенно, если речь идет о выдаче разрешений на оружие или водительских прав, прокомментировал Поневежский.

Прокурорские проверки, без необходимой информации, не эффективны. Что же касается злоупотребления информацией со стороны прокурорских работников – парламентарии уверяют, что проблем с этим не возникнет. Персональные сведения будут предоставляться исключительно в рамках конкретного мероприятия и наличия оснований. Так же условия конфиденциальности для прокуроров остаются в силе. В случаях же не соблюдения этих условий, предусмотрено увольнение.

Врачебная тайна запрос фсб

Отказ в предоставлении доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну.

В органы прокуратуры края нередко поступают обращения граждан о нарушении их прав органами контроля в сфере здравоохранения, в связи с отказом в предоставлении ими доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну, в случае обращения граждан в интересах третьих лиц, в том числе и не являющихся их родственниками.
В соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе, после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 79, ч. 3 ст. 13 Федерального закона медицинская организация обязана соблюдать врачебную тайну во всех случаях, пока гражданин или его законный представитель не дали письменное согласие на передачу этих сведений другим лицам.
Существуют исключения, при которых предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается. К таким исключениям, согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона, относятся:
— обследование и лечение гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
— угроза распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
— запросы органов дознания и следствия, суда, органов прокуратуры, органа уголовно-исполнительной системы в рамках осуществления их деятельности;
— контроль за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;
— оказание медицинской помощи несовершеннолетнему — больному наркоманией для информирования одного из родителей или иного законного представителя;- информирование органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.
С 01.01.2017 также возможно будет разглашение сведений, составляющих врачебную тайну:
— для проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
— при расследовании несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, несчастного случая с обучающимся во время нахождения в образовательной организации, несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку на определенных условиях;
— при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных;
— для учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
— для контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Речь идет о страховых медицинских организациях, фондах ОМС и органах управления здравоохранением.
Кроме того, при неблагоприятном прогнозе развития заболевания допускается разглашение врачебной тайны супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация (ч. 3 ст. 22 Федерального закона).
Частью 5 ст. 67 Федерального закона также установлена возможность разглашения врачебной тайны при выдаче заключения о причине смерти и диагнозе заболевания следующим лицам: супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии — иным родственникам либо законному представителю умершего.
Таким образом, в целях получения полной информации при обращении гражданина в органы контроля в сфере здравоохранения, медицинские организации в интересах иных лиц по вопросам оказания им медицинской помощи, кроме случаев, указанных выше, когда согласие гражданина не требуется, к обращениям следует прикладывать письменное согласие лиц, в интересах которых направляется обращение, в котором должна содержатся информация о согласии предоставления конкретному лицу сведений, составляющих врачебную тайну.

Это интересно:  Юридическая ничтожность понятия врачебная ошибка 2019 год

Когда медицинское учреждение должно раскрыть врачебную тайну?

Имеет ли право медицинское учреждение предоставлять сведения, составляющие врачебную тайну, по запросам органов полиции в связи с проводимой проверкой зарегистрированных заявлений о преступлении, по запросам судебного пристава-исполнителя о нахождении на стационарном лечении должника, в отношении которого возбуждено исполнительное производство? В каких случаях должны представляться медицинские документы (подлинники или копии) по запросам органов дознания, следствия, суда и прокуратуры?

1. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188, в числе которых названа и врачебная тайна. Исходя из содержания п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон № 323-ФЗ) врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. При этом разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается.

На основании ч. 3 ст. 13 Закона № 323-ФЗ передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с согласия гражданина или его законного представителя. Предоставление таких сведений без такого согласия возможно, в частности, по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно (п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона № 323-ФЗ). По смыслу приведенной нормы подобные запросы возможны либо в рамках возбужденного уголовного дела, либо уголовного судопроизводства, либо на стадии исполнения уголовного наказания. При этом перечень лиц, которые вправе обращаться в медицинские учреждения с такими запросами, сформулирован исчерпывающим образом. Полиция в этом списке не поименована.

Данная норма корреспондируется с положениями уголовно-процессуального законодательства, устанавливающего, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель (ч. 1 ст. 21 УПК РФ). Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Однако это не означает, что медицинская организация не должна высылать истребуемую информацию по запросам должностных лиц полиции. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции” (далее – Закон № 3-ФЗ) полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

Как видим, в приведенной норме особо оговорено право должностных лиц полиции получать сведения, относящиеся к персональным данным, под которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу – субъекту персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”, далее – Закон № 152-ФЗ). Причем это могут быть и специальные категории персональных данных, включая сведения о состоянии здоровья гражданина (ч. 1 ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

Это интересно:  Врачебная ошибка правовой аспект 2019 год

В ч. 4 ст. 13 Закона № 3-ФЗ установлено, что данные требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в этом требовании, но не позднее одного месяца с момента его вручения (смотрите, к примеру, решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 (Извлечение)). Однако требование должностного лица полиции будет обязательным только в том случае, если оно мотивировано, то есть в нем должны быть указаны основания запроса.

К сожалению, действующее законодательство не содержит требований к содержанию и форме подобного запроса. Полагаем, что в нем в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения: для каких целей необходима конфиденциальная информация о пациенте (проверка заявления, сообщения о происшествиях и т.п.), регистрационный номер, под которым в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (приложение № 1 к приказу МВД России от 29.08.2014 № 736) зарегистрировано заявление или сообщение о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, дата его регистрации, норма права, на основании которой делается запрос (правовое основание), наименование должности, фамилия, имя, отчество и подпись должностного лица, направившего запрос.

Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях установлен приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 “Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях”.

Таким образом, при поступлении в медицинскую организацию письменного мотивированного запроса от органов полиции организация обязана предоставить запрашиваемые сведения, в том числе содержащие персональные данные пациентов.

Обратим внимание, что если истребуется медицинская документация для проведения экспертизы, то документы должны предоставляться в оригиналах. Это следует, в частности, из п. 67 приказа Минздравсоцразвития от 12.05.2010 № 346н “Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации”, где сказано, что исследование заверенных копий документов допускается только в случае невозможности исследовать оригиналы медицинских документов по письменному разрешению органа или лица, назначившего экспертизу. В п. 7 постановления Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 “Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека” также предписано, что медицинские документы, представляемые для судебно-медицинской экспертизы, должны быть подлинными. В иных случаях, на наш взгляд, таковыми могут быть и надлежащим образом заверенные копии отдельных медицинских документов, выписки, справки и т.п.

2. В отношении запросов, поступающих от судебных приставов-исполнителей, отметим, что их право обрабатывать специальные категории персональных данных граждан, в том числе и получать их, закреплено в п. 7 ч. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ, в силу которого обработка таких персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если она осуществляется в числе прочего и в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

При этом надлежит учитывать, что одним из принципов обработки персональных данных является ограничение их обработки достижением конкретных, заранее определенных и законных целей и недопустимость обработки персональных данных, не совместимой с целями их сбора. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки (ч.ч. 2, 5 ст. 5 Закона № 152-ФЗ).

Аналогичные предписания содержит и ч. 1 ст. 12 Закона № 118-ФЗ, согласно которой судебный пристав-исполнитель получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов и лишь в объеме, необходимом для этого. Поэтому передаваемые судебному приставу-исполнителю персональные данные пациентов медицинской организации не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Законом № 152-ФЗ (ч. 3 ст. 64 Закона № 229-ФЗ).

Ответ подготовил: Амирова Лариса, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Обращаем внимание медицинских учреждений на то, что с 1 июля 2017 года пациент может потребовать электронный больничный

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента

В повседневной жизни пациенты и медицинские организации достаточно часто сталкиваются с вопросом: «В каких случаях без разрешения лица, обратившегося за медицинской помощью, или его законного представителя допускается предоставлять информацию о состоянии его здоровья, порядке лечения и результатах медицинского обследования и т. д. третьим лицам?». Ответ на него имеет существенное значение, поскольку, с одной стороны, может позволить избежать «медучреждениям» и их должностным лицам гражданской ответственности в виде компенсации морального вреда клиенту, с другой – административной ответственности за неисполнение законных требований, например, прокурора, следователя и т.д. Поэтому постараемся более детально рассмотреть допускаемые законодательством РФ случаи разглашения врачебной тайны и отдельные особенности таких процедур.

Это интересно:  Врачебные тайны с доктором терещенко все выпуски 2019 год

Сразу хотелось бы оговориться, что, несмотря на название «врачебная тайна», соблюдать конфиденциальность сведений об обращении лица за медицинской помощью, диагнозе, проводимом медицинском обследовании и т.д. должны все граждане, получившие доступ к ним, как в силу выполнения служебных обязанностей, так и по другим причинам (например, интерны, следователи, стажеры, медицинский персонал и т.д.). Вместе с тем, реальность такова, что сплошь и рядом такие данные можно без особого труда получить в государственных и коммерческих «структурах» здравоохранения, органах дознания или следствия и иных организациях. В частности, путем запроса в регистратуре медицинской карты больного, поскольку сотрудники регистратуры не проверяют личность обратившего лица, наличие полномочий, как законного представителя, либо наличие (отсутствие) письменного согласия пациента на предоставление такому посетителю информации об историях своих заболеваний. Более того, если провести опрос среди медицинского персонала на данную тему, результаты будут не столь убедительны: окажется, что многие из них впервые слышат о вышеуказанных моментах.

Так, когда же можно предоставить сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия пациента?

Перечень допустимых случаев не слишком большой и носит исчерпывающий характер. Для их определения обратимся к нормам Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – «Закон об охране здоровья»).

Статьей 13 этого закона называются следующие основания:

1) требуется проведение медицинского обследования и лечения при возникновении угрозы для жизни пациента, состояние которого не позволяет ему изъявить свою волю;

2) существует риск увеличения количества инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

Представляется, что данное основание может быть необоснованно широко истолковано, поскольку содержит нечеткую формулировку и границы, не указан круг субъектов, правомочных в описанной ситуации. В связи с этим, считаем разумным относится с особой осторожностью к исполнению «бумаг», в обосновании которых указана ссылка на данный пункт.

3) получен официальный запрос органов дознания, следствия, прокуратуры, суда, уголовно – исполнительной системы;

Следует помнить, что в случае неисполнения законных требований прокурора, следователя или дознавателя виновные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей либо дисквалификации на срок от 6 месяцев до 1 года (Постановление Верховного Суда Республики Хакасия от 01.10.2013 г. по делу № 7н-88/2013).

4) осуществляется контроль за исполнением виновными лицами назначенного судом административного наказания в виде обязательного лечения от наркомании, медицинской реабилитации, диагностики и т.д.;

5) необходимо оповестить родителей или иного законного представителя об оказании несовершеннолетнему наркологической помощи или проведения медицинского освидетельствования для установления вида состояния опьянения;

6) передаются данные в ОВД о клиенте, которому причинен вред здоровью в результате противоправных действий;

7) поступили запросы из военкоматов, федеральных государственных органов, где осуществляется военная и приравненная к ней служба, и иных названных в законе «структур» для выполнения военно – врачебной экспертизы;

8) сведения необходимы в связи с расследованием несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, во время пребывания в образовательной организации, прохождения спортивной подготовки и т.д;

9) осуществляется обмен информацией медицинскими организациями, включая использование специальных информационных систем, с обязательным соблюдением требований законодательства РФ о защите персональных данных;

10) выполняется учет и контроль в системе обязательного социального страхования;

11) сведения требуется для проверки качества и безопасности медицинской деятельности (например, при проверке лицензирующим органом).

В отдельных случаях данные о состоянии здоровья могут быть предоставлены также супругу (супруге) больного, одному из его близких родственников. К числу последних при этом законодатель относит родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, внуков, дедушек и бабушек (ч. 3 ст. 22, ч. 5 ст. 67 Закона об охране здоровья).

Надеемся, что представленные «кейсы» помогут медицинскому бизнесу, персоналу и не только более качественно осуществлять свою деятельность без «перегибов» в ту или иную сторону.

Статья написана по материалам сайтов: pyat.proksk.ru, www.garantexpress.ru, sparcon.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector