+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Врачебная тайна в хирургии 2019 год

Этикой со времен Аристотеля называют науку, предметом которой является определение этичной ценности человеческих стремлений и поступков. Согласно этому поступки позитивной этичной ценности называют этичными (достойными, позитивными); лишенные ее — неэтичными (аморальными, недостойными).

Этика – наука о морали и нравственности. Этика врача – это часть общей этики, которую можно определить как науку об этичной ценности поступков и поведения врача в сфере его деятельности. Она включает совокупность норм поведения и морали, предопределяет чувство профессионального долга, чести, совести и достоинства врача.

Профессиональная мораль врача подчинена цели охраны здоровья и жизни человека. Отсюда и известный этичный принцип Non nocere» («Не навреди»). Нет другой профессии, которую можно было бы сравнить с профессией врача по ответственности за здоровье и судьбу больного человека. Этим можно объяснить большое количество законодательных актов, наставлений, кодексов и правил, которые на протяжении тысячелетий определяют нормы поведения врача. Конечно, критерии эти в разные исторические эпохи изменялись, но сущность их оставалась неизменной: требования к физическим, моральным и интеллектуальным способностям врача, а также к его профессиональной ответственности всегда были высокими. Тот, кто получал это звание, добровольно брал на себя труд безукоризненно выполнять эти нормы в течение всей жизни.

Для общества не безразлично, кто избирает профессию врача и как он исполняет моральную обязанность, положенную на него этой профессией. С развитием общества изменялось положение врача в нем, росли его престиж и авторитет, нужные для осуществления профессиональной деятельности, изменялись также требования к врачу и к Здравоохранению в целом.

Однако независимо от общественных формаций обязательным условием успешного лечения всегда было и остается соблюдение определенных морально-этических принципов в отношениях врача и больного.

Остановимся на некоторых из этих принципов в их историческом развитии. В Древнем Вавилоне больше 2000 лет до н. э., существовал кодекс царя Хаммурапи, который рядом с правилами предоставления врачебной помощи определял и оценку работы врача, плату за разные виды медицинской помощи. Параграф 215 этого кодекса свидетельствует: «Если врач проводит сложную операцию с помощью бронзового ножа и вылечит больного или если он снимает у кого-нибудь бронзовым ножом катаракту, вылечив таким образом глаз, он может получить за это десять шекелей серебра». Это был очень высокий гонорар, поскольку 1/30 шекеля представляла дневную заработную плату ремесленника. Существовали суровые наказания за его ошибки и неудачи. В параграфе 218 указано: «Если врач проведет у кого-нибудь серьезную операцию бронзовым ножом и причинит больному смерть или если он снимет кому-нибудь катаракту из глаза и разрушит его, то он карается отсечением руки». Кроме того, за серьезную ошибку врачу приходилось платить значительный денежный штраф.

Большое внимание этике врача уделяли в Древней Индии. В известном индийском трактате «Аюрведа» («Наука жизни»), составленном в VI в. до н. э., в учении древнеиндийских врачей (прежде всего, Сушрути) содержатся мысли о долге врача, его поведении, отношении к больным. Врач должен был владеть высокими моральными и физическими качествами, проявлять к своим пациентам сочувствие, быть терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладания. В Древней Индии существовали также правила поведения врача относительно больных в пред- и послеоперационном периодах, умирающих больных и их родственников. Согласно с древними легендами, одним из 14 драгоценных созданий, какие боги создали путем соединения земли и моря, был ученый-врач. Его положение в обществе было очень высоким, но и требования, которые выдвигали к нему, были чрезвычайно высоки.

Он должен был равной мерой владеть всеми видами врачебного искусства. «Врач, неумелый в операциях, приходит к кровати больной в смущении, как робкий солдат, который впервые попал на поле боя», – писал Сушрута в своем трактате. «А врач, умеющий лишь оперировать и пренебрегающий теоретическими принципами, не заслуживает уважения и может поддавать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет лишь половиной своего искусства и похожий на птицу с одним крылом». Врачебная этика Древней Индии неуклонно требовала, чтобы врач, который желает иметь успех в практике, был здоровым, опрятным, скромным, терпеливым, коротко подстригал бороду, старательно чистил и обрезал ногти, носил белую надушенную одежду, выходил из дома не иначе как с палкой или зонтиком, особенно же избегал болтовни. Предоставление права на врачебную практику принадлежало радже. Он же внимательно следил за деятельностью врачей и соблюдением врачебной этики. Особенно сурово преследовали неправильное лечение. Согласно законам Ману, за неправильное лечение животных врач выплачивал незначительный штраф, за неправильное лечение людей среднего состояния – средний, а царских чиновников – высокий. Вознаграждение за лечение запрещали требовать от обездоленных, друзей того, который врачует, и брахманов – служителей культа.

В Древней Индии за дело подготовки врачей отвечали специальные наставники, опытные врачи. Существовал специальный ритуал приема в ученики к врачу. Принимая ученика, учитель произносил: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумие, напыщенность, гордость, зависть, грубость, кощунство, фальшь, леность и всевозможное порочное поведение. Отныне ты будешь носить твои волосы и твои ногти коротко остриженными, одеваться в красную одежду, вести чистую жизнь». Важным аспектом считали соблюдение врачебной тайны: врач не имел права разглашать сведения о больном, а также выражать сомнения относительно его выздоровления. Чтобы завоевать полное доверие больного, врач обязанный был уважать семейные тайны.

В Древнем Китае очень высоко ценили подвиг врача во имя больного. Об этом красноречиво свидетельствует пословица: «Спасти одну человеческую жизнь лучше, чем построить семиэтажную пагоду».

Во всех странах в рабовладельческую эпоху лицо врача считали одним из наиболее уважаемым и почтенным, поскольку от него во многом зависели здоровье и жизнь человека. Не случайно в странах Древнего Востока некоторые известные врачи были введены в ранг богов. Одним из первых стал легендарный греческий врач Асклепий – отец Гигиеи – покровительницы здоровья и Панакеи – покровительницы лечебной медицины.

Следующим этапом развития врачебной этики рабовладельческого общества является медицина периода Гиппократа. В то время в Греции широко изучали философский вопрос этики и морали. Гиппократ первым попробовал систематизировать правила медицинской этики на основании опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах «О враче» и «О благопристойном поведении», «Об искусстве», в «Афоризмах», написанных около 2500 лет тому, он разработал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь выбрал лечение своей профессией. Под воздействием идей Гиппократа в Древней Греции исключительное внимание уделяли этичной внешности врача. Нормы поведения врача были сформулированы в соответствии с имеющимися в тот период знаниями о человеке и его здоровье. Гиппократ рекомендовал направлять на лечение больного усилия не только врача, но и всех, кто его окружает. Обычно в конце срока учебы Гиппократ, обращаясь к своим ученикам с напутствием: „Настоящий врач должен быть добрым, справедливым, человеколюбивым и бескорыстным, что он обязан помнить о внешней пристойности, быть скромным в одежде и поведении”.

В работах Гиппократа много внимания уделено нормам взаимоотношений между врачами. Характерно, что и здесь, по мнению Гиппократа, решающим является подчинение взаимоотношений врачей интересам здоровья больного. Если врач сталкивается с трудностями во время установления диагноза или лечения, он обязан посоветоваться со своими коллегами. „Нет ничего позорного, если врач, который испытывает затруднение в каком-либо случае в результате своей неопытности, хочет пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь. Врачи, которые вместе осматривают больного, не должны ссориться между собой и высмеивать друг друга, потому что я с клятвой заверяю, что никогда мнение одного врача не должно порождать зависть другого, это значило бы показывать свою слабость”. Достойными продолжателями гуманизма Гиппократа были Ерозистрат из Александрии, врачи Древнего Рима и, прежде всего, Асклепиад, Гален, Цельс, Розе Ара из Багдада. Они призывали следовать завещаниям Гиппократа и дополнительно выдвинули ряд этичных требований к врачу. По их мнению, искусство врача определяют три важнейших фактора: больной, болезнь и личность врача. Победа над болезнью возможна лишь при условии соединенных усилий врача и больного. Если больной не способствует врачу в его усилиях и не имеет воли к выздоровлению, то его организм плохо сопротивляется болезни.

Передовые русские врачи всячески пропагандировали бескорыстную медицинскую помощь и крайне негативно относились к частной практике. Известный земский медик Д.Н. Жбанков в 1903 г. писал: „Человек должен жить за полученные непосредственно от больных рубли и копейки и, чтобы не умереть от голода, должен желать, чтобы были больные, было много больных и, чтобы они отдавали ему преимущество над другими врачами, одним словом, торговля с ее спросом и предложением. Возникает болезненная, нежелательная ситуация: строить свое благополучие на несчастье и болезни других”.

Нельзя не вспомнить пример большого самопожертвования, верности высоким идеалам медицины, который подал на последнем этапе своей жизни известный российский хирург профессор В. Оппель. В 1931 году у него была обнаружена злокачественная опухоль верхнечелюстной пазухи. Когда опухоль начала прорастать в глаз, остро встал вопрос об оперативном вмешательстве – резекции верхней челюсти с энуклеацией глаза. Мужественно выслушав решение врачей, В. Опель он приучил себя оперировать с завязанным платком глазом, который подлежал удалению. После операции В. Оппель снова начал интенсивно работать, читать лекции, писать, пока смерть не прервала его яркую жизнь.

Однако, к сожалению, еще сегодня встречаются люди, которые не затрудняют себя «бесплодными размышлениями», для которых вся суть существования заключается в обеспечении интересов своего собственного маленького «я». Большое счастье, что их сравнительно редко привлекает наша профессия: она кажется им слишком кропотливой и невыгодной. Люди эти будто соблюдают наставления Иеремии Бентрама, английского правоведа конца XVIII века, который первым ввел термин «деонтология». Бентрам учил, что основой морали является «забота каждого о себе и никто не заботится о других». В понятие «деонтология» он включил способ достижения индивидуального счастья.

Термин «деонтология» происходит от двух греческих слов: deon – должное, нужное, и logos – слово, учение. В переводе это означает «учение о долге», «учение о должном». Хотя термин «деонтология» был введен лишь в конце XVIII века, основные положения его сформулированы давно. Этому вопросу большое внимание уделял еще Гиппократ. Учение Гиппократа сыграло большую положительную роль в дальнейшем развитии медицины. Основные его принципы, иными словами, наследие древнегреческой медицины классического периода, предостерегала врачей против ошибок, односторонних увлечений, которых было немало на протяжении многовекового развития медицины. Вопросам деонтологии в процессе обучения необходимо уделять большое внимание. В длинном и сложном процессе врачебного образования студентов наступает важный и ответственный момент, когда они впервые поступают в клинику, сложный и драматичный мир больного человека. И в зависимости от того, как изначально сложатся отношения с коллегами, больными, родственниками больных, и будет во многом зависеть их дальнейшая врачебная судьба.

Чтобы стать хорошим специалистом, требуется не только хорошая специальная подготовка. Больной доверяет врачу дорогое, что у него есть, – свое здоровье, а иногда и жизнь. Авторитет врача обеспечивается прежде знанием своей дисциплины, высоким профессиональным мастерством. Но это лишь одна сторона дела. Мало быть только хорошим специалистом. Больной должен быть уверен, что врач не только может ему помочь, но и сделает все, что позволяют современные достижения медицины и его собственный опыт. Надежда на выздоровление доминирует в помыслах и чувствах больного во время болезни. Больной стремится почувствовать, что врач разделяет эту надежду, заботится о нем. Естественно, это касается не только врачей, но и всего медицинского персонала. От него зависит, какая атмосфера будет окружать больного в хирургическом заведении. Каждый из нас болел, и все мы думали об одном и том же — как быстрее выздороветь. Врач должен понимать психическое состояние больного. Он обязан вести себя так, чтобы своими действиями и словом не навредить больному, не вызвать чувство тревоги, неуверенности в будущем, подавленного эмоционального состояния.

В то же время надо помнить, что доверие больных само по себе не приходит, его надо заслужить гуманным отношением. Настоящего врача больные встречают с надеждой и любовью. Во время осады Севастополя солдаты однажды принесли с бастиона на медицинский пункт, где работал известный хирург Н. Пирогов, тело своего товарища без головы. На вопрос фельдшера, где голова солдата и куда они его несут, товарищи ответили: «Ничего, Ваше благородие, голову несут за нами, может, господин Пирогов пришьет. Человек очень уж хороший». Правда это или нет, но пример этот ярко свидетельствует о вере солдат в Н. Пирогова. У такого хирурга больные с доверием ложатся на операционный стол.

Особенность профессии хирурга заключается главным образом в том, что все дефекты его труда сказываются непосредственно на здоровье человека: зримо и ощутимо. Брак недопустим в работе хирурга, ошибки невозможны. И за эти ошибки, за свои поражения хирург расплачивается дорогой ценой: тягостными переживаниями, осуждением родственниками больного, своим авторитетом. Он отвечает за судьбу своих пациентов. Говорят, что ощущения у хирургов со временем притупляются. Но так оно на самом деле? Отвечая на этот вопрос, целесообразно привести мнения о душевных качествах хирурга, высказанные в свое время В. Оппелем в мемуарах «Хирургические новеллы».

Так что же все-таки лежит в основе формирования черт хирурга? Одной из таких черт является самоотверженность. По мнению Г. Караванова, эта черта характера имеет много различных форм своего проявления, которые прямо и непосредственно касаются деятельности хирурга. Одна из них – самоощущения, самонаблюдения, самоанализ, самооценка, самокритика и др. – связана больше с познавательным аспектом деятельности лица, другая – самолюбие, самовосхваление, скромность, чувство ответственности, долга и т.п. – является эмоциональной составляющей.

Врачебная тайна в хирургии

. Основы медицинской этики и деонтологии

2. Хирургическая этика и деонтология

Список использованной литературы

Деонтология — учение о должном (греч. deon — должное, logos — слово, наука, учение). Применительно к медицине под деонтологией понимают принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. При этом, важное значение придается созданию определенного психологического климата в коллективе, где имеют значение отношение медицинского персонала к больному, отношения между членами коллектива независимо от их ранга. Деонтологические правила сложились в самых различных областях медицины: хирургии, акушерстве, онкологии, венерологии и др., но они имеют общие принципы и, безусловно, профессиональные различия. Большое значение в развитии деонтологии сыграла книга основоположника отечественной онкологии Н.Н. Петрова «Вопросы хирургической деонтологии» (1945), положившая начало регламентации профессиональных взаимоотношений. Практическая деонтология — система продуманного, научно обоснованного поведения и специально разработанных конкретных мероприятий психологического воздействия на больного.

Это интересно:  Правовое регулирование профессиональной медицинской врачебной тайны 2019 год

Вопросы медицинской деонтологии тесно соприкасаются с медицинской этикой. Медицинская этика — это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины. Между врачами отношения должны быть действительно товарищескими, основываться на взаимной поддержке и помощи для блага больного.

1. Основы медицинской этики и деонтологии

Этика — система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о добре и зле, а также — философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни.

Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.

Медицинская деонтология — совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком. Таким образом, деонтология — составная часть медицинской этики, и если этика — методологическое, то деонтология — методическое понятие. Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией, т.е. различают деонтологию акушера-гинеколога, педиатра, терапевта, эндокринолога, андролога, хирурга, судебного медика, онколога, рентгенолога, венеролога и др.

Представления о нравственном облике и профессиональном долге медицинского работника на протяжении прошедших столетий менялись в зависимости от социально-экономических и классовых отношений, политического строя, уровня развития национальной культуры, наличия определенных религиозных традиций и других факторов.

Успех лечения в значительной мере определяется авторитетом врача. Авторитет врача в большей степени основывается на его отношении к больному, его чуткости, участии. Хорошо известно, что равнодушие врача снижает доверие к нему больного и может резко сказаться на ходе заболевания. Если же врач пользуется большим авторитетом и уважением, если больной видит его участие с его стороны, живое желание помочь, избавить от страданий, то нередко лечение оказывается гораздо эффективнее, чем при тех назначениях у врача, которому больной не доверяет. Это отношение, которое подразумевает не обязанность, а действительное участие, сострадание и желание помочь ему, больной должен чувствовать во всех звеньях медицинской службы, начиная с регистратора в поликлинике, санитарки, медицинской сестры и заканчивая врачом как непосредственным «вершителем» его судьбы, помощником в борьбе с болезнью.

Стоит отметить, что II Международный деонтологический конгресс (Париж, 1967) счел возможным рекомендовать дополнить клятву Гиппократа единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!». III Международный конгресс «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1983) внес предложение дополнить национальные и международные кодексы о профессиональном моральном долге врача, в основе которых лежит «Клятва Гиппократа», пунктом, обязывающим медиков бороться против ядерной катастрофы.

В Международном кодексе медицинской этики, который был принят 3-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, в Лондоне (октябрь 1949 г., дополнен 22-й (1968г.) и 35-й Всемирными Медицинскими Ассамблеями (1983г.)), определены общие обязанности врачей :

Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.

Врач должен не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.

Врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации.

Врач должен быть честен в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане.

Врач должен уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.

Врач должен лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое и психическое состояние.

Врач должен быть крайне осторожен, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы.

Врач должен утверждать лишь то, что проверено им лично.

С нормами медицинской этики несовместимы:

Самореклама, если она специально не разрешена законами страны и этическим кодексом Национальной медицинской ассоциацией.

Выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента, либо получение платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в любое лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований.

Обязанности врача по отношению к больному :

Врач должен постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни.

Врач должен обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходит за уровень его собственных профессиональных возможностей.

Врач должен хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента.

Врач всегда должен оказывать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможностях других лиц сделать все необходимое.

Врач должен себя вести по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Врач не должен переманивать пациентов у своих коллег.

Врач должен соблюдать принципы «Женевской декларации», одобренной «Всемирной Национальной Ассоциацией».

На протяжении длительного времени в нашей стране медицинскую этику в основном рассматривали как совокупность моральных критериев, которыми руководствуется медицинский работник в повседневной профессиональной работе. В настоящее время акцент изменился в пользу первого определения этики, но с существенной поправкой: вместо понятия «гуманистический» (любовь к человеку, по сути, антропоцентризм) используется понятие «биологический» (почитание, восхищение неповторимостью и красотой всего живого, его поддержка), т.е. родился новый термин «биоэтика», и многие авторы употребляют понятия «этика» и «биоэтика» как синонимы.

хирургический деонтология этический норма

2. Хирургическая этика и деонтология

Хирургия опирается на научные данные анатомии, физиологии, биохимии, микробиологии, ручной, инструментальной и электрической техники, непрерывно развивающиеся и упрощающие осуществление трудных и технически наиболее сложных хирургических вмешательств (на сердце, на магистральных сосудах, на центральной нервной системе и на всех других органах).

Больно раня человеческий организм, глубоко проникая в его ткани и органы, хирург достигает вершин своих возможностей лишь в том случае, когда он руководствуется высшими проявлениями бескорыстной заботы о больном человеке и притом как об его теле, так и состоянии его психики.

Для полноценной хирургической работы недостаточно иметь анатомические знания, специальное оснащение и хорошую хирургическую технику. Кроме этого, необходимо соблюдать целый ряд принципиальных установок и практических правил поведения, без выполнения которых резко выделяются мрачные, устрашающие стороны хирургической работы и снижаются ее положительные результаты.

Хирургия, по своей сущности, почти всегда порождает со стороны пациента, кроме местной болевой реакции, такую сложную совокупность разнообразных душевных переживаний (беспокойство или твердость духа, доверие или недоверие, терпение или нетерпение, благодарность или озлобление), что хирург казалось бы никак не может забыть о тех вполне реальных связях, какие существуют между внутренним миром, настроением, психикой человека и протекающими в его организме соматическими процессами. Однако на самом деле нередко можно видеть, что эти связи иногда забываются, не учитываются хирургами, а отсюда возникает опасность пренебрежения психикой больных, жестоко отражающегося на течении соматических процессов, т. е. на способности человека преодолевать болезнь или переносить ее с наименьшим для себя вредом.

Особенно ясными становятся изложенные соображения для советских хирургов, чья практическая работа проникнута глубокими физиологическими мыслями И.П. Павлова и его учеников. Известно, какое огромное влияние оказывают стимулы, исходящие от высших мозговых центров, на течение соматических процессов в организме; даже такие общетканевые процессы, как окисление или проницаемость животных мембран, могут изменяться под влиянием условных рефлексов. Стимулы, исходящие от мозговой коры, оказывают свое влияние как на физиологические, так и на патологические процессы во всем теле (К.М. Быков).

Перенося эти широко известные данные физиологов в область хирургии, следует заключить, что и течение послеоперационных репаративных процессов находится под непосредственным влиянием кортикальных стимулов. Следовательно, создание благоприятно стимулирующих условных рефлексов улучшает, а создание неблагоприятных, угнетающих впечатлений ухудшает течение репаративных процессов, т. е. сказывается отрицательно на последствиях хирургических операций. При этом замечательно то, что «условный раздражитель может действовать на рецепторный прибор доли секунды, а реакция будет продолжаться несколько часов и даже несколько дней» (К.М. Быков), т. е. даже очень кратковременные воздействия внешнего мира на нашу психику могут надолго изменять течение соматических процессов.

Совершенно ясно, что к области хирургии полностью приложимы те указания выдающихся русских врачей (С.П. Боткин, Г.С. Захарьин. В.А. Манассеин, В.М. Бехтерев и др.), основная сущность чьих мыслей сводится к тому, что неполноценными являются чисто соматические пли чисто психотерапевтические лечебные мероприятия и что только сочетание лечение тела и психики может быть признано вполне рациональным и эффективным.

При осуществлении лечения хирургических больных в центре внимания врачей стоят операции и перевязки, антисептические, антибиотические, ортопедические и другие мероприятия. Однако психотерапии уделяется в хирургии совершенно недостаточное внимание; наоборот, для психогенной травматизации больных существуют большие возможности, однако недостаточно ясное представление имеют хирурги о большом вреде, порождаемом психогенной травмой.

Основной задачей дальнейшего изложения является обсуждение тех систематических мероприятий, которые должны быть осуществляемы для повышения полезности и для снижения вредных сторон хирургических воздействий.

Главными из этих мероприятий являются следующие: Гармоническая постановка работы, основанная на разумном распределении прав и обязанностей основных работников хирургического учреждения.

Постоянный учет значения психики больных для исхода проводимого лечения и охрана этой психики, причем следует избегать всякой устранимой психической травмы.

Согласование научных знаний о различных болезнях с конкретными особенностями каждого подлежащего лечению больного, т. е. установка возможно более полного индивидуального диагноза и выработка ясного плана предполагаемого лечения.

Добросовестное проведение в жизнь принципа «хирургия для больных, а не больные для хирургии».

Выявление и обсуждение совершаемых ошибок и накопление таким образом опыта за счет собственной работы, соответствующей подготовке хирурга, а не за счет оперируемых больных — путем смелости хирурга, превышающей его умелость.

Разумеется, нельзя думать, что начинающий хирург, ознакомившись с изложенными мыслями по перечисленным вопросам, получит готовые ответы на основные вопросы о правилах своего поведения, в связи с хирургической работой. Это, конечно, невозможно. Пусть он сможет получить хотя бы только основные, принципиальные установки для выработки таких ответов.

Совокупность знании в интересующей нас области и надлежащее осуществление их в хирургической практике и обозначается термином «хирургическая деонтология», т. е. «учение о должном в хирургии».

Термин «медицинская, в том числе и хирургическая деонтология» не имеет точного общепринятого определения.

В медицине буржуазных стран это понятие нередко отождествляется с так называемой «врачебной этикой». В специальном руководстве А. Молля врачебная этика определяется как учение о нравственной ценности поступков врача в сфере его профессиональной деятельности.

В действительности понятие о врачебной этике совсем не совпадает с гораздо более широким понятием о медицинской и, в частности, о хирургической деонтологии. Эта последняя заключает в себе то самое главное, что государство и общество вправе требовать и должно требовать от всех медицинских работников в дополнение к их профессиональным знаниям и технической сноровке.

Врачебная этика капиталистического мира предназначена, в первую очередь, для охраны интересов врачей.

Медицинская, в том числе и хирургическая деонтология в социалистическом обществе направлена, прежде всего, на улучшение постановки лечения больных.

Распознавание и лечение хирургических заболеваний и уход за хирургическими больными, для полноценного своего осуществления, больше чем в какой-либо другой области медицины, требуют соблюдения обязательных правил специально продуманной и прочувствованной деонтологии. Именно в области хирургии почти всякое активное действие, даже одно слово врача, а нередко и среднего и младшего медицинского персонала, таит в себе угрозу немалых опасностей для пациента, начиная от физической боли и инфекции до тяжелых психических травм.

Под медицинской, в том числе и хирургической деонтологией нужно понимать учение о принципах поведения медицинских работников отнюдь не для достижения их индивидуального благополучия, а для максимального повышения полезности хирургического лечения и вместе с тем для максимального снижения операционной травмы.

На вопросы хирургической деонтологии стали постепенно обращать все более пристальное внимание; эти вопросы приобретают определенное место в преподавании хирургии и проведении хирургической работы, главным образом благодаря их связи с физиологическим учением

И.П. Павлова. Только широкое торжество идей павловского «нервизма» сделало для всех ясным, что охрана психики больных должна осуществляться систематически на всех этапах того пути, который проходят больные — от поликлиники до операционной. При этом самые большие, хорошо оснащенные столичные хирургические клиники так же нуждаются в соблюдении принципов деонтологии, как и хирургические отделения сельских больниц.

Важнейшие вопросы, которые следует рассмотреть, это — обязанности и взаимоотношения работников хирургических отделений, необходимые для обеспечения гармонии в работе, вопросы поведения всего медицинского персонала, влияющего на психику хирургических больных, мероприятия по обеспечению продуманной диагностики и установки показаний к применению наиболее рациональных методов лечения с соблюдением принципа строгой индивидуализации.

Для правильного решения задач хирургической деонтологии необходима правильная организация работы в хирургических отделениях. Полная слаженность и гармоничность хирургической работы основывается на ясном и глубоком понимании всем персоналом медицинских учреждений своих обязанностей и взаимоотношений между собой и с больными.

Необходимо, подчеркнуть, что с деонтологических позиций совершенно недопустимо учиться выполнению ряда манипуляций (инъекций, клизм и других) сразу на больных. Эти практические навыки следует сначала многократно отработать на соответствующих муляжах и только затем применять в клинических условиях. В противном случае выполнение тех или иных манипуляций без предварительной основательной подготовки может повлечь за собой осложнения и даже ухудшение состояния больного.

Деонтологические принципы обусловливают и определенные требования к внешнему виду медицинских работников, осуществляющих уход за больными. На работе необходимо пользоваться сменной обувью. Халат должен быть безукоризненно чистым и выглаженным. Волосы рекомендуется аккуратно заправлять под шапочку или косынку. Ногти должны быть подстрижены очень коротко. Несвежий, мятый халат, уличная обувь, грязные руки и плохо подстриженные ногти недопустимы с точки зрения санитарии и гигиены и, кроме того, производят на больных удручающее впечатление.

Весьма осторожно и умеренно необходимо пользоваться косметическими и парфюмерными средствами, так как у больных с непереносимостью различных веществ (аллергией) они могут вызвать ухудшение состояния — провоцировать приступ бронхиальной астмы, крапивницу.

Уход за больными предполагает и определенные правила общения с пациентами. Надо иметь в виду, что больные люди нередко становятся возбудимыми, раздражительными, вспыльчивыми, капризными, а иногда, напротив, подавленными и безучастными. При уходе за такими пациентами важно проявить максимум внимания, успокоить их, разъяснить необходимость соблюдения режима, регулярного приема лекарственных препаратов, убедить в возможности выздоровления и улучшения состояния.

Это интересно:  Врачебная тайна после смерти пациента 2019 год

Нарушение деонтологических принципов общения с больными может привести к развитию у них так называемых ятрогенных заболеваний. Под ятрогенными болезнями или ятрогениями понимают заболевания или состояния, обусловленные неосторожными высказываниями или поступками медицинских работников, неблагоприятно воздействовавшими на психику больного. Такие заболевания развиваются чаще всего у мнительных пациентов, т. е. относящихся к своим ощущениям с повышенным чувством тревоги, которые даже в относительно безобидных медицинских терминах и симптомах видят указания на наличие у них серьезного заболевания. Подобные ощущения могут возникнуть иногда даже у студентов медицинских институтов, начинающих изучать симптомы заболеваний, и при чтении специальной медицинской литературы, когда человек «обнаруживает» у себя описываемые в книгах признаки болезней. Предупреждению ятрогений способствуют, с одной стороны, тщательные разъяснительные (психотерапевтические) беседы с ними, а с другой стороны, соблюдение максимальной осторожности в разговоре с больными.

К деонтологическим аспектам ухода за больными можно отнести также и необходимость строгого сохранения врачебной тайны. Медицинским работникам подчас могут стать известными сведения о больном, носящие глубоко личный, интимный характер, которые они не имеют права разглашать. Данное требование ни в коей мере не относится к тем ситуациям, когда в процессе наблюдения за больным выявляются обстоятельства, которые могут представлять опасность для других людей (сведения об инфекционных и венерических заболеваниях, отравлениях и т. д.). В таких случаях медицинские работники, напротив, обязаны незамедлительно сообщить полученные сведения в соответствующие органы.

Работа в хирургическом отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным,не допускать панибратства. Врач должет быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия — боязнь заболевания раком.

К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.

Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.

Есть правило: «Слово лечит, но слово может и калечить». Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача.

Хирург в своей работе не должен замыкаться в себе. Хирургия более чем другая отрасль медицины является коллегиальной. Хирург должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции хирург должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время операции. Если во время операции хирург сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе операции.

Итак, каким должен быть врач? Эти вопросы на протяжении многих десятилетий занимают умы многих людей — умудренных большим жизненным, научным, педагогическим, практическим опытом, умы молодых врачей, окончивших или оканчивающих медицинские институты и выбирающих себе более узкую специальность, а также умы молодежи, решившей посвятить свою жизнь самой гуманной и благородной профессии.

Еще Гиппократ писал, что врач по отношению к больному человеку должен быть отцом, к выздоравливающему — хранителем, а к здоровому — другом. Он требовал от врача скромности, совестливости, презрения к деньгам, простоты в одежде, опрятности, решительности, знания всего того, что полезно для жизни, отвращения к пороку.

Писатель и врач А.П. Чехов, определяя, каким должен быть врач, утверждал, что профессия врача — это подвиг, который требует самоутверждения, чистоты души и помыслов, врачу необходимо иметь ясный ум, нравственную чистоту и физическую опрятность. Ясный ум — это постоянная учеба и совершенствование своей специальности. Необходимо всегда быть на уровне современных научных знаний, быстро ориентироваться в сложной обстановке, в любых условиях прийти на помощь больному человеку, трезво принять правильное решение.

Бескорыстное служение больному человеку, глубокое сознание своего врачебного долга, человечность, безупречное отношение к труду — нравственные черты, характерные для советского врача. Врач в своей практической деятельности должен быть, прежде всего, другом человечества.

И.А. Кассирский говорит, что создание у врачей высоких нравственных устоев не быстрый процесс, это результат постепенного влияния среды, воспитания в течение полувека новой психологии врача, «медленной, но верной переделки его сознания», воспитание детей на примере отцов, живое подтверждение преемственности поколений советских людей.

Врачебный долг, сострадание и внимание к больному человеку, бескорыстная помощь ему — эти самые важные принципы врачебной этики могут быть полностью осуществлены в социалистическом обществе в чистом, первозданном виде.

Чувство врачебного долга — неотъемлемая часть морального облика советского врача.

Советский врач отличается доступностью, скромностью и простотой, он всегда на посту, а чувство долга, сознание того, что он нужен больному человеку, дают ему воодушевление в работе.

Больной от врача ждет квалифицированной помощи, чуткого и внимательного, доброжелательного отношения.

Учение И.П. Павлова о «нервизме» и его творческое применение сделало для всех ясным, что охрана психики больного должна осуществляться на всех этапах его общения с медицинским персоналом, начиная от поликлиники, осмотра на дому или в приемном отделении, во время пребывания в стационаре и кончая выпиской из стационара. Врач, а также студент, курируя больного, находится с ним в самом тесном контакте, он обязан оберегать психику больного.

Список использованной литературы

1. Врачебная этика и медицинская деонтология в педиатрии. Острополец С.С. // Клиническая педиатрия. 2006. — №2.

2. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. М.: Медицина, 2001. — 592с.

. Нестеренко Ю. Деонтология в хирургии [Электронный источник #»justify»>. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 608с.

. А.Ж. Нурмаков, КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, #»justify»>. Избранные разделы частной хирургии, http://homepage.kg/

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Хирургия —

Итак,Вы начинаете изучение хирургии.Слово «хирургия»означает «ру-
кодействие»,»ремесло».Однако это историческое значение смысла слова
устарело.В настоящее время хирургию можно сравнивать с искусством.Хи-
рург должен не только и не просто оперировать,но и досконально знать
анатомию,физиологию,фармакологию и др.дисциплины.Хирург должен уметь
поставить правильный диагноз,определить тактику лечения,владеть вирту-
озно техникой операции при всевозможных непредвиденных ситуациях и
аномалиях развития.Главный орган осязания у хирурга-это пальцы.
В настоящее время обучение хирургии организовано по принципу трие-
диной системы по Пирогову:на вторых и третьих курсах- общая хирур-
гия,на 4 курсе-факультетская,на 5 и 6 курсах госпитальная хирургия.
В курсе общей хирургии преподаются вопросы ухода за хирургическими
больными,принципы предупреждения и лечения хирургической инфекции
/асептика и антисептика/,основы обезболивания и травматологии,принципы
остановки кровотечений и переливания крови,принципы и методы лечения
гнойных хирургических заболеваний,обследование хирургического больного
и принципы оказания неотложной медицинской помощи.
Изучение общей хирургии обязательно для всех студентов по ряду
причин:во-первых,хиургия является одной из основных медицинских
дисциплин;от общего числа больных хирургические составляют более 25%.
Во-вторых,общая хирургия дает основу диагностики хирургических за-
болеваний,с которыми может встретиться врач любой специальности.
В третьих,любой врач и даже студент БГМУ должен быть готов оказать
первую неотложную помощь при травмах, кровотечениях, остановке сердца
и дыхания.Более того,отказ медработника от оказания первой помощи
пострадавшему уголовно наказуемо.

История хирургии достаточно полно описана в учебнике,поэтому я дам
ее коротко.Первые сведения о хирургических манипуляциях имеются в глу-
бокой древности.За 2-4 тыс.лет до нашей эры различные хирургические
вмешательства выполнялись в Древнем Египте,Индии,Вавилоне,Древней Гре-
ции и Риме,Византии и Китае.Из врачей этого периода можно отметить
Гиппократа,Галена,Цельса,Авиценну,положивших начало научной хирургии.
Из врачей средневековья можно отметить Парацельса,Амбруаза Па-
ре,Визалия и др.
Бурное развитие хирургия получает в 19 веке после открытия Луи
Пастером возбудителей хирургической инфекции и Листером метода ее пре-
дотвращения,ставшего основой антисептики.
В России развитие хирургии связано с такими именами,как Буш,Бу-
яльский,Иноземцев,Склифосовский,Дьяконов,Пирогов.
Из хирургов, работавших в советский период,получили широкую извест-
ность Спасокукоцкий,Вишневский,Оппель,Герцен,Греков,Петров,Юдин,Роза-
нов,Стручков и др.
Подробнее о вкладе перечисленных и др.хирургов вы можете взять в
учебнике.
БАШКИРСКАЯ ШКОЛА ХИРУРГОВ

Создателем школы хирургов Башкирии по праву можно назвать ученика
Оппеля,проф.Кадырова Имамгали Галеевича,занимавшегося проблемой кишеч-
ной непроходимости и кишечными свищами.
Известным хирургом был А.Г.Давлетов,который внедрил в хирургию жид-
кость Давлетова и метод обработки рук хирурга с применением спиртового
раствора соляной кислоты.
Освоение операций на сердце связано с именем проф.А.К.Шипова,кото-
рый впервые в республике выполнил митральную комиссуротомию.
И.И.Захаров впервые применил кожно-фасциальную пластику костной
полости при остеомиелите,получившую название «метод Захарова».
Из работающих ныне хирургов необходимо отметить:
акад. АН РБ Гатауллин Наиль Гайнатович-основатель большой шко-
лы хирургов республики.Основатель кардиохирургии,создатель и руководи-
тель республиканского спаечного центра.
проф.Сафин Ирек Ахметович-зав.кафедрой общей хирургии,специалист в
области хирургии печени.Он является руководителем Республиканского
центра лазерной хиургии.
член-корр. АН РБ Сахаутдинов Венер Газизович, зав. кафедрой факуль-
тетской хирургии. Он научный руководитель целой плеяды молодых кандида-
тов и докторов наук. Научное направление — хирургия хронического остео-
миелита, хирургическая гастроэнтерология. Сахаутдинов В.Г. является ру-
ководителем республиканского центра микрохирургии.
проф. Галеев Махмут Ахмет-Валеевич известен своими работами по
желчно-каменной болезни, по хирургии желчевыводящих протоков и подже-
лудочной железы.
проф. Тимербулатов Виль Мамилович, зав. кафедрой хирургии ФУВ,
ректор БГМУ, известный проктолог, руководитель Республиканского центра
эндохирургии.
большой вклад по проблеме лечения спаечной болезни брюшины
внесли проф. Хунафин Саубан Нурлыгаянович и проф. Плечев Владимир Вя-
чеславович.
Из других хирургов необходимо отметить старейшего хирурга, доцента
Маркушева В.М.; доцента Корнилаева Григория Павловича, внедрившего но-
вые методики операции при грыжах живота; доцента Мухаметрахимова Фари-
та Фатыховича, внедрившего различные операции на сердце в условиях ги-
потермии; доцента Валиахметова Радифа Зиевича — заведующего отделением
литотрипсии, или дробления камней.

ХИРУРГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ

Врачебная этика-это совокупность норм поведения и морали меди-
цинских работников. В начале 19 века английский философ Бентам терми-
ном «деонтология» определил науку о поведении человека любой про-
фессии.Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонто-
логия происходит от двух греческих корней: deon-должное,logos-уче-
ние.Таким образом, хирургическая деонтология — это учение о должном,
это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг меди-
цинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический
принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все,
что применяется, приносило пользу».
Основные деонтологические принципы сформулированы в клятве Гиппок-
рата.
Работа в хирургическом отделении или в стационаре должна подчи-
няться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть
служебное подчинение младшего по должности к старшему.
Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным,
внимательным,не допускать панибратства. Врач должет быть специалистом
высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают ме-
дицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой
ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.
Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неострож-
но сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным
больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболе-
вания, например: канцерофобия — боязнь заболевания раком.
К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев
приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.
Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и мед-
персоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.
Есть правило: «Слово лечит, но слово может и калечить». Врачебная
тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен
сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.
С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения — это болезнен-
ное состояние,обусловленное деятельностью медицинского работника. Если
человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить,
что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает нахо-
дить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Многие из вас на-
верно испытали это даже на себе. Будучи студентами, мы находили много
симптомов тех болезней, которые изучали. Например, при изучении забо-
леваний сосудов многие у себя находили симптомы облитерирующего эндар-
териита. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых бо-
лезней.
К ятрогении относят заболевания и повреждения,возникшие в результа-
те неправильных действий или лечения больного.Так,к ятрогенным забо-
леваниям можно отнести гепатит,развившийся после инфузии зараженной
крови или плазмы.К ятрогенным повреждениям относят травмы внутренних
органов при полостных операциях.Это повреждение селезенки при резек-
ции желудка,пересечение холедоха при холецистэктомии и др.
К деонтологии относится и отношение с коллегами.Нельзя критико-
вать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного.Заме-
чания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз,не
подрывая авторитета врача.
Хирург в своей работе не должен замыкаться в себе.Хирургия более
чем другая отрасль медицины является коллегиальной.Хирург должен не
гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего.При поста-
новке диагноза,определении показаний и противопоказаний,выборе метода
операции хирург должен советоваться.Не случайно все будущие операции
обсуждаются коллегиально.То же относится к выбору тактики во время
операции.Если во время операции хирург сталкивается с непредвиденной
ситуацией,техническими сложностями,аномалией развития,то он должен со-
ветоваться,вызвать старшего коллегу,при необходимости попросить его
участие в дальнейшем ходе операции.

Этика и деонтология в хирургии.

Этика и деонтология в хирургии.

Северный Государственный медицинский университет.

Пациенты во все времена хотят видеть врача всемогущим и безгрешным, никогда не ошибающимся и всё умеющим исцелителем, поскольку возвышенное, особое отношение к врачу-хирургу нужнее пациентам, нежели самому врачу. Принижение, приземление роли врача уменьшает или сводит на нет один из важнейших факторов врачевания –фактор психологический, фактор веры, доверия к врачу.

Анри Моруа, выступая на конгрессе врачей, сказал: « Завтра, как и сегодня, врач сохранит свой сан жреца, а вместе с ним и свою страшную, всё возрастающую ответственность…И жизнь врача останется такой же, как и сегодня,- трудной, тревожной, героической и возвышенной».

Есть общие принципы деонтологии и, безусловно, профессиональные отличия. В медицине более 175 профессий и каждая из них имеет свои особенности. Особое место среди них занимает хирургическая специальность. Проф. А.В. Гуляев говорил:» Хирург — это человек, вооружённый ножом, и, как всякое вооружённое лицо, он представляет опасность для окружающих, если применяет своё оружие не там, где это требуется, и не так, как это дозволено».

Это интересно:  Нелли кузнецова врачебная ошибка 2019 год

в своей работе «Рассуждения о трудностях хирургического распознавания и о счастье в хирургии» (1854г) гениально сформулировал условия, которыми следует руководствоваться в хирургии, чтобы успешно применить её у больного:

1. Уверенность в распознавании болезни и больного.

2. Искусство выбрать благоприятное для операции время, воспользоваться умело всяким, даже малейшим изменениям в ходе болезни, чтобы предпринять операцию не слишком рано и не слишком поздно.

3. Произвести благоприятное нравственное впечатление на больного, понять его надежды, устранить его страх и уничтожить его сомнения.

4. Не только сделать операцию искусно и по правилам Цельса (безопасно, быстро и счастливо), но и предотвратить все могущие быть во время операции неприятные осложнения, сохранить хладнокровие и присутствие духа, что даёт возможность воспользоваться во время операции даже самым ничтожным обстоятельством.

5. Провести последующее лечение с полной осмотрительностью и знанием дела.

Довольно подробно освятил эти вопросы и в своей монографии «Вопросы хирургической деонтологии» (1954г.) Наблюдательность и решительность –важные черты для хирурга. Любое принятое решение должно быть обоснованным. Разумно обоснованный риск, операции по жизненным показаниям-неизбежная составляющая неотложной хирургии. Хирургическое лечение должно назначаться исключительно по жизненным показаниям, когда отсутствие такового угрожает больному тяжелейшими осложнениями или летальным исходом. Решение о необходимости проведения операции ставит ряд новых проблем. К ним относятся оценка степени операционного риска, допустимый объём операции, выбор анестезии, организация послеоперационного ухода. Степень операционного риска пропорциональна тяжести оперативного вмешательства и исходного состояния больного. Всегда надо помнить, что на первом месте стоит спасение жизни больного, а затем уже излечение от заболевания. Уместно привести слова :» …Необходимо помнить, что благодеяния хирурга его больным могут создаваться не только теми операциями, которые он делает, но теми, которых он вовсе не делает». И ещё: «…Несомненно, что радикальные операции дают больше шансов на длительное излечение, чем паллиативные, но ещё более несомненно, что больному предпочтительнее оказаться в живых после паллиативной операции, чем погибнуть после радикальной».

Особенностью хирургии является тесное сочетание науки с индивидуальными способностями человека. считал, что «хирургическое творчество складывается из 2-х различных элементов –искусства рукодействия и научного мышления, которое одно без другого являются бесплодными».

С одной стороны хирургия это наука, которая базируется на опыте и достижениях анатомии, физиологии и других естественных наук. Она развивается, растёт поток научной информации. Всё более высокий вклад в хирургию вносят научно-технические достижения. Техническая оснащённость, особенно в последние годы, меняет характер работы хирурга, требует овладения новыми методиками, приёмами, появлению новых хирургических дисциплин. С другой стороны, эффективность приложения этих знаний в практике зависит от врождённых способностей человека к рукодействию, быстроте и точности использования приёмов.

Однако к этим основным элементам хирургии –рукодействию и научному мышлению — нужно прибавить ещё один –душевное обаяние, глубокую человеческую заботливость о предмете своего рукодействия и своих научных помыслов, о заболевшем человеке со всеми его индивидуальными особенностями. Порой можно черезчур увлечься новыми техническими, лабораторными исследованиями и забыть о той тонкой и сложной сфере, формирование которой зависит не от открытия новых лекарств или способов хирургического вмешательства, а от душевных свойств человека. Это сфера отношений между врачом и больным. «Леча больного, врач лечит его не только, как организм, но и как личность. А личностью управлять может только личность…Для врача важна не столько и не только его эрудиция, а биография его души…Учиться быть врачом — это значит учиться быть человеком»» (,1967г)

Болезнь –это почти всегда и личный конфликт, она выбивает людей из обычного хода жизни. Если болезнь тяжела, конфликт порой перерастает в драму. Она становится трагедией, когда человеческой жизни грозит прямая опасность.

Болезнь меняет психологию людей, их отношение к миру: бывает, что даже сильные люди становятся в такие минуты испуганными, как дети. Болезнь-это всегда схватка и в этой схватке врагу противостоят двое. Главный удар принимает на себя врач, он вооружён знаниями, опытом, всем тем, что дала ему современная медицина. И всё же этого может оказаться недостаточно, если врач не выполнит одной из важных задач –вызвать в чужой душе чувство доверия и покоя. В каждом враче должны сочетаться прекрасные душевные качества с артистичностью Это большое искусство.

Милосердие врача должно отражать способность врача сочувствовать больному, его страданиям, соболезновать переживаниям его родственников. Напыщенность, искусственное величие, равно, как и подчеркиваемая снисходительность явно неуместны. Чрезмерная, нередко напускная суровость, недовольное выражение лица, резкий тон отнюдь не укрепляют авторитет врача, не вызывают симпатии. Больные и родственники хотят видеть врача внимательным и заботливым. Спешка, осмотр на ходу неизбежно влекут за собой серьёзные упущения и ошибки. Выдержка, умение владеть собой, самообладание обязательны для хирурга.

Хирург, несмотря на плотный график работы, предельно напряжённый труд, должен найти время не просто успокоить больного, а внушить уверенность в успехе хирургического лечения. «Стерильность» слова, психологическая «асептика» обязательны и необходимы также, как стерильность инструмента, шовного и перевязочного материала при операции. Тревога, страх и ожидание рокового исхода, в плену которых находится больной, плохие союзники лечащего врача. Доброжелательные взаимоотношения дисциплинируют пациентов, делают их исполнительными, уверенными в своих силах.

Из всех врачебных специальностей профессия хирурга является и самой ответственной, и самой трудоёмкой, вызывающей сильные, глубокие эмоциональные переживания и стрессовые состояния. Поэтому от хирурга требуется воля, эмоциональная устойчивость, самообладание, пунктуальность, точность сенсомоторики, высокое оперативное мастерство, совершенное клиническое мышление. С другой стороны хирург должен отличаться и большой выносливостью, т. к. специфика его деятельности требует работать столько, сколько нужно для больного, в противном случае жизнь последнего окажется в опасности. «У меня нет последнего часа работы, а есть последний больной»,-говорил врач Гиршман.. Деятельность хирурга это пример экстремальной ненормированной работы. В случае неблагоприятного исхода операции, тенденциозной позиции родственников и ближайшего окружения умершего иногда может взять верх презумпция виновности. Хирургу необходимо иметь не только терпение, но и терпимость. «Неблагодарность, с которой врач сталкивается так часто, не должна вызывать презрения к людям»,-говорил Г. Глязер. Поэтому от хирургов требуется высокий уровень профессиональной бдительности, построение своей деятельности на началах исключительной добросовестности, в точном соответствии с врачебной этикой, профессиональным долгом и гуманизмом, а в исключительных случаях и самопожертвованием. Врачебный долг не знает мелочей, он строг и нетерпим к любым погрешностям. Совестливость и порядочность, великодушие и доброжелательность, благородство и внимание, такт и вежливость во всём, что касается жизни и здоровья больного, должны выступать у врача как привычные, повседневные нормы поведения. В основе совести врача лежит принцип гуманизма. Совесть проявляется не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний. Таким образом, совесть представляет субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. В обществе требования совести у высоконравственной личности, которой является и должен являться врач, не могут означать ничего иного, кроме служения интересам людей. Поскольку врач ответственен перед обществом, он может испытывать угрызения совести, если не исполнил или неудовлетворительно исполнил свой нравственный долг перед больными.

Совесть, честь, долг –нравственные законы, на которых зиждется врачебная профессиональная деятельность.. Известный педагог Сухомлинский писал:»Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нём тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть».

Хорошо сказала о хирургической совести в простых стихотворных строчках врач Валентина Супоницкая:

Когда б хирурги на своём пути,

Ошибку сделав, гибли, как сапёры,

Им легче было б, чем перенести

Своей врачебной совести укоры.

Хотя, быть может, вины и вовсе нет,

А просто так-бессильна медицина,

Но сам перед собой держа ответ,

Себя хирург не назовёт безвинным.

А собственного строже нет суда!

Пускай ему всю эту ночь не спится,

Но должен поутру он, как всегда,

Подтянутым прийти в свою больницу.

Войти к живым, их слушать и смотреть,

Вновь руки мыть, собравши воду в горсти,

И зубы стиснув, снова встретить смерть.

И победить её в единоборстве.

В своей работе хирург должен проявлять самоотверженность и бескорыстность. Моральное удовлетворение от своей работы должно быть выше всех благ. К сожалению, в последнее время у больных складывается ложное представление о том, что результаты операции, её качество напрямую зависят от материального вознаграждения врача-хирурга, а врач в свою очередь не старается их в этом разубедить, принимая подношения, находя для этого оправдания (недостаточная зарплата и т. д.)

Хирург достигает вершин своих возможностей, когда он руководствуется высшими проявлениями бескорыстной заботы о больном человеке и притом, как об его теле, так и состояния его психики. Хирург порождает у пациента сложную совокупность разнообразных душевных переживаний. Хирург, как и любой врач, являясь интеллигентом должен иметь и высокую интеллигентность. Быть и казаться это не одно и то же. К сожалению, интеллигентность в последние годы теряет свою притягательность. Вещизм, ложная престижность, мещанство, торгашество влияют на человека. Истинный интеллигент не может поступиться истинным ради модного, не позволит ловчить, быть нечестным, не гонится за суетным мелким. Врач должен быть хорошо воспитанным человеком. Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека не трудно распознать с первого взгляда. Облик врача может способствовать взаимопониманию с больным, его родственниками и, наоборот, оттолкнуть их от врача. Аккуратность, подтянутость, чёткость, доброжелательность, точность и обязательность –вот черты, привлекающие к врачу, вызывающие к нему доверие независимо от возраста. Врач, появляющийся перед больным в грязном, мятом халате, подчас забрызганном кровью, с небритым лицом, с запахом табака, а иногда и перегара, уже вызывает у пациента внутреннее неприятие, недоверие. Как бы не говорили, но, как выглядит врач на работе, вне всякого сомнения оказывает большое воздействие на пациента. Строгий, аккуратный стиль вызывает у пациентов большее доверие, чем свободный.

Одна из наиболее тягостных сторон работы хирурга –разговор с родственниками или родителями тяжелобольного или умершего. Как это ни тяжело, разговор должен проводить оперировавший хирург, заведующий отделением, руководитель клиники. Недопустимо перекладывать его на плечи других. Ещё до операции родственники больного должны отчётливо представлять истинную опасность болезни, тяжесть состояния больного и риск предстоящей операции или обследования. Их нельзя ни преувеличивать, ни уменьшать.

Отношения хирургов между собой и с другим медицинским персоналом также содержат в себе серьёзные деонтологические аспекты. Зависть, подсиживание друг друга, личное торжество при просчёте коллеги создают крайне неблагоприятный климат в коллективе и неизбежно сказывается на результатах лечения больных. Совершенно недопустимо критиканство в адрес своих предшественников: «Кто же это смотрел Вас раньше?» или «Кто это Вас так прооперировал?»

Нормы поведения, определяющие взаимоотношения врача и больного, врачей между собой, врача и общество, вырабатывались на протяжении веков. Они закрепляются в устных и письменных положениях и приобретают черты законов и кодексов, нарушения которых являются предосудительными. Безусловно, время и состояние общества оказывают существенное влияние. Если говорить о психологических особенностях сегодняшнего пациента, то для него характерны: возросшая образованность, не всегда совпадающая с интеллигентностью, переоценка своего понимания проблем медицины, признание (и даже понимание) важности профилактики на словах и игнорирование её на деле, склонность к самолечению, обострённый интерес к ненаучным методам диагностики и лечения.

Имеются особенности и у современного врача. Это: всё больший отход от диагностики с переоценкой аппаратно-инструментальных данных, всё более выраженный, упрощённый экономический подход к врачеванию, тенденция по всё большей дегуманизации (ветеринаризации). Порой игнорируются психологические, типологические, характерологические особенности пациента, нежелание врача вникать в условия жизни больного.

Следует остановиться также на законодательном введении правовой категории услуги, что вызвало применительно к содержанию медицинской деятельности неприятие не только среди врачей, но и в среде юристов. Медицинская услуга, ранее не имевшая законодательной формы, в новых социально-экономических условиях обрела правовое содержание. Медицинские услуги могут быть платными или бесплатными для населения, но они всегда возмездны для медицинской организации и персонала, их осуществляющих. Рассматривая понятия «медицинская услуга» и «медицинское обслуживание», прежде всего, нужно перестать вкладывать в эти термины смысл некой разновидности бытового сервиса, это в интересах самих пациентов. Отношение пациента к медицинской услуге, как к бытовым услугам вызывает у медицинских работников снижение эффективности воздействий на пациента. Совершенно справедливо и мудро замечал академик :»…врачевание — сфера служения, а не обслуживания». Служение и обслуживание –слова одного корня, но насколько различны их смысловые нагрузки! Служение –это мобилизация сил и воли врача, а иногда и вдохновение на подвиг. Обслуживание –исполнение обязанностей без того огромного морального, а порой и физического напряжения, которое требуется для спасения человеческой жизни. Отдавая должное представителям многих нужных профессий (официант, парикмахер и т. д.), нельзя забывать о том, что их работу по силе напряжения ума и воли, ответственности не сравнить с работой хирурга в операционном блоке, реаниматолога в палате интенсивной терапии, врача скорой помощи и многих тысяч других людей в белых халатах. Приравнивать медицину к сфере обслуживания, к ремеслу –значит в первую очередь снижать эффективность её воздействия на больного.

Чем богаче духовный мир врача, тем большим мастерством он обладает, чем строже он придерживается морально-этических принципов и правил деонтологии, тем сильнее его благотворное влияние на больных. Такой врач по настоящему счастлив. Тысячи врачей добросовестно выполняют свой долг в разных уголках нашей Родины. Я хочу закончить стихами простого сельского хирурга Вожегодской райбольницы Вологодской области Леонида Шубина. Я бы назвал их «Исповедь хирурга».

Статья написана по материалам сайтов: diplomba.ru, www.nedug.ru, pandia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector