+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Отношение к врачебной ошибке коллеги 2019 год

В каком документе ВМА описаны обязанности врача (дата и место его принятия)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

ВМА, Венеция, октябрь, 1983

Виды ответственности за нанесение ущерба здоровью пациента. От чего зависит вид ответственности.

Первый судья врача – собственная совесть(за нарушение этических норм). Второй – медицинское сообщество, которое в лице врачебной ассоциации имеет право наложить на нарушителя взыскание в соответствии со своим уставом и иными документами.

Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и положения действующего законодательства Российской Федерации, врач несет ответственность по закону. (административную и уголовную)

Вклад В.А.Манассеина в развитие медицинской этики в России

Он основал газету «врач».где поднимались вопросы о врачебных ошибках, смертной казни,профессиональной ответственности врача.

Вклад В.В.Вересаева в развитие медицинской этики в России

В.В. Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Н.И. Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках. Свое образие книги Вересаева заключается в том, что это не записки старого, опытного врача, подводящего итоги своим наблюдениям и размышлениям, выработавшего определенные ответы на все сложные вопросы врачебной науки; это также не записки врача-философа, глубоко проникшего в суть науки. «Я, — говорит В.В. Вересаев, — обыкновенный средний врач со средним умом и средним знанием; я сам путаюсь в противоречиях, я решительно не в силах разрешить многие из тех тяжелых, настоятельно требующих решения вопросов, которые возникают передо мною на каждом шагу».

Вклад М.Я.Мудрова в развитие медицинской этики в России

Основоположник мед.этики в россии.предположил моральные качества русского врача в слове «о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача». Выделял 3 качества настоящего врача: способности, условия, желания. Черты характера врача: скромный, честный,сдержанный,опрятный, здоровый, не корыстный, не стыдится обращаться за помощью к коллегам.

Вклад Н.И.Пирогова в развитие медицинской этики в России

Поднял вопрос о врачебных ошибках. считал. что врачебные ошибки неизбежны в практике врача. Не нужно их стыдится, нужно обнародовать, чтобы другие не совершали подобные ошибки

Вклад Н.Н.Петрова в развитие медицинской этики в России

Для замены понятия «врачебная этика», выдающийся хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология»

Как должен вести себя врач по отношению к коллегам согласно Международному кодексу медицинской этики

Обязанности врачей по отношению друг к другу

— вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему;

— не переманивать пациентов у своих коллег;

— соблюдать принципы Женевской декларации, одобренной Всемирной медицинской ассоциацией.

Как должен вести себя врач по отношению к коллегам согласно Этическому кодексу Российского врача

Статья 16. Врач обязан поддерживать честь и благородные традиции медицинского сообщества.

В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его врачебному искусству.

Врач обязан делать все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе врачебных ассоциаций, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные, не применять диагностические и лечебные методы, осужденные ассоциацией врачей.

Моральная обязанность врача – блюсти чистоту рядов врачебного сообщества, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег, как свои собственные, активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

Статья 17. По отношению к коллегам врач должен вести себя так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Во взаимоотношениях с коллегами врач обязан быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым передать им свой опыт и знания.

Моральное право руководства другими врачами и персоналом дает не административное положение, а более высокий уровень профессиональной и нравственной компетентности.

Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.

Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискриминации коллег. Врач не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

Врач не может переманивать пациентов у своих коллег. Предложение безвозмездной медицинской помощи коллегам и их близким родственникам – этично и гуманно.

10. Каким видам ответственности подлежит врач за совершение врачебной ошибки. (ответственность только моральная)

За совершение врачебной ошибки врач подлежит только моральной ответственности

11. Какими тремя качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим врачом, по мнению М.Я.Мудрова

скромность, честность, благоразумия. Иметь способности, условия, желания. Хороший внешний вид, быть здоровым, сдержанность, умеренность

12. Какой из принципов является основным в модели медицинской этики Парацельса

7. Как должен вести себя врач по отношению к коллегам согласно Международному кодексу мед. Этики.

Международный кодекс медицинской этики

Принят З-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949, дополнен 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 и 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983

ОБЯЗАННОСТИ ВРАЧЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ

1. Врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

2.Врач должен не переманивать пациентов у своих коллег.

3.Врач должен соблюдать принципы «Женевской Декларации», одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.

9. Каким видам ответственности подлежит врач за совершение врачебной ошибки.

Врачебная ошибка- неправ. действие мед.работника, кот. нанесло ущерб здоровью пациента при добросовестном отношении мед. работника к своим проф. обязанностям. При этом врач испытывает только моральную ответственность, наличие невиновности врача, отсутствие отв-ти.

10. Какими тремя качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим врачом, по мнению Мудрова.

Человек должен обладать следующими качествами:

(Черты характера настоящего врача:

-сдержанный в образе жизни

— обращать внимание на внешний вид и одеваться чисто

-следить за своим цветом лица и быть здоровым).

11.Какой из принципов является основным в модели медицинской этики Парацельса?

Принцип «делай добро»

12. Качество, которым должен обладать настоящий врач, по мнению древнегреческих врачей (работа «Закон») Врач должен быть врачом не только по званию, но и на деле. Врачу должны быть свойственны «трудолюбие, презрение к деньгам, совестливость, скромность. решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку». Он должен делать свое дело «спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью».

13.Кем и когда был предложен термин «деонтология»?

Понятие деонтологии получило широкое распространение после издания в 1789 г. книги английского философа И.Бентама “Деонтология как наука о морали”.

14.Кем и когда был предложен термин «биоэтика»?

Термин “биоэтика” введен американским биологом В.Р.Поттером, выпустившим в 1969 г. книгу “Биоэтика – мост в будущее”.

16. Комиссивная и омиссивная врачебные ошибки?

По отношению к действию врачебные ошибки бывают:

Комиссивные – врач сделал что-то, но неправильно.

Омиссивные – врач не сделал что-то, а надо было.

Врачебные ошибки — неправильные действия или бездействие врача при исполнении им своих профессиональных обязанностей, не являющиеся следствием его недобросовестности и не содержащие состава преступления или признаков проступка.

17. Кто в РФ имеет право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью?

Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

18.Кто и когда предложил термин «этика»?

Термин “этика” предложен греческим философом-энциклопедистом Аристотелем (от греческого ethos – привычка, мораль, обычай)

20.Международный кодекс медицинской этики. (ВМА, Венеция, октябрь, 1983)

Обязанности врача по отношению к больному. Врач должен:

— постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;

— обращаться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за рамки его собственных профессиональных возможностей;

— хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента;

— всегда оказывать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможности других лиц сделать все необходимое.

23. Виды отвественности: административная и дисциплинарная, моральная, уголовная.

Вид ответственности зависит от вида действия, в результате которого нанесен ущерб и от тяжести нанесенного ущерба.

Это интересно:  Врачебная тайна относится к профессиональной тайне 2019 год

24. Тезис: «Врач-философ подобен Богу».

25. Медицинские последствия ятрогений –длительная утрата здоровья и инвалидизации, увеличение показателей заболеваемости, летальности.

26. Социальные последствия ятрогений – снижение авторитета медицины, недоверие к врачу, обращение в альтернативным источникам лечения, возрастание количества жалоб и исков от пациентов.

27. экономические последствия ятрогений- увеличение стоимости лечения и ухода; снижение трудоспособности, трудовые потери; затраты на социальное обеспечение.

28. Неблагоприятный исход-аномалия в клинической практике, когда врач делал как положено и никак не мог предотвратить ущерб пациенту.

Общие черты между врачебной ошибкой и неблагоприятном исходе:

-нанесение ущерба пациенту

-добросовестное отношение врача

-отсутствие какой-либо ответственности, кроме моральной.

Отличия: исходя из определений правильность или неправильность действия. Врачебная ошибка – неправильное действие врача, неблагоприятный исход – врач делал всё правильно.

29. Объективная врачебная ошибка обусловлена внешними обстоятельствами; сложностью данного клинического случая; недостаточностью научных и медицинских уровней знаний; отсутствием достаточно точных и объективных диагностических критериев; атипичностью заболевания.

30. Обязанности врача по отношению к пациенту:

— постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;

— обращаться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за рамки его собственных профессиональных возможностей;

— хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента;

— всегда оказывать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможности других лиц сделать все необходимое.

31. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

32. Врачебная ошибка – неправильное действие (или бездействие) медицинского работника, которое нанесло ущерб здоровью пациента при добросовестном отношении к профессиональным обязанностям.

33. Под врачебной халатностью следует понимать неспособность провести стандартные медицинские вмешательства при данном состоянии пациента, недостаток квалификации или небрежность в лечении больного, нанесшие прямой ущерб пациенту.

Ст.172 УК РФ дает определение халатности: «Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившие существенный вред . охраняемым законам правам и интересам граждан»

34. Преступная халатность весьма многообразна. Она может выразится: а) в недостаточном обследовании больных и невыполнении специальных диагностических исследований; б) в небрежном уходе и наблюдении за детьми; в) в несвоевременной госпитализации или преждевременной выписке; г) в недостаточной подготовке и небрежном выполнении хирургических операций и других лечебных мероприятий; д) в недостаточной организации лечебного процесса; е) в несоблюдении и нарушении различных медицинских инструкций и правил; ж) небрежное применение лекарственных веществ; з) небрежность в ведении истории болезни и другой медицинской документации; и) в невежестве.

35. Ятрогенные заболевания – любые нежелательные последствия медицинских вмешательств, процедур, которые приводят к нарушению функции органа или системы, ограничению деятельности, появлению патологических процессов, инвалидности или смерти пациента.

36. Биоэтическая модель — «Автономия личности пациента и уважение его прав»

37. «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставление». III в. до н.э.

38. Последствия ятрогений:

— медицинские (длительная утрата здоровья и инвалидность; увеличение показателей заболеваемости и летальности)

— экономические (увеличение стоимости лечения; затраты на социальное обеспечение; трудовые потери)

— социальные (снижения авторитета медицины; недоверие врачам; жалобы)

40. Статья 66. Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом медицинской организации (ее подразделения) от наблюдения и лечения пациента, если это непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.

41. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА

Утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994г.

Статья 7. Врач имеет право отказаться от работы с пациентом.

Врач может отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту в следующих случаях:

— если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;

— данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;

— врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.

Причины увеличения количества жалоб населения на халатное обращение врачей к своим профессиональным обязанностям по мнению ВМА.

Увеличение количества жалоб на халатное отношение врачей к своим обязанностям может быть связано с:

a) Увеличением объема профессиональных знаний и совершенствованием медицинских технологий, что позволяет врачам предпринимать такие медицинские вмешательства, какие были невозможны в прошлом, а это предполагает увеличение степени риска.

b) Навязыванием врачам обязанности при оказании медицинской помощи укладываться в некоторую ограниченную сумму.

c) Ошибочным смешением понятий права на получение медицинской помощи (что возможно) и права на достижение и поддержание здоровья (чего нельзя гарантировать).

d) Возбуждением средствами массовой информации недоверия к врачам, ставящего под сомнение их квалификацию, знания и поведение, что побуждает пациентов подавать жалобы на врачей.

е) Побочными последствиями оборонительной позиции», которую занимают медики в связи с увеличением количества исков.

Пути профилактики врачебных ошибок.

Полная компетентность (по отношению к имеющимся терапевтическим средствам) как высшая форма профессиональной честности;

Необходимость постоянного внимательного ухода (не только при тяжелых состояниях);

Рациональная осторожность: принося пользу, не нанеси вреда;

Способность принимать решения и брать за них ответственность даже в экстремальных ситуациях (риск в интересах пациента);

Постоянная добросовестность в отношении к профессиональным обязанностям.

В предупреждении врачебных ошибок надо исходить также из определенных критериев профессионального долга: признание ошибок и их объективный анализ; постоянное совершенствование клинического чувства врача, т.е. его способности полно и правильно оценить болезненное состояние пациента, уровень его теоретической подготовки, практического опыта, адекватности суждений, пользование техникой без преклонения перед ней и наличие этико-психологического контакта с больным.

Работа Гиппократова сборника «Наставления»

«Наставления» входят в Гиппократов сборник.

Поднимаются след-щие проблемы: вопрос о гонораре, о коллегиальности, о профессиональной независимости врача. (в интернете написано лишь, что НАСТАВЛЕНИЯ есть, и всё)

Как назвалась первая работа М.Я.Мудрова, посвященная медицинской этике

«Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача»

С чем сравнивается медицина в работе «Гиппократова сборника» «О благоприличном поведении». Что между ними общего

В работе «О благоприличном поведении» Гиппократ говорит не только о правилах

поведения врача в обществе, но и о положении медицины в системе других наук и

связи медицины с философией. «Ведь врач философ равен богу. Да и немного в

самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для

мудрости всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам,

совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение,

решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и

необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед

богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против

невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против

непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против

Советский период в развитии медицинской этики в России

Мед этика – обоснование и утверждение корпоративно-сословной морали, чуждой классовым интересам и пролетариата; новое понимание социальной роли врача, пересмотр многих этических положений его деятельности; нет курса медицинской этики; упразднено факультетское обещание.

Нравственным подвигом можно считать публикацию статьи «Вопросы хирургической деонтологии» Н.Н.Петрова.

1969 г. – конференция по проблемам деонтологии;

1971 г. – утвержден текст «Присяги врача Советского Союза»;

1993 г. – клятва Российского врача.

Субъективные врачебные ошибки

К наиболее частым встречающимся субъективным причинам врачебных ошибок относят: поверхностное, небрежное обследование; недостаточная степень подготовки врача и неуверенность его в своих знаниях; логические ошибки: поспешное обобщение, неправильное заключение, ошибочное некритическое применение аналогии; самоуверенность и т.д. Субъективные причины не могут быть этически оправданы. Когда речь идет о здоровье и жизни человека – высших его ценностях – необходимо принять во внимание даже самый минимальный риск, объективно и всесторонне измерить имеющийся риск, тщательно его контролировать, принимая все меры к его уменьшению.

Кто считается отцом античной этики и почему

Отец древней этики – Сократ; ввел понятие добродетели – направленности человека на то, чтобы делать добро.

Тактические врачебные ошибки

Неправильный выбор методов исследования для установления диагноза, а также неправильная оценка его результатов; ошибочное установление показаний и (или) противопоказаний к тому или иному методу лечения или профилактики, ошибки в организации лечебного процесса и т.д.

Технические врачебные ошибки

Неправильное выполнение диагностических или лечебных манипуляций и процедур, неправильное оформление медицинской документации и др.

Факторы формирования биоэтики

1)научно-технический прогресс и его последствия

2)развитие демократических свобод и прав личности в современном обществе, которое порождает в свою очередь большой круг биоэтических вопросов: право на жизнь или смерть, право на здоровье, права пациента и права врача и т.д.

3)наличие морального плюрализма в мультикультурном обществе

Ф-ры актуализации: медиизация (влияние СМИ на человека), глобализация биоэтических проблем, наличие и решение которых затрагивает всё человечество.

55. Характеристика патерналистской модели поведения…. Патерналистская модель(от лат. paternus –отцовский) предполагает, что врач, тщательно исследовав состояние больного, устанавливает наиболее приемлемое для каждой конкретной ситуации лечение, направленное на полное выздоровление. Последнее слово в выборе мер лечения остается за врачом. Подразумевается, что больной может быть не согласен с назначенными процедурами, однако он не вполне компетентен в этом вопросе и впоследствии поймет правильность выбора, сделанного врачом, то есть при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими показаниями предпочтение отдается последним. В рассматриваемой модели врач действует как опекун (отец), обеспечивая наиболее адекватное, с его точки зрения, лечение. Автономия больного сводится к его согласию с врачебным усмотрением.

Это интересно:  Как доказать врачебную ошибку в суде 2019 год

56. Хар-ка информационной и совещательной модели поведения. В соответствии с информационной моделью(ее можно объединить с «либерационной»)врач обязан предоставить пациенту всю существенную информацию, касающуюся заболевания. Пациент самостоятельно осуществляет выбор лечения, которому врач должен последовать, несмотря на вероятность некоторой необъективности больного. Именно на пациента в конечном счете возлагается ответственность за выбор лечения. Таким образом, концепция автономии больного по этой модели заключается в контроле за формированием врачебного решения.

Последняя из моделей – совещательная. Врач в совещательной модели действует как друг или учитель, вовлекая пациента в диалог для выявления лучшего способа действия. Он разъясняет пациенту все возможные варианты лечения и один из них, являющийся, по мнению специалиста, наиболее подходящим. Концепция автономной воли больного заключается в том, что он имеет возможность выбора метода лечения на основе детального суждения с врачом всех альтернативных вариантов и определение оптимального.

57. Что нужно, чтобы стать настоящим врачом по мнению древнегреческих врачей. Надо хорошо учиться, быть прилежным, получать зачеты и учить медэтику)

58. Что считал Пирогов по поводу врачебной ошибки.Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и её результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих. Н. И. Пирогов

59.Что такое этика? Э́тикафилософское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

60. Что такое биоэтика? Биоэ́тика наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

61. Деонтология— учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Главные вопросы медицинской деонтологии — это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

Этика взаимоотношений в медицинском коллективе

Выписка из кодекса врачебной этики

Отношения «Врач — медицинская сестра»

Этика взаимоотношений в медицинском коллективе.

В процессе своей работы врач постоянно контактирует с коллегами — со своими старшими и младшими товарищами, специалистами других профилей, врачами параклинических служб (рентгенолагами, эндоскопистами, клиническими лаборантами, иммунологами), а также с провизорами, средними и младшими медицинскими работниками. В связи с этим во врачебной профессии особую роль приобретает налаживание правильных взаимоотношений между медицинскими работниками, преемственность и слаженность а работе всех звеньев медицинской службы, от которых зависит своевременность и качество оказания медицинской помощи.

Вот почему уже в трудах Гиппократа рекомендуется в затруднительных случаях приглашать на консультацию других врачей. Обращаться за советом к коллегам и самому никогда не отказывать в бескорыстной помощи призывают врачей «Клятва российского врача» и «Клятва врача», принятая в качестве «федерального закона». В «Этическом кодексе российского врача» сказано, что «во взаимоотношениях с коллегами врач обязан быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен…»В «Международном кодексе медицинской этики» дополнительно отмечается, что «врач…должен бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане».

Таким образом, правильные взаимоотношения врачей между собой в процессе своей деятельности достигаются при соблюдении двух основных условий:

1)уважительного отношения к своему коллеге, недопущения третирования врача в присутствии больного, так как такие нарушения подрывают веру больного в своего врача и, следовательно, вредят больному;

2)обращения врача к своему коллеге за советом во всех сложных для диагностики и лечения случаях.

В самой врачебной профессии заложен принцип коллегиальности коллективизма, необходимости самого тесного сотрудничества в интересах больного. Важно считаться с мнением каждого врача, независимо от его стажа и возраста. В необходимости нормальных взаимоотношений должны быть кровно заинтересованы все члены врачебного коллектива. Больше того, для успешного выполнения своей напряженной работы врачи должны поддерживать друг друга морально, ограждать от волнений и душевных тревог. Между тем в практической работе еще нередко встречаются случаи, когда врачи недоброжелательно отзываются о своих коллегах в присутствии больных.

Одним из вариантов неправильного отношения к коллегам является распространение о них порочащих слухов, например их «врачебных ошибках», неправильном лечении. Порой такое злословие оправдывается борьбой различных клинических школ и имеет целью дискредитировать не столько конкретного врача, сколько тот или иной врачебный коллектив.

Пренебрежительное высказывание о своем коллеге, тем более в присутствии больного, является грубым нарушением врачебной этики , и во все времена осуждалось врачами и общественностью. Нарушения врачебной деонтологии несколько чаще проявляются в отношении старших товарищей к младшим. В коллективах со здоровым микроклиматом наблюдается бережное отношение к младшему коллеге, и если выявляются ошибки в диагностики и лечении, то замечания делаются в доброжелательной и корректной форме, лучше всего наедине и никогда не делаются в присутствии больного. Важное качество руководителя – умение прислушиваться к мнению младших товарищей. Такие взаимоотношения в коллективе способствуют более эффективной работе, поднимают авторитет врачей и идут на пользу больному.

Успешная деятельность в медицинском коллективе в существенной степени зависит также от слаженной работы врачей со средним и младшим медицинским персоналом. Медицинские сестры и санитарки постоянно находятся у постели больного и могут заметить такие проявления болезни, которые не наблюдал врач. Огромное количество больных было спасено только благодаря тому, что медицинские сестры вовремя заметили ухудшение в состоянии больного, что позволило своевременно оказать неотложную помощь. Вот почему врач должен налаживать и укреплять деловое и уважительное к своим помощникам и никогда не относиться к ним с позиции собственного превосходства.

Неоценимую услугу оказывают медицинские сестры и санитарки в уходе за больными выхаживания больных. Отсутствие надлежащего ухода часто сводило на нет все усилия врачей, в том числе результаты превосходно выполненных оперативных вмешательств.

Во всех затруднительных случаях врач обязан обратиться за консультацией к более опытному коллеге. Обращение за помощью к другому врачу свидетельствует не о слабой профессиональной подготовке самого врача, а напротив, о серьезном и вдумчивом подходе к выполнению своих врачебных обязанностей, об ответственности врача перед больными. Необращение врача за советом к своему более опытному коллеге в сложных для диагностики и лечения случаях является серьезным деонтологическим нарушением. Такое нарушение может иметь для больного серьезное, иногда и фатальное значение.

Выписка из Кодекса врачебной этики

РАЗДЕЛ IV. Взаимоотношения с коллегами

СТАТЬЯ 28. Во взаимоотношениях с коллегами от врача требуется честность, справедливость, доброжелательность, порядочность, уважительное отношение к знаниям и опыту коллег, готовность бескорыстно передать им свой опыт и знания.

СТАТЬЯ 29. Критика в адрес коллег должна быть аргументированной, неоскорбительной и недискредитационной. Критикуется не личность коллег, а их профессиональные действия.

СТАТЬЯ 30. Недопустимы негативные высказывания в адрес своих коллег в их отсутствие и тем более в присутствии пациентов, их родственников или посторонних лиц.

СТАТЬЯ 31. Для защиты чести и достоинства врач может обращаться в комиссию по врачебной этике и в правоохранительные органы.

СТАТЬЯ 32. Врач не вправе препятствовать пациенту в выборе другого лечащего врача. Свою профессиональную репутацию врач создает только на основе результатов работы и не должен заниматься саморекламой. Вместе с тем он имеет право на распространение информации о своих профессиональных навыках и квалификации.

СТАТЬЯ 33. Врач обязан постоянно сохранять благодарность и уважение к своим учителям и коллегам, научившим его врачебному искусству.

СТАТЬЯ 34. Врач должен делать все от него зависящее по созданию в трудовом коллективе благоприятного морально-психологического климата, активно участвовать в работе врачебной ассоциации, защищать честь и достоинство своих коллег, препятствовать медицинской практике бесчестных и некомпетентных коллег, непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

СТАТЬЯ 35. Врач обязан с должным уважением относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу, а также содействовать повышению их профессиональных знаний и навыков.

Отношения «Врач — медицинская сестра»

Психиатрическая практика в значительной степени зависит от хорошего взаимопонимания между медицинскими сестрами и врачами. Когда взаимопонимания нет или оно под угрозой, качество медицинской помощи ухудшается. Исторически сложилось так, что взаимоотношения между врачами и медсестрами приобрели статус особых отношений. Это особенно верно в рамках стационарных учреждений и при лечении лиц с серьезными психическими расстройствами, когда врач и медсестра становятся доминантной парой, влияющей на другие мультидисциплинарные взаимодействия и в особенности на характер связи с пациентами.

Это интересно:  Уголовный кодекс врачебная ошибка 2019 год

Сегодня современная психиатрия присутствует во множестве мест в дополнение к острым стационарным отделениям, в частности в районных центрах психического здоровья, домах пациентов и многочисленных отделениях в учреждениях закрытого типа и в интернатах, где заботятся о людях с психическими расстройствами. Эти разнообразные типы среды обитания человека влияют на характер взаимоотношений просто потому, что они формируют разные стили рабочих договоренностей и определяют разные роли для участников.

Как следствие, пара “медицинская сестра–врач” более не является исключительной (уникальной). Почти вся психиатрия функционирует в рамках мультидисциплинарной структуры, и взаимодействия с другими специалистами, такими как психиатрические социальные работники, специалисты в области терапии занятостью, психологи, внешние организации и лица, ответственные за комплексное обслуживание пациентов, влияют на отношения “врач–медсестра”, разбавляя их “особость”.

Изменения на рабочем месте отражены в профессиональных и институциональных (организационных) нормах (например, судебно-медицинские обязанности и рабочие смены) – именно они определяют характер взаимодействия, устанавливая ожидания и требования.

Характер образования медсестер и врачей претерпевает множество изменений, а именно границы между врачами как диагностами и назначающими лечение и медицинскими сестрами как исполнительницами распоряжений и раздатчицами лекарственных препаратов становятся менее четкими и более проницаемыми.

На отношения между врачом и медсестрой отчасти влияет то, что пациенты думают о них. Рэдклифф (2000) утверждал, что власть в отношениях опосредуется пациентом: “Если сомневаетесь, спросите пациента, кто контролирует ситуацию. Люди могут любить своих ангелов, но они испытывают благоговейный трепет перед своими врачами”. Это отражает традиционный, популярный взгляд на роль врачей и медицинских сестер. Однако ожидания пациентов относительно того, что делают и чего не делают медицинские сестры и врачи, меняются очень быстро. Рост гласности относительно врачебных и медсестринских ошибок и использование Интернета частично сняли магическую ауру и глянец с этих профессий (Stein et al, 1990).

В условиях стационара традиционные взаимоотношения менялись медленно. Институциональные и профессиональные нормы все еще предусматривают принятие решений врачами, полагаются на кодекс поведения медицинских сестер и иерархию управленческой подотчетности. Стационарное учреждение выдвигает на первый план главный аспект отношений врача и медицинской сестры – взаимозависимость. Ни один из них не может работать независимо от другого. Если психиатр является врачом с функциями должностного лица, а пациент находится в стационаре в соответствии с определенным разделом Закона об охране психического здоровья, этот психиатр зависит от медицинских сестер, поскольку они обеспечивают содержание и безопасное лечение пациента во время пребывания в больнице. Медицинские сестры полагаются на полномочия врача и судебно-медицинскую ответственность, которые должны поддерживать их и помогать справляться с ситуацией.

Тем не менее врач в психиатрии все еще сохраняет значительную власть и несет ответственность, которые влияют на взаимозависимость: например, именно он решает, официально или неофициально, какого пациента госпитализировать и какого выписать. Согласно разделу 12 Закона об охране психического здоровья от 1983 года у врачей есть специфические обязанности, которые нельзя разделять с другими профессиональными группами.

Традиционно врачей рассматривают как хранилище клинических знаний и как ответственных за то, чтобы не отставать от последних достижений науки, за передачу этих знаний не только собственным ученикам, но и медицинским сестрам, работающим в их бригаде. С точки зрения общественности, университетское образование в противоположность больничному опыту расценивается как показатель того, что врачи “образованны, тогда как медицинские сестры всего лишь прошли профессиональную подготовку” (Warelow, 1996). Поэтому подразумеваемые знания являются источником разницы во власти, что подкрепляет отношения “врач–медсестра”. Отчасти эта разница сократилась благодаря расширению университетской профессиональной подготовки медицинских сестер, как это было предусмотрено в проекте 2000 Министерства здравоохранения (United Kingdom Central Council for Nursing, Midwifery and Health Visiting, 1986). Однако некоторые критики отметили разрыв между теорией и практикой и наличие недостатков в профессиональной подготовке во время обучения, поскольку она не соответствует реальному характеру потребности в обслуживании (Department of Health, 1997). Совместное научение (с врачами и другими профессиональными группами) начинает происходить в таких областях, как законодательная деятельность в соответствии с Законом об охране психического здоровья, применение шкал для оценки состояния здоровья населения страны (HoNOS) и этические вопросы.

1. Саперов В.Н.- «Врачебная этика от Гиппократа до наших дней»,- Чебоксары,2001

2. Петровский Б.В. — «Деонтология в медицине».- М.: Медицина, 1988

Ошибки коллег и отношение к ним

Врач несовместим с анонимными письмами, наветами, повышенными амбициями, проявлениями собственной ущербности. Впрочем, не все сразу и увидишь.

Верно, в наше время медики друг другу языки не показывают. Однако охаивание своего товарища, этакое пренебрежение к тому, что сделано предшественником, его принижение осуществляют тоньше и ядовитее. Да и палитра применяемых приемов разнообразнее: от пренебрежительной ухмылки или сочувствующего вопроса к больному «где вы были раньше? » до анонимок пли использования возможностей знакомого (лучше заболевшего) литератора.

Бывает и прямолинейно: «вас неправильно лечили», без учета того, какую психотравму это наносит больному. В некоторых капиталистических странах медик-наветчик рискует пострадать материально. Мне рассказывали о случае, который произошел с одним нашим специалистом по операциям на брюшной полости, уехавшим в США. Принимая очередного пациента, которому недавно была сделана операция, врач обронил: если бы вас оперировал я, вам не пришлось бы обращаться повторно. Больной подал в суд иск на врача, который делал ему операцию. В подобных случаях Американская врачебная ассоциация создает экспертную группу для проверки жалобы. В этот раз она установила: операция была проведена правильно. И хирург предъявил иск клеветнику на сто тысяч долларов, которые пришлось оплатить.

Самореклама через средства массовой информации особенно в ходу: рассказывая о собственных успехах, попутно можно принизить своих коллег. Читающему станет ясно, откуда восходит солнце.

Весьма любопытны мысли А. Аграновского, высказанные им в письме к одному известному медику: «Но вот действительный. «нюанс», который надо бы нам с Вами заранее обдумать. Почему, скажет серьезный читатель (особливо из среды ученых людей), почему появляются публикации в широкой печати, когда нет еще их в печати специальной? Правильно ли, что о новых трудах исследователя мы должны узнавать из «Известий», а не из «Вестника. . . (или как там еще)? Боюсь, что тут мы под боем. Это действительно серьезный вопрос, а не тонкости». Думается, очень точно подмечены причины недоверия к ученым, оповещающим о своих делах прежде всего неспециалистов. Что в основе таких действий: боязнь критики или стремление к популярности? А может быть, это — реакция на установившиеся в медицине «театральные» нравы (зависть, подножки, недоброжелательность)?

А. Аграновский не случайно пишет, что это серьезный вопрос. Убежден все же, что истинный профессионализм несовместим ни с одним из этих мотивов. И еще: как кто-то заметил, талант — он с крыльями, а не с локтями. Уж кто-кто, но врач лучше всего знает не только радости нашей профессии, но и се трудности и шипы. Поэтому особенно неприятно узнавать о случаях подсиживания друг друга, кляузах, нечистоплотности. И дело не только в том, что это бьет по нервам и отнимает здоровье, но приходится задумываться и над другим: насколько такой доктор может быть честным, добросовестным и порядочным со своими пациентами?

Проблема эта волнует и зарубежных медиков. Так, английская медицинская пресса отмечает, что правовые аспекты этики общения между медработниками практически не разработаны. Речь, разумеется, не идет о тех случаях, где долг врача и гражданина обязывает вскрывать у своих коллег промахи или ошибки. Имеются в виду ситуации, когда пускаются в ход заведомые охаивание, ложь, клевета.

По моим наблюдениям, за действиями таких «борцов за правду и справедливость» нередко скрываются элементарная зависть и комплекс неполноценности, который пытаются компенсировать привлечением к себе внимания, принижением заслуг своих коллег, саморекламой.

Известному арабскому врачу Исааку Эль Израили, жившему более тысячи лет назад, принадлежит следующее высказывание: «Никогда не отзывайся дурно о других врачах, ибо каждый имеет свой счастливый и несчастливый час. Пусть прославляют тебя дела твои, а не язык! » Поначалу этот совет был принят мною безоговорочно. Любое принижение труда товарища отвратительно. Но как быть, если речь идет о необходимости дать честную оценку неправильным действиям врача, причем не перед больным или родственниками, а перед врачебным сообществом? Надо ли следовать древней сентенции? Конечно, нет.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, diplomba.ru, pavelskaz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector