Состояние деревьев и кустарников

ОБРАЗЕЦ выполнения таблицы инвентаризации с выводами

Ведомость инвентаризации зеленых насаждений

Заключение о состоянии древесно-кустарниковой растительности

В результате проведенной инвентаризации зеленых насаждений на объекта было выявлено:

Общее количество насаждений – 1195 шт., из них

лиственных пород –145 шт. ,

хвойных пород — 48 шт.;

кустарниковых пород всего 1102 шт, из них

890 шт. произрастают в стриженной живой изгороди.

Существующие деревья произрастют по периметру сквера в аллейных и групповых посадках.

Кустарниковые породы произрастают по внутреннему и внешнему периметру сквера, а также группами между деревьями.

Преобладающей породой в сквере является липа мелколистная, к ценным древесным породам относятся: дуб черешчатый 7 шт. , бархат амурский 1 шт., орех манжурский 2 шт., а также произрастают и находятся в хорошем состоянии следующие породы деревьев: ясень обыкновенный, рябина обыкновенная, береза повислая, береза бородавчатая, каштан конский, яблоня ягодная, туя западная, лиственница сибирская, ель колючая форма голубая,

Общее состояние древесных пород оценивается как:

20 шт. – 20% хорошее состояние;

56 шт. — 56% удовлетворительное состояние;

24 шт. – 24% неудовлетворительное состояние

1200 шт. – 100% находятся в удовлетворительном состоянии.

Кустарниковые насаждения произрастают группами, в стриженной живой изгороди, составляющей 70% от общего количества кустарников, а также имеют место солитерные посадки. В живой изгороди произрастают: арония черноплодная, карагана древовидная, боярышник кроваво-красный. Живая изгородь из караганы древовидной располагается по внешнему периметру сквера, имеет незначительные выпады кустарника, оценивается как 3 степень деградации. Живая изгородь из аронии черноплодной располагается по внутреннему преимерту с северо-западной части сквера, имеет выпады кустарника. Живая изгородь из боярышника кроваво-красного располагается в середине сквера и имеет 3 степень деградации. Кустарники в группах и куртинах имеют в основном 1 степень деградации.

Оценка состояния газонов и цветников

Состояние газона на территории сквера можно оценить как удовлетворительное. Напочвенный покров состоит из мятлика обыкновенного, яснотки белой, будры плющевидной, сныти обыкновенной, тысячелистника обыкновенного, овсяницы красной. Вдоль протоптанных тропинок и ближе к бордюрному камню произрастают одуванчик лекарственный, звезчатка средняя, костер безостый, марь белая, гулявник лекарственный.

Цветники имеют прямоугольную форму и располагаются в центре сквера. Цветники имеют сезонный характер, посадки выполняются из однолетников и проводится постоянный уход в течение сезона. Рисунок, цветовая гамма и подбор ассортимента цветников ежегодно изменяются.

Состояние изучаемых деревьев и кустарников и их санитарно-гигиеническая оценка

Состояние компонентов насаждений определяется оценкой жизнестойкости в условиях городской среды, особенностями роста и развития.

Таблица 1 — Шкала оценки состояния деревьев, выделяемых при характеристике ослабленных и усохших насаждений

Примечание: в различных очагах вредителей и болезней шкала конкретизируется с учетом особенностей причин ослабления деревьев и их устойчивости.

Таблица 2 — Шкала оценки состояния хворйных деревьев

Таблица 3 — Характеристика категорий состояния лиственных насаждений

Используя приведенные шкалы оценки состояния лиственных и хвойных деревьев провести оценку санитарного состояния объекта. Результаты занести в форму 4.

Форма – 4 Оценка санитарного состояния насаждений _______________

В практических рекомендациях дается заключение на основе анализа оценок и данных по проведению мероприятий: удалению, посадке и т.д. Намечаются работы по уходу за растениями (прореживание, удаление засохших ветвей, рыхление).

Какие ценные и перспективные экзоты в условиях Вашего региона Вы можете порекомендовать для лесного и лесопаркового хозяйства, для создания долговечных, устойчивых, с высокими санитарно-гигиеническими свойствами зеленых насаждений.

Подбор ассортимента декоративных древесных растений.

Для соответствующей климатической зоны подбирается ассортимент деревьев и кустарников (см. приложение «Рекомендуемые природные зоны разведения древесных интродуцентов на территории России» (Булыгин, 2001)). При этом следует обратить внимание на привлечение новых видов, в том числе хвойных, вечнозеленых лиственных, вьющихся и декоративных форм (с нетипичной для данного вида формой кроны, листьев и их окраской).

Устойчивость и долговечность крупных зеленых массивов, составляющих основу зеленых насаждений населенных мест, обеспечивают преимущественно местные древесные растения, которые длительно произрастают в городских насаждениях и не теряют своих качеств. Эти виды составляют основной ассортимент, но их разнообразие относительно невелико (от 8 до 14 видов).

В дополнительный ассортимент включают виды, обладающие высокими декоративными качествами, но менее биологически долговечные или устойчивые в данных экологических условиях. Чаще всего это интродуцированные породы, нередко и породы местные. Дополнительный ассортимент гораздо шире основного и включает большинство наиболее декоративных, часто сложно размножаемых видов. Породы такого ассортимента используют для озеленения парков, скверов или закрытых территорий различных учреждений.

В форме 5 приводятся эколого-биологические особенности выбранных древесных растений.

Форма 5 — Экологический паспорт древесных растений

Экскурсия Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии»

Данная экскурсия позволит закрепить знания учащихся по определению деревьев и кустарников в безлистном состоянии по их силуэтам и почкам.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия «Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии»»

Тема: «Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии»

Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области

Цель: научиться определять деревья и кустарники в безлистном состоянии по их силуэтам и почкам.

Продолжительность экскурсии: 2 часа.

Оборудование: дневники наблюдений, карандаши, карточки- определители веток деревьев и кустарников, вспомогательные таблицы.

1.2.Распределение учащихся на 2 группы.

1.3.Повторение правил поведения в лесу.

2.Работа с дневником наблюдений и карточками (заданиями).

3.Беседа во время экскурсии в лесу.

4.Подведение итогов экскурсии.

В начале маршрута каждая группа получает карточку с заданием.

1.Найдите деревья и кустарники, которые вы видели в сентябре. Какие изменения произошли с ними?

2.При помощи карточек-определителей веток растений распознайте деревья и кустарники.

3.Зарисуйте ветки в таблицу.

4.Обратите внимание на некоторые характерные признаки деревьев, помогающие распознать их в любое время года, даже издали.

5.На какие геометрические фигуры могут быть похожи деревья на рисунке? Подпиши названия.

Таблица для заполнения:

Название дерева или кустарника

На какие геометрические фигуры похожи деревья?

Беседа во время экскурсии.

Обратите внимание на некоторые характерные признаки деревьев, помогающие распознать их в любое время года даже, издали. Такими признаки являются: цвет коры, расположение ветвей в кроне, ее форма, наличие сережек, созревших плодов, характер почек. Легче всего узнать березу. Ее белая с черными пятнышками кора видна издали. Характерны у березы крупные боковые ветви, отходящие от ствола под острым углом. А молодые веточки у березы тонкие, свисающие вниз. На них можно заметить маленькие плотные сережки, покачивающиеся на ветру. Почки березы мелкие, заостренные, черновато-коричневые.

Нетрудно узнать зимой и липу. Сравнишь ее с силуэтами других деревьев и видишь: боковые ветви от ствола отходят поникшие, плавно – округлоизогнутые — в середине прогибаются книзу, наверху опять поднимаются. Кора на липе черная, плотная, вся в мелких трещинах. На некоторых ветках липы можно рассмотреть плодики — орешки, снабженные летучками. А у ясеня на ветвях висят целые грозди длинных, узких плодов-крылаток. Благодаря этим длинным крылаткам ясень не спутаешь с кленом. У ясеня и клена есть общая черта: все ветки у них расположены попарно.

Дуб поистине прекрасен в зимнем наряде. Косматая изморозь накипью застыла на его мощных ветвях, закурчавились в узорах пушистого инея редкие побуревшие листья – остатки летнего убранства. По этим листьям, а также по характерным очертаниям кроны всегда отличишь дуб от других деревьев.

На берегу речки виднеются своеобразные силуэты старых ив, с их толстыми невысокими стволами и большим количеством тонких, поднимающихся вверх, словно свечи, ветвей.

Рядом стоит несколько тополей. Кора на них гладкая, светло-зеленая, а почки крупные, клейкие, душистые даже зимой.

Проходя вдоль берега речки, мимо зарослей серой ольхи, на ветках которой видны многочисленные мужские сережки и черные прошлогодние женские шишечки.

Ольха чередуется с черемухой, которую мы узнаем по черным стволам и веткам, склонившимся над застывшей рекой.

Кое-где у реки встречаются осины. Гладко-зеленоватая кора их стволов внизу сплошь усажена желтовато-оранжевыми лоскутками лишайника – стенной золотянки. Часто этот лишайник виден на тонких стволиках рябин.

Ветки рябин кое-где несут на себе пучки плодоножек в виде маленького зонтика. Это все, что осталось от ярких гроздей сочных ягод, склеванных птицами. Опушка леса поросла орешником, на веточках которого видны характерные маленькие сережки, похожие на сережки ольхи.

Дальше встретился невысокий кустарник, сплошь усаженный колючками, загнутыми вниз, похожими на коготки. На одной из веточек этого кустарника сохранился сморщившийся красный плод с засохшими чашелистиками наверху. Это куст шиповника.

Дальше сплошной стеной возвышается старый сосновый бор. Стрелами уходят вверх желтоватые стволы сосен. Их пушистые светло-зеленые вершины в снегу. Слабо шумит пролетающий ветерок. Дальше лес становится гуще, темнее- начался ельник. Острые треугольные вершины елей, как зеленые маяки, ласкают глаз среди однотонной, однообразной белизны снегов. Боковые ветви елей располагаются под углом вниз, образуя плотный зеленый шатер над корнями. Хвоя ели четырехгранная, короткая, блестящая. На еловых ветках много шишек, длинных, гладких, заостренных книзу, с приятным смолистым запахом. Чешуйки их плотно сжаты, а под ними прячутся семена. На ветвях сосны можно найти шишки, различные по величине, по окраске, по месту расположения на ветвях. Одни из них расположены при основании однолетних побегов. Это шишки крупные, хорошо заметины издали. Между твердыми чешуйками у них находятся плоские семечки с прозрачными крылышками. А на самой верхушке тех же побегов, где разовьется побег будущего года, заметны мелкие серые шишечки, которые появились еще прошлой весной в виде твердых зеленых заостренных головой.

Это интересно:  Сроки побелки деревьев осенью

Подведение итогов экскурсии.

Весь собранный материал обработали на занятиях объединения. Оформили альбом «Силуэты деревьев и кустарников зимой», где поместили фотографии и рисунки обучающихся.

Тирис-Усмановская школа

Каталог статей

Чтобы не нарушить чар естественной природы,

Потребуем ум и вкус, а вовсе не расходы.

Ведь каждый сад – пейзаж, и он не повторим.

Он, скромен, иль богат – ровно любуясь им,

Художниками быть пристало садоводам!

В настоящее время проблема экологии становится все более актуальной. Современную экологию следует рассматривать как комплексную науку, которая изучает взаимоотношения организмов (человека в том числе) со средой, определяет масштабы и допустимые пределы воздействия человеческого общества на среду и выявляет пути снижения этих воздействий или их полной нейтрализации.

Ушедший 20 век впервые в истории человечества породил глобальный экологический кризис. Человечество вступило в критический период своей истории, когда оно должно выбрать свое будущее. Для того, чтобы развиваться дальше, мы должны осознать, что, несмотря на огромное многообразие культур и форм жизни, мы являемся одной семьей. Люди должны объединиться и создать новое устойчивое глобальное общество, основанное на уважение к природе.

От современной деятельности человека страдают все три составляющие окружающей нас природы: Земля – дающая пищу, вода – утомляющая жажду, воздух – необходимый нам как… воздух.

Без еды человек может существовать примерно месяц, без воды – почти неделю, а без воздуха не проживает и пяти минут. И не смотря на такую его ценность, как же безжалостно мы расходуем воздух. Автомобиль за 1000 километров пробега «съедает» столько кислорода, сколько его водитель за целый год.

Растения – единственная «фабрика кислорода» на планете, к тому же поглощающая огромные количества вредных веществ. Только 1 га зеленых насаждений очищает 18 млн. кубометров воздуха в год. Один гектар хвойного леса поглощает около 32 т пыли. Один столетний бук каждый час абсорбирует около 2, 5 кг углекислого газа, выделяя при этом 1, 7 кг кислорода. За день он производит столько кислорода, что может обеспечить потребность в нем 64 человек. Летом зеленые древесные насаждения на площади один гектар за один час могут усвоить 8 кг углекислого газа, т.е. столько, сколько его выделяют 200 человек во время дыхания.

Древесно-кустарниковая флора — один из важнейших компонентов среды и фактор ее формирования. О наличии вредных для организмов примесей в атмосфере можно судить по состоянию древесной растительности

Зелёные растения влияют на микроклимат, способствуют повышению ионизации воздуха, создают противошумовой эффект. Зелёные насаждения – мощный фактор защиты окружающей среды от вредных примесей, пыли, шума. Поэтому в больших городах, в населённых пунктах в составе зелёных насаждений должны преобладать высокоэффективные газо- и пылеулавливающие древесно-кустарниковые породы (белая акация, тополь канадский, ольха клейкая).

Зеленый массив имеет значение и для поддержания оптимальной влажности воздуха. Так, исследователи Московского НИИ имени Эрисмана установили, что один гектар растений увлажняет и освежает воздух в десять раз больше, чем гектар водного бассейна.

Растения- регуляторы температурного режима атмосферы.

Отрадно, что территория нашей школы утопает в зелени, ассортимент выращиваемых здесь растений достаточно велик. При входе во двор школы красивая аллея из декоративных цветов. Напротив школы посажены береза бородавчатая, сирень обыкновенная, ель обыкновенная, тополь черный. На пришкольном участке — плодово-ягодные культуры (смородина черная, крыжовник обыкновенный, яблоня, рябина черноплодная).

Тема работы: Изучение видового состава и экологическая оценка состояния деревьев и кустарников в окрестностях школы.

Цель работы: Изучить видовой состав деревьев и кустарников на территории школы и описать их экологическое состояние.

1) провести описание и учет видового состава деревьев и кустарников на территории школы.

2) заложить в гербарный пресс по 2 экземпляра веточек каждого вида.

3) произвести паспортизацию.

4) оформить гербарии древесно-кустарниковой растительности школьного двора.

5) составить характеристику древесно-кустарниковой растительности окрестностей школы.

6) визуально оценить деревья и кустарники по внешним признакам и определить класс состояния растений.

7) провести практическую часть исследования в соответствии с разработанным планом и методикой.

8) проанализировать полученные результаты. Сформулировать выводы исследования.

Территория нашей школы находится к югу от села Тирис-Усманово, на окраине села. К востоку от школы на расстоянии триста метров находится мастерская, а к северо-востоку — территория складов и мехтока на расстоянии ста метров. Рядом со школой с восточной стороны проходит грунтовая дорога, соединяющая село с селами Степановка-1, Зерикла, Новый-Тирис, Якупово и г. Абдулино. К северу — и северо-западу от школы на расстоянии двести метров находятся частные дома.

Физико-географическая характеристика обследуемого участка.

Географическое положение: Оренбургская область Абдулинский район село Тирис-Усманово.

Климатический пояс: умеренный.

Природная зона: лесостепная.

Краткая характеристика почвы: чернозём обыкновенный

Характер и степень увлажнения: умеренный, атмосферные осадки – дожди.

Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.

Размер площади пришкольного участка: 0,18 га.

Методика проведения исследования.

Оценку экологического состояния деревьев дендрофлоры осуществляли по методике, описанной Е.Г.Куликовой с собственными модификациями. Шкала визуальной оценки состояния растений по внешним признакам составлена в соответствии с требованиями санитарных правил в лесах РФ. При оценке состояния деревьев учитываются состояние ствола и кроны деревьев, наличие болезней и вредителей. Вариации фактора состояния оценки в баллах и шкала визуальной оценки представлена в таблице. (Приложение № 1)

Суммирование по всем факторам состояния количество баллов соответствует определенному классу состояния. (Приложение №2)

1.Изучение видового разнообразия деревьев и кустарников на территории школы.

2.Определить семейства, род деревьев и кустарников.

3.Подсчет количества деревьев и кустарников.

4.Используя таблицу, определить баллы состояния отдельных деревьев каждого вида.

По этой методике обследовала категорию состояния древесной и кустарниковой растительности. Выявила общее число растений каждого вида, определила семейство, род, вид этих растений, среди них подсчитала здоровые, поврежденные (отломаны ветви, повреждена кора, нет верхушки, спилены деревья), учитывала состояние ствола и кроны деревьев, наличие болезней и вредителей. Потом обобщила результат работы.

Обследования показали, что на территории школы произрастает 11 видов деревьев и кустарников, относящихся к 10 родам и 7 семействам.

Выявлено 211 экземпляров берез. Эти деревья высажены в один ряд вдоль школы на расстоянии 1 метра от дороги с автомобильным движением. Все деревья с высотой 5-10 метров имеют раскидистую крону. Присутствуют единичные сухие ветви. Возобновление подроста у деревьев нет. Березы находятся в хорошем состоянии. С целью придания эстетического вида ежегодно проводится обрезка.

На пришкольном участке 10 яблонь. Было обследовано 10 экземпляров.

Они высажены в один ряд. Стволы у шести экземпляров здоровые, крепкие у трех экземпляров имеются незначительные повреждения коры, а у одной яблони встречается трещины. Среди яблонь выявлено, что у одной яблони видны трещины и сломаны ветви. Из десяти экземпляров пять экземпляров находятся в хорошем состоянии, четыре экземпляра – в удовлетворительном состоянии, один экземпляр – в очень плохом состоянии. Результат обобщила в таблице (приложение №3)

Выявлено 8 экземпляров тополя. Один экземпляр значительно угнетен, он полностью высох. Причина — на этом дереве прикреплен скворечник. У другого тополя в кроне обнаружены сухие ветви, остальные находятся в удовлетворительном состоянии. Листья повреждены вредителями, но тлей не обнаружено.

На пришкольном участке растет 43 кустов чёрной рябины , 30 кустов смородины и 9 кустов крыжовника. Все они находятся в удовлетворительном состоянии и ежегодно дают плоды. Плоды собираем, сушим и сдаем в столовую для питания школьников.

Биологические особенности плодово-ягодных культур и деревьев.

Природа является неисчерпаемым источником ценных плодовых и ягодных культур. На пришкольном участке произрастают такие плодовые и ягодные культуры, как яблоня, черная смородина, черноплодная рябина, крыжовник. Весной 2005 года посадили 62 куста вишни. Эти культуры стали ценными продуктами в питании человека. Плоды их представляют богатейший источник различных легкоусвояемых сахаров, витаминов, микроэлементов и минеральных солей. Плоды многих культур обладают высокими лечебными свойствами и широко используются в фармацевтической промышленности и народной медицине.

Это интересно:  Как правильно пилить деревья

Черноплодная рябина. Это кустарник высотой до 2-3 м., хорошо растет на богатых плодородных почвах, не выносит карбонатности и засоления почвы. Черноплодная рябина требовательна к влажности почвы, светолюбива. Суровые зимы плодовые почки и ветви могут подмерзнуть. Плодоношение начинается на третий – четвертый год.

Черная смородина. Многолетний кустарник высотой 1,5-2 м. Надземная часть куста представлена разновозрастными ветвями от 1 до 6-7 и более лет.

Крыжовник. Кустарник высотой до 0,7 – 2 м. Кусты более долговечны, чем у смородины. Крыжовник – скороплодная культура, первый урожай дает на второй — третий год после посадки. Цветки у крыжовника собраны в двух – трехцветковую кисть. Ягоды очень разнообразны по окраске, размеру и вкусу. Они гладкие или опушены простыми железистыми волосками. Крыжовник менее зимостоек, чем смородина. Морозы в 30 0 С уже вызывают подмерзание ветвей, не укрытых снегом. Сильная жара задерживает рост растений. Крыжовник — светолюбивая культура. Хорошие ежегодные урожаи дает на достаточно окультуренных рыхлых почвах.

В озеленении территории школы широко использовалась берёза.

Берёза – одно из самых красивых наших деревьев.

Белые с чёрным рисунком стволы берёз имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты создаются особые красящие вещество – бетулин. Береста – защитный покров дерева. Она непроницаема для воды и газов.

Берёза цветёт весной в то время, когда у неё только начали распускаться почки, а листья ещё совсем маленькие. Цветение деревьев заметить не трудно – с ветвей свешиваются вниз длинные желтоватые серёжки, очень похожие на те, что мы видим у орешника. Это маленькие соцветия, состоящие из множества тычиночных цветков.

В серёжках вырабатываются большое количество жёлтой порошкообразной пыльцы, которая далеко разносится ветром.

Жёлтые серёжки гораздо мельче мужских, зеленоватые малозаметные, толщиной не более спички. Он содержит множество мельчайших женских цветков, состоящих только из одного пестика. После цветения эти серёжки сильно разрастаются, превращаясь в небольшие зелёные цилиндрики. В конце лета разросшиеся серёжки становятся бурыми и начинают рассыпаться на отдельные части – трёхлопастные чешуйки и крошечные перепончатые плоды. Плоды берёзы настолько малы, что едва видны простым глазом. В центре плода располагается вытянутое семя, по бокам два овальных крылышка, представляющее собой тончайшие плёнки. Благодаря своему ничтожному весу и плёнчатым крылышкам плод берёзы может распространяться ветром на значительное расстояние.

Древесина ели светло-жёлтого цвета, лёгкая, мягкая, хорошо раскалывается, но в прочности уступает сосне. Она высоко ценится как строевой и поделочный материал. Еловый лес даёт резонансную древесину для музыкальных инструментов, вот почему её часто называют музыкальным деревом. Из хвои добывают эфирное масло. Еловая смола – ценное сырьё для химической, лакокрасочной, мыловаренной промышленностей.

Тополь – род листопадных деревьев, семейства ивовых. Отличается необычайной быстротой роста, деревья крупных размеров (25-30 м), ствол сравнительно стройный, со светло-серой кроной, крона раскидистая, листья чаще яйцевидные; тополь неприхотлив, легко размножается семенами и черенками.

Тополь – растение двудомное, цветёт ранней весной до распускания листьев, серёжки красные у мужских экземпляров, жёлто-зелёные у женских. После опыления через 1,5-2 месяца образуется белый пух.

Тема исследовательской работы показалась мне очень интересной, поскольку проблема экологии очень меня волнует и хочется верить, что наше потомство не будет так подвержено негативным факторам окружающей среды, как в настоящее время. Нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать. Проводив исследовательскую работу, я выявила видовой состав деревьев и кустарников на территории школы и пришла к выводу, что они находятся в удовлетворительном состоянии. Также, изучая дополнительную литературу, я узнала о биологических особенностях плодово-ягодных культур, ознакомилась с мерами борьбы по защите сада от вредителей и болезней. На основе проделанной работы я предлагаю следующие рекомендации:

— растения нуждаются в удобрениях, поэтому необходимо проводить подкормку (корневую — внесением в почву или внекорневую — путем опрыскивания листьев растений);

-в сухие и жаркие летние месяцы желательно проводить освежающие орошения кроны деревьев, т.к. омытые листья лучше усваивают углекислоту;

-почву под корнями деревьев и кустарников желательно периодически рыхлить;

-если появилась ранка на коре, ее необходимо закрашивать садовой замазкой или масляной краской;

-для предохранения коры (особенно молодых саженцев) от солнечных ожогов ранней весной (в начале апреля, иногда в марте) стволы и крупные ветви побелить известью;

— вместо высохших деревьев посадить молодые саженцы, используя виды, имеющие высокий выход фитонцидов;

— подбирая породы при озеленении, помните о климатических условиях.

Желательно выращивать в нашем крае из лиственных: березу бородавчатую, вяз обыкновенный, иву белую, плакучую, клен остролистный, черемуху, яблоню сибирскую; из хвойных: ель обыкновенную, лиственницу, сосну обыкновенную; из кустарников: акацию желтую, клен татарский, розу (шиповник) морщинистую, смородину золотистую.

Многие растения обладают отпугивающим действием, например, помидоры. Опытные садоводы высаживают помидоры в междурядьях яблонь и крыжовников. Также лук и чеснок высаживают между рядами смородины, против почковых клещей.

Живя на природе, учимся понимать и стараемся разгадать ее, хотя это дается не очень просто, а самое главное, по- настоящему начинаешь любить ее.

Ты, человек, любя, природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить не спеши.

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напрополую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую-

Нас много, а она одна.

1. Губанов И.А. Новиков В.С. Тихомиров В.Н. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР. М. «Просвещение» 1981.

2.Мишакова В.Н. Биологическое краеведение. Оренбургское издательство ОИПКРО. 1993.

3.Рыкалин Ф.Н. Садоводство. Куйбышев. Книжное издательство 1987.

4.Самкова В.А.Экологический практикум. «Город, в котором я живу» Биология в школе.№5 2002.

5.Тутаюк В.Х. Анатомия и морфология растений. Москва. « Высшая школа» 1980.

6.Хотулева О.В. Колонцов А.В. « Экологическая оценка состояния деревьев в городе» Биология в школе №5 2005.

7.Хржановский В.Г. Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М. «Высшая школа»1979.

Исследовательская работаИЗУЧЕНИЕ ВИДОВОГО СОСТАВА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА И ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЬНОГО ДВОРА

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ДМИТРИЕВКА

НОВОУЗЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙОБЛАСТИ»

На конкурс: XXIII областная экологическая

научно- практическая конференция 2017 г.

ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВОГО СОСТАВА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ

И КУСТАРНИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

И ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЬНОГО ДВОРА

ученик 8 класса

МОУ СОШ с. Дмитриевка

Требунская Александра Николаевна

Егорова Татьяна Павловна

1.3 Основные формы озеленения территории школы . ………..……………….6

1.4 Видовой состав деревьев и кустарников. ……………………………………..7

1.5 Болезни зелёных насаждений……………………………………………. 7

Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши растения, водоёмы, землю, воздух от оскудения, надо знать природу, глубоко понимать её законы и истинную ценность. В решении вопросов улучшения и охраны окружающей среды большую роль играют зеленые насаждения .[1]

Территория нашей школы утопает в зелени, видовое разнообразие выращиваемых здесь растений достаточно велико. При входе во двор школы красивая аллея из декоративных цветов. Напротив школы посажены береза бородавчатая, сирень обыкновенная, сосна обыкновенная, тополь пирамидальный, плодово-ягодные культуры (смородина черная, вишня, рябина черноплодная). Пришкольный участок и территория школьного двора для учащихся являются не только местом отдыха и производительного труда, но и местом проведения исследований, наблюдений и экспериментов. (фото 1-4) Озеленение изучаемой территории очень важно с точки зрения:

эстетической (так как это излюбленное место отдыха учащихся);

улучшения микроклимата (благодатная тень в летнюю жару);

снижения скорости ветра, уровня шума;

увлажнения и очищения воздуха;

регуляции температуры воздуха;

дополнительного климатического и лечебного фактора (большинство деревьев фитонциды).

Таким образом, тема исследования « Изучение видового состава и экологическая оценка жизненного состояния деревьев и кустарников пришкольного участка и территории школы» является актуальной.

Это интересно:  Садовник высадил в ряд саженцы 10 деревьев

Цель : Изучение видового состава деревьев и кустарников пришкольного участка и территории школы, описание их экологического состояния.

1. изучить научную литературу по данной теме;

2. определить видовой состав древесно-кустарниковых растений, используемый в озеленении территории школы;

3. оценить жизненное состояние деревьев визуальным методом по наличию разных повреждений; выявить болезни зелёных насаждений, определить тип и степень повреждения древесных растений.

4. произвести статистическую обработку данных, сделать подсчёт по всем типам повреждений.

Гипотеза: сохранение растений, увеличение количества зелёных насаждений, озеленение территорий — необходимые условия, обеспечивающие существование всех живых организмов в том числе и самого человека. [2]

1.1 Окружающая среда и растения .

Село Дмитриевка Новоузенского района расположено на юге-востоке Левобережья Саратовской области.

Преобладают светло – каштановые почвы. Засушливый климат. Лето очень жаркое, недостаточное количество осадков в течение года, часто дует юго– восточный ветер, в тёплое время года пыльные бури. Эти условия оказывают значительное влияние на жизнь растений. Основу естественной растительности составляют злаковые травы. Но на территории села местное население прилагает немало усилий для озеленения, используя различные сорта древесных, кустарниковых и цветочно — декоративных культур, устойчивых к климатическим условиям .[4]

1.2 Роль зеленых насаждений.

Растения выполняют многие важные функции: создают микроклимат, ионизация воздуха, противошумовой эффект, выделяют фитонциды, фильтруют воздух, оказывают эстетическое и познавательное воздействие, формируют ландшафты. Древесные насаждения очищают воздух от пыли, вредных газов. Хвойные деревья выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Содержание пыли на озелененной улице в три раза меньше, чем на улице без деревьев. Акация, вязь, клен, осина, сосна – активно усваивают угарный газ. [8]

1.3 Основные формы озеленения территории школы .

Озеленение школьной территории прежде всего служит целям эстетического и трудового воспитания учащихся. На территории много газонов и клумб с цветочными растениями, но основную часть составляет древесная и кустарниковая растительность. Деревья и кустарники растут на переднем плане школьного участка, вокруг здания школы. Основу составляют древесные насаждения, живые изгороди из кустарниковой растительности, небольшую часть составляют клумбы с цветочно – декоративной растительностью.

1.4 Видовой состав деревьев и кустарников.

Видовой состав древесных растений, используемых в озеленении:

— лиственные: вяз, акация, берёза, дуб, каштаны, клен , ива, тополь;

— фруктовые: слива, вишня, абрикос, тёрн, яблони;

— кустарники: сирень, смородина, спирея.

1.5 Болезни зелёных насаждений.

У древесных растений встречаются следующие заболевания:

— неинфекционные – вызванные почвенно – климатическими условиями, механическими повреждениями;

— бактериальные – опухоли, гнили, пятна;

— вирусные – скрученные листья, изменение формы и цвета побегов, листьев;

— грибковые – пятнистость, налёты, трутовые грибы, шляпочные грибы из-за запылённости и загрязнённости стволов .[3]

2. Материал и методика исследования

Место исследования – пришкольный участок и территория школьного двора МОУ СОШ с. Дмитриевка. ( Фото3,4)

Общая площадь территории школы составляет более 2,0 га

Площадь, используемая для озеленения школы, составляет 1,2 га, 65 %.

Исследования проводились с апреля 2014 года по ноябрь 2016г.

Объект исследования: деревья и кустарники

Оценку экологического состояния дендрофлоры, осуществляли по методике, описанной Е.Г.Куликовой, с собственными модификациями. [9] Во время исследований пользовался таблицами: «Шкала визуальной оценки состояния растений по внешним признакам», «Определение класса состояния деревьев», использовал методику определения диаметра ствола и высоты деревьев.(Фото5) При оценке состояния деревьев учитывались состояния ствола и кроны деревьев, наличие болезней и вредителей, величина ежегодного прироста, структура и степень развития кроны, высота деревьев. Вариации фактора состояния оценивались в баллах. ( Таблица 1,2,3,)

1. Определили видовой состав и количество деревьев и кустарников, используемых в озеленении.

2. Оценили жизненное состояние деревьев визуальным методом по наличию разных повреждений.( Фото 6,7)

3. Результаты собственных исследований.

По результатам работы составлен паспорт зелёных насаждений.

1. Общее количество деревьев, растущих на территории школы, составляет – 161, кустарников-69. Основную массу составляют деревья среднего возраста. Старые деревья — это вязы, их-28), но немало и молодых саженцев (акации-35).

2. Видовой состав деревьев, используемых в озеленении школы, составляют: хвойные (сосна); лиственные (вязь, берёза, каштан, дубки, акация, клён, ива, тополь), фруктовые деревья: вишня, слива, тёрн. ( Таблица 4,5 ).

3.При проведении исследований были обнаружены различные виды повреждений деревьев и факторы воздействия на них человека (Таблица 6).

— растрескавшаяся, повреждённая кора;

— засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;

— формирование и наличие дупел;

— вышедшие на поверхность корни;

— антропогенное воздействие: гвозди, мусор, краска, надписи, вырезки, провода.

4. При определении зависимости состояния деревьев от их месторасположения и по типам насаждений мы выяснили следующее. Там, где деревья растут группами или одно рядовые насаждения, но соблюдены все условия при посадке (расстояние, освещённость, влажность), состояние деревьев хорошее (акация, берёзы, вишня).

5.Имеются деревья в удовлетворительном состоянии, при посадке молодых саженцев которых не были соблюдены соответствующие условия : близкое расстояние, слабая освещённость, излишнее затемнение более высокими деревьями (сосны, каштаны, клёны, тополь, ива). ( Таблица 7,8)

6. Деревья (вязы) находятся в угнетённом состоянии, их возраст более 50 лет и на них обнаружены все виды повреждений (растрескавшаяся кора, засохшие и сломанные ветви, наличие дупел). Есть единичные экземпляры деревьев (вяз, тополь) подвергшихся антропогенному воздействию (надписи, вырезки ). На 14 деревьях вяза обнаружены вредители-насекомые. Листовая пластинка состояла только из жилок. Часть листвы была опавшей. У 4-х вязов и 3-х тополей вдоль стволов тянуться крупные продольные трещины, возможно они вызваны воздействием низких температур («морозобоины»).

7.Нами были обнаружены деревья (берёза, вишня, тёрн), на которых имелись грибы-трутовики.

8.Необходимо отметить слабый рост сосны. За 18 лет-5-6м. Основная причина: близкое расстояние между деревьями, слабая освещённость, состав почвы, недостаток влаги в летний период.

9. На 8 деревьях каштанов и 4 соснах были видны пожелтевшие края листьев и хвои — эти повреждения указывают на недостаток в почве минеральных удобрений (азота, фосфора, калия). У клёнов, ивы отмечены сухие и сломанные ветви. Возможно, они вызваны воздействием сильного ветра. Наблюдается искривление ствола.

10. Величина прироста не одинакова у разных деревьев и колеблется от одного до четырёх дюймов, возобновления подроста у деревьев нет.

11.Все деревья высотой 2 – 3 метра имеют либо коническую, но деформированную крону, либо округлую или зонтиковидную.

1. Определён видовой состав древесно-кустарниковой растительности на территории школы. Он характеризуется большим разнообразием. (Для нашей местности.)

2. Общее экологическое состояние деревьев и кустарников удовлетворительное (Жизненное состояние деревьев хорошее- 27 %, кустарников- 10%,удовлетворительное -56%, кустарников- 90%, плохое состояние деревье-17 %.)

3.Изучив дополнительную литературу, я узнал о биологических особенностях многих древесных и кустарниковых пород, ознакомился с мерами борьбы по защите зелёных насаждений от вредителей и болезней.

Используя научную литературу, результаты своих исследований, определил рекомендации, которые необходимы для работы по улучшению жизненного состояния деревьев и кустарников:

— растения нуждаются в удобрениях, поэтому необходимо проводить подкормку (корневую — внесением в почву или внекорневую — путем опрыскивания листьев растений);

-в сухие и жаркие летние месяцы желательно проводить освежающие орошения кроны деревьев, т.к. омытые листья лучше усваивают углекислоту;

-почву под корнями деревьев и кустарников желательно периодически рыхлить;

-если появилась ранка на коре, ее необходимо закрашивать садовой замазкой или масляной краской;

-для предохранения коры (особенно молодых саженцев) от солнечных ожогов ранней весной (в начале апреля, иногда в марте) стволы и крупные ветви побелить известью; [6]

— вместо высохших деревьев посадить молодые саженцы, используя виды, имеющие высокий выход фитонцидов;

— подбирая породы при озеленении, помнить о климатических условиях.

Желательно выращивать в нашей местности из лиственных: вяз обыкновенный, иву плакучую, клен остролистный, черемуху, яблоню сибирскую; из хвойных: сосну обыкновенную; из кустарников: акацию желтую, клен татарский, розу (шиповник) морщинистую, смородину золотистую.

Многие растения обладают отпугивающим действием для вредителей, например, помидоры. Можно высаживать помидоры в междурядьях яблонь . Также лук и чеснок высаживать между рядами смородины, против почковых клещей. [5]

Продолжить наблюдение за жизненным состоянием всех деревьев и кустарников, особенно имеющих повреждения, регулярно, весной и осенью высаживать новые саженцы; (Фото 8,9)

— увеличить видовое разнообразие древесных пород;

— следить за состоянием хвойных, лиственных и фруктовых деревьев;

— своевременно проводить обрезку деревьев, удалять сухие ветви;

— вести борьбу с вредителями;

-обратиться к школьникам, работникам школы и местным жителям с просьбой бережно относиться к окружающим их растениям;

— проводить в школе «День Земли», акции «Посади дерево», конкурс «Самый зелёный участок», которые сопровождаются посадкой новых деревьев, кустарников, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений.

Статья написана по материалам сайтов: mydocx.ru, stydopedia.ru, kopilkaurokov.ru, usmanovo.ucoz.ru, infourok.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий