Окружающий мир определяем хвойные деревья

Презентация и конспект к уроку окружающий мир — 1 класс — Школа XXI века»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

хвоя хвоинки хвойные деревья

Зимой и летом одним цветом

Тема урока: «Хвойные деревья»

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Хвойные деревья»

Цели: — выявить особенности хвойных деревьев, их отличия от лиственных;

— развивать мышление, наблюдательность, описательную речь;

— воспитывать экологическую культуру у младших школьников.

1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности.

-Я рада нашей новой встрече,

Быть с вами нравится, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Подумайте, что нам необходимо для успешной работы на уроке? (внимание, знания, дружба, умение правильно выражать свои мысли и т. д.)

-Предлагаю пожелать друзьям удачи.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

А) Задание «Соображалки». Индивидуальная работа по карточкам.

-Многие из вас очень наблюдательны, умеют сравнивать. Перед вами таблицы с изображением растений и их веточек с плодами. Соедините карандашом растение с его веточкой и напишите его название(2 ученика работают у доски).

-Проверим работу. Что объединяет эти растения? (это деревья) Разделите деревья на 2 группы. Какие группы получились? (лиственные и хвойные деревья)

Б) Речевая разминка. Рабочая тетрадь с. 43

-Объясните, почему так говорят: «Ёлочка-иголочка» (слайд № 1);

«У сосны листочки-хвоинки» (слайд № 2);

«Зимой и летом одним цветом» (слайд № 3). О чём эта загадка? (о хвойных деревьях: сосне и ели)

— Чему же будет посвящён наш урок? Какова его тема, сформулируйте. (слайд № 4)

3. Постановка учебной задачи.

-Каким же цветом ель и сосна круглый год? Почему? (слайд № 5) Кто согласен с утверждением, что эти деревья никогда не сбрасывают свою зелёную хвою? Кто не согласен?

-У нас возникли разногласия. Обратимся к нашим «Знатокам» (несколько учащихся дома самостоятельно готовили учебный материал к уроку). (Хвойные же деревья, такие как ель или сосна, сохраняют свой зеленый покров круглый год. Но на самом деле эти деревья меняют его на протяжении всей своей жизни, постепенно избавляясь от ненужной хвои в тот момент, когда это необходимо именно дереву. Связано это с особенностями протекания обмена веществ, присущими только данной разновидности деревьев.)

-Мы узнали, почему хвойные деревья зелены всегда. Кто из вас считает, что все хвойные одинаковы? Кто думает, что существуют различия? (слайд № 6) Определим кто прав в ходе практической работы.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Практическая работа в группах по 4 человека (веточки и шишки сосны, ели) по заданиям учебника с. 7, обсуждение вопросов.

1 группа: — Вы сравнивали ветки ели и сосны. Чем они похожи? Чем различаются? (Сожмите веточки. Что заметили? Веточки какого хвойного дерева более мягкие? Более колкие?)

2 группа: — Есть ли на них листья? Какие они?

3 группа: — Какие шишки у сосны?

4 группа: — А какие шишки у ели?

5 группа: — Имеется ли хоть какое-нибудь сходство у шишек изучаемых нами деревьев?

6 группа: — По какому признаку ещё можно различать эти деревья? Внимательно рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как располагаются ветки на стволе?

-Есть ли ещё отличия? «Знатоки» дополняют информацию. Итак, кто теперь убеждён, что различия между хвойными деревьями существуют?

Во дворе стоит сосна

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнуться взад, вперёд,

Ветер их качает, гнёт

Будем вместе приседать:

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

У меня длинней иголки,

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке . (сосна)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдёшь гулять и встретишь:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (ель)

— Кто знает, что это за дерево?

Есть у родственницы ёлки

Но в отличие от ёлки –

Опадают те иголки. (лиственница)

— Среди хвойных есть необычное дерево, сейчас мы о нём подробно узнаем, прочитав статью учебника с. 8. Ученики вслух читают рассказ «Лиственница сибирская».

-Какая главная особенность лиственницы? Как понимаете слово «долгожитель»?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа учащихся по 2 человека: выполнение задания по применению нового знания (тест), самопроверка, самооценка работы.

  1. К какой группе растений относится ель? (травы, деревья, кустарники)
  2. Как правильно назвать лист хвойного дерева? (колючка, иголка, хвоинка)
  3. Какие плоды у хвойных деревьев? (ягода, цветок, шишка)
  4. Как называется еловый лес? (ельник, сосняк, пихтач)

7. Включение в систему знаний и повторение.

— работа в тетради с. 43.

— Знаете ли вы, ребята, жизнь каких птиц связана с хвойными деревьями? Хотели бы узнать? (слайд № 7) Об этой и других птицах, их взаимосвязи с деревьями мы будем говорить на следующем уроке, можно дома подготовить дополнительный материал.

8. Рефлексия учебной деятельности.

-Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу? Что интересного из урока расскажите, придя сегодня из школы, своим родителям?

-Домашнее задание, как всегда, выбирает каждый сам:

приготовить сообщение о деревьях, птицах;

написать письмо «лесному» другу;

составить кроссворд по теме урока для разгадывания в классе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация знакомит учащихся с особенностями хвойных деревьев, а также их использованием в хозяйстве. Презентацию можно использовать на уроках по изучению окружающего мира в 1-2 классах.

Урок расширяет знания учащихся о значении хвойных деревьев в жизни человека. .

Конспект урока и презентация по теме «Хвойные деревья», 1 класс, УМК «Начальная школа ХХI века».

Урок » открытия нового знания». Данный урок предполагает осознанное вхождениеучащегося в пространство учебной деятельности по » открытию» нового знания.

Тип урока урок-наблюдение. На уроке дети рассматривают ветки хвойных деревьев и делают выводы.

Данное пособие включает в себя разработку урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Хвойные деревья Кемеровской области», методические рекомендации, дидактический и занимательный материал.Пред.

Эту презентацию можно использовать в качестве наглядного материала при изучении в 1 классе темы «Хвойные деревья нашего края».

Урок по окружающему миру «Лиственные и хвойные деревья»

Конспект урока формирует у учащихся 1-го класса понятия лиственные и хвойные деревья, показывает роль человека в жизни растений. Учит классифицировать, воспитывать бережное отношение к растениям своего края.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру «Лиственные и хвойные деревья»»

Мамутова Майре Рефатовна

МБОУ «Родниковская школа – гимназия». Республика Крым.

1 класс. Окружающий мир

Окружающий мир. 1 класс

Тема: Лиственные и хвойные растения

Цель:дополнить и расширить представления первоклассников о хвойных и лиственных растениях; учить различать хвойные и лиственные

деревья; развивать наблюдательность, умений анализировать,

сравнивать, делать выводы; прививать любовь к предмету.

Оборудование: карточки с изображением пяти растений, рисунки с изображением листа и хвоинки, веточки лиственного и хвойного дерева, шишки ели и сосны, разрезные рисунки-пазлы с изображением деревьев.

Повторение изученного на предыдущем уроке.

А) Фронтальный опрос.

Что изучали на предыдущем уроке?

На какие виды делятся растения?

По каким признакам мы определяем, что перед нами дерево?

Как доказать, что куст – это куст?

Чем отличается травянистое растение от куста или дерева?

Б) Работа в парах. Дети получают конверты с изображением растений. Дети называют эти растений и определяют лишнее среди них.

В) Дидактическая игра «Продолжи ряд».

Я буду называть растения одной группы, а вы продолжите его.

Дуб, липа, тополь, … , … , … .

Смородина, сирень, калина, … , … , … .

Подорожник, барвинок, колькольчики, … , … , … .

Мотивация учебной деятельности

Кто из вас бывал в лесу?

Какие деревья рас тут в лесу?

А что еще растет в лесу?

Как называется лес, в котором рас тут только сосны?

Как называется лес, в котом рас тут только березы?

Актуализация опорних знаний. Сообщение темы и задач урока.

Отгадайте загадку. «ЭИМОЙ И ЛЕТОМ ОДНИМ ЦВЕТОМ» (ель)

Почему ель круглый год одного цвета?

На уроке мы узнаем, как называется группа растений, к которой относится ель, есть ли у нее листя, меняет ли свой наряд красавица ель в течение года?

Первичное восприятие и осознание нового материала

Дидактическая игра «Собери картину»

(хвойный лес и лиственный лес)

Какие деревья растут в этих лесах?

Как называются деревья, которые рас тут в этих лесах?

Сравните веточки с двух деревьев.

По форме листьев дервья и кусты делятся на лиственные и хвойные. Лиственные деревья и кусты – это береза, дуб, липа, клен, яблонька, груша, смородина, орешник, сирень. На веточках у них рас тут листья разного размера и разной формы.

А у хвойных деревьев и кустов – ели, сосны, можжевельника – вместо обычных листочков – иголочки, которые называются хвоинками. Отсюда и название – хвойные растения.

Это интересно:  Когда производить обрезку деревьев

Когда опадает листва у лиственных растений?

А когда появляется?

А хвойные растения – неужели они вечно в одной и той же одежде ходять?

В отличии от лиственных растений хвойные меняют свою одежду понемногу, но постоянно. На месте опавши хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что с елкой или сосенкой никаких изменений не произошло.

Рассмотрите рисунок с изображением лиственницы.

-Какое это растение: лиственное или хвойное?

Лиственница единственное вечнозеленое дерево, которое сбрасывает свои листочки-хвоинки осенью. Хвоинки осенью желтеют и опадают, как и листья лиственных деревьев.

Какие еще есть хвойные растения?

А где находятся семена у хвойних растений?

6. Практическая работа.

— Раскройте шишку и найдите семена.

— Почему они скрыты в чешуйках шишки?

— Для чего нужны семена?

Закрепление и осмысление знаний

Работа с учеником.

Работа с тетрадью. С.23.

Ртгадайте загадку. С елью стройной мы родня.

Обе зелены и колки.

Но длиннее у меня

И назване и голки. (Сосна)

Чем ветка сосны отличается от ветки ели?

Обобщение и систематизация знаний. Слушание стихотворения

Дидактическая игра. Хвойные, лиственные растения

7. Рефлексия учебной деятельности.

— Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу?

— Что интересного из урока расскажите, придя сегодня из школы, своим родителям?

8. Домашнее задание: приготовить сообщение о деревьях;

составить кроссворд по теме урока для разгадывания в классе.

Конспект урока по окружающему миру «Хвойные деревья»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

ТЕМА: «Конспект урока по окружающему миру

в 1 классе по теме: «Хвойные деревья»,

автор учебника Виноградова Н.Ф.

Выполнил: Фоминых Ирина Викторовна

учитель начальных классов

План — конспект урока по окружающему миру в 1 классе

(1 класс, «Начальная школа ΧΧΙ века»;

«Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

1. Фоминых Ирина Викторовна

2. Место работы: МБОУ «СОШ №4» города Сосновый Бор Ленинградской области

3. Должность: учитель начальных классов

4. Предмет: окружающий мир

6. Тема: «Хвойные деревья».

7. Базовый учебник:»Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 1 класса четырёхлетней начальной школы;

ч. 2 стр.7 — 8; М. Издательский центр «Вента — Граф», 2012г.

Рабочая тетрадь: «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 1 класса четырёхлетней начальной школы; стр. 43; М. Издательский центр «Вента — Граф», 2014г.

— познакомить с многообразием хвойных деревьев, выявить особенности хвойных деревьев, их отличия от лиственных;

— развивать мышление, наблюдательность, описательную речь, практические навыки работы в паре;

воспитывать экологическую культуру у младших школьников.

обучающие: познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи;

— развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

— воспитательные: содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний;

формирование навыков культурного общения.

10. Тип урока: урок формирования первоначальных знаний.

11. Формы работы учащихся: работа с интерактивной доской, беседа, работа с учебником, моделирование, работа в тетради, игровая ситуация, работа в парах и группах.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска; учебник “Окружающий мир”

Н.Ф. Виноградова (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), рабочая тетрадь «Окружающий мир»

Н.Ф. Виноградова; коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), ветки сосны, ели для каждого ребёнка, таблицы с изображениями сосны, ели, лиственницы, кедра, кедровые орешки, кедровые шишки.

Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.

Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.

Коммуникативные УУД . Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

1. Организационный момент

Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности

— Прозвенел звонок на урок.

Добрый день, ребята!

— Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу успеха, чтобы каждый в конце урока мог сказать: » Я знаю….. я умею…»

-Подумайте, что нам необходимо для успешной работы на уроке?

(Быть внимательным, активным, самостоятельным, знания, дружба, умение правильно выражать свои мысли и т. д.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

— Многие из вас очень наблюдательны, умеют сравнивать.

1 . Рассмотрите картинки:

— Назовите одним словом эти предметы ( растения)

— Распределите растения на 3 группы.

— Проверим работу. Какие группы получились? ( Деревья, кустарники, травы )

— Перечислите травы ( луговая трава, земляника ).

— Что общего у этих растений? ( Травянистые растения имеют мягкие, сочные, зелёные стебли )

— Кто назовёт свои примеры? ( Я хочу дополнить…

— Назовите кустарники. Докажите. ( У кустарников несколько деревянистых стволиков)

— Какие ещё вы знаете кустарники, дополните.

— Что общего у всех деревьев? ( Один твёрдый одревесневший стебель — ствол )

-Назовите деревья. Кто дополнит ответ…

— Чем отличаются разные породы деревьев? ( Формой листьев: простые листья, сложные, а у некоторых иголки )

2. Задание «Соображалки».

Индивидуальная работа по карточкам.

— Многие из вас очень наблюдательны, умеют сравнивать.

— Перед вами таблицы с изображением растений и их веточек с плодами. Соедините карандашом растение с его веточкой и напишите его название

(2 ученика работают у доски).

-Что объединяет эти растения? ( это деревья )

Разделите деревья на 2 группы. Какие группы получились? ( лиственные и хвойные деревья )

3. Речевая разминка. «Рабочая тетрадь» с. 43

-Объясните, почему так говорят: «Ёлочка-иголочка», «У сосны листочки-хвоинки», «Зимой и летом одним цветом» О чём эта загадка? ( о хвойных деревьях: сосне и ели )

— Чему же будет посвящён наш урок? Какова его тема, сформулируйте .

3. Постановка учебной задачи.

-Каким же цветом ель и сосна круглый год? Почему? Кто согласен с утверждением, что эти деревья никогда не сбрасывают свою зелёную хвою? Кто не согласен?

-У нас возникли разногласия. Обратимся к нашим «Знатокам» (несколько учащихся дома самостоятельно готовили учебный материал к уроку). ( Хвойные деревья, такие как ель или сосна, сохраняют свой зеленый покров круглый год. Но на самом деле эти деревья меняют его на протяжении всей своей жизни, постепенно избавляясь от ненужной хвои в тот момент, когда это необходимо именно дереву. Связано это с особенностями протекания обмена веществ, присущими только данной разновидности деревьев .)

— Мы узнали, почему хвойные деревья зелены всегда. Кто из вас считает, что все хвойные одинаковы? Кто думает, что существуют различия?

— Определим, кто прав в ходе практической работы.

4. Построение проекта выхода из затруднения(«открытие» нового знания).

Практическая работа в группах по 4 человека (веточки и шишки сосны, ели) по заданиям учебника с. 7, обсуждение вопросов.

1 группа: — Вы сравнивали ветки ели и сосны.

— Чем они похожи? Чем различаются?(Сожмите веточки. Что заметили? Веточки какого хвойного дерева более мягкие? Более колкие?)

2 группа: — Есть ли на них листья? Какие они?

3 группа: — Какие шишки у сосны?

4 группа: — А какие шишки у ели?

5 группа: — Имеется ли хоть какое-нибудь сходство у шишек изучаемых нами деревьев?

6 группа: — По какому признаку ещё можно различать эти деревья?

Внимательно рассмотрите иллюстрацию в учебнике (стр.7 — 8 ) .

— Как располагаются ветки на стволе?

— Есть ли ещё отличия? «Знатоки» дополняют информацию. Итак, кто теперь убеждён, что различия между хвойными деревьями существуют?

5. Первичное закрепление во внешней речи.

У меня длинней иголки,

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.( сосна )

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдёшь гулять и встретишь:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. ( ель )

— Кто знает, что это за дерево?

Есть у родственницы ёлки

Но в отличие от ёлки –

Опадают те иголки. (лиственница)

Во дворе стоит сосна

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнуться взад, вперёд,

Ветер их качает, гнёт

Будем вместе приседать:

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

Среди хвойных есть необычное дерево, сейчас мы о нём подробно узнаем, прочитав статью учебника с. 8. Ученики вслух читают рассказ «Лиственница сибирская».

— Какая главная особенность лиственницы?

— Как понимаете слово «долгожитель»?

Это интересно:  Совместимость деревьев и кустарников таблица

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа учащихся по 2 человека: выполнение задания по применению нового знания (тест), самопроверка, самооценка работы.

1. К какой группе растений относится ель?

(травы, деревья, кустарники)

2. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

(к олючка, иголка, хвоинка)

3. Какие плоды у хвойных деревьев?

(ягода, цветок, шишка)

4. Как называется еловый лес?

(ельник, сосняк, пихтач)

7. Включение в систему знаний и повторение .

— Работа в тетради с. 43.

— Знаете ли вы, ребята, жизнь каких птиц связана с хвойными деревьями? Хотели бы узнать?

— Об этих и других птицах, их взаимосвязи с деревьями мы будем говорить на следующем уроке, можно дома подготовить дополнительный материал.

8. Рефлексия учебной деятельности.

— Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу?

— Что интересного из урока расскажете, придя сегодня из школы, своим родителям?

-В конце урока можете сказать: » Я знаю…, я умею…» ?

9. Домашнее задание , как всегда, выбирает каждый сам:

— приготовить сообщение о деревьях, птицах;

— написать письмо «лесному» другу;

— составить кроссворд по теме урока для разгадывания в классе.

— Благодарю всех за хорошую работу на уроке.

(Активные учащиеся поощряются)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

мотивация к учебной деятельности

1.http:// agronom . ru / application / includes / objavlenija /1/2364. jpg

«Рабочая тетрадь» с. 43

1.Классификация растений на 3 группы (трава, кусты. деревья)

2.Индивидуальная работа по карточкам.

Объясните, почему так говорят

Повторение классификации растений

Соединить растения с их листочками и плодами.

Вывод: деревья бывают лиственные и хвойные

Формулирование темы урока.

Практическая работа в группах по 4 человека обсуждение вопросов.

Сформулировать тему урока

У нас возникли разногласия.

Кто из вас считает, что все хвойные одинаковы? Кто думает, что существуют различия?

-Есть ли ещё отличия?

Выступление «Знатоков» (несколько учащихся дома самостоятельно готовили учебный материал к уроку).

Рассмотреть веточки и шишки сосны, ели) ответить по заданиям учебника

с.7, обсуждение вопросов.

«Знатоки» дополняют информацию о различии хвойных растений

Первичное закрепление нового материала

Самостоятельная работа с самопроверкой, тест

Загадки о сосне, ели, лиственнице

Чтение статьи из учебника

-Какая главная особенность лиственницы? Как понимаете слово «долгожитель»?

Тест, самопроверка, самооценка работы.

Работа в тетради с. 43.

Ученики вслух читают рассказ «Лиственница сибирская».

Работа учащихся по 2 человека

Самостоятельное чтение заданий и их выполнение

Включение в систему знаний

Жизнь каких птиц связана с хвойными деревьями?

Хотели бы узнать?

Подведение итогов урока, рефлексия. Интрига.

Самоанализ урока по окружающему миру,

по теме «Хвойные деревья».

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 1 классе по теме « Хвойные деревья ». Урок открытия новых знаний. Данный урок соответствует программе «Начальная школа ХХ I века».

Структура урока полностью соответствует его типу.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Целью урока было сформировать представления обучающихся о многообразии хвойных деревьев

На уроке решались следующие задачи:

— ввести и разъяснить термин «хвойные деревья»;

— познакомить с разнообразием хвойных деревьев;

— развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

— воспитывать бережное отношение к природе

Использовалось следующее оборудование:

УМК «Начальная школа ХХ I века»

Базовый учебник:»Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 1 класса четырёхлетней начальной школы;

ч. 2 стр.7 — 8; М. Издательский центр «Вента — Граф», 2012г.

Рабочая тетрадь: «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 1 класса четырёхлетней начальной школы; стр. 43; М. Издательский центр «Вента — Граф», 2014г.

Презентация к уроку.

Карточки для работы в парах и группах.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Предметные: сформировать у учащихся представление о многообразии хвойных растений; объяснить, какие бывают хвойные растения

Личностные УУД: Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Освоение личностного смысла учения, желание учиться .

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; следовать режиму организации учебной деятельности; соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану .

Коммуникативные УУД : Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя, понимать прочитанное. Выполнение различных ролей в группе, сотрудничество и совместное решение проблемы задачи. Высказывать свою точку зрения .

Познавательные УУД : Уметь определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. Наблюдать и делать самостоятельные выводы

На уроке были использованы следующие методы

-по виду источника информации :

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)

наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе — как сопровождение)

практические ( работа в группах, в парах, работа с учебником, работе с учебной тетрадью)

-по виду учебной деятельности :

самостоятельная работа ( работа в группах, работа в парах, в тетради на печатной основе, раздаточным материалом).

Формы познавательной деятельности : групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация .

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье — сберегающая технология была включена физпауза.

Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.

использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация .

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье — сберегающая технология была включена физпауза.

Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ. Урок целей достиг.

Лиственные и хвойные деревья

На данном уроке будет рассмотрена тема «Деревья лиственные и хвойные», которая поможет школьникам узнать о двух группах деревьев – лиственных и хвойных. Рассмотрим их отличительные признаки.

Урок: Деревья лиственные и хвойные

1. Листья деревьев

Как вы знаете, у каждого дерева есть свои отличительные признаки. Одним из таких признаков являются листья. Лист – это один из основных органов растения, выполняющий функцию дыхания и питания. Листья деревьев очень разнообразны по форме и величине.

Береза имеет маленькие резные листья.

Листья липы по форме напоминают сердечко.

Дубовые листья расширятся в верхней части листа.

Широкую листовую пластину с заостренными концами имеет клен.

У рябины лист сложный, на центральном черешке находится до 15 маленьких листочков.

Сложный лист и у каштана. Слегка заостренные листья соединяются на верхушке основного черешка.

2. Лиственные деревья

Береза, рябина, дуб, клен, липа – это лиственные деревья. Они имеют свои отличительные признаки.

1) Наличие листьев.

2) Осенью окраска листьев меняется.

3) Все лиственные деревья сбрасывают свою листву. Это явление называется листопад.

3. Разнообразие лиственных деревьев

Большое количество деревьевобразуют лиственный лес.

Давайте познакомимся с некоторыми представителями лиственных деревьев.

Самым могучим деревом леса считается дуб. Наши предки считали дуб священным деревом. Высота дуба составляет около 50 метров, продолжительность жизни – 500 лет. Но есть и долгожители более тысячи лет. Осенью на дубах созревают желуди.

Это сытные и питательные плоды. Белка любит полакомиться желудями, еще в дупло про запас спрячет. Лесная птица сойка тоже любительница вкусных плодов. Мчатся за желудями и дикие кабаны, ведь им необходимо накопить жир, чтобы перезимовать зиму.

Наши предки знали: много желудей на дубе – к суровой зиме. Сеять пшеницу нужно, когда развернутся дубовые листья. А еще дуб считается символом мощи и силы. Дубовыми венками награждали самых храбрых воинов.

В народе о трусливых людях говорят: «Дрожит, как осиновый лист». В действительности осиновый лист дрожит от малейшего дуновения ветра. Связано это со строением черешка. Черешок осины очень тонкий и длинный, даже в безветренную погоду, листья осины тихо шелестят. Весной до появления листьев на осине появляются сережки. В народе говорят: «Полетел пух с осины, иди в лес за подосиновиком».

Это интересно:  Узоры из листьев деревьев

Рис. 8. Подосиновик (Источник)

Это грибы, которые любят расти под осиной. Шляпки этих грибов напоминают осеннюю окраску осиновых листьев.

О каком дереве эта загадка?

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают,

Шкурку тонкую снимают.

Это липа. Душистые ароматные цветы липы привлекают пчел. И недаром пчелы производят липовый мед, он обладает целебными свойствами. Наши предки ходили к липе за лыком. Это внутренняя часть коры. С дерева снимали тонкие полосы и плели лапти. Древесина липы очень мягкая и белая. Из нее изготавливают мебель, посуду и музыкальные инструменты.

4. Хвойные деревья

Вторая группа деревьев – это хвойные. Хвоя – это видоизмененные листья. К хвойным деревьям относятся ель, сосна кедр, пихта, лиственница. Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется хвойным. В отличие от лиственных деревьев хвойные деревья не сбрасывают хвою осенью, поэтому другое их название – вечнозеленые.

Ель – вечнозеленое хвойное дерево. Крона дерева опускается до самой земли, поэтому в елевых лесах темно и сыро. Еловые леса называются ельниками. Корни ели расположены близко от поверхности земли. Поэтому от сильного ветра ели падают, образуя непроходимые чащи и буреломы. Так выглядит ветка ели с шишками. Шишки продолговатые.

Ель – очень интересное и полезное дерево. Ее древесина идет на изготовление музыкальных инструментов и бумаги. Хвойные деревья выделяют особые вещества, они наполняют воздух приятным ароматом и очищают его. Сколько радости приносит зеленая красавица в дом под Новый Год!

5. Разнообразие хвойных деревьев

Сосна – хвойное дерево. Крона дерева находится у самой верхушки, поэтому в сосновых лесах светло. Такой лес называется сосновым бором. У сосны мощные корни, поэтому ей не страшны сильные ветра. А еще сосна может расти на скалах и оврагах. Так выглядит ветка сосны с шишкой.

У сосны хвоя длиннее, чем у ели. Иголки растут на ветке по две вместе. Шишки короткие, округлой формы.

Есть среди хвойных деревьев дерево с необычными свойствами – это лиственница. Как ель и сосна лиственница имеет хвою, осенью лиственница желтеет и сбрасывает хвоинки, как листья, поэтому ее называют лиственница. Весной из почек снова появляются молодые иголки.

Если в лесу есть и хвойные, и лиственные деревья, такой лес называется смешанным.

Деревья – это легкие нашей планеты. Поглощая вредные вещества, деревья выделяют воздух, кислород. Листья удерживают гарь и копоть. Деревья нужно беречь.

На следующем уроке будет рассмотрена тема«Осень в жизни растений». В ходе урока мы узнаем о важнейших сезонных изменениях, которые происходят практически со всеми растениями. Посмотрим, как проявляет себя осень, а затем выясним роль осени в жизни растений.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

2. Полная энциклопедия (Источник).

3. Социальная сеть работников образования (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Охарактеризуйте лиственные деревья.

2. Охарактеризуйте хвойные деревья.

3. Отгадайте загадки.

1. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту – в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

2. Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдёшь гулять и встретишь:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

3. В этот гладкий коробок

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Желудь)

4. Кто знает, что это за дерево?

Есть у родственницы ёлки

Но в отличие от ёлки –

Опадают те иголки. (Лиственница)

5. С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Живая природа. 1 класс. Окружающий мир.

Живая природа. 1 класс. Окружающий мир.

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Как вы зна­е­те, у каж­до­го де­ре­ва есть свои от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки. Одним из таких при­зна­ков яв­ля­ют­ся ли­стья. Лист – это один из ос­нов­ных ор­га­нов рас­те­ния, вы­пол­ня­ю­щий функ­цию ды­ха­ния и пи­та­ния. Ли­стья де­ре­вьев очень раз­но­об­раз­ны по форме и ве­ли­чине.

Бе­ре­за имеет ма­лень­кие рез­ные ли­стья.

Ли­стья липы по форме на­по­ми­на­ют сер­деч­ко.

Ду­бо­вые ли­стья рас­ши­рят­ся в верх­ней части листа.

Ши­ро­кую ли­сто­вую пла­сти­ну с за­ост­рен­ны­ми кон­ца­ми имеет клен.

У ря­би­ны лист слож­ный, на цен­траль­ном че­реш­ке на­хо­дит­ся до 15 ма­лень­ких ли­сточ­ков.

Слож­ный лист и у каш­та­на. Слег­ка за­ост­рен­ные ли­стья со­еди­ня­ют­ся на вер­хуш­ке ос­нов­но­го че­реш­ка.

Бе­ре­за, ря­би­на, дуб, клен, липа – это лист­вен­ные де­ре­вья. Они имеют свои от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки.

1) На­ли­чие ли­стьев.

2) Осе­нью окрас­ка ли­стьев ме­ня­ет­ся.

3) Все лист­вен­ные де­ре­вья сбра­сы­ва­ют свою лист­ву. Это яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся ли­сто­пад.

Боль­шое ко­ли­че­ство де­ре­вьевоб­ра­зу­ют лист­вен­ный лес.

Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми пред­ста­ви­те­ля­ми лист­вен­ных де­ре­вьев.

Самым мо­гу­чим де­ре­вом леса счи­та­ет­ся дуб. Наши пред­ки счи­та­ли дуб свя­щен­ным де­ре­вом. Вы­со­та дуба со­став­ля­ет около 50 мет­ров, про­дол­жи­тель­ность жизни – 500 лет. Но есть и дол­го­жи­те­ли более ты­ся­чи лет. Осе­нью на дубах со­зре­ва­ют же­лу­ди.

Это сыт­ные и пи­та­тель­ные плоды. Белка любит по­ла­ко­мить­ся же­лу­дя­ми, еще в дупло про запас спря­чет. Лес­ная птица сойка тоже лю­би­тель­ни­ца вкус­ных пло­дов. Мчат­ся за же­лу­дя­ми и дикие ка­ба­ны, ведь им необ­хо­ди­мо на­ко­пить жир, чтобы пе­ре­зи­мо­вать зиму.

Наши пред­ки знали: много же­лу­дей на дубе – к су­ро­вой зиме. Сеять пше­ни­цу нужно, когда раз­вер­нут­ся ду­бо­вые ли­стья. А еще дуб счи­та­ет­ся сим­во­лом мощи и силы. Ду­бо­вы­ми вен­ка­ми на­граж­да­ли самых храб­рых во­и­нов.

В на­ро­де о трус­ли­вых людях го­во­рят: «Дро­жит, как оси­но­вый лист». В дей­стви­тель­но­сти оси­но­вый лист дро­жит от ма­лей­ше­го ду­но­ве­ния ветра. Свя­за­но это со стро­е­ни­ем че­реш­ка. Че­ре­шок осины очень тон­кий и длин­ный, даже в без­вет­рен­ную по­го­ду, ли­стья осины тихо ше­ле­стят. Вес­ной до по­яв­ле­ния ли­стьев на осине по­яв­ля­ют­ся се­реж­ки. В на­ро­де го­во­рят: «По­ле­тел пух с осины, иди в лес за под­оси­но­ви­ком».

Это грибы, ко­то­рые любят расти под оси­ной. Шляп­ки этих гри­бов на­по­ми­на­ют осен­нюю окрас­ку оси­но­вых ли­стьев.

О каком де­ре­ве эта за­гад­ка?

С моего цвет­ка берет

Пчел­ка самый вкус­ный мед.

А меня все оби­жа­ют,

Шкур­ку тон­кую сни­ма­ют.

Это липа. Ду­ши­стые аро­мат­ные цветы липы при­вле­ка­ют пчел. И неда­ром пчелы про­из­во­дят ли­по­вый мед, он об­ла­да­ет це­леб­ны­ми свой­ства­ми. Наши пред­ки хо­ди­ли к липе за лыком. Это внут­рен­няя часть коры. С де­ре­ва сни­ма­ли тон­кие по­ло­сы и плели лапти. Дре­ве­си­на липы очень мяг­кая и белая. Из нее из­го­тав­ли­ва­ют ме­бель, по­су­ду и му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты.

Вто­рая груп­па де­ре­вьев – это хвой­ные.

Хвоя – это ви­до­из­ме­нен­ные ли­стья. К хвой­ным де­ре­вьям от­но­сят­ся ель, сосна кедр, пихта, лист­вен­ни­ца. Лес, со­сто­я­щий из хвой­ных де­ре­вьев, на­зы­ва­ет­ся хвой­ным. В от­ли­чие от лист­вен­ных де­ре­вьев хвой­ные де­ре­вья не сбра­сы­ва­ют хвою осе­нью, по­это­му дру­гое их на­зва­ние – веч­но­зе­ле­ные.

Ель – веч­но­зе­ле­ное хвой­ное де­ре­во. Крона де­ре­ва опус­ка­ет­ся до самой земли, по­это­му в еле­вых лесах темно и сыро. Ело­вые леса на­зы­ва­ют­ся ель­ни­ка­ми. Корни ели рас­по­ло­же­ны близ­ко от по­верх­но­сти земли. По­это­му от силь­но­го ветра ели па­да­ют, об­ра­зуя непро­хо­ди­мые чащи и бу­ре­ло­мы. Так вы­гля­дит ветка ели с шиш­ка­ми. Шишки про­дол­го­ва­тые.

Ель – очень ин­те­рес­ное и по­лез­ное де­ре­во. Ее дре­ве­си­на идет на из­го­тов­ле­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов и бу­ма­ги. Хвой­ные де­ре­вья вы­де­ля­ют осо­бые ве­ще­ства, они на­пол­ня­ют воз­дух при­ят­ным аро­ма­том и очи­ща­ют его. Сколь­ко ра­до­сти при­но­сит зе­ле­ная кра­са­ви­ца в дом под Новый Год!

Сосна – хвой­ное де­ре­во. Крона де­ре­ва на­хо­дит­ся у самой вер­хуш­ки, по­это­му в сос­но­вых лесах свет­ло. Такой лес на­зы­ва­ет­ся сос­но­вым бором. У сосны мощ­ные корни, по­это­му ей не страш­ны силь­ные ветра. А еще сосна может расти на ска­лах и овра­гах. Так вы­гля­дит ветка сосны с шиш­кой.

У сосны хвоя длин­нее, чем у ели. Игол­ки рас­тут на ветке по две вме­сте. Шишки ко­рот­кие, округ­лой формы.

Есть среди хвой­ных де­ре­вьев де­ре­во с необыч­ны­ми свой­ства­ми – это лист­вен­ни­ца. Как ель и сосна лист­вен­ни­ца имеет хвою, осе­нью лист­вен­ни­ца жел­те­ет и сбра­сы­ва­ет хво­ин­ки, как ли­стья, по­это­му ее на­зы­ва­ют лист­вен­ни­ца. Вес­ной из почек снова по­яв­ля­ют­ся мо­ло­дые игол­ки.

Если в лесу есть и хвой­ные, и лист­вен­ные де­ре­вья, такой лес на­зы­ва­ет­ся сме­шан­ным.

Де­ре­вья – это лег­кие нашей пла­не­ты. По­гло­щая вред­ные ве­ще­ства, де­ре­вья вы­де­ля­ют воз­дух, кис­ло­род. Ли­стья удер­жи­ва­ют гарь и ко­поть. Де­ре­вья нужно бе­речь.

На сле­ду­ю­щем уроке будет рас­смот­ре­на тема«Осень в жизни рас­те­ний». В ходе урока мы узна­ем о важ­ней­ших се­зон­ных из­ме­не­ни­ях, ко­то­рые про­ис­хо­дят прак­ти­че­ски со всеми рас­те­ни­я­ми. По­смот­рим, как про­яв­ля­ет себя осень, а затем вы­яс­ним роль осени в жизни рас­те­ний.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, multiurok.ru, infourok.ru, interneturok.ru, www.kursoteka.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий