Листва с деревьев совсем облетела

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Заволжский лицей

155410, Ивановская область, г. Заволжск, ул. Мира, д.20

Конспект урока русского языка в 4 классе

на тему: Представляем еще одну часть речи. Наречие

Педагог: Тихомирова Людмила Владимировна

Тип урока : изучение нового материала

Цель: познакомить с особенностями наречия как части речи

1. Показать отличие наречия от других частей речи.

2. Расширить представление детей о значениях и структуре словосочетаний.

3. Развивать инициативу творчество, организаторские качества.

Оборудование и технические средства обучения: ИД

Наглядные пособия: таблица «Анализируем слово как часть речи»

Ключевые слова: наречие, словосочетание

Рабочие материалы для обучающихся: задания для групп (Приложение 1), карта исследования (Приложение 2), синквейн (Приложение 3)

Автор учебника: М.С. Соловейчик, Н.С, Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Формируемые универсальные учебные действия

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт психологический настрой с целью снятия психологической зажатости класса, создание благоприятного эмоционального состояния учеников.

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Каждый урок русского языка открывает какую-то тайну.

Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка.

А что значить исследовать? (Ответы детей).

Как толковый словарь дает нам значение этого слова? (подвергнуть научному изучению, выяснению)

Проявляют интерес к предмету

Высказывают своё мнение

Работают со словарём

Строить устные высказывания, выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. (К.)

Выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников (П.-1)

Этап актуализации изученного

Цель: актуализация полученных ранее знаний.

Организует проверку домашнего задания

Организует обобщение актуализированных знаний.

Листва с деревьев и кустов совсем облетела. Молодежь весело пела. Солнце ярко светило и слепило глаза. Неожиданно небо слева затянулось тучами. Вечером тучи закрыли все небо.

Как решили орфографические задачи?

Выявляют орфограммы, объясняют выбор букв. Сравнивают орфографические задачи, способы их решения, применяют различные правила письма

Понимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, по её решению.

Выполнять учебные действия, контролировать процесс и результат, вносить коррективы, обосновывать решения. Оценивать свои действия и их (Р.)

Обнаруживать орфограммы и решать орфографические задачи различными способами.

Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

(Ключевая деятельность учителя)

Цель: Привлечь интерес детей, вызвать желание обсуждать проблему.

Организует проблемную ситуацию для выявления проблемы урока.

Слова каких частей речи встретили?

По каким признакам определяли части речи? (что слово обозначает; на какие вопросы отвечает; как изменяется)

У всех слов смогли определить часть речи? Назовите слова – незнакомой нам части речи. А хотите узнать, как называется эта часть речи?

Итак, кто догадался, какая тема нашего урока ? ( Представляем ещё одну часть речи ) Какую поставим цель? Составим план урока.

На какие вопросы отвечают слова?

Что слово обозначает?

Служебная часть речи или самостоятельная?

Роль слов в речи.

У нас 5 вопросов, 5 групп. У вас на столах лежит карточка-инструкция (см. Приложение 1). Она поможет провести исследование.

Результаты исследования будем заносить в таблицу (см. Приложение 2).

Первую строку заполните ту, какой вопрос вы изучаете в группе. Остальные строки будете заполнять в процессе ответа групп.

Различают в тексте знакомые и незнакомые части речи

Формулируют тему и цель урока.

Составляют план урока

Учебно-познавательный интерес к новому материалу, готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать границу собственных знаний. (Л.)

Коллективно ставить учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять их, совместно выводить необходимый способ действия, выполнять каждую операцию; использовать речь для регуляции своих действий.

Открытие нового знания.

Цель: Организация деятельности по

(Ключевая деятельность ученика)

Организует учебное исследование.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы).

Выписывают словосочетания с незнакомыми указывают часть речи главного слова, ставят вопросы . Проводят исследование : пробуют изменить зависимое слово; убеждаются , что слова не изменяются; выявляют все другие особенности.

Проводят эксперимент : читают текст, пропуская наречия, и наблюдают за изменением качества текста , делают умозаключение о роли наречий.

Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте. (П-2.)

Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата. (Р.)

Сотрудничать с одноклассниками, формулировать свои мысли, аргументировать точку зрения, слушать и учитывать мнения других. (К.)

Умение работать в группе (К.)

Выявлять принадлежность слова к определённой части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи; опознавать наречие как самостоятельную часть речи, понимать особенности слов этой части речи (Предметные)

Организует отчет групп и работу с картой исследования

Из каждой группы выбирается по 1 человеку для ответа. Остальные учащиеся работают с картой исследования.

Что дала вам работа в группах?

Это интересно:  Деревья средней полосы россии

Какие трудности вы встретили? Как с ними справились?

Расскажите, что вы узнали о новой части речи?

Итак, пришла пора узнать, как же называется эта новая часть речи. Воспользуемся сообщением авторов в упр. 136. Какими сведениями дополним или уточним наши ответы? Как называется новая часть речи?

Представляют одноклассникам свое исследование

Слушают одноклассников, выделяют основную мысль и заполняют таблицу (карта исследования)

Рассказывают о новой части речи

Читают информацию в учебнике, узнают название незнакомой части речи и проверяют сделанные выводы о её особенностях.

Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать свои. Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Делиться приобретённой информацией с другими, стараться донести и объяснить её. (К.)

Фиксировать результаты действий в таблице. (П-1.)

Цель: Снять статическое напряжение с мышц глаз. Улучшить кровообращение.

Тренажёр Базарного. Зрительная гимнастика.

Открытие нового знания (продолжение)

Цель: Организация деятельности по

(Ключевая деятельность ученика)

Организует наблюдение за строением слов-наречий.

Продолжаем исследовать наречие.

Была тихая звёздная ночь. Тихо стоял на берегу тёмный лес. Стих ветер.

Спиши предложения. Найди однокоренные слова и выдели в них корень. Условными знаками покажи словосочетания, в которые эти слова входят. (В нераспространенном предложении подчеркни главные члены).

Анализируют предложения, находят однокоренные слова, определяют части речи и, где могут , части слов.

Читают сообщение в учебнике и дополняют свои знания о наречии.

Строить словосочетания с наречиями. Писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.

Выявлять части слов (Предметные)

Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. (П-1)

Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте. (П-2.)

Назовите однокоренные слова.

Укажи, к каким частям речи относятся однокоренные слова. Как докажешь решение? Выделите корень.

Обозначь в однокоренных словах оставшиеся части (морфемы).

Предположите, какой частью (морфемой) будет -о на конце наречия?

Сверьте свой вывод с сообщением авторов.

Организует наблюдение за связью наречия с главным словом в словосочетании.

Вернемся к выполненному упражнению.

Докажите, что имя прилагательное тихая согласуется со словом-командиром в роде, числе и падеже.

Во втором предложении выделите словосочетание, в котором глагол стоял управляет именем существительным.

Как вы понимаете значение слов согласуется, управляет ?

А как связано с главным словом наречие тихо ?

( У наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа, поэтому они подчиняются словам-командирам только по смыслу, просто пристраиваются, примыкают к ним )

Сведения в задании 139 помогут вам проверить свое предположение (получить ответ на этот вопрос).

Листва с деревьев совсем облетела

НОВОБРАНЦЫ

С деревьев листья облетают
(прямо наземь),
Пришла осенняя пора,
(ёксель-моксель).
Ребят всех в армию забрали
(хулиганов),
Настала очередь моя
(главаря).
И вот приносят мне повестку
(на бумаге, на газетной)
Явиться в райвоенкомат
(в восемь тридцать, можно позже,
с сухарями, кружка сбоку).
Маманя в обморок упала
(с печки на пол, вверх ногами),
Сестра сметану пролила
(тоже на пол. Вот растяпа!)
Друзья, Маманю подсадите
(взад на печку, как и было),
Сестра, сметану подлижи
(языком и снова в крынку).
А я, молоденький парнишка
(лет семнадцать, двадцать, тридцать,
может, больше, я не помню),
На фронт германский подался
(прямо с места и в кальсонах).
За мною вслед бежит Аксинья
(жопа толста, морда синя)
В больших кирзовых сапогах
(на босу ногу, чтоб не жали).
За нею следом Афанасий
(семь на восемь, восемь на семь)
С большим спидометром в руках
(скорость мерять).
Сижу в окопе неглубоком
(метров восемь, с половиной, пули свищут),
Подходит ротный командир
(морда клином, звали Климом).
— Здорово, братцы-новобранцы
(матерь вашу, вашу также)!
Сейчас в атаку побежим
(ровно прямо, и налево, и обратно)!
Летят по небу самолеты
(бомбовозы),
Хотят засыпать нас землей
(черноземом, и навозом, с головою),
А я, молоденький мальчишка
(лет семнадцать, двадцать,
тридцать, может, сорок),
Лежу с оторванной ногой
(для маскировки, челюсть рядом, жрать охота).
Ко мне подходит санитарка
(звать Тамарка,
может, Дунька, может, Клавка,
я не помню):
Давай я рану первяжу
(сикось-накось, кось-на-сикось)
И в санитарную машину «Студебеккер»
(стекла биты, шины рваны,
шесть цилиндров,
было восемь – два украли)
С собою рядом положу
(для интересу, я не против,
только сзади, чтоб не дуло).
С тех пор прошло годов немало
(лет семнадцать, двадцать,
двадцать, тридцать, может, сорок),
В колхозе сторожем служу
(не тужу).
Ращу картошку-скороспелку
(поросятам, людям тоже),
Жену Тамарку сторожу
(от соседа и туристов, чтоб не съели,
а ведь могут, в наше время).
На юг вороны полетели
(ёксель-моксель!),
Пришла осенняя пора…

В нашу гавань заходили корабли. Пермь, «Книга», 1996. Перепечатано: В нашу гавань заходили корабли. Вып. 2. М., Стрекоза, 2000.

Это интересно:  Интересные факты о деревьях

Эта песенка восходит к очень популярной старинной песне о призыве в армию — «Последний нонешний денечек». Мелодия та же (разве что, может быть, манера исполнения сейчас более «хулиганская»).

Есть также «серьезные» варианты — см. «Как быстро лето пролетело», а также поздние еще более абсурдизированные переделки — см. «Марш эфиопов».

Исполнение Эдуарда Успенского и Андрея Максимова, передача «В нашу гавань заходили корабли», «5 канал», 10.05.2010:

ВАРИАНТЫ (4)

С деревьев листья опадают,
ёксель-моксель!
Пришла осенняя пора,
дождь, слякоть.
Ребят всех в армию забрали,
фулюганов, голодранцев,
Настала очередь моя –
дурака!
Пришла повестка на бумажке —
рваной, мятой,
Явиться в райвоенкомат –
в семь часов.
Маманя в обморок упала –
с печки на пол,
Сестра сметану пролила –
весь горшок
коту на рыло!
Не плачь, маманя, лезь на печку –
поживее,
Сестра, сметану подбери –
языком!
А я молоденький мальчишка –
лет семнадцать,
двадцать, тридцать,
сорок восемь,
может, больше,
может, меньше,
сейчас не помню –
На фронт германский подалси –
босиком…
И вот явился я в пехоту –
в третью роту,
И дали мне противогаз –
экстра класс!
Я натянул его на рожу –
Матерь Божа!
Совсем не видит правый глаз –
дыхать нечем!
И вот нарыли мы окопов
сикось-накось,
накось-выкусь,
Приходит ротный командир –
бомбардир!
«Здорово, братцы-новобранцы,
матерь вашу!
Давай в атаку побегим!»
«Беги один!»
Летят по небу самолеты –
бомбовозы,
мессершмитты,
вентиль сзаду,
дуло сбоку,
Хотят сровнять меня с землей,
насовсем…
А я молоденький мальчишка –
лет семнадцать,
двадцать, тридцать,
сорок восемь,
может, больше,
может, меньше,
сейчас не помню –
Лежу с оторванной ногой –
совсем с одной!
Глаз в кармане, челюсть рядом,
притворяюсь,
маскируюсь,
мол, живой!
Ко мне подходит санитарка –
звать Тамарка,
Давай, грит, ногу привяжу –
простыней,
И в санитарную машину –
«стюдебеккер», трехколесный,
без мотора, шестиосный,
два цилиндра, три сломатых,
С собою рядом положу –
просто так, для интересу.
Бежала по полю Аксинья –
морда синя,
В больших кирзовых сапогах,
А за нею гнался Афанасий, —
семь на восемь, восемь на семь,
С большим спидометром в руках –
скорость мерять,
зря старался,
недомерял,
не догнал…

В нашу гавань заходили корабли. Вып. 3. М., Стрекоза, 2000.

2. Новобранцы

Деревья с листьев опадают
(Прямо наземь),
Пришла осенняя пора,
Ребят всех в армию забрали
(Хулиганов),
Настала очередь моя.

И вот приносят мне повестку
(Шесть на девять)
Явиться в райвоенкомат.
Мамаша в обморок упала
(С печки на пол),
Сестра сметану пролила.

Друзья, маманю подсадите
(Взад на печку)!
Сестра, сметану подлижи!
А я, молоденький парнишка,
(Лет семнадцать)
На фронт германский подался.

А медицинская комиссья
(В голом виде)
Смотрела спереди и взад,
Потом, часок посовещавшись
(Для порядку),
«Копейкин, годен!» — говорят.

Кондуктор дал свисток протяжный
(Очень длинный),
И паровозик загудел.
А я, молоденький парнишка,
(Лет семнадцать)
На фронт германский полетел.

За мною вслед бежит Аксинья
(Морда синя)
В больших кирзовых сапогах.
За нею следом Афанасий
(Восемь на семь)
С большим спидометром в руках.

Вот прибыл я на фронт германский
(Пол второго)
И что ж я вижу вкруг себя:
Над нами небо голубое
(С облаками),
Под нами черная земля.

Сижу в окопе неглубоком
(Метров восемь),
Приходит ротный командир:
«Здорово, братцы-новобранцы
(Матерь вашу!)
Сейчас в атаку побежим!»

Летят по небу самолеты
(Бомбовозы),
Снаряды рвутся подо мной.
А я, молоденький мальчонка
(Лет семнадцать),
Лежу с оторванной ногой.

Ко мне подходит санитарка
(Звать Тамарка),
Давай, я рану перевяжу
И в санитарную машину
(«Студебеккер»)
С собою рядом положу.

И понесла меня машина
(«Студебеккер»)
Через поля, через мосты,
И кровь лилась из страшной раны
(Прямо наземь),
Мочила вату и бинты.

С тех пор прошло годов немало
(Лет семнадцать),
В колхозе сторожем служу.
Ращу картошку-скороспелку
(Поросятам),
Жену Тамарку сторожу.

На юг вороны полетели
(Ёксель-моксель),
Пришла осенняя пора.

На юг вороны полетели
(Ёксель-моксель),
Пришла осенняя пора.

На юг вороны полетели
(Ёксель-моксель),
Пришла осенняя пора.

С фонограммы Алексея Козлова, альбом «Пионерские блатные 2», ТОО «Московские окна ЛТД», 1998

3. Новобранцы

С деревьев листья облетали
(облетали),
Наверно, осень подошла.
Ребят всех в армию забрали
(забрали),
Настала очередь моя.

И вот приносят мне повестку
(повестку)
Явиться в райвоенкомат.
Не плачь, не плачь, моя невеста,
Мне в руки дали автомат.

Мамаша с печки полетела
(прямо на пол),
Сестра сметану пролила.
Не плачь, не плачь, моя мамаша
(мамаша):
Сестра, сметану подберет.

Не знаю, надо иль не надо
(ой, не надо!)
Не знаю, хотел иль не хотел
(не хотел).
Я сел в вагон второй от заду
(от заду),
На фронт германский полетел.

Над нами небо голубое
(с облаками),
Под нами черная земля
(чернозем).
А я лежу на поле боя
(помкомвзвода),
Одной ногой не шевеля.

Летят по небу самолеты
(бомбовозы),
Я весь израненный лежу
(лежу).
Ко мне подходит санитарка
(звать Тамарка).
— Давай, — говорит, — рану перевяжу.

Это интересно:  Раскраска деревьев для детей

И в санитарную машину
(студебеккер)
С собою рядом положу
(но не вместе)…

С фонограммы Юрия Никулина, CD «В нашу гавань заходили корабли» № 4, «Восток», 2001

4. Ёксель-моксель

С деревьев листья опадают — ёксель-моксель, —
Пришла осенняя пора.
Ребят всех в армию забрали – хулиганов, —
Настала очередь моя – главаря.

Пришла повестка с райвоенкомату:
Явиться в райвоенкомат – в восемь тридцать, с сухарями. —
Мамаша в обморок упала – с печки на пол, —
Сестра сметану пролила.

Скорей, мамаша, поднимися – взад на печку, –
Сестра, сметану подлижи – языком, —
А я, молоденький парнишка — лет семнадцать,
двадцать,
тридцать,
орок восемь,
может, больше,
я не помню, –
На фронт германский подался.

За мною вслед бежит Аксинья – морда синя –
В больших солдатских сапогах – на босу ногу, чтоб не жали, —
За нею мчится Афанасий – семь на восемь, восемь на семь –
С большим спидометром в руках – скорость мерить.

Лишь только сели мы обедать – щи да кашу, —
Бежит начальник номер два – старшина.
— Здорово, братцы-новобранцы – матерь вашу! –
Жестокий бой уж начался.

Летят по небу самолеты – бомбовозы, —
Хотят засыпать нас землей – черноземом и навозом. –
А я, молоденький парнишка — лет семнадцать,
двадцать,
тридцать,
орок восемь,
может, больше,
я не помню, –
Лежу с оторванной ногой – притворился.

Ко мне подходит санитарка – звать Тамарка. —
— Давай, — грит, — рану первяжу – сикось-накось, —
И в санитарную машину – студебеккер,
трехмоторный,
бесприцепный,
стекла биты,
шины рваны —
С собою рядом положу – только на ночь!

С тех пор прошло годов немало.
В колхозе сторожем служу – не тужу.
Рощу картошку-скороспелку – поросятам,
Жену Тамарку сторожу – от соседа и туристов.

А я не уберу чемоданчик! Песни студенческие, школьные, дворовые / Сост. Марина Баранова. — М.: Эксмо, 2006

Контрольные работы

Контрольные работы по русскому языку и математике

Содержимое разработки

1.Укажи верное утверждение.

Предложение — это группа слов.

Предложение — это группа слов самостоятельных частей речи.

Предложение — это группа слов, выражающих законченную мысль.

2.Выбери верное утверждение.

Главные члены предложения чаще всего бывают выражены именем существительным и именем прилагательным.

Главные члены предложения чаще всего бывают выражены наречием и глаголом.

.Главные члены предложения чаще всего бывают выражены именем существительным и глаголом.

3. Отметь группу слов, которая является предложе­нием.

.Деревья слегка ветра покачнулись.

Под сидел грач у пальто девочки.

Земля вокруг солнца ходит по особому расписа­нию.

4. Укажи верную характеристику предложения

Как ярко осень украсила всё вокруг (знак препинания в конце предложения не стоит).

5 Укажи побудительное предложение (знаки препи­нания не расставлены).

Как узнать падеж имени существительного

Поставь от главного слова к зависимому падеж­ный вопрос

Петя начал собирать почтовые марки

6. В предложении — Жёлтый листик клёна медленно поплыл в воздухе — грамматической основой являет­ся

поплыл медленно 2) листик поплыл 3) листик клёна

7. Отметь простое предложение с однородными чле­нами.

1) В ручье отражается прозрачное небо с прозрачны­ми облаками.

2) Я внимательно выслушал объяснение и пошёл вперёд.

3) Тронул лисёнок мышку, она пустилась бежать.

8.Укажи сложное предложение.

Медведь заметил людей и быстро умчался. 2)Листва с деревьев, кустов совсем облетела.

3) Вдруг набежала туча, и хлынул дождь.

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставится запятая?

На мху (1) на траве уже лежали следы осени. Ос­тро пахло сырой землёй (2) и прелыми листьями. Из вороха старых листьев (3)из валежника (4) выг­лядывают грибы.

10. Выдели запятыми в предложениях обращения

Листва с деревьев совсем облетела

Облетела с деревьев листва,
Только липа видна, чуть рыжа.
Зелена стоит в сквере ель —
Нас спасала в жару её тень,
И сейчас ель спасёт – от дождей.
Там я песню спою ей скорей.

Моя песня немного грустна,
Провожаю здесь осень одна.
Я мечтаю: пришёл бы вдруг ты.
Может осень исполнит мечты,
Может осень сейчас не пройдёт,
Долгий дождик нас вместе сведёт.

Ты согреешь в ладонях своих
Так замёрзшие руки мои.
Подкрадётся тихонько зима,
Но теплятся в сердцах слова.
Мы успеем сказать о любви:
Была с нами она во все дни.

Похожие произведения

Катюша и слепой

Катя, песня военная рядом с тобой изменилась, Стала мирной она. В пограничье…

Собственно

зачитывая мой приговор каждому из стекол больничного окна доктор Герман Бринк (не без зависти)…

Капризная погода, как девчонка

Капризная погода, как девчонка, Сентябрь, характер у тебя несносен

Милее Ксюши бвть никто не может, Да и добрее вряд ли тоже, Всё это всех…

Меня потрясло это стихотворение военных лет, которое я случайно нашла на просторах интернета

Статья написана по материалам сайтов: www.metod-kopilka.ru, a-pesni.org, videouroki.net, proza.kz.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий