Когда облетают деревья окружающий мир

Обозначь цифрами порядок следования осенних месяцев.

Найдите ошибку в утверждении. Зачеркните лишнее слово.

К осенним явлениям в неживой природе относятся: похолодание, листопад , первые заморозки, ледостав.

Найдите ошибку в утверждении. Зачеркните лишнее слово.

К осенним явлениям в живой природе относятся: увядание трав, появление инея , исчезновение насекомых, отлёт перелётных птиц.

В атласе — определителе «От земли до неба» найди информацию о ласточках и стрижах. Узнай, чем они похожи и чем различаются. Запиши.

Сравнение ласточек и стрижей

Сходство ласточек и стрижей:

  • Внешнее сходство. Похожи по размеру и строению (по форме головы, крыльев, тела)
  • У ласточек и стрижей раздвоен хвост
  • Насекомоядные. Эти птицы помогают уничтожать вредных насекомых
  • Пищу добывают в полёте, на лету ловят насекомых.
  • И ласточки, и стрижи много проводят времени в полёте.
  • Это перелётные птицы

Различия ласточек и стрижей:

  • У стрижа оперение всё черное, у ласточек также черный окрас, но грудка и живот светло-серые.
  • Крылья у стрижа более узкие и длинные, чем у ласточек, в полете они изогнуты, как серпы.
  • Стриж имеет очень острый клюв, которым он «стрижет» рассекает небо, чего нет у ласточки.
  • Стрижы летают быстрее ласточек.
  • В отличие от ласточек, стрижи не могут ходить по земле и взлетать с неё. Ноги у них совсем маленькие и слабые. Взлетают только с построек и деревьев.
  • Относятся к разным семействам: ласточки относятся к семейству — воробьинообразных, а стрижи — к семейству стрижиных.

Полюбуйся осенней природой и по своим наблюдениям выполни рисунок «Красота осени»

ГДЗ «Окружающий мир 2 класс». Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

Если остались вопросы по заданиям или вам хочется поделиться, какие задания вызвали затруднения, пишите в комментариях.

ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс

Если остались вопросы по заданиям или вам хочется поделиться, какие задания вызвали затруднения, пишите в комментариях.

ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс

Фотографии для рассказа:

По ссылке вы можете выбрать и другие приметы: все приметы живой и неживой природы о погоде >>

Фотографии для фоторассказа:

Страница 36. Осень.

Осенние месяцы.

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

День осеннего равноденствия — 23 сентября.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья — это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево — улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух — это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки — близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги «Зелёные страницы» или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался — приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

А если учитель задал подготовить доклад или презентацию, берем здесь: Презентация трава у дома >>

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна >> Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины — желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез — в октябре; у лип — в сентябре; у кленов — в сентябре; у тополя — в ноябре; у осины — в сентябре; у калины — в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков) >>.

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Найти еще информацию о нужных грибах поможет статья Про грибы для детей >>

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

Это интересно:  Уход за плодовыми деревьями

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца — личинка — стрекоза. Яйца — гусеница — куколка — бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги «Зелёные страницы! или «Великан на поляне» (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди — белка, сойка, мышь. Рябина — дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название.

ИГРА «Высокий дуб»

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида — Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Почему деревья сбрасывают листву

Почему деревья сбрасывают листву

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Почему деревья сбрасывают листву»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Для детей старшего возраста ЦЕЛЬ: развивать монологическую речь, логическое мышление. ЗАДАЧИ: — создать в памяти детей самые радостные впечатления от первого жёлтого листочка; закрепить знания детей о том почему лист на дереве желтеет и о том как это происходит. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: хлорофилл, багряный, устьице. МАТЕРИАЛ: картина с изображением осеннего леса, осенние листья, микроскоп, восковые мелки, цветные карандаши, краски, лист бумаги. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за деревьями на участке, экскурсия в парк, чтение литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций.

Листопад! Листопад! Лес осенний конопат, Налетели конопушки, Стали рыжими опушки. Ветер мимо пролетал, Ветер лесу прошептал -Ты не жалуйся врачу, Конопатых я лечу: Все рыжинки оторву, Побросаю их в траву. Н.Егоров. Сегодня ребята на занятии мы разгадаем много загадок природы. Узнаем, как деревья готовятся к зиме? Отчего листья на деревьях желтеют? И почему деревья сбрасывают листву? А вот послушайте самую первую загадку. О каком времени года в ней говорится? «Пусты поля, мокнет земля, День убывает, когда это бывает?» Дети: Осенью. Воспитатель: Правильно. А что происходит осенью с природой. Дети: опустели поля; высохла трава; день становится короче, а ночи длиннее; часто идут дожди; листья на деревьях желтеют. Воспитатель: Правильно. А скажите ребята, название каких деревьев вы знаете? Дети: тополь; клён; берёза; черёмуха; липа; рябина; сосна; ель и др. Воспитатель: Молодцы ребята. Но есть ещё много разных деревьев, название которых вы узнаете, когда будете учиться в школе. Дети, а зачем нам нужны деревья? Дети: — это дом для птиц; — дерево даёт нам кислород, а поглощает углекислый газ; — они спасают нас в сильную жару; — они защищают нас от сильного ветра; — из дерева делают мебель, строят дома, делают бумагу. Воспитатель: Хорошо дети. А какая мебель сделана из дерева у нас в группе? Дети: — столы; — стулья; — кровати; — рамки для картин; — рамы для окон; — кубики. Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы знаете, что деревья хотят отдохнуть, ведь они хорошо поработали летом. А к отдыху они готовятся заранее, начиная сбрасывать с себя листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идёт подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво – наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зелёным. Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Дети, давайте рассмотрим с вами засушенные листочки: зелёный и жёлтый, что вы видите? Дети: листья одинаковые по рисунку, но разные по цвету, у них есть прожилки. Воспитатель: Но осенью листья становятся не только жёлтыми, но и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество

находится в завянувшем листе. Но как же это происходит? Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается. Образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. Лист всё время остаётся зелёным. С наступлением осени удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, но не успевает восстановиться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет. Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой и невыразительной. А если ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими. Воспитатель: Ребята, а деревья все сразу стоят с пожелтевшей листвой? Дети: Нет. Листочки у них желтеют постепенно. Воспитатель: Правильно. Но на берёзе самой первой появляются (пряди) жёлтых листьев, от неё не отстаёт липа. А вот в сентябре краснеет листва у рябин, а конце сентября надевают жёлтый и ярко красный наряд осины. И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние «часы». Эти «живые часы» чутко ощущают смену дня и ночи. Хотя наши деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них «работают» всего один сезон. И за это время всё равно быстро изнашиваются. Через микроскоп можно увидеть, что лист покрыт прозрачной кожицей, которая усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. Солнце нагревает листья, а испарение охлаждает их, не даёт перегреться. Воспитатель: Ребята, приложите листочек к щеке. Что вы чувствуете? Дети: Он холодный. Он холодит. Воспитатель: Что произойдёт с листочком, если его сорвать с дерева? Дети: Листик быстро засохнет. Воспитатель: А если он останется висеть на дереве? Дети: Он будет живой, зелёный, свежий. Воспитатель: Да ребята, на дереве листья сочные, свежие, клетки живого листа всегда наполнены водой. А для чего нужен листопад деревьям? Дети: Чтобы дерево отдохнуло, поспало, приготовилось к зиме. Воспитатель: А ещё листопад нужен деревьям и в лечебных целях. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить. Там, где много фабрик и заводов, мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица, испарение замедляется. Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды в год. А известен случай, когда тополь сменил её пять раз! Дети попробуйте сорвать зелёный листочек. Что произошло с ним? Дети: Он разорвался, но не оторвался. Воспитатель: Значит, этому листочку ещё долго сидеть на ветке, он крепко (прочно) скреплён с веткой. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он отрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черенком. Ещё вчера

листья не мог сорвать даже сильный ветер, а сегодня они отваливаются сами. Что произошло? Оказывается, осенью в основании черенка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Даже лёгкое дуновение ветра – и листья начинают падать. Воспитатель: Дети, а все ли деревья сбрасывают свою листву? Дети: Нет. Воспитатель: Назовите деревья, которые не сбрасывают свою листву. Дети: Хвойные. У них иголки. Они всегда стоят зелёными и зимой и летом. Воспитатель: Правильно. Но эти иголки называются хвоинками. А какие деревья относятся к хвойным? Дети: Сосна, ель, пихта. Воспитатель: А ещё кедр. Ребята, поэты в своих стихах отражают приход осени по разному, а название у них одинаковое. Давайте мы их послушаем. Дети читают стихи об осени. «ОСЕНЬ» Всё быстрее облетают клёны Всё темнее низкий свод небес Всё виднее, как пустеют кроны, Всё слышнее, как немеет лес, И всё чаще прячется во мгле Солнце, охладевшее к земле. И. Мазнин «ОСЕНЬ» Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зардели клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный, Утешает осень – не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета! З. Федоровская «ОСЕНЬ» Осень. По утрам морозы. В рощах жёлтый листопад Листья около берёзы Золотым ковром лежат. В лужах лёд прозрачно-синий На листочках белый иней. Е. Головин Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас я предлагаю вам взять то, чем бы вы хотели зарисовать «листопад». Дети берут краски, карандаши, восковые мелки и рисуют «листопад» под сопровождение музыки «Голоса птиц». После занятия дети рассматривают рисунки. Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием, у всех получились интересные работы. Литература: «Почемучкины книжки» Г. Граубин. «Учить детей наблюдать и рассказывать» Н.В. Ёлкина. «Мы и окружающий мир» А.Н. Казаков. Пословицы и приметы: «Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт». «Мигнула липа пёстрым листом – осень позвала». «Холоден батюшка сентябрь – да кормить горазд». «Таков октябрь: когда кроет землю – когда листком, когда снежком». «Народные имена октябрю, месяцу – листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост».

Это интересно:  Если на деревьях листья пожелтели

Когда облетают деревья окружающий мир

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений; познакомить учащихся с разнообразием форм и окраски листьев деревьев в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае; продолжить формирование деятельности наблюдения; показать пример культуры поведения в природе; собрать природный материал для уроков трудового обучения.

Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, семена, осенние листья различных растений; у детей – лупы.

Предварительная работа. Прежде чем организовать экскурсию, учителю необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, парка или сквера. Учитель, побывав на месте проведения экскурсии, намечает места остановок, объекты для изучения.

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправляемся в осенний парк. Вам разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым.

А что вы не должны делать в парке? (Нельзя рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в прятки.)

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

II. Повторение изученного.

О с е н н и е и з м е н е н и я в неживой природе.

– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)

– Как греет солнце? (Ответы детей.)

– Расскажите о погоде сегодня: ясно или облачно, пасмурно; осадки или без осадков; ветрено или безветренная погода; тепло или холодно.

– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)

Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются в ы в о д ы:

1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.

2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

О б щ и й в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления неживой природы.

III. Изучение нового материала.

1. Б е с е д а «Жизнь растений осенью».

– Рассмотрите и назовите находящиеся недалеко от дорожки деревья, кустарники и травянистые растения.

– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

– Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.

– Какие запахи вы чувствуете в осеннем парке?

– Потрогайте кору и листья разных деревьев; понюхайте веточки деревьев, поздние травы, соберите плоды деревьев.

– Известный русский поэт и писатель И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

…Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?

– Какие цвета преобладают в убранстве деревьев? (желтый, оранжевый, красный.)

– Почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет? (Предположения детей.)

– Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества – хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.

В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?

Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.

– Обратите внимание на листья сирени и ольхи. Какого они цвета? (Зеленого.)

– Почему же листья сирени, ольхи не меняют свою окраску осенью? Потому что в листьях этих деревьев, кроме зеленого, других красящих веществ нет.

2. Т а й н ы л и с т о п а д а.

– А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву?

Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)

– Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?

– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)

– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)

– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.

– Сравните листопад у разных растений. Какие отличия в листопаде вы можете назвать?

Учитель обобщает и уточняет ответы детей.

– У липы и тополя первыми облетают листья с больших нижних ветвей, затем – со средних, и последней облетает макушка. У орешника листья начинают облетать с верхних ветвей.

Листья, у которых одна листовая пластинка (например, листья березы, липы, тополя, дуба, яблони, вишни, клена, осины, ольхи, вяза), всегда облетают вместе с черешком. А если у листа несколько листовых пластинок (например, у конского каштана), то может опадать весь сложный лист с черешком, а может отдельно падать каждая листовая пластинка, а потом – черешок.

– Как вы думаете, зачем же деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? Оказывается, так они готовятся к зиме.

3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Травянистые растения осенью».

– Рассмотрите травянистые растения. Какие изменения в их жизни происходят осенью?

Одни травянистые растения рассеивают семена (из них весной зазеленеют новые растения). Другие травы прячутся под землю и там ждут весну. Эти хитрецы спокойно расстаются со своей надземной частью. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.

Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому – сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

4. Б е с е д а «Хвойные растения осенью».

– Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

– Как выглядят осенью ель и сосна?

– Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)

Зимой и летом – одним цветом.

– Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

– Рассмотрите ветки ели. Как они растут? (Ветки ели растут наклонно.)

– Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.

Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

– Не сбрасывают ели и сосны всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Обратите внимание на землю под хвойными растениями. Что вы обнаружили? (Под елью, сосной много желтой хвои.)

– Листья-хвоинки опадают постепенно, и на их месте вырастают новые. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.

– А это хвойное дерево – лиственница. Осенью она сбрасывает листья-хвоинки. Почему это хвойное дерево получило такое название? (Потому что ведет себя как лиственные деревья.)

– Какие лиственные растения растут в нашем крае?

– Назовите хвойные растения нашего края.

– Назовите травянистые растения нашего края.

5. Б е с е д а «Осеннее явление – ветвепад».

– Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторые ивы, тополя, и наблюдается, когда они стареют.

Это интересно:  Лиственные и хвойные деревья

– Присмотритесь к этим деревьям. Что вы видите на земле около них? (Мы видим опавшие веточки.)

– Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разложить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? (Предположения детей.)

– Рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. (Поверхность его ровная, округлая. никакой поломки не было.)

– Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей.

6. П о в т о р е н и е п р а в и л п о в е д е н и я в природе.

– Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу? (Огонь губит не только растения, но и их семена, и животных леса. В огне вместе с сухой травой гибнут лягушки, ящерицы, насекомые.)

– А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу.

Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а подготовленные заранее ученики изображают некоторые действия ребят из стихотворения.

Мы приехали на речку

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки,

И как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костры, бумагу жгли –

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

– Эй, ребята! – крикнул Дима. –

вот местечко хоть куда!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом – мусора гора!

Мы приехали на речку

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

– Почему ребята не нашли другого свободного места?

– Какие правила надо выполнять, гуляя за городом?

– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

– Какие происходят изменения в жизни растений с приходом осени?

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе на тему: «Почему осенью листопад?» в стихотворной форме (по системе Л.В. Занкова)

Цели:

  • систематизировать знания учащихся во времени года — осень, о листопаде и его причинах;
  • воспитывать любовь к природе, к своему краю, развевать познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование:

  • гербарии листьев с различных деревьев, рисунки листиков,
  • картины времен года, грамзапись из альбома П.И.Чайковского “Времена года” — “Октябрь”, телеграмма жителей “желтой странны”, учебник “Окружающий мир” И.П. Товпинец (2кл).

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вступление и определение задач урока.

Учитель: К.Кулиев написал замечательные строки:

Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.

— Чему вы удивляетесь по дороге в школу?

(Дети описывают свои наблюдения.)

Дети: Мы удивляемся природе, погоде, деревьям, цветам, птицам.

Учитель: — Поэт Б. Балкаров тоже очень наблюдательный и он свои впечатления от прогулки в парке выразил так:

Это небо — это море опрокинулось над нами,
Это ветер гонит листья золотыми кораблями.
Ни в одном швейцарском банке столько злата не бывает
Как блестят деревья в парке, разве только не пылают!

Учитель: — Почему деревья в золоте? Почему пылают?

Дети: Листья стали жёлтыми, красными, они облетают с деревьев.

Учитель:

Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить многое нам надо.
Звонок прозвенел — отвечайте скорей,
Время года, какое стоит у дверей?

Ученик: Осень.

3. Работа по теме:

1) Учитель: — Назовите месяцы этого времени года?

Дети отвечают: — Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель:

Утром часов в восемь,
Прилетела осень.
Зачастил вдруг дождь —
Наш незваный гость.
Сильный-сильный ветер
Дует уж час третий.
Скоро станут лужи
Стеклянными от стужи.

Учитель: О какой дате говорит автор стихотворения?

Ученик: Осень начинается в сентябре месяце и это скорее всего 1 сентября.

Учитель: Пословица о сентябре говорит: Холоден сентябрь да сыт. – Почему?

Дети: — Много овощей и фруктов на столе у нас.

Животные и птицы делают запасы на зиму.

Учитель:

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

Ученик: — Октябрь.

Учитель: В народе этот месяц называют листопадником. Почему?

Ученик: — В этом месяце опадают листья.

Учитель: Послушайте музыку из альбома П.И. Чайковского “Времена года” — “Октябрь”. (Прослушивание)

Учитель: Какие впечатления у вас остались? Какие возникли образы?

Дети: — Природа готовится ко сну, все затихло, музыка тихо убаюкивает.

Учитель:

Поле черно — белым стало.
Падает то дождь, то снег.
Мерзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц подскажи…

Дети: — Ноябрь.

Учитель: — В народе говорят: Ноябрь капризен — то плачет, то смеется. Почему?

Ученики: — Происходит частая смена солнечных и дождливых дней.

2) Учитель:

Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы осень спросим:
Что в подарок принесла?

Учитель: — Давайте поиграем в игру: “Доскажи словечко”

Принесла я вам муки.
Значит будут… (пироги).
Вот вам яблоки и мёд
На варенье, и… (компот).

Учитель: — А еще, что нам приносит осень? (Овощи, фрукты.)

Учитель:

Кто из всех из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях

(Дети спорят о нужности и полезности овощей.)

Вывод: Все овощи полезны и нужны.

Учитель:

Спор давно кончать пора,
Спорить бесполезно!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения!

(Учитель показывает конверт и говорит:)

3) Учитель: — Сегодня к нам в школу пришел почтальон и принес письмо от жителей “желтой” страны. Давайте прочитаем. (Учитель читает письмо) “В музее нашей страны сегодня пропала картина:

Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.

— У нас в стране все перепуталось. Дорогие ребята помогите нам.

Быстро дайте нам ответ —
Это правда или нет?
То ни дождь пошел – не град,
То посыпался из облака виноград.
Теплая весна сейчас,
виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Звонкий пел нам соловей.” (Дети исправляют ошибки.)

Учитель: Чтобы помочь жителям “Жёлтой” страны, давайте отправимся в лес. Берет ветку клена и машет ей, а дети машут руками).

Раз, два, три,
ветка клена, помоги.
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасило листву
В цвет багряный, золотой
Осень жёлтою косой.

4) Физминутка:

Отправляемся в поход (дети встали)
Сколько нас открытии ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и душистым лугом.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вышли на берег крутой
Вот он, лес наш, золотой.

Учитель:

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Что в глуши твоей таится?
Что с деревьями творится?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои.

Дети из 3 -х картин на доске выбирают картину осени. Устно описывают её (минисочинение).

Учитель: — Как вы догадались? Что вам помогло отгадать? Какого цвета лето, осень, зима, весна?

— Какие осадки выпадают осенью?

Дети: — Дождь, иногда мокрый снег, бывает туман.

5) Группировка (коллективная работа).

Учитель: Из описанных явлений природы выберите осенние:

Дети читают на доске запись хором, выбирают и группируют понятия.

Радуга, град, дождь, туман, иней, гроза, заморозки, снегопад, листопад.

Учитель: — На какие группы разделите явления природы?

Дети:

1-я группа — погодные явления осени,

2-я группа — зимние явления природы,

3-я группа — летние.

Учитель: — С чем связано такое изменение в явлениях природы?

Дети: — С похолоданием.

Учитель: Какие явления природы характерны для всех времен года?

Дети: — Дождь, туман.

Учитель: — А почему, не видно животных?

Дети: — Они занимаются зимними заготовками, или залегли в зимнюю спячку.

Учитель: — А птицы почему не поют?

Дети: — Певчие птицы улетают на зиму в теплые края

Учитель: — А какие птицы остались в городе? (Дети называют.)

Собрались и полетели.
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели.
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый.
Стало зайчику тепло.
Носит зайка месяц целый
Прозапас грибы в дупло.

Но больше всего беспокойство за птиц:
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно им.
Поможем ли мы беззащитным?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.

6) Учитель: — Ой, звери, берегитесь. Что-то в лесу происходит. Шишки! Берегитесь!

Ученица, инсценируя, читает стихотворение.

(В руках корзина с шишками, во время рассказа она роняет шишки на пол.)

Осень шагает в желтом пальтишке,
С кедров сшибает бурые шишки.
Тр-рах! — на опушку,
Бух! — на кукушку.
Хлоп — на зайчишку
падают шишки.

Эй, бурундук, забирайся на сук!
Живо, клесты, убирайтесь в кусты!
Глупые козы, прячьте козлят:
По лесу грозно идет шишкопад!

Учитель: — С каких деревьев падают шишки?

Дети: С ели, сосны, кедра.

7) Учитель открывает запись на доске.

Березка, клен, липа, сосна, осина, ель, дуб.

Учитель: — Отгадайте загадки, подобрав отгадки.

Эко ты дерево,
и зиму, и лето зелено. (Ель, сосна)

С моего цветка берет
А меня все обижают,
пчелка самый вкусный мед.
Шкуру тонкую сдирают (Липа)

Учитель:

Хоть невзрачный липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простуде
Пьют целебный липы чай.

А когда наступит осень,
Он, красавец молодой,
Весь зальется солнцем.
Лист, его летит звездой. (Клен)

По весне наступит осень,
На опушки и в глуши
Всех я вкусным сладким соком
Угощаю от души. (Береза)

5) Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Дети группируют, деревья на лиственные и хвойные.

8) Показ образцов листьев и разбор иллюстраций в учебнике на стр. 82.

Учитель: — Какого цвета листья осенью?

Дети: — Красные, желтые, коричневые, или один лист раскрашен в разные цвета.

Учитель:

Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клен, жёлтый бук.
Жёлтый солнца в небе круг.
Жёлтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна.
Значит осень — не весна.

— Вот мы и нашли картину жителям “Жёлтой страны”.

9) Физминутка (сидя за партами).

Ветер подул У-У-У….
Кусты низко нагнул (наклон)
Листья запорхали (машут руками)
Как бабочки на карнавале.

10) Работа по теме урока:

а) Учитель:

Осенние листья по ветру кружат.
Осенние листья в тревоге вопят:
Все гибнет. Ты чёрен и гол, —
О, лес наш родимый, конец твой пришел.

— Давайте ребята разберемся, почему нужен природе листопад?

(Выслушиваются мнения детей.)

Учитель: — В клетках листьев содержится зеленый и желтый пигмент. С наступлением холодов зеленый пигмент (хлорофилл) разрушается и начинает выступать желтый, а у некоторых листьев и красный. Ранее накопленные полезные вещества отводятся на запас, а ненужные растению вредные вещества удаляются вместе с листьями.

— Более подробно с причинами листопада мы познакомимся в учебнике на стр.81. “Почему осенью листопад?”

Чтение текста учащимися вслух по “цепочке”.

б) Разбор прочитанного по вопросам учителя:

— Что нового узнали из текста? Что особенного вас удивило?

— Как начинает готовиться дерево к зиме?

— Почему деревья нуждаются в сбросе листьев?

— Погибает ли дерево, когда облетели листья?

— Почему хвойные деревья “и зимой и летом одним цветом”?

в) Чтение вывода на стр. 83 в учебнике.

Заключительная часть урока:

Учитель: — Кайсын Кулиев в стихотворении “Деревья осенью”удивляется “смелости” деревьев:

Дням этой осени стоять,
Пока зима их не поборет,
Вся власть в руках у них опять
И там, в горах, и здесь, в предгорье.
Как ровно год тому назад
Деревья те, что облетели,
Встречать готовы снегопад,
Единоборствовать с метелью.
Признаюсь: лютою зимой
Нередко я за них болел,
Но убеждался в том весной,
Что я, по счастью, ошибался.
Их не погубят дни зимы,
Их ветер одолеть не сможет,
Они такие же, как мы,
А мы все выдержали тоже!

Учитель: — В чём убеждался поэт каждый год? С кем он сравнивает деревья?

Ученики: Поэт сравнивает деревья с людьми. Они как и мы сопротивляются всем бедам и неприятностям, преодолевают их и остаются сильными.

Учитель: — О чем мы говорили сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Нужен ли природе листопад?

Чем мы можем помочь природе в разные времена года?

12) Дети читают в заключение четверостишие на доске:

Берегите каждую травинку,
И каждый дерева листок
Цветочек, кустик и осинку.
Чтоб только ветер сорвать его смог.

Статья написана по материалам сайтов: okrugmir.ru, 7gy.ru, uslide.ru, tak-to-ent.net, xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий