Строение дерева для детей

Рубрики

  • АЛЬБОМ о малыше (12)
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ (22)
  • — дома (4)
  • — правила дорожного движения (10)
  • БРОДИЛКИ (1)
  • ВКУСНЯШКИ деткам (78)
  • ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (21)
  • ВРЕМЕНА ГОДА (124)
  • — 4 времени года (24)
  • — весна (27)
  • — зима (10)
  • — лето (13)
  • — осень (49)
  • ВЯЗАНИЕ для детей (80)
  • ДЕВОЧКАМ (24)
  • ДЕТКИ (18)
  • — имена детей (1)
  • — интересное о детках (2)
  • — картинки, рисунки, открытки (1)
  • — молитвы о детях, иконы (5)
  • — фото детишек (7)
  • ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (17)
  • — аудиокниги (1)
  • ДЕТСКАЯ КОМНАТА (79)
  • ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА (13)
  • ДЕТСКИЕ САЙТЫ (19)
  • ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ И УТРЕННИКИ (63)
  • — день рождения (19)
  • — украшения праздников (15)
  • ДЕТСКИЕ КАРТИНКИ (43)
  • ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА (317)
  • — дипломы, грамоты, медальки, приглашения (19)
  • — для стендов, плакаты, папки-передвижки (54)
  • — консультации и советы родителям (15)
  • — логопедия (2)
  • — музыкальному руководителю (13)
  • — оформление (2)
  • — портфолио разные (9)
  • — ранний возраст (4)
  • — стенгазеты (6)
  • — украшения (3)
  • ДЛЯ ДНЕВНИКА (личное) (349)
  • — для оформления дневника (26)
  • — музыка (1)
  • — открыточки и комментики (9)
  • — подставки под видео (3)
  • — разное (12)
  • — рамочки блестящие и со стразами (13)
  • — рамочки времена года (28)
  • — рамочки детские (48)
  • — рамочки кулинарные (10)
  • — рамочки новогодние и рождественские (6)
  • — рамочки от Beauti_Flash (40)
  • — рамочки от geniavegas (1)
  • — рамочки пасхальные (12)
  • — рамочки поздравления (17)
  • — рамочки простые (53)
  • — рамочки разные (12)
  • — рамочки с цветами (29)
  • — уроки фотошопа (3)
  • — часики и календари (2)
  • ДЛЯ ЗАНЯТИЙ (286)
  • — алфавит и цифры (4)
  • — головоломки (6)
  • — графические диктанты (5)
  • — дидактические материалы (93)
  • — для занятий (91)
  • — загадки (26)
  • — конспекты (7)
  • — логопедические занятия и упражнения (29)
  • — народные промыслы (15)
  • — пословицы и поговорки (2)
  • — скороговорки (3)
  • — стихи (8)
  • — считалки (3)
  • — таблицы (29)
  • — физическая культура, физкультминутки (2)
  • — цифры (2)
  • ЖИВОТНЫЕ (34)
  • — дикие животные (11)
  • — домашие животные (11)
  • ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ (29)
  • ЗЕМНОВОДНЫЕ (1)
  • ИГРУШКИ (243)
  • — авторские куклы (10)
  • — бумажные куклы (18)
  • — войлочные игрушки (1)
  • — вязаные игрушки (32)
  • — из бросового материала (9)
  • — из бумаги и картона (9)
  • — куклы (3)
  • — мягкая игрушка (68)
  • — разные игрушки (11)
  • — фетровые (52)
  • ИГРЫ (97)
  • — игры — ТРЕНАЖЁРЫ (13)
  • — игры онлайн (12)
  • — настольные (34)
  • — подвижные (6)
  • — развивающие игры (7)
  • — ребусы, кроссворды, головоломки (11)
  • — спортивный инвентарь (1)
  • — флеш игры (4)
  • Клипарт (23)
  • МАЛЬЧИКАМ (11)
  • МАСТЕР — КЛАССЫ (54)
  • МОИ КНОПОЧКИ и КОММЕНТИКИ (13)
  • — мои кнопочки-переходы Далее» (12)
  • — мои комментики (1)
  • МОИ МАСТЕРИЛКИ (5)
  • Мои путешествия и экскурсии (с внучатами) (1)
  • МОИ ФОТО (2)
  • МОРЯ и ОКЕАНЫ и их обитатели (7)
  • Мультфильмы (16)
  • НАСЕКОМЫЕ (5)
  • НОВЫЙ ГОД (205)
  • — 2016 — обезьянки (17)
  • — 2017 — год петуха (4)
  • — вытынанки и трафареты (10)
  • — рождественские подарки и поделки (5)
  • 2018 — год собаки (8)
  • анимашки (2)
  • карнавальные костюмы (13)
  • новогодние поделки и украшения (116)
  • Обувь детская (7)
  • Одежда детская (35)
  • головные уборы (15)
  • платья для девочек (16)
  • Опыты и Эксперименты (15)
  • ПЕСНИ детские (28)
  • ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (64)
  • Поделки и украшения из различных материалов (123)
  • — из крупы и макаронных изделий (3)
  • — из природного материала (10)
  • из пластиковых бутылок (11)
  • Поделки из бумаги (212)
  • — открытки (27)
  • — цветы из бумаги (43)
  • оригами (36)
  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ (13)
  • Полезные вещи (5)
  • Полезные сайты (1)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (28)
  • ПРАЗДНИКИ (177)
  • — 9 мая (3)
  • — день Cвятого Валентина (14)
  • — день рождения дневничка (1)
  • 23 февраля (26)
  • 8 Марта (57)
  • Пасха (71)
  • ПРИРОДА (3)
  • ПТИЦЫ (7)
  • РАЗВИВАЕМ: (360)
  • внимание (52)
  • воображение (4)
  • восприятие (2)
  • логику (31)
  • математические представления (94)
  • мелкую моторику (62)
  • мышление (21)
  • ориентировку в пространстве (8)
  • ориентировку во времени (18)
  • память (33)
  • речь (95)
  • Развивающие игры: (78)
  • дидактические игры (10)
  • математика (10)
  • пальчиковые игры (7)
  • Развивающие книги и журналы (92)
  • детские энциклопедии (5)
  • Разное (13)
  • РАСКРАСКИ (136)
  • — флеш раскраски онлайн (1)
  • СВОИМИ РУКАМИ (20)
  • СЕМЬЯ (4)
  • генеалогическое дерево семьи (2)
  • СКАЗКИ (74)
  • аудиосказки (19)
  • иллюстрации (16)
  • музыкальные (4)
  • флешки (6)
  • Советы родителям (13)
  • СТИХИ (60)
  • стихи — зимние, новогодние, загадки (15)
  • стихи детские (25)
  • стихи о детстве и материнстве (18)
  • Сумочки (10)
  • Талантливые дети (8)
  • Театрализованная деятельность (25)
  • ТЕСТЫ (20)
  • готов ли ваш ребенок к школе (15)
  • УПАКОВОЧКИ, КОРОБОЧКИ (4)
  • УРОКИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (2)
  • УЧИМСЯ: (365)
  • — алфавит (5)
  • английский язык (11)
  • аппликация (42)
  • лепить (33)
  • лепить из соленого теста (9)
  • нетрадиционные техники рисования (2)
  • писать (прописи) (59)
  • рисовать (86)
  • считать (71)
  • читать (азбука) (53)
  • ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ! (33)
  • очень ИНТЕРЕСНОЕ и КРАСИВОЕ (26)
  • самые, самые (7)
  • ХУДОЖНИКИ (151)
  • о детях (55)
  • о животных (29)
  • о природе (8)
  • о птицах (5)
  • об игрушках (10)
  • сказочный мир (51)
  • ШАБЛОНЫ,ТРАФАРЕТЫ (51)
  • Шьём сами (29)
  • ЮМОР (улыбнёмся) (10)
  • — детские перлы (1)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Дидактические карточки — Деревья

Дидактические карточки — Деревья

Уважаемые Воспитатели!

Предлагаю Вам дидактический материал для занятий. Давайте поз накомим детей с различными деревьями.

Распечатайте листы с изображением деревьев, их листьев, семян и кратким описанием каждого дерева. К каждому дереву прилагаеются изображения листьев, которые можно расскрасить. Научите детей запоминать, как выглядят веточки, листочки и плоды.

А ещё предлагаю Вам образец составления небольшого рассказа о берёзе (по аналогии можно такие же рассказы составлять и о других деревьях) и несколько загадок о деревьях (читайте ниже).

В кратком описании каждого дерева, можно узнать их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве.

Рассказ про Березу:

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Вопросы про Дерево:

Какие деревья, вы знаете?

Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

Деревья живые или неживые?

Кто (или что) им помогает расти?

Чем их надо поливать: водой или молоком?

(Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет?

Из каких частей состоит?

Какую пользу может принести людям?

Как изменяется в разные времена года?

Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города?

Для чего нужны деревья, польза от деревьев:

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые — дают вкусные съедобные плоды.

Спиленное дерево — это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Задания в которых надо написать названия деревьев угадав их листья.

СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА — дерево с четко выраженным стволом, боковыми ветвями и верхушечным побегом.
Составными частями дерева являются крона, ствол и корни.

Загадки про Деревья:
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
***
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
***
Летом — снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
***
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Это интересно:  Кухонный гарнитур из дерева

Строение Дерева. Листья Деревьев.

Деревья. Веточки деревьев. Листья.
Знакомим детей с названиями деревьев. Запоминаем как выглядят веточки и листочки таких деревьев как:
Рябина,
Береза,
Тополь,
Ель,
Дуб,
Клен,
Вяз,
Каштан,
Ива.

Распечатайте листы с изображением деревьев, их листьев, семян и кратким описанием каждого дерева. К каждому дереву прилагаеются изображения листьев, которые можно расскрасить. Задания в которых надо написать названия деревьев угадав их листья.

В кратком описании каждого дерева, можно узнать их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве.Строение дерева — разделения дерева на основные части: корни, ствол, крона.

Также здесь вы найдете:
-Краткий план занятия с ребенком, знакомство с деревьями.
-Рассказ про березу
-Для чего нужны деревья, какау пользу может принести людям, из каких частей состоит, что можно сделать из дерева
-Загадки про деревья
-Вопросы: Зачем нужны деревья?
Что происходит с деревом в разное время года?
Где и как растут деревья?
Из каких частей состоит дерево?
Что нужно дереву для роста?
Какие бывают виды деревьев?
Как человек может навредить дереву?
Как человек использует дерево?

Береза

Рябина

Тополь

Вяз

Клен

Дуб

Ель

Каштан

Ива

Раскраска — Листья Деревьев

Листья Деревьев

Строение Дерева

Строение Дерева:
Составными частями дерева являются крона, ствол и корни. СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА — дерево с четко выраженным стволом, боковыми ветвями и верхушечным побегом.

Рассказ про Березу

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Для чего нужны деревья, польза от деревьев

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые — дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево — это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Вопросы про Дерево

Какие деревья, вы знаете? Отличаются ли деревья от кустарников? Чем? Деревья живые или неживые? Кто (или что) им помогает расти? Чем их надо поливать: водой или молоком? (Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет? Из каких частей состоит? Какую пользу может принести людям? Как изменяется в разные времена года? Что можно сделать из этого дерева? Почему люди сажают деревья на улицах города?

Загадки про Деревья

***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
***
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
***
Летом — снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
***
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.

Презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме:
Электронное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Деревья» (2 части)

Данная презентация создана на основе методического пособия «Деревья. Какие они?» /Т.А.Шорыгина/, состоит из 2 частей. Будет интересна воспитателям ДОУ компенсирующих и общеразвивающих групп, учителям — логопедам и родителям детей старшего дошкольного возраста при изучении темы «Деревья». В пособии содержится полезная информация о деревьях (1 часть), присутствуют интерактивные игры для закрепления материала (2 часть).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Деревья» Презентация для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром I часть Автор: Плаксюк Лариса Николаевна воспитатель МБДОУ № 7 « Пингвинёнок » ЗАТО Александровск Г. Снежногорск

Деревья – какие они? Строение дерева

Хвойные деревья. Ель Сосна Кедр Сибирская сосна

Лиственные деревья. Осина Берёза Клён Дуб Каштан Рябина Ива

. Берёза – имеет белую кору. На белой бересте чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через которые берёза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева . Берёзовый сок очень полезен, его любят не только люди, но и птицы , звери с удовольствием пьют берёзовый сок. Из берёзовых почек и бересты готовят лекарства.

. Осина – любит яркий солнечный свет, поэтому растёт на лесных опушках. Стебелёк у осинового листа длинный и тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. Осина – очень полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из древесины вырезают игрушки – весёлых матрёшек, изготавливают бумагу, паркет и спички.

. Дуб – могучее дерево с мощным стволом, густой кроной и сильными корнями. Дубы растут медленно, жёлуди появляются тогда, когда дереву исполнится тридцать- сорок лет. Живут дубы очень долго – четыреста или пятьсот лет. Дубовый лес называют дубравой . Дикие кабаны, медведи, лоси, белки осенью с удовольствием поедают вкусные жёлуди. Из крепкой древесины делают мебель, паркет, лодки. Из дубовой коры и листьев готовят целебные настои для полоскания горла и рта.

. Ели – высокие могучие деревья. Они достигают 10 метров высоты. Растут очень медленно, но живут долго – 500 – 600 лет. Ель – хвойное дерево, в любое время года остаётся зелёным, потому что хвоинки не опадают с него 5-7 лет. Любят ель дикие звери и птицы. Дикие кабаны устраивают под густыми ветками ели уютные гнёзда. В гуще еловых ветвей строят зимой гнёзда клесты. Белки, дятлы любят лакомиться семенами из еловых шишек. Из древесины ели делают музыкальные инструменты.

Строение плодовых деревьев: фото и описание

В строение плодового дерева входят подземная и надземная части. Подземная часть плодового дерева – это его корневая система, от здоровья которой во многом зависит последующая урожайность. Надземная часть состоит из ствола, ветвей, а также побегов с образующимися на них почками и кольчатками. Ознакомьтесь с фото и описанием строения плодовых деревьев, прежде чем приступать к разбивке сада – это поможет вам правильно посадить саженцы и осуществлять за ними грамотный уход.

Скелетные и полускелетные ветви плодового дерева

Строение плодового дерева на фото

Чрезмерно большие приросты могут свидетельствовать о том, что растение перекормлено. Уменьшение длины годичных приростов или их отсутствие — сигнал того, что дерево угнетено и требует пристального внимания. Здоровому дереву при правильной агротехнике хватает сил и на рост, и на плодоношение.

У плодовых деревьев побеги, направленные вертикально, «нацелены» на рост и наращивание вегетативной массы. Побеги, расположенные горизонтально, «отвечают» за размножение. Соответственно, чем горизонтальнее расположена ветка, тем больше на ней будет цветков и плодов, это определяется балансом и распределением растительных гормонов.

Крупные ветви, которые отходят от ствола, называются скелетными. Обычно они образуют ярусы, в каждом ярусе 3-5 ветвей, затем — промежуток. Ветви одного яруса должны смотреть в разные стороны. Кроме того, важно, чтобы угол расхождения между ними был примерно одинаковым. Ветви двух соседних ярусов не должны располагаться друг над другом.

Помимо скелетных ветвей, от ствола могут отходить также и полускелетные ветви – меньшего размера и не входящие в ярусы.

На скелетных и полускелетных ветвях образуются ветви второго порядка, на них, в свою очередь, ветви третьего порядка, и так далее. Самая последняя степень ветвления — обрастающие веточки, именно на них образуются цветы и плоды.

Далее вы можете ознакомиться с описанием ствола плодового дерева.

Части ствола плодового дерева

Часть ствола между самой нижней и самой верхней ветвями называется центральным проводником.

Ствол плодового дерева постепенно становится тоньше, и на самой верхушке переходит в побег продолжения, или лидерный побег. Лидер ежегодно нарастает, и за счет этого дерево увеличивается в высоту.

Довольно часто рядом с лидером видны сильные побеги, направленные почти вертикально — их называют конкурентами. Поскольку конкуренты активно растут и направлены под острыми углами, их вырезают — в противном случае образуются опасные места потенциальных разломов. Отогнуть конкурентные побеги в более горизонтальное положение бывает сложно и далеко не всегда целесообразно.

Это интересно:  Детский стул из дерева

Очень сильные вертикальные побеги называют жировыми или «волчками». Они отличаются удлиненными междоузлиями, листья у них крупные и могут даже отличаться от типичных для конкретного сорта. Обычно волчки появляются в кронах старых деревьев или при сильном изгибе скелетных или полу-скелетных ветвей. Обилие волчков нередко бывает сигналом неблагополучия.

Корневая система плодового дерева: виды корней

На уровне земли ствол плавно переходит в корневую систему. Это место называется корневой шейкой. При посадке корневая шейка должна быть чуть ниже уровня почвы — почва естественным образом осядет, и корневая шейка окажется на нужном уровне.

Так же, как и ветви, корни плодовых деревьев бывают нескольких видов: скелетные, полускелетные и обрастающие. Самые тонкие, обрастающие корешки всасывают воду и питательные вещества из почвы, а вся остальная корневая система доставляет их к надземной части.

Корневая система дерева занимает большой объем — не меньше надземной части. Суммарная длина всех корней исчисляется сотнями километров. Корневая система при благоприятных условиях проникает на глубину нескольких метров, что сопоставимо с высотой дерева, а ее диаметр несколько больше диаметра кроны. Поэтому удобрения всегда вносят по проекции кроны или чуть шире — именно в этой зоне находится больше всего молодых корней. Взрослые плодовые деревья плохо переносят пересадку из-за неизбежного серьезного повреждения корневой системы.

Ваше дерево выглядит здоровым, вы посадили его на солнечном, защищенном от ветров месте, сделали правильную, объемную посадочную яму и заправили ее удобрениями, а приростов нет? Скорее всего, была допущена серьезная ошибка — заглубление корневой шейки. В этом случае кора у плодовых деревьев начинает загнивать, годичные приросты резко уменьшаются, и растение может погибнуть. Если дерево молодое, можно выкопать его и повторно посадить, но уже правильно. В случае взрослого дерева выход один — осторожно отгрести почву, стараясь не повредить корни. Получится воронка, в которой может застаиваться вода — поэтому, особенно на тяжелых почвах, необходимо позаботиться о дренаже — в воде и в болоте плодовые деревья не выживают.

Когда вы выбираете место для посадки плодового дерева, обязательно уточните по справочникам габариты взрослого растения данного сорта, чтобы отступить на правильное расстояние от других деревьев и строений. Рекомендуется, чтобы расстояние между двумя соседними деревьями было не меньше среднего арифметического их диаметров, а диаметр большинства сортов плодовых деревьев примерно равен их высоте. Так, если ваши деревья во взрослом состоянии будут диаметром 6 и 4 м, то расстояние между ними должно быть не менее 5 м.

Корни не только «кормят» растение водой и растворенными в ней минеральными веществами, но также участвуют в гормональной регуляции и выполняют функцию якоря, закрепляя растение в почве. Кончики корней умеют различать «верх» и «низ» и растут вниз под действием силы тяжести. Две причины, которые заставляют их «отклоняться от курса» — поиски доступной воды или необходимость обогнуть препятствие, например, крупный камень.

Корневая система плодовых деревьев очень уязвима, поэтому в бесснежные зимы из-за подмерзания корней растения погибают целиком. Для нормального развития корней почва должна быть плодородной и рыхлой. Полезный прием — мульчирование. Во многих садах почву содержат под задернением. Оба эти приема препятствуют перегреву корней и удерживают влагу.

Когда корни достигают грунтовых вод, дерево погибает. Поэтому если на вашем участке грунтовые воды близко, целесообразно высаживать сад на карликовых подвоях, а также сажать деревья на невысоких холмиках (до 50 см).

На корневой шейке иногда могут просыпаться почки. Так появляется прикорневая поросль. Ее появление может быть результатом сильного повреждения кроны.

Любое растение выделяет в окружающую среду различные вещества.

Выделения корневой системы угнетают прорастание семян своего вида — поэтому хотя яблоко от яблони и недалеко падает, но прорастут семена только если расстояние будет достаточно большим — этот биологический механизм обеспечивает освоение новых территорий и расширение ареала вида. В некоторых случаях выделения одних растений стимулируют рост других, в других — угнетают. Косточковые культуры угнетают рост и развитие семечковых, поэтому размещать их надо так, чтобы корневые системы деревьев не соприкасались

Древесина и кора плодового дерева (с фото)

Древесина (ксилема) плодового дерева состоит в основном из проводящих сосудов разного диаметра и с различной толщиной стенок. По сосудам ксилемы от корней вверх поднимается вода с растворенными в ней питательными веществами из почвы. Другая важнейшая функция древесины — механическая. Главные элементы ксилемы — сосуды — сложены мертвыми клетками, Сердцевина сложена живыми клетками, в которых находится запас питательных веществ.

Главные элементы коры (флоэмы) — живые ситовидные трубки, по которым растворенные продукты фотосинтеза перемещаются сверху вниз, от листьев ко всем остальным органам, и мертвые лубяные волокна, выполняющие механическую функцию.

У древесных растений активно функционируют только элементы ксилемы и флоэмы текущего года, а элементы предыдущих лет выполняют только механическую функцию.

Между корой плодового дерева и древесиной расположен очень важный слой клеток — камбий. Камбий невозможно увидеть без микроскопа, это один слой делящихся клеток, который обеспечивает ежегодное утолщение побега, и пока жив камбий, жив и побег. Когда дерево просыпается от зимнего сна, клетки камбия начинают активно делиться. Сигналом для их пробуждения служит повышение температуры. Внутрь камбий откладывает элементы ксилемы, а наружу — элементы (флоэмы).

Снаружи ствола существует особая ткань – пробковый камбий, из которого формируется пробка, которая обладает высокими теплоизоляционными свойствами и воздухонепроницаемостью, а для газообмена в ней есть особые образования — чечевички.

Возраст дерева или ветви можно определить по годичным кольцам — в суровом сезонном климате они легко заметны.

На этих фото показана кора и древесина плодовых деревьев:

Побеги и почки плодового дерева

Побег плодового дерева – это стебель с расположенными на нем листьями и почками, довольно часто в обиходе побеги, а чаще — системы побегов называют ветвями.

Побеги бывают травянистыми (в таком случае в сезонном климате они каждый год отмирают, а в следующем сезоне отрастают новые — как у травянистых растений) или одревесневающими, многолетними — как у деревьев и кустарников. Полукустарники занимают промежуточное положение: ежегодно нижняя, одревесневающая часть побега сохраняется, а верхняя, травянистая, — отмирает.

Строение почки на фото

Почка плодового дерева – это зачаточный побег. Если «распротрошить» почку и изучить ее под лупой, то под почечными чешуями можно увидеть зачатки листьев (такие почки называются вегетативными или листовыми), или зачатки цветков (генеративные или цветочные почки) — хотя чаще в обиходе цветочными почками называют вегетативно-генеративные или смешанные — они содержат как зачатки цветков, так и листьев. Именно такие почки — залог будущего урожая. Обычно тип почки можно определить по ее форме — вегетативные более стройные и вытянутые, а генеративные и вегетативно-генеративные — «пузатенькие», и нередко заметно крупнее.

Почки также классифицируют по расположению: в пазухе листа находится пазушная почка, а на верхушке побега почка, соответственно, верхушечная. В норме активно растет всегда верхушечная почка, это явление называется апикальное доминирование, оно обусловлено балансом растительных гормонов. При повреждении или удалении верхушечной почки пробуждаются другие точки роста, что стимулирует ветвление.

Снаружи почки защищены почечными чешуями от неблагоприятных факторов, в первую очередь, от низких температур и иссушения. Это видоизмененные листья; когда почка раскрывается, и начинается рост побега, они опадают, поскольку уже выполнили свою функцию. На побеге в этом месте остаются рубцы — так называемое почечное кольцо, а впоследствии в месте отхождения боковой ветви образуется кольцевой наплыв. Внимательно посмотрев на ветку и посчитав почечные кольца — границы, годичных приростов -можно определить возраст ветви. С возрастом почечные кольца становятся незаметными, и лучше всего они видны на 1-2-летних ветвях.

На деревьях бывают и такие почки, которые практически невозможно увидеть. Их называют спящими почками — они развиваются в полноценные ростовые побеги и формируют новую крону в случае ее повреждений. Так, в немалой степени за счет спящих почек деревья восстанавливаются после суровых зим, когда повреждения кроны значительны. Но иногда из спящих почек вырастают волчки, они появляются в середине лета, когда рост годичных приростов притормаживается или и вовсе заканчивается, всегда на старой древесине, направлены вверх и за один сезон могут вырасти на несколько десятков сантиметров и даже на полтора-два метра. Обилие волчков — сигнал неблагополучия: они часто образуются на стареющих и ослабленных болезнями, вредителями или неблагоприятными условиями среды деревьях, а также вследствие ошибок при обрезке. Склонность образовывать волчки также в значительной степени зависит от сорта. Впрочем, волчки могут быть и полезными: удачно расположенный и правильно сформированный волчок впоследствии может стать замечательной плодоносящей ветвью.

Узел — это участок побега, от которого отходит лист. Соответственно, междоузлие — это участок стебля между двумя соседними узлами. По длине междоузлий выделяют удлиненные и укороченные побеги. У деревьев обычно на нужную высоту поднимаются вегетативные побеги, а потом, когда растение вступает в плодоношение, преимущественно из пазушных почек образуются генеративные побеги. В большинстве случаев они многолетние.

Это интересно:  Кухонная столешница из дерева

У плодовых деревьев цветочные почки располагаются на особых побегах — плодовых образованиях, их еще называют обрастающими веточками. Они имеют относительно небольшую длину и в зависимости от формы имеют разные названия. Чем больше обрастающих веточек, тем выше урожайность дерева.

Самые длинные плодовые образования семечковых культур — плодовые прутики и копьеца. Это тонкие побеги с генеративной почкой на верхушке, под тяжестью плодов они, особенно копьеца (с заостренной верхушкой), наклоняются вниз. Кроны у таких сортов обычно рыхлые и склонные к загугцению, поэтому их необходимо прореживать.

Плодовая сумка — это «рогатка» с утолщенной развилкой, из которой выходят два плодовых прутика.

Современные сорта плодоносят на колъчатках, этот признак считается очень желательным, так как напрямую связан с компактной и прочной кроной. Плодоношение на колъчатках у колонновидных яблонь кольчатки образуются прямо на стволе.

Если для конкретного сорта характерны длинные годичные приросты (более 60 см), то их рекомендуется укорачивать, чтобы стимулировать образование кольчаток из пазушных почек.

У косточковых могут быть букетные веточки — аналог кольчаток у яблонь -многолетние плодовые образования. У старых сортов вишни плодовые образования недолговечные, и после одного урожая отмирают. У сливы можно увидеть даже «цветущие колючки», которые представляют собой видоизмененные побеги.

Строение дерева — экологическая игра Построим дерево

Игра для детей с пяти лет!

Строение дерева можно изучать, просто играя с детьми. И даже на уроке! Никаких материалов для игры не требуется. Игру можно проводить где угодно – в классе и на природе.

Итак, дорогие гости экологического клуба «Ручеек», предлагаю вам познакомиться с замечательной игрой «Построим дерево». Автор игры — Дж.Корнелл, разработчик принципа «Потока познания» для экскурсий в природу. О принципе »потока познания» читайте здесь .

Внимательно прочитайте описание игры. Никаких материалов для игры не требуется. Игру можно проводить где угодно – в классе и на природе.

Игроки, изображающие сердцевину, должны показать, что они обеспечивают прочность ство­ла и позволяют ему находиться в вертикальном положении. Корни (стержневой и придаточные) держат дерево, словно якоря и проводят вверх воду и минеральные вещества. Слой древесины транспортирует воду к ветвям и листьям. Камбий — растущая часть ствола. По лубу пища поступа­ет от листьев к другим частям дерева, а кора защищает все дерево.

Сердцевина

Чтобы начать игру, выберите двух или трех высоких и крепких ребят и попросите их сыграть роль сердцевины. Пусть они встанут спиной друг к другу. Скажите остальным участни­кам игры: «Это сердцевина — внутренний стержень дерева, его сила. Задача сердцевины — дер­жать ствол и ветви вертикально, так, чтобы листья получили свою долю солнечной энергии. Серд­цевина существует давно, она мертва- но прекрасно сохранилась! Когда-то сердцевина была жи­вой, но теперь тысячи ее крошечных трубок, по которым раньше поднималась вверх вода и опус­калась вниз пища, заполнена дегтем и смолой. Скажите детям, изображающим сердцевину, что их задача — стоять прямо и не гнуться.

Стержневой корень

Попросите нескольких человек изобразить стержневой корень. Пусть они сядут у ног детей, изображающих сердцевину, так, чтобы смотреть в разные стороны. Скажи­те им: «Вы — очень длинный корень, называемый стержневым. Вы уходите глубоко в землю — до 9 метров. Стержневой корень сосет воду из самых глубин земли и держит дерево, словно якорь. Во время гроз стержневой корень не дает дереву упасть под напором ураганных ветров. Отметьте; что не все деревья имеют стержневые корни (например, красное дерево не имеет стержневого корня). Но то дерево, которое вы сей­час изображаете, имеет такой корень.

Придаточные корни

Выберите ребят с длинными волосами, которые не будут возражать, если вы предложите им лечь на пол. Попросите «придаточные корни» лечь на спину так, чтобы их ноги смотрели на «ствол», а головы — наружу. Скажите им: «Вы — придаточные корни. Их у одного дерева — сотни тысяч. Вы растете во все стороны от дерева, подобно веткам, но только под землей. Вы тоже помогаете дереву стоять вертикально. У вас на концах множество крошечных корне­вых волосков».

В этом месте наклонитесь над одним из «придаточных корней» и распушите ему волосы вокруг головы. Продолжайте рассказ: «Если сложить все ; корневые волоски одного дерева, то они вытя­нутся в линию длиною в несколько километров. Эти волоски пронизывают каждый квадратный сантиметр почвы, в которой они растут. Когда они чувствуют, что где-то поблизости находится во­да, они начинают расти в этом направлении и высасывают ее. Концы корневых волосков имеют такие твердые клетки, которые похожи на хоккейные шлемы. Я хочу, чтобы придаточные корни и стержневой корень попрактиковались во всасывании воды. Когда я скажу: «Начали!», вы сделаете так: (издайте громкий сосущий звук). Итак, начали!»

Теперь попросите небольшую группу детей изобразить древесину. Выберите сто­лько людей, чтобы они образовали круг вокруг сердцевины. Пусть они встанут вокруг нее, глядя, внутрь и взявшись за руки. Следите, чтобы никто не наступил на какой-нибудь «корень». Скажите им:

  • «Вы — часть дерева, которую называют древесиной, или ксилемой.
  • Вы тянете воду из корней и передаете ее самым высоким ветвям.
  • Вы — самый эффективный насос в мире и при этом не имее­те ни единой движущейся детали.
  • Вы способны перекачивать сотни литров воды в день и делаете это со скоростью, превышающей 180 км/час!»

После того, как корни высосут влагу из земли, ваша задача — поднять ее вверх по дереву. Когда я скажу: «Поднимаем воду вверх», вы произнесете: «Ви- и-н-и» (при этом поднимайте руки вверх). Давайте потренируемся. Сначала попросим корни вы­сосать воду. Начали! Вслед за этим сразу же: «Поднимем воду вверх! Ви-и-и-и!»

Камбий и луб

Выберите группу, которая будет изображать камбий/луб. Пусть эти дети тоже встанут вокруг древесины, глядя внутрь и взявшись за руки. Скажите им: «Следующим за древе­синой идет слой камбия — растущая часть дерева. Каждый год он добавляет новый слой древеси­ны и луба. Дерево растет за счет утолщения ствола от центра наружу, а также за счет удлинения концов корней и веток.»

За камбием, ближе к коре, располагается слой луба. Это часть дерева, по которой движется пища, произведенная листьями, и которая распределяет эту пищу по всему дереву. Давайте пре­вратим наши руки в листья».

Пусть все вытянут руки вперед и вверх так, чтобы руки разных людей скрещивались в области запястий и предплечий, а кисти трепыхались, как листья. Когда я скажу: «Сделаем пищу!», поднимите руки и потрясите «листочками», как будто вы поглощаете солнечную энергию и производите питательные вещества. А когда я скажу: «Спустим пищу вниз!», вы произ­несите: «Ву-у-у» (долгий утихающий звук); при этом согните ног в коленях и опустите тело и руки к земле. Давайте потренируемся!

Кора дерева

Попросите оставшихся участников изобразить кору дерева. Пусть они встанут в кружок вокруг дерева, глядя наружу. Скажите им: «Вы — кора дерева. От каких опасностей вы защищаете дере­во?» Объясните, что кора защищает дерево от огня, насекомых, резких перепадов температуры и от девочек и мальчиков с перочинными ножиками в руках. Скажите «коре», как надо защищать дерево: «Поднимите руки как футбольный вратарь — оба локтя наружу, кулаки — на уровне груди (пауза). Вы слышите этот высокий звук? Это очень злой и очень голодный длинноносый сосновый точильщик. Пойду и посмотрю, смогу ли я остановить его? Если я не вернусь, вам придется бо­роться с ним самим».

Сосновый точильщик

Зайдите за дерево и выйдите из-за него в образе жука соснового точильщика. При этом надо хму­риться и вертеть головой туда-сюда. Возьмите ветку — это будут усики жука. Когда ветка уткнется в дерево, направьте свой длинный нос на него. Теперь быстро обогните дерево, как будто вы ищите место, где можно проникнуты внутрь него сквозь кору. Дети, изображающие кору, должны попы­таться отогнать вас.

Пока вы ходите вокруг дерева, напоминайте другим его частям, чтобы они выполняли каждый свою задачу. Напоминайте им, выкрикивая команду. Все части дерева выполняют каждая свою задачу одновременно.

Когда вы закончите, пусть все участники пожмут друг другу руки за то, что они были все вместе таким замечательным деревом. И помогите «корням» подняться с земли!

Обсуждение игры

  • Кем я был в игре и что я чувствовал?
  • Кто главный в игре?
  • Подведите учащихся к выводу, что все части дерева являются частями единого живого орга­низма, каждая из которых выполняет важную для дерева функцию.

Статья написана по материалам сайтов: www.liveinternet.ru, feminissimo.ru, nsportal.ru, babushkinadacha.ru, ecorucheyok.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий