Спичечная королева — это какое дерево

Заключительный урок по ботанике

Урок проводится в форме телевизионной игры «Звездный час».

– обобщить материал о лесном сообществе, его составе и значении;
– продолжить формирование бережного отношения к природе и экологической культуры;
– патриотическое, эстетическое, нравственное воспитание.

Оборудование: гербарные листы, фотографии и рисунки древесных растений; дидактический материал по ботанике; жетоны с номерами.

В игре принимают участие команда игроков (6 человек) и группа поддержки (6 человек). Двух человек выбирают в жюри. Остальные рабята – в роли зрителей.

Тур I. Интересное и малоизвестное о деревьях

На гербарных листах, рисунках и фотографиях представлены: осина, лиственница, черемуха, дуб, рябина, ель, липа, ива. Отвечая на вопрос, ребята должны найти нужное изображение.

1. Это дерево вырастает одним из первых после пожара, поэтому его называют «пионером» леса. Оно первым появляется всюду, где есть малейшая возможность прорасти и укорениться. Попадет ли его семечко на выжженное место после костра, на взрыхленный участок почвы или на осыпающийся отвесный склон оврага, всюду оно быстро прорастет и образует стволик со светлой корой.

2. Это дерево – одна из наиболее распространенных хвойных пород в нашей стране. Более чем на 250 млн га раскинулась оно светлой тайгой – от Онежского озера до Охотского моря. Достоинство его в долговечности. Живет 400–500 лет, а некоторые деревья и до 700–900 лет доживают. Хорошо сохраняются и срубленные деревья. Телеграфные столбы и шпалы из них без всякой дополнительной обработки служат десятки лет.

Еще одна особенность: хвоинки не колются, они мягкие, шелковистые. Считают, что предками этого дерева были вечнозеленые хвойные и выжило оно в суровом климате Сибири благодаря возникшей в процессе естественного отбора способности к листопаду.

3. Плоды у этого дерева не такие вкусные, как, например, у вишни. Зато очень полезные. Витаминов в них больше, чем в лимоне, есть и другие очень нужные для жизни вещества. К тому же они не осыпаются, не засыхают и не гниют. Даже мороз им не страшен. Наоборот, прихваченные морозцем ягоды становятся вкуснее.

Из гибких ветвей и тонких стволов дерева получается прекрасная плетеная мебель. Кора содержит ценные дубильные вещества, которые используются в кожевенном производстве.

4. Однажды кожевник, медик и пчеловод отправились в лес. Медика интересовала кора дерева, из которой приготовляют лекарства. Кожевника – кора дерева, которая идет на изготовление дубильных веществ, необходимых для обработки кожи (без них кожа быстро расползается). Пчеловод пришел в лес посмотреть, расцвело ли дерево-медонос.

Вроде каждый интересовался своим. А встретились все у ее зарослей. Потому что из нее и лекарства делают, и дубильные вещества получают, и медонос она хороший.

5. Дерево это высокое, прямоствольное, и корень у него должен был бы уходить вертикально вниз на большую глубину. Так оно и есть. Но только до 10–15 лет жизни дерева. Потом вертикальный корень отмирает и остаются лишь боковые корни.

Растет оно медленно: к 10 годам не выше 1,5 м.

Дерево это вечнозеленое, но колючие хвоинки живут только 5–7 лет, потом опадают.

6. Это дерево из древних преданий и сказок. Наши предки, славяне, считали его магическим деревом, посвященным богу грома и молнии – Перуну. Из него и статуи этого бога вырубали да и само дерево называли Перуновым.

Ствол у него могучий, с извилистыми, толстыми, как мускулистые руки, ветвями, жесткие, резко очерченные листья. Все это ассоциируется с мужеством, упорством, силой.

С его корой связано великое открытие Роберта Гука – клеточное строение растений.

Древесина особенно прочна, и бревна, попав в воду, не гниют, а становятся черными и еще более крепкими (мореными).

Древние греки считали, что он появился на земле раньше всех деревьев.

7. В лиственных лесах встречается замечательное дерево с темным стволом. Приятный аромат его незаметных цветков в июне–июле далеко разносится, привлекая пчел. Одно дерево дает столько меда, сколько целый гектар гречишного поля.

Отвар из цветков – старейшее излюбленное лекарство, «изгоняющее простуду потом»; цветки применяются в пищевой и кондитерской промышленности. В плодиках до 12% масла, похожего на миндальное. Из мягкой древесины вырезают ложки, игрушки и другие изделия.

8. Из плодов этого дерева делают кисели и наливки. Корой окрашивают ткани в зеленый или буро-красный цвет. Сильный, пьянящий аромат ее цветков и листьев очищает воздух от микробов. Выделяемые фитонциды содержат синильную кислоту. Под действием этих фитонцидов амебы, инфузории погибают за 5 мин.

О таком дереве, кажется, и беспокоиться незачем: сумеет постоять за себя. Однако и оно нуждается в защите. Подводит красота, весенний кружевной наряд. Сколько охотников за цветами устремляется в пригородные леса и рощи!

Тур 2. Лесной универмаг

1. В универмаге можно купить спички. Древесина какого дерева идет на их изготовление?

(Ответ. Палочки для спичек (спичечная солома) заготавливаются целиком из осиновой древесины.)

2. В универмаге можно купить чулки и искусственный шелк. Какое дерево используется для их изготовления?

(Ответ. Древесина лиственницы почти уникальна: из одного ее кубометра изготавливают 2 тыс. пар чулок или 1,5 тыс. м искусственного шелка, 200 кг целлюлозы или 6 тыс. м целлофана.)

3. В этом отделе универмага можно приобрести детали машин. Какое дерево можно использовать для их производства?

(Ответ. Древесина рябины очень тяжелая и твердая, из нее можно делать детали машин.)

4. В рыболовном отделе продавец предлагает добротные рыболовные снасти и веревки. Какое растение идет на их изготовление?

(Ответ. Кора ивы, особенно белой, отличается удивительной прочностью, мягкостью и гибкостью лубяных волокон. Издавна из нее плели добротные рыболовные снасти, веревки, канаты, делали мешковину.)

5. Мы в музыкальном отделе. Из какого дерева делают музыкальные инструменты?

(Ответ. Из ели. В ее древесине удивительно равномерно распределены волокна, поэтому инструменты из древесины ели обладают изумительным звуком и резонансом. Пригодные для изготовления инструментов деревья так и называют, ель резонансная. Самые лучшие скрипки, инструменты знаменитых итальянцев Амати и Страдивари, изготовлены из ели.)

6. В кондитерском отделе продают хлеб и муку. Плоды какого растения с глубокой древности использовались в пищу человеком?

(Ответ. Ученые, на основании археологических находок в разных местах мира, утверждают, что это были желуди. Древнейшие жители юга России и Украины сушили желуди в печах, растирали в муку и пекли из нее хлеб.)

7. Внимание! Распродажа мочалок. Сейчас мочалки делают и из синтетических материалов. А какое дерево очень давно используется для этих целей?

(Ответ. Из сырого лыка молодых липок плели лапти, а из луба 30–50-летних лип делали рогожи. При этом кору липы вымачивали месяца два в тихих речках и прудах. От вымоченной коры отдирали луб – мочало).

8. В нашем универмаге открыли аптечный киоск. Настои из цветков какого дерева используют при глазных болезнях и болезнях легких?

(Ответ. Настой цветков черемухи употребляют при глазных болезнях, настой листьев – при болезнях легких.)

По итогам двух туров должны остаться 4 человека.

Тур 3. В лес «по загадки»

1. Какое дерево используют с древних времен как средство от непослушания?

(Ответ. Порку березовыми ветками – розгами использовали с древнейших времен как вид телесного наказания.)

2. Название какого дерева в переводе с латинского означает «скала»?

Это интересно:  Полки из дерева своими руками

(Ответ. Это дерево поражало людей своей способностью расти на голых скалах, поэтому латинское название сосны – «пинус» – означает «скала».)

3. Древесина какого дерева использовалась с древности в судостроении?

(Ответ. Во времена парусного флота древесина лиственницы считалась лучшим материалом для постройки кораблей.)

4. Какое лекарственное растение можно найти у любой дороги?

5. Какие лесные обитатели не относятся ни к растениям, ни к животным?

6. Какая ягода занимает первое место по содержанию железа?

Тур 4. Логическая цепочка (исключи лишнее)

1. Какое растение является хищным?

Стрелолист,
росянка,
манжетка.

2. Какое растение НЕ является первоцветом?

Медуница,
сон-трава,
колокольчик.

3. Какое из перечисленных растений относится к охраняемым видам?

Можжевельник,
ежевика,
бузина.

4. Какое растение НЕ ядовито?

Заключительный тур

Подведение итогов и предоставление слова для Звездной речи победителю.

Например, в своей Звездной речи Аня Крысанова использовала отрывок из стихотворения собственного сочинения.

Для меня Россия – это город мой,
Где живут любимые, друзья.
Где все улочки – мои знакомые,
Ведь по ним гуляю с детства я.
Школа. Парк, листвой усыпанный по осени.
Сквер с каштанами, цветущими весной.
Как красив в любое время года
Город мой зеленый и живой.
Я хочу, чтоб с каждым днем все краше,
Все уютней становился он,
Чтобы с гордостью рассказывал люди
О том городе, в котором мы живем.

Во время подготовки речи группе поддержки можно дать задание, например составить как можно больше новых слов из слова «лесовик», а зрителям отгадать на загадки о представителях лесного сообщества и продолжить поговорки.

Загадки

1. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей.)
2. Все паны скинули кафтаны, один пан не скинул кафтан. (Сосна, ель в лиственном лесу.)
3. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек. (Береза.)
4. Не сучок, не листок, а на дереве растет. (Мох.)
5. На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, черные крапинки. (Земляника.)
6. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел – красну шапочку нашел. (Гриб.)
7. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
8. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник.)

Поговорки

1. В лес дров не возят, в колодец . (воды не льют).
2. Был бы лес, а . (волки будут).
3. Всякая птица . (свое гнездо любит).
4. По дрова – не по грибы: топор . (сам аукает).
5. Неказисто дерево, да . (вкусен плод).

Публикация статьи произведена при поддержке газеты «Самарская стройплощадка». Если Вы хотите узнать, где купить газету «Самарская стройплощадка», освещающую события из мира недвижимости и строительства, то посетите официальный сайт издания, который располагается по адресу www.gazetasp.ru. На сайте представлены не только адреса пунктов распространения газеты, но так же статьи и публикации о средствах массовой информации и журналистике, которые помогут интересно провести Ваш досуг.

1. Ботаника с основами экологии. – М.: Просвещение, 1994.
2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Просвещение, 1994.
3. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Педагогика-Пресс. 1995.
4. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. – М., 1980.
5. Петров В.В. Лес и его жизнь. – М.: Просвещение, 1986.
6. Рохлов В., Теремов А. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-Пресс, 1998.
7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1985.
8. Смирнов А.В. Лес. – М.: Детская литература, 1973.
9. Теплов Д.Л. Теория и практика экологического воспитания школьников в учреждениях дошкольного образования. – М.: МГОПУ, 2004.
10. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. – М.: Просвещение, 1985.
11. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. – М.: Просвещение, 1996.

Фото из книги Покорна Я. Деревья вокруг нас. – Прага: Артия, 1980.

Олимпиада по окружающему миру (3 класс) с ответами.

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Выбранный для просмотра документ Олимпиада по окружающему миру 3 класс.docx

Олимпиада по окружающему миру 3 класс.

1.В каждом ряду найди и подчеркни лишнее слово.

а) Снежинка, дерево, птица, тарелка, микроб.

б) Гранит, глина, асфальт, песок, уголь, нефть.

в) Боярышник, орешник, жимолость, липа.

г) Гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник.

д) Лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж.

е) Термометр, ножницы, флюгер, микроскоп.

ж) Франция, Санкт-Петербург, Россия, Германия.

2. Из зёрен и плодов каких растений изготавливают крупы:

3.Выбери правильный ответ. Обведи букву, соответствующую

Какая наука изучает строение тела человека?

А) Биология Б) Физиология В) Анатомия Г) Экология

Какая карта не существует?

А) Физическая Б) Химическая В) Политическая Г) Полушарий

Что не является планетой?

А) Сатурн Б) Меркурий В) Солнце Г) Земля

Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?

А) Глиняная кружка Б) Стальной нож

В) Льняное платье Г) Кирпичный дом

Какого моря не существует?

А) Красное море Б) Белое море В) Чёрное море Г) Синее море Д) Жёлтое море.

Какой цвет имеет книга, в которую занесены редкие и

исчезающие виды растений и животных?

А) Жёлтый Б) Зелёный В) Красный Г) Чёрный

4. Соедини стрелками названия стран с их достопримечательностями.

Б) Франция 2) Парфенон

В) Греция 3) Колизей

Г) Италия 4) статуя Свободы

Д) Индия 5) Тадж-Махал

5. Какой из перечисленных прогнозов – экологический? Подчеркни предложение.

Если ветер подует с севера – похолодает.

Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и опоздать в школу.

Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.

6. Узнай животное по описанию:

а) Эта птица размером со скворца. Оперение тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых рек и ручьёв. Питается водными насекомыми и рачками, которых она собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой она может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав.

б) Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Её врагами являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически не представляет никакой опасности.

7. Ответь на вопросы:

К какой группе растений относится банан? __________________________

Какая охота всегда разрешена в лесу?______________________________

Какое дерево называют «спичечной королевой»? ______________________

Какая птица выводит птенцов зимой ? _____________________________

Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? _______________________

Это интересно:  Как размножить денежное дерево

Где у кузнечика ухо? ____________________________________________

Разноцветные грибы . ____________________________________________

След какого хищного зверя похож на человеческий? __________________

Кто может пить ногой?___________________________________________

Самое сладкое дерево наших лесов? _______________________________

Выбранный для просмотра документ олимпиада окр. мир(ответы).docx

Олимпиада по окружающему миру 3 класс.(ответы)

1.В каждом ряду найди и подчеркни лишнее слово.

а) Снежинка, дерево, птица, тарелка , микроб.

б) Гранит, глина , асфальт , песок, уголь, нефть.

в) Боярышник, орешник, жимолость, липа.

г) Гнездо, нора , курятник , берлога, муравейник.

д) Лягушка , ёж, гадюка, хамелеон, уж.

е) Термометр , ножницы , флюгер, микроскоп.

ж) Франция, Санкт-Петербург , Россия, Германия.

2. Из зёрен и плодов каких растений изготавливают крупы:

3.Выбери правильный ответ. Обведи букву, соответствующую

Какая наука изучает строение тела человека?

А) Биология Б) Физиология В) Анатомия Г) Экология

Какая карта не существует?

А) Физическая Б) Химическая В) Политическая Г) Полушарий

Что не является планетой?

А) Сатурн Б) Меркурий В) Солнце Г) Земля

Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?

А) Глиняная кружка Б) Стальной нож

В) Льняное платье Г) Кирпичный дом

Какого моря не существует?

А) Красное море Б) Белое море В) Чёрное море Г) Синее море Д) Жёлтое море.

Какой цвет имеет книга, в которую занесены редкие и

исчезающие виды растений и животных?

А) Жёлтый Б) Зелёный В) Красный Г) Чёрный

4. Соедини стрелками названия стран с их достопримечательностями.

Б) Франция 2) Парфенон

В) Греция 3) Колизей

Г) Италия 4) статуя Свободы

Д) Индия 5) Тадж-Махал

5. Какой из перечисленных прогнозов – экологический? Подчеркни предложение.

Если ветер подует с севера – похолодает.

Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и опоздать в школу.

Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.

6. Узнай животное по описанию:

а) Эта птица размером со скворца. Оперение тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых рек и ручьёв. Питается водными насекомыми и рачками, которых она собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой она может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав.

Это — оляпка (или водяной воробей).

б) Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Её врагами являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически не представляет никакой опасности.

Это – уж обыкновенный.

7. Ответь на вопросы:

К какой группе растений относится банан? (трава)

Какая охота всегда разрешена в лесу? (тихая охота: сбор грибов и ягод)

Какое дерево называют «спичечной королевой»? (осина)

Какая птица выводит птенцов зимой ? (клёст)

Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (смородина)

Где у кузнечика ухо? (на ногах, коленях)

Разноцветные грибы . (сыроежки)

След какого хищного зверя похож на человеческий? (медведя)

Кто может пить ногой? (лягушка)

Самое сладкое дерево наших лесов? (липа)

Олимпиада по окружающему миру 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру для 4 класса. Включает в себя разные виды заданий: с выбором ответа, открытые задания, с необходимостью развёрнутого ответа. Есть разбалловка для оценивания.

Содержимое разработки

Олимпиадные задания по окружающему миру 4 класс

Вопросы, оцениваемые в 0,5 балла (максимальное количество – 6 баллов)

1. Какой орган человека работает «без выходных»?

а) желудок; б) сердце; в) язык

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

а) клюква; б) торфяной мох; в) морошка

3. Лист какого дерева считается символом славы, доблести?

а) дуба; б) кедра; в) лавра

4. Какая звезда показывает точное направление на север?

а) Сириус; б) Солнце; в) Альдебаран; г) Полярная

5. Что не относится к признакам живых организмов?

а) дыхание; б) рост; в) течение; г) питание

6. Солнечная система — это:

а) солнце, Земля и Луна; б) солнце и движущиеся вокруг него небесные тела; в) совокупность планет

7. Какой из данных предметов сделан из того, что когда-то было живым организмом?

а) льняное платье; б) стальной нож; в) глиняная кружка

8. Какая эмблема у Всемирного фонда дикой природы?

а) белый медведь; б) коала; в) панда

9.Что ты не увидишь в пустыне:

а) верблюда; б) ушастого ежа; в) морошку; г) верблюжью колючку

10. Укажи искусственные водоёмы:

а) море, океан; б) река, озеро; в) река, пруд; г) пруд, водохранилище

11. В старину именно эти горы называли «Каменный пояс земли Русской»:

а) Уральские горы; б) Кавказские горы; в) Алтайские горы; г) Саянские горы

Оля утверждает, что специалист, который наблюдает за погодой — это астролог, Катя говорит, что это метеоролог, а Лена сказала, что этот человек — географ. Отметь, кто дал правильный ответ.

а) Оля; б) Катя; в) Лена

Вопросы, оцениваемые в 1 балл (максимальное количество – 8 баллов)

13. Какая рыба имеет на одном боку оба глаза? ___________________________

14. Что является органом обоняния? ____________________________________

15. Линия раздела между территориями государств? _______________________

16. Какой океан самый маленький? ______________________________________

17. Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»? _______________

18. Какое дерево называют “спичечной королевой”? _______________________

19. Какая « охота» всегда разрешена в лесу? ______________________________

20. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? ___________________

Вопросы, оцениваемые по количеству правильных ответов

(1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество – 16 баллов)

21. Подбери пары подходящих слов и соедини их стрелками:

Олимпиада по окружающему миру для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по окружающему миру для 4 класса »

1.Домашнее насекомое. ______________________________________________________________

2. Птица, ходящая под водой. _________________________________________________________

3. Кто без крыльев летает? ___________________________________________________________

4. Медовое дерево. ___________________________________________________________________

5. Самый чистоплотный зверёк._______________________________________________________

6. Домик бобра. ______________________________________________________________________

7. Кто кукует у кукушки? _____________________________________________________________

8. Какая охота всегда разрешена в лесу? ________________________________________________

9. Птица, выводящая зимой птенцов. ___________________________________________________

10. Какое травянистое растение зацветает первым? ______________________________________

11. Сколько ног у паука? ______________________________________________________________

12. Кто такой сохатый? _______________________________________________________________

13. Дерево – королева тайги. ___________________________________________________________

14. Пернатая кошка. __________________________________________________________________

15. Какую траву любят кошки? ________________________________________________________

16. В каком месяце бывают “черёмуховые холода”? ______________________________________

17. Какое дерево называют “спичечной королевой”? _____________________________________

18. Песчаный крокодил. _______________________________________________________________

19. У какой рыбы обезьяний хвост? ____________________________________________________

20. Кто, кроме насекомых, растения опыляет? ___________________________________________

1.С помощью топографических знаков разгадай кроссворд:

Получилось слово __________________
Назови её основное свойство: ______________________________

Выбери те полезные ископаемые, которые встречаются в Костромской области.

Е – каменный уголь
Р – гранит
О – глина
Д – известняк
Б – золото
И – песок
К – железная руда
Н – торф
А – минеральная вода

3.Какие из перечисленных рек протекают по территории нашей области. Подчеркни их.

1.Волга. 2.Днепр. 3.Унжа. 4.Обь. 5.Нея. 6.Енисей. 7.Лена 8.Ветлуга.

5.В каких природных зонах обитают эти охраняемые животные. Укажи стрелками.

АРКТИКА СМЕШАННЫЕ ЛЕСА
ТУНДРА СТЕПЬ
ТАЙГА ПУСТЫНЯ

Это интересно:  Денежное дерево своими руками

Ушастый ёж
Дрофа
Зубр
Розовая чайка
Журавль – красавка
Тигр

1.Кто в этой группе лишний? Подчеркни. Почему?

Водомерка, плавунец, гладыш, гребляк, богомол.
__________________________________________________________________

2.Какие из лесных птиц зимуют в наших лесах? Подчеркни.

Дятел, поползень, сойка, синица, клёст, дрозд, кукушка, пищуха.

Мороз, иней на кустах, и вдруг откуда-то от воды раздаётся птичья трель. Серенькая птичка с белой грудкой стоит на заснеженном берегу и распевает. Я к ней, а она — нырк в воду и появилась уже на другом берегу. С какой же птичкой мне удалось повстречаться? _________________

5.Распредели растения по ярусам, записывая их номера.

Деревья________________ 1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубика
Кустарники________________ 5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дуб
Кустарнички_______________ 9.черника 10.пролеска 11.орешник
Травянистые растения_____________ 12.ветреница 13.волчье лыко

1.Подземный житель.
2.Самый чистоплотный зверёк.
3.Животное почвы.
4.Водяной клоп.
5.Враг белки.
6.Пушной зверёк.

7. Найди слова. Какие ягоды можно собрать в лесу и положить в эту корзину? Запиши их.

1.Что в переводе означает слово “экология”? Подчеркни правильный ответ.

Наука об атмосфере;

Наука об окружающем мире;

Наука о здоровье.

2.Что такое “экосистема”? Подчеркни правильный ответ.

Система знаний об экологий;

Система экологических знаний;

Взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой;

Взаимодействие живых организмов только друг с другом.

3.Что в экологии называют “невидимыми нитями”? Подчеркни правильный ответ.

Взаимодействие человека с природой;

Параллели и меридианы.

4.Виды утилизации мусора. Выбери самый экологически чистый способ.

5.Экологические цепи питания. Заполни пропущенные звенья.

6. Составив слово, вы поймёте, где можно увидеть этих животных в наше время.

А В Д Е З И К Н О П _____________________________

7.Определи какой злак идёт на производство следующих круп. Соедини стрелками.

Пшеница Пшено
Гречиха Перловая
Просо Манная
Овёс Рис
Рис Греча

8.Назови экологический знак и объясни его.


__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________

Поле чудес

Внеклассное мероприятие по окружающему миру.

(Тема. Деревья и кустарники средней полосы России)

1. Сегодня мы играем в Поле чудес. Поучимся быть игроками, зрителями.

2. Договоримся о правилах игры:

-зрители сидят тихо, не подсказывают, болеют, хлопают (аплодируют);

— игроки думают, внимательно следят за названными буквами (не повторяют букв), не обижаются при проигрыше. Это игра.

Нам предстоит узнать что-то новое для себя о предметах, которые мы знаем.

3. Определимся с игроками.

К барабану приглашается первая тройка игроков – ученики 1 класса. Аплодисменты первой тройке игроков.

Сегодня наша игра посвящается деревьям и кустарникам средней полосы России.

1.Задание первой тройке игроков:

Одеться не успела,

А сережки надела;

Падали под ножки

Еще одна загадка.

Серых трусих кормит.

У этого дерева очень вкусная кора, которую любят грызть и зайцы, и мыши, и лоси. Очень любят это дерево бобры. Они строят из этих деревьев свои «дворцы». Кора и почки служат лекарством людям.

Это дерево называют спичечной королевой. Нет для спичек лучше дерева, чем это.

Раньше из древесины этого дерева делали чашки, ложки, корыта, игрушки, кадки. А вот дрова из этого дерева низкого качества, при горении они «стреляют».

Из древесины этого дерева изготавливают целлюлозу более дешевую, чем из ели. Из нее получают вещество фурфурол. Сахар из него почти в 700 раз слаще свекловичного. Пластмассы из фурфурола прочнее стали. Маслянистая жидкость, называемая фурфуролом, идет на изготовление прочного волокна типа нейлона, синтетического каучука, лекарства для лечения ожогов.

Это дерева отсасывает избыток влаги и спасает почву от заболачивания.

2. Задание второй тройке игроков:

Дерево это прочное, жизнестойкое. Научное название этого дерева в переводе означает «скала».

Расти дерево может везде. Боится дерево только темноты, ему нужно много света и солнца.

В этом дереве полезно все. Любят дерево глухари и лоси, белки и бурундуки, птицы и даже рыбы. (Птицы-шишкари лакомятся сосновыми семенами, весной много пыльцы сосны попадает в водоемы, ее поедают мальки.)

В лесу с такими деревьями дышится легко.

У этого дерева удивительная способность – при ранении ствола оно выделяет янтарные «слезы», которые закрывают ранку и предохраняют растение от вредных микробов. Именно из этих «слез» древних сосен образовался янтарь.

Про сосну в народе говорят: «Листок колючий, а ствол липучий».

На Руси смолу жевали, употребляя как средство для укрепления десен.

С незапамятных времен древесину сосны использовали в кораблестроении.

Ныне без сосны не могут обойтись более 70 отраслей промышленности, в том числе медицинская, парфюмерная, целлюлозно-бумажная. Корабли, шпалы, краски, скипидар, лаки, дубильные вещества, фотопленка, витамин С, ванилин, бумага, янтарь – все это от сосны.

3. Задание третьей тройке игроков.

О каком дереве пели в старину, что у него 4 дела:

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – крик утешать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Это дерево называют еловой нянькой.

На Руси в бедных крестьянских домах освещали избы березовой лучиной. ( Мир освещала береза.) Из березы делали деготь, дегтем смазывали колеса телеги, чтобы не скрипели. ( Крик утешала.) Береза лечит больных своими лечебными почками, соком. (Больных исцеляет.) Банный веник из березы до сих пор является традиционным средством профилактики заболеваний. В бане моются и парятся. (Береза помогает чистоту соблюдать.)

Береза – дерево, используемое гораздо больше, чем «об четыре дела». Береза – это качественная фанера, мебель, лыжи, посуда; Береза – это метиловый спирт, уксус, ацетон, зеленая и желтая краски для различных тканей. А береста! Это готовая природная бумага, на ней писали наши предки. Сегодня из бересты делают красивые туеса.

Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Ее сеянцы не боятся яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки. Березняк защищает их от жаркого солнца и заморозков. Поэтому березу называют березовой нянькой.

Игра со зрителями.

Стоит древо, древо ханское, платье шамаханское, цветки ангельски, когти дьявольски.

Есть украшение, есть и устрашение; гляди да любуйся, а руками не суйся!

Я на розу так похож, разве что не так хорош;

Но зато мои плоды всем пригодны для еды.

Задание для финальной игры.

Это дерево соперничает с дубом. Древесина долговечна, прочна, еë трудно обрабатывать. Зато все построенное из этого дерева стоит веками.

Древесина очень стойка к воде. Это свойство использовали и русские корабельщики – это дерево считалось лучшим материалом в судостроении.

Древесина этого дерева очень тяжела. Сырые, только что срубленные деревья не годятся для сплава – тонут в воде.

В Древнем Риме из нее возводили амфитеатры в цирках: дерево соперничало в прочности и надежности с камнем. Во многих странах Европы постройки из бревен этого дерева стоят уже более 500 лет.

Петр І знал об удивительных свойствах этого дерева и поэтому во время строительства Петербурга (ведь город строили на болоте) приказал вбивать в землю бревна этого дерева. На них и стоит этот красивый город.

Задание для супер-игры.

Весной это дерево выделяет сладкий сок, из которого получают заменитель сахара маннит.

Из древесины этого дерева делают жерди для гимнастических брусьев, весла для гоночных лодок, лыжи.

На Кавказе собирают плоды этого дерева летом, когда они мягкие, и маринуют. Получается приправа к овощам и мясным блюдам.

Это дерево вызывает у человека ощущение покоя и ясности. (Ясень)

Статья написана по материалам сайтов: bio.1september.ru, infourok.ru, videouroki.net, kopilkaurokov.ru, pandia.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий