Искусство резьбы по дереву

Искусство резьбы по дереву

Резь­ба по дере­ву явля­ет­ся видом деко­ра­тив­но – при­клад­но­го искус­ства, а так­же одним из видов для худо­же­ствен­ной дре­вес­ной обра­бот­ки, и в общем поня­тии искус­ства в каче­стве ста­рин­но­го народ­но­го про­мыс­ла.

До сих пор тра­ди­ци­он­ное зод­че­ство оста­ет­ся в совре­мен­ном мире. Таким при­ме­ром может слу­жить тере­мок Вас­не­цо­ва, нахо­дя­ще­го­ся в Абрам­це­во, и при­вле­ка­ю­щее к себе вни­ма­ние мно­же­ства тури­стов. На их сним­ках мож­но уви­деть боль­шое коли­че­ство дере­вян­ной архи­тек­ту­ры, бла­го­да­ря кото­рым не пере­ста­ешь удив­лять­ся фан­та­зии у масте­ров.

Сего­дня посте­пен­но про­хо­дит увле­че­ние без­ли­ким совре­мен­ным отде­лоч­ным сырьем. Чело­ве­ку захо­те­лось при­дать сво­е­му дому уни­каль­ный и непо­вто­ри­мый вид, где в деко­ри­ро­ва­нии при­ме­ня­ют­ся рез­ные эле­мен­ты, созда­ю­щие мер­ца­ю­щие све­то­те­ни, или про­стые дере­вян­ные эле­мен­ты, бла­го­да­ря кото­рым поме­ще­ние при­об­ре­та­ет закон­чен­ный вид.

Сто­ит отме­тить, что в боль­шин­стве слу­ча­ев, к при­ме­ру, если на стене весит порт­рет, выпол­нен­ный при помо­щи резь­бы по дере­ву, кото­рый даже не заме­тен с пер­во­го взгля­да, поме­ще­ние напол­ня­ет­ся осо­бым изя­ще­ством, шиком и богат­ством.

Материал и классификация

Зача­стую в про­цес­се резь­бы исполь­зу­ют­ся мяг­кие дре­вес­ные поро­ды, такие как: оль­хо­вая, липо­вая, оси­но­вая. Так­же может быть при­ме­не­на и более твер­дая и дол­го­веч­ная дре­ве­си­на: дубо­вая, виш­не­вая, оре­хо­вая, буко­вая и ябло­не­вая.
Искус­ство резь­бы по дере­ву не име­ет осо­бой ква­ли­фи­ка­ции, так как мож­но соче­тать раз­лич­ные виды резь­бы. Услов­но их раз­де­ля­ют на несколь­ко основ­ных кате­го­рий: про­рез­ная, полу­объ­ем­ная, наклад­ная, объ­ем­ная, гео­мет­ри­че­ская, плос­ко­ре­льеф­ная, рельеф­ная, кон­тур­ная, плос­ко­вы­я­м­ча­тая. Сто­ит отме­тить, что каж­дая из них име­ет свое назва­ние: Татьян­ка, Барок­ко, Исли­ми, домо­вая резь­ба, Ахтыр­ско­куд­рин­ская и Бого­род­ская. Сто­ит теперь уде­лить вни­ма­ние каж­до­му из этих типов.

Прорезная резьба

На про­тя­же­нии все­го вре­ме­ни в рус­ских дерев­нях счи­та­лось изыс­ком нали­чие рез­но­го фаса­да, кото­рый обрам­лен кра­си­вым орна­мен­том. Этот вид резь­бы уда­ля­ет весь заго­то­воч­ный фон, бла­го­да­ря чему созда­ет­ся ощу­ще­ние воз­душ­но­сти. Изго­тов­ле­ния про­рез­ной резь­бы очень про­стое, чем и обу­слав­ли­ва­ет­ся его попу­ляр­ность. Наря­ду с этим мож­но так­же ска­зать, что если срав­ни­вать про­рез­ную резь­бу с дру­ги­ми типа­ми, то она более лег­че в испол­не­нии, а на про­цесс выре­за­ния потре­бу­ет­ся мень­ше сил.

Дан­ный тип выпол­ня­ет­ся при помо­щи мето­дом про­ре­за­ния в заго­тов­ках глу­би­ной 5–20 мм. Сто­ит отме­тить, что дан­ный вид так­же при­ня­то назы­вать про­пиль­ным или сквоз­ным. Как гово­ри­лось ранее, его часто исполь­зу­ют в про­цес­се укра­ше­ния дома, и если рабо­та выпол­не­на пра­виль­но, то изде­лия полу­ча­ют­ся ажур­ны­ми, лег­ки­ми и воз­душ­ны­ми, бла­го­да­ря чему уни­каль­но укра­ша­ют­ся кар­ни­зы и про­чие эле­мен­ты дома.

Накладная резьба

Пред­став­ля­ет собой орна­мент, сде­лан­ный при помо­щи про­рез­ной резь­бы с при­би­тым или при­кле­ен­ным уже зара­нее заго­тов­лен­ным фоном. Сто­ит отме­тить, что масте­ра тща­тель­но сле­дят, что бы в орна­мен­те отсут­ство­ва­ли ско­лы, а сам рису­нок был выпол­нен очень акку­рат­но, так как имен­но от этих пара­мет­ров зави­сит вся изящ­ность гото­во­го про­дук­та.

Объемная резьба

Пред­став­ля­ет собой изоб­ра­же­ние в трех­мер­ном про­стран­стве. При­ме­ром может слу­жить скульп­ту­ра, кото­рая либо пол­но­стью, либо частич­но ото­рва­на от обще­го заго­то­воч­но­го фона. Ее изго­тов­ля­ют из мяг­ких дре­вес­ных пород, таких как, липо­вая, оль­хо­вая и про­чие.

В дан­ном типе резь­бы для нача­ла про­во­дит­ся чер­но­вая обруб­ка, и толь­ко после это­го начи­на­ет­ся обра­бот­ка по кон­ту­рам изоб­ра­же­ния при помо­щи ста­мес­ки. Малень­кие, деко­ра­тив­ные эле­мен­ты обра­ба­ты­ва­ют­ся ножа­ми, раз­ме­ры кото­рых могут быть мень­ше мил­ли­мет­ра. Финаль­ной ста­ди­ей явля­ет­ся отшли­фов­ка, лаки­ров­ка, или при необ­хо­ди­мо­сти, покрас­ка изде­лия.

Геометрическая резьба

Зача­стую в народ­ном поня­тии она зву­чит как кли­но­об­раз­ная, и явля­ет­ся искус­ством резь­бы по дере­ву, кото­рая соче­та­ет в себе раз­лич­ные орна­мен­ты, изго­тов­ле­ны при помо­щи соче­та­ний гео­мет­ри­че­ских фигур в раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях. Осо­бую попу­ляр­ность такая резь­ба заслу­жи­ла бла­го­да­ря про­стой обра­бот­ке, неболь­шо­му коли­че­ству исполь­зу­е­мых инстру­мен­тов, про­сто­му рисун­ку, созда­ю­ще­му деко­ра­тив­ное и объ­ем­ное изоб­ра­же­ния, а так­же уни­каль­ной игре све­то­те­ней.

Сре­ди гео­мет­ри­че­ской резь­бы необ­хо­ди­мо отдель­но отме­тить плос­ко­вы­ем­ча­тую резь­бу, пред­став­ля­ю­щую собой осо­бо инте­рес­ный эле­мент, кото­рый более лег­че и менее тру­до­ем­кий в изго­тов­ле­нии.

Контурная резьба

Пред­став­ля­ет собой искус­ство резь­бы по дере­ву, выпол­ня­ю­щее при помо­щи выре­за­ния на заго­тов­ках углуб­лен­ных линий с про­ре­за­ни­ем кон­ту­ров необ­хо­ди­мо­го рисун­ка. Если гово­рить про­ще, что это изоб­ра­же­ние на дре­ве­сине, создан­ное не при помо­щи каран­да­ша, а с помо­щью рез­но­го инстру­мен­та. Сто­ит отме­тить, что такой тип резь­бы отлич­но под­да­ет­ся соче­та­нию с гео­мет­ри­че­ской и рельеф­ной резь­бой. Он отли­ча­ет­ся при­сут­ствие боль­шо­го ассор­ти­мен­та для выбо­ра орна­мен­та, начи­ная от цве­тов и закан­чи­вая чело­ве­че­ским обра­зом.

Рельефная резьба

Здесь основ­ны­ми вида­ми явля­ет­ся плос­ко­ре­льеф­ная и глу­хо рельеф­ная резь­ба, где послед­нюю, в свою оче­редь, мож­но раз­де­лить на горе­льеф­ный и баре­льеф­ный тип. Дан­ный тип рабо­ты при­об­рел свою попу­ляр­ность, бла­го­да­ря сво­ей деко­ра­тив­но­сти, кра­со­те, насы­щен­но­сти и богат­ству создан­но­го изде­лия.

Отме­тим, что каж­дый вид резь­бы име­ет свои инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти, и по отдель­но­сти осо­бен­но кра­си­вы и изящ­ны. Если гар­мо­нич­но соче­тать все эле­мен­ты, то мож­но полу­чить насто­я­щее про­из­ве­де­ние искус­ства.

Искус­ство резь­бы по дере­ву явля­ет­ся одним из луч­ших реме­сел, доступ­но­го каж­до­му, и при помо­щи кото­ро­го предо­став­ля­ет­ся воз­мож­ность ори­ги­наль­но­го и ари­сто­кра­тич­но­го укра­ше­ния дома.

Художественная резьба по дереву в декоративно-прикладном искусстве

Секция: Искусствоведение

I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Художественная резьба по дереву в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство — это раздел декоративного искусства, который охватывает создание художественных изделий, обладающих не только эстетическим, но и утилитарным назначением. Наиболее древним и популярным видом декоративно-прикладного искусства является художественная резьба по дереву. Россия всегда славилась храмами, украшенными сложными резными орнаментами и рисунками, а уникальные резные деревянные изделия до сих пор бережно хранятся в музейных экспозициях[1]. В зависимости от назначения и способов выполнения существует несколько видов резьбы: объемная (скульптуры и игрушки), контурная (геометрическая и плоскорельефная), а также рельефная. И самая крупномасштабная – домовая резьба, которая является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа, что делает изделие богаче и живописней[2].

Это интересно:  Какое хвойное дерево сбрасывает листву

Несмотря на то что домовая резьба была хорошо развита уже в XVI веке, до нас дошли образцы, которые относятся только к XIX веку, поскольку именно в конце XIX – начале XX веков возрос интерес к домовой резьбе. Причиной тому послужило промышленное развитие России в середине XIX века. В то время рынок скоро заполнился массовой серийной продукцией и вновь возник спрос на эксклюзивные художественные изделия. Значительное влияние на развитие домовой и прорезной резьбы оказали народная вышивка и кружева. Благодаря наложению слоев друг на друга, прорезная резьба создает оригинальную бахрому, которая придаёт воздушность, легкость, ажурность кружев и неповторимую игру света и тени. Так же очень популярной в народном творчестве была скульптурная резьба, которую широко применяли для украшения интерьера и мебели[3].

В изготовление своих изделий мастера не только вкладывали свою душу, но и пытались отразить свое представление о мире, ощущая себя необходимыми частями мироздания[2]. Для того что бы украсить и внести определённый смысл, в домовой резьбе используются различные орнаменты, такие как геометрический, растительный (лиственный), зооморфный, геральдический, ленточный, ажурный и знаки-символы, связанные со стихиями. Самым необычным образом в резьбе является фигура льва с процветшим хвостом. Лев всегда изображался лениво лежащим или вытягивающимся на конце доски, держащим ветвь в лапе, а его грива украшена витиеватыми завитками. Все это придает льву мягкость и пластичность очертаний. По-настоящему лев был совсем непохож на льва, из-за того, что мастера никогда не видели львов и изображали их как животных, которые жили по соседству с ними, поэтому лев становится похожим на кругломордого добродушного кота. Иногда лев изображался фантастическим диковинным существом, приобретая настолько узорный силуэт, что его нельзя выделить из орнаментальной ветки. Таким образом происходило своеобразная декоративная переработка этого мотива. Еще одним из часто встречающихся образов является образ птицы-павы, мифический сирин с человеческим лицом, с распахнутыми узорными крыльями, всегда выполненный тонкой, искусной резьбой. Его прообразы – жар-птицы русских сказок и райские птицы, которые часто встречаются в книжном орнаменте и в рукописях XVII века. Сирины гораздо лучше вписываются в растительный узор, чем львы и благодаря этому можно предположить, что это служит одним из доказательств того, что сирины возникли вместе с растительным орнаментом и полностью принадлежат ему. В резьбе иногда сирины приобретают роскошный хвост павлина, что делает изображение еще более декоративным[4].

При резьбе по дереву рисунок раньше наносился без предварительного наброска, на глаз, по памяти, позже его стали рисовать сначала на бумаге, после чего прокалывали иглой по контурам изображения. Затем мешочком, в котором был насыпан угольный порошок, слегка постукивают по рисунку на бумаге, разложенной на доске. Таким методом переводили рисунок на доску, а уже полученные линии обводили карандашом. Затем долотом мастер подрезал рисунок по контуру и извлекал фон, выглаживая его стамесками. На некоторых досках фон делали в толщину доски, а иногда неглубокий и рельеф закругляли по кромке, в других же, наоборот, подсекали сильно по контуру, почти под прямым углом, от этого изображения становились не такими пластичными, а их очертания – более грубыми и острыми. Завершающий этап работы заключался в проработке подробностей в самом рельефе: отмечались неглубокими порезками жилки листьев, орнаментально разделывалась грива львов, чешуя на пышно закрученном хвосте русалки или перья птиц. Именно такая точная последовательность техники резьбы была выявлена путем наблюдения за работой старого резчика В. М. Попова[5].

Безусловно большая роль в резьбе отводилась инструменту. Разнообразные виды топоров применяются для предварительной обработки заготовок крупных размеров; долото служит для закругления рельефа, выемки и жилки в листьях. Ножи-косяки применяют в основном для выполнения геометрической и контурной резьбы, а также для прорезки орнаментов; ножи-резаки разных форм используют для геометрической резьбы при выполнении розеток, с закруглениями, элементов с кривыми линиями, а также в контурной резьбе для закруглений и изгибов, в прорезной накладной резьбе. Прямые, отлогие и полукруглые стамески — основной инструмент для выполнения большинства видов работ для скобчатых порезок, полукруглых лунок. Стамески-уголки применяются при выборке узких линий канавок и большое множество вспомогательных инструментов[6].

Все изделия неповторимы и оригинальны, но к сожалению имен мастеров, которые были, без всякого сомнения, выдающимися художниками в области декоративного искусства, сохранилось очень немного. Только малая часть имен известна, и только благодаря тому, что уцелели доски с их подписями[4].

Рисунок 1. Фрагмент лобовой доски крестьянской избы. М. Малышев. 1882. Горьковская область [7]

Резьба по дереву послужила источником зарождения такого нового народного промысла, как городецкая роспись[2]. Из поколения в поколение передавались традиции резьбы по дереву, и современные мастера-резчики в совершенстве владеют ими. Кроме того, в своей работе они используют актуальные технологии деревообработки. Все чаще в современных журналах, посвященных современным интерьерам, дизайнеры и архитекторы обращаются к теме художественной обработки дерева, а именно к резьбе по дереву. Это подтверждает то, что интерес к оформлению интерьера дома и малых садовых архитектурных форм деревянной резьбой возрос и резные изделия из дерева остаются популярными и в настоящее время.

Художественная резьба по дереву: мастер-класс с пошаговым описанием работы

Художественная резьба по дереву – один из самых древних и популярных видов декорирования дерева. Применяется в бытовом декоре, украшении мебели, аксессуаров, создании статуэток. В этой статье вы узнаете, как применять такую чудесную технику на практике, для этого не потребуются даже книги.

Разновидности техник

Существует несколько разновидностей художественной резьбы (контурная, ажурная, богородская).

Абрамцево-кудринская резьба

Предлагаем ближе познакомиться с одной из особо интересных техник резьбы – абрамцево-кудринской. Обработка дерева не занимает большого количества времени с этой техникой.

Этот промысел как отдельный вид художественной резьбы по дереву появился в XIX веке в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево (откуда, собственно, и получил свое название).

В данной резьбе наиболее распространенный элемент – криуль (закругленная линия). Одна криуля плавно перетекает в другую, создаются «кудрявые» орнаменты (теперь становится ясная вторая часть названия резьбы). Располагаться на изделии они могут совершенно произвольно в разных плоскостях.

Это интересно:  Как поэтапно нарисовать осеннее дерево

Вариации расположения представлены на рисунке:

Переходим к уроку

После построения криуль начинается добавление другие элементов орнамента (цветов, бутонов, шишек и пр.).

Вот так происходит поэтапное построение мотива:

Теперь предлагаем посмотреть, как на практике применяется абрамцево-кудринская резьба (татьянка).

В приведенном мастер-классе декорируется шкатулка. Размеры рабочей поверхности — 7,5×20 см.

  1. На краях располагаем цветы;

  1. В местах расхождения криуль рисуем шишки. Оставшееся пространство заполняем небольшими завитками, листиками;

  1. Можно приступить к процедуре вырезания. Для этого нам понадобятся некоторые инструменты:
  • нож-косяк;
  • стамески (№12 и 17).

  1. Отыщите на своем нарисованном орнаменте треугольные части, как на фото. Их следует вырезать в первую очередь;

  1. Далее вырезаем элементы в том порядке, в котором мы их рисовали;

  1. Для того чтобы получить такие вогнутые листочки, используем стамески;

  1. Ножом наносим на цветок перекрестный рисунок в середине;

  1. Приступаем к другим элементам. Их оформление зависит исключительно от вашей фантазии. Придавайте им разнообразную форму, добавляйте новые элементы, меняйте рельеф;

  1. Осталось вырезать самые маленькие узоры, которыми мы заполняли свободное пространство.

Порядок вырезания этих элементов следующий:

  • создание контура;
  • закругление углов;
  • нанесение финальной насечки;

В результате своих стараний мы получаем такую замечательно оформленную шкатулку.

Сгладить все неровности при помощи мелкозернистой наждачной бумаги.

Простой урок

Еще один совсем простенький мастер-класс для закрепления полученных навыков:

Шаг 1. Выбираем основу, наносим на нее рисунок будущего художественного орнамента.

Шаг 2. Подрезаем центральный круг по контуру.

Шаг 3. Начинаем срезать древесину от периферии к центру.

Шаг 4. Размечаем лепестки.

Шаг 5. Обрабатываем лепестки.

Шаг 6. Убираем треугольники между лепестками.

Шаг 7. Прорабатываем внешний контур лепестка.

Шаг 8. Прорабатываем внутренний контур.

Шаг 9. Работаем над рельефом цветка.

Шаг 10. Вновь срезаем лишнюю древесину, делая рисунок еще более объемным.

Шаг 11. Закругляем сердцевину цветочка.

Шаг 12. Прорезаем детали.

Видео по теме статьи

Обязательно уделите внимание видео-подборке про художественную резьбу по дереву:

Искусство резьбы по дереву

Высокохудожественные резные детали отображают многовековые традиции резного дела, а также богатую историю формирования и развития, которые дают нам возможность познать истинную ценность великолепия. Во все времена резьба по дереву в интерьерах считалась большой роскошью. Мебель ручной работы с резными элементами могли позволить себе только люди высокого положения. И до сегодняшнего дня резьба по дереву остается самым популярным видом ручной обработки древесины. Благодаря вложению необычайно уникального мастерства и труда, мебель с резными элементами пребывает на вершине популярности среди ценителей изысканных и утонченных интерьеров.

Резьба по дереву является очень древним и самым распространенным видом художественной и декоративной отделки древесиной. Принцип декорирования резьбой широко применяется для украшения разнообразных деталей интерьера, создания пилястр, арок, фриз, панно. Такой резьбой украшают шкатулки, шахматы, рамки картин, зеркал, а также окна, двери, шкафы и множество других предметов интерьера. С помощью таких элементов жилое пространство приобретает выразительность, не зависимо от стиля интерьера. Мастерски выполненная резьба в форме причудливых и необычных узоров и орнаментов, преображает любой интерьер и превозносит вкус его владельца, который не может не наслаждаться удивительным очарованием и фактом обладания исключительно элегантной вещью.

Натуральный массив дерева обладает невероятными возможностями в украшении и изготовлении предметного декорирования, такие как графические, художественные и скульптурные приемы. Элементы мебели, изготовлены с применением техники резьбы способны подарить жизнь и украсить пространство вокруг. Они привносят «изюминку» эстетики и изысканности.

Давайте же обратимся к истории появления художественной резьбы по дереву.

Человек всегда был неотъемлемой частью природы. Еще из незапамятных времен он пытался преобразовывать окружающий мир под себя. Также человеческая душа всегда тянулась к прекрасному, не то песня, рисунок или поделки. Уникальная способность использовать природные качества материалов привела к тому, что создавались настоящие шедевры, ставшие достоянием целых народов и цивилизаций.

Резьба по дереву существовала на всех континентах, где обитали люди. В Африке из дерева вырезались идолы и деревянные маски, в Америке, у индейцев, изготавливались тотемы для разнообразных ритуалов, в Австралии аборигены оформляли такими украшениями бытовые предметы, на которых изображались фигуры животных и людей.

Особо можно выделить искусство резьбы у китайских и японских мастеров. И те, и другие оформляли таким способом, как величественные дворцы, так и обычные жилища.

В Китае мастерство резьбы проросло в новой ипостаси, множество современных художников продолжают нести в мир древние традиции, выражая свой талант в невероятных резных картинах (пример китайский мастер Чжен Чунхуи).

В Японии многовековые традиции резьбы по дереву сохранились и по сей день. Секреты мастерства передавались из поколения к поколению. До сих пор местные храмы строятся из древесных материалов и украшаются резными элементами и орнаментами. Шедевром народного плотницкого искусства является невероятных размеров храм-реликварий Дайбуцудэн (Храм Тодайдзи), который был построен еще в VIII веке. В 1705 году размер здания специально уменьшили на 30%, но и в нынешнем виде храм считается самым большим в мире сооружением из древесины. Здесь представлены работы самых искусных мастеров Японии, их орнаментальная резьба украшает все колоны и стены храма.

Издревле славянские народы были отменными мастерами художественной резьбы. До наших дней сохранились такие исторические подтверждения, как фасады домов, посуда, детские игрушки, различные бытовые предметы, а также резная мебель. Украшение резными элементами окон, дверей и крыш, несло в себе защитный характер. Считалось, что такие узоры отпугнут от жилища всякую нечисть. Мастера также проявляли уровень своего таланта с помощью изготовления резных икон, которые были высшим уровнем искусства среди умельцев. Великолепные резные иконы, можно было созерцать на стенах величественных православных храмов. В XVI веке появились новые виды резьбы, благодаря приглашенным европейским мастерам. Теперь применялись более совершенные и современные инструменты. Резьба по дереву начала воплощаться в новых формах, неся в себе важную цель прекрасного – создавая удивительные панно из маленьких фигур, которые воплощали в себе эстетический и художественный характер.

Это интересно:  Ствол дерева без листьев

Резьба по дереву – древнейший вид искусства, который является очень важным носителем истории культуры многих народов. Дерево прекрасный и доступный материал, который сравнительно легко обрабатывается и поддается изменениям. Как и во все времена, ручная работа резчика осталась несравненным видом искусства, манеру и стиль которого невозможно подделать или повторить. Работы иногда достигают такого уровня мастерства, что изделия кажутся изысканным кружевом. Такой вид резьбы называют многослойным.

Технология и виды резьбы непосредственно зависят от породы дерева. Скульптурная и рельефная резьба всегда выполнялась с более мягких сортов, таких как липа или береза. Мелкие детали требовали такие виды древесины, как клен, бук или груша. Но особое внимание стоит уделить мебельной художественной резьбе. Чтоб предметы интерьера смотрелись роскошно и радовали хозяев длительное время, мебель стоит изготавливать из более ценных пород дерева, которые покрываются политурой и прозрачными лаками. Из ореха, карельской березы и красного дерева получаются великолепные мебельные гарнитуры, которые по сей день являются украшением, многих музеев.

В период советской власти, с приходом индустриализации и новых идеологических взглядов, этот вид искусства сохранился на небольшом количестве предприятий, в основном у немногочисленных мастеров- любителей. В остальной части мира, за рубежом, не было столь резких нарушений традиции и потому мастерство резьбы по дереву продолжало свое размеренное развитие.

Художественная резьба по дереву: виды и стили различных мастеров, фото, рисунки и примеры работ

Каждый вид ремесла появлялся в определенной местности неспроста. На побережьях северных морей, где водятся моржи, зародилось искусство резьбы по кости. Кузнечное дело популярно вблизи залежей руды. Резьба по камню популярна рядом с каменными пещерами и месторождениями полудрагоценных камней. Люди издревле хотели украсить предметы вокруг себя, используя доступные для этого материалы. В России огромные площади заняты лесом, поэтому в разных регионах нашей страны развит промысел художественной резьбы по дереву.

Различные техники резьбы по дереву

Существуют различные техникиэтого искусства. Самые распространенные – геометрическая, контурная, плоскорельефная, ажурная или прорезная, объемная резьба. Каждый из видов резьбы имеет свои особенности, требует различных инструментов и подготовки мастера. Так, для геометрической резьбы достаточно лишь ножа-косяка, плоскорельефная требует наличия нескольких стамесок и напильников, прорезная выполняется строго по эскизу лобзиком или фрезером, а для объемной техники необходим большой набор инструментов, а также представление об объеме фигуры и некоторые художественные навыки.

  • Геометрическая резьба на разделочной доске.
  • Пример контурной резьбы – рисунки выполнены в виде борозды, вырезанной из поверхности бруска.
  • Плоскорельефная резьба – фон углублен, рисунок выступает на одинаковую высоту.
  • Прорезная резьба – пример работы мастера.
  • Объемная резьба по дереву – шедевр от российских резчиков.

Кроме того, очень красиво выглядят работы, выполненные не в одной определенной технике, но с комбинированием их. На фото видны примеры обработки дерева в смешанных техниках.

Авторские и региональные стили резьбы по дереву

В различных регионах преобладают разные виды дерева, отличается климат и уклад жизни. В зависимости от этого, существуют многочисленные направления в этом декоративно-прикладном искусстве. Кроме того, некоторые мастера, выходцы из определенных школ и добившиеся успеха, разрабатывают свой собственный неповторимый стиль резьбы. Некоторые из них даже отмечены в специализированных книгах и изданиях, их работы представлены на выставках и известны на весь мир.

Богородская резьба по дереву: история и отличия

Село Богородское находится недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Резное дело берет начало в этом селе еще с XV-XVI веков. Тогда этим занимались, в основном, простые крестьяне. Сейчас в селе ходит предание о том, как один из богородских резчиков сделал куклу из дерева и продал ее купцу. Купец поставил ее в своей лавке для украшения, но ее тут же купили за очень выгодную для него цену, после чего он заказал целую партию таких же кукол у мастера. С этого времени, согласно этой истории, и зародилась богородская школа резьбы по дереву.

Многим россиянам с детства знакомы такие деревянные игрушки как кузнецы или курочки, которые поочередно бьют молотами по наковальне или клюют зернышки. Но далеко не все знают, что это также творчество богородских резчиков. Мастерам удается с помощью этого нехитрого материала воссоздавать повседневные сценки из жизни и быта простых людей, а также делать чудесные фигурки животных. Известно, что с этими игрушками играли не только дети крестьян, но даже боярские отпрыски и царевичи.

В начале прошлого века богородские мастера объединились в артель “Богородский резчик”, а позже превратилась в Богородскую фабрику резьбы по дереву, которая существует до сих пор и выпускает на свет замечательных мастеров.

История и отличительные черты абрамцево-кудринской резьбы по дереву

Изначально сформировалась в селе Абрамцево. Мастер Е.Д.Поленова организовала там мастерскую со школой резьбы по дереву, отличительной чертой которой было обучение живописи. Позже один из выходцев этой школы основал в селе Кудрино свою собственную мастерскую, работая по заказам для Абрамцевской мастерской. Так сформировался абрамцево-кудринский стиль резьбы, характерными чертами которого стало комбинирование плоскорельефной и геометрической резьбы. Эта разновидность резьбы популярна до сих пор и является легкоузнаваемой.

Новый авторский вид резьбы по дереву – “Татьянка”

Стиль “татьянка” является запатентованным авторским стилем. Его разработал в 1991 году резчик Сасыков Шамиль, а стиль назвал в честь своей жены. Уникальность “татьянки” состоит в том, что выглядят работы очень красиво и эффектно, главная техника – плоскорельефная резьба с элементами плосковыемчатой. Стиль напоминает абрамцево-кудринский, но все же имеет особую технику вырезания, кроме того, содержит более разнообразные и многочисленные элементы. Существует сайт, посвященный этому виду резьбы, а также школа, где проводятся мастер-классы и полноценное обучение.

Некоторые примеры работ в стиле “татьянка”.

Подборка видео на тему “Художественная резьба по дереву”

Статья написана по материалам сайтов: www.ornamentum.biz, nauchforum.ru, knittochka.ru, royaldesign.ua, sdelala-sama.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий