Естественные тела из дерева и металла

Все окружающие нас объекты называются телами. Они состоят из различных веществ, вещества – из молекул, а молекулы – из атомов. Мы узнаем о том, что это такое и какими бывают тела, вещества и частицы. Сколько разных тел можно изготовить из одного и того же вещества, почему жидкости и газы легко принимают форму сосудов, в которых находятся, как распространяются запахи – ответы на эти и многие другие вопросы мы сможем получить на этом уроке.

Тема: Неживая природа

Урок: Тела, вещества, частицы

1. Природные и искусственные тела

Любой объект живой или неживой природы, будь то животное, растение, строение или автомобиль – все это называется телами.

Например, назовем несколько предметов: дом, телевизор, дерево, цветок, птица, солнце.

Они делятся на 2 большие группы: природные тела, созданные природой, и искусственные, созданные руками человека. Из названных нами тел, к природным относим дерево, цветок, птицу и солнце, а к искусственным − дом и телевизор. Природные тела в свою очередь делятся еще на 2 группы: тела живой и неживой природы. К телам живой природы относятся живые организмы (люди, животные, растения, грибы и микроорганизмы).

Рис. 8. Животное. Тигр (Источник)

Рис. 9. Растение. Роза (Источник)

Рис. 10. Гриб. Подберезовик (Источник)

Рис. 11. Микроорганизм. Амеба протея (Источник)

К неживой природе относятся небесные, или космические, тела (солнце, звезды, планеты),

Рис. 13. Звездное небо (Источник)

Рис. 14. Планеты Солнечной системы (Источник)

и земные тела (камень, льдинка, песчинка).

Рис. 15. Морские камешки (Источник)

2. Природные и искусственные вещества, их состояние

Все, окружающее нас, состоит из веществ. Существует бесчисленное множество веществ. Одни их них встречаются в природе (золото, соль, вода, медь, железо, глина, древесина, воздух),

Рис. 25. Пузырьки воздуха (Источник)

другие придумали и создали люди (пластмасса, резина, фарфор, стекло).

Рис. 26. Пластмасса (Источник)

Каждый год эти открытия продолжаются.

Вещества бывают в твердом (камень, древесина, золото), жидком (вода, ртуть) и газообразном состоянии (природный газ, кислород, азот).

Если соединить мыло, воду и воздух, мы сможем выдуть мыльный пузырь – тело, пленку которого образуют вещества (вода, мыло).

Рис. 30. Мыльный пузырь (Источник)

Такие природные тела как капля, льдинка и снежинка состоят из природного вещества, воды.

Из искусственного вещества, например пластмассы, можно изготовить искусственные тела (ведро, стакан, игрушка).

Рис. 35. Пластмассовое ведро (Источник)

Рис. 36. Пластмассовые стаканы (Источник)

Рис. 37. Пластмассовая игрушка (Источник)

Книга тоже является искусственным телом, потому что бумагу, из которой она изготовлена, сделал человек из твердого вещества, целлюлозы.

Рис. 39. Формула целлюлозы (Источник)

Нас окружает множество тел, состоящих из одного и того же вещества – древесины (мебель, постройки, игрушки, паркет, дверь и др.).

Рис. 41. Деревянная мебель (Источник)

Рис. 42. Деревянная постройка (Источник)

Рис. 43. Деревянная игрушка (Источник)

Рис. 44. Паркет из дерева (Источник)

Рис. 45. Деревянные двери (Источник)

Все тела состоят из одного или нескольких веществ. Например, кусочек сахара состоит из одного вещества – сахара,

а в состав растений входят вода, сахар, крахмал и другие вещества; воздух состоит из кислорода, водорода, углекислого газа, азота и других газов.

Тела состоят из веществ, а вещества состоят из невидимых глазу мельчайших частиц – молекул. Одна молекула меньше небольшого яблока во столько раз, во сколько яблоко меньше земного шара.

Молекулы состоят из ограниченного числа ещё более мелких частиц – атомов, которые соединяются друг с другом определенным образом. Как буквы алфавита соединяются в тысячи слов, так из одних и тех же атомов образуются молекулы и кристаллы самых разных веществ из которых состоит окружающий мир.

Молекулы принято изображать в виде шариков, связанных друг с другом. Шарики – это атомы, которые образуют разные молекулы.

Так выглядит молекула воды.

Рис. 49. Молекула воды (Источник)

Это – молекула кислорода.

Рис. 50. Молекула кислорода (Источник)

Молекула целлюлозы похожа на соединенные между собой длинные нити.

Рис. 51. Молекула целлюлозы (Источник)

Число атомов в молекулах может быть различным – от одного атома до сотен тысяч.

4. М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов, известный русский ученый, в своих трудах доказывал различие между молекулой и атомом.

Рис. 52. М. В. Ломоносов (Источник)

Михаила Васильевича Ломоносова называют гением (человеком выдающихся умственных способностей), ведь ещё в 18 веке, когда наука в России только начинала развиваться, он занимался географией, химией, физикой, астрономией, геологией, литературой, производством стекла, изучением погоды, написал Древнюю Российскую историю, заложил основы современного литературного русского языка. Но многие открытия Ломоносова были поняты, признаны и доказаны только спустя много лет.

Между молекулами каждого вещества есть промежутки. В твердых телах эти промежутки малы, в жидких – больше, в газообразных – ещё больше.

Рис. 53. Расстояние между молекулами веществ в различных агрегатных состояниях (Источник)

5. Расстояние между частицами

Молекулы любого вещества находятся в постоянном движении. Даже в твердых телах, которые имеют постоянную форму, молекулы колеблются относительно друг друга, не разрушая его форму. В жидких телах расстояние между молекулами больше, поэтому они могут свободно перемещаться относительно друг друга, позволяя жидкости легко изменять свою форму, принимая форму сосуда в котором находятся. Частицы газов находятся на значительном расстоянии друг от друга (иногда расстояние между частицами больше их самих) и непрерывно движутся, стремясь заполнить весь доступный газу объем. Поэтому газы, как и жидкости не имеют своей постоянной формы.

В сравнении с твердыми телами и жидкостями, воздух действительно пуст, ведь расстояние между его молекулами очень велико, поэтому мы его не видим. Человек не может увидеть молекулу воздуха даже в самый мощный микроскоп.

Если в комнате поставить букет черемухи, например, то её запах быстро распространиться, ведь пахучее вещество соединиться с молекулами воздуха и, быстро перемещаясь, заполнит комнату запахом.

Рис. 54. Букет черемухи (Источник)

Капли воды на листьях черемухи испарятся, потому что в газообразном состоянии молекулы воды соединятся с молекулами азота, кислорода и другими газами в составе воздуха.

Рис. 55. Капля воды на черемухе (Источник)

Если в стакан чая положить кусочек сахара, он раствориться и станет невидим, потому что молекулы сахара отделятся друг от друга и смешаются с молекулами воды.

Рис. 56. Чашка чая (Источник)

Наличие расстояний между молекулами доказывает сжимаемость веществ. Накачивая камеру велосипеда, мы сжимаем воздух внутри неё.

Рис. 57. Накачивание велосипедной камеры – сжатие воздуха в ней (Источник)

Ученые в лабораторных условиях сжимают жидкости и твердые вещества. Превращения веществ называют химическими реакциями, с помощью которых можно получать новые вещества и материалы. Поэтому химия, которую иногда называют наукой о превращении молекул, так важна.

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Портал готовых презентаций (Источник).
  2. Повышение квалификации работников образования в сфере ИКТ (Источник).
  3. Фестиваль педагогических идей (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Тела и вещества».
  2. Проведите небольшой опыт: в стакане с теплой водой растворите ложку соли. Опишите, что будет происходить, объясните, почему.
  3. Нарисуйте молекулу воды. Объясните, из каких атомов она состоит.
  4. * Составьте небольшой кроссворд по теме урока.
Это интересно:  Чем полить дерево чтобы оно не засохло

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Окружающий мир 3 класс. Естественные и искусственные тела. Какие примеры?

Окружающий мир 3 класс. Естественные и искусственные тела. Какие примеры?

Чтобы разделить тела на естественные и искусственные нужно провести для ребенка разграничительную параллель, дабы он понимал разницу.

Во-первых, естественные тела — это предметыи существа, которые созданы самой природой или естественным путем. Примеры — тигр, кошка, бабачка, гусеница, камень речной, вода, горы и т.д.

Во-вторых, искуссвенные тела — это то, что создал человек. К примеру: сумка, машина, поезд, самолет, пароход, электричка, телевизор, стул, кресло, дом, ванная и прочее.

Все что нас окружает — это различные тела. Они отличаются по форме, размерам, способу образования. Человек — это тело, земля — это тело, даже воздух который мы не видим можно считать телом, поскольку он состоит из частиц и следовательно материален.

Все тела можно условно разделить на две группы — естественные и искусственные. Естественные тела — созданы самой природой, человек к их появлению не имел никакого отношения. А вот тела искусственные — это те, которые изготовил своим трудом сам человек.

Поэтому просто посмотрев в окно легко выбрать предметы, тела, искусственного и естественного происхождения.

Естественные тела: Дерево, Трава, Собака, Горка, Речка, Камень, Птица.

Искусственные тела: Автобус, Машина, Одежда, Дом, Стекло, Скворечник, Скамейка.

Считается что quot;Естественные телаquot; это прежде всего живые природные тела, то есть все созданное природой например река, человек, цветы, камни, и животные, а вот искусственными телами считается все созданное человеком одежда, корабли, машины, телефоны и.т.п.

Мы живем в материальном мире. Нас окружают различные тела, они могут быть естественными и искусственными. Естественные — это то, что создано природой. А искусственные созданы человеком.

Оглянитесь вокруг себя:

1) дерево за окном, птица на подоконнике, кошка свернувшаяся клубочком у ваших ног — это все естественные тела;

2) ручка которой вы пишите, ваша тетрадка, лампа, которая Вам светит. Все это сделал человек, это будут искусственные тела.

Что такое тело? Если говорить очень просто, то тело — это любой предмет. Нечто воодушевленное нельзя называть телом.

Примеры естественных тел: скала, камень, ракушка, цветок, песчинка, дерево и т.д. При этом если цветок или дерево посадил человек, это также считается естественным телом.

Искусственные тела: горка для катания, скамейка, книга, калькулятор, лодка, конфета и все, что угодно, что напрямую связано с деятельностью человека.

Начнем с искусственных тел. К ним относятся объекты, созданные людьми собственноручно или с помощью технологий. Примеры рукотворных тел — космический корабль, бассейн, дом, тарелка, лампа, автомобиль.

Тела, не созданные и не измененные людьми, называют естественными. Это дерево, река, айсберг, Луна, Солнце, гора, птица.

Характерными признаками естественных и искусственных объектов есть форма, масса, объем, размеры, плотность, температура.

На этот вопрос легко дать ответ , что все окружающие нас физические тела разделить на те которые созданы при участии человека и те которые нет. Так вот естественные тела , это и сам человек и животные и растения и планеты. А вот искусственные это и машины и самолеты, И дома, и предметы быта.

Естественные тела наверное это все живое (материальное то есть природой), например к ним можно отнести: вода, трава, дерево, огонь.

Искусственные тела как созданное (рукотворное то есть нами) такие к примеру, как: кирпич, ручка, ластик, телевизор.

Если делить наш окружающий мир на тела, то мы видим что они могут быть как искусственными так и естественными.

В чем же их коренное отличие?

Отличие в том, что естественные предметы созданы природой, а искусственные — это творения человеческой мысли и труда.

Если привести три примера по каждой категории, то достаточно посмотреть вокруг себя, например в своей комнате.

Естественные можно увидеть в холодильнике:)

2) любой овощ или фрукт;

3) зелень (петрушка или укроп).

вот еще наглядная картинка с примерами в различных вариантах, которые можно использовать в выполнении домашнего задания.

Все, что окружает нас в этом мире (живое или не живое), принято называть телами. Тела, в свою очередь, разделяют на естественные (ЕТ) и искусственные (ИТ).

В чем различие между ними?

Если искусственные произошли от человеческого труда (люди сделали сами, это все неживое), то естественные появились без содействия человеческих рук (я бы сказала, что созданы Богом при сотворении Земли).

живые — бабочка, одуванчик, медведь, медуза, виноград,

неживые — скала, солнце, облако, планета, спутник, звезда.

ноутбук, фломастер, наушники, горшок, тарелка, робот, стакан, блокнот, кукла, труба, колесо.

Тела, вещества, частицы. 3 класс

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Выбранный для просмотра документ Politova_SV.doc

Политова Светлана Викторовна, учитель химии ГБОУ СОШ № 1352 с углубленным изучением английского языка г. Москвы.

Предмет: Окружающий мир, автор А.А. Плешаков.

Тема: Тела, вещества, частицы.

Учитель: Политова Светлана Викторовна.

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Сформировать понятие тело, вещество, частица, научить различать вещества по их признакам и свойствам.

Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.

Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.

Познакомить с понятием смеси и чистые вещества.

Проверить знания учащихся по пройденной теме.

Развивать память, мышление.

Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.

Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).

Формировать дружеские отношения в коллективе.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

1. Мультимедийная интерактивная презентация.

1. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).

2. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у учителя).

3. Для эксперимента: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у детей).

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, обращаясь к учащимся: «Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе» (слайд № 2).

Обращение с товарищами – «вежливость»;

Мнение других – «учись слушать, доказывать свою точку зрения»;

Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – выделяй главное.

Изучение нового материала

Постановка учебной цели: сегодня мы начинаем изучать тему «Эта удивительная природа» — совершим виртуальную экскурсию (слайд № 3). На слайде представлены картинки:

(контейнер для хранения)

Учитель задает вопрос «Все ли слова позволили точно представить предмет?»

Те слова, которые точно помогают представить предмет, а именно, имеют очертания, форму называют телами. То, из чего сделаны эти предметы, называют веществами.

Работа с источником информации (словарь С.И. Ожегова):

Тело — отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.

Тело — часть организма…

Тело — основная часть, корпус чего-нибудь.

Записать определение в тетради: «Те предметы, которые нас окружают, называются телами» (слайд № 4).

Слайд № 5. Учитель предлагает учащимся сравнить картинки, расположенные на слайде: резиновый мяч, конверт, деревянный кубик.

Это интересно:  Стул из дерева своими руками

Задание 1: найди общее. Все тела имеют размер, форму и т. д.

Задание 2: определи основные признаки тел. Ответ на слайде № 6: управляющая кнопка «ответ 2».

Слайд № 6. Картинки – триггеры. Мяч – круглый, резиновый, яркий. Конверт – прямоугольный, бумажный, белый. Кубик – деревянный, большой, бежевый.

Вместе с ребятами делаем вывод «Каждое тело имеет размер, форму, цвет». Записываем в тетрадь.

Слайд № 7. Что такое природа? Из трех вариантов ответов выбрать правильный ответ:

Все, что сделано руками человека

Все, что нас окружает

Все, что нас окружает и существует независимо от человека

Слайд № 8 – работа с карточками. У учащихся на столах карточки с изображением тел (предметов). Предложим учащимся разделить картинки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. Осуществить запись в тетрадь. Просим учащихся прочитать названия тел, это будет 1 группа. По какому признаку они поместили слова в эту группу? Тоже самое делаем со второй группой.

Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому принципу?): есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Оформляем блок в тетрадь.

Слайд № 9. Прием «Интерактивная лента». На слайде представлены тела естественные и искусственные. С помощью кнопки – прокрутки, которая одновременно является триггером, просматриваем тела естественные и искусственные (каждый раз нажатие на кнопку осуществляет смену сгруппированных картинок).

Закрепляем полученные знания с помощью игры «Светофор» (слайды 10-12). Игра заключается в поиске правильного ответа.

Слайд 10. Задание: найди естественные тела. Из предложенных тел на слайде необходимо выбрать только естественные тела. Картинка является триггером – при нажатии появляется сигнал светофора (красный или зеленый). Звуковые файлы помогают учащимся убедиться в выборе правильного ответа.

Слайд 11. Задание: найди искусственные тела.

Слайд № 12. Задание: найди искусственные тела.

Учитель. Вспомним то, о чем мы говорили вначале. Мы затруднялись точно определить, являются ли металл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.

Слайд 13. На данном слайде рассмотрим два примера.

Пример 1: ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо).

Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.

Слайд № 14. Рассмотрим тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, карандаш и лупа. На слайде отдельно смотрим вещества, из которых состоит карандаш. Для демонстрации нажимаем на управляющие кнопки: «графит», «каучук», «дерево». Для того чтобы убрать ненужную информацию нажимаем крестик .

Рассмотрим, из каких веществ состоит лупа. Нажимаем триггеры «стекло», «дерево», «металл».

Слайд № 15. Для закрепления рассмотрим еще два примера. Из чего состоит молоток? Молоток состоит из железа и дерева (рукоятка). Из чего состоят ножи? Ножи состоят из вещества железа и дерева.

Слайд № 16. Рассмотрим два предмета, которые состоят из нескольких веществ. Мясорубка: из железа и дерева. Санки: из железа и дерева.

Слайд 17. Делаем вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут из нескольких.

Слайды 18, 19, 20. Прием «Интерактивная лента». Демонстрируем учащимся. Одно вещество может входить в состав нескольких тел.

Слайд 18. Вещества полностью или частично состоят из стекла.

Слайд 19. Вещества полностью или частично состоят их металла.

Слайд 20. Вещества полностью или частично состоят из пластмассы.

Слайд 21. Учитель ставит вопрос «А все ли вещества одинаковы?»

На слайде нажимаем управляющую кнопку «Начать». Запись в тетради: все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц. Вводим классификацию веществ по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. На слайде используются триггеры (стрелочки). При нажатии на стрелочку можно посмотреть картинку с частицами в данном агрегатном состоянии. Повторное нажатие на стрелочку – объекты исчезнут.

Слайд 22. Экспериментальная часть. Необходимо доказать, что частицы – мельчайшие, невидимые глазом, но сохраняющие свойства вещества.

Проделаем эксперимент. На столах у учащихся лотки с набором простейшего лабораторного оборудования:

химический стакан (можно заменить любым небольшой емкости стаканом),

ложечка для размешивания,

Опустить кусочек сахара в стакан, перемешать до полного растворения. Что наблюдаем? Раствор стал однородным, мы больше не видим кусочка сахара в стакане воды. Доказать, что в стакане по-прежнему присутствует сахар. Каким образом? Попробовать на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус. Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул).

Слайд 23. Рассмотрим расположение частиц в веществах с твердым агрегатным состоянием. Демонстрируем расположение частиц и вещества (примеры) с помощью приема «интерактивная лента» — кнопка прокрутки позволяет показать картинки нужное число раз. Записываем вывод в тетради: в твердых веществах частицы располагаются близко к друг другу.

Слайд 24. Расположение частиц в жидких веществах. В жидких веществах частицы расположены на некотором расстоянии друг от друга.

Слайд № 25. Расположение частиц в газообразных веществах: частицы расположены далеко друг от друга, расстояние между ними значительно превышает сам размер частиц.

Слайд 31. Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:

Все, что нас окружает, называется…. телами

Тела бывают естественные и искусственные .

Записать в тетради схему. Учитель: рассмотрим схему. Тела бывают естественные и искусственные, вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные. Вещества состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества (вспомним, что сахар при растворении остался сладким). На слайде используются триггеры. Нажимаем на фигуру «Тела», появляются стрелочки, затем фигуры с надписью «Искусственные» и «Естественные». При нажатии на фигуру вещества появляются три стрелочки (жидкие, твердые, газообразные).

Слайд № 30. Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию.

(Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).

Естественные тела из дерева и металла

  • Лента комментариев

Сегодня на Интернет-уроке по окружающему миру_1 мы поговорим о…теле. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают. Существуют естественные тела и искусственные….

К какой группе отнесутся данные тела?

— Определите свойства таких тел, как бочка …, мяч…. ,открытка…..

— Какой можно сделать вывод? … Каждое конкретное тело имеет размеры и форму.

Итак, каждое тело имеет форму, размеры. А что произойдёт с телом, если разделить его на части? ….. Например, автомобиль разбираем на колеса, руль, мотор и т.д.

Всякое деление тела на части приводит к изменению признаков тела, т.е. появляются новые тела.

— А если тело не делить на части, а просто изменить его форму, тело изменится? ……..

Например, из пластилина слепили фигурку белочки, а затем фигурку превратили в шарик. Какой вывод можно сделать?….

(Тело не делили на части, количество пластилина не изменяли, изменили форму и изменилось тело.)

— Все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Есть тела, которые образованы одним веществом. Приведите пример….. Есть тела, которые состоят из нескольких веществ, например, очки или песочные часы.

Вещества бывают жидкие, твёрдые и газообразные.

— Приведите примеры различных веществ…

— Найдите на картинке тела и вещества…

Догадайтесь, какие из перечисленных слов обозначают названия тел, а какие- названия веществ:

Итак, тела могут отличаться не только формой, но и веществом, из которого они состоят. Допустим, тело- ваза. Ее можно сделать из глины

Это интересно:  Перголы и арки из дерева

вазу можно сделать из фарфора

из стекла

А какая из этих ваз не подойдет для живых цветов? Почему?… Верно, бумажная. Получается, что вещества имеют разные свойства. Чем же различаются разные вещества?

Оказывается, свойства веществ зависят от того, из каких частиц они состоят…

Ещё в глубокой древности учёные высказывали мысль о том,что тела состоят из невидимых глазом частиц. Этим они объясняли многие природные явления. Почему, например, высыхает намокшая одежда? Потому что с неё улетают частички воды, недоступные для нашего глаза.

Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов в своих трудах доказывал, что невидимые частицы бывают сложными и простыми.

Сложные частицы состоят из простых. Одни и те же простые частицы, по-разному соединяясь, могут образовывать самые разные сложные частицы. Этим М.В.Ломоносов объяснял разнообразие веществ в природе.

Позже учёные убедились в том, что это действительно так. Сложные частицы назвали молекулами, а простые атомами. В одной молекуле может быть два, три и даже сотни и тысячи атомов.

Мельчайшие частицы — молекулы, настолько малы, что их нельзя увидеть даже с помощью увеличительных приборов.

это молекула сахара

молекула воды

От того, что молекулы разные, и свойства веществ — разные. Сахар — сладкий, соль — солёная, вода — безвкусная.

Встречаются вещества, которые состоят из смесей. Например, сладкий чай нельзя назвать чистым веществом, ведь он состоит из…..

Воздух — это тоже смесь. В состав воздуха входят несколько газов

Как вы считаете, почва — это чистое вещество? а суп?

Тела могут различаться еще и тем, как они расположены в них частицы одного и того же вещества.

Помните, что общего между снегом, водой, льдом и паром?….

Вода, пар, снег, лед — это разные состояния одного и того же вещества — воды.

Вы знает, что молекулы любого вещества всегда находятся в движении. При нагревании вещества молекулы начинают расталкивать друг друга. При дальнейшем нагревании молекулы движутся еще быстрее, стремясь разлететься как можно дальше.

При охлаждении молекулы притягиваются к друг другу.

Попробуйте объяснить, почему кипит вода в кастрюле? Почему перед работой с пластилином мы мнем его в руках? Как делают вазы из стекла?

А вы знаете, что самая маленькая частица -атом. Молекулы состоят из атомов. Например, молекула воды состоит из Н2О

Задача: Почему лед легче воды? Ведь в твердых веществах молекулы плотнее друг к другу, а значит плотнее?

Оказывается, только у воды есть уникальное свойство. У всех твердых тел расстояние между молекулами маленькое, поэтому они плотные, а у льда большие.

Естественные тела из дерева и металла

§ 6. Тела и вещества

Изучая в начальных классах природоведение, вы узнали, что природа состоит из множества тел, предметов. Они имеют разную форму, окраску, размеры, состояние. Они окружают нас везде и всюду: на улице, дома, в классе (рис. 25).

Рис. 25. Тела неживой и живой природы

Все тела состоят из веществ. Что понимается под словом «вещество»?

Вещество – это то, из чего состоит тело. Приведем пример. Допустим, утром, идя в школу и проходя около куста сирени, вы заметили на ее листьях капли росы. А под кустом лежал кем-то забытый мячик. Капли росы, мячик – это тела. Из чего же они состоят? Капли росы – из воды, мячик – из резины. Значит, вода и резина – это вещества.

Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях. Например, токарь на заводе изготавливает детали из стали. Сталь – твердое вещество. При обработке деталей получается много металлической стружки. Ее собирают и в специальных печах нагревают до очень высокой температуры, при которой сталь плавится и становится жидкой, – получается жидкий металл. Его разливают в формы, где он остывает и вновь становится твердым.

Свойством вещества плавиться при нагревании пользуются при изготовлении различных изделий на основе отливки. Таким способом создают предметы из чугуна, стекла, стали, латуни, алюминия и некоторых других веществ.

Проделайте дома простой опыт.

Возьмите из холодильника несколько маленьких кусочков льда. Положите их на ладонь. Через несколько минут в ладони будет вода. Вылейте ее на поверхность стола. Пройдет немного времени, и она исчезнет, так как испарится (превратится в пар).

Следовательно, одно и то же вещество может находиться в трех состояниях: твердом (лед), жидком (вода) и газообразном (пар). Наблюдать водяной пар нельзя – он невидим.

При охлаждении газообразное вещество переходит вновь в жидкое и далее – в твердое состояние. Воздух – смесь газов. Но если воздух сильно охладить и при этом сжать, т. е. повысить давление, то он станет жидким. Еще понижая температуру и увеличивая давление, можно перевести воздух в твердое состояние.

1. Какие тела природы окружают вас дома, в классе, в лесу?

2. У вас в кошельке несколько монет и бумажная купюра. Как вы считаете, можно ли их назвать телами природы?

3. Приведите пример вещества, которое мы чаще всего встречаем в трех состояниях. Назовите эти состояния.

Немного истории. В истории каждого народа есть великие личности, внимание к которым не ослабевает в течение многих столетий. В русской истории – это прежде всего выдающийся ученый и писатель, инженер и художник, историк и педагог, общественный деятель и борец за национальное достоинство России Михаил Васильевич Ломоносов. Родился он 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры. Михаил с детства познал тяжелый труд. Десятилетним мальчиком он уже сопровождал отца-помора в его далеких и часто опасных плаваниях. Рано научившись читать, он, возвращаясь из плавания, брался за книги. Но книг было мало, и вскоре Михаил знал их почти наизусть. В основном это были церковные книги, и в них он не находил ответов на все интересовавшие его вопросы. В 19 лет Ломоносов ушел с зимним обозом в Москву и здесь в январе 1731 г. поступил учиться в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение Московской Руси. Он проявил незаурядные способности к учебе, пройдя первые три класса за один год. Шли годы. Ломоносов учился в Москве, Петербурге. А затем, как один из лучших студентов, был направлен за границу (в Германию) для обучения горному делу и для прохождения общих наук. 8 июля 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. На родине Ломоносов основывает первую в России химическую лабораторию. В ней он проводит свои опыты, которые вывели русскую химию «на широкий путь экспериментальной науки».

М. В. Ломоносов (1711–1765)

Чтобы перечислить все творческие достижения М. В. Ломоносова, нам потребуется не одна страница. Вот тот далеко не полный перечень важнейших открытий, которые он сделал:

– развил учение о строении вещества;

– создал учение о теплоте как о молекулярном движении, которое явилось выдающимся достижением и которое на столетие опередило современную ему науку;

– создал новую науку – физическую химию;

– исследовал грозовые разряды.

И еще один штрих к характеристике вклада великого ученого в русскую науку и культуру. Такие слова, как «атмосфера», «насос», «физика», «барометр», «метеорология», «термометр», «манометр», «микроскоп» и некоторые другие, которыми мы сейчас часто пользуемся, были введены в русский язык М. В. Ломоносовым. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается великим сыном России!

Статья написана по материалам сайтов: interneturok.ru, info-4all.ru, infourok.ru, www.klass39.ru, ours-nature.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий