+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

115 фз отказ в проведении операции 2019 год

Дата публикации: 04.03.2016

В связи с участившимися обращениями по вопросам применения кредитными организациями мер по:

  1. отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 — ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-Федеральный закон № 115-ФЗ));
  2. отказу от заключения договора банковского счета и расторжению договора банковского счета (вклада) (пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ);
  3. замораживанию (блокированию) денежных средств (подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115 — ФЗ);
  4. приостановлению операций (пункт 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ закреплен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ. В данный перечень, в том числе, входят кредитные организации.

Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, закреплены в статье 7 Федерального закона № 115-ФЗ:

  1. Пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено право кредитных организаций отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае, если у сотрудника кредитной организации, в ходе реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция (сделка) совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  2. Пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено право кредитных организаций:
  • отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
  1. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрена обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

При этом согласно пункту 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица;

3) осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

4. Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлена обязанность по приостановлению операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ вышеуказанные организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона №115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп осуществляет Банк России.

ЦБ разъяснил банкам как правильно отказывать клиентам в проведении операций по счету на основании 115-ФЗ

Методические рекомендации

о подходах к учету кредитными организациями информации о случаях отказаот проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до их сведения, при определении степени (уровня) риска клиента

№ 29 -МР от «10 » ноября 2017 г.

В соответствии с пунктом 13 3 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) Банк России доводит до сведения кредитных организаций информацию о случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте И статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) е клиентом по основаниям, указанным в пункте 5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (далее — информация об отказах).

Указанная информация учитывается кредитными организациями при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее — ОД/ФТ), а также при принятии в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ решений об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом.

Вместе с тем анализ информации об отказах, получаемой от Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также поступающих в Банк России обращений лиц, в отношении которых имели место случаи отказов на основании пунктов 5 2 и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, свидетельствует о том, что ряд кредитных организаций принимает решения об отказе в проведении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее — решение об отказе), а также решения о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом, руководствуясь обстоятельствами, напрямую не связанными с риском ОД/ФТ клиента.

Банк России акцентирует внимание на необходимости исключения случаев принятия решений об отказе или решений о расторжении договора банковского счета (вклада) на основании таких обстоятельств и рекомендует кредитным организациям следующее.

  1. Обеспечить взаимодействие с клиентами в целях своевременного представления ими надлежащим образом оформленных документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, в частности, путем оперативного доведения до их сведения информации о видах необходимых документов и сроках действия этих документов.
  2. Принимать меры по своевременному обновлению сведений о клиенте (например, в случае истечения срока действия паспорта гражданина Российской Федерации при достижении таким клиентом возраста двадцати или сорока пяти лет), заблаговременно информировать клиента о приближающихся сроках окончания срока действия документа, удостоверяющего личность клиента.

При этом достижение клиентом соответствующего возраста, требующего замены документа, удостоверяющего личность, не является самостоятельным основанием для установления наличия риска ОД/ФТ клиента или его операций.

  1. Принимать решение об отказе в проведении операции по результатам анализа такой операции на предмет наличия признаков, указывающих на риск ОД/ФТ.
  2. Анализировать признаки, указывающие на наличие риска ОД/ФТ в отношении конкретной операции, в комплексе; принимать решения об отказе при выявлении причин, создающих риск ОД/ФТ, в отношении конкретной операции клиента (например, вид осуществляемой клиентом деятельности не рекомендуется принимать во внимание как единственный фактор, влияющий на оценку риска клиента, без проведения комплексного анализа операций, совершаемых таким клиентом).
  3. При выявлении кредитной организацией случая принятия ею решения об отказе по основаниям, не связанным с наличием риска ОД/ФТ клиента или его операций (например, в случае представления клиентом запрошенных кредитной организацией документов, отсутствие которых ранее послужило основанием для принятия ею решения об отказе), а также в случае исключения оснований для отнесения клиента к группе клиентов, имеющих высокую степень (уровень) риска ОД/ФТ, информировать об этом Росфинмониторинг путем направления соответствующего электронного сообщения (соответствующих электронных сообщений) об удалении ранее направленных в соответствии с пунктами 13 и 13 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ сведений (с указанием в таком сообщении (таких сообщениях) причин их удаления).
  4. Проводить на постоянной основе анализ доводимой Банком России информации об отказах с целью выявления информации об удалении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями ранее направленных сведений, предусмотренных пунктами 5 и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
  5. В целях урегулирования возможных конфликтных ситуаций, связанных с принятием решений об отказе, а также решений о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентами по основаниям, предусмотренным пунктами 5 2 и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, создать (определить) подразделение или определить должностное лицо (должностных лиц) кредитной организации, уполномоченное (уполномоченных) рассматривать соответствующие обращения клиентов и принимать решения по ним.
Это интересно:  Отказ оператора ошибка выполнения операции 1xbet 2019 год

В случае принятия по результатам рассмотрения обращения клиента решения об удалении сведений, ранее направленных о нем в Росфинмониторинг, кредитной организации рекомендуется информировать об этом Росфинмониторинг путем направления соответствующего электронного сообщения (соответствующих электронных сообщений) об удалении ранее направленных в соответствии с пунктами 13 и 13 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ сведений (с указанием в таком сообщении (таких сообщениях) причин их удаления, например: «техническая ошибка», «снижение степени (уровня) риска клиента» или иных причин, в том числе предусмотренных пунктом 5 настоящих рекомендаций).

Дополнительно отмечаем, что Банком России в рамках осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями при проведении проверок по вопросу соблюдения законодательства в области ПОД/ФТ, в том числе оценки эффективности организации системы внутреннего контроля в области ПОД/ФТ, особое внимание уделяется работе кредитных организаций с доводимой Банком России информацией об отказах. При наличии обращений клиентов кредитных организаций о необоснованном, по их мнению, принятии в их отношении решения об отказе или решения о расторжении договора банковского счета (вклада) поступающая информация подвергается дополнительной тщательной оценке со стороны Банка России, в том числе путем анализа запрашиваемых у кредитной организации документов, информации и пояснений, характеризующих соответствующую операцию и подтверждающих обоснованность принятого решения об отказе. По результатам указанного анализа Банком России также делается вывод об эффективности организации системы внутреннего контроля в области ПОД/ФТ соответствующей кредитной организации.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

115 фз отказ в проведении операции

Отказ банка от заключения договора банковского счета

Пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ):

5.2. Кредитные организации вправе:

отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 424-ФЗ)

Предупреждение и отказ от дистанционного обслуживания, Интернет-банкинга

Извлечение из письма ЦБ РФ от 27 апреля 2007 г. № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)»:

При заключении кредитными организациями договоров, предусматривающих обслуживание клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) и создающих для уполномоченного лица (лиц) клиента возможность распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства (далее — аналог собственноручной подписи), рекомендуется исходить из следующего.

Кредитным организациям рекомендуется включать в договоры право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи.

Кредитным организациям рекомендуется после предварительного предупреждения отказывать клиентам в приеме от них распоряжений на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций клиентов. При этом кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.

Замораживание (блокирование) банком денежных средств клиента

Подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ):

Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

6) применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 403-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

Приостановление банком проведения операции по распоряжению клиента

Пункт 10 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ):

Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

10. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Это интересно:  Отказ в плановой операции 2019 год

(п. 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 403-ФЗ)

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

Отказ банка от проведения операции клиента

Пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ):

Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 30.12.2015 N 424-ФЗ)

Расторжение банком договора банковского счета

Пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ):

5.2. Кредитные организации вправе:

расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 настоящей статьи.

(п. 5.2 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

3. Вправе ли кредитная организация в случае наличия двух и более в течение календарного года решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции расторгнуть все заключенные с клиентом на дату принятия последнего решения договоры банковского счета (вклада), в том числе в рамках которых операции не осуществлялись либо не признавались кредитной организацией «подозрительными»?

В соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитные организации вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Учитывая изложенное, кредитная организация вправе расторгнуть все заключенные с клиентом договоры банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Новости

17.02.2019
«Мог возникнуть риск отмывания денег». Борис Ротенберг проиграл иск к скандинавским банкам, которые отказались его обслуживать из-за санкций

115 фз отказ в проведении операции

В этом году были внесены значительные изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Данные изменения расширяют полномочия кредитных организаций по контролю за деятельностью коммерческих организаций и противодействию отмывания денежных средств. Как это выражается на практике?

В соответствии с действующим законодательством, банки имеют право отказать в открытии расчетного счета либо приостановить действия по счету (блокировка) без объяснения причин, либо сослаться на ст. 7 п. 5.2 вышеупомянутого ФЗ №115.

Для начала стоит различать две различные процедуры – приостановление операций по счету и приостановление проведения конкретной финансовой операции. Банк имеет право приостановить полностью все операции по счету («заморозить» счет) только в том случае, если владелец этого счета внесен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Этот перечень размещен на официальном интернет-сайте Росфинмонторинга. Во всех остальных случаях решение о полном блокировании счета может принять только Росфинмониторинг или суд. При этом Росфинмониторинг вправе «заморозить» счет на срок до 30 суток и только в случае, если имеется информация о причастности владельца счета к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма). На более длительное время счет может быть заблокирован только по решению суда. На практике такие ситуации встречаются достаточно редко. А вот отказы банка в проведении тех или иных конкретных операций по счету – перечислений денежных средств на счета третьих лиц или выдачи наличных – все чаще и чаще. Это связано с усилением контроля государства за финансовыми операциями граждан и организаций и противодействием «обналичиванию» денежных средств и вывода их из-под опять-таки государственного контроля.

Какие меры необходимо принять, чтобы не попасть под обязательный контроль со стороны Банка и Росфинмониторинга?

Прежде всего, соблюдать условия, предусмотренные ФЗ-115 в статье 6 и 7.

— не использовать юридический адрес который является адресом массовой регистрации;
— не назначать директорами компании лиц младше 22 лет или старше 60 лет
— учредитель не должен быть учредителем еще в 2-10 компаниях;
— четко прописывать в назначение платежа суть сделки – предоплата по договору № __от ___ за товар и т.д.;
— следить за тем, чтобы оплата в назначение платежа соответствовала виду деятельности компании;
-вести документооборот в одном месте, чтобы в случае проверки не оказалось что бухгалтер куда то уехал, а документы у нее в конторе;
— проводить любые платежи хотя бы на основании подписанных документов в скане;
— фактическое место нахождения компании должно соответствовать указанному в Уставе;
— наличие «живого» стационарного телефона, по которому кто-то отвечает;
— руководители должны быть на связи;
— уплата налога должна быть не менее средней нагрузки по отрасли;
— должна быть уплата заработной платы не менее предусмотренного прожиточного минимума, с учетом отчисления налогов (по расчетному счету) в соответствии с представленным в банк штатным расписанием (если потребуется);
— в штате должны быть еще сотрудники помимо генерального директора, если компания не относится к малому бизнесу (годовая выручка более 400 т.р.)
— отсутствие у компании собственных или арендованных производственных, офисных, торговых, складских площадей, необходимых для ведения бизнеса.

Рассмотрим несколько практических примеров.

Что делать, если банк принял решение закрыть счет клиента на основании п. 5.2 ст. 7 ФЗ-115.

По общему правилу при закрытии банковского счета клиент вправе снять остаток наличными деньгами путем представления в банк денежного кассового чека с указанием цели получения денег. При этом банк вправе запросить у клиента дополнительные документы, подтверждающие целевое назначение списания средств в целях проверки этих документов на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, в том числе о соответствии требованиям ФЗ-115.

При этом банк вправе предусмотреть во внутренних программах безналичный порядок перечисления остатков средств со счета клиента в случае закрытия счета по основаниям, предусмотренным ФЗ-115.

Это связано с тем, что в соответствии с п. 5.2 ст. 7 ФЗ-115 банк вправе расторгнуть договор банковского счета с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

По общему правилу согласно п. 3 ст. 859 ГК РФ в случае расторжения договора банковского счета остаток денежных средств выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения письменного заявления клиента. В случае неявки клиента за получением остатка денежных средств указанные средства зачисляются на специальный счет в Банке России в соответствии с Указанием Банка России от 15.07.2013 N 3026-У «О специальном счете в Банке России».

Таким образом, общими нормами гражданского законодательства не установлено каких-либо ограничений на снятие денежных средств наличными при расторжении договора банковского счета.

Стоит отметить, что представляемые клиентом документы должны подтверждать для банка легитимность указанного клиентом основания для выдачи средств наличными и, как следствие, законность проводимой самим банком операции по выдаче таких средств юридическому лицу. Так, например, Банком России установлен лимит расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному договору в размере 100 тыс. руб. Все расчеты, осуществляемые между ними на большие суммы, должны производиться безналичным порядком. Следовательно, если клиент укажет в качестве цели выдачи средств наличными приобретение хозяйственного инвентаря, банк будет вынужден запросить у клиента соответствующие договоры, чтобы убедиться в том, что цена каждого договора не превышает установленный Банком России лимит.

Рассмотрим другой пример в случае закрытия банковского счета.

Сведения о ней представляются банками в Росфинмониторинг. Банк также вправе запросить у клиента дополнительные документы, подтверждающие назначение платежа. Вместе с тем необходимо отметить, что ФЗ-115 предоставляет банкам большие полномочия для минимизации риска легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Расторжение договора банковского счета на основании п. 5.2 ст. 7 ФЗ-115 фактически означает, что клиент неоднократно нарушал требования данного законодательства. Это обстоятельство вынуждает банки внимательнее относиться к проводимым клиентом операциям и предотвратить риск повторного осуществления ими подозрительных операций. В этих целях законодатель и Банк России позволяют банкам самостоятельно определять во внутрибанковских правилах в рамках ФЗ—15 особенности закрытия таких счетов.
Так, деятельность банка по расторжению договора банковского счета на основании ФЗ-115 должна осуществляться им в соответствии с самостоятельно разработанными программами внутреннего контроля.

При разработке таких документов учитывается различные факторы, предусмотренные Положениями Банка России, но главный, на который стоит обратить внимание, это то, что во внутренних документах банк в рамках контроля легализации и отмывания денежных средств может предусмотреть такие правила, как:

  • при всех сомнительных ситуациях банк обязан уведомлять Росфинмониторинг;
  • банк самостоятельно устанавливает форму письменного уведомления клиента о расторжении договора банковского счета, которое в том числе должно содержать информацию о способах возврата клиентом остатка денежных средств со счета в срок не позднее 60 дней с даты направления такого уведомления;
  • банки имеют полномочия самостоятельно определять способы возврата клиентом остатка денежных средств со счета при расторжении договора счета по основаниям, предусмотренным в ФЗ-115;
  • в целях повышения контроля проводимых банковских операций зачастую банки предусматривают во внутренних документах только безналичный порядок перечисления остатка денежных средств, находящихся на счете клиента, при расторжении договора банковского счета по инициативе банка в случае неоднократного нарушения клиентом ФЗ-115.

Таким образом, в случае если банком во внутренних документах предусмотрены условия лишь безналичного расчета, могут возникнуть сложности с выводом остатка денежных средств при закрытии счета.

Совет: В таком случае необходимо вовремя принимать меры. Дополнительный расчетный счет в другом банке будет гарантией того, что юридическое лицо успеет перевести деньги, и остаток не переведут на специальный счет в Банке России.

На что еще нужно обратить внимание?

Ответственность за то, что клиент не представил документы, обосновывающие характер банковской операции.

В целях реализации банком ФЗ-115, зачастую некоторые кредитные организации вводят в договор банковского счета условия о комиссии, которая взимается с клиента, если он по запросу банка не представит документы, обосновывающие характер проведенной по счету операции, рассматривается как мера ответственности (неустойка).
При этом возможность введения банком в одностороннем порядке какой-либо меры ответственности за неисполнение договорных обязательств ни законом, ни рассматриваемым договором банковского счета не предусмотрена.

А законно ли это?

Согласно ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В силу ст. ст. 4, 5 ФЗ-115 банк обязан принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

К таким мерам, в том числе относятся:

— организация и осуществление внутреннего контроля;
— обязательный контроль;
— запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости представления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и другие меры.

С точки зрения ФЗ-115 операции клиента подразделяются на подлежащие обязательному контролю и подозрительные операции. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в Росфинмониторинг. Если операция вызывает у работников банка подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направить сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю в Росфинмониторинг.

Иными словами, если банк квалифицировал операцию в качестве подозрительной либо подлежащей обязательному контролю, у кредитной организации может возникнуть необходимость запросить у клиента дополнительную информацию с целью передачи сведений в Росфинмониторинг. Именно для этого банки вводят комиссию за непредоставление клиентом сведений по запросу банка, обосновывающих характер операции. Плата за оказание услуг по ведению счета клиента устанавливается в банковских тарифах. Банк вправе изменять в одностороннем порядке тарифы, если это предусмотрено договором банковского счета.

Однако это не всегда законно.

Стоит внимательно читать все требования банка и договор в том числе. Так введение тарифа и увеличение его, как мы рассматривали выше, считается мерой исполнения ФЗ-115. Тогда как введение комиссии (неустойки), как показывает судебная практика, имеет заградительный (штрафной) характер.

Для банка установление повышенной комиссии связано с необходимостью создания препятствий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма. По смыслу действующего законодательства и банковских правил специальные (заградительные) тарифы (комиссии), являются платой за совершение соответствующих банковских операций по счету. Целью специальных тарифов является установление такой стоимости оказания услуги по совершению подозрительных банковских операций, которая делает нецелесообразной для клиента осуществление этих операций.

Кроме того, суды отмечают, что установленная банком комиссия в виде заградительного тарифа за проведение банковских операций без представления документов противоречит Закону № 115-ФЗ.

Дополнительно следует отметить, что в ст. 4 Закона № 115-ФЗ установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости представления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Таким образом, взимание с клиента комиссии за непредоставление информации о проведенной операции является косвенным его информированием о том, что банк квалифицировал его операции в качестве сомнительных, что порождает у кредитной организации обязанность предпринять меры реагирования в отношении таких операций в виде их документального фиксирования, что нарушает ст. 4 Закона N 115-ФЗ. В случае если в отношении Вас банк применил такую комиссию (заградительный штраф), то Вы можете взыскать с банка в в качестве неосновательного обогащения сумму незаконно списанной комиссии.

Специалисты юридической компании «АБФ Груп» помогут Вам и Вашему бизнесу в трудную минуту. Будем рады видеть Вас в числе наших клиентов.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector