+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Здоровье под охраной закона 9 класс кратко 2019 год

Наши экологические права и обязанности. В наиболее общем виде права и обязанности граждан нашей страны в области экологической безопасности и охраны природы указаны в основном законе страны — Конституции Российской Федерации.

В ее 42-й статье читаем: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Сразу обратим внимание на три составляющие этой нормы закона.

  1. Право на благоприятную окружающую среду предполагает, что каждый из нас имеет возможность проживать в здоровой в экологическом отношении местности, дышать чистым воздухом, пить чистую воду и т. п.
  2. Право на достоверную информацию означает, что граждане могут требовать от соответствующих организаций своевременных, полных и правдивых сведений, к примеру о радиационной обстановке, о концентрации вредных соединений в воздухе, о местах захоронений опасных отходов.
  3. Если предприятие или отдельный человек вызвали своей деятельностью неблагоприятное воздействие на окружающую среду и нанесли этим самым вред здоровью других людей или ущерб их имуществу, то каждый из них вправе требовать возмещения этих потерь. Допустим, в результате аварии нефтяного танкера разлившаяся нефть сделала невозможным морской рыбный промысел — источник существования жителей прибрежных деревень. Хозяева судна должны будут компенсировать упущенные профессиональные возможности рыбакам, а тем, кто решил оставить это место жительства, оплатить расходы, связанные с переездом.

Вернемся к конституционным нормам. В статье 58 Конституции РФ сформулирована обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Положения Конституции нашли свою конкретизацию во многих законах, регулирующих природоохранную деятельность человека и направленных на защиту окружающей среды. Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» указано, что право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду обеспечивается, в частности, социальным и государственным страхованием граждан, образованием резервных фондов помощи, государственным контролем за состоянием природной среды.

Помимо конкретизации данного конституционного права, закон формулирует еще ряд прав граждан: создавать общественные объединения, фонды по охране природы, принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды, требовать отмены решений о строительстве вредных объектов, о прекращении работы предприятий, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в экологических правонарушениях.

Конституционная обязанность граждан по охране природы имеет также достаточно полное выражение: принимать участие в охране природы, соблюдать требования природоохранного законодательства, личным трудом оберегать природные богатства, повышать уровень своих знаний о природе, свою экологическую культуру.

Как закон охраняет природу? В уже упомянутом законе «Об охране окружающей природной среды» весьма четко указано, что подлежит охране. Это естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты.

Напомним, что экологическая система — это природная система, в которой живые организмы и среда их обитания объединены в единое целое. Под генетическим фондом в экологии понимается вся совокупность видов живых организмов с их наследственными задатками. Особого упоминания требует проблема сохранения озонового слоя атмосферы, возникшая сравнительно недавно. В этом слое, который, как вам хорошо известно, служит защитой от ультрафиолетового излучения, образовались так называемые дыры, через которые солнечная радиация беспрепятственно проникает на Землю. Многие исследователи полагают, что одной из причин появления этих дыр стало широкое использование в аэрозолях и холодильниках газов, которые вступают в реакцию с озоновым слоем и ослабляют его. В 80-е гг. XX в. многие страны мира подписали специальное соглашение об охране озонового слоя. В соответствии с ним наше государство проводит поэтапное сокращение производства и использования озоноразрушающих веществ.

Какие же меры предусмотрены в законе для охраны этих природных объектов?

Прежде всего вводится нормирование качества окружающей природной среды. Это означает, что устанавливаются предельно допустимые наличия опасных для здоровья человека веществ, выбросов, сбросов вредных веществ, предельная нагрузка на окружающую среду, нормы защиты санитарных зон и т. п. Для определения степени опасности или вредности той или иной деятельности проводится экологическая экспертиза (от лат. ехрегtus — опытный), т. е. исследование специалистами соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям.

Чтобы уменьшить ущерб, наносимый человеком природе, побудить людей более экономно расходовать ее богатства, закон вводит плату за использование природных ресурсов.

С учетом угрозы живому, возникшей на определенной территории, выделяются зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. К зонам чрезвычайной экологической ситуации относятся местности, где под влиянием деятельности человека происходят устойчивые изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью человека и состоянию экологических систем. Там прекращается деятельность, отрицательно влияющая на природную среду. Одна из таких зон возникла в Уральском регионе. Чрезвычайная экологическая ситуация стала следствием деятельности производственного объединения «Маяк», занимающегося переработкой использованного в реакторах ядерного топлива. Высокотоксичные отходы закачиваются в емкости, изготовленные десятилетия назад. В 1957 г. одна из таких емкостей взорвалась, что привело к тяжелейшим экологическим последствиям.

Территории, где под влиянием деятельности человека происходят необратимые изменения природной среды, существенно ухудшается здоровье людей, деградирует растительный и животный мир, объявляются зонами экологического бедствия. Здесь прекращается всякая хозяйственная деятельность, кроме той, которая обеспечивает жизненные нужды проживающего населения. Зоной экологического бедствия стала местность, прилегающая к Чернобыльской атомной станции, после аварии на одном т ее блоков в 1986 г.

Наряду с территориями, где уже возникли крупные экологические проблемы, деятельность людей ограничивается и в другиx местностях, отнесенных природоохранным законодательством к особо охраняемым природным территориям и объектам. Речь идет о заповедниках, заказниках, природных парках.

Законы в области охраны окружающей природной среды, как и законодательство в любой другой области, предусматривают различные виды ответственности за экологические правонарушения. Это может быть дисциплинарная ответственность (ее несут руководители предприятий, другие должностные лица, если, к примеру, превышены нормативы вредных выбросов предприятия в окружающую среду), административная (так, на предприятие или отдельное лицо может быть наложен штраф за неподчинение государственным органам, осуществляющим экологический контроль). Те же, кто совершил экологическое преступление, несут уголовную ответственность. К примеру, если захоронение радиоактивных веществ произведено с нарушением установленных правил и это привело к заражению окружающей среды, то виновные в этом деянии лица наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Конечно, преступность подобных действий, непосредственно наносящих непоправимый вред всему живому, очевидна. В Уголовном кодексе к экологическим преступлениям отнесены и незаконная порубка деревьев и кустарников, и уничтожение критических мест обитания для организмов, внесенных в Красную книгу, и нарушение режима заповедников, национальных парков и других охраняемых природных территорий.

Экология и нравственность. Нашими поступками в отношениях с природой должны двигать не только опасения понести наказание за экологическое правонарушение, но в первую очередь внутренняя убежденность в необходимости бережного отношения к природе и ее богатствам.

К сожалению, еще немало людей, которые руководствуются в повседневной жизни весьма привычными принципами: «После нас — хоть потоп», «На наш век хватит». Есть и такие, которые недооценивают опасность экологического кризиса. Вот типичный пример их рассуждений: «Ну что запугиваете? Природа и не такое вытерпит! Сколько лет грозят, а так ли уж страшно? Ну, в городах вода и воздух, конечно, неважные, но стоит отъехать на пару десятков километров. Вот у меня на даче. »

Между тем ученые говорят о наступившей беде с конкретными цифрами в руках. Писатели-фантасты изображают мрачное будущее человечества: безжизненная, изгаженная, обезображенная земля и человек, превратившийся из властелина в изгоя, вынужденный отыскивать на планете редкие уголки, еще пригодные для жизни. И все это плоды неразумного хозяйствования и безответственного отношения к природе многих поколений людей.

В одной из журнальных публикаций приведен следующий пример: «Несколько десятилетий тому назад подняли целинные земли. Сделали это, не задумываясь о роли почвы в биосфере. Как-то не вспомнили о ней и не принимали эффективные меры по защите земли. Начали распахивать степь сплошь, в то время как можно лишь полосами. Лесопосадки тоже оказались излишними. В результате миллиарды тонн плодородных земель пустили на ветер. Уничтожены уникальные сообщества трав, животных, насекомых. Наконец, во множестве исчезли овцы, лошади, коровы. Нет прежнего режима почв, нет букета трав. Нет скотоводства. Сушь. Ветер. Страшные пыльные бури. Опустошение».

Чем было вызвано резкое ухудшение экологической обстановки в этой местности? Очевидно, что главное здесь — не отсутствие современной техники и дело не просто в неумелом ведении хозяйства. «Случившееся,— пишет автор,— следствие примитивного представления о природе и отсутствия фундаментальных знаний о биосфере и еще, я бы сказал,—экологической безнравственности: брать и брать, не восполняя и не возвращая свой долг природе».

Преодолевая эту «экологическую безнравственность», нужно помнить, что нельзя к природе относиться потребительски ради сиюминутной выгоды, пагубные последствия скажутся и на ней, и на самом человеке. Жизнь подтверждает правило: отношение человека к природе характеризует и его отношение к самому себе, другим людям, обществу в целом.

Общественные движения в защиту природы. Сегодня во многих странах мира существуют различные общественные организации, провозгласившие своими главными целями охрану природы и обеспечение экологической безопасности. В борьбе за чистоту атмосферы, вод, против ядерной угрозы «зеленые», как называют защитников окружающей среды, делают много полезного. Нередко они вынуждали власти закрыть предприятия с вредными выбросами или поставить на них дополнительные очистные сооружения. «Зеленые» входят в Европейский парламент, в ряде стран они превратились во влиятельные политические партии. В десятках стран мира имеет свои отделения независимая международная общественная организация «Гринпис», главная цель которой — предотвратить деградацию окружающей среды.

В нашей стране также растет число тех, кто активно выступает за оздоровление экологической обстановки. Вы, наверное, слышали о многочисленных выступлениях в защиту озера Байкал, когда люди протестовали против строительства на его берегах целлюлозно-бумажного комбината. Широко известны активные выступления в советское время против проекта переброски течения сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию, что могло бы привести к серьезным экологическим последствиям. Под давлением участников экологических движений было закрыто несколько предприятий, наносящих своей деятельностью вред окружающей среде, в частности мебельный комбинат в Приозерске.

Это интересно:  Ф3 323 об основах охраны здоровья граждан 2019 год

Вместе с тем не всегда деятельность «зеленых» вызывает одобрение. Так, сегодня многие из них выступают против биотехнологий, возможности которых, по оценкам многих ученых, очень велики. С помощью биотехнологий производят все более чистые лекарства, ферменты для бытовых моющих средств, добавки для нейтрализации нефтяных и ядовитых отходов. Использование биотехнологий помогает повысить защитные свойства растений, их противостояние неблагоприятным погодным условиям, сокращает потребность в опасных для окружающей среды удобрениях.

В то же время некоторые лидеры «зеленых» утверждают, что биотехнологии — это всего лишь «еще один способ эксплуатации бедных фермеров за счет подчинения их интересам большого бизнеса». Ученые многих стран мира озабочены подобным положением, считая, что в данном случае движение «зеленых» тормозит решение насущных, в том числе и экологических, проблем.

Активные выступления в защиту окружающей среды приносят свои результаты. Но это лишь первые шаги. Впереди — огромная работа. И сегодня каждому из нас стоит задуматься, какие нравственные требования к людям предъявляет сложившаяся экологическая ситуация, какой собственный вклад мы могли бы внести в дело защиты окружающей среды.

Основные понятия

  • Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности, экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения.
  • Термины

  • Нормирование качества окружающей среды, зона чрезвычайной экологической ситуации, зона экологического, бедствия, особо охраняемые природные территории.
  • Вопросы для самопроверки

    1. Какие права граждан в сфере экологической безопасности закреплены в нашей Конституции?
    2. Какова конституционная обязанность граждан нашей страны в области охраны природы?
    3. Как экологические права и обязанности конкретизированы в законе «Об охране окружающей природной среды»?
    4. Какие природные объекты в соответствии с этим законом подлежат охране?
    5. Что означает нормирование качества окружающей природной среды?
    6. Каково назначение экологической экспертизы?
    7. Покажите на конкретных примерах различия между зонами чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.
    8. Что относится к особо охраняемым природным территориям?
    9. Приведите примеры экологических правонарушений.
    10. Каковы виды экологической ответственности?
    11. Какие действия закон относит к экологическим правонарушениям?
    12. В чем проявляется «экологическая безнравственность»?
    13. За что выступают «зеленые»?

    Задания

    1. Между предприятием и государственным органом возникли споры по поводу:
      • суммы налоговых отчислений в бюджет,
      • размера платы за вредные выбросы,
      • размещения нового объекта,
      • заключения экоэкспертизы.

    Определите, какие из этих споров можно отнести к экологическим.

  • Из приведенного перечня выделите, что относится к причинам, а что — к последствиям экологического кризиса:
    1. ухудшение среды обитания человека,
    2. грубые механические приемы земледелия,
    3. нерациональное использование природных ресурсов,
    4. исчезновение многих видов животных и растений,
    5. потребительское отношение к природе,
    6. увеличение промышленных отходов,
    7. жизненный принцип: «После нас — хоть потоп»,
    8. рост наследственных заболеваний.
  • Экологическая ответственность основывается на принципе «загрязнитель платит». Установите, кто должен платить в следующих конкретных случаях:
    • На военном полигоне многие годы проводилось испытание ядерного оружия. В результате произошло разрушение экосистемы данной местности, уничтожены многие виды растений и животных, радиоактивное заражение сделало невозможным использование земель в хозяйственных целях.
    • Частное предприятие по производству химических красителей имело слабые очистные сооружения. Вредные сбросы попадали в реку, воду из которой местные жители использовали для хозяйственно-бытовых нужд. Следствием этого стал заметный рост числа заболеваний.
  • Социальные права (окончание)

    Здоровье под охраной закона

    Здоровье людей — одна из высших ценностей общества, поэтому в законодательстве многих стран предусмотрено право на охрану здоровья. В нашей Конституции указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    В современных странах существуют три типа систем здравоохранения: государственная, страховая и частная. Изменения в 1990-е гг. социально-экономических отношений в нашем обществе привели к переходу от государственной медицины к страховой.

    Для осуществления государственной политики в сфере медицинского страхования в нашей стране созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Правовые основы медицинского страхования отражены в Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Цель медицинского страхования — гарантировать в случае необходимости получение человеком медицинской помощи за счёт накопленных средств. Кто выделяет эти средства? Для работающих страхователями выступают их предприятия, организации, для неработающих — органы государственной власти и местного управления.

    После заключения договора медицинского страхования человек получает страховой медицинский полис. Этот документ гарантирует получение медицинской помощи при диагностике и лечении большинства известных сегодня острых и хронических заболеваний. Кроме того, законом предусмотрены сферы медицины, которые финансируются государством. Помощь здесь должна быть оказана любому и на бесплатной основе. К этим сферам, в частности, относятся: скорая медицинская помощь, психиатрия, работа станций переливания крови.

    1. Какие права человека можно отнести к социальным правам? 2. Что означает понятие «социальное государство»? 3. Каковы основные направления социальной политики нашего государства? 4. Почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе? 5. Какое содержание имеет сегодня наше конституционное право на жилище? 6. Кто, согласно нашим законам, имеет право на социальное обеспечение? В чём суть страховой медицины?

    В КЛАССЕ И ДОМА

    1. В этом государстве люди привыкли заботиться о себе сами. Работающие имеют высокие доходы и при этом полностью несут расходы, связанные с медицинской помощью, образованием детей. Большие зарплаты позволяют им с самого начала трудовой деятельности откладывать средства «на старость». Можно ли считать данное государство социальным? Поясни свой вывод.

    2. В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин).

    Выскажи своё мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья. Объясни, почему ты так считаешь.

    3*. Можно ли страховую медицину считать разновидностью платных услуг? Поясни свой ответ.

    4*. Одним из социальных прав является право на благоприятную окружающую среду. Прими вместе с одноклассниками участие в социальном проекте «Улучшим экологию в отдельно взятом районе».

    Опираясь на обществоведческие знания, а также знания по биологии, географии, экологии, определите показатели, свидетельствующие о состоянии окружающей среды. Обратитесь к материалам средств массовой информации, Интернету и установите, каковы эти показатели в вашем районе (городе, селе). Установите, что улучшает окружающую среду в вашей местности, а что оказывает отрицательное воздействие. Наметьте те дела, которые вы могли бы сделать своими силами для улучшения экологической ситуации. Подготовьте компьютерную презентацию в рамках данного проекта.

    5. В чём согласно Конституции РФ выражается сущность социального государства:

    1) в политике государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека;
    2) в стремлении государства поддержать малый и средний бизнес;
    3) в проводимой государством политике защиты интересов страны на международной арене;
    4) в поддержке государством формирования гражданского общества?

    6. Выбери из перечисленного все позиции, отражающие проявления социальной политики государства:

    1) принятие нового избирательного закона;
    2) увеличение пособий по безработице;
    3) введение государственного медицинского страхования;
    4) снижение пошлин на импортную технику;
    5) введение дополнительных льгот для пенсионеров;
    6) создание демократической судебной системы.

    «Пенсия — отдых, навязанный тебе тогда, когда всё, что ты можешь делать, — это работать».

    Ж. Элгоизи,
    современный французский критик

    «Одно из преимуществ бедности: врач вылечит вас быстрее».

    Ф. Хаббард (1868—1930),
    американский карикатурист

    Конспект Социальные права» 9 класс

    1) подвести учащегося к пониманию особенностей социального государства, значению социальных прав человека;

    2) ознакомить учащихся с понятиями социальные права, приватизация жилья, медицинское страхование;

    3) продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

    1) научить учащегося называть основные социальные права человека, раскрывать понятие «социальное государство»; на конкретных примерах иллюстировать направления социальной политики нашего государства;

    2) способствовать развитию следующих УУД:

    — готовность к жизненному и личностному самоопределению;

    — знание моральных норм;

    — умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

    — ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

    — поиск информации, исследование;

    — переработка и структурирование информации;

    — работа с текстом, смысловое чтение.

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект «Социальные права» 9 класс»

    Тема: Социальные права

    1) подвести учащегося к пониманию особенностей социального государства, значению социальных прав человека;

    2) ознакомить учащихся с понятиями социальные права, приватизация жилья, медицинское страхование;

    3) продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

    1) научить учащегося называть основные социальные права человека, раскрывать понятие «социальное государство»; на конкретных примерах иллюстировать направления социальной политики нашего государства;

    2) способствовать развитию следующих УУД:

    — готовность к жизненному и личностному самоопределению;

    — знание моральных норм;

    — умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

    — ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

    — поиск информации, исследование;

    — переработка и структурирование информации;

    — работа с текстом, смысловое чтение.

    Это интересно:  Охрана здоровья обучающихся ст 41 фз 273 2019 год

    План изучения нового материала:

    Конституция РФ о социальных правах.

    Роль государства в обеспечении социальных прав.

    Право на жилище.

    Право на социальное обеспечение.

    Здоровье под охраной закона.

    I. Актуализация новой темы.

    Конституция РФ Ст. 7 гласит (работа с документом):

    1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Сегодня нам предстоит выяснить: является ли РФ сегодня социальным государством, социально-направленным.

    II. Введение нового материала.

    1) Конституция РФ о социальных правах.

    — как ты понимаешь словосочетание достойная жизнь? Что в себя вбирает данное понятие?

    — что подразумевает под собой свободное развитие человека? Почему данное понятие связано с социальными правами?

    Учитель: пункт 2 ст. 7 КРФ раскрывает содержание социальной политики государства (чтение ст. 7 п.2)

    Какие же основные социальные права дарует нам КРФ? (запись в тетрадь)

    Право на труд (ст.37)

    Право на отдых (ст. 37)

    Право на материнство и детство (ст. 38)

    Право на социальное обеспечение (ст.39)

    Право на жилище (ст.40)

    Право на охрану здоровья и социальную помощь (ст. 41)

    Чтение всех статей и их комментирование.

    2) Роль государства в обеспечении социальных прав.

    Социальное обеспечение человека зависит не только от его личных качеств и достижений, но и от окружающих социальных условий. Напомним себе, что социальное государство – это такое государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту социальных прав и свобод, предотвращение и успешное завершение общественных конфликтов.

    — что значит активная социальная политика государства?

    — каким образом можно достигнуть достойного жизненного уровня?

    России только предстоит стать в полной мере социальным государством, для нее это желаемое будущее, приблизить которое поможет осуществление закрепленных в КРФ основных направлений социальной политики.

    — приведи примеры социальных трудностей в ЕАО.

    — что же нужно сделать сегодня государству, чтобы социальная политика заработала в полную силу и достигла положительных результатов?

    (оздоровление Э, подъем производства, реформы, совершенствование налоговой системы).

    3) Право на жилище.

    Ст. 40 КРФ (комментированное чтение статьи)

    1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

    3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Прежде, чем мы перейдем к работе с текстом документа, вспомним определение понятия приватизация.

    Приватизация – это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

    Работа с текстом

    Текст Права на жилище

    Гражданский кодекс Российской Федерации

    Статья 288. Собственность на жилое помещение

    1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

    2. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.

    Гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.

    Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

    3. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.

    Статья 293. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение

    Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

    Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органов местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

    Гражданский кодекс Российской Федерации. — Ч. 1. — М., 1995. — С. 157, 159.

    Вопросы и задания: 1. Что такое жилое помещение? В каком случае оно становится собственностью гражданина? Используйте в своем ответе материал учебника. 2. Какие права имеет собственник жилого помещения? 3. В чем выражено бесхозяйственное обращение собственника с жильем? 4. Справедливы ли, на ваш взгляд, требования правового акта, предъявляемые к собственнику жилого помещения? Свой ответ поясните.

    Какие выводы мы можем сделать?

    Собственник осуществляет права владения, пользования, распоряжения имуществом по назначению и не имеет права использовать жилье не по назначению либо бесхозяйственно с ним обращаться.

    Рассмотрим права несовершеннолетних в данной сфере (стр. 151)

    4) Право на социальное обеспечение.

    — кто имеет право на социальное обеспечение?

    — каким образом государство может гарантировать каждому определенный жизненный уровень?

    Рабочая тетрадь (задание 6.)

    Работа со схемой (стр. 152)

    Категории населения и пути и средства реализации права (пенсии, пособия, социальное страхование, благотворительность).

    Работа с понятиями: пенсия, пособия, компенсации (стр. 152).

    5) Здоровье под охраной закона.

    Важно осознать, что здоровье является одной из высших ценностей общества. Именно это определяет тот факт, что право на охрану здоровья предусмотрено в законодательстве многих стран.

    Необходимо понимать, что согласно закону оказание платных медицинских услуг не означает полного отказа от бесплатного медицинского обслуживания.(учебник стр. 189, чтение).

    — рубрика «Мнения» (стр. 190).

    — какие права человека относят к социальным?

    — почему в нашей стране государство не может обеспечить жильем всех нуждающихся?

    — что такое минимальная заработная плата?

    — какие преимущества есть у платной медицины?

    — какие группы населения нуждаются в социальном обеспечении со стороны государства?

    IV. Подведение итогов. Самооценка и оценка.

    Здоровье под охраной закона 9 класс кратко

    Тема относится к числу заключительных уроков правового блока. По своему содержанию она связана с темой §14—15 «Права и свободы человека и гражданина». Однако, в отличие от уроков по этой теме, охватывающих весь комплекс прав и свобод, на данном уроке внимание сосредоточено на вопросах, связанных с проблематикой социальных прав человека. Следует учитывать, что опорой могут служить знания о социальных правах, полученные в 7 классе.

    1. Научить учащихся называть основные социальные права человека, раскрывать понятие «социальное государство»; на конкретных примерах иллюстрировать направления социальной политики нашего государства.

    2. Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: готовность к жизненному и личностному самоопределению; знание моральных норм; умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; поиск информации, исследование; переработка и структурирование информации; работа с текстом, смысловое чтение.

    Мультимедиапроектор, учебник, рабочая тетрадь, схема «Социальное обеспечение» (демонстрируется при помощи ИКТ); раздаточный материал, состоящий из следующих фрагментов: Конституция РФ (ст. 7, 39—41); Жилищный кодекс РФ (ст. 2); ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (ст. 3, 5); ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 3—5, 7); ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ст. 1, 2, 6, 9); ФЗ «Об ипотеке: залоге недвижимости» (ст. 1, 5); ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ст. 2).

    План изучения нового материала

    1. Конституция России о социальных правах.

    2. Роль государства в обеспечении социальных прав.

    3. Право на жилище.

    4. Право на социальное обеспечение.

    5. Здоровье под охраной закона.

    Варианты организации учебной деятельности

    Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

    Далее целесообразно осветить проблематику урока с помощью вопросов рубрики «Вспомним» и «Подумаем».

    Главное содержание урока непосредственно касается социальных прав человека. В связи с этим полезно предварить изучение нового материала повторением классификации прав человека, обратив внимание на группу социально-экономических прав (преподаватель предлагает учащимся вспомнить существующую классификацию прав человека, перечислить социальные права человека).

    Традиционная форма урока предполагает объяснение учителя с опорой на учебный текст и разъяснением наиболее сложных вопросов. В менее подготовленных классах текст комментируется учителем.

    1. Изучение первого вопроса практически осуществляется на этапе актуализации опорных знаний.

    2. В начале беседы учитель подчёркивает, что социальное положение человека зависит не только от его личных качеств и достижений, но и от окружающих социальных условий. Основное содержание урока непосредственно касается социального государства, рассматриваемого здесь как государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту социальных прав и свобод, предотвращение и успешное разрешение общественных конфликтов.

    Учитель задаёт уточняющие вопросы: как вы понимаете это определение? Что значит активная социальная политика государства? Что такое достойный жизненный уровень населения? Каким образом можно его достигнуть?

    Дополняя ответы учащихся, учитель обращает особое внимание на необходимость уяснения ими, что такое достойный жизненный уровень населения. Он предлагает классу ещё раз вернуться к этому вопросу в конце урока и продолжает занятие, раскрывая смысл ст. 7 Конституции РФ. При этом учитель отмечает, что в наиболее общем виде характеристика социального государства содержится именно в Конституции РФ. В зависимости от степени подготовленности класса преподаватель либо сам раскрывает суть этой нормы, либо предлагает учащимся проанализировать её и определить, какие обязательства она накладывает на государственные органы.

    Далее учитель акцентирует внимание на том, что России ещё предстоит стать в полной мере социальным государством, для неё это желаемое будущее, приблизить которое поможет осуществление закреплённых в Конституции основных направлений социальной политики. Вот почему в любом случае необходимо обратить внимание на эти направления политики государства (в менее подготовленных классах рекомендуем комментированное чтение соответствующего раздела в учебнике). Советуем учителю опираться на актуальные программные документы руководителей Российского государства.

    Это интересно:  Материалы об организации охраны здоровья обучающихся 2019 год

    Для того чтобы учащиеся могли определить реальное положение дел, учитель может предложить им вспомнить и рассказать о том, что им известно:

    — о деятельности государства по названным вопросам (принятие законов и постановлений, установление минимума оплаты труда, выплата пенсий и пособий и т. д.);

    — о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при решении этих вопросов (на материале региона).

    Обсуждение и обобщение ответов помогут учащимся прийти к следующим выводам (в менее подготовленном классе выводы формулирует учитель): необходимым условием выполнения социальных задач является оздоровление экономики, подъём производства, совершенствование налоговой системы, а также проведение реформ в различных областях социальной сферы.

    Далее в ходе урока подробно рассматриваются основные социальные права и роль государства в их обеспечении.

    В более подготовленном классе предлагаем выполнить задание 3 в рабочей тетради.

    3. Содержание раздела предоставляет возможность сравнить различные подходы к пониманию роли государства в обеспечении права граждан на жилище (Конституция СССР 1977 г. и Конституция РФ 1993 г.).

    В зависимости от степени подготовленности класса возможно несколько вариантов рассмотрения вопроса.

    Вариант 1. Если учитель считает необходимым поработать над развитием умения учащихся сравнивать, то мы предлагаем организовать работу следующим образом: ученики читают текст раздела и выполняют задания:

    1) Конкретизируйте право на жилище (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г.).

    2) Объясните, чем это право отличается от права на жилище, закреплённого в Конституции СССР 1977 г.

    3) Подумайте, почему произошли такие изменения в конституционной норме.

    В итоге обсуждения ответов учащиеся подводятся к пониманию важных положений и заключений о роли государства в обеспечении права граждан на жилище. В менее подготовленном классе преподаватель сам формулирует выводы: государство берёт на себя определённые обязательства перед гражданами по обеспечению права на жилище. Государство не может брать на себя глобальное решение вопроса (от строительства нового жилья до его распределения), но оно должно создавать условия для осуществления прав человека на жилище.

    Вариант 2. Предполагается работа с документом «Право на жилище» из пособия «Дидактические материалы»1.

    Во вступительном слове преподаватель кратко характеризует право граждан на жилище в соответствии с Конституцией РФ; даёт определение приватизации.

    Благодаря работе с документом и выполнению заданий 1, 2, 5, 6 к нему учащиеся познакомятся с извлечениями из Гражданского кодекса Российской Федерации, касающимися собственности на жилое помещение и возможными вариантами прекращения права собственности.

    Для наиболее эффективного усвоения материала рекомендуется провести фронтальную работу с этим текстом.

    Важно обратить внимание учащихся на то, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением; он не имеет права использовать жильё не по назначению либо бесхозяйственно с ним обращаться. При обсуждении последнего вопроса возможны высказывания учеников о том, что требования закона нельзя считать справедливыми: собственник вправе распоряжаться своим жильём по собственному усмотрению. Преподаватель должен подчеркнуть, что границей свободы действий одного гражданина являются свобода и права других граждан. Указанные в законе случаи связаны с тем, что гражданин «систематически нарушает права и интересы соседей».

    Как показывает практика, учащиеся испытывают наибольшее затруднение при ответе на вопрос о правах несовершеннолетних по жилищному законодательству. Поскольку именно этот вопрос может иметь наибольшее практическое значение, остановимся на нём несколько подробнее (наиболее полная информация на порталах http: //hro.org; http://www.ukon.su).

    Дополнительный материал для учителя

    Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

    Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.

    Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), органов опеки и попечительства.

    В случае смерти родителей, а также в иных случаях отсутствия попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приёмные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трёх месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

    В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передаётся в общую с несовершеннолетним собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

    Несовершеннолетние, став собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

    4. Чтобы раскрыть сущность права на социальное обеспечение, необходимо разобрать следующие вопросы: кто имеет право на социальное обеспечение? Каким образом государство может гарантировать каждому определённый жизненный уровень?

    Можно начать изучение данного вопроса с постановки проблемного задания, например рекомендуя учащимся подумать над заданием 6 в рабочей тетради. Результаты его выполнения следует обсудить после объяснения данного раздела.

    Преподаватель перечисляет категории населения, которые нуждаются в общественной поддержке и защите, а также указывает пути и средства реализации права на социальное обеспечение (выплата пенсий и пособий, развитие системы социального страхования, поощрение создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности). Это положение желательно подкрепить конкретными примерами. Они могут быть приведены как из содержания учебника, так и на дополнительном материале.

    Изучение этого раздела параграфа можно дополнить схемой:

    Понятия, требующие разъяснения:

    Пенсия — регулярная гарантированная денежная выплата, установленная для материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае утери кормильца и т. п.

    Пособия — ежемесячные, периодические или единовременные денежные выплаты гражданам с целью возмещения потерянного заработка в качестве социальной поддержки (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т. п.).

    Компенсации — выплаты, производимые в установленных законом случаях (за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации; неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приёмной семье, и т. п.).

    На данном этапе урока имеется возможность вернуться к рассматривавшемуся ранее вопросу (если он вызвал затруднение на начальном этапе урока): что такое достойный жизненный уровень населения?

    На завершающем этапе урока учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед основным текстом параграфа. Обобщая ответы учащихся, преподаватель подводит их к выводу, что согласно Конституции (ст. 7) Российская Федерация — социальное государство, но сегодня это не достигнутое состояние, а желаемое будущее, приблизить которое поможет осуществление закреплённых в Конституции основных направлений социальной политики. Государство несёт определённые обязательства перед гражданами по обеспечению основных социальных прав.

    5. Ведущий аспект следующего учебного раздела — право на охрану здоровья. Важным является осознание учащимися, что здоровье рассматривается в качестве одной из высших ценностей общества. Именно это определяет тот факт, что право на охрану здоровья предусмотрено в законодательстве многих стран.

    Важно подвести учащихся к пониманию того, что согласно закону оказание платных медицинских услуг не означает полного отказа от бесплатного медицинского обслуживания. В учебнике содержится материал о системе страховой медицины, который помогает учащимся уяснить сущность происходящих изменений в современном здравоохранении.

    После обсуждения вопросов последнего тематического блока предлагается поработать с рубрикой «Мнения» (комментарии учащихся по поводу предложенной информации).

    Домашнее задание: § 21 учебника; задания рубрики «В классе и дома» и в рабочей тетради (на выбор учителя).

    Литература для учителя

    Конституция РФ. — Ст. 7, 39—41.

    Жилищный кодекс РФ. — Ст. 2.

    Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении». — Ст. 3, 5.

    Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». — Ст. 3—5, 7.

    Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». — Ст. 1, 2, 6, 9.

    Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». — Ст. 1, 5.

    Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». — Ст. 2.

    Статья написана по материалам сайтов: xn--24-6kct3an.xn--p1ai, kopilkaurokov.ru, compendium.su.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector