+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Законодательное обеспечение охраны здоровья граждан Российской федерации 2019 год

Отечественное законодательство в области здравоохранения формировалось на протяжении многих столетий. Еще в XI в. в Уставе великого князя Владимира Святославовича было определено и узаконено правовое положение врачей. В дальнейшем (XII в.) Русская Правда Ярослава Мудрого закрепила право медицинской практики на территории Киевской Руси.

Первое упоминание о нормативной регламентации медицинской помощи в Русском государстве относится к XVI в., когда при царе Иване Грозном был разработан законодательный сборник «Стоглав», большой раздел которого касался правил содержания больниц.

Важным юридическим актом своего времени был изданный в 1735 г. специальный Генеральный регламент о госпиталях. В 1833 г. был обнародован Свод законов Российской империи, один из томов которого был посвящен Врачебному уставу.

Отдельный сборник юридических актов под названием «Врачебно-санитарное законодательство в России» был издан в 1913 г. в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что эти документы отражали в основном различные вопросы санитарно-полицейского характера, они сыграли значительную роль в развитии основ отечественного медицинского права.

В советский период истории страны вопросы здравоохранения полностью регламентировались государством через различные нормативные акты (декреты, постановления, законы, указы и т.д.).

Правовыми основами Российского законодательства о здравоохранении в настоящее время являются:

— соответствующие положения Конституции Российской Федерации;

— Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и другие законы РФ;

— указы Президента России;

— постановления Правительства Российской Федерации;

— приказы, инструкции и положения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

— правовые акты субъектов Российской Федерации.

В Конституции РФ (1993 г.) отдельная статья 41 посвящена праву граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены и в других статьях Конституции РФ (ст. ст. 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 и др.).

Значительным событием в области охраны здоровья населения России стало принятие 21 ноября 2011 г. федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

При подготовке данного Закона были использованы международные правовые акты (Декларация прав человека ООН, Европейская стратегия по достижению здоровья для всех (ВОЗ, 1980 г.), Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья (1989 г.)), отечественный опыт, предложения по совершенствованию и повышению качества медицинского обслуживания.

Одной из важнейших статей вышеуказанного закона является статья 4, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

В настоящее время в РФ действует целый ряд законов, детально регламентирующих отдельные направления практической медицинской деятельности:

— ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

ФЗ от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»;

ФЗ от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;

ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обращении лекарственных средств»;

ФЗ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и др.

Кроме вышеперечисленных Законов ожидается принятие следующих нормативных актов:

о здравоохранении в Российской Федерации;

о государственном регулировании частной медицинской деятельности;

о правах пациентов;

о страховании профессиональной ответственности медицинских работников;

о медицинских изделиях;

о рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств.

3. Биоэтика и ее принципы

Гёте говорил, что, если кто-то хочет изучать что-нибудь живое, сначала его убивает, а потом разделяет на части.

Успехи естествознания на этом пути обнадёживают настолько, что такой подход распространили и на человека.

Биоэтикаявляетсяотраслью научного знания в области исследования проблем, непосредственным источником которых является стремительный прогресс биомедицинских наук и технологий. Именно то, что замышляется и делается с единственной и благой целью – облегчить страдания человека, повысить качество и продолжительность его жизни, оказывается источником проблем. Перечень этих проблем огромен, и мы назовём лишь некоторые из них: проблема эвтаназии, медико-биологических экспериментов на человеке, искусственное оплодотворение и этические проблемы аборта, клонирование и терапия эмбриональными тканями и т.д.

Биоэтика – это совокупность этических норм в области охраны здоровья человека, которая работает до закона. Одновременно с процессом структуризации медицинского права в России начался непосредственно связанный с этим процесс становления и биоэтики – научной дисциплины и сферы практической деятельности по неформальной регуляции отношений в области медицинского обслуживания.

Очевидно, что рассматривать эти процессы изолированно нельзя. Предметом биоэтики является нравственное отношение ко всему живому. Для человека, чьё отношение, собственно, и имеется в виду, среди всего живого самым ценным является он сам. Следовательно, отношение к человеку как живому существу является приоритетной ценностью биоэтики. Это и объясняет причины её возникновения как науки именно в последней трети ХХ в. Но эти же причины обусловливают и выделение медицинского права в особую отрасль права.

В медицине полем биоэтической регламентации выступают:

− взаимоотношения врача и пациента;

− взаимоотношения внутри профессиональной группы медицинских работников («по вертикали»: администрация, врачи, средний медперсонал, младший медперсонал);

− взаимоотношения между подгруппами медицинских специалистов («по горизонтали»: хирурги – терапевты – онкологи – гинекологи – стоматологи – педиатры – фармацевты и провизоры – работники страховых компаний и т.д.);

− отношения собственности и прибыли в медицинской практике;

− отношения к новым научным достижениям и критерии их использования в медицинской практике;

− отношения на рынке лекарств;

− эстетические нормы медицинской помощи;

− отношение медицинских работников к социальным и природным факторам, влияющим на состояние здоровья их пациентов;

− принципы обособления данной профессиональной группы в обществе;

− отношение к власти и законам, действующим в данном обществе;

− моральный статус пациента в отношении своего здоровья и рекомендаций врача.

Биоэтическая регуляция гораздо строже, чем обычная моральная, однако медицинское сообщество ещё не осознало до конца её необходимость. Можно предположить, что юридическое сообщество также ещё не осознало до конца необходимость и уникальность медицинского права. Более того, любой специалист, ознакомившись с представленным выше полем биоэтической регуляции, справедливо заметит, что оно тождественно правовому полю отношений в медицине. Здесь нет противоречия, поскольку любая правовая норма является в то же время нормой морали.

Можно сделать следующий вывод о соотношении моральной, биоэтической и правовой регуляции:

− моральная норма не является обязательной и в большинстве случаев не закреплена законом;

− в биоэтике нормы обязательны, но не всегда закреплены законом;

− в праве нормы обязательны и закреплены законом.

В отличие от других отраслей этики в биоэтике существуют специально организованные социальные субъекты, которые контролируют выполнение её норм в медицинской деятельности. Эти социальные субъекты – этические комитеты. Другими словами, один из основных отличительных признаков морали – неформальность санкций – в биомедицинской этике не выражен. Этические комитеты начали создаваться тогда, когда общество осознало возможность угрозы жизни со стороны научно-технических достижений медицины. Этические комитеты не могли быть созданы и успешно функционировать до появления теоретического обоснования принципов моральной регуляции нового этапа развития медицины – биомедицины.

Таким обоснованием явилась биоэтика. Юридического обоснования для этических комитетов на международном уровне не существует. Этическими принципами, обеспечивающими их деятельность, являются Женевская клятва врачей, Хельсинская декларация и Международная хартия по правам человека.

Как правило, национальные этические комитеты (комиссии) создаются распоряжениями главы государства. Решения, принимаемые такими комитетами, не носят обязательного характера, однако ни одна фармацевтическая компания не принимает решения о начале клинических испытаний без санкции этического комитета. Более того, при решении вопроса о присуждении учёной степени по медицинским наукам ВАК в сложных случаях считает отсутствие справки этического комитета аргументом для отрицательного решения, несмотря на то, что Положением ВАК о присуждении учёных степеней такой документ не предусмотрен в качестве обязательного. Уже есть случаи, когда заключение этического комитета становилось аргументом для прокуратуры в вопросе о возбуждении уголовного дела.Де-юре этические комитеты остаются в поле моральной регуляции, а де-факто они уже приобретают правовой статус.

Международные документы по биомедицинской этике не обладают юридической силой в национальных государствах. Однако присоединение государства к тому или иному документу влечёт за собой обязательное закрепление его норм в национальном законодательстве. Примером в этом отношении является практика присоединения государств к Европейской Конвенции по правам человека в биомедицине 1997 г. Россия, кстати, до сих пор к Конвенции не присоединилась. В РФ действует Положение «Об этическом комитете Минздрава РФ» (утв. Приказом от 10.07.2015 г.).

В морали лишь некоторые её нормы, становясь правовыми обычаями, впоследствии интегрируются в закон.

В биоэтике существует тенденция интеграции любой этической нормы в норму права. Эмпирически это можно проиллюстрировать на примере судьбы такой правовой (или этической?) нормы, как информированное согласие пациента. С точки зрения общей теории морали врач может выбирать: информировать пациента о перспективах и стратегии лечения или нет. С точки зрения закона он обязан информировать пациента и получать его согласие на лечение. С точки зрения биоэтики – информировать обязан, получить согласие обязан, но объём информации, способ её предоставления и форма получения согласия зависят уже от свободы выбора врача. Однако в последнее время отсутствие единой формы информированного согласия вызывает всё больше трудностей. В разных ЛПУ она утверждается по-разному. Чаще всего просто заимствуют у тех, кто уже её применяет, не думая об особенностях лечебного процесса.

Вероятно, уже назрела необходимость утвердить такую форму централизованно.

Биоэтика отличается от всех других форм морали своим предметом. Там, где речь идёт о жизни и смерти, одних моральных норм не достаточно. Эта сфера человеческого бытия всегда и во все времена, у всех народов описывалась и регулировалась нормами права. Здесь всегда действовали формальные санкции.

Другое дело, что закон только очерчивал границы допустимого, за которые медики не имеют права выходить. В эпоху новых биотехнологий эти правовые рамки определяют границы применения биомедицинской этики.

Основные принципы биоэтики

Принцип «не навреди» — является старейшим в медицинской этике. Это наиболее важный принцип в деятельности врача, в нём суть врачебной этики Гиппократа. Для раскрытия принципа необходимо определить, что именно понимается под вредом применительно к деятельности врача, к его взаимоотношениям с пациентами.

Рассматривая позицию с точки зрения врача, следует различать такие формы вреда:

− вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

− вред, вызванный недобросовестностью, злым или корыстным умыслом;

− вред, вызванный неверными, нерасчётливыми или неквалифицированными действиями;

− вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

Каждая из указанных разновидностей вреда оценивается по-разному.

Неоказание помощив некоторых случаях будет расценено как правонарушение и повлечёт за собой юридическую ответственность для специального субъекта (медработника).

Например, врач, который находится на дежурстве, не выполняет тех действий, которые он должен осуществить в отношении данного пациента. Повлиять на тяжесть ответственности могут различные обстоятельства. Например, если врачу пришлось потратить время и силы на помощь другому пациенту, находящемуся в более тяжёлом состоянии.

Тем не менее, пациент, которому не была оказана помощь, либо его родственники могут предъявить врачу претензии вплоть до судебного иска. Уголовное законодательство России предусматривает ответственность за неоказание помощи больному лицом, обязанным её оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом по ст. 124 УК РФ.

Другой вариант – когда врач не находится при исполнении своих служебных обязанностей. В этом случае ответственность может быть в большинстве случаев только моральная.

Вторая разновидность – вред, причинённый вследствие недобросовестности (т.е. ненадлежащего исполнения своих прямых обязанностей) или умышленно, преднамеренно. Причинение такого вреда также повлечёт как юридическую ответственность, так и моральное осуждение.

Не вызывает особых затруднений с точки зрения этического анализа вред, обусловленный недостаточной квалификацией, неумением врача качественно выполнять свои обязанности.

Это интересно:  Образец написания жалобы в департамент здравоохранения 2019 год

Само понятие квалификации врача имеет не только сугубо техническое, но и моральное содержание – тот, кто, став врачом, не умеет делать того, что обычно делает врач, достоин морального осуждения.

С другой стороны, может быть высказано мнение, что к врачу высокой квалификации предъявляются повышенные требования, причём не только в специальном, но и в моральном отношении.

Наконец, четвёртая из перечисленных разновидностей – это объективно необходимый вред. Сама формулировка уже исключает какую-либо юридическую ответственность. Практически каждое посещение врача несёт в себе тот или иной вред для пациента (визит к врачу это затрата времени, денег, следование предписанному режиму, госпитализация, причинение боли, ампутация и пр.)

Ещё одна форма вреда связана с информированием пациента о том, что касается его состояния и прогноза его заболевания. В этом случае вред может быть связан как с утаиванием информации, с обманом пациента, так и с сообщением ему правдивой информации.

Вред пациенту может проистекать и из того, что врач или любой другой работник лечебного учреждения сообщает медицинскую информацию о данном пациенте третьим лицам (нарушает правило конфиденциальности). Раскрытие такой информации является нарушением закона, защищающего врачебную тайну, и в таких случаях нельзя говорить о том, что данный вред неизбежен. Но и в тех ситуациях, когда закон допускает или даже требует раскрытия этой информации (но только строго определённому кругу лиц!), пациенту тем не менее может быть нанесён вред – который теперь уже оказывается неизбежным, – хотя бы тем самым и была предотвращена опасность нанесения вреда другим людям, скажем, посредством их информирования. (Речь может идти о наличии ВИЧ-инфекции у пациента, серьёзных психических отклонений, бесплодия и т.д.).

Во всех этих случаях речь идёт о причинении пациенту не физического, а морального вреда. Таким образом, принцип «не навреди» предполагает, что пациент получит от врача некое благо. Поэтому тот неизбежно необходимый вред, который врач может в ходе своей деятельности причинить пациенту, не должен превышать того блага, которое приобретается в ходе медицинского вмешательства.

Принцип «делай благо» —является продолжением предыдущего, иногда их даже объединяют. Принцип «делай благо» акцентирует необходимость не просто избегания вреда, но активных действий по его предотвращению и (или) исправлению. Имеется в виду любой вред, который врач в состоянии предотвратить либо исправить, будь то боль, страдание, недееспособность, смерть пациента. Наиболее ярким проявлением принципа «делай благо» в медицине является профилактика.

Например, когда были изобретены методы предотвращения таких болезней, как желтая лихорадка или чума, вполне естественным было осуществление позитивных действий, т.е. принятие специальных программ профилактики этих тяжёлых заболеваний, осуществляемых в общенациональных масштабах.

В целом то благо, которое обязаны преследовать врачи и другие медицинские профессионалы, – это обеспечение здоровья пациентов. Задача здравоохранения – предупредить потерю здоровья, если это возможно, восстановить утраченное здоровье пациента, коль скоро есть разумная надежда на его излечение, хотя в ряде случаев приходится довольствоваться и меньшим, например, тем, чтобы приостановить прогрессирующее развитие болезни или даже – в случае паллиативной медицины – облегчить боли и страдания умирающего.

Однако проблемы понимания блага всё же существуют. Многовековая традиция медицинской практики состоит в том, что в каждом конкретном случае именно врач решает, в чём состоит благо пациента. Такой подход принято называть патерналистским.

Медицинский патернализмпредполагает, что врач может опираться лишь на собственные суждения о потребностях пациента в лечении, информировании, консультировании.

Позиция патернализма позволяет оправдывать принуждение пациентов, их обман или сокрытие от них информации, коль скоро это делается во имя их блага. В России позиции патернализма вообще и медицинского в частности имеют глубокие корни, со времён, когда земские врачи брали на себя заботу о здоровье малограмотных крестьян.

Ни для кого не секрет, что патернализм как норма отношений врач – пациент укоренён в христианской морали. В профессиональной врачебной этике на протяжении более двадцати столетий никогда и никем не оспаривались ценности милосердия, сострадания, заботы, помощи, которые составляли краеугольное основание морально-нравственного отношения врача к больному, страдающему человеку.

Принцип уважения автономии пациента —становится одним из основополагающих в биомедицинской этике в последние десятилетия, когда ставится под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента.

Этот принцип опирается на представление о том, что человеческая личность самоценна независимо от каких бы то ни было обстоятельств.

Особенно существенно это требование для практики биомедицинских экспериментов на человеке, ибо ситуация такого эксперимента с неизбежностью несёт в себе конфликтное начало – бремя риска ложится на испытуемого, тогда как предполагаемое благо становится достоянием всего человечества.

Разумный вывод, впрочем, состоит отнюдь не в том, чтобы запретить эксперименты на человеке, хотя есть сторонники и такой точки зрения. Речь о том, что риск, которому подвергается испытуемый, должен соразмеряться с ожидающимся именно для него благом, а также о том, что участие в эксперименте должно быть его осознанным и свободным выбором.

Принцип справедливости.Термин «справедливый» чаще понимается в смысле «морально одобряемый», «правильный». Такая трактовка не всегда совпадает с пониманием справедливости в биомедицинской этике.

Например, при испытаниях новых лекарственных препаратов или методов лечения обычно бывает необходимо разбивать испытуемых на две группы. Те, кто вошёл в первую группу, получают испытываемый препарат. Тем же, кто оказался в другой группе (её называют контрольной), вместо этого препарата дают безвредную имитацию его – плацебо, причём сами они об этом не знают. Можно сказать, что обман испытуемых из второй группы является несправедливостью по отношению к ним. Однако этот обман будет нарушением не только принципа справедливости (в контрольной группе препарат не получают, а на его эффект рассчитывают), а рассмотренного ранее принципа уважения автономии.

Что касается принципа справедливости, как он понимается в биомедицинской этике, то его можно сформулировать примерно так: каждый должен получать то, что ему причитается. Проблема возникает при распределении так называемого ограниченного ресурса (квалифицированные специалисты, медицинские установки, препараты, финансы и пр.) В этом случае необходимо определить критерий распределения. Основная трудность, с которой приходится иметь дело при распределении ограниченного ресурса, состоит в определении того, какая его доля должна по справедливости причитаться каждому, кто в нём заинтересован. Именно поэтому проблема распределения, соразмерения остаётся нерешённой.

«Информированное согласие» пациента на медицинское вмешательство.Модель взаимоотношений врача и пациента, основанная на информированном согласии пациента на медицинское вмешательство, предполагает предоставление больному всей существенной информации, касающейся заболевания.

В задачи пациента входит выбор медицинского вмешательства по своему усмотрению, на врача возлагается обязанность лишь осуществить выбранное лечение. (В рамках данной модели чётко разграничиваются объективные факты и пожелания больного).

Это означает, что при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими данными врач должен отдавать предпочтение мнению и решению пациента.

Принцип информированного согласия может быть рассмотрен как долго искомая и наконец найденная форма правовой защищённости рисков врача, незастрахованного от так называемых врачебных ошибок. Юридически врачебная ошибка квалифицируется как «ненаказуемое добросовестное заблуждение при отсутствии небрежности и халатности» или как «обстоятельство, смягчающее ответственность врача». В этих условиях принцип информированного добровольного согласия пациента выступает как правовая основа взаимоотношений врач – пациент, делая врача более защищенным при исковом заявлении пациента.

Тем не менее, многими информированное согласие рассматривается и как непосредственная форма защиты прав пациента. В чём же проявляется эта защита?

Во-первых, в предоставлении больному полной информации о заболевании.

Во- вторых, в утверждении права на самоопределение пациента, на выбор медицинского вмешательства согласно его пониманию и представлениям.

В-третьих, в обязанности врача реализовать выбор больного с последовательным информированием о ходе и результатах диагностических процедур и лечения.

Роль врача в системе взаимоотношений по типу «информированное согласие» заключается в решении трёх задач.

– подготовка и подача информации, которая должна привести пациента к выбору верного решения, и при этом свободна от элементов принуждения и манипуляции.

– признание автономного решения пациента.

– добросовестное осуществление лечения, выбранного пациентом.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В 1990-е гг. в России начались радикальные социальные и экономические пере­мены, которые не могли не затронуть здравоохранение. В медицинской отрасли, где ранее работа осуществлялась только в соответствии с планом, принципами единоначалия и госбюджетом, появились первые учреждения частной системы здравоохранения, платные услуги, обязательное страхование; началась приватиза­ция аптечных организаций.

Либерализация государственного устройства, децентрализация управления, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципаль­ную и частную обусловили необходимость более четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здраво­охранения. Существенное влияние на это оказал и резкий рост информированно­сти общества о международном опыте правового регулирования здравоохранения и прав человека. С появлением российского Парламента начался небывалый всплеск законотворчества.

На начальном этапе формирования законодательства о здравоохранении не существовало научно обоснованной и принятой обществом концепции его рефор­мы и опыта законотворческой деятельности не только в области здравоохранения. Законодательное поле было практически пустым, а опыт законотворчества у тех, кто должен был его «засеять», фактически отсутствовал. Исполнительная власть, научные учреждения, занимающиеся теорией государства и права, не готовы были представить в Парламент необходимые для здравоохранения законопроекты. Поэтому в законотворческую работу включились не столько специалисты-юристы, сколько работники практического здравоохранения.

Законотворчество в те годы проходило на волне мечтаний о демократизации общества, попыток радикально и сразу изменить положение в стране в целом и в здравоохранении в частности. Лишь постепенно с утратой иллюзий и приобрете­нием опыта началась планомерная работа над законами.

Сложившаяся практика принятия законов привела к тому, что начиная с 1990 г. в законотворчестве наметилась тенденция разработки основ законодательства в различных областях экономики, которые развивались на региональном уровне с принятием соответствующих законов субъектами РФ. Доминирующей стала кон­цепция совместного ведения, включая здравоохранение. В связи с этим по вопро­сам совместного ведения приняты федеральные законы.

Однако ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» со временем перестал соответствовать современным требованиям к организации обязательного государ­ственного социального страхования, прежде всего в части создания действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Необходимость решения этих проблем привела к принятию в 2010 г. нового Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЭ).

В РФ допущено изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти для трансплантации, порядок которого нашел отражение в Федеральном зако­не «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (от 22 декабря

Несмотря на важность правовых норм, закрепленных в законе, для регулиро­вания трансплантации органов и тканей, в российском законодательстве суще­ствует ряд пробелов и неопределенностей по поводу пересадки органов человека. Наиболее сложна, но требует максимально быстрого устранения коллизия двух федеральных законов, ставящая под сомнение легальность существующей практи­ки посмертного донорства органов.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» (от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ) поставил под сомнение легальность существующей в настоящее время практики изъятия органов умерших для трансплантации на основании «презумпции согласия». Изданный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» де-юре вводил «презумпцию несогласия». Возникла коллизия законов, что поставило под сомнение легальность изъятия органов умерших для трансплантации на основании «презумпции согласия», т.е. посмертного донорства органов, и дальнейшую судьбу развития трансплантологии. Этот вопрос в настоя­щее время — основной и наиболее трудный в проблеме правового регулирования трансплантологии. Поэтому в феврале 2012 г. началось рассмотрение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О погребе­нии и похоронном деле”».

Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» (от 9 июня

• основные принципы организации донорства крови и ее компонентов:

• права и обязанности доноров;

• порядок деятельности медицинских учреждений, осуществляющих заготов­ку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;

• порядок контроля качества крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов.

В настоящее время принята новая редакция этого закона: Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» (от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ).

С момента принятия Основ произошли значительные перемены в экономике государства, системе исполнительной власти, организационных основах оказания медицинской помощи; определены концептуальные направления реформирова­ния и модернизации здравоохранения и смежных отраслей, выработаны подходы к их регулированию, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и местного самоуправления, разработаны и реализу­ются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья.

Кроме того, принято большое число законодательных актов в смежных отрас­лях, затрагивающих права граждан в охране здоровья и оказании медицинской помощи.

При этом отмечен ряд правовых пробелов в сфере охраны здоровья граждан, а в некоторых случаях и явных нормативных противоречий, требующих новых под­ходов и принципов к их регулированию и решению на законодательном уровне. В 2011 г. принята новая редакция закона — Федеральный закон «Об основах охра­ны здоровья граждан в РФ» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ).

В соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли — особо охраняемые природные объекты и территории. Природные лечебные ресурсы объявлены государственной собственностью, кото­рая может принадлежать РФ (федеральная собственность) либо субъектам РФ (собственность субъекта РФ).

Это интересно:  Правовое регулирование охраны здоровья населения Российской федерации 2019 год

Установлен порядок признания территории лечебно-оздоровительной мест­ностью или курортом, разграничены полномочия федеральных органов государ­ственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местно­го самоуправления в этой сфере.

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 163.1 Кодекса законов о труде РФ (в части предоставления работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства дополнительных оплачиваемых выходных дней)» (от 15 февраля 1995 г. № 14-ФЗ) устранил разночтения между законодательством о труде и «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан». Согласно статье 29 (Права инвалидов) Основ, установлена норма, по которой для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет одному из родителей или лиц, их заменяющих, предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

Федеральным законом «О предупреждении распространения в Рос­сийской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3) гарантированы информирование населения о мерах профилактики ВИЧ-инфекции, эпиднадзор за ее распространением на территории РФ, бесплатное предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.

Установлены гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, предусмотрен порядок медицинского освидетельствования, которое проводят в основном добровольно, за исключением предусмотренных законом случаев. Обязательному медицинскому освидетельствованию в РФ подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

В период деятельности Государственной думы второго созыва приняты 9 феде­ральных законов в сфере охраны здоровья граждан (табл. 3.3).

Федеральный закон «О выплате пенсий за выслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности» (от 18 апреля 1996 г. № 31 -ФЗ) отменил действующее в пенсионном законе ограничение, в соответствии с которым работ­никам здравоохранения, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности, пенсия за выслугу лет выплачивалась при усло­вии оставления работы, с учетом которой она установлена.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении дополнения в Федеральный закон “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита челове­ка (ВИЧ-инфекции)”* (12 августа 1996 г. № 112-ФЗ) из круга иностранных граждан, въезжающих в РФ на срок более 3 мес, выделены сотрудники диппред- ставительств и консульств иностранных государств, сотрудники международных межправительственных организаций и члены их семей, для которых предъявление сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции стало необязательным.

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболева­ния, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”* (от 9 января 1997 г. № 8-ФЗ) установлены нормы социальной защиты лиц, под­вергающихся риску заражения и заразившихся ВИЧ-инфекцией при исполнении служебных обязанностей.

Федеральным законом «О внесении изменения и дополнения в пункт 2 ста­тьи 855 ГК Российской Федерации (в части очередности списания отчис­лений в фонды обязательного медицинского страхования)* (от 24 октября 1997 г. № 133-ФЭ) устранены необоснованные различия в очередности списания платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. После принятия закона списание платежей в фонды ОМС производится, как и в другие социальные внебюджетные фонды.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веще­ствах* (от 8 января 1998 г. № З-ФЗ) определил государственную политику в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в противодей­ствии их незаконному обороту, которая строится на следующих принципах:

• государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;

• лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотиче­ских средств, психотропных веществ;

• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления;

• приоритетность мер профилактики наркомании и правонарушений, связан­ных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулиро­вание деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;

• государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании;

• привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распро­странением наркомании и развитие сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

• развитие международного сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе.

Впервые в стране законом определен порядок составления Перечня и списков наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю.

С принятием закона РФ начала реализовывать государственную политику в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая выте­кает из национальных интересов России и принятых ею международных обяза­тельств.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 87 закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в РФ”» (от 11 апреля 1998 г. № 59-ФЗ; о выплате пенсии за выслугу лет работ­никам здравоохранения, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в поселках городского типа) устранил несправедливость и обеспечил равные условия пенсионного обеспечения медицинских работников, занятых лечебной работой в сельской местности и поселках городского типа.

Федеральный закон «О дополнении УК РФ статьей 215.1» (от 27 мая 1998 г. № 77-ФЗ; об установлении уголовной ответственности за незакон­ное отключение энергообеспечения) принят по инициативе Комитета по охра­не здоровья в связи с участившимися отключениями электроэнергии в больницах. Причем виновными часто признавали медицинских работников. Закон предусма­тривал для истинных виновников отключения электроэнергии такие меры наказа­ния, как штраф, ограничение свободы либо лишение свободы сроком до 5 лет.

Федеральный закон «О лекарственных средствах» (от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с разработкой, произ­водством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами и иными действиями в сфере обращения лекарственных средств.

Закон устанавливает государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, порядок возмещения ущерба, нанесен­ного здоровью больного в результате применения лекарственных препаратов. Определены механизмы решения проблемы доступности лекарств для социально незащищенных групп населения.

Правоприменительная практика в сфере обращения лекарственных средств выявила ряд недостатков этого ФЗ: декларативный характер его отдельных норм, отсутствие норм, требующих законодательного закрепления по отдельным вопро­сам в сфере обращения лекарственных средств.

Это определило необходимость принятия нового законодательного акта, регу­лирующего деятельность в сфере обращения лекарственных средств, — Федераль­ного закона «Об обращении лекарственных средств» (от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ).

Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болез­ней» (от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ) впервые в истории России определил государственную политику снижения и ликвидации в РФ опасных инфекционных заболеваний: туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, гепатита В, эпидемического паротита, краснухи.

Законом введен в практику национальный календарь профилактических при­вивок, определен порядок утверждения перечня прививок, включающего про­филактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита. Их проводят всем гражданам РФ в сроки, установленные национальным календарем профилак­тических прививок.

С принятием Федерального закона «О внесении изменения в статью 60 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граж­дан (от 20 декабря 1999 г. № 214-ФЗ) введен текст клятвы врача.

Комитет по охране здоровья принял участие в разработке Федеральных зако­нов «О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г. № З-ФЗ), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ), «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» (от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) и «Об охране атмосферного воз­духа» (от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ), вступивших в силу в это же время.

Охрана здоровья граждан в РФ

Основные принципы и задачи по охране здоровья граждан. Компетенция государства, субъектов РФ и органов местного самоуправления в осуществлении программ по охране здоровья. Источники финансирования здравоохранения. Права граждан в области охраны здоровья.

Рубрика Медицина
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 09.03.2014
Размер файла 22,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция «Охрана здоровья граждан в РФ»

Жизнь человека и его здоровье — высшие ценности для общества. Право человека на жизнь и здоровье является неотъемлемым конституционным правом и принадлежит каждому гражданину страны от рождения.

Несмотря на значимость правового регулирования вопросов охраны здоровья граждан, до 1990 г. законодательство в сфере здравоохранения было ограниченным. В СССР единственными законодательными актами по здравоохранению были «Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1961г.) и Закон РСФСР о здравоохранении» (1971 г.).

С 1990 г. с изменением в России общественной жизни преобразовалось и законодательство по охране здоровья граждан. Первым законом этого периода стал Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.). Следующим был разработан Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» (1992 г.). Затем был Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.).

Принятые Верховным Советом РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.) стали базовым Законом в здравоохранении, четко определившим правовую регламентацию медицинской деятельности в государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения. В «Основах. » впервые на законодательном уровне здоровье населения рассматривалось на общегосударственном уровне. Были определены принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства в области здравоохранения, права граждан при оказании медико-социальной помощи, права и обязанности медицинских работников, ответственность за причинение вреда здоровью и др.

здравоохранение принцип финансирование

«Основы. » Дали начало развитию законотворческой работы в сфере здравоохранения не только в Российской Федерации, но и в ее субъектах.

ФЗ № 323 от 21.11.2011 Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации.

Основные принципы и задачи по охране здоровья граждан

Основные принципы охраны здоровья изложены в ст. 4 «Основ. ». Это:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

— Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

— обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

— гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

— соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

— оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

— обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

— организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

— установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

— создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

— В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

3) приоритет охраны здоровья детей;

— Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

— Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

— Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

— Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

— Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Это интересно:  Меры направленные на охрану здоровья граждан 2019 год

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

— организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

— наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

— возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

— применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

— предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

— становлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

— транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

— возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

— Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

— Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

— За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

— разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

— осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

— осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;

— проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9) соблюдение врачебной тайны.

— Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

— Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

— С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

— Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

o в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

o при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

o по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

o в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

o в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

o в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

o в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

o при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

o в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

o в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Компетенция государства, субъектов РФ и органов местного самоуправления в разработке и осуществлении государственных, региональных и муниципальных программ по охране здоровья. Важной особенностью правового регулирования в сфере здравоохранения является распределение полномочий в области охраны здоровья граждан по уровням

· компетенция федерального уровня,

· компетенция на уровне субъекта РФ

· компетенция органов местного самоуправления.

Компетенция государства, субъектов РФ и органов местного самоуправления прописана в ст. 14, 15 и 16 «Основ. ».

Общие принципы и организация охраны здоровья граждан в РФ (полномочия органов законодательной и исполнительной власти в деле охраны здоровья; компетенция различных систем здравоохранения; порядок и условия лицензирования, система финансирования).

Основные направления федеральной политики в области охраны здоровья граждан определяют депутаты Государственной Думы Совета Федерации Российской Федерации. Они же принимают и утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья граждан. Кроме того, Государственной Думой утверждается бюджет РФ, в том числе в части расходов на здравоохранение, и контролируется его исполнение.

Правительство РФ: осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан, разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения. В пределах компетенций, предусмотренных законодательством, Правительство РФ: координирует деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области охраны здоровья граждан.

При этом источниками финансирования (ст. 82 «Основ. ») являются:

— средства бюджетов всех уровней;

средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование, в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья граждан;

средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

доходы от ценных бумаг;

кредиты банков и других кредиторов;

безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Права граждан в области охраны здоровья

Права граждан РФ на охрану здоровья отражены в ст. 18 «Основ. »

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.

2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на большой перечень прав, они являются неотъемлемыми, гарантированными законом и обеспечиваются учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а невыполнение или ненадлежащее выполнение перечисленных выше прав несет за собой привлечение виновных лиц к уголовной, административной, дисциплинарной, моральной и материальной ответственности.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профилактические медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Полномочия высших органов государственной власти в области охраны здоровья граждан. Уровни организации и системы здравоохранения в России. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Финансирование охраны здоровья граждан.

реферат [25,9 K], добавлен 14.11.2010

Правовые основы обеспечения охраны здоровья граждан и организации здравоохранения. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», статистическая документация. Принципы и формы медицинской помощи населению. Права граждан в сфере охраны здоровья.

презентация [2,4 M], добавлен 27.04.2014

Структура и задачи Министерства здравоохранения в Республике Казахстан. Межотраслевая координация в сфере охраны здоровья граждан, медицинского и фармацевтического образования. Разработка государственной политики в области охраны здоровья населения.

презентация [4,2 M], добавлен 02.02.2016

Описания мероприятий по охране здоровья населения: предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи, финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья. Обзор динамики обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом.

курсовая работа [203,6 K], добавлен 04.12.2011

Право граждан на охрану здоровья. Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Основные принципы правильного применения специальных температурных воздействий и процедур. Рациональный режим труда и отдыха человека.

контрольная работа [24,2 K], добавлен 07.06.2009

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Особенности медицинского страхования. Его структура и принципы организации, источники финансирования. Анализ результатов и проблем реализация территориальных программ развития.

презентация [1,1 M], добавлен 17.09.2015

Первый единый медицинский закон в России от 1857 г. Пять основных принципов охраны здоровья граждан. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, обеспечение ее доступности и качества. Применение вспомогательных репродуктивных технологий.

презентация [696,2 K], добавлен 16.07.2016

Система охраны здоровья, ее функциональный состав. Методики оценки экологического риска. Расчет коэффициентов относительной важности первичных показателей. Стандарт благополучия, оценочные шкалы индекса здоровья. Индекс качества системы жизнеобеспечения.

презентация [2,1 M], добавлен 14.10.2013

Концептуальные основы профилактической стратегии в охране здоровья населения. Методы исследования в данной области. Личная гигиена — условие эффективной первичной и вторичной профилактики заболеваний. Анализ факторов, определяющих здоровый образ жизни.

презентация [511,1 K], добавлен 26.10.2016

Понятие «здоровый образ жизни». Физическое, эмоциональное и ментальное здоровье с точки зрения триединства. Признаки здоровья и факторы риска для здоровья. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой. Охрана собственного здоровья.

реферат [30,5 K], добавлен 04.06.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Статья написана по материалам сайтов: lektsia.com, revolution.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector