+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Законодательная база охраны здоровья граждан рф 2019 год

Система действующего в настоящее время российского законодательства о здравоохранении включает в себя нормативные правовые документы, различающиеся между собой по юридической силе в зависимости от органов, их принявших, и по сфере их применения. Возглавляет эту систему Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Ее вторая глава (ст. 17-64) формулирует ряд принципиальных положений для жизни любого человека в нашем обществе:

— о равенстве всех граждан перед законом и судом (ст. 19);

— о праве на жизнь (ст. 20);

— об охране достоинства личности государством, о невозможности подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21);

— о запрещении распространения информации о частной жизни человека (ст. 24);

— о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38);

— о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39);

— о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

— о праве на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

— о государственной и судебной защите прав и свобод (ст. 45—46);

— о государственной защите прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, компенсации причиненного ущерба (ст. 52).

В исключительном ведении государства находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление основ федеральной политики в области экологического и социального развития. В совместном ведении государства и субъектов Российской Федерации находятся регулирование вопросов охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства и детства, осуществление мер по борьбе с эпидемиями. Практическая реализация этих положений возложена на исполнительные органы государственной власти Российской Федерации. Основы отношений между конкретным человеком и государством в области здравоохранения определяет ст. 41 Конституции Российской Федерации. Данная статья возлагает на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязанность по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи. В то же время она предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создавших угрозу жизни и здоровью людей. Взаимоотношения между пациентом и врачом в нашей стране определяются, во-первых, конституционным правом каждого человека на получение бесплатной медицинской помощи, во-вторых, конституционной обязанностью государства через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывать эту помощь.

В настоящее время система федерального законодательства о здравоохранении наряду с рассмотренными выше Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации включает в себя следующие законы:

— « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ФЗ №323;

— «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» ФЗ №326;

— «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

— «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

— «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

— «О донорстве крови и ее компонентов»;

— «О радиационной безопасности населения»;

— «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

— «Об обращении лекарственных средств»;

— «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

— «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

— «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

— «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;

— «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

К правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся также указы Президента Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, такие как постановления Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздрав-соцразвития России).

Ряд вопросов, связанных с медицинской деятельностью, регулируется в рамках традиционных отраслей права — трудового, гражданского, административного, уголовного и др.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет конституционное закрепление (Ст. 41 Конституции РФ).

Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России

Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность. Однако право на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран. В 1948 году это право было декларировано в международном масштабе во Всеобщей декларации прав человека.

Это интересно:  Правовые аспекты охраны врачебной тайны 2019 год

Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в Российской Федерации законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 года было весьма ограниченным и исчерпывалось «Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1961 г.) и законом РСФСР «О здравоохранении» (1971 г.), принятый в соответствии с вышеуказанными основами.

С 1990 года в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть здравоохранение. Законодательство Российской Федерации в настоящее время наряду с Конституцией России включает в себя: конституционные законы, кодексы, основы законодательства и федеральные законы. Практически впервые в истории России начал складываться кодекс законов в области охраны здоровья, в котором находят отражение следующие направления правового регулирования:

· надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;

· законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;

· права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

· ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан;

· организация деятельности системы здравоохранения;

· регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;

· финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы;

· специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям.

К сожалению, с правовым регулированием основных видов медицинской деятельности мало знакомы специалисты, врачи и средний медицинский персонал. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права. Поэтому необходимо, чтобы будущие социальные работники были ознакомлены с основами законодательства в вопросах здравоохранения.

Главным законодательным документом страны является Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджете, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

За прошедшие 20 лет отношение общества к здравоохранению изменилось, появились новые формы медицинского обслуживания, и стало очевидно, что выше перечисленные законодательные акты устарели. В связи с этим были приняты новые Федеральные законы, в которых учтены требования времени: 1) Федеральный закон «О медицинском страховании» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года и 2) Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года.

Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России

Правовое регулирование взаимоотношений человека и обще­ства во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граж­дан и медицинскую деятельность. Однако право на охрану здоро­вья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран.

В 1948 году это право было декларировано в международном мас­штабе во Всеобщей декларации прав человека.

С 1990 года в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть здравоох­ранение. Законодательство Российской Федерации в настоящее время наряду с Конституцией России включает в себя: конститу­ционные законы, кодексы, основы законодательства и федераль­ные законы.

Практически впервые в истории России начал скла­дываться кодекс законов в области охраны здоровья, в котором находят отражение следующие направления правового регулиро­вания:

—надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;

—законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоро­вый образ жизни;

—права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

—ответственность за правонарушения в области охраны здоро­вья граждан;

Это интересно:  Гбуз центр охраны здоровья семьи краснодар 2019 год

—организация деятельности системы здравоохранения;

—регулирование профессиональной медицинской и фармацев­тической деятельности;

—финансирование здравоохранения, налоги, таможенные по­шлины и льготы;

—специальные законы по актуальным разделам медицины и кон­кретным заболеваниям.

К сожалению, правовое регулирование основных видов меди­цинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права.

Главным законодательным документом страны является Консти­туция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит:

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципаль­ных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бес­платно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взно­сов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные про­граммы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здра­воохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, эколо­гическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Какой главный законодательный документ гарантирует медицинскую помощь населению?

1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

2 Конституция рф

3 О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации

4 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Основой реформы правовой системы здравоохранения являют­ся следующие законы:

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

«О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации»

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Глава 1. Правовые основы охраны здоровья граждан РФ

В статье 41 Конституции Российской Федерации указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Государство обеспечивает охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и гарантирует защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у гражданина какого-либо заболевания.

Законодательством предусмотрено также, что гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Законом №323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. “Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации” (далее — Основы), охрана здоровья — совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государственные преобразования, приведшие к кардинальным переменам в жизни общества, очевидно, не могли не затронуть такую важную ее сферу как охрана здоровья населения. За прошедшие 20 лет здравоохранение совершило переход от существовавшей в течение десятилетий государственной системы к более передовой, гибкой, отвечающей требованием сегодняшнего дня системе обязательного медицинского страхования.

Для современной системы регулируемого страхования здоровья граждан характерно наличие нескольких основных источников финансирования, среди которых средства бюджетов, обязательные платежи по страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками.

Данная система характеризуется наличием децентрализованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (фондах, страховых компаниях), причем контроль качества медицинской помощи и объемов расходов при оказании медицинских услуг проводится со стороны финансирующих организаций.

Система регулируемого страхования характеризуется также многообразием форм собственности и хозяйствования медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным; регулируемым ценообразованием на медицинские услуги, многообразием форм и способов оплаты медицинской помощи.

К положительным чертам системы регулируемого страхования относят высокую степень охвата населения медицинским страхованием, наличие гарантий бесплатной помощи; свободный выбор фондов медицинского страхования (страховых организаций) населением, работодателем; разделение функций финансирования и оказания медицинских услуг, обеспечение высокого, гарантированного государством, уровня качества оказания медицинской помощи.

Однако система социального медицинского страхования обладает и некоторыми недостатками. К ним можно отнести недостаточно полный охват населения программами обязательного медицинского страхования; высокую стоимость медицинских услуг, неэффективность мер по сдерживанию цен; недостаточное применение долгосрочного стратегического планирования в национальном масштабе; высокие административные расходы, обусловленные, прежде всего, ведением информационно емких учетных операций.

Это интересно:  Правовое обеспечение охраны здоровья граждан 2019 год

Становление и развитие системы регулируемого страхования требует коренных изменений не только в сфере организационной и экономической, но и в сфере правовой.

Обеспечение правовой защиты пациентов при оказании им медицинской помощи становится одной из приоритетных государственных задач.

Совокупность правовых документов в области охраны здоровья человека является базой для социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь людей в обществе, поскольку каждый из его членов реально или потенциально является пациентом.

В силу особого психофизиологического состояния, практически полной зависимости больного человека от лечащего врача, которому он доверяет самое дорогое — свое здоровье, юридическое обеспечение при оказании медицинской помощи, прежде всего, должно быть направлено на своевременное, четкое и последовательное соблюдение врачом прав пациента.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 г., провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.

Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование.

Значительным событием в области охраны здоровья населения России стало принятие 22 июля 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», которые были разработаны институтом социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени Н. Е. Семашко при участии ученых, экспертов, депутатов.

При подготовке данного Закона были использованы международные правовые акты и отечественный опыт, предложения по совершенствованию работы органов здравоохранения, повышению качества медицинского обслуживания и профилактических мероприятий.

В последующие годы в Российской Федерации был принят целый ряд законов, детально регулирующих отдельные направления практической медицинской деятельности.

Среди них — Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека»; Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-I «О донорстве крови и ее компонентов»; Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», другие нормативно-правовые акты.

И, наконец, Федеральный Закон №323-ФЗ от 21 ноября 2011г. “Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации”.

Однако следует отметить, однако, что действующее законодательство регулирует в основном административно-организационные и управленческие отношения в области здравоохранения, уделяя меньшее внимание механизмам правовой защиты пациентов, а формирование и утверждение правовых норм в области здравоохранения в ряде случаев опережают изменения, происходящие в общественном сознании людей, в восприятии содержания и значимости законодательного обеспечения вопросов взаимоотношения врача и пациента.

Статья написана по материалам сайтов: sdamzavas.net, studfiles.net, pravo.bobrodobro.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector