+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Задачи цикл охрана здоровья работников 2019 год

Основные источники информации

Гигиена. Учебник, изд. перераб. и доп. /Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – М.:

2001, 2005, 2008, с.

Экология человека. /Под ред. акад.РАМН Ю.П.Пивоварова. –

информационное агентство, 2008.

Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по

гигиене и основам

экологии человека. Третье изд. дополн. и испр.. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. с.

4. Архангельский В. И. Семеновых Л. Н. Макарова ВВ. Семеновых Г. К.

Радиационная безопасность медицинского персонала при работе с источниками ионизирующего излучения. пособие М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2003

1. ГИГИЕНА ТРУДА. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство Р Издание официальное — М.: Минздрав России, 1999.

2. Доценко В.А, Бондарев Г.И., Мартинчик А.Н. Организация лечебно-

профилактического питания. Л.: «Медицина», 1987.

3. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность. Учебная литература для слушателей системы последипломного образования М.: «Медицина»

4. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена: Учебник. —

М.: Медицина, 1999. — 384 с.

5. Кириллов В.Ф. Гигиена труда врачей хирургического профиля.- М., 1982.

6. Лужников Е.А, Костомарова Л.Г. Острые отравления. Руководство для врачей, М.: «Медицина»,1989.

7. Новожилов Г.Н., Ломов О.П. Гигиеническая оценка микроклимата. Л.: «Медицина», 1987.

8. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ99). М.: Изд. Минздрава России, 2000.

9. О благополучии населения» ФЗ от 30 марта 1999 г,

10. «Об отходах производства и потребления» ФЗ от 24 июня 1998 г. №

11. «Об охране атмосферного воздуха» ФЗ от 4 мая 1999 г. №

12. «Об охране окружающей среды» № от 10 января 2002 г.

13. Принципы изучения болезней предположительно химической этиологии и их профилактика. Программа ООН по окружающей среде, ВОЗ, Серия: Международная программа по химической безопасности — Гигиенические критерии состояния окружающей среды; М., 1990.

14. Раннее выявление профессиональных заболеваний. ВОЗ, Женева, 1988.

15. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. М.: «Медицина», 1995.

16. Сидоренко Г.И., Захарченко М.П., Маймулов В.Г., Кутепов Е.Н. Проблемы гигиенической диагностики на современном этапе. М., 1995.

17. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. М.: Медиа Сфера, 1998.

18. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека. Пер. с англ.М.: «Мир», 1996

Тестовые задания исходного уровня Инструкция: выберите из предложенных ответов один или несколько правильных

1. В обязанности врачей части входит:

1. оказание квалифицированной медицинской помощи рабочим и служащим

2. профилактическое наблюдение за состоянием здоровья работающих

3. надзор за проведением профилактических мероприятий и соблюдением правил техники безопасности совместно с отделом охраны труда

4. контроль содержания токсичных веществ в воздухе рабочей зоны

2. Все вредные производственные факторы делятся на:

1. механические факторы

2. физические факторы

3. химические факторы

4. биологические факторы

5. факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического и напряженность труда

3. Условия труда подразделяются на:

4. Принципы оптимизации трудового процесса при интеллектуальной деятельности:

1. постепенное вхождение в работу и поддержание оптимального ритма труда

2. выполнение интеллектуальной работы преимущественно в утреннее время

3. соблюдение определенной последовательности выполняемых операций и правильное чередование труда и отдыха

4. использование чая и кофе для стимуляции интеллектуальной деятельности

5. равномерная и систематическая деятельность

5. Все промышленные яды по преобладающему действию можно условно разделить на соединения, преимущественно:

2. нейротоксического и гематотоксического действия

3. гепатотоксического и нефротоксического действия

4. вещества, поражающие органы дыхания

6. Проявления хронической интоксикации бензолом:

1. невротический и астенический синдромы

2. парезы и параличи

3. геморрагический синдром

4. заболевания кожи рук

7. Отравление оксидом углерода возможно:

1. при работе в котельных, литейных цехах

2. при использовании нитрокрасок

3. при работе с этилированным бензином

4. в производстве серной кислоты

5. при испытании двигателей, в гаражах, автобусах

8. Для хронической интоксикации сернистым газом характерны:

1. атрофия слизистых оболочек верхних дыхательных путей, риниты, бронхиты

2. силикоз, силикатоз

4. разрушение зубов

9. При интоксикации свинцом развиваются:

2. геморрагический синдром

3. анемия, ретикулоцитоз, базофильная зернистость эритроцитов

4. синдром Рейно

5. полиневрит периферических нервов

10. Соединения ртути применяются:

1. в производстве лекарственных препаратов

2. при производстве пестицидов

3. в стоматологии

4. в полиграфической промышленности

5. в сталелитейном производстве

11. При хроническом отравлении марганцем отмечаются следующие нарушения нервной системы:

1. парезы, параличи

2. нарушения чувствительности конечностей

3. утомляемость, сонливость, ослабление памяти

4. нарушение походки, скованность движений

5. амимия, эмоциональная лабильность

12. Производственная пыль служит причиной:

1. дерматитов, конъюнктивитов

2. ринитов, фарингитов, пневмоний

3. астмоидного бронхита, бронхиальной астмы

13. Пневмокониозы в зависимости от действующей пыли делятся на:

3. пневмокониозы от высоко фиброгенной и умеренно фиброгенной пыли

4. пневмокониозы от слабо фиброгенной пыли

5. пневмокониозы от аэрозолей действия

14. Основные проявления вибрационной болезни от локальной вибрации:

1. нейрососудистые расстройства

2. мышечные нарушения

3. деформация аппарата

4. нарушения щитовидной железы

15. Оздоровительные мероприятия на промышленных предприятиях:

1. законодательные, административные, организационные

4. использование средств индивидуальной защиты

16. Аэрацию следует применять в цехах:

1. с большим пылевыделением

4. при работе с органическими растворителями

17. Предварительные медицинские осмотры промышленных рабочих

проводятся с целью:

1. определения соответствия состояния здоровья поручаемой им работе

2. направления на лечение

3. выявления группы риска

4. оценки физического развития

18. При постановке диагноза «Профессиональное заболевание» учитывается:

1. профессиональный маршрут

3. уровни экспозиции вредными производственными факторами

4. отраслевая принадлежность промышленного предприятия

19. Периодические медицинские осмотры промышленных рабочих проводятся

1. выявления морфологических, биохимических и функциональных изменений в организме работающих на самых ранних этапах

2. выявления общих заболеваний, являющихся противопоказанием для продолжения работы во вредных условиях труда

3. своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий

4. определения групп риска развития профессиональных заболеваний

5. направления на лечение

20. Для защиты рабочих от нагревающего микроклимата в производственных помещениях применяется:

1. термоизоляция нагретых поверхностей

2. водяные завесы

3. дистанционное управление технологическим процессом

4. средства индивидуальной защиты

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по модулю

Содержательная часть выполнения заданий самостоятельной работы (решение

ситуационных задач) представлена умением идентифицировать и характеризовать риск неблагоприятного действия на организм работающих условий и режима труда на производстве при работе в контакте с вредными и опасными факторами производственной среды. При решении задач необходимо обосновать проведение адекватных мероприятий по данным гигиенической характеристики условий труда и ранним изменениям в состоянии здоровья и работоспособности.

Пример ситуационной задачи

Больной 32 лет во время купания почувствовал интенсивные боли в животе. Машиной скорой помощи был доставлен в районную больницу с диагнозом «острый живот».

Состояние при поступлении: кожные покровы бледные, выраженный общий гипергидроз. В легких прослушивается везикулярное дыхание, хрипов нет. Пульс – 94 уд/мин. АД 105/60 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены. Живот равномерно напряжен, болезненный при пальпации, особенно в нижних отделах. При глубокой пальпации боли в животе усиливаются. Печень не увеличена. Температура 37,9 о С.

Анализ крови : выраженный лейкоцитоз, ретикулоцитоз, базофильная зернистость эритроцитов. СОЭ резко увеличена.

В моче порфиринурия, обнаружен маркер экспозиции.

Диагноз при поступлении – обострение хронического аппендицита.

Условия жизни — удовлетворительные. Наследственный анамнез не отягощен. Работает 8 лет рабочим шрифтолитейного цеха, до этого работал служащим. Больным считает себя около 8 месяцев с момента появления периодических болей в животе и запоров. Последний раз подвергался периодическому медицинскому осмотру 10 месяцев назад.

Условия труда . Рабочие операции по отливке и обработке шрифта осуществляются вручную. На рабочем месте курит, иногда принимает пищу. Спецодежду обычно стирает дома. Вентиляция в помещении естественная, общеобменная.

1. Обоснуйте предположительный диагноз. Какие из указанных симптомов, а также условий жизни и труда, позволяют предполагать этот диагноз и каких данных для этого недостает? Где можно получить эти данные?

2. Перечислите другие симптомы, характерные для данного заболевания в хронической стадии.

3. Предложите комплекс мероприятий и лечебнопрофилактического характера, направленных на реабилитацию здоровья

больного Постановка предположительного диагноза в задачах подобного типа не

представляет труда для большинства студентов, поскольку этиологический фактор известен, известны условия экспозиции и, как правило, в ситуации указаны нарушения в организации трудового процесса и некоторые симптомы нарушений в состоянии здоровья.

Затруднения возникают, когда при решении задачи требуется обосновать диагноз с позиций ранней (донозологической) диагностики, т.е. соответствующей ситуации проведения периодического медицинского осмотра работающих во вредных условиях труда. В этом случае изменения в функциональном состоянии органов и систем организма работающего необходимо объяснять знанием механизмов формирования патологических процессов, имеющих статус начальных, полностью обратимых при своевременном проведении адекватных профилактических мероприятий.

Доказательство связей нарушений в состоянии здоровья является ключевым условием постановки диагноза профессионального или производственно обусловленного заболевания.

Меры профилактики, предлагаемые к разрешению ситуации, должны отражать междисциплинарный и межсекторальный подход решения вопросов охраны труда и профилактики профессиональных заболеваний.

Ситуационные задачи к модулю

Рабочий В. в возрасте 32 года в течение 4 лет работает проходчиком в шахте, до этого 5 лет работал в отряде на административной работе. Перед поступлением на работу в шахту прошёл предварительный медицинский осмотр.

Перед спуском в забой рабочий получает все необходимые средства индивидуальной защиты. По окончанию смены не всегда может принять душ, так как душевые кабины работают с перебоями, камеры обеспыливания не функционируют, фотарий закрыт. питание получает регулярно.

Жалобы на сухой кашель, одышку при физической нагрузке, появление болей за грудиной. За последний год четыре раза болел гриппом (продолжительность нетрудоспособности дней). Во время проведения очередного периодического осмотра комиссия врачей установила следующее: выраженная одышка, даже при небольшом физическом напряжении, дыхание жёсткое, показатели ЖЕЛ снижены по сравнению с предыдущим осмотром.

На протяжении последних двух лет рабочий не курит.

Это интересно:  Об охране здоровья граждан в свердловской области 2019 год

Концентрация содержащей диоксид кремния пыли на рабочем месте превышает ПДК в 5 и более раз постоянно.

1. Дайте характеристику условий труда рабочего.

2. Какой вид аэрозоля воздействует на рабочего в процессе труда?

3. Опишите механизм развития патологической реакции организма.

4. С рисками каких нарушений состояния здоровья ассоциируются данные условия труда?

5. Перечислите возможные профилактические мероприятия для снижения уровня воздействия вредным производственным фактором.

Работница С, 38 лет, общий трудовой стаж работы 15 лет, 9 лет работает в

За последнее время работница стала отмечать металлический вкус во рту, снижение внимания, лёгкий тремор пальцев вытянутых рук. Во время очередного периодического осмотра работница отметила, что общее состояние значительно ухудшилось, пропал аппетит, усилилось слюноотделение.

1. К числу каких ядов относится металлическая ртуть?

2. Укажите нарушения в организации производства, способствующие проявлению токсических свойств ртути.

3. Укажите состав врачебной бригады для поведения периодического медицинского осмотра рабочих, контактирующих с металлической ртутью.

4. Какую цель преследует проведение периодических медицинских осмотров?

Рабочий Н., 38 лет общий стаж работы 18 лет, последние 6 лет работает на предприятии по производству лакокрасочных изделий в должности технолога; до этого работал на административной работе. Обратился к врачу здравпункта со следующими жалобами: головная боль, слабость, расстройство сна, носовые кровотечения, неприятные ощущения в области сердца. При осмотре врач обратил внимание на сухость кожных покровов ладоней, множественные трещины кожи у

Рабочая программа по дисциплине Труд и здоровье медицинских работников Цикла С. 3 Профессиональный цикл По специальности: 32. 05. 01

страница 5/5
Дата 29.04.2016
Размер 170.95 Kb.
Тип Рабочая программа
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Целью и задачами физиологии труда и гигиены труда являются изучение изменений, происходящих в организме человека в процессе трудовой деятельности, и разработка профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья работающих.

1. Назовите, какие вопросы в трудовом процессе изучает физиология труда.

2. Назовите, какие вопросы в трудовом процессе изучает гигиена труда.

3. Сформулируйте, какие мероприятия по сохранению здоровья работающих разрабатывает физиология труда.

4. Сформулируйте, какие мероприятия по сохранению здоровья работающих разрабатывает гигиена труда.

В процессе трудовой деятельности на медицинского работника действуют разнообразные вредные производственные факторы, которые, согласно гигиенической классификации, подразделяются на физические, химические, биологические и психогенные.

Заполните таблицу, ответив на поставленные вопросы.

1. Назовите физические, химические, биологические и психогенные вредные производственные факторы, наиболее типичные для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

2. Перечислите меры профилактики профессионально-зависимых заболеваний в функциональных подразделениях ООМД с вредными физическими, химическими, биологическими и психогенными факторами.

Вредные производственные факторы Виды вредных факторов, наиболее типичных для медицинских учреждений Профилактика в функциональных подразделениях ООМД
Физические
Химические
Биологические
Психогенные

ЗАДАЧА №3

Согласно гигиенической классификации все мероприятия по профилактике профессионально обусловленных заболеваний подразделяются на шесть групп.

Заполните таблицу, ответив на поставленные вопросы.

1. Назовите все шесть групп мероприятий, направленных на профилактику профессиональных заболеваний.

2. Сформулируйте, чем обеспечиваются мероприятия, направленные на профилактику профессиональных заболеваний.

Группы мероприятий Чем обеспечивается практическое выполнение мероприятий, направленных на профилактику профессиональных заболеваний
1.

ЗАДАЧА №4

В таблице задачи представлены все основные вредные и опасные факторы трудового процесса, наиболее характерные для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Заполните таблицу, ответив на поставленные вопросы.

1. Назовите, какие воздействия на организм человека могут оказывать перечисленные вредные производственные факторы.

2. Укажите возможные профессиональные заболевания – последствия вредного воздействия производственных факторов на здоровье работающих.

Вредные факторы трудового процесса медработников Воздействие на организм Профессиональные заболевания
Вынужденное положение тела
Загрязнение воздуха помещений лекарственными веществами
Биологические факторы живой и неживой природы
Повышенный риск случайных укалываний
Психо-эмоциональные нагрузки, напряжение сенсорного аппарата

ЗАДАЧА №5

Медицинская сестра в отделении для новорожденных берет из кроваток детей (средний вес 4,5 кг), переносит их на пеленальный стол (расстояние 3,5 м), выполняет необходимые операции по уходу за ребенком, переносит детей обратно в кроватки.

Аналогичную операцию медицинская сестра проделывает 3 раза за рабочую смену. Всего в отделении находится 40 новорожденных.

1. Проведите расчеты внешней механической работы, проделанной медицинской сестрой, пользуясь методикой оценки тяжести трудового процесса (Приложение 2).

2. Установите класс условий труда медицинского работника по вредному производственному фактору «физическая динамическая нагрузка».

В санаторном учреждении медицинская сестра, осуществляющая гидромассажи, удерживает в одной руке шланг с душевой насадкой весом 0,7 кг, в течение 80% времени смены. Рабочая смена медицинской сестры с учетом обеденного перерыва составляет 6 часов.

1. Проведите расчеты статической нагрузки, связанной с удержанием груза (или приложением усилия) медицинской сестрой, осуществляющей процедуры гидромассажей, пользуясь методикой оценки тяжести трудового процесса (Приложение 2).

2. Установите класс условий труда медицинского работника по вредному производственному фактору «статическая нагрузка, связанная с удержанием груза».

В хирургическом отделении лечебного стационара санитар (мужчина), переносит больных детей (средний вес 32 кг) с каталок на кровати. Всего за смену (8 часов) ежедневно фельдшер переносит по 20 детей. В остальное время занимается другой работой.

1. Пользуясь методикой оценки тяжести трудового процесса проведите расчет массы поднимаемого и перемещаемого груза вручную за рабочую смену (Приложение 2).

2. Установите класс условий труда медицинского работника по вредному производственному фактору «масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную» при чередовании с другой работой.

Врач-лаборант клинической лаборатории 40% рабочего времени смены проводит в фиксированной позе – работает с микроскопом.

1. Пользуясь методикой оценки тяжести трудового процесса (Приложение 2), проведите расчеты показателей труда медицинского работника по вредному производственному фактору «вынужденная рабочая поза».

2. Установите класс условий труда медицинского работника по вредному производственному фактору «вынужденная рабочая поза».

Дежурный хирург районной больницы выполняет работу в положении стоя у операционного стола.

На работу стоя и на перемещение по хирургическому кабинету у него уходит 4 часа за смену, или 50% рабочего времени.

1. Пользуясь методикой оценки тяжести трудового процесса (Приложение 2), проведите расчеты показателей условий труда медицинского работника по вредным производственным факторам «вынужденная рабочая поза, работа стоя».

2. Установите класс условий труда медицинского работника по вредным производственным факторам «вынужденная рабочая поза, работа стоя».

Для того чтобы взять лекарственные препараты из контейнера, стоящего на полу, медицинская сестра совершает за смену до 200 глубоких наклонов (более 30°).

1. Пользуясь методикой оценки тяжести трудового процесса (Приложение 2), проведите расчеты показателей условий труда медицинского работника по вредному производственному фактору «наклоны корпуса».

2. Установите класс условий труда медицинского работника по количеству наклонов корпуса за рабочую смену.

Участок, обслуживаемый участковым врачом, застроен благоустроенными домами с пассажирскими лифтами, и врачу не приходится перемещаться по вертикали.

1. Пользуясь методикой оценки тяжести трудового процесса (Приложение 2), проведите расчеты показателей условий труда врача-терапевта во время эпидемии гриппа.

2. Установите класс условий труда медицинского работника по количеству перемещений в пространстве, связанных с трудовой деятельностью.

Врач-стоматолог, проработавший в сельской больнице 30 лет, жалуется на ноющие, ломящие, тянущие боли в кистях, внезапно возникающие приступы побеления пальцев, которые чаще всего проявляются при мытье рук холодной водой.

При проведении измерений местной вибрации на рабочем месте врача-стоматолога виброизмерительной аппаратурой установлено, что предельно допустимые уровни превышены в 1,3-1,5 раза.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Охарактеризуйте вредный производственный фактор.

3. Наметьте меры профилактики.

4. Назовите нормативные документы, в которых изложены гигиенические требования к уровням вибрации на рабочих местах работников ООМД.

Врач-анестезиолог после работы в операционном блоке в течение 5 лет жалуется на головные боли, повышенную утомляемость, нарушение сна, частую «простудную» заболеваемость (5-7 раз в году).

При лабораторном исследовании воздуха рабочей зоны врача-анестезиолога обнаружено содержание диэтилового эфира в концентрации 400 мг/м 3 , хлористого этила – 100 мг/м 3 .

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Охарактеризуйте вредный производственный фактор.

3. Установите классы опасности выявленных вредных веществ.

4. Назовите ПДК выявленных вредных веществ.

5. Перечислите меры профилактики.

6. Укажите, в каком документе изложены гигиенические требования к условиям труда врача-анестезиолога.

Операционная размещается в изолированном здании, соединенном с другими лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями утепленным переходом. Помещение операционной обеспечено системами центрального отопления и искусственной приточно-вытяжной вентиляции.

Кратность воздухообмена составляет по притоку – 5 по вытяжке 8. Температура воздуха – 18 град. С. Относительная влажность воздуха 75%, скорость движения воздуха – 0,4 м/сек.

Содержание лекарственных средств и анестетиков в воздухе операционной составляет: диэтилового эфира – 500 мг/м 2 ; хлористого этила – 200 мг/м 2 , формальдегида – 1,0 мг/м 2 .

1. Дайте гигиеническую оценку воздушно-теплового режима в операционной (Приложение 4).

2. Установите класс опасности лекарственных средств и анестетиков, присутствующих в воздухе (Приложение 7).

3. Составьте прогноз состояния здоровья медработников.

4. Разработайте комплекс профилактических мероприятий.

Хирург-травматолог со стажем работы 15 лет жалуется на быстрое утомление мышц конечностей во время работы, боли при движениях и спонтанные боли в состоянии покоя.

При осмотре выявлено, что мышцы, сухожилия и суставы конечностей при пальпации болезненны.

При проведении гигиенической оценки условий труда установлено, что врач 80% рабочего времени проводит стоя у своего рабочего места.

1. Охарактеризуйте вредный производственный фактор.

2. Сформулируйте меры профилактики неблагоприятного действия этого вредного производственного фактора на медицинского работника.

3. Назовите нормативный документ, в котором изложены гигиенические требования к условиям труда медицинских работников.

При гигиенической оценке кабинета ультразвуковой диагностики (УЗД) установлено, что кабинет размещен на первом этаже больницы, рассчитан на 1 ультразвуковую установку.

Площадь кабинета – 10 м 2 ; помещения для раздевания больных и для ожидания – не предусмотрены. В помещении с установкой УЗД отсутствует умывальник для мытья рук персонала.

Температура воздуха составляет 27 град. С, относительная влажность воздуха – 82%, скорость движения воздуха – 0,03 м/сек.

1. Определите, возникновение каких профессионально зависимых заболеваний можно прогнозировать у врача УЗД.

2. Установите, соответствует ли устройство кабинета УЗД гигиеническим требованиям.

3. Охарактеризуйте микроклиматические условия в помещении (Приложение 4).

4. Охарактеризуйте вредные производственные факторы, способные оказывать негативное воздействие на здоровье врача.

5. Разработайте меры профилактики.

На плановом медицинском осмотре врач-хирург предъявил жалобы на частые головные боли, повышенную утомляемость, расстройства сна, раздражительность.

Объективно были выявлены снижение слуха, вегето-сосудистая дисфункция.

При гигиенической оценке условий труда установлено, что врач работает в онкологическом диспансере с ультразвуковой установкой для разрушения опухолей, где используется высокочастотный ультразвук (100 кГц-1000 МГц), в течение 5 лет. Время работы врача с ультразвуковой установкой занимает 70% рабочего времени.

1. Установите предположительный диагноз.

2. Назовите и охарактеризуйте вредный производственный фактор.

3. Составьте план профилактических мероприятий, снижающий неблагоприятное действие вредного производственного фактора.

4. Укажите нормативно-методические документы, регламентирующие условия труда врача.

За время рабочей смены врач-хирург более 80% рабочего времени находится в позе стоя или передвигается по хирургическому отделению.

1. Охарактеризуйте класс условий труда врача-хирурга по показателям напряженности трудового процесса (Приложение 8).

2. Определите класс условий труда хирурга по степени тяжести трудового процесса по вредному производственному фактору «вынужденная рабочая поза» (Приложение 2).

3. Перечислите все профессиональные вредности в работе врача-хирурга и составьте прогноз состояния здоровья.

4. Выберите категорию оздоровительных мероприятий для врача-хирурга с данными условиями труда.

Врач после 20 лет работы в лечебном стационаре начал предъявлять жалобы на повышение артериального давления, быструю утомляемость, ослабление памяти, повышенную раздражительность.

Кабинет с постоянным рабочим местом медицинского работника расположен в непосредственной близости от технических помещений больницы (венткамеры и бойлерной).

При измерении установлены следующие уровни шума на рабочем месте медицинского работника.

Уровень шума Общий шум

Интенсивность шума различных частот, Гц

60 125 250 500 1000 2000 4000 8000
Измеренный 65 70 60 65 65 60 49 40 35
Допустимый 55 75 66 59 54 50 47 45 43

Задание

1. Назовите предположительный диагноз.

2. Укажите вредный производственный фактор.

3. Перечислите последствия длительного воздействия этого вредного производственного фактора (общего и местного) на организм человека.

4. Разработайте меры профилактики.

5. Назовите нормативные документы, в которых изложены гигиенические требования к уровням шума на рабочих местах медицинских работников.

При гигиенической оценке кабинета ультразвуковой диагностики (УЗД) установлено, что площадь кабинета – 20 м 2 ; в составе кабинета предусмотрены помещения для раздевания больного – 7 кв. м и для ожидания – 10 кв. м. Помещение с установкой УЗД оборудовано умывальником для соблюдения личной гигиены персоналом после работы с контактной смазкой.

В кабинете кроме установки УЗД установлен компьютер и принтер, при работе которых уровень шума на рабочем месте составляет 68 дБА.

1. Укажите, возникновение каких профессионально обоснованных заболеваний можно прогнозировать у врача кабинета УЗД вследствие воздействия контактного локального ультразвука на руки.

2. Дайте гигиеническую оценку размещению, устройству и оборудованию кабинета УЗД.

3. Дайте гигиеническую оценку уровню шума на рабочем месте врача.

4. Перечислите нарушения режима работы и правил техники безопасности, допускаемые врачом.

5. Наметьте мероприятия по обеспечению безвредных и безопасных условий труда в кабинете УЗД.

Провизор, проработавший в асептическом блоке аптечного учреждения 3 года, жалуется на частые головные боли, повышенную утомляемость, кашель, частые простудные заболевания верхних дыхательных путей.

При рентгеноскопическом исследовании грудной клетки установлены характерные изменения в бронхах и легочной ткани.

При гигиенической оценке условий труда установлено, что провизор работает в контакте с лекарственной пылью и аэрозолями 95% рабочего времени.

Лабораторные испытания показали, что содержание лекарственной пыли в воздухе рабочей зоны врача превышает ПДК в 1,2 раза.

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Охарактеризуйте вредный производственный фактор.

3. Наметьте санитарно-технические мероприятия по профилактике неблагоприятного действия вредного производственного фактора.

4. Назовите ведущие медицинские мероприятия в профилактике профессиональных заболеваний, вызванных химическими факторами.

5. Назовите нормативные документы, в которых изложены гигиенические требования к условиям труда медицинских работников.

В воздухе складского помещения аптеки лечебного учреждения обнаружены высокие концентрации лекарственных средств: ампициллина – 0,25 мг/м 3 ; бензилпенициллина – 0,21 мг/м 3 ; оксациллина – 0,12 мг/м 3 ; стрептомицина – 0,18 мг/м 3 ; тетрациклина – 0,14 мг/м 3 .

1. Назовите класс опасности и ПДК каждого лекарственного средства.

2. Укажите, какое профессиональное заболевание можно прогнозировать у работников аптечного склада.

3. Охарактеризуйте условия труда работников аптеки.

4. Перечислите меры профилактики.

5. Назовите нормативный документ, в котором изложены гигиенические требования к содержанию лекарственных средств в воздухе помещений лечебного учреждения.

Работа медицинских работников различных специальностей значительно различается по плотности рабочего дня, объему и характеру выполняемых профессиональных действий.

Заполнить таблицу, ответив на поставленные вопросы.

1. Определите категории труда работников ООМД различных профессий по степени тяжести трудового процесса.

2. Установите категории физической работы каждой группы медицинских работников.

3. Укажите интенсивность энерготрат медицинских работников с разной степенью тяжести трудового процесса.

Оценка труда работников ООМД различного профиля

по тяжести трудового процесса

Профессии работников ООМД Категория труда Категория физической работы Интенсивность энерготрат

Административные работники ООМД, регистраторы
врачи поликлиник, административно-хозяйственный персонал
врачи терапевтического профиля лечебных стационаров
врачи и медицинские сестры лечебных стационаров, родильных домов, работники пищеблоков, прачечных, лабораторий ООМД
врачи-травматологи, врачи-реаниматоры, врачи-хирурги, работники службы скорой медицинской помощи

ЗАДАЧА №24

Деятельность работников организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, связана с воздействием множества вредных производственных факторов, которые приводят к потере здоровья.

Заполните таблицу, ответив на поставленные вопросы.

1. Укажите повреждаемые органы и системы для каждого вредного производственного фактора.

2. Укажите профессии медицинских работников, наиболее подвергающихся воздействию перечисленных вредных производственных факторов.

Рабочая программа цикла последипломного обучения средних медицинских работников вид обучения Общее усовершенствование (ОУ) Наименование цикла «Охрана здоровья сельского населения»

Название Рабочая программа цикла последипломного обучения средних медицинских работников вид обучения Общее усовершенствование (ОУ) Наименование цикла «Охрана здоровья сельского населения»
страница 1/11
Дата публикации 24.01.2015
Размер 1.2 Mb.
Тип Рабочая программа

l.120-bal.ru > Документы > Рабочая программа

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО СтГМА Минздрава России

Институт последипломного и дополнительного образования
«УТВЕРЖДАЮ»

доцент Сохач А.Я.

ЦИКЛА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Вид обучения – Общее усовершенствование (ОУ)

Наименование цикла — «Охрана здоровья сельского населения»

По специальности «Лечебное дело»

Для специалистов: фельдшер фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц и врачебных амбулаторий

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра общей врачебной практики

факультета последипломного и дополнительного образования

Института последипломного и дополнительного образования СтГМА

Директор ИПДО СтГМА

Доцент А.Я. Сохач

ЦИКЛА ОБЩЕГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

(для специалистов со средним медицинским образованием)

Вид обучения – ОУ

Наименование цикла — «Охрана здоровья сельского населения»

Для специальности — Лечебное дело

Цель обучения – на цикле: углубление и приобретение представлений о современных тенденциях развития первичной медико-санитарной помощи в сельской местности: приобретение навыков и умений в оказании неотложной доврачебной помощи и проведении реанимационных манипуляций; совершенствование знаний основных синдромов и наиболее часто встречающихся заболеваний.

Всего часов – 351

Практических занятий – 130

Самостоятельная работа – 63

Отчетность – экзамен (тестовый контроль знаний, контроль практических навыков, собеседование)

Рабочая учебная программа цикла «Охрана здоровья сельского населения» составлена на основе Образовательного стандарта последипломной подготовки специальность – лечебное дело, должность — фельдшер фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц и врачебных амбулаторий. Москва ВУНМЦ, 2002.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры «___»_____2012 года, протокол № ____

Заведующий кафедрой, дмн А.П. Байда
Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией ИПДО

Председатель ЦМК, профессор Ю.В.Первушин

Декан ФПО, профессор Н.В. Агранович

«___» 2012 года
Руководитель ЦУКО профессор Ю.В. Первушин

«___» _______________2012 года

согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности

Общекультурные компетенции фельдшера ФАПа характеризуются:

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности при оказании первичной медико-санитарной помощи;
  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов и толерантности;
  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции в области первичного звена здравоохранения;
  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила медицинской этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять медицинскую тайну.

Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности

1. Диагностическая деятельность.

1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

1.2. Проводить диагностические исследования.

1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

1.4. Проводить диагностику беременности.

1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка.

1.6. Проводить диагностику смерти.

1.7. Оформлять медицинскую документацию.

2. Лечебная деятельность.

2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

2.2. Определять тактику ведения пациента.

2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

2.8. Оформлять медицинскую документацию.

3. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.
3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

3.2. Определять тактику ведения пациента.

3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

3.7. Оформлять медицинскую документацию.

3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

4. Профилактическая деятельность.

4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

4.5. Проводить иммунопрофилактику.

4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

4.9. Оформлять медицинскую документацию.

5. Медико-социальная деятельность.

5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

5.3. Осуществлять паллиативную помощь.

5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

5.6. Оформлять медицинскую документацию.

6. Организационно-аналитическая деятельность.

6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

6.2. Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.

6.3. Вести медицинскую документацию.

6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.

6.5. Повышать «профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.
Содержание учебной программы

1. Основы охраны здоровья сельского населения в Российской Федерации. Основы сестринского дела в системе здравоохранения. Этика и деонтология медицинского работника. Роль фельдшера в федеральных и региональных программах оздоровления и первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.

Законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию. Основные направления реформы здравоохранения. Система организации медицинской помощи населению. Место и роль фельдшера сельской врачебной амбулатории и фельдшерско-акушерского пункта в первичной медико-санитарной помощи сельскому населению. Реформа первичной медико-санитарной помощи на современном этапе. Ведущая роль в ее развитии общеврачебной (семейной практики). Приоритетность элементов первичной медико-санитарной помощи, семейного, общеврачебного подхода в работе фельдшера сельской врачебной амбулатории, фельдшерско-акушерского пункта. Содержание основных разделов труда работников фельдшерско-акушерского пункта и порядок их выполнения. Организация и оплата труда персонала фельдшерско-акушерского пункта и сельской врачебной амбулатории. Концепция факторов риска и первичной профилактики болезней — основа обеспечения здоровья отдельным лицам, семьям, группам населения. Роль фельдшера в реализации международных, федеральных, региональных программ охраны здоровья населения.

1.2. Организация деятельности фельдшера фельдшерско-акушерского пункта и сельской врачебной амбулатории. Теория сестринского дела.

Правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности фельдшера фельдшерско-акушерского пункта, сельской врачебной амбулатории. Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность. Штаты фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского пункта. Санитарно- гигиенические требования к типовому ФАПу. Табель оснащения ФАПа. Роль аптечных пунктов в лекарственном обеспечении сельского населения. Система лицензирования ФАПов. Основы сестринского дела в системе здравоохранения. Философия сестринского дела, краткая история. Сестринский процесс. Отдельные этапы сестринского процесса. Сестринское дело в работе фельдшера ФАПа, ВА.

2. Профилактическая медицина.

2.1. Понятие здоровья. Охрана здоровья здоровых, сохранение и укрепление здоровья основные приоритеты в работе фельдшера ФАПа. Понятие о здоровье. Определение здоровья. Факторы, формирующие здоровье сельского населения. Диагностика здоровья. Основные показатели здоровья, интегрально отражающие его различные стороны. Составление определяющих признаков наук о здоровье человека: профилактической медицины, гигиены, валеологии. Мероприятия, реализуемые первичным звеном здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья сельского населения: особенности гигиенического обучения и воспитания сельского населения; профилактические осмотры сельского населения, диспансеризация сельского населения.

2.2 Роль фельдшера ФАПа в профилактической медицине.

Понятие о профилактической медицине. Соотношение клинической и профилактической работы в деятельности фельдшера ФАПа на современном этапе. Виды профилактики и роль фельдшера фельдшерско-акушерского пункта в их реализации.

Первичная профилактика: гигиеническая диагностика состояния окружающей среды и обеспечение здоровых условий жизни, безопасной среды обитания сельскому населению; пропаганда медицинских и гигиенических знаний, воспитание приоритета здорового образа жизни, реализация основного направления по сохранению и укреплению здоровья, основанного на концепции «факторов риска»; активное медицинское наблюдение за здоровьем здоровых, предупреждение профессионально-обусловленных заболеваний, дорожно-транспортного травматизма; выявление признаков донозологических состояний, применение скрининг-программ; создание иммунитета к инфекциям; создание невосприимчивости к неинфекционным заболеваниям через повышение резервов здоровья.

Профилактика второго уровня: реализация мер, доступных населению, по ранней диагностике и оказанию первой медицинской помощи с целью коррекции отклонений в состоянии здоровья; излечение острых болезней; достижение полноценной ремиссии при хронических заболеваниях путем реализации принципов диспансеризации; комплекс мер, связанных с предупреждением осложнений уже развившейся болезни, целевое гигиеническое обучение и воспитание (коронарные клубы, школы по сахарному диабету, артериальной гипертонии).

Профилактика третьего уровня: реализация доступных мер, призванных уменьшить или полностью исключить инвалидизирующие последствия длительных заболевании; реализация основ физической, социальной, психологической, медицинской реабилитации

3. Внутренние болезни.

3.1. Болезни органов дыхания.

Бронхиты. Причина, факторы риска, патофизиология. Основные клинические формы. Особенности течения обструктивных и необструктивных бронхитов. Возможные осложнения. Возрастные особенности течения бронхитов. Показания к госпитализации. Принципы медикаментозного лечения. Возможные побочные действия фармакотерапии. Реабилитационные мероприятия. Диспансерное наблюдение при бронхитах. Профилактические мероприятия. Бронхиальная астма, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, классификация, лечение во время приступа и в межприступном периоде, профилактика, диспансеризация. Острые пневмонии. Этиология, патогенез. Классификация, клиника, диагностика лечение. Уход и неотложная помощь при осложнениях. Критерии для госпитализации. Организация лечения на дому. Профилактика. Диспансеризация. Понятие об острой и хронической дыхательной недостаточности.

3.2. Туберкулез. Особенности туберкулеза детского и подросткового возраста.

Национальная программа борьбы с туберкулезом. Этиология, эпидемиология, факторы риска, пути заражения. Основные клинические формы и признаки заболевания, методы ранней диагностики. Возрастные особенности течения туберкулеза. Принципы лечения Туберкулеза. Возможные осложнения заболевания, фармакотерапия, неотложная помощь при них. Особенности проведения текущей и заключительной дезинфекции в очаге туберкулеза. Специфическая и неспецифическая профилактика туберкулеза. Реабилитация пациентов с туберкулезом. Медико-социальные проблемы семьи, имеющей пациента с туберкулезом. Права и обязанности пациентов с туберкулезом и членов семьи по отношению к обществу.

3.3. Ревматизм. Ревматические пороки сердца.

Ревматизм. Этиология, факторы риска, патофизиология. Классификация, клиника, диагностика, показания к госпитализации, профилактика первичная и вторичная, диспансеризация. Ревматические пороки Классификация, сердца, клиника и осложнения наиболее часто встречающихся пороков. Профилактика, диспансеризация, понятие о методах лечения. Хроническая сердечно-сосудистая недостаточность, причины, стадии, клиника. Лечение и уход в амбулаторных условиях. Возможные осложнения и пути их профилактики.

3.4. Артериальная гипертония. Геронтологические аспекты проблемы.

Синдром артериальной гипертензии. Факторы риска, патофизиология. Принципы диагностики, объем обследования на первом этапе. Клиника, классификация, осложнения. Современные методы профилактики и лечения. Диспансеризация. Геронтологические аспекты диагностики, лечения, профилактики артериальных гипертензии. Федеральная программа по профилактике артериальной гипертонии.

3.5. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия. Инфаркт миокарда.

Этиология, факторы риска. Нозологические формы ишемической болезни сердца. Этиология, патогенез, клиника, классификация стенокардии. Неотложная помощь при приступе. Показания к госпитализации. Лечение основного заболевания. Профилактика, Диспансеризация. Инфаркт миокарда. Этиология, патогенез. Клиника, формы, осложнения.

3.6.Острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Доврачебная помощь, правила транспортировки в стационар. Понятие о реабилитации инфарктных больных. Диспансеризация больных, перенесших инфаркт миокарда. Этиология, патогенез, клиника, неотложная помощь, вопросы транспортировки, профилактика.

3.7. Болезни пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки, желчевыводящих путей.

Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь. Хронический гастрит. Язвенная болезнь. Хронические панкреатиты, холециститы. Определение. Факторы риска. Патофизиология. Классификация, клинические формы. Возможные осложнения. Диагностика. Показания к госпитализации. Понятие о современных схемах медикаментозного лечения, возможные осложнения фармакотерапии. Рекомендации по изменению стиля жизни. Первичная и вторичная профилактика. Диспансеризация. Реабилитация.

3.8.Хронические гепатиты. Циррозы печени.

Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника, течение. Исход. Диета, лечение, уход в амбулаторных условиях, осложнения, неотложная помощь. Первичная и вторичная профилактика.

3.9. Острый и хронический гломерулонефрит. Острый и хронический пиелонефрит.

Этиология, факторы риска, патогенез, симптомы, клинические формы. Методы диагностики. Течение, исходы, осложнения. Профилактика, диспансеризация. Показания к госпитализации. Программа реабилитации.

3.10. Болезни щитовидной железы

Болезни щитовидной железы: йоддефицитные заболевания, тиреотоксикоз, гипотиреоз. Факторы риска, этиология. Варианты, симптомы, понятие о методах диагностики и
принципах лечения. Диспансеризация. Показания к госпитализации.Принципы поддерживающего медикаментозного лечения, возможные побочные действия фармакотерапии. Профилактика.

3.11. Сахарный диабет.

Федеральная программа. Социальное значение, этиология, группы риска. Патогенез, клиника, классификация. Методы диагностики. Осложнения, исходы, лечение, диета. Диспансеризация. Первичная, вторичная профилактика. Медико-социальная реабилитация.

Анемии. Причины, предрасполагающие факторы, патофизиология. Патогенетическая классификация. Клиника, принципы лечения, профилактика, диспансеризация.

3.13. Геморрагические диатезы. Геморрагические диатезы. Гемобластозы. Патогенетическая классификация. Этиология. Клиника принципы лечения, профилактика, диспансеризация.Гемобластозы.

Решение задач «Охрана здоровья работников промышленных и других предприятий»,
Лечебное дело, медицина

Эта работа успешно выполнена на онлайн-сервисе помощи студентам «Всё сдал!».

  • Задание
  • Обсуждение

Охрана здоровья работников промышленных и других предприятий

Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.

Статья написана по материалам сайтов: zodorov.ru, l.120-bal.ru, vsesdal.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Наименование дисциплины, изучение которых проводится на цикле Название кафедры Предложение об объеме преподаваемого материала Подпись руководителя кафедры
Эндокринология Эндокринологии
Урология Урологии, детской урологии-андрологии с курсом рентгенологии
Инфекционные болезни Инфекционных болезней

с курсом фтизиатрии

Акушерство и гинекология Акушерства и гинекологии ИПДО
Неврология Психиатрии, психотерапии, медицинской психологии с курсом неврологии ИПДО
Офтальмология Офтальмологии
Реанимация Анестезиологии и реанимации ИПДО
Фтизиатрии Инфекционные болезни с курсом фтизиатрии
Заболевания ЛОР-органов Оториноларингологии ИПДО
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
Педиатрия Педиатрии ФПДО