+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Сообщение на тему здоровье под охраной закона 2019 год

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


реферат Основные принципы охраны здоровья граждан РФ. Охрана здоровья граждан Тип работы: реферат. Добавлен: 11.09.2012. Год: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru:

Введение
1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ
2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Заключение
Литература

Проблема охраны здоровья населения России тревожна и требует пристального внимания государства и различных его ведомств.
Что же следует понимать под охраной здоровья граждан? Это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Следует обратить внимание, что охрана здоровья и медицинская помощь не одно и то же и недаром в статье 41 Конституции РФ обозначены отдельно. Если охрана здоровья широкое многогранное понятие, что видно из приведенного определения, то медицинская помощь представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья. Эти две системы дополняют друг друга, но имеют разные направления. Предполагается, что от здоровья населения мы придем к здоровью отдельного человека, а вернее было бы — обеспечив индивидуальный подход и, оздоровив отдельного человека, придти к здоровью всего населения.
Рассмотрим в данной работе основные принципы охраны здоровья граждан РФ.

1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Легальное определение категории охрана здоровья граждан дается в ст.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Как определить категорию «здоровье»?
Одной из характеристик состояния здоровья является понятие «общественное здоровье». Общественное здоровье отражает совокупное здоровье индивидуумов, из которых состоит общество.
На международном уровне категорию здоровья определяли по-разному: «здоровье как отсутствие болезни» или «возможность существовать в обществе» и «абсолютные» («здоровье — это позитивное качество» или «здоровье — это общее благополучие»).

Конституция Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье следующим образом — это динамическое состояние полного физического, душевного и социального благополучия, не определяющееся одним лишь отсутствием болезни или немощью.
В Российской Федерации используется следующее определение здоровья, вобравшее в себя международные положения и принципы:
«Здоровье» — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Общественное здоровье — это такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для социально активного продуктивного образа жизни.
В соответствии с новой социальной стратегией развития государства и общества российское законодательство о здравоохранении претерпело за годы реформ существенные изменения. Впервые законодательно предусмотрено функционирование наряду с государственной системой здравоохранения также муниципальной и частной, использование механизма медицинского страхования граждан, представление им платных медицинских услуг за пределами программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и на договорной основе. В законодательстве вместе с новациями содержательного характера трансформировался состав правовых источников, пересмотрены круг, компетенция и юридические связи субъектов в сфере здравоохранения.
Таким образом, охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.
Государственная система здравоохранения включает в себя органы исполнительной власти в области здравоохранения федерального и регионального (субъектов Федерации) уровней и подчиненные им лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения,
санитарно- профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, имущество которых находится в государственной собственности.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения и др. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Так, КоАП содержит главы, специально посвященные административным правонарушениям, посягающим на здоровье населения (глава 5) и административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды (глава 7). В УК РФ включены глава 25 Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», которая содержит, в частности, ст. 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей», а также глава 26 «Экологические преступления».
В случае причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, возмещается государством, юридическим или физическим лицом, причинившим вред. Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в этих учреждениях.
В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в объеме и порядке, установленным законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
В обеспечении охраны здоровья, помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в разной степени и в пределах своих компетенций принимают участие также такие государственные органы, как департамент Государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральные Фонды социального и обязательного медицинского страхования, а также в пределах своих ведомств органы управления медико-санитарных служб Министерств Обороны, Внутренних дел, Путей сообщения и других. Это государственный сектор.

Организацией медико-социальной помощи населению занимаются также общественные и иные объединения. В странах с рыночной экономикой и развитым гражданским обществом создание общественно-управленческих механизмов участия граждан в формировании правовых механизмов и контроле за соблюдением прав граждан и пациентов в области охраны здоровья, является естественным. На государственном уровне функционирует профсоюз медицинских работников, Российское общество Красного Креста, религиозные организации, а также недавно созданные Ассоциация врачей России, Российский медицинский Союз, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер, Общество прав потребителей. В субъектах федерации существуют корпоративные объединения медицинских работников (врачей и медицинских сестер), призванные реально участвовать в управлении здравоохранением. В июне 2003 года на учредительном съезде была создана новая общественная организация «Лига здоровья нации».

2. Основные принципы охраны здоровья граждан
охрана здоровье правовой
Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья и окружающей среды это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, представлением населению доступной медико-социальной помощи.
В целях создания возможностей для реализации гражданами этого права государство предпринимает меры: политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с
Конституцией РФ и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Основными принципами охраны здоровья граждан являются (ст.2 Основ):
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Охрана здоровья осуществляется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, связанной с наличием у них каких-либо заболеваний.
Наравне с гражданами РФ правом на охрану здоровья пользуются лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, и беженцы. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравом РФ и соответствующими органами субъектов РФ.
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-санитарную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального
характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в пределах гарантированного объема в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Дополнительные услуги граждане могут получать на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств юридических лиц, личных сбережений и иных источников, разрешенных законодательством.
Финансирование охраны здоровья осуществляется за счет: бюджетов всех уровней, обязательного и добровольного страхования, целевых фондов, средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, доходов от ценных бумаг и других источников.

Это интересно:  Курсы охрана здоровья детей и подростков 2019 год

Социальные права человека

Социальное государство – вид политической системы, при которой материальные блага распределяются по принципу социальной справедливости.

Социальное государство, социальная политика государства

Главной функцией социального государства является обеспечение каждому гражданину достойного уровня жизни, предоставление помощи неимущим, а также равномерное сглаживание социальных различий.

Очень часто социальное государство называют государством всеобщего благоденствия или государством всеобщего благосостояния.

Социальные права человека

Социальные права человека представляют собой систему конституционных прав которые позволяют человеку получить от государства ряд гарантий, касающихся определенных материальных и нематериальных благ.

К категории социальных прав относятся такие права: право на жилье, право на социальное обеспечение, право на медицинскую помощь и охрану здоровья, право на образование.

Социальные права человека впервые были закреплены в послевоенный период. В России социальные права человека регулируются
Ст. 43, ст. 38, ст. 39, ст. 40, ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Право на социальное обеспечение

Право на социальное обеспечение – это возможность, которая предоставляется нетрудоспособным лицам, или лицам, которые не имеют возможность обеспечить себя по другим причинам, получить материальную помощь со стороны государства.

Конституция Российской Федерации признает права каждого гражданина на социальное обеспечение. Как правило, правом на социальное обеспечение пользуются следующие категории субъектов:

— лица пенсионного возраста;

— лица, не обладающие трудоспособностью в виду проблем со здоровьем (инвалиды);

— женщины, пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;

— несовершеннолетние дети- сироты.

Право на жилье

Право на жилье регламентируется ст. 40 Конституции РФ. Это право выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей граждан. Право на жилье включает в себя такие права:

— право на стабильное и устойчивое пользование жилим помещением;

— возможность улучшения условий жилищного фонда;

— право жить в жилище, условия которого отвечают всем нормам цивилизованного общества;

— право на неприкосновенность жилья.

Здоровье под охраной закона

Право человека на здоровья охраняется многочисленными международными правовыми документами, а также основными законами почти всех независимых государств.

Право на здоровье не предусматривает право человека обладать хорошим здоровьем. Оно лишь обеспечивает ему возможность иметь доступ к факторам, которые улучшают здоровье.

В частности, к таким факторам относятся безопасные условия труда, наличие доступа к бесплатному медицинскому обслуживанию, надлежащее качество пищи и жилья.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Труд: трудовые отношения и их правовое регулирование, трудовой договор и дисциплина труда
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПраво на образование и образование как сочетание интересов личности и общества: самообразование

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Реферат

Санкт-Петербургский Государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова.

Кафедра судебной медицины и правоведения.

“ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН”

Преподаватель: Никитин Е.Н.

Значение охраны здоровья граждан, как неотъемлемого условия жизни общества.

Структура “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”

Ознакомление со статьями “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”

I. Охрана здоровья граждан РФ является одной из важней­ших задач государства, что закреплено в ст. 41 Конституции РФ — «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицин­скую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывает­ся гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». В соот­ветствии с Конституцией РФ Верховный Совет РФ в авгус­те 1993 г. принял «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Охрана здоровья граждан является неотъемлемым условием жизни общества. И за обеспечение этого общепризнанного принципа, закрепляющего приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, ответственно государство.

1) “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” состоят из 12 разделов и 69 статей.

Первый раздел “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” содержит 4 статьи (статьи 1 — 4), раскрывающие общие положения “Основ законодательства”.

Второй раздел содержит 8 статей (статьи 5 — 8), определяет компетенцию в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления.

Одиннадцатый раздел состоит из 1 статьи (статья 65) и описывает международное сотрудничество.

2) В статье 1 “Основ законодательства” дается определение ох­раны здоровья граждан. Охрана здоровья граждан — это сово­купность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, на­правленных на сохранение и укрепление физического и пси­хического здоровья каждого человека, поддержание его дол­голетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случаях утраты здоровья.

Основополагающими принципами охраны здоровья граждан (ст. 2 «Основ законодательства») являются:

1) со­блюдение прав человека и гражданина в области охраны здо­ровья и обеспечение связанных с этими правами государ­ственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность меди­ко-социальной помощи; 4) социальная защищенность граж­дан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов го­сударственной власти и управления предприятий, учрежде­ний и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Организация охраны здоровья граждан в РФ предусмат­ривает существование трех систем здравоохранения: госу­дарственной, муниципальной и частной. При этом деятель­ность учреждений как государственной, так и муниципаль­ной и частной систем здравоохранения осуществляется в соответствии с «Основами законодательства» и другими законодательными акта­ми РФ, причем только при наличии лицензии на избранный вид деятельности (ст. 15 «Основ законодательства»). Органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, является Министерство здравоохранения РФ. Лицензия может быть выдана юридическому или физическому лицу при наличии у него диплома о сред­нем или высшем медицинском образовании и сертификата на определенный вид деятельности.

В разделах IV и V «Основ законодательства» приводятся права граждан и отдель­ных групп населения в области охраны здоровья. Право граждан РФ на охрану здо­ровья (ст. 17 «Основ законодательства») обеспечивается: 1) охраной окружающей природной среды; 2) созданием условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; 3) производством и реализацией доброкачественных продуктов питания; 4) предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Граждане РФ имеют право:

1. На информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19 «Основ законода­тельства»). Эта информация предоставляется местной администрацией через сред­ства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

2. На медико-социальную помощь при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях (ст. 20 «Основ законодательства»). Медико-социальная помощь пре­дусматривает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального ха­рактера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, в том числе вып­лату пособия по временной нетрудоспособности.

3. На бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной си­стемах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помо­щи обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского стра­хования.

4. На дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добро­вольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учрежде­ний и организаций, своих личных средств и иных источников.

5. На льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими, слу­ховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.

6. На медицинскую экспертизу, в том числе и независимую, которая производит­ся по их личному заявлению.

7. На 3 дня неоплачиваемого отпуска, который предоставляется по личному заяв­лению работающего гражданина без предъявления медицинского документа, удос­товеряющего факт заболевания.

В разделе VI «Основ законодательства» приводятся права граждан при оказании медико-социальной помощи. При обращении за медицинской помощью и ее полу­чении пациент имеет право на:

1. Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского обслуживаю­щего персонала.

2. Выбор врача, в том числе семейного и лечащего, а также лечебно-профилакти­ческого учреждения (в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования).

3. Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

4. Проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов.

5. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешатель­ством, доступными способами и средствами.

6. Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помо­щью, состоянии здоровья и диагнозе.

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. К врачебной тайне также относятся сведения об искус­ственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Медицинские работники за разглашение врачебной тайны с учетом причиненного гражданину ущерба несут дисциплинарную, административную или уголовную от­ветственность.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина (в соответствии со ст. 61 «Основ законодательства») может быть осуществлено лишь: 1) в це­лях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отрав­лений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Оказание медицинской помощи без согласия граждан или иных законных предста­вителей (в соответствии со ст. 34 «Основ законодательства») допускается в отноше­нии лиц: 1) страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружаю­щих (инфекционные заболевания); 2) страдающих тяжелыми психическими рас­стройствами; 3) совершивших общественно опасное деяние.

8. Отказ от медицинского вмешательства. При отказе родителей или иных закон­ных представителей лица, не достигшего 15 лет, либо законного представителя лица, признанного недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасе­ния жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц (ст. 33 «Основ законодательства»).

9. Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здо­ровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

10. Получение медицинских и иных услуг в рамках добровольного медицинского страхования.

11. Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

12. Допуск адвоката.

13. Допуск священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов.

В разделе VII «Основ законодательства» впервые предусматривается регулирова­ние медицинской деятельности по планированию семьи и в отношении репродук­тивной функции человека. Допускаются искусственное оплодотворение и имплан­тация эмбриона — это является правом женщины детородного возраста (ст. 35 «Ос­нов законодательства»).

Ст. 36 «Основ законодательства» предоставляет женщине самой самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности может быть проведено: 1) по желанию женщины при сроке беременности до 12 нед; 2) по соци­альным показаниям — при сроке беременности до 22 нед; 3) по медицинским пока­заниям — независимо от срока беременности. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяет МЗ РФ, а социальные пока­зания — Федеральное правительство.

Медицинская стерилизация как метод контрацепции, согласно ст. 35 «Основ за­конодательства», может быть произведена только по письменному заявлению граж­данина: 1) не моложе 35 лет или имеющего не менее 2 детей; 2) при наличии меди­цинских показаний — независимо от возраста и наличия детей. Перечень медицин­ских показаний для медицинской стерилизации определяется МЗ РФ.

В разделе VIII «Основ законодательства» излагаются гарантии осуществления ме­дико-социальной помощи. Закон предусматривает оказание первичной медико-са­нитарной помощи, скорой и специализированной медицинской помощи, а также медико-социальной помощи некоторым категориям граждан.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплат­ным видом медицинского обслуживания. Она предусматривает: лечение наиболее распространенных заболеваний, травм и отравлений, других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; про­филактику наиболее важных заболеваний; осуществление мер по охране семьи, ма­теринства и детства и т.д. Данный вид медицинской помощи обеспечивается уч­реждениями муниципальной системы здравоохранения. Объем первичной меди­ко-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (ст. 38 «Основ законода­тельства»).

Скорая медицинская помощь предоставляется бесплатно за счет средств бюдже­та; ее безотлагательно оказывают лечебно-профилактические учреждения независи­мо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности.

Специализированная медицинская помощь осуществляется при заболеваниях, тре­бующих специальных методов диагностики и лечения, в лечебно-профилактичес­ких учреждениях, имеющих лицензию на указанный вид деятельности; она оказыва­ется за счет средств бюджета, целевых фондов, личных средств граждан и иных ис­точников. Виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи устанавливает Министерство здравоохранения РФ (ст. 39, 40 «Основ зако­нодательства»).

В ст. 43 «Основ законодательства» приводится порядок применения новых мето­дов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств. Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лече­ния и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациен­та. Только после получения его добровольного согласия.

Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии — удовлетворе­ние просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо средствами (ст. 45 «Ос­нов законодательства»). Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность. Ст. 47 «Основ законодательства» допускает изъятие у человека органов и тканей для трансплантации. По этому поводу принят специальный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Вместе с тем «Основы законодательства» однозначно указывают, что принуждение к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации не допускается, а органы и ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок.

Нередко в связи с предстоящим изъятием органов и (или) тканей требуется кон­статировать смерть человека. Это разрешается делать только врачу или фельдшеру в соответствии со специальным положением МЗ РФ (ст. 46 «Основ законодательства»).

Для получения данных о причине смерти и диагнозе заболевания может прово­диться патологоанатомическое вскрытие трупа. При наличии письменного заявле­ния родственников умершего (по религиозным или иным мотивам) патологоанато­мическое вскрытие при отсутствии подозрения на насильственную смерть не произ­водится. По требованию родственников для участия во вскрытии может быть приглашен специалист либо назначена и проведена независимая экспертиза (ст. 48 «Основ законодательства»).

Раздел IX «Основ законодательства» предусматривает несколько видов медицинс­кой экспертизы: 1) экспертизу временной нетрудоспособности; 2) медико-социальную;

3) военно-врачебную; 4) судебно-медицинскую; 5) судебно-психиатрическую; 6) не­зависимую. Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия (ст. 52 «Основ законодательства»). Незави­симая медицинская экспертиза предусмотрена в отношении патологоанатомического исследования трупа и военно-врачебной экспертизы (ст. 53 «Основ законодательства»).

Раздел Х «Основ законодательства», рассматривая права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников, отдельной статьей (ст. 54) регла­ментирует право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью. Правом на данный вид деятельности обладают лица, получившие высшее или сред­нее медицинское и фармацевтическое образование, имеющие диплом и специаль­ное звание, а на занятие определенными видами деятельности — также сертификат специалиста и лицензию. Правом на занятие народной медициной обладают граж­дане, получившие диплом целителя (ст. 57 «Основ законодательства»). Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается. Незаконное занятие медицинской и фармацевтичес­кой практикой, а также народной медициной (целительством) предусматривает уго­ловную ответственность.

Определение понятия “лечащий врач” дано в статье 58:

Лечащий врач — это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования.

Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача.

Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного.

Лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности сроком до 30 дней.

Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения.

Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения и получившие дип­лом, дают клятву врача (статья 60) следующего содержания: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины». Клятва врача дается в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты.

Основные положения клятвы отражены в законе об охране здоровья граждан, за нарушение клятвы врачи несут ответственность, предусмотрен­ную законодательством Российской Федерации (ст. 60 «Основ законодательства»).

В ст. 63 «Основ законодательства» отражена социальная и правовая защита меди­цинских и фармацевтических работников. Медицинские и фармацевтические работ­ники имеют право на: 1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с тре­бованиями охраны труда; 2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом; 3) защиту своей профессиональной чести и достоинства; 4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретичес­кой и практической подготовки; 5) совершенствование профессиональных знаний; 6) переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности вы­полнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением штата, ликвидации предприя­тий, учреждений и организаций; 7) страхование профессиональной ошибки, в ре­зультате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имею­щегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилак­тическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни; 9) первоочередное получе­ние жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в детс­ких дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обя­занностей, и др. Врачи и другие медицинские работники, работающие и проживаю­щие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на бесплатное предоставление квартир.

Раздел XII «Основ законодательства» посвящен ответственности за причинение вреда здоровью граждан. В случае нарушения прав граждан в области охраны здоро­вья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтически­ми работниками своих профессиональных обязанностей, что повлекло за собой вред здоровью граждан или их смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством РФ (ст. 68 «Основ законода­тельства»).

Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работни­ков от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответ­ственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и респуб­лик в составе Российской Федерации.

III. Таким образом, “Основы законодательства РФ о защите здоровья граждан”, охватывают вопросы здравоохранения касательно всех слоев населения, а также, и пациентов, то есть получателей медицинской помощи, и медицинских работников, то есть лиц, предоставляющих медицинскую помощь. “Основы законодательства РФ о защите здоровья граждан” не единственный правовой документ, охраняющий здоровье граждан. Регламентируют соблюдение этого неотъемлемого права человека и другие нормативные акты, например, Конституцией Российской Федерации, закон о медицинском страховании, закон о трансплантации, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Постановление правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 (список льготников), “О гарантиях права граждан на охрану здоровья, при распространении рекламы”.

“ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ)”

“Судебная медицина” под ред. Г.А. Пашиняна, Г.М. Харина.

“Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Жизнь и здоровье как объекты правовой охраны

Известно, что здоровье наряду с жизнью является первостепенным благом человека. Вместе с тем, здоровье как социально-экономическая, медицинская и юридическая категория трудно поддается определению, поскольку имеет множество аспектов. Первостепенное значение здоровья для развития общества подчеркивается закреплением права на его охрану и обеспечение многочисленными международными правовыми актами. Среди них следует упомянуть Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г. и другие документы ООН. Вместе с тем, не существует общепризнанного международного стандарта содержания права на охрану здоровья.

Важнейшим региональным документом, закрепившим право на охрану здоровья, является Европейская социальная хартия (Турин, 18 октября 1961 г. — Страсбург, 3 мая 1996 г.), подписанная Россией еще в 2000-м году, но до сих пор не ратифицированная. Продолжительный период подготовки Хартии к ратификации свидетельствует о серьезных проблемах в системе социальной защиты российских граждан и о таком уровне их социальных прав, который не позволяет в короткие сроки обеспечить исполнение европейских требований социальных гарантий. Исследуются также основные юридические акты в области охраны и обеспечения здоровья, действующие на территории СНГ, в частности, Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является конституционным, т.е. основным, базовым правом человека. Конституции многих развитых стран мира содержат те или иные государственные обязательства перед гражданами в сфере здоровья (Конституция Французской Республики от от 27 октября 1946 г. (преамбула), Конституция Итальянской Республики (ч. 1 ст. 32), Конституция Королевства Испания от 27 декабря 1978 г. (ст. 43.1).

Право на охрану здоровья отражено в конституциях бывших республик СССР: Российской Федерации, Беларуси, Украины, Таджикистана и т.д., ныне — государств-членов СНГ. В целях обеспечения указанного права провозглашается принятие мер по оздоровлению окружающей среды (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан), развитию физической культуры и спорта (Армения, Беларусь, Украина, Таджикистан), возможности пользоваться оздоровительными учреждениями (Беларусь, Украина), гарантии санитарно-эпидемиологического благополучия (Азербайджан, Россия, Украина), а также возможности для различных форм медицинского страхования (Азербайджан, Россия, Украина).

Всеми государствами в той или иной форме закреплено положение о создании условий, которые обеспечивали бы населению медицинскую помощь и уход в случае болезни. «Бесплатную» медицинскую помощь декларируют конституции Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Украины, Таджикистана, Туркменистана. Однако, в действительности слова сильно расходятся с делом — социальные права в указанных странах, включая Россию, реализуются из рук вон плохо.

В юридической теории распространен подход, согласно которому под содержанием конституционных прав понимают те конкретные правомочия, на которые «распадается» основное право при ближайшем рассмотрении.

Собственный подход к содержанию права на охрану здоровья зиждется на выделении основного, базового содержания этого права, т.е. тех правомочий, без которых рассматриваемое право не может существовать, поскольку они составляют его смысл.

Право на охрану здоровья наряду с такими правами, как право на достойную жизнь, труд, образование, жилище, социальное обеспечение и социальную защиту, создание профсоюзов и т.д. большинством ученых относится к категории социальных (социально-экономических) прав. Отмечается, что общепринятого определения социальных прав в литературе не существует.

По мнению автора, праву на охрану здоровья присущи все черты и характерные особенности социальных прав, выделяемые в литературе: социальные права образуют составную часть системы неотъемлемых прав человека; главной характерной чертой социальных прав является то, что они призваны обеспечивать личности удовлетворение важнейших жизненных нужд, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии; социальные права являются краеугольным камнем формирования подлинно социального государства; реализация социальных прав становится проблематичной в условиях недостатка материальных и финансовых ресурсов; юридическая природа социально-экономических прав в их соотношении с так называемыми классическими правами — личными и политическими — до сих пор остается спорной.

Выделим ряд проблем, которые возникли с закреплением в конституциях посттоталитарных государств широкого перечня социально-экономических прав и в связи с необходимостью их реализации: снижение значимости гражданских и политических прав как фундаментальной ценности социального устройства; опасность вмешательства государства в рыночные процессы, поскольку с провозглашением позитивных прав такое вмешательство превращается в конституционную обязанность; невозможность судебной защиты многих социально-экономических прав и свобод; противоречие установок, которые задают конституционные социально-экономические права и свободы человека, основным либерально-демократическим принципам — свободы и формального равенства; отсутствие в таких государствах материальных ресурсов, необходимых для реализации социально-экономических прав и свобод и др.

Право на охрану жизни и здоровья имеет широкие связи с иными конституционными правами человека и гражданина. Для того, чтобы воплотиться в действительность, из декларированного превратиться в фактическое, другими словами, для того, чтобы каждый человек, которому адресовано указанное право, мог им реально воспользоваться, необходимы соответствующие предпосылки, формирующие благоприятную для реализации социальную и правовую среду, обстановку, а также специфические юридические средства и способы реализации. Эту обстановку, или среду, состоящую из ряда объективных и субъективных факторов, а также конкретные средства и способы реализации создает институт гарантий реализации и охраны субъективного права, являющийся важнейшим инструментом их обеспечения. По словам Л.Д. Воеводина, «вопрос о гарантиях возникает всякий раз, когда осуществляется переход от должного к сущему».

Вопросам, связанным с сущностью и классификацией гарантий, в юридической литературе всегда уделялось достаточно много внимания, поскольку гарантии являются одним из важнейших элементов правового статуса человека, обеспечивают саму возможность его существования и реализации.

Конституционные гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь занимают особое место в структуре юридических гарантий, поскольку носят отправной, базовый, фундаментальный характер. Конституционно-правовое обеспечение права на охрану здоровья и медицинскую помощь представляет собой совокупность норм конституционного законодательства, регламентирующих общие условия и предпосылки, а также конкретно-юридические способы и средства обеспечения рассматриваемого права.

Важным условием обеспечения реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь является социальное государство.

Статья написана по материалам сайтов: www.nado5.ru, studfiles.net, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector