+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Социальная политика в сфере охраны здоровья 2019 год

Политика в сфере здравоохранения направлена на оказание населению доступной и качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья человека и общества в целом.

К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия наук, которые в пределах своей компетенции разрабатывают и реализуют меры по охране здоровья граждан. В систему также включены находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники, медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения.

В России существуют три сектора здравоохранения: государственный (федеральный и уровень субъекта федерации), муниципальный и частный. Каждый из них выполняет свои четко определенные законодательством задачи по организации и оказанию медицинской помощи и имеет свои расходные обязательства.

Законодательством регулируются права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и деятельность системы здравоохранения. Каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, обладает, неотъемлемым правом на охрану здоровья и медицинскую помощь – это гарантированная согласно Конституцией Российской Федерации совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, национального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

С сентября 2005 г. осуществляются мероприятия по реализации национального проекта «Здоровье», включающего в себя: развитие первичной медицинской помощи, развитие профилактического направления медицинской помощи и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Социальная политика в области здравоохранения

Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:

· новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

· формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;

· приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий;

· защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни.

Принципы: комплексность решения задач в области здравоохранения, фармацевтической и медицинской промышленности в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах — выбор по каждому направлению развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения; своевременное реагирование на тенденции в текущий период; учет региональных особенностей развития здравоохранения и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных программ здравоохранения; взаимодействие органов государственной власти с частным бизнесом, институтами гражданского общества, международными субъектами; координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Задачи: стабилизация и обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на социально справедливой основе; оптимизация управления и финансирования системы здравоохранения, ее интеграция; обновление медицинских технологий, в т.ч. профилактических, доказавших свою эффективность; внедрение действенных подходов к контролю качества и безопасности услуг здравоохранения, фармацевтических препаратов, медицинской техники; совершенствование последипломного образования и профессиональной деятельности работников здравоохранения; развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности; формирование партнерств государства в области здравоохранения с частным бизнесом, гражданским обществом; инициирование межведомственных программ охраны общественного здоровья и обеспечение профессионального лидерства специалистов в области здравоохранения; защита национальных интересов в сфере здравоохранения в рамках международного сотрудничества.

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.

Приоритеты социальной политики в сфере охраны здоровья населения

Состояние здоровья населения точно отражает тенденции экономического развития и благосостояния страны. В России прогрессирующие рост заболеваемости, инвалидизации, смертности среди различных возрастных групп населения, в том числе участившиеся случаи самоубийств, падение рождаемости при вели к неблагоприятным демографическим сдвигам. В полной мере все эти процессы затронули большинство российских регионов. Особое значение приобретает демографическая политика, концепции которой необходимо разрабатывать как на федеральном, так и на региональных уровнях, и на этой основе принимать целевые социальные программы.

Охрана здоровья населения охватывает большой спектр следующих проблем, требующих кардинальных решений:

· подъем материального благосостояния людей;

· обеспечение граждан жильём в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами;

· улучшение структуры питания различных возрастных групп населения,

· достижение экологического благополучия в различных административно-территориальных поселениях любого масштаба;

· коренное изменение в сфере охраны труда;

· модернизация производства, производимая с учетом санитарно-гигиенических нормативов организации труда и современных производственных технологий;

· выведение из жилых зон вредных предприятий, минимизация негативного воздействия этих предприятий на окружающую среду;

· снижение безработицы (устранение скрытой безработицы);

· смягчение политических и экономических катаклизмов, ставших чуть ли не обыденным, а потому столь устрашающим, явлением.

Однако помимо столь глобальных проблем, есть первоочередные вопросы, требующие внимания и решения:

· усиление профилактики заболеваемости и укрепления здоровья различных слоев населения, особенно женщин и детей;

· усиление противоэпидемических мероприятий, контроль за состоянием рабочих мест, населенных пунктов, социальных объектов;

· повышение ответственности предприятий всех форм собственности, а также физических лиц за загрязнение окружающей среды, за нарушение экологического баланса, за прямой ущерб здоровью людей;

· повышение уровня подготовки и использования медицинских кадров. Активизация роли профессиональных медицинских обществ в определении условий медицинского страхования и контроля за качеством подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, а также медицинской помощи;

· приоритетное развитие отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, достойно представленной в ряде регионов и хорошо себя зарекомендовавшей на рынке медицинских товаров и услуг;

· обеспечение постоянной витаминизации всех детей и беременных женщин, а также обязательное проведение массовой профилактики среди населения, проживающего в районах с дефицитом особо значимых микроэлементов в биосфере;

· восстановление системы этапного оздоровления и реабилитации детей всех возрастных групп, включая систему школьной медицины и летнего оздорови тельного отдыха, сделав их доступными для всех слоев населения;

· обеспечение горячего питания школьников;

· реализация программ борьбы с различными формами токсикомании и иными вредными привычками;

· разработка региональных базовых программ медицинской помощи;

· упорядочение финансирования учреждений здравоохранения на основе уточнения и разграничения функций бюджетного и страхового финансирования, а также контроля финансовых ресурсов;

· создание должных региональных запасов необходимых медикаментов и медицинской техники;

· модернизация всех типов медицинских и фармацевтических учреждений;

· демонополизация лечебно-профилактической сети, поощрение открытия боль ниц, поликлиник, аптек, реабилитационно-оздоровительных центров, санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха предприятиями и организациями раз личных форм собственности, а также физическими лицами на основе федеральной и региональной законодательной базы;

Это интересно:  Гражданско правовая охрана жизни и здоровья граждан 2019 год

· пропаганда всеми легальными методами ответственного отношения граждан к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

В сфере охраны окружающей среды необходимо заняться активным формированием менталитета ценности природы у широких слоев населения. Для создания условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде жизнеобитания человека, а также условий для проведения экологической реабилитации человека и среды его обитания необходимо формирование правового поля, экономических рычагов воздействия.

Охрана здоровья населения и окружающей среды — это неотъемлемая часть социальной политики, заинтересовано участвовать в которой должны все граждане России. Формы и методы такого участия могут быть как на условиях государственного регулирования, так и в системе самоорганизации людей.

Приоритеты социальной политики в сфере формирования социокультурной среды

Для многих территориальных образований России это чрезвычайно сложная проблема для практического решения. Сложившийся стереотип социального обустройства регионов с учетом приоритетов крупных городов, административных центров привел к практическому отсутствию сколько-нибудь значимой социально-культурной инфраструктуры в малых и большинстве средних по масштабам поселениях. В значительной части малых городов и сельских поселков нет учреждений профессионального образования, культуры, досуга, для занятий спортом и физической культурой, изучения языков, и т.п. Крайне скудно развита сеть общеобразовательных и медицинских учреждений. Ряд здравниц, принадлежащих юридическим либо физическим лицам из крупных мегаполисов, расположенных на региональных территориях, не доступны для участия в их функционировании и сопричастности к собственности местным жителям. Многие регионы России богаты природ но-климатическими санитарно-курортными условиями. Но лучшие санатории, оздоровительные комплексы, дачные поселки не только не доступны местным жителям, но нередко существенно ущемляют их деловые, экологические и иные интересы, востребование которых могло бы значительно улучшить положение на рынке труда, собственности, товаров и услуг в соответствующей территории.

Большие проблемы существуют в поддержании культурно-архитектурных комплексов различной ведомственной принадлежности. Многие из уникальных исторических комплексов разрушены либо находятся в бедственном положении. Статус этих комплексов требует уточнения, они остро нуждаются в финансовой поддержке, решении накопившихся материально-технических и иных проблем.

В России для значительной части ее городов, иных населенных пунктов низкой остается культура градостроения, в них утрачена самобытность национального колорита. Уровень цивилизации в сфере коммунального обеспечения различных администативно-территориальных образований резко отличается друг от друга. Особенно он контрастирует с таковым в крупных мегаполисах.

В подавляющем большинстве регионов необходимо решить проблемы досуга и творчества по месту жительства детей, молодежи, иных групп населения Положи тельную роль могла бы сыграть активизация некоммерческой спортивной и оздоровительной работы среди людей различного возраста

Снижение отрицательного воздействия социальных негативов могут в определенной мере обеспечить проведение фестивалей, соревнований, различных культурно-массовых мероприятий, несущих людям радость и оптимизм. Делать это следует изыскивая внебюджетные ресурсы, на основе инициатив самих людей Практически повсеместно не задействован потенциал самоорганизации людей Однако наивно считать, что самоорганизация некий спонтанный процесс. Безусловно, что он требует определенных усилий со стороны органов местного управления, общественных, благотворительных и иных незапрещенных законом организаций.

Для многих регионов давно требующей решения является проблема модернизации учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Должного внимания заслуживают специализированные образовательные учреждения, в том числе коррекционные классы в общеобразовательных школах. Следует учитывать, что социальные службы специализированной системы имеют сегрегационные особенности, определяющие высокую затратность и морально-этическую ущербность. Поэтому следует решать проблемы, ориентируясь на использование интеграционных технологий.

Во многих регионах России актуальными являются вопросы социальной по мощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Межрегиональной проблемой становится организация домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц, что следует делать совместными усилиями территориальных органов социальной за щиты с другими заинтересованными службами. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации. И эта проблема должна найти место в работе государственных и общественных структур.

В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников, так называемой непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения (исключая запретительные меры).

Проблема формирования социо-культурной среды не нуждается в скоропалительных действиях. Необходимо проведение ее серьезного социологического и экономического изучения, поиска различных решений, в том числе и компромиссных, совместно выработанных с граничащими друг с другом территориями. Активное участие в этом могли бы принять общественные движения, различного уровня средства массовой информации, в том числе местные телеканалы.

Очевидно, что главным на пути создания должного уровня социо-культурной среды должно стать повышение уровня образованности населения во всех сферах жизнедеятельности и как стержень этого — достижение высот профессиональных знаний и умений. Особое значение следует придать развитию всех форм общего и профессионального образования, повышению качества обучения детей в школах, независимо от места жительства, качество получения профессионального образования. Выбор профессионального обучения должен зависеть от желания и уровня знаний человека, а не от каких-либо иных обстоятельств. Государство в лице своих институтов должно гарантировать действенность доступности получения профессионального образования. Социальные реформы, происходящие в России, предусматривают существенные изменения идеологии и инфраструктуры института профессионального образования.

Приоритетами образования, в свете этих реформ, обозначены:

· «облегчение социализации в рыночной среде;

· противодействие негативным социальным процессам и обеспечение социальной мобильности в обществе;

· поддержка интеграции новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное пространство;

· реализация ресурса свободы, формирование выбора общественно полезной деятельности для каждого человека, получившего образование.

Одними из главных базовых условий модернизации образования признаются:

· информатизация образования, обеспечивающая модернизацию его методов и технологий, переход к открытому образованию;

· формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобильность средств населения и предприятий;

· высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг;

· эффективное использование ресурсов кадров.

Среди экономических и финансовых механизмов реализации реформ в образовании признаны:

· мобилизация частных средств в систему образования;

· развитие коммерческой образовательной и необразовательной деятельности;

· рыночные формы отношений, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;

· адресная социальная поддержка учащихся из низко доходных домохозяйств. Реформы в сфере образования ориентированы на модернизацию в сферах труда и занятости.

Не вызывает сомнения, что все указанные аспекты реформ значимы и актуальны. Однако многие положения вызывают как вопросы о технологии их реализации, так и о социально-нравственной стороне модернизации профессионального образования. В провозглашенных реформах отдан приоритет экономической стороне отношений учащегося и образовательных учреждений.

Очевидно, что среди социально-нравственных аспектов реформ профессионального образования острое звучание получают следующие проблемы:

· доступность профессионального образования, начиная с получения качественного допрофессионального образования для детей из различных по достатку семей. Сегодня в России более половины семей с детьми относятся к бедным слоям населения. В школах нового типа, программы которых наиболее соответствуют требованиям к знаниям абитуриентов профессиональных образовательных учреждений, широко распространена практика оплаты родителями многих школьных дел (приобретение учебников; занятий по авторским программам, а также изучения ряда предметов; посещение театров; экскурсий и др.), что не могут позволить себе родители большей части российских детей. Следовательно, дети из этих семей не могут учиться в школах нового типа, не потому, что не способны усвоить более сложные программы обучения, а по тому, что их родителям это не по карману. В этой связи провозглашение равенства возможностей в получении образования в концептуальных реформаторских декларациях выглядит утопичным. Утверждение о компенсационных выплатах — лукавым, поскольку в этом случае затраты будут весьма существенны и явно обременительны для бюджета;

Это интересно:  Центр охраны здоровья семьи на бескудниковском бульваре 2019 год

· мотивации выбора профессии и сферы приложения труда Согласно специальным исследованиям выбор той или иной профессии определяется современным российским школьником, а при специализации на старших курсах — студентом, во многом возможностью последующего трудоустройства. Это трудоустройство рассматривается через протекционизм. В расчет, как правило, не идут профессиональные знания, равные конкурентные начала на рынке труда и прочие условия профессионального и карьерного роста, зависящие от профессиональной состоятельности специалиста;

· ценностная ориентация личности на профессиональные знания и навыки, как следствие обозначенной установочной мотивации на трудовую деятельность. Студенты, молодые специалисты на практике познают, что добиться успеха можно иными способами, чем добросовестным профессиональным исполнением своих трудовых обязанностей в конкретной сфере труда. Среди этих способов весь арсенал теневой экономики, «связи и еще раз связи», «нужные люди», игнорирование норм права и морали;

· ориентация личности на профессиональную деятельность, для которой характерны нарушения права, отсутствие уважения к конкурентам на свободном рынке труда;

· нравственные аспекты развития коммерческой образовательной и необразовательной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях обусловлены нецелевым использованием учебных площадей в ущерб условиям учебы студентов и труда профессорско-преподавательского состава этих учреждений, а также значимой дифференциацией учащихся на богатых и бедных.

К сожалению ни эти, ни многие другие аспекты реформ профессионального образования не подкреплены механизмами противодействия вероятным нравственным издержкам. В этой связи очевидно обозначение такого приоритета социальной политики, как недопущение социально-нравственных издержек реформ в сфере образования. Страна слишком дорого заплатит за недопущение в университеты «Ломоносовых», за обеспечение карьерного роста амбициозным личностям, не владеющим должным профессионализмом и преданностью избранной профессии.

Представляется важным затронуть еще одну проблему. В России на современном этапе одним из приоритетных путей развития профессионального образования признается многоуровневое, вариативное непрерывное интегрированное образование Его цель — создать необходимые условия получения профессионального образования, а также социализации и интеграции, позволяющих специалистам достигать должной конкурентоспособности на общем рынке труда, равные стартовые возможности карьерного и профессионального роста с учетом происходящих в стране реформ в различных сферах жизни государства и общества.

Ожидаемыми результатами этого образования должны стать:

· качественное усвоение учащимися на допрофессиональном этапе обучения общеобразовательной программы с углубленным изучением профильных для последующего профессионального образования предметов;

· высокий уровень социализации учащихся, в том числе с ограниченными по со стоянию здоровья возможностями;

· выработанная мотивация к продолжению обучения в системе профессиональ ного, в том числе высшего, образования;

· осознанный выбор будущей профессии и ориентация в специфике избранной профессиональной деятельности;

· готовность к обучению в интегрированной открытой профессиональной образовательной среде;

· сокращение до минимума процесса социально-средовой и психологической адаптации учащегося в профессиональном образовательном учреждении и по следующей трудовой среде;

· достаточные навыки коммуникабельности для обучения в профессиональном образовательном учреждении в системе интегрированного открытого образовательного пространства;

· устойчивые навыки целенаправленной самостоятельной работы в процессе обучения;

· знание прав и обязанностей учащегося профессионального образовательного учреждения;

· достаточный уровень профессиональной и социально-психологической подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений для адекватного поведения на общем рынке труда и в трудовых коллективах различного типа предприятий и организаций.

Данная модель профессионального образования получает все большее признание и внедряется в различных регионах России. Безусловно, это прогрессивная форма образования, дающая большие возможности учащимся. Однако изучение контингента лиц, обучающихся по указанным технологиям, подтверждает, что лучшие формы обучения, образовательный капитал недоступны выходцам из бедных семей и проживающих в отдалении от социокультурных центров. Складывается ситуация избирательности лучшего для избранных по имущественному при знаку, а также месту жительства.

Социально-нравственные проблемы профессионального образования превратились в социальные проблемы, т.е. объективно возникающие в процессе функционирования и развития общества противоречия. Эти проблемы — комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления, и, прежде всего, путем реализации социальной политики. Они должны решаться как локально (когда затрагиваются частные аспекты профессионального образования на уровне индивида, социальной группы, конкретного профессионального образовательного учреждения), так и путем структурных преобразований социальной системы в целом. Принятие решений, как бы они не назывались (реформа, программа, или по иному), игнорирующих реалии, создаст некую иллюзию действия, активности во благо. Тогда как в действительности это породит еще большие по масштабности и социальным последствиям проблемы. Социально-нравственные проблемы профессионального образование не частное явление, характерное для системы образования, это проблемы настоящего и будущего российского общества. Эти проблемы заслуживают активного изучения, разработки технологий упреждения их негативных последствий. Модернизация профессионального образования необходима, в этом нет сомнения. Однако она не должна стать катализатором негативных процессов в сфере морали, профессиональной этики, духовности россиян.

Повышение культурного уровня населения во многом определяется системой ценностей, исповедуемых обществом. Необходимо предпринять целенаправленные меры на возрождение той высокой духовности, которая всегда была присуща народам России.

В сфере формирования социокультурной среды важное значение имеют культивирование в обществе созидательных ценностей, в числе которых справедливость, высокая нравственность в труде, в учебе, в быту, в повседневном общении, социальная справедливость, взаимопомощь; повышение мотивации к цивилизованному социальному обустройству административно-территориальных мест проживания людей; повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальной самобытности языка и культуры; социальная интеграция в сфере культуры и образования.

Приоритеты социальной политики в иных сферах жизнедеятельности государства и общества

Проведение региональной социальной политики

Определение приоритетов в проведении региональной социальной политики должно происходить с учетом специфики конкретного региона, но на основе единства федеральной и региональной социальной политик при условии упорядочения в разграничении их полномочий. Эффективность этой политики воз можно определять на основе интегральной оценки ряда показателей, характеризующих:

· воспроизводство населения и его отдельных групп;

· уровень жизни населения и его отдельных групп;

· затраты на социальные отрасли и их отдельные институты;

Сохранение и развитие комплекса отраслей социального обслуживания на селения, как составной части производственно-отраслевой базы российской национальной модели потребления.

Модернизация политики льгот.

Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только рассматривая ее во взаимосвязи с другими проблемами: доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;реформирования пенсионной системы; упорядочения медицинского и пенсионного страхования; соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств; создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг; воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Это интересно:  Права женщин в сфере охраны здоровья 2019 год

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

Оздоровление социальной структуры российского общества путем: государственной и общественной поддержки созидающих классов и социальных групп; социальной реинтеграции социально дезадаптированных или социально отторгаемых людей; пресечение либо адекватная конверсия паразитической деятельности в созидательную, общественно полезную.

Основными принципами, которыми следует руководствоваться при выборе приоритетов социальной политики, должны стать:

· своевременности исполнения государственных федеральных и региональных социальных обязательств;

· эволюционности преобразований социальной сферы;

· детерменированности в целеполагании и целеосуществлении социально-экономической перестройки интересов людей конкретных региональных территорий и России в целом;

· недопущения социальной напряженности в стране и отдельных территориях;

· ориентации при принятии социальных решений на общественные ожидания и независимую экспертизу.

Социальная политика в сфере охраны здоровья

2. Социальная политика в сфере охраны здоровья.

Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодательством. Так статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит – что государства-участники признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках политики в области здравоохранения. Эти меры касаются медицины, гигиены, внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового развития детей, то есть политика в области охраны здоровья также может осуществляется всей системой органов управления совместно со здравоохранением.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья закрепляют прав на охрану здоровья и медико-социальную помощь.

Важным фактором здоровья является уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансированным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Данный аспект здоровья затрагивает социальную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством (минимальная заработная плата, минимальная пенсия и другое), должны обеспечить минимум средств, необходимого для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности.

Важным фактором политики в области охраны здоровья является санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря контроля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекционной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

3. Социоэкологическая политика.

Весьма важным и масштабным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокупности его природных и антропогенных условий. Жизнедеятельность общества невозможна без каких-либо воздействий на окружающую среду, выбросов, отходов, загрязнений. Масштабы загрязнений (промышленные выбросы, бытовые отходы, загрязнения и другое) настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных процессов, иногда созданию промышленных производств по утилизации отходов. Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте.

В рамках социоэкологической политики должен постоянно поддерживаться баланс между сохранением природы и ее использованием.

4. Политика в сфере образования.

Образование относится к числу неотемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для индивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Политика субъектов Федерации в области образования определяется как федеральным, так и региональным законодательством и должна вестись на основе региональных образовательных стандартов, отвечающих территориальной специфике. Сама образовательная структура представляет собой достаточно сложный феномен, так как она включает в себя учреждения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрослым возможности получения образования, так и профессиональная их подготовка. Кроме того имеются различные виды дополнительного образования.

5. Политика в сфере культуры и досуга.

На протяжении всех лет истории СССР развитие культурно-досуговой деятельности осуществлялась на базе постулата, сформированного в свое время Карлом Марксом, что свободное время личности есть пространство ее действительного развития.

Поэтому досуг был нацелен на восстановление, затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспитание населения. Коммерческая успешность досуговой деятельности была вторичной. Большинство услуг в сфере культуры были бесплатными, либо имели доступную для населения оплату. Большинство государств, именуемых социальными, проводят разграничение между культурой, просвещением, как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отраслью коммерческой деятельности, главной целью которой является извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов реализуются программ бесплатного или льготного приобщения к культуре. Кроме того развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также является частью социальной политики современных государств.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к культурно-просветительной стороне досуговой деятельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает определенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, использовать отпуск. Такое состояние ведет к материальным трудностям, психологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени. Люди старшего возраста (40 лет и старше) стали тратить больше времени на работу на садовом участке, приобретении дополнительного источника дохода (шитье, вязание и так далее). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выставок и так далее), домашние настольные игры, дневной сон и так далее.

У лиц возраста от 16 до 30 лет остаются популярными спортивные игры, дискотеки, клубы по интересам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизился интерес к искусству, чтению газет и журналов, художественной литературе. В тоже время появился зажиточный слой молодежи (20-40 лет), который может позволить себе коллекционирование, посещение ресторанов и баров.

Уменьшение у большинства населения экономических возможностей для отдыха связано также с сокращением традиционных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, на Украине, в Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоровления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокращению инфраструктуры отдыха в целом.

Между тем рекреация относится относится к числу важнейших функций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затраченных сил невозможно ни восстановление трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рассматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных и трудовых конфликтов.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.org, helpiks.org, www.kazedu.kz.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector