+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Система социальной охраны здоровья граждан 2019 год

Человек, его жизнь, здоровье — высшие первичные ценности, относительно которых определяются другие ценности и блага. Огромное значение таких благ, как жизнь и здоровье, обусловливает необходимость их всемерной охраны, в том числе и правовой.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения ЗДОРОВЬЕ — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты, участвующими в Пакте государствами для полного осуществления этого права включают:

  1. Обеспечение сокращения мертворождаемости, детской смертности и здорового развития ребенка.
  2. Улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности.
  3. Предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней в борьбе с ними.
  4. Создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Конституция провозгласила Россию социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Одно из важнейших конституционных прав – право на охрану здоровья.

Таким образом, охрана жизни и здоровья человека — приобретает в настоящее время первостепенное значение. Решение этой проблемы имеет экономический, социальный, организационный, юридический и др. аспекты.

Охрана здоровья граждан — совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему мед. помощи в случае утраты здоровья.

Основные принципы охраны здоровья граждан:

  1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
  2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан (необходима не только специфическая мед. профилактика, но и формирование здорового образа жизни. Например, с этой целью принят ФЗ «Об ограничении курения табака» от 10.07.2001 г. Этот закон направлен на:

— защиту здоровья несовершеннолетних (запрет продажи несовершеннолетним)

— установление более низких норм содержания никотина и смол.

— защита интересов некурящих (запрет курения в транспорте, общественных местах, на рабочем месте, учреждениях образования и здравоохранения)

  1. Доступность медико-социальной помощи.
  2. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
  3. Ответственность органов гос. власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Что же принимается для решения этой проблемы в юридическом аспекте?

Задачи государства по охране здоровья населения и принципы Российского здравоохранения

Охрана здоровья граждан является неотъемлемым условием жизни любого цивилизованного государства.

Охрана здоровья — это наука, искусство и меры сохранения здоровья граждан.

Суть охраны здоровья граждан:

Предотвращение болезней, продление жизни и обеспечение умственного и физического здоровья и эффективной деятельности людей с помощью предпринимаемых обществом организованных усилий по оздоровлению окружающей среды, борьбы с инфекциями, обучения правилам личной гигиены, организации врачебной и медицинской помощи для ранней диагностики и профилактики заболеваний, а так же развития социальных механизмов с целью обеспечения каждому человеку уровня жизни, необходимого для поддержания здоровья так, что бы каждый человек мог реализовать свое неотъемлемое право на здоровую и продолжительную жизнь.

В соответствии с законодательством государство обеспечивает гражданам охрану здоровья не зависимо от пола, возраста, социального статуса, места жительства, вероисповедания и т.д. Охране здоровья является доступной, равной, справедливой для всех граждан РФ.

Принципы здравоохранения РФ:

? Ответственность общества и государства за охрану здоровья населения;

? Государственное обеспечение общедоступной и квалифицированной медпомощи для всех граждан в равной степени;

? Планирование (целевое программирование стратегий и тактики здравоохранения);

? Профилактическая направленность здравоохранения;

? Личная ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;

? Интеграция охраны здоровья и экологии;

? Интеграция науки и практики;

? Участие населения в охране здоровья;

? Интернациональное сотрудничество в сфере охраны здоровья;

? Гуманизм охраны здоровья, соблюдение этических и деонтологических норм и правил.

Из всех перечисленных принципов главным остается социально-профилактическое направление

Задачи государства по охране здоровья:

? Охрана окружающей среды, решение экологических проблем;

? Обеспечение в быту и на производстве надлежащих санитарно-гигиенических условий;

? Организация питания населения;

? Развитие физической культуры и спорта;

? Забота о здоровье матери и ребенка;

? Обеспечение бесплатной, общедоступной высококвалифицированной МП;

? Бесплатное обеспечение лекарствами в стационарах, частично амбулаторных больных;

— Обеспечение ЛПУ материально-технической базы.

Мероприятия системы здравоохранения по охране здоровья граждан РФ носят политический, правовой, социальный, культурный, научный, медицинский, санитарно-гигиенический, противоэпидемический и экономический характер.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья является одним из основных принципов охраны здоровья, сформулированных в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – ФЗ № 323).

Законодательство об охране здоровья не дает конкретного определения данному понятию, однако раскрывает его сущность в ст. 8 ФЗ № 323, согласно которой социальная защищенность обеспечивается путем:

  • Установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования;
  • Определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния);
  • Установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

По нашему мнению, под социальной защищенностью граждан в случае утраты здоровья, следует понимать такой результат функционирования системы социальной защиты , при котором каждый человек, утративший здоровье, может быть уверен в получении установленных законодательством мер социальной защиты, а сами эти меры эффективно способствуют максимально возможному восстановлению здоровья и компенсируют связанные с его утратой затруднения.

Система обязательного социального страхования

Значительная часть мер социальной защиты в случае утраты здоровья реализуется посредством системы обязательного социального страхования.

Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” (далее – ФЗ № 165) обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам (к числу которых безусловно относится и утрата здоровья).

Среди установленных законом страховых случаев можно выделить следующие, связанные с утратой здоровья: наступление инвалидности, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание (п. 1.1 ст. 7 ФЗ № 165).

В силу ст. 8 ФЗ № 165 при наступлении указанных страховых случаев граждане вправе получить страховое обеспечение в виде:

  • Оплаты медицинской организации расходов, связанных с предоставлением необходимой медицинской помощи (для граждан это означает возможность получения бесплатной медицинской помощи);
  • Пенсии по инвалидности;
  • Пособия по временной нетрудоспособности;
  • Страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплаты дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию.

Обязательное медицинское страхование

Обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, далее – ФЗ № 326).

Необходимо учитывать, что согласно ст. 10 ФЗ № 326 в системе обязательного медицинского страхования застрахованными лицами являются практически все граждане Российской Федерации (а в ряде случаев и иностранцы), в том числе неработающие.

Документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи, является полис обязательного медицинского страхования , действующий на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 45 ФЗ № 326).

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в установленных случаях (п. 6 ч. 6 ст. 35 ФЗ № 326).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в каждом субъекте Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 36 ФЗ № 326).

Более точное представление о том, на какой объем бесплатной медицинской помощи можно рассчитывать в различных ситуациях, даст Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403, а также территориальная программа вашего региона (в Москве, например, такая программа утверждена постановлением Правительства Москвы от 23.12.2016 № 935-ПП).

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ч. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”, далее – ФЗ № 255).

В отличие от обязательного медицинского страхования, здесь круг застрахованных лиц строго определен. К ним относятся граждане, работающие по трудовым договорам, государственные гражданские и муниципальные служащие и некоторые другие категории (ч. 1 ст. 2 ФЗ № 255).

Страховым случаем по данному виду обязательного социального страхования, связанным с утратой здоровья, является временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (п. 1 ч. 2 ст. 1.3 ФЗ № 255).

Страховым обеспечением в данном случае является выплата пособия по временной нетрудоспособности (п. 1 ч. 1 ст. 1.4 ФЗ № 255).

Назначение и выплата данного пособия осуществляется на основании листка нетрудоспособности , выданного медицинской организацией (ч. 5 ст. 13 ФЗ № 255).

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Российское законодательство различает временную нетрудоспособность, вызванную заболеванием или травмой, и повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Для каждой из этих форм утраты здоровья предусмотрены собственные меры социальной защиты, причем для лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, их перечень гораздо шире.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (далее – ФЗ № 125) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

  • Обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
  • Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных ФЗ № 125 случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ № 125 застрахованными лицами являются физические лица:

  • Выполняющие работу на основании трудового договора;
  • Осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
  • Выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа (если это предусмотрено договором).

Страховым случаем в рамках данного вида страхования является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (абз. 8 ст. 3 ФЗ № 125).

Это интересно:  Всемирный день охраны здоровья 2019 2019 год

П. 1 ст. 8 ФЗ № 125 устанавливает следующие виды обеспечения:

  • Пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем и выплачиваемое за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Страховые выплаты:
    • Единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
    • Ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;
  • Оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на:
    • Медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
    • Приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий;
    • Посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;
    • Проезд застрахованного и проезд сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, для получения медицинской помощи непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, включая медицинскую реабилитацию, для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), получения транспортного средства, для заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации, а также по направлению страховщика для проведения освидетельствования (переосвидетельствования) федеральным учреждением медико-социальной экспертизы и проведения экспертизы связи заболевания с профессией учреждением, осуществляющим такую экспертизу;
    • Санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание застрахованного, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно;
    • Изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
    • Обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;
    • Обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;
    • Профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования.

Для получения обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо представить целый ряд документов, перечисленных в п. 4 ст. 15 ФЗ № 125. Назовем лишь некоторые из них:

  • Заявление;
  • Акт о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании;
  • Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованным;
  • Извещение медицинской организации об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);
  • Заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;
  • Программа реабилитации пострадавшего;
  • Документы, подтверждающие расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного.

Социальная защита инвалидов

Наиболее серьезной формой утраты здоровья является инвалидность.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, далее – ФЗ № 181).

В соответствии с п. 1 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (далее – Правила), признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главное бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

По итогам медико-социальной экспертизы инвалиду выдаются следующие документы:

  • Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности,
  • Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (п. 36 Правил).

Ст. 2 ФЗ № 181 определяет социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Действующим российским законодательством предусмотрено большое количество мер социальной защиты инвалидов, охватывающих все стороны жизнедеятельности. Однако, по нашему мнению, все их можно сгруппировать в три основных направления:

Медицинская помощь

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ст. 13 ФЗ 181).

Это означает, что бесплатная медицинская помощь инвалидам оказывается в том же порядке, что и остальным гражданам – в рамках обязательного медицинского страхования (см. выше).

Реабилитация и абилитация

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 181 данные меры социальной защиты направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Различие между ними заключается в том, что целью реабилитации является полное или частичное восстановление способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (например, способности к самостоятельному передвижению), в то время как абилитация нацелена на формирование отсутствовавших ранее способностей (например, освоение шрифта Брайля для незрячих).

Ч. 2 ст. 9 ФЗ № 181 определяет основные направления реабилитации и абилитации:

  • Медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • Профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация;
  • Социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация;
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Материальное обеспечение

В силу ст. 27 ФЗ № 181 материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии пенсионным законодательством инвалиды имеют право на получение пенсии по инвалидности одного из следующих видов:

  • Страховая пенсия по инвалидности выплачивается гражданам из числа застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лиц (работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой и др.), признанных инвалидами I, II или III группы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, далее – ФЗ № 400).
  • Пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению выплачивается военнослужащим, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также некоторым другим категориям, ставшим инвалидами при определенных в законе обстоятельствах (п. 4 ст. 5 Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, далее – ФЗ № 166).
  • Социальная пенсия по инвалидности выплачивается инвалидам I, II и III группы (в том числе инвалидам с детства), детям-инвалидам, в случае полного отсутствия страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования (ч. 3 ст. 9 ФЗ № 400, п. 2 ст. 11 ФЗ № 166).

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных ст. 28.1 ФЗ № 181.

Согласно ч. 13 ст. 17 ФЗ № 181 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

  • Платы за наем и платы за содержание жилого помещения;
  • Платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, отведение сточных вод (при содержании общего имущества в многоквартирном доме);
  • Платы за коммунальные услуги;
  • Оплаты стоимости топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса (ч. 14 ст. 17 ФЗ № 181).

По нашему мнению, в данную группу мер социальной защиты можно включить также обеспечение инвалидов жильем (ст. 17 ФЗ № 181).

Обобщая все вышеизложенное, представим систему социальной защищенности в случае утраты здоровья в таблице.

Основы закон-ва РФ об охране здоровья граждан

Статья 1. Охрана здоровья граждан

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья

16.Право на занятие медицинской и фармацевтической дея­тельностью.

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтиче­ское образование в РФ, имеющие дипломы и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Ми­нистерством здравоохранения РФ, также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профес­сионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного об­разования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испы­тания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацев­тических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Врачи, в период их обучения в учреждениях государственной или муници­пальной систем здравоохранения, имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их про­фессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских заведе­ний допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в со­ответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, ус­танавливаемом Министерством здравоохранения РФ. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтиче­ского образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фарма­цевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом министерством здравоохранения РФ. Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической дея­тельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных за­ведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской и фармацевтической деятельности после подтвер­ждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной систем здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фар­мацевтических ассоциаций. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в ино­странных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ, а также после получения лицензии на занятие определенным Министерством здравоохранения РФ видами деятельности, если иное не предусмотрено между­народными договорами РФ. Лица, незаконно занимающиеся медицинской или фармацевтической дея­тельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательст­вом РФ.

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1. Обеспечение условии их деятельности в соответствии с требованиями ох­раны труда.

2. Работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом.

3. Защиту своей профессиональной чесги и достоинства.

4. Получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки.

5. Совершенствование профессиональных знаний.

6. Переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможно­сти выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением чис­ленности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организа­ций.

7. Страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей.

Это интересно:  383 фз об охране здоровья граждан 2019 год

8. Беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадле­жащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а так­же любого имеющегося вида транспорта для перевозки в ближайшее ле­чебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих жизни больного.

9. Первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, пре­доставление их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта ис­пользуемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъ­ездном характере работы, и иные льготы, предусмотренные законодатель­ством РФ, республик в составе РФ, правовыми актами автономной облас­ти, края, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, ра­ботающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними их семей право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законода­тельством. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний ме­дицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими основами Министерством Здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе РФ совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассо­циациями.Оплата труда медицинских и фармацевтических работников, а также науч­ных работников и профессорско-преподаветельского состава высших и средних г ‘медицинских и фармацевтических учебных заведений, медицинских факульте­тов университетов производится в соответствии с их квалификацией, стажем и выполняемыми ими обязанностями, что предусматривается трудовым догово- . ром (контрактом). Медицинские и фармацевтические работники имеют право на компенсаци­онную выплату в процентах к должностным окладам за работу с вредными, тя­желыми и опасными условиями труда, а также иные льготы, предусмотренные трудовым законодательством РФ, республик в составе РФ, правовыми актами

Порядок и условия выплаты компенсаций и предоставления льгот научным работникам государственной и муниципальной систем здравоохранения, а так­же профессорско-преподавательскому составу высших н средних медицинских и фармацевтических учебных заведений, медицинских факультетов университе­тов соответствуют порядку и условиям выплаты компенсаций и предоставле­ния льгот медицинским и фармацевтическим работникам. Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их ( жизни и здоровью, устанавливается обязательное государственное личное страхование на сумму в размере 120 месячных должностных окладов в соответ­ствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здо­ровью работников, утверждаемым правительством РФ. В случае причинения вреда здоровью медицинских и фармацевтических ра­ботников при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга, им возмещается ущерб в объеме и порядке, устанавливаемых законода­тельством РФ. В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здра­воохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессиональ­ного долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное по­собие в размере 120 месячных должностных окладов. На выпускников медицинских и фармацевтических высших и средних учеб­ных заведений, прибывших на работу в сельскую местность в лечебно-профилактические учреждения по направлению, распространяется порядок и условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, уста­навливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные учебные заведения.

17. Права граждан и отдельных групп населения в обл. охраны здоровья. Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприят­ных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производст­вом и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предостав­лением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в на­рушении этого положения несут установленную законом ответственность. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.При заболеваниях, утрате трудоспособности и в иных случаях, граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профи­лактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудо­способными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудо­способности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными ра­ботниками и иными специалистами в учреждении государственной, муници­пальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы со­циальной защиты населения.Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государствен­ной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законода­тельством РФ, республик в составе РФ и правовыми актами автономной облас­ти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Гарантируемый объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспе­чивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхова­ния. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедически­ми, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передви­жения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяется Правительством РФ. Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независи­мую, которая производится по их личному заявлению, в специализированных учреждениях в соответствии со статьей №58 настоящих Основ. Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физиче­ской культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль. Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае от­странении их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружающих их. Если карантину подлежат несо­вершеннолетние или граждане, признанные в установленном порядке законом недееспособными, пособие выделяется одному из родителей (иному законному -представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законода­тельством РФ. Работающие граждане в случае болезни имеют право на 3 дня неоплачивае­мого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания. Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в услови­ях отвечающих их физиологическим способностям и состоянию здоровья. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечи­вается специализированной медицинской помощью в учреждениях государст­венной или муниципальной систем здравоохранения, за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Женщины во время беременности, также в связи с рождением ребенка, во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке. Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременно­сти и родам определяется законодательством РФ. Продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствие с законодательными актами республики в составе РФ, правовыми актами автономной области, автономных округов, кра­ев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а так­же детям в возрасте до 3 лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствиес порядком установленном Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ. Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законода­тельством РФ для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципаль­ной систем здравоохранения, а также в учреждениях социальной защиты насе­ления и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Ме­дико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособно­сти удовлетворять свои основные жизненные потребности. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льгот­ных условиях за чет средств социального страхования, органов социальной за­щиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии.Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, проте­зами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготов­ку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять ос­новные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы соци­альной защиты населения. Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них определяется законодательством РФ, республик в составе РФ. Органы государственной власти автономной области, автономных округов, краев, об­ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции мо­гут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы. Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц их заменяющих, представляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, кото­рые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены между собой по своему усмотрению.При обращении за медицинской помощью и её получении пациент имеет , право на: 1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персона­ла;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согла­сия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответст­вии с договорами обязательного и добровольного страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих сани­тарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специали­стов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) с медицинским вме­шательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской по­мощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

7) информационное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

8) Отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 на­стоящих Основ;

9) Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии сво­его здоровья в соответствие со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана о состоя­нии его здоровья;

10) Получение медицинских и иных услуг в рамках программы добровольно­го медицинского страхования;

11) Возмещение ущерба в соответствие со статьей 68 настоящих Основ в слу­чае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) Допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) Допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на пре­доставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутрен­ний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обратиться с жалобой непо­средственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская по­мощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицен­зионные комиссии, либо в суд.

18. Система подготовки медицинских кадров в России. Методы повышения квалификации мед персонала. Мед. кадры: врачи. провизоры, зубные врачи, мед. сестра, фельдшер, акушерки, помощники сан. врачей, мед. лаборанты, зубные техники, рентгено-лаборанты. Подготовка врачей бакалавриата, заочное обучение и экстернат в системе высшего медицинского образования по согласованию с министерством общего и профессионального образования не проводится. С 1991г. функционируют факультеты и отделения высшего сестринского образования, срок обучения 4 года. В ряде миф. ВУЗов в России созданы и функционируют факультеты и отделения медицинской психологии, соц. работы, реабилитации, управления и экономики ЗО, спортивной медицины. Осуществляется поэтапный переход к подготовке в ВУЗах врачей общей практике, специалистов в области менеджмента и маркетинга здравоохранения. Завершается додипломный этап обучения проведением государственной аттестации. Она введена поэтапно с 1997г, осуществляется госаттетстационными комиссиями, проводится в 3 этапа: 1) аттестационное тестирование, проводимое по типовым

заданиям утверждённым МР, 2) Практический этап, 3) Итоговое собеседование. Последипломное образование. В соответствии с действующим положением (приказ МЗ РФ № 264 от 19.12.94.) к практической профессиональной деятельности допускаются лица имеющие диплом и сертификат специалиста. Выпускник мед. ВУЗа сразу после его окончания направляется в систему последипломного образования, которое предусматривает следующие формы обучения: 1) интернатура 1 год, 2) ординатура для углубленного изучения специальности 2-3 года, 3) подготовка по одной из образовательной профессиональной программ по специальности 1-4 года, 4) различные циклы переподготовки врачей всех специальностей с целью повышению квалификации (вторая, первая, высшая), 5) аспирантура в которой в течение 3х лет готовят специалистов для науки и образования. Последипломное профессиональное образование специалистов здравоохранения осуществляется в 4 академиях и 3 институтов усовершенствования врачей, на 48 факультетах усовершенствования врачей при ВУЗах и НИИ МЗ РФ.

Это интересно:  Охрана здоровья обучающихся в образовательной организации 2019 год

19. стстема подготовки мед кадров в зарубежных странах:В США лицензии на право заниматься врачебной практикой выдаются властями отдельных штатов. Получить лицензию может человек, закончивший медицинский факультет или медицинскую школу в США и проработавший 1 год в госпитале интерном или сдавший письменные экзамены. Лица, получившие медицинское образование за пределами США, должны сдать квалификационные экзамены и пройти завершающий курс обучения в одной из американских больниц.

Выпускники медицинских факультетов Великобритании проходят первоначальную регистрацию в Главном медицинском управлении и годичную интернатуру в своем университете, после чего проводится окончательная итоговая регистрация. Лица, имеющие иностранные дипломы (кроме граждан тех стран, с которыми у Великобритании существуют специальные соглашения) должны пройти аттестацию.

В Германии к самостоятельной врачебной практике допускаются лица, прошедшие апробацию в Медицинском экзаменационном отделе здоровья после окончания одно— или двухгодичной интернатуры. Этими правами пользуются выпускники вузов не только Германии, но и других стран Европейского Союза. Если медицинский диплом получен в стране, не входящей в ЕС, врач обычно получает временную лицензию, которую можно продлевать; постоянная лицензия может быть выдана обладателю иностранного диплома только в особых случаях.

В Австрии для получения лицензии врача общей практики необходимо пройти трехгодичную интернатуру. Для получения лицензии врача узкой специализации нужно иметь 6 лет практического медицинского стажа. Иностранные врачи могут работать только в специализированных учреждениях здравоохранения.

Во Франции выпускники национальных медицинских факультетов регистрируются в управлении Департамента санитарии и социального обеспечения и подают прошение в совет Департамента по медицине, чтобы сведения о них были внесены в регистр. Лица, не имеющие французских дипломов или дипломов стран ЕС, должны сдать экзамены авторитетной комиссии, после чего могут обратиться за разрешением на практику.

В Швейцарии врач должен зарегистрироваться в том кантоне, где собирается работать. Лица, не имеющие швейцарского диплома, к частной врачебной практике не допускаются.

В Швеции для получения лицензии выпускникам университетов необходимо пройти интернатуру продолжительностью 21 месяц. Признаются лицензии, выданные в Финляндии, Дании, Исландии и Норвегии.

В Финляндии молодые специалисты получают лицензии после прохождения годичной интернатуры. Те, кто получил образование в других странах, должны пройти дополнительные курсы обучения.

В Канаде выпускники медицинских факультетов сдают экзамены в Медицинском Совете Канады, а затем регистрируются в медицинских отделах провинций. Перед лицензированием необходимо пройти одно-двухгодичную интернатуру.

В Японии все выпускники обязаны сдать квалификационные экзамены. Иностранцы должны заплатить определенную сумму, чтобы получить допуск к экзаменам.

Что касается врачей-специалистов, то во многих странах подготовка их ограничена. Число официально признанных специальностей колеблется от 20 до 28 (в России — 70); номенклатура включает, как правило, врачей общей практики, терапевтов, педиатров, хирургов, ортопедов, гинекологов, урологов, невропатологов, психиатров, окулистов, оториноларингологов, дерматологов, рентгенологов, врачей-лаборантов. Мировой опыт свидетельствует, что оптимальным можно признать такое соотношение, при котором доля специалистов составляет около 25% от общего количества врачей; в России же этот показатель равен 50,5%.

Обращает на себя внимание тот факт, что во многих странах медицинские работники после получения субсидированного образования обязаны проработать определенное количество времени в сельской местности. Задача укомплектования сельских медицинских учреждений квалифицированным врачебным и средним медицинским персоналом трудноразрешима из-за таких негативных факторов, как профессиональная изоляция, неудовлетворительные жилищные условия, отсутствие возможностей дополнительной работы и другие неудобства. С целью усиления привлекательности рабочих мест в учреждениях сельского здравоохранения используются разнообразные стимулы: дифференциация оплаты, ссуды на устройство, оплата расходов на продолжение обучения; после определенного числа лет работы на селе медицинским работникам предоставляются стипендии для дальнейшего обучения.

На протяжении последних 30 лет в большинстве промышленно развитых стран происходило усиление роли менеджеров и экономистов в сфере здравоохранения. Во многих странах клиниками руководят не врачи, а профессиональные администраторы. Потребность в квалифицированных руководителях возрастает по мере перехода систем здравоохранения к децентрализованному управлению медицинскими учреждениями. С другой стороны, при тенденции к созданию интегрированной системы здравоохранения и переходу от платы за обслуживание к подушевому финансированию возрождается практика назначения на административные должности врачей, поскольку они становятся служащими в системе здравоохранения. Такая политика имеет место в США в последние годы.

В «Стратегическом плане» (1997), разработанном в США Министерством здравоохранения и социальных служб, подчеркивается, что работники здравоохранения в XXI веке должны оказывать качественную медицинскую помощь, основанную на принципах концепции ВОЗ «Здоровье для всех», владеть культурой соблюдения права на здоровье и принципов медицинской этики. Национальная политика в области подготовки кадров предусматривает также подготовку руководителей и усиление менеджерских возможностей медицинского персонала. Те же тенденции характерны для других развитых стран.

20. мед этика и деонтология.Решение важнейших задач — повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии (от греч. «деон» – должное и «логос» – учение) – учения о должном в медицине. Медицинская деонтология постоянно развивается, возрастает и ее значение. Врач как личность в социальном и психологическом плане не ограничивается «узкой» лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения. В процессе дифференциации и интеграции медицины, формирования ее новых областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают и другие, новые, не менее сложные, деонтологические проблемы. Среди них такие, например, как взаимоотношения хирурга, анестезиолога и реаниматолога в процессе лечения больного, проблема «врач-больной-машина», научное творчество в связи с тезисом «наука сегодня – коллективный труд», наконец, сложные морально-этические вопросы, связанные с актуальными острыми научными проблемами. Помимо общих, имеющих отношение к медицине в целом, аспектов деонтологии, положений и правил, в каждой специальности существуют и более узкие, в определенной степени специфические, деонтологические, аспекты. Это понятно, ибо в каждом конкретном случае множество возникающих в процессе работы врача ситуаций решается индивидуально. В связи с появлением сложных медицинских систем требования к медицинскому персоналу существенно возросли. Каждый член медперсонала должен не только в совершенстве владеть медицинскими навыками, но и уметь обращаться с современным медицинским оборудованием. В настоящее время в медицине в понятие «деонтология» вкладывают принципиально иной смысл. Прежде всего деонтология понимается как учение о долге, наука о моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу – заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей. Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой, и это понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и практической их реализацией. Определенные деонтологические нормы и правила, конечно, присущи и другим профессиям. Но трудно найти такой вид деятельности человека, как медицина, где врач в буквальном смысле слова «держит в руках» жизнь и смерть человека и связан с его личностью духовными, нравственными представлениями, отношениями в семье и обществе. Известный хирург-онколог Н.Н. Петров писал: «Основная задача всякой медицинской деонтологии лежит в том, чтобы постоянно напоминать медицинским работникам, что медицина должна служить пользе больных людей, а не больные люди – пользе медицины. На первый взгляд, такие напоминания просто излишни – до такой степени дело ясно само собой. Однако опыт показывает, что подобные напоминания важны не только в медицине, но и во всех отраслях человеческой деятельности, ибо любые специалисты слишком легко и часто переоценивают роль своей специальности, забывая тех, кому она должна служить». Человек — высшая ценность из всех ценностей мира – таков принцип гуманизма, важнейший принцип медицинской деонтологии. Особенно сложными в правовом и деонтологическом отношениях являются вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и лечения, не вошедшие в широкую практику, операциями пересадки органов от одного человека другому, а также от трупа и т.д. Жизнь не стоит на месте. Она предъявляет к медицине, врачам все новые требования. Во всем мире сегодня широко обсуждается вопрос о том, что бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые успехи и надежды, но и заставляет перестраивать систему всей медицинской помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм не только врачебной тактики, но и этико-деонтологических основ. Специализация и интеграция медицинской помощи, оснащение крупных комплексов современной техникой, высокая квалификация и воспитание медицинского персонала – все это приносит хорошие плоды в лечении, обеспечивает его большую эффективность. Но, с одной стороны, новые средства диагностики и лечения, а с другой – узкая специализация и технификация медицины, при несоблюдении правил деонтологии, могут вызвать определенную склонность к технизации, поставить как бы преграду между врачом (математиком) и больным. Это нередко мешает психологическому контакту, чрезвычайно необходимому во врачебной деятельности. Порой за лабораторно-инструментальными данными врач не видит личности больного, становится как бы бездушным «диспетчером», направляющим пациента от машины (прибора) к машине, а дальше – консультантам. Из его поля деятельности выпадает подход к больному как к единому организму, к вопросам психотерапии и, сам того не желая, он может стать источником тяжелых переживаний больного. Врач всегда должен контролировать свое поведение и свои действия по принципу «психологии обратной связи» и по малейшим реакциям больного обязан быстро оценивать и правильно корректировать их.

22.Врачебная тайна. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоро­вья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, ли­цами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональ­ных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи. С согласия гражданина или его законного представителя допускается переда­ча сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для прове­дения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Представления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гра­жданина или его законного представителя допускается:

1. В целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю.

2. При угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых от­равлений и поражений.

3. По запросу органов следствия, прокурора, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

4. В случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до I8 лет для информирования его родителей или законных представителей.

5. При наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гра­жданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном порядке законом, переданы сведения со­ставляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответст­венность в соответствии с законодательством РФ, республик в составе РФ.

Статья написана по материалам сайтов: med-books.info, www.med-yurist-advokat.ru, studopedia.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector