+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Система охраны здоровья в Российской федерации 2019 год

Система здравоохранения: основные понятия, принципы, система управления

В настоящее время среди множества источников можно найти немало трактовок термина «система здравоохранения», но наиболее содержательным, на мой взгляд, можно считать определение Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): система здравоохранения — это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психосоциальном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.

В соответствии с законодательством, в России действуют три системы здравоохранения: государственная, муниципальная и частная.

Государственную (федеральная) и муниципальную системы здравоохранения объединяют общим термином «общественное здравоохранение» — это система научных и практических мер, а также обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которой направлена на реализацию концепции охраны и укрепления здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности посредствам объединения усилий общества.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, министерства здравоохранения регионов, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, а также некоторые другие федеральные учреждения.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и т.д.

К частной системе здравоохранения относятся субъекты здравоохранения, осуществляющие частную медицинскую деятельность, то есть частные медицинские организации и лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, но без образования юридического лица. К частным медицинским организациям следует относить коммерческие и некоммерческие организации, имущество которых находится в частной и иных, кроме государственной и муниципальной, формах собственности (или использующих любую собственность на основе договора аренды), в уставах которых указано, что медицинская деятельность является для них основной. Предпринимательская деятельность по оказанию медицинской помощи, осуществляемая лицами, имеющими медицинское образование (без образования юридического лица), рассматривается как частная медицинская практика.

В Российской Федерации существует ряд принципов здравоохранения, среди которых следует отметить следующие:

соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

доступность медико-социальной помощи;

социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение граждан в области охраны здоровья. [9, с. 15-17]

Ст. 41 Конституции РФ провозглашает, что “медицинская помощь в государственных и муниципальных лечебных учреждениях оказывается бесплатно”. [1, с. 16] Тем самым государство взяло на себя заведомо невыполнимое обязательство, лишило само себя возможности использовать огромный коммерческий ресурс, фактически сбросив потоки денежных средств в частный и нелегальный сектора. Реально же дополнительные деньги у населения за предоставление “бесплатной” медицинской помощи все равно взимаются.

Несмотря на это, государство стремится к выполнению своих обязательств путем принятия законов, нормативных и правовых актов, развивает и корректирует провозглашенные принципы; можно рассчитывать на то, что в будущем принципы отечественного здравоохранения будут соблюдаться в полном объеме. Однако, в настоящее время более правильным будет осуществлять формирование региональной политики в области здравоохранения, основываясь на следующих принципах:

· Формирование единой государственной политики сохранения здоровья населения и повышение ответственности всех органов власти, каждого гражданина за её реализацию;

· Сохранение основ государственной (бесплатной) системы здравоохранения, соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья;

· Обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного;

· Внедрение механизмов программно-целевого планирования, управления и финансирования здравоохранения;

· Приоритет профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения.

Управление охраной здоровья населения является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимает участие множество секторов экономики и структур управления (от федеральных до местных органов самоуправления). Управление здравоохранением осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

От имени государства деятельность по охране здоровья населения координирует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья населения, а также координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. В систему Министерства здравоохранения РФ входят его территориальные органы, государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, материально-технического обеспечения и т.д. Кроме того, Министерство осуществляет руководство деятельностью Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при МЗ РФ.

МЗСР РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МЗСР РФ задач. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, которые курируют наиболее значимые отрасли здравоохранения. Приказы, указания, постановления и инструкции МЗ РФ по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний и фармацевтической деятельности, а также по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Структурной единицей министерства является департамент. Помимо начальника, его заместителей и сотрудников, в департаментах выделены должности главных специалистов МЗ РФ — главного хирурга, главного акушера-гинеколога и т.д. Главным специалистом назначается высококвалифицированный врач, владеющий знаниями как по соответствующей, так и по смежным специальностям и имеющий опыт организационно-методической работы. Основной задачей главного специалиста является определение стратегии развития службы и тактических решений по ее реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи населению.

В связи с переориентацией управления здравоохранением с преимущественно отраслевого на преимущественно территориальный принцип происходит перераспределение управленческих функций между различными его уровнями. С целью реализации единой государственной политики в области охраны здоровья населения на всей территории РФ и для совершенствования координации деятельности органов и учреждений здравоохранения по обеспечению граждан медицинской и лекарственной помощью закреплена курация заместителями министра различных Федеральных округов. В каждом Федеральном округе назначен представитель Министерства здравоохранения.

В тесном контакте с органами здравоохранения работает служба социальной защиты населения, которую возглавляет, как указывалось ранее, Министерство труда и социального развития. [9, с. 23-31]

Непосредственное руководство здравоохранением в субъектах Российской Федерации осуществляют Министерства здравоохранения республик, входящих в состав РФ, комитеты (отделы) по здравоохранению (здравоохранения) автономных округов, автономной области, краев, областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

В городах управление здравоохранением осуществляется городскими и районными комитетами (отделами) по здравоохранению. В сельской местности функции районных отделов здравоохранения, ликвидированных в 1950-х годах, выполняет Центральная районная больница или Районное территориальное медицинское объединение.

Особая роль в управлении здравоохранением на местах отводится муниципальным органам управления. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного программой государственных гарантий объема бесплатной медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Система законодательства об охране здоровья в РФ.

  1. Конституция РФ (1993г.).
  2. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
  4. Законодательные акты по отдельным видам медицинской деятельности.
  5. Законодательные акты, связанные с охраной здоровья населения.
  6. Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
  7. Документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
  8. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.

5. Федеральный закон Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ, основные положения

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

• впервые закрепляются дефиниции, напрямую связанные с оказанием медицинской помощи и определяющие отдельные ее компоненты — «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «профилактика», «диагностика», «лечение», «пациент», «заболевание» и др.;

• конкретизируются уже существующие и вводятся новые принципы охраны здоровья, а также регламентируются механизмы их реализации;

• усиливается ответственность органов государственной власти за ненадлежащее обеспечение охраны здоровья граждан и оказание мед.помощи;

• на уровень субъекта РФ переносится основной объем полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную мед.помощь;

• раскрывается механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации, а также устанавливается порядок получения информации о мед. организации, медицинских работниках, включая сведения об их образовании и квалификации;

Это интересно:  Тесты охрана здоровья работников промышленных предприятий 2019 год

• предусматривается обновленный подход к классификации и наполнению видов медицинской помощи. В частности, определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно) оказания медпомощи, на которых основывается характеристика видов медицинской помощи в отличие от прежних критериев, базирующихся на разграничении полномочий органов гос. власти и местного самоуправления;

• впервые на законодательном уровне закрепляются и раскрываются уже используемые в настоящее время понятия «порядок оказания медицинской помощи», «стандарт медицинской помощи» и «клинический протокол лечения».

• Для конкретизации порядка оказания платных мед. услуг в закон включена статья «Платные медицинские услуги». В целях обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь установлено, за что медики не могут взимать плату.

6. Принципы охраны здоровья в РФ. Основные пути организации охраны здоровья.

Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Основные принципы охраны здоровья

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами гос. гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов гос. власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями.

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

Система охраны здоровья в Российской федерации

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Охрана здоровья населения — важнейшая задача социального государства, предусмотренная Конституцией РФ. Для ее решения необходим комплекс мер различного характера: политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, гигиенических, противоэпидемических, научных. Они направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, предупреждение и лечение заболеваний.

Государственную политику охраны здоровья населения определяет Государственная дума (ГД) РФ, которая принимает законы об охране здоровья, закон о бюджете, включая расходы на здравоохранение, и контролирует его исполнение.

Правительство РФ осуществляет государственную политику охраны здоровья, разрабатывает и утверждает федеральные целевые программы развития здравоохранения, координирует деятельность органов и организаций в вопросах здравоохранения независимо от формы собственности.

Основа российского здравоохранения — принципы, разработанные Н.А. Семашко в 1918 г., развитые и дополненные в дальнейшем, — бесплатность и общедоступность медицинской помощи, профилактика заболеваний, санитарная грамотность населения, государственный характер здравоохранения, единство медицинской науки и практики. Трудно оспаривать соответствие большинства этих принципов требованиям граждан в отдельности и общества в целом в организации и оказании медицинской помощи.

Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством:

• соблюдение прав человека и гражданина на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

• приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

• приоритет охраны здоровья детей;

• социальная защищенность граждан при утрате здоровья;

• ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан на охрану здоровья;

• доступность медицинской помощи;

• недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

• приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В Российской Федерации система здравоохранения в соответствии с Конституцией РФ разделена на государственную, муниципальную и частную.

Система здравоохранения РФ — совокупность органов управления здравоохранением, медицинских учреждений, в том числе частных медицинских и фармацевтических учреждений, функционирующих как единое целое, для организации охраны здоровья граждан и оказания им профилактической, диагностической, лечебной, восстановительной медицинской помощи. Система здравоохранения обладает внутренней структурой, единством внутренних связей элементов и внешней обособленностью. Таким образом, с учетом общности целей, взаимосвязи элементов государственное, муниципальное и частное здравоохранение — единая система здравоохранения РФ. При этом на государственном и муниципальном уровнях они реализуют ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, целевую программу подготовки кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Задачи системы охраны здоровья:

• формирование законодательной базы об охране здоровья граждан;

• охрана и оздоровление окружающей среды;

• обеспечение социально-гигиенических условий на производстве и в быту, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний, охраны труда;

• обеспечение обоснованной системы питания;

• развитие физической культуры;

• гигиеническое воспитание и обучение населения начиная с образовательных учреждений;

• привлечение граждан к активному участию в оздоровительных мероприятиях;

• научно обоснованное развитие сети медицинских учреждений;

• обеспечение потребностей населения в доступной, качественной, бесплатной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение;

• развитие санаторно-курортной базы;

• подготовка и усовершенствование специалистов в области здравоохранения;

• проведение научно-исследовательских работ в медицине;

• внедрение современных технологий в производство и оказание медицинской помощи, в том числе путем развития материально-технической базы учреждений.

Организация оказания медицинской помощи населению должна обеспечивать:

• удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи;

• выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

• доступность медицинской помощи;

• качество и эффективность медицинской помощи;

• преемственность в оказании медицинской помощи;

• эффективность использования ресурсов здравоохранения;

• современный уровень оказания помощи.

Основные принципы и задачи организации медицинской помощи населению:

• оказание первой и неотложной помощи пациентам с острыми заболеваниями и при внезапных состояниях, травмах, отравлениях;

• оказание квалифицированной медицинской помощи, включая специализированную и высокоспециализированную, в медицинских учреждениях и на дому;

• обеспечение профилактики заболеваний, травм и инвалидности населения. включая вакцинацию;

• диспансеризация населения для раннего выявления заболеваний, динамическое наблюдение за больными и их лечение:

• пропаганда здорового образа жизни, гигиеническое воспитание и обучение населения;

• обеспечение восстановительного лечения и реабилитации;

• проведение противоэпидемических мероприятий;

• экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности;

• повышение квалификации медицинских работников;

• внедрение современных лечебно-диагностических технологий;

• внедрение результатов научно-исследовательских работ в практику;

• создание комфортных условий для больных в медицинских учреждениях;

• соблюдение правил и принципов медицинской этики и деонтологии;

• соблюдение правил использования персональной информации о больных и информирование их о предстоящих медицинских вмешательствах.

Система здравоохранения РФ включает:

• органы управления здравоохранением, реализующие программы охраны здоровья, участвующие в развитии медицинской науки, регулирующие и координирующие деятельность медицинских учреждений;

• государственные организации здравоохранения (федеральные и региональные);

• муниципальные организации здравоохранения;

• частные организации здравоохранения.

Медицинское учреждение — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке. установленном законодательством РФ. Фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (оптовая торговля лекарственными средствами. аптеки).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России). Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), РАМН, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и подчиненные им учреждения здравоохранения, научно-исследовательские и медицинские институты, фармацевтические организации, аптеки, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинской техники и лекарственных средств.

В государственную систему здравоохранения входят учреждения здравоохранения, создаваемые министерствами и ведомствами, государственными предприятиями, организациями и учреждениями помимо Министерства здравоохранения, ФМБА и РАМН.

Элементы государственной системы здравоохранения:

• органы управления здравоохранением — Минздрав России, ФМБА и органы управления здравоохранением субъектов РФ;

• надзорные органы — Росздравнадзор РФ, Роспотребнадзор РФ;

Это интересно:  Мероприятия по охране здоровья работников 2019 год

• государственные организации здравоохранения, подведомственные Минздраву России, ФМБА и РАМН;

• ведомственные организации здравоохранения, подчиненные различным министерствам и ведомствам в соответствии с законодательством РФ — Министерство обороны. Министерство внутренних дел. Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба исполнения наказаний;

• медицинские организации, подведомственные органам управления здравоохранением субъектов РФ.

Государственные организации здравоохранения:

• государственные научные учреждения;

• государственные образовательные учреждения;

• государственные фармацевтические организации;

• государственные учреждения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

• государственные учреждения судебно-медицинской экспертизы;

• государственные организации специального назначения (центры медицины катастроф, центры государственных резервов и т.п.);

• государственные организации поддержки и обеспечения здравоохранения (автохозяйства, службы материально-технического обеспечения, службы ремонта медицинской техники, организации капитального строительства, организации по производству медицинской техники и лекарственных средств и т.п.).

Министерства и ведомства РФ, кроме Минздрава России, могут иметь в своем подчинении только ЛПУ и фармацевтические учреждения, в исключительных случаях — научные и для подготовки кадров. При этом для них обязательны к исполнению НПА Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов РФ.

В системе здравоохранения особо следует выделить подсистему санитарно-эпидемиологического благополучия с органом управления — Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ей подчинены органы и учреждения, созданные в соответствии с законодательством, на федеральном уровне. Также свою санитарно-эпидемиологическую службу имеет ряд министерств и ведомств: обороны, внутренних дел, пограничной службы, железнодорожного транспорта, Федерального медико-биологического агентства.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и подчиненные им учреждения, фармацевтические организации и аптеки муниципальной формы собственности.

Элементы муниципальной системы здравоохранения:

• муниципальные органы управления здравоохранением;

• муниципальные фармацевтические организации;

• муниципальные организации поддержки и обеспечения здравоохранения.

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения — юридические лица, что обеспечивает им определенную свободу в организации их деятельности. Для муниципальных учреждений здравоохранения обязательны к исполнению наряду с государственными (федеральными и субъекта РФ) НПА также и НПА муниципального образования по подчиненности.

Государственные и муниципальные организации здравоохранения обеспечивают выполнение государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленными для них органом управле-

ния здравоохранения субъекта РФ государственными и муниципальными заказами (заданиями).

В соответствии с действующим законодательством РФ платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях должны оказываться таким образом, чтобы это способствовало улучшению оказания бесплатной медицинской помощи.

ЧАСТНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

К частной системе здравоохранения относятся учреждения здравоохранения и другие организации, оказывающие медицинскую помощь, производящие медицинскую технику и лекарственные средства, имущество которых принадлежит частным собственникам.

Элементы частной системы здравоохранения:

• частные фармацевтические учреждения;

• частные образовательные учреждения;

• частные научные учреждения;

• частные организации поддержки и обеспечения деятельности здравоохранения.

Для частных организаций здравоохранения обязательны к исполнению НПА органов государственной власти в сфере здравоохранения (федеральных и территориальных) и органов местного самоуправления.

Основная цель частной системы здравоохранения — оказание медицинской помощи населению. Однако, в отличие от государственной и муниципальной систем, в частных учреждениях ее оказывают за плату. Частные медицинские учреждения могут оказывать помощь и бесплатно при участии в реализации ПГГ или на благотворительной основе.

Частные медицинские организации действуют на некоммерческой и коммерческой основе.

Медицинское учреждение считают некоммерческим, если полученная в результате его деятельности прибыль не распределяется между учредителями, а направляется полностью на развитие организации. Деятельность таких организаций регулируется законом РФ «О некоммерческих организациях».

Если уставная цель деятельности медицинского учреждения — извлечение прибыли, то его считают коммерческим, и оно руководствуется законодательством, распространяющимся на коммерческие организации.

1.1. Система здравоохранения в Российской Федерации

1.1. Система здравоохранения в Российской Федерации

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I (далее – Основы), охрана здоровья – совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государственные преобразования, приведшие к кардинальным переменам в жизни общества, очевидно, не могли не затронуть такую важную ее сферу как охрана здоровья населения.

За прошедшие несколько лет здравоохранение совершило переход от существовавшей в течение десятилетий государственной системы к более передовой, гибкой, отвечающей требованием сегодняшнего дня системе социального страхования.

Следует учитывать, что реформирование отечественного здравоохранения во многом было вызвано необходимостью проведения эффективных мер по борьбе со снижением продолжительности жизни, с выраженным ухудшением здоровья населения, экологической обстановки.

Система социального (обязательного медицинского) страхования призвана обеспечить включение пациента в систему отношений здравоохранения, активное его участие в сохранении и укреплении здоровья и защиты его прав при получении медицинской помощи.

Важными элементами проводимых преобразований является создание оптимального соотношения больничной и внебольничной, специализированных и общих видов медицинской помощи; децентрализация системы оказания медицинской помощи, создание моделей здравоохранения, отвечающих потребностям и уровню развития конкретных территорий.

Ниже будут подробно рассмотрены различные аспекты современной системы охраны здоровья в нашей стране, однако, перед этим целесообразно ознакомиться с общемировым опытом в сфере охраны здоровья, с преимуществами и недостатками различных концепций здравоохранения, имеющихся в мировой практике, с причинами, которые потребовали коренных перемен в российском здравоохранении.

При выборе форм и методов проводимых в здравоохранении преобразований учитывается потребность населения в медицинской помощи, а также экономические возможности общества по удовлетворению этих потребностей. Долгое время считалось, что уровень медицинской помощи в стране тем выше, чем значительнее затраты на развитие здравоохранения. Данное положение в значительной степени утратило свое значение с начала 1960-х гг., когда наметились негативные тенденции в динамике здоровья практически во всех странах. Стало очевидно, что экстенсивный способ развития здравоохранения себя исчерпал, и требуются новые подходы и концепции развития медицинской помощи. Среди таких новых концепций – два направления развития, на базе которых строилась современная система охраны здоровья в большинстве развитых стран.

Первая концепция (концепция факторов риска) предполагает, что здоровье людей зависит не только от здравоохранения, но и от образа и условий жизни с их общественными и индивидуально-поведенческими особенностями, а также состояния окружающей среды. В дальнейшем это направление выросло в стратегию укрепления здоровья и профилактики болезней, которая во многих странах реализуется в виде рекомендованной ВОЗ программы «Здоровье для всех».

Вторая концепция была связана с необходимостью повышения эффективности служб здравоохранения, т. е. переходу от экстенсивного развития здравоохранения к интенсивному. Это означало, что во многих странах мира стали соизмерять результаты с затратами, стремясь найти такую оптимальную модель развития здравоохранения, согласно которой при относительно небольших затратах ресурсов можно было получить хорошие результаты в виде улучшения показателей здоровья населения.

Переход от экстенсивных к интенсивным путям развития здравоохранения предусматривает создание действенной системы контроля качества медицинской помощи и достижения эффективности расходования всех видов ресурсов.

Указанный процесс затянулся на многие годы, а реформы продолжаются до настоящего времени. Каждая страна выбирает свой собственный путь с учетом законодательных и социально-экономических особенностей.

Как показывает общемировая практика функционирования здравоохранения, национальные системы охраны здоровья могут быть построены по трем основным организационно-экономическим вариантам: государственная (бюджетная), частное здравоохранение (система, основанная на добровольном (частном) медицинском страховании или непосредственной оплате медицинской помощи), система здравоохранения, основанная на социальном (обязательном) медицинском страховании.

Исторически государственная система здравоохранения являлась преемницей так называемой благотворительной медицины, при которой церковь и государство принимали на себя финансирование медицинской помощи неимущим слоям населения. Основным источником финансирования здравоохранения при такой системе являются государственные налоги, а структурами, аккумулирующими финансовые ресурсы здравоохранения, выступают бюджеты различного уровня.

Финансирование медицинской помощи осуществляется преимущественно по структурному принципу (возмещение расходов учреждения в целом, а не оплата отдельных медицинских услуг). При этом медицинские учреждения, как правило, имеют государственный некоммерческий статус и являются исполнителями социального заказа, напрямую подчиняясь государственным финансовым правилам. Планирование и управление государственной системой происходит централизованно (унитарно). Оплата труда врачей производится тарифным способом, правила найма и оплаты труда диктуются государством. Государственная система здравоохранения предусматривает административный контроль качества оказания медицинской помощи.

Функционирование государственно-бюджетной системы здравоохранения имеет ряд положительных сторон, поскольку такая система обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан путем установления гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, проведения строгого государственного контроля за условиями оказания медицинской помощи. Другими преимуществами этой системы является ее высокая эффективность при воздействии на заболеваемость особо опасными инфекционными заболеваниями, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.

Конституция СССР 1977 г. впервые закрепила и обеспечила рядом гарантий право граждан на охрану здоровья. В эту систему гарантий вошла и гарантия предоставления бесплатной медицинской помощи. Медицинские ресурсы в подавляющем большинстве были исключительной собственностью государства, врачи – государственными служащими. Финансирование здравоохранения осуществлялось из государственного бюджета.

Это интересно:  Центр охраны репродуктивного здоровья подростков 2019 год

Государственная служба здравоохранения рассматривалась в 50—60-х гг. прошлого столетия как передовая национальная система организации медицинской помощи. Однако, в последующем был выявлен целый ряд существенных системных дефектов данной системы (дефицит финансовых ресурсов здравоохранения, обусловленный нестабильным состоянием бюджетов в периоды экономического спада и неэффективным распределением материальных и специальных ресурсов, ограниченность материальных стимулов в деятельности медицинских работников и учреждений, общий низкий уровень оплаты труда медиков, слабая зависимость оплаты труда медицинских работников и финансирования медицинских учреждений от объемов и качества выполняемой работы и др.).

Государственная система здравоохранения имеет серьезный недостаток: она не обеспечивает возможности выбора врача и медицинского учреждения пациентом.

Государственная система оказания медицинской помощи характеризуется слабым внедрением новых методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний, недостаточными условиями для творческого созидания, адаптации общих моделей организации помощи к местным условиям и потребностям, отвлечением значительных финансовых ресурсов на содержание учреждений, слабо оснащенных, не имеющих высококвалифицированных кадров и не оказывающих в надлежащих объемах медицинскую помощь.

Все указанные недостатки имели место при функционировании государственной системы в нашей стране, причем их воздействие становилось все более и более заметным в медицине.

Частная система здравоохранения основывается на добровольном (частном) медицинском страховании и непосредственной оплате медицинской помощи потребителями (платная медицина). Она характеризуется преимущественно негосударственным, коммерческим статусом страховых, медицинских и других организаций, аккумулирующих финансовые средства здравоохранения и обеспечивающих оказание медицинской помощи; большим выбором медицинских учреждений, врачей; свободным (нерегулируемым) ценообразованием на медицинские услуги; высокой долей национального дохода, выделяемого на здравоохранение.

При такой системе основным источником финансирования медицинской помощи являются личные средства граждан и прибыль (доход) юридических лиц. Частное здравоохранение характеризуется широким диапазоном медицинских учреждений с точки зрения уровня качества и стоимости медицинских услуг, обеспечивающих удовлетворение разнообразных индивидуальных потребностей; отсутствием очередей на медицинское обслуживание; особым вниманием к качеству медицинской помощи, защите прав потребителя; высокими доходами врачей и других медицинских работников.

Несмотря на столь очевидные преимущества частной системы здравоохранения, она не функционирует в чистом виде ни в одной стране мира, что обусловлено некоторыми ее отрицательными сторонами.

Среди них высокая стоимость медицинских услуг, а значит и недоступность медицинской помощи для значительных слоев населения.

Частная медицина недостаточное внимание уделяет помощи на дому и профилактике, «страдает» гипердиагностикой (проведение обширных, порой излишних обследований), отдает преимущество в лечении «легким» заболеваниям и т. д. При этом государственное регулирование и контроль за качеством медицинской помощи затруднены, а медицинские технологии, которые применяются, в некоторых случаях могут быть небезопасны для здоровья пациентов.

Возникновение частного здравоохранения исторически было связано с удовлетворением потребности в высококачественных и дорогостоящих медицинских услугах состоятельных слоев населения, в силу чего данная система, очевидно, не может быть организационно-финансовой основой национальной системы охраны здоровья в целом. Как правило, она используется как дополнение к государственному здравоохранению или системе, основанной на социальном страховании.

Система, основанная на социальном страховании, является одной из наиболее совершенных систем охраны здоровья населения, объединяющей в себе положительные черты как государственного, так и частного здравоохранения. Такие системы начали появляться в конце XIX – начале XX вв. в различных странах, а к настоящему времени имеются в большинстве цивилизованных стран, в том числе и в нашей стране.

Поскольку такие системы охраны здоровья в той или иной степени управляются государством, их называют регулируемые системы страхования здоровья.

Для современной системы регулируемого страхования здоровья граждан характерно наличие нескольких основных источников финансирования, среди которых средства бюджетов, обязательные платежи по страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками.

Данная система характеризуется наличием децентрализованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (фондах, страховых компаниях), причем контроль качества медицинской помощи и объемов расходов при оказании медицинских услуг проводится со стороны финансирующих организаций.

Система регулируемого страхования характеризуется также многообразием форм собственности и хозяйствования медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным; регулируемым ценообразованием на медицинские услуги, многообразием форм и способов оплаты медицинской помощи.

К положительным чертам системы регулируемого страхования относят высокую степень охвата населения медицинским страхованием, наличие гарантий бесплатной помощи; свободный выбор фондов медицинского страхования (страховых организаций) населением, работодателем; разделение функций финансирования и оказания медицинских услуг, обеспечение высокого, гарантированного государством, уровня качества оказания медицинской помощи.

Однако система социального медицинского страхования обладает и некоторыми недостатками. К ним можно отнести недостаточно полный охват населения программами обязательного медицинского страхования; высокую стоимость медицинских услуг, неэффективность мер по сдерживанию цен; недостаточное применение долгосрочного стратегического планирования в национальном масштабе; высокие административные расходы, обусловленные, прежде всего, ведением информационно емких учетных операций.

Становление и развитие системы регулируемого страхования требует коренных изменений не только в сфере организационной и экономической, но и в сфере правовой. Обеспечение правовой защиты пациентов при оказании им медицинской помощи становится одной из приоритетных государственных задач.

Совокупность правовых документов в области охраны здоровья человека является базой для социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь людей в обществе, поскольку каждый из его членов реально или потенциально является пациентом.

В силу особого психофизиологического состояния, практически полной зависимости больного человека от лечащего врача, которому он доверяет самое дорогое – свое здоровье, юридическое обеспечение при оказании медицинской помощи, прежде всего, должно быть направлено на своевременное, четкое и последовательное соблюдение врачом прав пациента.

Право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Конституции РФ (ст. 41).

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 г., провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование.

Значительным событием в области охраны здоровья населения России стало принятие 22 июля 1993 г. упоминавшихся Основ, которые были разработаны институтом социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени Н. Е. Семашко при участии ученых, экспертов, депутатов.

При подготовке данного Закона были использованы международные правовые акты («Декларация прав человека», «Европейская стратегия по достижению здоровья для всех» (ВОЗ, 1980 г.), «Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья» (1989 г.)), отечественный опыт, предложения по совершенствованию работы органов здравоохранения, повышению качества медицинского обслуживания и профилактических мероприятий.

В последующие годы в Российской Федерации был принят целый ряд законов, детально регулирующих отдельные направления практической медицинской деятельности. Среди них – Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека»; Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-I «О донорстве крови и ее компонентов»; Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др.

Следует отметить, однако, что действующее законодательство регулирует в основном административно-организационные и управленческие отношения в области здравоохранения, уделяя меньшее внимание механизмам правовой защиты пациентов, а формирование и утверждение правовых норм в области здравоохранения в ряде случаев опережают изменения, происходящие в общественном сознании людей, в восприятии содержания и значимости законодательного обеспечения вопросов взаимоотношения врача и пациента.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, wume.ru, law.wikireading.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector