+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Программа охрана здоровья матери и ребенка 2019 год

Наименование Охрана здоровья матери и ребенка

Основание для Концепция развития здравоохранения города

Заказчик Глава города Лобни, Совет депутатов города

Разработчик Комиссия по здравоохранению и социальному

обеспечению, учреждения здравоохранения

Исполнитель МЛПУ Лобненская центральная городская

Цель Сохранение и укрепление здоровья женщин,

детей и подростков города Лобни. Профилактика

и снижение абортов, материнской и

младенческой заболеваемости и смертности.

Профилактика заболеваний, передающихся

половым путем. Формирование у молодежи

сознания необходимости ведения здорового

Основные Укрепление материально-технической базы

мероприятия учреждений здравоохранения города,

оказывающих медицинскую помощь женщинам,

детям, подросткам. Пополнение молодыми

медицинскими кадрами службы материнства и

детства. Усиление санитарно-просветительной

работы среди молодежи по укреплению здорового

Ресурсное Финансирование осуществляется из средств

обеспечение городского бюджета, средств обязательного

медицинского страхования (ОМС), средств

добровольного медицинского страхования (ДМС),

средств, полученных от платных услуг

Механизм Программу реализуют муниципальные лечебно-

реализации и профилактические учреждения города,

экономические оказывающие медицинскую помощь женщинам,

регуляторы детям и подросткам на основе бюджетных

средств и внебюджетных средств города

Контроль Глава города Лобни, Совет депутатов города

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

В соответствии с планом мероприятий по реализации целевых областных программ «Дети Подмосковья», «Безопасное материнство» и Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ на период до 2005 года в городе Лобне проводится определенная работа, направленная на снижение перинатальной и младенческой смертности и улучшение состояния здоровья детей и женщин. Для повышения уровня лечебно-диагностических возможностей были выделены средства для приобретения аппарата УЗИ для обследования детей и женщин, аппарата для выслушивания сердцебиения плода, подготовлены врачи УЗИ-диагностики, педиатр и акушер-гинеколог. Отремонтированы помещения детской поликлиники и детского соматического отделения. Запланировано расширение площади для женской консультации; с июня 2004 г. приступил к работе врач акушер-гинеколог, принимающий детей и подростков.

Вместе с тем использованы не все резервы для снижения младенческой смертности, улучшения организации и качества медицинской помощи женщинам и детям.

Необходимо дальнейшее улучшение материально-технической базы детского здравоохранения и родовспомогательных учреждений; повышение уровня медицинской помощи женщинам и детям, в том числе и реанимационной помощи новорожденным с применением необходимого современного оборудования и подготовки медицинских кадров.

Анализ младенческой смертности свидетельствует, что на протяжении многих лет в городе Лобне в структуре причин смертности детей до года преобладают состояния, возникающие в перинатальном периоде (от 28 недель беременности до 7 дней жизни ребенка), и врожденные аномалии, они составляют от 50 до 70% причин младенческой смертности. Показатель младенческой смертности составил в 2001 году — 8,3; 2002 г. — 11,7; 2003 г. — 9,1 (на 1000 родившихся). Показатель рождаемости равен соответственно: 7,6; 8,1 и 8,4. Показатель общей смертности: 17,6; 18,1 и 17,4, т.е. уровень смертности превышает уровень рождаемости более чем в 2 раза, отсутствует естественный прирост населения.

Существенным резервом снижения младенческой смертности является совершенствование организации и повышение качества перинатальной диагностики, а это прежде всего ультразвуковое обследование беременных женщин. В настоящее время охват УЗИ-обследованием беременных женщин составляет 50%, остальные вынуждены обследоваться в лечебных учреждениях города Москвы и Московской области.

Остается высокой и имеет тенденцию к повышению заболеваемость новорожденных детей, за последние 3 года она составляет:

В структуре заболеваемости ведущее место принадлежит состояниям, возникающим в перинатальном периоде, и врожденным аномалиям развития, в значительной мере связанным с состоянием здоровья матери.

Из года в год идет рост заболеваемости детей по всем классам болезней, особенно по заболеваниям глаз, за последние 3 года в 3,5 раза; болезням мочеполовой и костно-мышечной систем (в 2 раза). Поэтому улучшение медицинского обслуживания детей и женщин нашего города остается главной задачей здравоохранения города Лобни.

Улучшение медицинского обслуживания невозможно без укрепления материально-технической базы здравоохранения и педиатрических кадров, квалифицированно разбирающихся в проблемах педиатрии и акушерства-гинекологии.

В настоящее время участковая педиатрическая служба укомплектована врачами на 50%.

Вышеизложенные фактические данные свидетельствуют о необходимости принятия городской программы «Охрана здоровья матери и ребенка».

Программа будет способствовать реализации государственной политики по охране здоровья матери и ребенка, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения заболеваний женщин и детей, проведению реабилитационных мероприятий, а также сокращению уровня материнской и младенческой смертности, инвалидизации, снижению показателей заболеваемости.

2. Цель и задачи программы

Программа ставит целью формирование условий для сохранения и укрепления здоровья женщин, детей и подростков в городе Лобне; профилактику и снижение абортов, материнской и младенческой смертности; профилактику заболеваний, передающихся половым путем; формирование у молодежи сознания необходимости ведения здорового образа жизни.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

— проведение и совершенствование мероприятий по профилактике заболеваний матери и ребенка;

— создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах профилактики ранней беременности и заболеваний, передающихся половым путем;

— организация Центра планирования семьи на базе женской консультации МЛПУ «Лобненская центральная городская больница»;

— укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения города, оказывающих медицинскую помощь женщинам, детям и подросткам;

— пополнение молодыми медицинскими кадрами службы материнства и детства;

— формирование городского заказа на подготовку специалистов в соответствии с потребностями и перспективами развития учреждений здравоохранения города;

— повышение профессиональных знаний медицинских работников по профилактике, раннему выявлению, диагностике, лечению и реабилитации заболеваний матери и ребенка.

3. Сроки реализации программы

4. Механизм реализации программы, организация управления

и контроля за исполнением программы

Для реализации программы по каждому разделу определяется план конкретных мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Основные направления и положения программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.

Управление и контроль за реализацией программы осуществляется главой города Лобни, Советом депутатов города Лобни.

Координацию работ по реализации программы осуществляет заказчик — глава города Лобни, Совет депутатов города Лобни.

Руководство выполнением программных мероприятий осуществляет комиссия по здравоохранению и социальному обеспечению; муниципальные лечебно-профилактические учреждения здравоохранения города Лобни.

5. Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных целевой программой «Охрана здоровья матери и ребенка», позволит обеспечить:

— повышение качества оказания медицинской помощи женщинам, детям и подросткам;

— повышение качества перинатальной диагностики и, как следствие этого, уменьшение врожденных пороков развития;

— снижение показателей заболеваемости, материнской и младенческой смертности, инвалидизации детей и подростков.

Глава города Лобни

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: березовый кряж по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Целевые комплексные программы в области охраны матери и ребенка. Медико-социальные аспекты оцовства.

Деятельность государственной системы охраны материнства и детства направлена на реализацию комплекса социально-экономических и лечебно-профилактических мер по оптимизации образа жизни в семье, укреплению здоровья женщин и детей, обеспечению условий нормальной жизнедеятельности. Комплекс мероприятий должен быть направлен на: обеспечение гарантий гражданских прав женщин и мер поощрения материнства; разработку и обеспечение законодательных актов о браке и семье; охрану женского труда и трудовой деятельности подростков; государственную материальную и социальную помощь семьям, имеющим детей; гарантирование системы обучения и воспитания детей в нормальных условиях, не нарушающих их здоровья; качественную, гарантированную и доступную медико-социальную помощь.

В системе охраны материнства и детства различают 6 этапов оказания профилактической и лечебной помощи: 1) оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству; 2) комплекс мероприятий по антенатальной охране плода; 3) интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов; 4) охрана здоровья новорожденного; 5) охрана здоровья ребенка в дошкольный период; 6) охрана здоровья детей школьного возраста.

Среди основных медико-социальных и правовых актов охраны материнства и детства следует выделить закон РФ “О дополнительных мерах по охране материнства и детства” (04.04.92 г.), который предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам в 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов, а в случаях осложненных родов — 86 дней, при рождении 2 детей и более — 110 дней. Введено единовременное пособие (50% от минимального размера оплаты труда) дополнительно к пособию по беременности и родам.

Постановлением Верховного Совета РФ от 01.10.90 г. “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе” женщинам устанавливаются ежегодные отпуска не менее 28 календарных дней, гарантирована 36-часовая рабочая неделя, предусмотрены гигиенические и социально-правовые нормативы работы на опасных видах производства.

Указ Президента “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения” (№ 468 от 20.04.93 г.) предусматривает комплекс государственных мер по охране материнства и детства. Основные законодательные акты по здравоохранению, труду, социальной поддержке и др. создают предпосылки к укреплению здоровья женщин и детей.

В соответствии с приказом МЗиМП Российской Федерации № 206 от 19.10.94 г. при амбулаторном лечении ребенка в возрасте до 7 лет листок нетрудоспособности выдается одному из родителей на весь период заболевания или до наступления ремиссии — в случае обострения хронического заболевания. При заболевании ребенка старше 7 лет листок нетрудоспособности выдается на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. При стационарном лечении ребенка до 7 лет больничный лист выдается родителю на весь срок лечения ребенка. При лечении в стационаре ребенка старше 7 лет листок нетрудоспособности выдается после заключения экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода за ребенком.

Семейное законодательство, как и всё российское законодательство в целом, основано на принципе полного равенства мужчины и женщины во всех правах и обязанностях, вытекающих из брака и семьи, на равноправии всех граждан независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Организация санитарной помощи населению.

Медицинский стационар – это учреждение, специально предназначенное для долговременного пребывания пациентов.Существует несколько видов данных медицинских учреждений. Это круглосуточный, дневной и хирургический. Так же стационар может быть платным или бесплатным.Дневной стационар – медучреждение, оборудованное для пребывания пациентов в течение нескольких часов. Предназначен для прохождения лечения, которое в амбулаторных условиях или условиях круглосуточного стационара организовать хлопотно, а в домашних условиях – невозможно. Это могут быть различные физиопроцедуры, лечебные массажи, введение медикаментов, системы, контроль давления, В последнее время коммерческие учреждения стали предлагать услуги по проведению обследований и диагностики. Это очень удобно для тех, кто не хочет отвлекаться от повседневных занятий, подходит будущим мамам и тем, кто желает сэкономить на круглосуточном стационаре (нет необходимости платить за место).Благодаря появлению малоинвазивных технологий на базе дневных стационаров стали проводить несложные операции, через 2 часа после которых больного выписывают. Кроме малоинвазивных некоторые дневные центры практикуют и другие виды несложных манипуляций, например, аборты.Круглосуточный стационар идеален, если требуется длительная госпитализация больных. На сегодняшний день существует большой выбор как платных, так и бесплатных медучреждений.Есть стационары, которые специализируются на каких-то конкретных заболеваниях, большинство же не имеет своего профиля. В платных центрах создаются все условия для того, чтобы пациент чувствовал себя комфортно. Палаты оснащены телевизорами, кондиционерами, в них есть бесплатный доступ в интернет. Многие коммерческие службы предлагают питание по индивидуально составленному меню. За лежачими пациентами закрепляется медсестра. Хирургические стационары предназначены для реабилитации пациентов после операций. В них особое внимание уделяется уходу, индивидуальному подходу и эмоциональному аспекту. Все это позволяет пациенту быстрее пойти на поправку.

Показателями деятельности стационара являются: обеспеченность населения стационарной помощью (отношение числа коек к численности населения, умноженное на 10000); нагрузка медицинского персонала (число коек на 1 должность врача и среднего медперсонала в смену); материально-техническая и медицинская оснащенность; использование коечного фонда; качество лечебно-диагностической стационарной помощи и ее эффективность.

Охрана здоровья матери и ребенка

Основными задачами охраны здоровья матери и ребенка является профилактика и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Эти важнейшие показатели имеют большое социально-политическое значение и характеризуют не только качество и уровень медицинской помощи женщинам и детям, но и состояние развития здравоохранения и общества в целом.

Последовательно снижается уровень младенческой и материнской смертности. За последние 5 лет абсолютное число умерших женщин уменьшилось с 633 до 479, показатель на 100 тыс. родившихся живыми снизился на 27,3% (с 50,2 в 1997г. до 36,5 в 2001г.), а за последние 10 лет – на 28,2%. По-прежнему в структуре причин материнской смертности ведущее место занимают кровотечения, токсикозы беременности, аборты.

Приказами Минздрава России от 21.05.2002 №151 и от 01.11.2002 №334 введены должности главных внештатных специалистов в федеральных округах Российской Федерации. Разработаны положения о кураторах и главных специалистах, которыми определены конкретные задачи и направления их деятельности в федеральных округах.

С целью принятия оперативных мер по предотвращению случаев материнской смертности в стране, Минздравом России утвержден приказ от 14.08.2002 № 257 о представлении экстренных донесений о числе рождений, материнской и младенческой смертности. В Московском НИИ педиатрии и детской хирургии и Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН действуют соответствующие отделы мониторинга.

Это интересно:  Права инвалидов в сфере охраны здоровья 2019 год

Для усиления организационно-методической помощи субъектам Российской Федерации созданы научно-практические центры здоровья женщин после 40 лет и охраны репродуктивного здоровья девочек в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН.

В отчетном году проведены мероприятия, направленные на внедрение в деятельность учреждений детства и родовспоможения новых организационных форм, перинатальных и лечебно-диагностических технологий:IVРоссийской форум «Мать и дитя»,Iсъезд акушеров-гинекологов и неонатологов, конгрессы, конференции и семинары по проблемам в области акушерства, гинекологии и перинатологии.

Одним из основных механизмов реализации стратегии охраны материнства и детства в 90-х годах являются федеральные целевые программы, позволяющие сосредоточить финансовые ресурсы на решение наиболее острых проблем материнства и детства.

В рамках федеральной целевой программы «Безопасное материнство» решаются задачи по снижению материнской смертности и охране репродуктивного здоровья. На реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Безопасное материнство» в 2002г. было выделено 129,186 млн. руб.

За счет средств программы решались вопросы оснащения родовспомогательных учреждений и перинатальных центров территорий Российской Федерации современной аппаратурой и оборудованием: наркозно-дыхательной аппаратурой, гистероскопами, операционными лапароскопами, предназначенными для диагностики осложнений беременности, патологии плода и новорожденного, различных нарушений репродуктивной функции женщин.

Минздравом России в установленном порядке организовано проведение торгов (конкурсов) на закупку указанной аппаратуры, которая поставлена в более чем 80 учреждений родовспоможения.

Учитывая большую медико-социальную значимость, Минздравом России разработана программа развития перинатальных центров за счет средств федерального бюджета с учетом софинансирования субъектов Российской Федерации. В 2002г. проводилась работа по завершению строительства 8 региональных и межрайонных перинатальных центров, на которую выделено 38,5 млн. руб.

В целях повышения информированности специалистов и населения по вопросам здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья, обеспечения безопасного материнства издано и направлено в субъекты Российской Федерации в отчетном году более 20 тыс. экземпляров информационно-методических материалов.

На средства программы осуществлены научные исследования по разработке новых методов профилактики, диагностики и лечения основных видов патологии беременности и родов, плода и новорожденного.

Важным результатом реализации мероприятий федеральной целевой программы «Безопасное материнство» явилось внедрение в практическое здравоохранение новых организационных форм, перинатальных технологий, санитарных норм и правил.

В настоящее время практически сформировано новое направление в лечении бесплодия супружеских пар – вспомогательные репродуктивные технологии, которые необходимо развивать для обеспечения потребности и улучшения воспроизводства населения в стране.

По-прежнему заслуживают внимания проблемы онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, из них более половины приходятся на долю рака молочной железы. Важным резервом снижения частоты онкологических заболеваний у женщин является профилактика, раннее выявление и лечение воспалительных, эндокринных нарушений репродуктивной системы, на фоне которых в дальнейшем развиваются злокачественные заболевания.

На реализацию мероприятий медицинских разделов федеральных целевых программ в 2002г. было выделено:

-по программе «Дети Чернобыля» – 3483,7 тыс. руб.,

-по программе «Дети-инвалиды»-79,8 млн. руб.

За счет средств программы «Дети Чернобыля» продолжены мероприятия по обеспечению функционирования Детского научно- практического центра противорадиационной защиты Минздрава России и 4-х межрегиональных кабинетов по экспертизе состояния здоровья детей, родившихся от участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, эвакуированных и отселенных из зон отчуждения и отселения.

За счет средств программы «Дети-инвалиды» осуществляется неонатальный скрининг на врожденные болезни обмена веществ, фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, оснащение медицинским оборудованием федеральных и межрегиональных медико-генетических центров и консультаций.

В марте 2002г. вопрос по совершенствованию системы охраны здоровья детей в Российской Федерации рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации.

Разработана и утверждена в составе федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 – 2006 гг. подпрограмма «Здоровый ребенок» (постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2002г. № 732).

Продолжалась работа совместно с Федеральным фондом ОМС по финансовой поддержке федеральных медицинских учреждений в рамках программы «Охрана материнства и детства» и региональных программ. За 11 месяцев 2002г. на эти цели Федеральным фондом было выделено 501,3 и 324,1 млн. руб. соответственно.

Из средств резервного фонда Президента Российской Федерации в 2002г. на сумму 16,543 млн. руб. приобретены лекарственные средства и медицинское оборудование для федеральных и региональных медицинских учреждений.

В 2002г. продолжалась реализация комплексных мер по охране здоровья детей на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка завершена работа по переводу детей в возрасте до 18 лет на медицинское обслуживание педиатрической сетью.

Система непрерывного наблюдения за здоровьем детей на всех этапах их развития организована полностью в 87 субъектах Российской Федерации.

В большинстве регионов на базе амбулаторно-поликлинических учреждений созданы отделения (кабинеты) медико-социальной помощи.

Организовывались учреждения современного типа для работы с детьми и подростками – молодежные консультативно-диагностические центры, центры по охране здоровья детей и подростков, центры репродуктивного здоровья подростков, психологические и профориентационные центры.

В педиатрических амбулаторно-поликлинических учреждениях начата работа по организации медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе.

Актуальной на сегодняшний день является проблема подготовки врачей-педиатров по вопросам физиологии и патологии подросткового возраста, медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе, вопросам профессиональной ориентации.

Изменился социальный состав детей, поступающих в дома ребенка. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют 74,5 %, т.е. за 10 лет удельный вес социальных сирот вырос в 1,5 раза.

Среди детей, поступающих в дома ребёнка, осложнения внутриутробного развития отмечены у 64% детей; 50% воспитанников домов ребенка с рождения имели перинатальную патологию, 10% — врожденные или наследственные заболевания,48% родились недоношенными или с низкой массой тела, заболевания периода новорожденности имели 70-80% воспитанников.

Создание условий для проведения восстановительного лечения, организации комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации позволяет решать вопросы укрепления здоровья детей, их социальной адаптации, а это в свою очередь, даёт возможность решать вопрос об обретении ребенком семьи, что является главной целью всей деятельности дома ребенка. Так, в настоящее время из числа детей, выбывающих из домов ребёнка, более 75% поступают в семьи.

Основными направлениями работы органов управления здравоохранением по совершенствованию деятельности домов ребёнка являются: развитие реабилитационной помощи; проведение комплекса мероприятий, содействующих обретению ребёнком семьи на основе решения проблем, связанных с его здоровьем; защита прав детей раннего возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В рамках реализации Федерального Закона от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2002 № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» и утвержденного плана мероприятий подготовлена нормативная база для регламентации деятельности органов управления и учреждений здравоохранения в субъектах Российской Федерации по вопросам оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям.

Внесены предложения по изменению и дополнению действующего законодательства в части усиления ответственности родителей (законных представителей) за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.

Расширены медицинские показания для направления несовершеннолетних на обучение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов образования. Отрегулированы вопросы оказания медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел и выявления семей, находящихся в социально-опасном положении.

Минздрав России принял участие в работе десяти заседаний Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных служб исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, в работе четырех заседаний Межведомственной комиссии при Правительстве Российской Федерации по делам несовершеннолетних.

В течение 2002г. проведено 10 заседаний Оперативного штаба Минздрава России, селекторное совещание с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по профилактике беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.

Членами оперативного штаба Минздрава России по профилактике беспризорности и безнадзорности выполнено более 10 выездов в субъекты Российской Федерации с целью изучения вопроса о ходе работ по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

В органах здравоохранения субъектов Российской Федерации выделены лечебно-профилактические учреждения для оказания медицинской помощи несовершеннолетним, беспризорным и безнадзорным.

Минздравом России проведена Всероссийская диспансеризация детей до 18 лет.

С целью оказания методической помощи регионам по проведению диспансеризации подготовлены инструктивно-методические материалы, разработаны схемы оказания медицинской помощи при психических и поведенческих расстройствах, вызванных употреблением психоактивных веществ, подготовлено пособие для врачей по ранней диагностике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних при проведении профилактических осмотров для оказания практической помощи территориям (приказ Минздрава России от 15.02.2002 № 81 «О проведении Всероссийской диспансеризации детей в 2002г.», приказ Минздрава России от 17.04.2002 № 121 «Об утверждении медицинской карты Всероссийской диспансеризации детей»).

Для получения объективной стандартизованной информации о результатах диспансеризации Минздравом России разработано программное обеспечение (автоматизированная система) Всероссийской диспансеризации детей.

С целью контроля за ходом Всероссийской диспансеризации в Минздраве России создана межведомственная комиссия с привлечением Министерства образования, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Минтруда и социального развития Российской Федерации.

В ходе контроля за проведением Всероссийской диспансеризации на Межведомственной комиссии регулярно заслушивались руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (Владимирская, Ивановская, Смоленская, Саратовская, Брянская, Астраханская, Новгородская, Костромская, Вологодская, Иркутская, Курганская, Ростовская области, республики Башкортостан, Карелия, Тыва, Алтайский край, г. Москва). Ход диспансеризации проверен с выездом на место в 12 субъектах Российской Федерации.

Кроме того, вопрос о ходе Всероссийской диспансеризации обсуждался на ряде межобластных совещаний, на координационных советах в федеральных округах, республиканском совещании руководителей службы охраны материнства и детства всех субъектов Российской Федерации.

По итогам диспансеризации Минздравом России разработан комплекс первоочередных и долгосрочных мер по оздоровлению детей Российской Федерации, будет подготовлен Государственный Доклад о состоянии здоровья детей.

Целенаправленные мероприятия по охране здоровья матери и ребенка осуществляются в соответствии со структурной реформой здравоохранения, в условиях рационализации и реструктуризации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, основанной на внедрении стационарзамещающих технологий, увеличении объемов помощи в условиях дневных стационаров, обеспечении этапности оказания медицинской помощи населению, расширении объемов профилактической работы и увеличении объемов амбулаторно-поликлинической помощи. Так, доля оперативных вмешательств на женских половых органах, проведенных в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях, составляет 55,5% от всех операций в дневных стационарах лечебно-профилактических учреждений. В результате проводимой работы за последние 5 лет удельный вес коек патологии беременности в общем числе акушерских коек увеличился на 13,2%, число коек для производства абортов сократилось в 1,4 раза.

Количество детей, пролеченных в дневных стационарах и стационарах дневного пребывания, увеличилось в 2 раза.

Пристального внимания требует решение кадровых вопросов: продолжается снижение числа акушерок, низкой остается обеспеченность врачами акушерами-гинекологами и акушерками на селе и др.

В мае 2002г. Минздравом России издан приказ «Об увеличении объемов оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи детям», которым предусмотрено увеличение до 70% количество квот на оказание отдельных видов специализированной помощи – кардиохирургической, нейрохирургической, травматолого-ортопедической.

В целом, для решения проблем материнства и детства, необходимо обеспечить приоритетное развитие и поддержку службы на всех уровнях, сохранение государственного характера медицинской помощи женщинам и детям, доступности дорогостоящих видов медицинской помощи, осуществление всего комплекса мер по реализации государственной политики в области охраны материнства и детства, направленных на повышение качества медицинской помощи, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, инвалидности с детства.

Программа 4 «Охрана здоровья матери и ребенка»

Дата 21.05.2016
Размер 330.35 Kb.
Тип Программа
    Навигация по данной странице:
  • Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
  • По результатам реализации 2 этапа Подпрограммы в 2020 году
  • Характеристика основных мероприятий Подпрограммы Мероприятие 4.1 «Совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи»
  • Мероприятие 4.2 «Развитие специализированной медицинской помощи детям»
  • Мероприятие 4.3 «Совершенствование системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка, развитие неонатальной хирургии»
  • Мероприятие 4.4 «Снижение уровня первичной инвалидности детей»
  • Мероприятие 4.5 «Профилактика и снижение количества абортов»
  • Мероприятии 4.6 «Увеличение охвата трехэтапной химиопрофилактикой пар «мать-дитя» в целях предотвращения вертикальной передачи ВИЧ- инфекции»
  • Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
  • ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  • Управление инвестиций области — главный распорядитель средств 57 281,2 м 2 842 200,0
  • ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  • Управление здравоохранение области — главный распорядитель средств 25 365,4 м2 123 680,0
Подпрограмма 4

«Охрана здоровья матери и ребенка»
Паспорт Подпрограммы

Ответственный
исполнитель
Подпрограммы
Управление здравоохранения Тамбовской области
Соисполнители
Подпрограммы
Управление инвестиций Тамбовской области
Цели Подпрограммы Повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям;
улучшение состояния здоровья детей и матерей

Задачи
Подпрограммы
Формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам;

развитие специализированной медицинской помощи

матерям и детям;
совершенствование системы раннего выявления и коррекции нарушения развития ребенка, развитие неонатальной хирургии;
снижение уровня первичной инвалидности детей;
профилактика и снижение количества абортов;
увеличение охвата трехэтапной химиопрофилактикой пар «мать-дитя» в целях предотвращения вертикальной передачи ВИЧ-инфекции

Целевые
индикаторы и
показатели
Подпрограммы
Материнская, младенческая и детская
смертность;

уровень ранней неонатальной смертности;

доля обследованных беременных женщин по новому
алгоритму проведения комплексной пренатальной
(дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр
беременности;

выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела в акушерском стационаре; охват неонатальным скринингом;

охват аудиологическим скринингом;

больничная летальность детей;

первичная инвалидность у детей;
доля женщин с преждевременными родами,
родоразрешенных в перинатальных центрах;
доля женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности;

охват пар «мать – дитя» химиопрофилактикой в

(Привлечение федеральных средств будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями с Министерством здравоохранения Российской Федерации),

Ожидаемые
результаты
реализации
Подпрограммы
Реализуемые мероприятия Подпрограммы позволят к 2020 году достичь следующих результатов:

увеличение доли обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка до 80%;

Показатель младенческой смертности – 4,3‰ остаётся одним из лучших показателей в Российской Федерации (2009г. – 6,1‰, 2010г.- 4,2‰, 2011г.- 4,2‰, РФ 2012г. — 13,3‰, ЦФО 2012г. – 7,6‰). В структуре младенческой смертности ведущее место занимают врожденные пороки развития – 43,2%, болезни перинатального периода – 29,5%, травмы – 9,1%, болезни органов дыхания – 6,8%.

Переход с 2012 года на новые критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, требует широкого внедрения в практику учреждений родовспоможения и детства современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, в том числе направленных на профилактику тяжелой инвалидности (слепоты, глухоты).

В целях совершенствования и повышения квалификации медицинских работников, для улучшения качества оказания медицинской помощи новорождённым детям с низкой и экстремально низкой массой тела в 2012 году 45 врачей акушеров-гинекологов, врачей анестезиологов-реаниматологов и врачей-неонатологов прошли обучение на циклах тематического усовершенствования в симуляционно-тренинговых центрах федеральных государственных учреждений.

На базе ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница» функционирует кабинет катамнеза, где осуществляется комплексная реабилитация и наблюдаются 1786 детей, родившихся с низкой массой и экстремально низкой массой тела, дети, перенесшие тяжёлую перинатальную патологию, внутриутробную инфекцию или хирургическое вмешательство в периоде новорождённости.

За последние годы также отмечается снижение заболеваемости детей в возрасте до 1 года, которая составила в 2012 году 2611,3 на 1000 детей соответствующего возраста (2010г. – 2805, 2011г. – 2754,0). В структуре заболеваемости на 1 месте — болезни органов дыхания – 44,3%, на 2 месте – отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде — 21,8%, на 3 месте – болезни органов пищеварения – 5,7%, на 4 месте — врожденные аномалии развития – 4,3%.

В 2012 году в области продолжено аудиологическое обследование новорожденных, которое позволяет на ранних сроках выявлять у ребенка нарушение слуха и провести реабилитационные мероприятия, при необходимости кохлеарную имплантацию.

Аудиологический скрининг проведен 9707 детям первого года жизни, что составляет 95,6% (2010г. – 95,1%, 2011г. – 96%) от подлежащих. Выявлено 199 детей с нарушением слуха по результатам первого этапа проведения аудиологического скрининга — 2,1% (2010г. – 3,7%, 2011г. – 3,1%), 6 детям проведена кохлеарная имплантация, 1 ребёнку планируется кохлеарная имплантация в 2013 году.

Ведущей патологией в структуре заболеваемости детского населения являются болезни органов дыхания, органов пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и глаз. Состояние здоровья детей в 2012 году характеризуется снижением общей заболеваемости за счет снижения частоты заболеваний нервной системы, костно-мышечной системы, системы пищеварения, болезней крови и кроветворной системы, глаза и его придаточного аппарата. Однако отмечен рост инфекционной заболеваемости, травм и отравлений.

Первые три места по распространенности у детей до 14 лет занимают болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения и костно-мышечной системы. В течение последних 3-х лет по указанным нозологиям наметилась тенденция к снижению заболеваемости.

В структуре общей заболеваемости подростков (15 – 17 лет) преобладающими нозологиями также являются заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы и пищеварения. Заболеваемость подростков сохраняется ниже заболеваемости детей до 14 лет, однако, практически в 2 раза преобладают заболевания костно-мышечной системы, болезни глаза и нервной системы.

Показатель детской смертности от 0 до 17 лет сохраняется на уровне 2011 года и составил 0,56 на 1000 детского населения (2010г. – 0,6%о, 2011г. – 0,56). В структуре смертности детей старше года основное место занимают несчастные случаи (ДТП, утопление, отравления угарным газом, удушения) – 52%, врожденные пороки развития – 11%, злокачественные новообразования и болезни нервной системы по 9%.

Для совершенствования маршрутизации беременных женщин на родоразрешение учреждения родовспоможения Тамбовской области с 2010 года разделены на 2 уровня: 1 уровень составляют акушерские отделения центральных районных больниц, в которых обеспечено дежурство врачебного персонала на дому, количество коек – 116 (22,7% от общего количества акушерских коек); 2 уровень составляют акушерские отделения центральных районных больниц и городских больниц с круглосуточными дежурствами акушера-гинеколога и анестезиолога-реаниматолога, количество коек – 395 (77,3% от общего количества акушерских коек).

В настоящее время медицинская помощь беременным женщинам, роженицам и родильницам оказывается в области в учреждениях здравоохранения двух уровней. Интенсивная помощь беременным и родильницам оказывается в общей реанимации. Специализированная помощь женщинам с осложнённой беременностью, осуществляется в акушерском стационаре ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница». Реанимационная помощь новорождённым детям, находящимся в критическом состоянии и с экстремально низкой массой тела оказывается в отделении реанимации и интенсивной терапии новорождённых ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница» на 18 койках.

С 2011 года в области организована работа акушерского Дистанционного консультативного центра с выездной анестезиолого-реанимационной акушерской бригадой для оказания специализированной анестезиолого-реанимационной помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам с тяжелой акушерской и экстрагенитальной патологией, находящимся на лечении в учреждениях здравоохранения области, а также для транспортировки женщин, нуждающихся в интенсивной терапии в период беременности, родов и в послеродовой период в ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница». В 2012 году осуществлено 39 выездов анестезиолого-реанимационной акушерской бригады, проведено 650 консультаций, 5 женщин госпитализированы в ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница».

Заболеваемость беременных женщин имеет тенденцию к снижению. Из числа закончивших беременность в отчетном году доля беременных женщин средней и высокой групп риска по развитию осложнений беременности и родов составила 74,8% (2009г. – 77,2%, 2010г. – 76%, 2011г. – 75%), заболеваемость женщин в период беременности снизилась на 2,5%. В структуре заболеваемости беременных женщин:

на 1 месте — анемия беременных — 18,6% (2011г. – 20,5%);

на 2 месте — угроза прерывания беременности на ранних сроках – 14,3% (2011г. – 15 %);

на 3 месте — токсикозы и гестозы – 13,6% (2011г. – 13,3%);

на 4 месте — фетоплацентарная недостаточность — 11,9% (2011г. — 11,5%).

Число беременных женщин, поступивших под наблюдение в женские консультации области до 12 недель, за последние 3 года увеличилось на 6,4%. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» по направлению «Родовой сертификат» беременные женщины при амбулаторном лечении обеспечены бесплатными лекарственными препаратами и при стационарном лечении — дополнительным питанием.

С целью совершенствования работы по ранней диагностике врождённых пороков развития плода с мая 2012 года пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребёнка проводится в соответствии с Порядком проведения пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребёнка на территории Тамбовской области, утверждённым приказом управления здравоохранения области от 09.04.2012 № 430 «О порядке проведения пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребёнка на территории Тамбовской области». Для обеспечения проведения пренатальной диагностики в соответствии с Порядком, врачи ультразвуковой диагностики, клинико-диагностической лабораторией, врач-цитогенетик в 2012 году прошли обучение на кафедре медицинской генетики ГОУДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» по теме «Пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребёнка».

Комплексная пренатальная диагностика проведена 924 женщинам, у 4 (0,4%) выявлен высокий риск врождённой патологии плода, что позволило своевременно оказать медицинскую помощь беременной женщине и провести коррекцию врождённых пороков развития у детей.

В области проводится работа по реабилитации беременных женщин после стационарного лечения в санаториях области. Долечивание в санаториях области в 2012 получила 291 беременная женщина (2010г. -357 , 2011г. -275. на общую сумму 3290,267 тыс.рублей за счёт средств областного бюджета. У беременных женщин, получивших долечивание, отмечено снижению заболеваемости анемией беременных до 24%, болезней мочеполовой системы с 12,7% во время беременности и до 6,3% в родах и послеродовом периоде.

Уровень гинекологической заболеваемости женщин фертильного возраста практически по всем нозологическим формам остается высоким. В 2012 году отмечается рост уровня:

первичной заболеваемости воспалительными заболеваниями женских половых органов 34,3 на 1000 женщин (2011г. – 30,6, 2010г. – 27,8 на 1000 женщин,

дисплазией молочной железы – 6,1 на 1000 женщин в 2012г. (2011г. — 4,5, 2010г. – 3,7 на 1000 женщин) за счёт улучшения выявляемости при проведении скринингового исследования молочных желёз;

нарушение менструального цикла – 11,5 на 1000 женщин фертильного возраста в 2012 году (2011г. — 10,7, 2010г. – 10,2), одновременно отмечено снижение показателя среди подростков на 7,3%.

Выявляемость бесплодия сохраняется на уровне 2011года – 0,83 на 1000 женщин фертильного возраста (2011г. – 0,83, 2010г. – 0,6). В 2012 году для лечения бесплодия с использованием метода экстракорпорального оплодотворения за счет средств федерального бюджета в федеральные медицинские учреждения направлены 67 семейных пар. У 27 женщин после лечения методом экстракорпорального оплодотворения наступила беременность.

С целью снижения гинекологической заболеваемости проводятся профилактические осмотры женского населения, направленные на раннее выявление и лечение начальных форм гинекологической патологии. За 2012 год осмотрено 93% женщин из числа подлежащих, что позволило своевременной диагностировать онкологические заболевания органов репродуктивной системы на ранней стадии и добиться снижения заболеваемости раком молочной железы на 8,5% и запущенности рака молочной железы на 8,3%, рака тела матки на 2,9%.

В результате реализации комплекса мер по профилактике абортов, ориентации на материнство отмечается стойкая тенденция к снижению числа абортов во всех возрастных группах. Число абортов в динамике за 5 лет уменьшилось на 33,8%. Доля первобеременных в структуре абортов снизилась с 12% в 2008г. до 8,5% в 2012 году. Показатель числа абортов на 100 родившихся живыми и мертвыми составил 51,9 (2009г. – 70,0, 2010г. – 62,4, 2011г. – 59,5, РФ 2011 – 55,9), что является результатом эффективной работы специалистов области. В 2012 году у девочек-подростков до 17 лет зарегистрировано 80 абортов (2010г. – 100, 2011г. — 99 абортов), у девочек до 14 лет — 3 аборта (2010г. – 3, 2011г. — 4). Показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста составил 19,4 (2008г -27,4, 2009г -24,7, 2010г -23,2, 2011г -21,5, РФ 2011г. – 26,7).

Профилактика абортов является одной из приоритетных задач здравоохранения области, направленных на охрану репродуктивного здоровья и рождение здоровых детей. Для профилактики и снижения количества абортов в медицинских организациях области организованы 10 кабинетов медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что позволило увеличить количество женщин, отказавшихся от прерывания беременности. Оказана медико-психологическая, юридическая и социальная консультативная помощь 1941 женщине, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. В результате проводимой работы 17,8% женщин от числа обратившихся отказались от прерывания беременности.

Оказание своевременной и эффективной лечебно-диагностической и профилактической помощи, а также социально-психологического сопровождения в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях здравоохранения ВИЧ-инфицированным беременным женщинам и их детям – одна из важных задач, стоящих перед службой охраны здоровья матери и ребенка.

Особенностью эпидемического процесса в последние 3 года является интенсивное вовлечение в эпидемический процесс женщин. К концу 2012 года кумулятивное количество инфицированных ВИЧ женщин по сравнению с 2005 года увеличилось в 1,7 раза и составило 539 случаев (43,7 %) всех зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции. Начиная с 2008 года ежегодно регистрируется от 40 до 70 новых случаев заражения среди женщин, при этом в 85-93% случаев оно связано с г етеросексуальными контактами, тогда как мужчины в 25-50% инфицированы при внутривенном введении наркотиков. В 12 муниципальных образованиях Тамбовской области в 2012 году женщины составляли уже более половины всех новых случаев ВИЧ-инфекции. Внедрение современной бесплатной высокоактивной антиретровирусной терапии кардинально изменило отношение медицинских специалистов и людей, живущих с ВИЧ к беременности. Удельный вес беременностей, завершившихся родами, у этой группы женщин за последние 4 года составляет более 69%.

В 2012 году в Тамбовской области родилось 26 детей от женщин с ВИЧ-инфекцией (в 2011 году – 20 детей). Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, прежде всего, проведение антиретровирусной профилактики во время беременности, родов и новорожденному осуществляется в соответствии с утвержденным и единым для всей Российской Федерации стандартом. В целях профилактики передачи вируса ВИЧ от матери ребенку в 2012 году получили антиретровирусные препараты 24 инфицированных беременных женщин или 92,3% завершивших беременность родами. Из них полных трехэтапный курс профилактики прошли 88,5% матерей, на 5,2% больше чем в 2008 году (в 2010 г. – 83,3%). Охват новорожденных химиопрофилактикой составил 95%. По данным ведомственного мониторинга в последние годы наблюдается устойчивая тенденция по снижению числа детей инфицированных ВИЧ при перинатальных контактах. У ровень передачи ВИЧ от матери ребенку в области составляет 4,6%, что ниже среднероссийского в 1,4 раза (6%). Вместе с тем, несмотря на ежегодное повышение охвата антиретровирусной профилактикой беременных женщин и рожденных ими детей, продолжают отмечаться случаи вертикальной передачи ВИЧ-инфекции.

Несмотря на достигнутые качественные показатели работы службы детства и родовспоможения остаются проблемы, которые требуют решения.

В настоящее время медицинская помощь беременным женщинам, роженицам и родильницам оказывается в области в учреждениях здравоохранения двух уровней. Для формирования трёхуровневой системы Тамбовская область остро нуждается в высокотехнологичном перинатальном центре, где в полном объёме будет оказана высококвалифицированная специализированная помощь матерям и детям, консультационно-диагностическая помощь наиболее тяжёлому контингенту беременных женщин, рожениц и родильниц, а также женщинам с нарушениями репродуктивной функции с использованием современных профилактических и лечебно-диагностических технологий. Централизация оказания медицинской помощи матерям и детям в Тамбовской области позволит не только повысить качество оказания медицинской помощи, но и её экономическую эффективность.

Основным учреждением здравоохранения области, где сосредоточена вся многопрофильная специализированная медицинская помощь детям Тамбовской области в настоящее время является ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница». Наиболее острой проблемой в настоящее время является дефицит лечебных площадей, который на сегодняшний день достиг критических значений и составляет около 45%. Существующие лечебные площади не соответствуют действующим санитарным нормам и правилам, ни по размерам площадей на стационарную койку, ни по набору необходимых дополнительных помещений.

Одной из актуальных проблем остается укрепление материальной базы родильных и детских отделений центральных районных больниц, городских больниц, пренатальная профилактика и диагностика врожденных и наследственных заболеваний. В структуре младенческой смертности в 2012 году врожденные пороки развития составили 45,5%. Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, представляющая перспективное направление медицинской генетики и включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска, инвазивные методы диагностики.

Достижение цели Подпрограммы обеспечивается путем решения следующих задач:

формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам;

развитие специализированной медицинской помощи матерям и детям;

совершенствование системы раннего выявления и коррекции нарушения развития ребенка, развитие неонатальной хирургии;

снижение уровня первичной инвалидности детей;

профилактика и снижение количества абортов;
увеличение охвата трехэтапной химиопрофилактикой пар «мать-дитя» в целях предотвращения вертикальной передачи ВИЧ-инфекции.

По результатам реализации 2 этапа Подпрограммы в 2020 году:
показатель материнской смертности сохранится на уровне не более 9.6%0;

показатель младенческой смертности составит 4,6 на 1000 новорожденных;

показатель ранней неонатальной смертности снизится до 1,2 на 1000 родившихся живыми;

доля обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности вырастет до 80%;

выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела в акушерском стационаре возрастет до 899,0% выживших от числа новорожденных, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре;

доля новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, от общего числа новорожденных составит не менее 95%;

доля новорожденных, обследованных на аудиологический скрининг от общего числа новорожденных составит не менее 95%;

больничная летальность детей уменьшится до 0,12% от числа поступивших;

первичная инвалидность у детей снизится до 18,0 детей, которым впервые установлена инвалидность (на 10 тыс. детей соответствующего возраста);

доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальном центре, составит 60%;

доля женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности, возрастет до 25%;

охват пар «мать – дитя» химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами вырастет до 99%.

Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Мероприятие 4.1 «Совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи»

В целях реализации мероприятий по выхаживанию детей с экстремальной низкой массой тела будет продолжено:

оказание круглосуточной стационарной специализированной высокотехнологичной медицинской помощи для новорожденных детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела в ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница»,

укрепление материально-технической базы реанимационных коек для новорожденных в учреждениях родовспоможения и детства: приобретение медицинского и технологического оборудования,

-обучение всех специалистов, оказывающих медицинскую помощь при родовспоможении и новорождённым детям, в симуляционно-тренинговых центрах федеральных государственных учреждений.

Мероприятие 4.2 «Развитие специализированной медицинской помощи детям»

Показатели, определяющие состояние здоровья детского населения в Тамбовской области, в течение последних лет свидетельствуют о наметившихся позитивных тенденциях. Для совершенствования медицинской помощи детям, в том числе улучшения её качества и доступности, а также для обеспечения дальнейшего снижения показателей младенческой и детской смертности, заболеваемости и инвалидности необходимо развитие специализированной медицинской помощи детскому населению. Лечение детей требует междисциплинарного подхода: как правило, у ребенка выявляется несколько заболеваний одновременно, лечение детей требует специальных навыков и умений от врачей всех специальностей, включая диагностику, дети чаще нуждаются в проведении реанимации и интенсивной терапии, дети требуют особого подхода при назначении и применении лекарственных препаратов, особенно при проведении терапии иммуносупрессивными и генноинженерными препаратами.

Для подготовки необходимых кадров для работы в межрайонных центрах, планируется обучение детских врачей – специалистов: в 2013 году – 1 детского стоматолога, 1 детского эндокринолога, 1 детского кардиолога, в 2014 году: 1 детского стоматолога, 1 детского эндокринолога, 1 детского кардиолога, 1 детского хирурга, в 2015 году: 1 детского стоматолога, 1 детского эндокринолога, 2 детских кардиологов, 1 детского хирурга.

В связи с переходом с 2012 года на новые критерии регистрации живорождения крайне актуальной становится проблема ретинопатии недоношенных, которая занимает лидирующее положение среди причин слепоты и слабовидения с детства. Для раннего выявления ретинопатий и своевременного лечения планируется приобретение ретинальной камеры.

Для развития уроандрологической помощи детям планируется внедрение высокотехнологичных методов оперативных вмешательств при реконструктивно – пластических операциях на органах мочевыделительной системы, что позволит значительно улучшить качество оказания медицинской помощи и ускорить процесс выздоровления.

Для развития педиатрической специализированной медицинской помощи детям планируется внедрение высокотехнологичных методов лечения детей с врождёнными и дегенеративными заболеваниями центральной нервной системы с тяжёлыми двигательными нарушениями, тяжёлыми формами сахарного диабета с применением генноинженерных биологических препаратов, что позволит улучшить качество жизни детей, больных тяжёлыми инвалидизирующими заболеваниями.

Появление эндоскопов с фиброволоконной оптикой значительно расширило диагностические и лечебные возможности практически во всех областях медицины. В целях улучшения качества проводимого диагностического обследования детей с патологией желудочно-кишечного тракта планируется приобретение видеоэндоскопического оборудования.

Таким образом, строительство хирургического корпуса и реконструкцию основного корпуса ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница» позволят совершенствовать оказание онкологической, травматологической, нейрохирургической, офтальмологической помощи детям.

Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, помощь детям, а также совершенствование кадрового потенциала учреждений педиатрического профиля, внедрение современных организационных технологий оказания медицинской помощи детям, внедрение в педиатрическую практику современных научных достижений позволит достичь прогнозных показателей младенческой смертности, смертности детей в возрасте до 17 лет включительно, снижения уровня госпитализации детей и больничной летальности, а также первичного выхода на инвалидность среди детского населения.
Мероприятие 4.3 «Совершенствование системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка, развитие неонатальной хирургии»

В целях совершенствования пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребёнка планируется обеспечить проведение следующих конкретных мер:

обучение врачей ультразвуковой диагностики по теме «Пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребёнка»;

продолжить исполнение программы индивидуального риска врождённой патологии у ребёнка;

обеспечить развитие инвазивной диагностики на базе медико-генетической консультации области;

обеспечить своевременное проведение коррекции врождённого порока развития у ребёнка.

Для повышения качества и доступности неотложной помощи детям в Тамбовской области, в том числе по таким приоритетным направлениям, как выхаживание детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела, а также совершенствования хирургической помощи новорожденным детям в 2012 году начато строительство хирургического корпуса ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница». С завершением строительства хирургического корпуса продолжится развитие неонатальной хирургии.

Ежегодно в ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница» получают плановую и экстренную медицинскую помощь около 11 тысяч детей. Из них более чем 3,5 тысячам проводится оперативное лечение. Строительство хирургического корпуса позволит привести в соответствие с современными санитарными требованиями хирургические и анестезиолого-реанимационное отделение, развитие неонатальной хирургии, снизить младенческую смертность.

Мероприятие 4.4 «Снижение уровня первичной инвалидности детей»

Одним из важнейших направлений в профилактике детской инвалидности является ранняя диагностика и своевременно начатая корригирующая терапия врожденных и наследственных заболеваний. Ранняя выявляемость нарушений слуха, врождённых пороков развития, наследственных заболеваний и своевременное проведение реабилитационных мероприятий позволит снизить инвалидность среди детей на 30%, смертность от курабельных пороков развития на 50%. Все это позволит улучшить качество жизни детей, снизить младенческую смертность на 10%.

Мероприятие 4.5 «Профилактика и снижение количества абортов»

Для профилактики и снижения количества абортов в медицинских организациях области организованы 10 кабинетов медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в учреждениях здравоохранения, что позволило увеличить количество женщин, отказавшихся от прерывания беременности. Планируется создание кабинетов медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации во всех учреждениях здравоохранения области, где осуществляется наблюдение беременных женщин, что приведёт к увеличению доли женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности до 20%.

Мероприятии 4.6 «Увеличение охвата трехэтапной химиопрофилактикой пар «мать-дитя» в целях предотвращения вертикальной передачи ВИЧ- инфекции»

Для дальнейшего совершенствования организации системы профилактики вертикальной передачи вируса иммунодефицита человека и обеспечение условий для снижения заболеваемости ВИЧ-инфекции у детей планируется обеспечить проведение следующих конкретных мер:

обеспечение всех ВИЧ-инфицированных беременных женщин антиретровирусными препаратами;

информирование и обучение ВИЧ-инфицированных беременных женщин о средствах и методах химиопрофилактики ВИЧ во время беременности, в родах и послеродовый период;

индивидуальный подбор наиболее эффективных препаратов и схем химиопрофилактики для ВИЧ-инфицированных беременных женщин у получающих антиретровирусную терапию;

предотвращение передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку при грудном вскармливании в послеродовой период путем обеспечения искусственным питанием;

повышение ответственности ВИЧ-инфицированных беременных женщин за свое здоровье в период беременности и обеспечение раннего обращения в учреждения родовспоможения.

В результате реализации этих мероприятий будет обеспечен охват пар «мать – дитя» химиопрофилактикой в соответствии с требованиями действующих стандартов, начиная с 95 % в 2012 году и увеличение охвата до 99% к 2020 году, что позволит обеспечить снижение вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку до 5%.

Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых

для реализации подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджета, а также средств обязательного медицинского страхования.

Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

к Подпрограмме «Охрана

здоровья матери и ребенка»

ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СОБСТВЕННОСТИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Наименование главного
распорядителя средств
объекта капитального строительства
Вводимая мощность объекта
капитального строительства (площадь здания)
Объем бюджетных ассигнований

к Подпрограмме «Охрана

здоровья матери и ребенка»

ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

Статья написана по материалам сайтов: stydopedya.ru, medafarm.ru, dogmon.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector