+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Проблемы реализации права на охрану здоровья 2019 год

Каменская Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры медицинского права Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

В статье рассмотрена взаимосвязь конституционно-правовой доктрины, основанной на принципах верховенства права, и проблемы формирования общих принципов охраны здоровья в Российской Федерации, возникающих в процессе современной законотворческой деятельности. Отраслевые принципы призваны отражать специфику регулируемых общественных отношений в сфере охраны здоровья в Российской Федерации, обеспечивая единство действия права и соблюдение баланса интересов, заложенного в праве.

Ключевые слова: право на охрану здоровья, совершенствование законодательства о здравоохранении, проект Федерального закона Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Problems of formation of the general principles of the constitutional right to health protection and medical care in the Russian Federation

The article examined the relationship of constitutional and legal doctrines based on the rule of law and the problems of formation of the general principles of health in the Russian Federation to the process of contemporary lawmaking.

Key words: right to health and medical care, improvement of healthcare legislation, the draft Federal law «On Principles of public health protection in the Russian Federation».

Российская Федерация в соответствии с Конституцией страны основана на принципах верховенства права, что предопределяет дальнейшие гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

СЗ РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.

Статья 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Эти положения развиваются далее в ст. 18 Конституции, где говорится, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». При этом, как следует из ст. 7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Таким образом, именно положения Конституции формулируют институт защиты прав человека и гражданина, устанавливая систему государственной защиты данных прав. Однако необходимо отметить, что положения Конституции, закрепляя гарантии обеспечения прав и свобод человека, с одной стороны, превращают индивида в «равноправного партнера» государства, способного предъявлять к последнему правовые притязания, с другой стороны, обязанность государства по соблюдению различных прав предопределяется характером и содержанием соответствующих гражданских, политических и социально-экономических прав.

По мнению председателя Конституционного Суда В.Д. Зорькина , дальнейшее развитие доктрины правового социального государства и основанной на ней правотворческой и правоприменительной практики должно исходить из трактовки социальных прав не только как неких общих ориентиров для законодателя и правоприменителя, но именно как основных прав, равных по значимости гражданским и политическим правам человека и гражданина. Как таковые социально-экономические права обязывают законодательную и исполнительную власть, создают ориентиры для проведения социальной политики государства, для формирования и развития соответствующих отраслей законодательства.

Зорькин В.Д. Право и правоприменение в Российской Федерации: доктрина и практика. Материалы к докладу на международной конференции «Право и правоприменение в России: междисциплинарные подходы» // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, главной задачей которой является достижение благосостояния человека и общества. В Российской Федерации одним из важнейших элементов социального развития является охрана здоровья граждан. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции и является общепризнанным социально-экономическим правом, фундаментальную основу которого составляют нормы международных актов: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах .

Действующее международное право. Т. 2.
Там же.

Вопросы законодательного обеспечения здравоохранения и охраны здоровья граждан в Российской Федерации рассматриваются государством в качестве важнейших приоритетов, что предопределяет дальнейший характер управленческих решений, принимаемых органами государственной власти в форме законов и иных нормативных правовых актов. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. было отмечено, что прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью.

СЗ РФ. 18.05.2009. N 20. Ст. 2444.

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 19.08.1993. N 33. Ст. 1318.

С целью дальнейшего совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан Министерством здравоохранения и социального развития был разработан проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , направленный в первую очередь на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения.

Проект Федерального закона от 28 февраля 2011 г. // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. URL: http:// www.minzdravsoc.ru/ docs/ doc_projects/ 597.

Если рассматривать данный проект как кодифицированный акт, систематизирующий законодательство в сфере охраны здоровья, то исходя из смысла кодификации как одной из форм систематизации законодательства основной правотворческой целью данного законопроекта должно стать упорядочение действующего правового массива и закрепление принципиально новых правовых положений, повышающих правовое качество юридического регулирования данной сферы.

Еще одной отличительной чертой кодифицированных актов является согласованное сочетание норм общеправового регулирования (нормы-цели, нормы-дефиниции, нормы-принципы и т.д.) и норм конкретного правового регулирования, позволяющее определять такие законы в качестве нормативной основы отрасли (подотрасли, отраслевого института) законодательства либо комплексного массива законодательства .

В пояснительной записке к Закону также отмечен кодифицированный характер нового Федерального закона, там говорится о назревшей необходимости разработки нового единого законодательного акта, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых нормативных правовых актах и сохраняющими свою актуальность в настоящее время, включал бы в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему российского здравоохранения.

Пояснительная записка к проекту Федерального закона // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. URL: http:// www.minzdravsoc.ru/ docs/ doc_projects/ 597.

По мнению большинства ученых, работа по кодификации российского законодательства должна опираться на положения Конституции РФ, в которых идеология верховенства неотчуждаемых прав и свобод человека определяет концептуальные основы кодификации любой отрасли законодательства.

Из положений Конституции вытекают следующие принципы правового регулирования общественных отношений :

Зорькин В.Д. Там же.

  • принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства;
  • принцип правовой определенности и разумной стабильности правового регулирования;
  • принцип предсказуемости законодательной политики.

В теории права под правовым принципом понимается общее положение, основополагающая идея, которая имеет обязательное значение и подлежит применению при регулировании конкретных отношений не только на этапе правотворчества, находя выражение или прямое закрепление в системе правовых норм, но также влияющая на процессы толкования и применения норм права.

В свою очередь, Конституционный Суд, используя в своих решениях понятие «общеправовые (общие) принципы права», исходит из того, что данные принципы «обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права» .

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. N 1-П // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 08.04.1993. N 14. Ст. 508.

В разработанном проекте Федерального закона вторая глава целиком посвящена принципам, регулирующим общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, по сравнению с действующей редакцией Основ, основные принципы, содержащиеся в проекте, раскрыты и детализированы в семи статьях Федерального закона.

Руководствуясь конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, на первое место среди принципов охраны здоровья граждан, перечисленных в ст. 4 проекта Федерального закона, поставлен принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий.

Принципы доступности медицинской помощи и приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан отражают общие концепции правовой политики государства в сфере здравоохранения, последовательно развиваемой в общих концептуальных правовых актах, определивших главные ориентиры развития Российской Федерации до 2020 г.: Стратегии национальной безопасности и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации .

СЗ РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5489.

Система действующих норм законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан также основывается на принципах соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья, обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий, приоритета профилактических мер в области охраны здоровья граждан и доступности медико-социальной помощи.

В отличие от действующей редакции Основ, в проекте Федерального закона среди основных принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации отсутствует принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья. Очевидно, по мнению разработчиков законопроекта, данное положение хотя и связано непосредственно с правом на охрану здоровья и медицинскую помощь, однако не составляет принципиального содержания данного права. Данная точка зрения может быть связана с тем, что принцип социальной защищенности является неотъемлемой частью правоотношений в сфере права социального обеспечения, следовательно, «если какой-либо элемент одного права человека в равной степени подпадает под защиту другого, то он не является неотъемлемым для первого из них и не должен рассматриваться как его принципиальная часть» . В противном случае отсутствие данного принципа в проекте Федерального закона рассматривалось бы как нарушение международного права на необходимое социальное обслуживание в случае болезни, закрепленное в общепризнанных нормах международного права, в том числе в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека.

Тобес Б. Право на здоровье: теория и практика. М.: Устойчивый мир, 2001. С. 240.

Действующий в Основах законодательства об охране здоровья граждан принцип ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья также не нашел непосредственного закрепления в тексте законопроекта, однако в предмете регулирования Федерального закона указано, что настоящий Закон регулирует полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан; а также права и обязанности организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан.

Данную ситуацию не следует рассматривать как снижение уровня защиты населения в области охраны здоровья. Во-первых, принцип ответственности непосредственно связан с такими общеправовыми принципами, как принцип законности и правосудия, которым присущ универсальный, общеобязательный характер применения, независимо от того, закреплены они прямо в конкретных нормах права или нет. Кроме того, отраслевые принципы права неразрывно связаны с предметом регулирования конкретных правоотношений, возникающих в сфере правового регулирования, что вызвано сходством их правовой природы.

Необходимо также отметить включение в число общих принципов охраны здоровья принципа недопустимости отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства, а также принципа соблюдения врачебной тайны, что подчеркивает значимость данных принципов и соответствует международным стандартам обеспечения и реализации прав человека в сфере здравоохранения. С другой стороны, присвоение статуса принципов запретам на осуществление эвтаназии и клонирование человека является, на наш взгляд, примером необоснованного замещения принципов права перечнем требований, предъявляемых к содержанию современных правоотношений в сфере охраны здоровья.

В целом принципы, закрепляемые в проекте Федерального закона, являясь, по сути, отраслевыми принципами регулируемых общественных отношений, представляют собой сформулированные в его нормах основополагающие идеи, определяющие процессы формирования и реализации права на любом этапе. Предложенные принципы призваны отражать специфику регулируемых общественных отношений в сфере охраны здоровья в Российской Федерации, обеспечивая тем самым единство действия права и соблюдение баланса интересов, заложенного в праве.

Конституционное право граждан на охрану здоровья и проблемы его реализации

Конституционное право граждан на охрану здоровья и проблемы его реализации

Федеральное агентство по образованию
Курсовая работа
по дисциплине: Конституционное право
Тема: «Конституционное право граждан на охрану здоровья и проблемы его реализации»
Выполнил:
студент курса группы

Великий Новгород
2009
Содержание

1. Право граждан на охрану здоровья в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ

1.1. Правовые отношения по охране здоровья граждан

1.2. Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья граждан

1.3. Основные институты законодательства об охране здоровья граждан

2. Гарантии и проблемы реализации конституционного права граждан на охрану здоровья

2.1. Гарантии и ответственность за нарушение права граждан на охрану здоровья

2.2. Судебная защита права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду

2.3. Основные направления совершенствования законодательства об охране здоровья граждан

Список использованной литературы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что законодательство любого демократического и правового государства должно обеспечивать такое закрепление прав граждан, которое бы учитывало не только самые высокие стандарты прав и свобод человека, но и создавало предпосылки для наиболее эффективной их реализации.
Реализуемые в последнее время широкомасштабные задачи социального характера в области образования, здравоохранения, жилищной политики, как и усложнение самих отношений, связанных с охраной здоровья граждан, потребовали принятия значительного количества актов, прежде всего подзаконного характера. Активность исследований, посвященных анализу тех или иных аспектов правового регулирования отношений по охране здоровья граждан, соединяющих в себе понимание специфики медицинской деятельности и юридические познания, в последние годы также значительно возросла.
Вместе с тем современная ситуация характеризуется масштабностью и сложностью регулируемых отношений, появлением новых областей правового воздействия и соответствующих им массивов норм. Поэтому особую актуальность приобретают исследования, касающиеся анализа собственно системы нормативных правовых актов, ее состояния, внутренних проблем, динамики развития.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением, реализацией и защитой (восстановлением) конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Предмет исследования составляют юридические нормы, регулирующие деятельность государственных органов и их должностных лиц, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по обеспечению и защите общественного и индивидуального (физического и психического) здоровья человека.
Целью исследования является изучение конституционно-правовых вопросов реализации права человека на охрану здоровья.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи исследования:
1) определить правовые отношения по охране здоровья граждан;
2) изучить законодательное регулирование вопросов охраны здоровья граждан;
3) охарактеризовать основные институты законодательства об охране здоровья граждан;
4) рассмотреть гарантии и ответственность за нарушение права граждан на охрану здоровья;
5) изучить механизм судебной защиты права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду;
6) предложить основные направления совершенствования законодательства об охране здоровья граждан.
Состояние научной разработанности данной проблемы носит фрагментарный характер. Специальных теоретических исследований, посвященных конституционно-правовым основам обеспечения права на охрану здоровья почти нет. Имеющиеся научные публикации посвящены отдельным аспектам исследуемой темы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания общественно-политической, правовой действительности. Использованы формально-юридический, системный, логический, историко-юридический, сравнительно-правовой методы.
Нормативную основу исследования конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации составил широкий ряд международных и внутригосударственных правовых актов, закрепляющих это ведущее право, порядок его обеспечения и реализации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений, направленных на совершенствование форм и гарантий реализации права граждан на охрану здоровья, способов его защиты, которые могут быть использованы при разработке новых нормативно-правовых актов, внесении изменений и дополнений к действующим законодательным и иным правовым актам.

Это интересно:  Международный день охраны здоровья 2019 год

Реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья в современной России

Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья. Основные субъекты правоотношений в сфере охраны здоровья РФ. Нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Характеристика путей совершенствования законодательства в сфере здравоохранения.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 08.09.2016

Социально-экономические процессы в Российской Федерации требуют ускоренной обработки и конкретного подхода к охране здоровья населения. В соответствии с декларацией Организации Объединенных Наций «о правах человека» и значение здоровья благополучия во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) гласит: «обладает наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всего человечества без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения, а достижения каждого государства в улучшении и охране здоровья, влияет значение для всех.»

Здравоохранение приобрело характер одного из политических и других экономических положений в мире.

Конституция Российской Федерации определила высшей ценностью здоровье человека, государство должно соблюдать, защищать права и свободы гражданина. Основная функция и роль правового социального государства состоит в обеспечении высокого качества жизни и свободного развития человека. Федерация, ее органы и должностные лица в своей работе должны преследовать цели и принципы безопасности, создавая, обеспечивая право на здоровье человека, содействуя праву гражданина, а не только защищать. Человек имеет право на здоровье, это право неотчуждаемо и принадлежит от рождения каждому. Ценность для человека является здоровье, ведь в сравнении с другими благами кажутся не такими значительными. Оно не только личное благо гражданина, но и имеет значение социального характера. Следовательно, право здравоохранения — важнейшее социальное право.

Именно поэтому упомянутый закон, закреплен в Конституции. По данным части 1 статьи 41 Конституции каждый может воспользоваться правом на защиту здоровья и медицинскую помощь. Мед. помощь в учреждениях здравоохранения оказывает бесплатную помощь гражданам, за счет соответствующего бюджета и страховых взносов.

21 ноября 2011 года был принят Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в России».Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).С.27 Еще стадии обсуждения законопроекта он вызвал жаркие споры среди медицинского сообщества, так и среди широких слоев населения. В ходе обсуждения было принято значительное количество поправок, которые были рассмотрены и сделаны наиболее важные наблюдения. Закон «Об основах охраны здоровья граждан» направлено в основу на конституционные права граждан, а так же охрану здоровья и медицинскую помощь и закрепления гарантий и механизмов их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры. Исследуя объект понимаешь,что это отношения государства и человека в сфере охраны здоровья,регулирующие законодательными актами и деятельность власти,которые защищают и охраняют отношения.

Предметом исследования являются нормы права, которые обеспечивают охрану здоровья граждан. В России деятельность органов государственной власти в области обеспечении этих прав.

Цель дипломной работы — изучить правовую основу для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья в современной России. Цель определяет следующие задачи:

дать анализ содержания конституционного права граждан на охрану здоровья; выявить основные субъекты правоотношений в сфере охраны здоровья; рассмотреть особенности нормативно-правовой системы регулирования в сфере охраны здоровья,

предложить ряд путей по совершенствованию законодательства в сфере здравоохранения.

Тема исследования достаточно разработана в теории. Общие вопросы здоровья отражены в работах таких ученых-правоведов как Григорьев Ю. И., Дюжинков, С.А., Иваненко, В.А, Жаров. Вопросы совершенствования законодательства рассматривались в статьях Елизарова, С.В. Ерофеева, С. А., Новоселова В. П.

Научная новизна исследования состоит в попытке выявить проблемы в сфере защиты конституционных прав граждан на охрану здоровья и определить некоторые способы их реализации в развитии отечественного законодательства.

На основе проведенного исследования влияют коммуникации и методы исследования общенаучные методы познания: диалектический, метод логического анализа, сравнительно-правовой. В своей работе также применяются такие специальные методы для дальнейшего исследования, как системный метод, технической правовой метод, структурно-функциональный метод технико-юридический метод и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН РФ

1.1 Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья

Принято различать общественное и индивидуальное здоровье человека. Общественное здоровье («public health», «world health», «international health», «national health», «community health») отражает совокупное состояние индивидов,которое составляет общество особенно на ранних этапах разработки. Индивидуальное здоровье человека в совместной литературе трактуется с различных позиций, последнее вкладывалось преимущественно с медико-биологического содержание переработка понятия «здоровье». Шленева Е.Н. Конституционное право на охрану здоровья в Российской Федерации. Дис. канд. юрид. Наук: 12.01.02.-Москва, 2004.-С. 34.

У каждого гражданина есть право на медико-социальную помощь вследствие болезни, инвалидности, или недостатке в физическом развитии Они имеют право на социальную помощь, такую как профилактика, лечение, диагностику, реабилитацию, протезно-ортопедические изделия, медицинское обеспечение и другие мероприятия по уходу за людьми с ограниченными возможностями. Так же получают от государства выплаты о временной нетрудоспособности, поддерживают психическое состояние больного и оказывают им медицинскую помощь.

Все мероприятия по оказанию гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предоставляются, во-первых скорой помощью, если происходит угроза жизни и здоровью граждан, так же внезапного заболевания, обострения хронического заболевания, несчастного случая, травмы, болезни, беременности и родам. Во вторых амбулаторное лечение и профилактические меры, такие как наблюдение здоровых детей, диагностике (в том числе диагностический центр, клиника, лечение, дома, больницы, больницы, уход на дому и в клинике(блок);

Право граждан на лекарственное обеспечение закреплено в ст. 34 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан». «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» Федер. закон от 30.07.2010 года. (ред. от 07.12.2011).- Ст. 18

Получают лекарственные средства бесплатно инвалиды и участники Великой Отечественной войны; участники в боевых действиях в Республике Афганистан и на территориях других стран; дети первых трех лет жизни; инвалиды 1 группы, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; граждане, вследствие чернобыльской катастрофы.

Все лекарства для граждан, страдающих заболеваниями, как диабет, онкологические заболевания, СПИД и другие выдаются бесплатно.

Выписка лекарств, гражданам категории, которых можно назвать льготными отпускаются в количестве, необходимом на курс лечения. По решению врачебной комиссии допускается и на более длительный срок (до двух месяцев). Когда курс имеет затяжной характер и совпадает с периодом пребывания больного в санатории, врач выписывает рецепты на период пребывания больного в санатории.

Получение информации о состоянии здоровья, возможно, ознакомиться с медицинской документацией: «Гражданин имеет право прочесть документы, отражающие состояние здоровья, и получать консультации у специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, если не затронуты интересы третьей стороны». Данное право часто нарушается, поскольку вызывает отрицание со стороны работников, по большей части в стационарах.

— Острые заболевания, обострение хронических болезней, отравлении и травмах;

-Патология беременности, родов или аборта;

-Плановое стационарное лечение и реабилитацию требуется постоянного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных медицинских учреждениях;

-Плановое лечение и реабилитацию не требует круглосуточного наблюдения в стационаре, можно обойтись стационаром дневного пребывания.

В стационарах перемещение медицинских карт регламентируется приказом руководителя и должны выполняться безукоризненно. Ведущая роль принадлежит лечащему врачу, который решает конфликты и может привлечь должностных лиц. Медицинские сестры не имеют права предоставлять больным и их родственникам документацию для ознакомления.

Льготы дающие женщинам в связи с материнством, например ограничивают сверхурочную работу, не привлекают к работам в выходные праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, так же распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери и попечителей несовершеннолетних. «Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери» Трудовой кодекс Российской Федерации от 22.12.2014 ( в редакции 01.01.2015) — Ст. 264

Задачей одной из основных является создание условий для здорового материнства, рождения и развития здорового ребенка. Трудности в экономическом плане, а так пониженное внимание со стороны государства к социальным проблемам, усложнение экологической ситуации, ограничение финансирования здравоохранения привели к значительному уменьшению числа здоровых детей.

Решения в области социальных проблем охраны здоровья детей должны приниматься с участием широкой общественности. Деятельность, направленная на улучшение состояния здоровья молодежи, должна, по определению, предусматривать изменение служб и учреждений здравоохранения, а также физической и культурной среды. Подростки являются гражданами и должны принимать активное участие в планировании национальной или региональной стратегии, целью которой получаются улучшение их здоровья. Молодые люди являются экспертами в отношении своих сверстников. Их участие поможет добиться того, чтобы меры направленные на развитие соответствующих служб, учитывали их потребности и проблемы.

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья заботиться о своем здоровье и трудовом долголетии, проходить обязательные медицинские осмотры. Нормы, предусматривающие обязанности граждан в сфере охраны здоровья, являются законодательным нововведением. К тому же, ситуация, когда круг обязанностей расширен до немыслимых пределов, а о правах почти ни слова, недопустима для мировой практики. Обязанность человека следить за своим здоровьем и здоровьем окружающих его людей — это исключительно нравственная норма и в силу этого никак не может стать юридически обязательной. Нельзя выпустить законодательный акт, приказывающий людям мыть руки перед едой, потому что это бессмыслица.

К сожалению, ситуация, возникшая на российском правовом поле, во многом напоминает театр абсурда. Нельзя стопроцентно гарантировать, что в скором будущем не появятся уголовные санкции против тех, кто «нарушает» пресловутый закон «Об охране здоровья».

Нововведением является также обязанность «проходить обязательные медицинские осмотры». Действующее законодательство предусматривает подобную норму лишь для «работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». Придание же этой формулировке, по сути, служебной инструкции внутреннего пользования, тотального характера, может легко привести к еще одной волне правового беспредела, а он — к серьезным нарушениям прав человека.

Расходы бюджетов используется на всех уровнях. Применяется для покрытия льготных лекарств, финансируется в медицинскую помощь в больницах, транспортировка в аптеки и центры в борьбе против синдрома иммунодефицита, врачебно-спортивные диспансеры, а также в специализированные детские санатории.

Как показывают многочисленные исследования представителей медико-биологических, философских, юридических наук, здоровье человека всегда было и остается предметом усиленного внимания и изучения. Не раз отмечалось, что проблема здоровья человека представляет собой одну из наиболее сложных комплексных социально-философских проблем современной науки.

Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина.

В юридической теории распространен подход, согласно которому под содержанием конституционных прав понимают те правомочия, на которые «распадается» основное право при ближайшем рассмотрении. Право на охрану здоровья относится к числу разработанных в литературе, поскольку с 1977 г. оно находило правовое закрепление в основных законах нашей страны, а следовательно, разброс мнений здесь довольно широк.

1.2 Основные субъекты правоотношений в сфере охраны здоровья

Общественные отношения в области здравоохранения в России за последнее десятилетие сильно изменилось. Принят ряд законов и постановлений, в котором медико-социальная помощь является важным элементом. Внедрение и развитие гражданского общества, расширения субъективного метода. Это постоянная тенденция в совершенствовании механизма правовой охраны здоровья, является наиболее важными из системы социальной поддержки населения.

Ответственность за текущее планирование и управление возложено на органы здравоохранения. Это на федеральном уровне Минздрава России, региональных органов власти в управлении регионального Департамента здравоохранения администрации субъектов РФ, муниципальном управлении здравоохранения, местные органы власти (города, поселка или деревни) и комитета здравоохранения медицинского страхования.

Вышеупомянутые правоохранительные органы, которые образуют каркас системы здравоохранения Российской Федерации, привели к затяжному кризису в отрасли, что затрудняет ее дальнейшее развитие и положение.

Правовые отношения в области охраны здоровья населения, в таких различных организациях, учреждениях и службах системы здравоохранения противоречит потребностям населения не только основой современного демократического общества, но и здравому смыслу Акопов, В.И. Право в медицине: охрана здоровья; права врача; ответственность медицинского работника; врачебные ошибки и несчастные случаи; профессиональные и должностные преступления / В.И. Акопов, Е.Н. Маслов — 2-е изд. — Москва: Книга-сервис, 2012. — С.150.

Принятие закона Российской Федерации от 28 июня 1991 №1499-1″О медицинском страховании граждан Российской Федерации» в редакции от 2 апреля,1993 №4741-1появление новых субъектов правоотношений в сфере охраны здоровья, в том числе:

Страхователь (застрахованный в неработающее время гражданин по ОМС или организации как новый субъект правоотношений могут претендовать только работодатели, которые застраховали своих работников); Страховая медицинская организация(СМО);Федеральные и территориальные компании у которых есть корпоративная ответственность за ущерб.

Это оплата медицинских услуг в системе медицинского страхования навязаны, прямо от требований компании. Ответственные за наступление страхового случая обязан выплачивать страховку для оказания медицинской помощи. Основной закон Российской Федерации об охране здоровья граждан, появляется по меньшей мере два новых субъекта правовых отношений. Медицинские и фармацевтические работники в качестве независимых субъектов правоотношений не рассматриваются. Деятельности государственного учреждения, направленные на защиту прав медицинских организаций тоже не могут быть независимыми экспертами.

Например, проблемы государственного и муниципального управления, в соответствии с законами и правилами, административного права. Полных правовых отношений в управлении учреждениями в системе здравоохранения, и безусловного соблюдения, уважения одной или несколькими другими организациями и их правовая природа. Например, отношения между органами исполнительной власти и органами здравоохранения и административного управления медицинскими учреждениями. В настоящее время основным методом административного управления, системы здравоохранения, постановлений Правительства, реализация будет через:

*Государственные социальные стандарты в области здравоохранения;

* Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

*Целевых федеральных и региональных программ здравоохранения;

*Лицензирование отдельных видов медицинской деятельности

* Сертифицированные медицинские услуги

* Квалификационные испытания, а также медицинских и фармацевтических работников * Цены на лекарства и медицинские услуги.

Правовые отношения, возникающие между различными организациями, учреждениями здравоохранения и населения. Такие отношения, основаны на равенстве сторон, договорного характера взаимных прав и обязанностей, таких как свободу выбора партнера и ограничений, связанных с гражданским законодательством. Если нарушаются гражданские права, связанных со строительством взаимоотношений в фондах медицинского страхования, причиняющие вред здоровью человека. Можно обратиться к организации работающих для защиты прав пациентов и медицинских работников, и других субъектов системы охраны здоровья населения.

Необходимо обозначить роли гражданского строительства, связанных с осуществлением прав граждан на охрану здоровья и качество медицинского обслуживания, а не только систематическое улучшение качества медицинской помощи это является важным элементом построения российского гражданского общества.

Следующие виды правоотношений в здоровье отдел трудовых отношений, возникающих между руководством различных медицинских учреждений и их работников.

Трудовое право и отношения между правоохранительными органами (органы внутренних дел, прокуратура, суды) и субъектов системы охраны здоровья населения регулируются правовыми и регулятивными отраслями права, в рамках конкретного нарушения. Эти отрасли, налогового, финансового, трудового, гражданского, административного, уголовного права. Таким образом, существует некая взаимосвязь с развитием системы здравоохранения с другими отраслями права. В то же время очень важна охрана общественного здоровья в рамках правового пространства. Каждый медицинский работник должен знать статью 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» 30. 07. 2010 (ввода 01. 01. 2011), определение гражданина на получение информации о состоянии здоровья, включая предоставление определенной информации, которая важна при обследовании пациента, диагностики и прогнозирования, а также возможность медицинского вмешательства. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) .С 48.

Это интересно:  Классный час охрана труда основа здоровья 2019 год

В этой статье говорится о порядке получения необходимой информации, в том числе беседы экспертов, как с пациентами так и их родственникам или иными законными представителями, которые могут принимать непосредственное участие в проведении испытаний и лечении.

Однако, в реальности их родственники не всегда владеют информацией о болезни и методах лечения. Но если врач не сообщил новости о состоянии пациента, то медсестры должны очень четко понимать — это не право в соответствии с действующим законодательством предоставлять конфиденциальную информацию своим родственникам и друзьям пациентов, даже если последний представит документы, подтверждающие их юридическое родство с больным.

Информацию о состояния здоровья могут получить путем изучения медицинской документации и консультации у других специалистов. По просьбе гражданина, ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, только те которые не затрагивают интересы третьих лиц. Даже под различными предлогами, например ущерб больнице могут забрать документацию о состоянии здоровья гражданина, лица не являющимися в родственной, но эти действия уголовно наказуемы. И это решение может быть утверждено только руководителем учреждения, так же и порядок ознакомления с медицинскими документами пациента, отражающей состояние здоровья. Григорьев, И.Ю. Защита прав граждан и экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС / Григорьев, И.Ю / Медицинское право. -2013. — № 2. — С. 10

Медицинские документы и записи, которые дают информацию о состоянии здоровья (например медицинские карты амбулаторного и стационарного лечения), выдаются на руки пациенту только с соглашения руководителя. В данном случае, в медицинской карте амбулаторного больного описываются проблемы пациентов и являются конфиденциальной информацией. Однако может быть разрешено пациентам взять на руки эти документы, чтобы обеспечить их безопасность. Из за этого и нужно согласие врачей по этому вопросу.

Субъекты правоотношений — это участники правовой связи, которые имеют права и обязанности. Состав субъектов разделяется на индивидуальность и коллективность. Субъекты индивидуального состава — физическое лицо (граждане РФ, иностранцы). Коллективность субъектов являются правовые образования (государство и субъекты РФ), организации (юридические лица). Субъект может быть, участником отношений устанавливающей его правоспособность, т.е. быть субъектом права. Субъекты мед. права — это участники здравоохранительной сферы.

Специализированные медицинские организации, основанные для помощи при заболеваниях, должны иметь лицензию на вид этой деятельности и спонсируются за счет бюджетных средств, целевых фондов и личных средств граждан. Вид, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи устанавливаются Министерством здравоохранения РФ № 39,40 «Основы законодательства».

Статья 43 об использование новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфицирующих средств. Разрешено, предлагаемыми способами диагностики, лечения и препараты, должны быть только в интересах излечения и только после получения добровольного согласия. Медицинскому персоналу запрещается эвтаназия для удовлетворенности пациентов с ускорением смерти какими-либо средствами(статья 45 «Основы законодательства»). Человек, намеренно призывавший людей к эвтаназии несет ответственность за последствия. Так запрещается удаления органов или тканей человека и их трансплантации, по этой причине создан специальный закон «О трансплантации органов и(или)тканей». В нем четко сказано, что принудительно удалить или трансплантировать органы и ткани не допускается, а так же не может быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Многие изъятие органов или тканей происходит на грани смерти человека и с его согласия. Разрешено это в соответствии со специальной программой Российской Федерации

Определение врач — лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека, получившее в установленном порядке право на занятие врачебной деятельностью Врач не может заниматься другой деятельностью кроме, исследовательских медицинских учебных заведений и учебных заведений послевузовского профессионального образования. Запрещается участвовать в выборах на депутатскую должность. На первом месте должно быть лечение пациентов. В случае просьбы больного заменить лечащего врача, должен быть другой врач этой же специализации.

Врач обязан своевременно и квалифицированно провести обследование и лечение больного. По требованию пациента или его законного представителя приглашать специалистов для организации консультирования. В этой рекомендации консультанта выводы должны быть обговорены с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни пациентов. Диагностика и лечение отдельных показателей выдается лист нетрудоспособности на 30 дней.

Врач может отказаться по согласованию с заинтересованными сторонами от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни больного. Если состояние здоровья человека позволяет, то его можно выписать, например, если он не соблюдает требований и нарушает внутренний распорядок медицинских учреждений.

Врачи ответственны за свою халатность в исполнении своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Человек, который получил медицинское образование, есть диплом об окончании вуза, так же давал врачебную клятву и называется врач. Он должен тщательно и добросовестно выполнять свои медицинские познания и технологии по профилактике и лечению болезней. Охранять и укреплять здоровье пациентов; всегда быть готовым оказать медицинскую помощь, сохранять конфиденциальность, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни. Способствовать своему профессиональному росту и хорошему отношению коллег и постоянно совершенствовать профессиональное мастерство. Клятва Гиппократа, выражается в основополагающие морально-этические принципы поведения врача, а также общеупотребительное название клятвы, приносимой каждым, кто собирается стать врачом. Шевчук ,С.С. О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере здравоохранения // Современное право. -2012. -№5.-С. 12.

Нарушение присяги врачей отражены в законодательстве охраны здоровья граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно сотрудники здравоохранения могут образовывать в медицинские учреждения должности работников и создавать подразделения (кабинет врача, мед. кабинет, и другие), оказывающие помощь в организациях. Порядок деятельности медицинских работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти.

Работодатели обязаны предоставить возможность для освоения работниками мед. осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

Работодатель должен следить за безопасностью работников при эксплуатации зданий, при использовании оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Функционировать и создавать системы управления охраны труда. Применять сертификацию о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты. Не забывать о условиях труда на каждом рабочем месте. Составить график труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития. Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

2.1 Нормативно-правовое регулирование в сфере охраны здоровья

Все преобразования в обществе в сфере здравоохранения проходили долгий путь на развитие новых технологий, но они не стоят на месте и отвечают требованиям современной системы социального страхования. Сокращение человеческой жизни является главным фактором возникновение реформы здравоохранения, а также значительное ухудшение здоровья людей и природы. Необходимое медицинское страхование для индивидуальной системы здравоохранения и защиты прав человека при получении медицинской помощи. Новое оборудование, приобретенные в больницы специализируется на системы здравоохранения, следовательно, создание новых технологий увеличивает уровень развития.

Рассмотрение различных систем охраны здоровья населения, рекомендует опираться на международный опыт-это медицинские преимущества и недостатки различных концепций в современном мире причин в необходимости радикальных перемен в российском здравоохранении.

Изменения методов в медицинской помощи и экономических реорганизаций в обществе на удовлетворение этих потребностей, привело к развитию системы здравоохранения.

В начале, 1960-х годах была потеря в системе охраны здоровья, что повлекло плохую тенденцию в динамике систем здравоохранения в большинстве стран. Но огромные усилия в области развития медицинской помощи и его особый метод привлекли к улучшению. Эти новые концепции, дали два направления развития современной системы здравоохранения.

Во-первых, уменьшился риск потери здоровья людей и случаев сохранения жизни в медицинских учреждениях, стало больше благодаря новым технологиям и начала улучшаться социальная функция в мире. Во- вторых началось укрепление здоровья населения (прививки, консультации по профилактике болезней, многие страны это практикуют и используют). Шленева, Е.Н. Конституционное право на охрану здоровья в Российской Федерации. Канд. юрид. Наук: 12.02.02.-Москва, 2004. — . 34 с.

Понятие эффективности медицинской помощи не следует отожествлять с общеэкономической категорией, с соответствующими показателями в сфере материального производства. В здравоохранении даже при применении самого квалифицированного труда и использовании современной медицинской техники может быть «нулевой» и даже «отрицательный» результат.

Показатели эффективности деятельности медицинских учреждений служат критерием социальной и экономической значимости данной отрасли в развитии общества. В целом, на уровне народного хозяйства, эффективность здравоохранения выражается степенью влияния и воздействия его на сохранение и улучшение здоровья населения, повышением производительности труда, в предотвращении расходов на здравоохранение и расходов по социальному страхованию и социальному обеспечению, в экономии затрат в отраслях материального производства и непроизводственной сферы, увеличением прироста национального дохода.

Этот процесс занял много лет, и реформы продолжаются. Каждая страна выбрала свой собственный путь, основанный на законе, социальных и экономических характеристик. Как показывает мировой опыт, функции здоровья и национальных систем здравоохранения созданы по организационно-экономическим вариантам. Государственный бюджет и личные системы здравоохранения, а так же частная (индивидуальная) страховка, прямые оплаты медицинской помощи, все это складывается в систему здравоохранения и на нем основываются социальные исследования медицинского страхования. Исторически сложилось, что система здравоохранения является наследником так называемой «благотворительной медицины» например церковь, финансирование медицинской помощи для бедных.

Финансовые ресурсы системы здравоохранения, зависят от государственной налоговой структуры и накопление финансовых ресурсов для бюджета здравоохранения на различных уровнях. Финансирование медицинской помощи осуществляется преимущественно по структурным принципам, и регулируются учреждениями. Зарплаты врачей начисляются за счет тарифов, правил найма и оплаты труда. Системы управления здравоохранения должны отвечать за качество медицинской помощи.

Функции бюджета здравоохранения обязаны улучшать систему социального обеспечения и гарантировать предоставления бесплатной медицины, а так же строгий государственный контроль его состояния. Еще одно преимущество — высокая эффективность решения проблемы с опасными инфекционными заболеваниями. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) // «Российская газета».- № 263. -2011.- 23 ноября.

Слабое внедрение новых методов диагностики, лечения и профилактики приводили не к лучшей модели организации медицинского дела. В этой ситуации могло бы преобразовываться на финансовой поддержке и технологиях, чтобы было бы достаточно для обеспечения надлежащего медицинского обслуживания. Все эти дефекты оставили отпечаток и на нынешние функции государственной системы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» выделен специальный раздел, посвященный здравоохранению.

Согласно этому указу в качестве составных частей отрасли законодательства о здравоохранении выделяются нормативные акты по таким направлениям, как:

— управление в сфере здравоохранения;

— частная медицинская практика;

— медицинская экспертиза и др.

Частная система здравоохранения, основанная на добровольном (частном)медицинском страховании и прямых медицинских расходов потребителей платных услуг. Характеризуется в основном иностранным статусом коммерческих страховых, медицинских и других организаций. Граждане должны иметь финансовые ресурсы, чтобы обеспечить свое здоровье и получить качественное обслуживание в медицинских учреждениях. В этом случае врачи, свободно могут устанавливать правила приема и цены на медицинские услуги, где получается высокая доля дохода работников.

В этой системе, финансовое состояние личных средств граждан приходит в убыток. Частная медицинская помощь характеризуется широким спектром медицинских учреждений с точки зрения качества и технологий, услуги отвечают различным индивидуальным потребностям. Это очевидное превосходство в системе здравоохранения во всем мире. Единственный недостаток высокая стоимость медицинских услуг и недоступность для значительной части населения.

Медицинская эффективность отражает степень достижения поставленных задач диагностики и лечения заболеваний с учетом критериев качества, адекватности и результативности. Медицинское вмешательство может быть более результативным, если научный уровень и практика его проведения обеспечивают наилучший результат медицинской помощи при наименьших затратах всех видов ресурсов. Но даже при идеальном качестве медицинского труда может быть не достигнута конечная цель — здоровье человека.

Положительные характеристики системы регулирования страхования, создает высокий уровень медицины и гарантирует бесплатное лечение, населению, а так же гарантии от государства о качестве медицинской помощи.

Однако система социального медицинского страхования имеют некоторые проблемы. Они включают в себя неполный охват населения программами обязательного медицинского страхования с высокой стоимостью медицинских услуг, неспособностью подавлять цены, а также недостаточное использование долгосрочных стратегических планов национального масштаба, высоких управленческих расходов, главным образом для обслуживания данных, а так же трудоемкую бухгалтерскую работу.

Становление и развитие системы регулирования страхования, необходимы для оперативного изменения организации и экономики. Чтобы установить правовые документы по защите здравоохранения, нужно создать социально-экономические и медицинские мероприятия для человеческого общества, каждый сотрудник обязан предпринять все эти меры для фактических или потенциальных пациентов.

Состояние в котором находится пациент частично зависит и от врача, которому доверяют свое здоровье. Своевременное, четкое и последовательное соблюдение прав пациента, приводит к полному выздоровлению. Бартенев, Д.Г. Право на охрану здоровья в международном праве. — Санкт-Петербург: Академия, 2006.-С.350.

Большим событием для охраны здоровья населения России, было принятие 22 июля 1993 г. Федер. закона Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», который был разработан институтом социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени Н. Е. Семашко с участием ученых, экспертов и агентов.

Права международно-правовых документов «О всемирной декларации прав человека», «Европейская стратегия по достижению здоровья для всех»(1980), и «Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья»(1989), из всего этого был принят опыт и предложения по улучшению деятельности государственных органов здравоохранения, для повышения качества лечебно-профилактических мероприятий. В Российской Федерации юридическая информация в области практической медицинской деятельности, началась с постановления Российской Федерации от 28 июня 1991 года №499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а так же Федер. закон Российской Федерации от 22 апреля 1992, №4180 «трансплантация органов и(или)организациями Российской Федерации», «психологическая помощь и гарантии прав граждан при ее оказании»; Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 года №5142 «донорства крови и ее компонентов»; Федеральный закон от 30 марта 1995№38-ФЗ «о предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека(ВИЧ)»

Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «о лекарственных средствах»и Федеральным законом от 8 января 1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Федер. закон от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 52-ФЗ «санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Однако нынешние нормативно-правовые акты, регулируют административно-организационные, административные отношения, механизм правовой защиты пациентов, а так же формируют и утверждают правовые нормы охраны здоровья в массовом сознании и человеческом смысле содержания и значимости. Обеспечивают законодательные отношения между врачами и пациентами.

Это интересно:  Гбуз центр охраны здоровья семьи краснодар 2019 год

Примером противоречий в правовом регулировании статуса, возникают обстоятельства, в которых налогообложения и деятельности медицинских учреждений в рамках ОМС. Все государственные фонды, включая фонд обязательного медицинского страхования входят в бюджетную систему Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, статья 251 НК РФ — это количество средств из бюджета и государственных внебюджетных фондов, который составляет целевой доход, то есть доход не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016). — Ст 251. . Однако, в действительности, медицинскими учреждениями, как правило, деньги приходят не непосредственно от средств компании, а являются прямым финансированием, через договор медицинского страхования и имеют гражданско-правовой характер и зависят от объема услуг. Во многих случаях налоговые органы отказались считать, этот доход целевым и просят включить в налоговую базу.

К сожалению, многие перемены из налогового законодательства, негативно влияют на наполняемость бюджета, региональных и местных финансовых функций уровня для поддержания здоровья. В результате налоговых изменений в последние годы, большая часть доходов оказались в федеральном бюджете. Основную финансовую нагрузку на граждан по оказанию бесплатной медицинской помощи сохраняется за регионами, субъектами Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов субъектов Федерации. Кроме того, государственная политика, нового налогового бремени, которое, во многих случаях выделяется из местного бюджета и как следствие идет охрану здоровья и медицинскую помощь. Например, действующим законодательством, правилами и налогов в бюджеты субъектов Федерации, снижения налоговой ставки налога на прибыль оказывает наибольшее влияние на региональные бюджеты. Позитивные аспекты снижения налогового бремени, стимулируют рост производства, естественным результатом является увеличение налоговых доходов от налога на добавленную стоимость, чем увеличивают федеральный бюджет.

Серьезные противоречия замечены в правовом регулировании и реализации закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ». Как отмечалось выше, отсутствие правового регулирования в сфере ОМС. Стоит обратить внимание на противоречие закона и других нормативных актов. Несмотря на существование закона, устанавливающие единые принципы медицинского страхования, каждый субъект Федерации имеет свою собственную модель ОМС, а часто и прямо противоречащий нормам закона. Органы исполнительной власти не способствуют пенсионному страхованию для неработающего населения. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации (с изменениями на 24 июля 2009 года) на основании Федер. закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.- Ст.12

Это было связано как с недостатками закона, тот факт, что он входит в противоречие с правовыми актами, предоставляющая широкий спектр прав субъектов Федерации, а так же нормативно-правовых, финансовых и социальных проблем в своих регионах. Существование правовых норм имеют спорную интерпретацию. Правовые нормы, которые вызывают большинство конфликтов, экономические вопросы, вопросы оплаты труда оказания медицинским учреждением платных услуг.

Действующий Трудовой кодекс Российской Федерации (статья. 135),устанавливает заработную плату работникам организации смешанного финансирования (поступлений бюджетного финансирование или от предпринимательской деятельности), и основывается на законах и других нормативных актах, трудовых договоров и соглашений.

Толкование справедливое, но не стыкует различий в источниках финансирования. Следственно из предыдущей фразы этой же статьи Трудового кодекса, соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами зарплата устанавливается лишь для работников, чья деятельность финансируется из бюджета. Из-за этого следует, что для работников, оказывающих платные услуги, заработная плата устанавливается коллективными договорами, соглашениями, т. е. медицинские учреждения самостоятельно регулируют этот вопрос, тем более что в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ указано, что «учреждения при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников». «Особенности правового положения казенных учреждений» Бюджетный кодекс Российской Федерации «от 31.07.1998 № 145-ФЗ в ред. от 23.05.2016. — Ст. 161

Другой вопрос, который интересует, что в разных интерпретациях используется муниципальные контракты для оказания государственных услуг в медицинских учреждениях. Национальные или муниципальные контракты, заключенные государственным органом или органом местного самоуправления, а также бюджетных учреждений, созданы для удовлетворения нужд.

Однако, на практике выходит, что государственный контракт практически не используется на приобретение медицинских услуг из бюджета для медицинских учреждений, это согласуется с понятием договора, перечисленных в статье 72 Бюджетного кодекса. Государственный или муниципальный контракт должен быть размещен на конкурсной основе в значительной степени способствовать решению актуальных проблем реструктуризации сети медицинских учреждений. Неоднозначным является вопрос о заимствования из муниципалитетов, финансовых учреждений на охрану здоровья и медицинскую помощь от третьих лиц. Как, сказано в статье 118 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление бюджетного права получать кредиты у банковских организаций и других физических и юридических лиц запрещается, за исключением ссуд из бюджетов и внебюджетные государственных учреждениях.

Логика в соответствии со статьей 123 Гражданского кодекса Российской Федерации, за неимением вернуть кредит медицинским учреждением приводит к ответственности по его обязательствам и несет собственник соответствующего имущества. Однако медицинские учреждения увеличивают свою предпринимательскую деятельность, что трудно сделать без использования заемных средств. Следовательно, не совсем ясно, касается ли ограничение на заимствования, только бюджетной деятельности государственных медицинских учреждений или распространяется и на внебюджетную деятельность. «Основные положения об учреждениях» Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 23.05.2016)- Ст.123

Противоречия в правовом регулировании целей в области развития охраны здоровья и прав государства. Статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит амортизации активов финансовых организаций, за исключением приобретения имущества, связанных с предпринимательской деятельностью. Получается фактически предоставляя платные услуги и используя инвентарь приобретенный из бюджетных средств, не может входить в стоимость амортизации имущества. В конце государственное имущество, используется для предоставления услуг бесплатно. Данная ситуация рассматривалась в виде субсидий, на оказание платных услуг населению, если бы не две ситуации. Во-первых, эти субсидии распространяются на те услуги, которые по определению будут предоставляться только за денежные средства (услуги косметолога и без медицинских показаний.). Во-вторых, субсидии подрывают рынок коммерческих медицинских услуг в частном секторе и вынуждены предоставлять услуги по более высокой цене. Все это приводит к затратам, связанные с нарушением нормального рыночного процесса. На мой взгляд, необходимо включить расходы на обслуживание, амортизацию основных средств и его износ, начисления за использование имущества должно быть возвращено в бюджет, ведь необходимо учитывать состав бюджетного финансирования.

Актуальные проблемы защиты конституционного права на охрану здоровья

Румянцева А.В.
студентка 2 курса магистратуры
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
(Приволжский филиал)

«Здравоохранение — самая чувствительная и значимая отрасль для каждого человека и, одновременно, основополагающая стратегическая отрасль для всей страны. Она всегда есть и будет «на острие» истории и судьбы народа» [1] .

На современном этапе развития Российского государства проблемы, связанные с обеспечением охраны здоровья, выходят на первый план. Приоритетный характер здоровья нации виден невооруженным глазом. Во всем мире проводятся различные мероприятия как на государственном, так и на социальном уровне, направленные на ориентирование населения на здоровый образ жизни, чтобы увеличить статистику продолжения жизнедеятельности, обеспечить государству достойную социальную подушку и так далее.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) Россия — это социальное государство, политический строй которого направлен на грамотное создание условий, которые будут обеспечивать населению достойную жизнь, свободное развитие личности и право на охрану здоровья [2].

Таким образом, можно отметить, что именно Основной закон Российской Федерации, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, формирует своеобразный институт охраны здоровья и медицинского обеспечения граждан, полностью формулируя и закрепляя систему данных гарантий. Кроме того, Конституция Российской Федерации закрепляет два главных, общепринятых социально-экономических права гражданина Российской Федерации, а именно:

  • право на медицинскую помощь;
  • право на охрану здоровья.

Однако факт наличия проблем в современном российском здравоохранении и даже в процессе защиты конституционного права на охрану здоровья имеет место быть, а вопросы по данной тематике остаются открытыми и по сей день.

Проблемы защиты нарушенного права на охрану здоровья и дальнейшие перспективы совершенствоваsния данного процесса в современной России встают в условиях глобализации общественных отношений.

Глобализация — это процесс усиления взаимосвязанности мира, всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран, различных факторов международного значения: экономических и политических связей; культурного и информационного обмена и т.п. [3].

Таким образом, глобализация является объективной реальностью, которая оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека и выражается во взаимосвязи национальных социально-экономических образований и единой экономической и общественной системы. Указанная взаимосвязь проявляется в создании единого правового поля, которое, в свою очередь, образуется за счет норм международного права, интернационализации системы национального права государств.

Здесь особое внимание следует уделять вопросам, связанным с международным сотрудничеством. Поскольку в настоящее время существуют пробелы в современных международных нормативно-правовых актах, которые не обеспечивают гражданам, находящимся за территорией собственного государства, должной охраны собственного здоровья и здоровья своих близких. Соответственно, люди не могут себе позволить полностью положиться на собственное государство и должны, как и прежде, возлагать надежду только лишь на себя.

Пациент — это человек со специфическим правовым статусом. Данный статус приобретается в момент, когда человек пересек порог медицинского учреждения либо вступил в контакт с медицинским работником. В данном вопросе следует различать общий и специальный правовой статус пациента. Общий правовой статус характерен для всех пациентов вне зависимости от заболевания или учреждения, в которое пациент обратился за помощью, а специальный правовой статус включает права и обязанности пациента, а также юридические гарантии реализации прав пациента.

История врачебных ошибок и врачебной ответственности насчитывает не одну тысячу лет. При особо тяжелых последствиях оказанной медицинской помощи к виновному лицу может применяться уголовная ответственность, установленная соответствующими нормами уголовного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, не стоит упускать из виду одну из главных проблем современности, выражающуюся в необходимости защиты права на жизнь от ее необоснованного лишения в корыстных или иных целях. Особую опасность здесь представляют случаи принуждения к изъятию органов или тканей с целью последующей их трансплантации, которые все чаще имеют место как в зарубежных странах, так и в России. К слову сказать, это и явилось главной причиной введения нового состава преступления в Уголовный кодекс РФ.

На сегодняшний день защитой прав пациента в России в той или иной мере занимаются более десяти ведомств и видов организаций. Однако многообразие данных субъектов, которые способны осуществлять защиту прав пациента, еще не свидетельствует о том, что сама система защиты прав существует и действует на 100 %.

Так, можно выделить два классических уровня защиты прав пациента: досудебный и судебный. Каждый из них имеет свои особенности. К примеру, наиболее часто встречаемые проблемы на досудебном уровне таковы: превалирование ведомственных интересов в сфере медицины; неразвитость системы независимой экспертизы; незнание прав пациента руководителями и юрисконсультами учреждений здравоохранения и даже органов управления здравоохранения.

К традиционным субъектам, защищающим нарушенные права пациента, относятся: сам пациент (его представитель либо адвокат), суд общей юрисдикции и прокуратура. Нетрадиционные субъекты защиты прав пациентов: страховые медицинские организации, Фонды обязательного медицинского страхования, должностные лица учреждений здравоохранения и органов управления здравоохранением. Таким образом, получается, что в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь; в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Сложность процедуры защиты нарушенных прав пациента связана с рядом проблем. К примеру, узкопрофессиональный характер предмета правового спора, нередко даже терминологически труднопонимаемый традиционными субъектами правозащиты. Кроме этого, следует отметить специфику защищающегося субъекта: пациент в силу заболевания не обладает достаточными волевыми характеристиками для самозащиты.

На судебном уровне защиты нарушенных прав пациента возможно выделить наиболее частые и сложные проблемы, а именно: проблему выбора подсудности; отсутствие у суда опыта в рассмотрении всегда сложных «медицинских» дел (у судей, как правило, завышены оценки действий медицинских работников и занижены оценки степени нарушения прав пациента).

На сегодняшний день в России созданы конституционно-правовые предпосылки для того, чтобы система здравоохранения начала действовать в интересах граждан, а не в интересах государства. Однако наиболее существенной проблемой в данной сфере является разбросанность оснований для защиты нарушенных прав пациентов по многим нормативным актам, что требует создания единого стержня. Именно поэтому актуальным и целесообразным в этой связи представляется систематизация норм, которые смогли бы отрегулировать правоотношения в сфере здравоохранения посредством принятия Медицинского кодекса. Впервые данная идея была выдвинута в 1999 г. на Международной научно-практической конференции «Правовые и социально-экономические аспекты заболеваний опорно-двигательного аппарата. Боль в спине (диагностика, лечение, профилактика)» проф. Сергеем Корсаковым [5].

Необходимость создания такого сводного законодательного акта вполне дает толчок к совершенствованию законодательства о здравоохранении в России в настоящее время. Кроме того, актуальность создания Медицинского кодекса РФ можно объяснить следующими положениями:

  1. Необходимостью комплексного реформирования отечественного здравоохранения, в том числе его правового обеспечения.
  2. Отсутствием в настоящее время научно-проработанной стратегии законотворчества в сфере медицины.
  3. Несогласованностью нормативной базы здравоохранения федерального масштаба, субъектов федерации и муниципального уровня.
  4. Стремлением обеспечить повышение уровня правовых знаний и правовой культуры медицинских работников.
  5. Необходимостью отчетливой правовой регламентации разных систем здравоохранения (государственной, муниципальной и частной).

Создание кодекса — громадная, очень тяжелая, но жизненно необходимая работа, выполнение которой значительно облегчит профессиональную деятельность медицинских работников и, самое главное, станет еще одной гарантией здоровья наших граждан.

Немаловажным этапом развития российского законодательства в сфере защиты нарушенных прав пациента также является завершение приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, сближение норм российского законодательства в области защиты прав пациента с международными документами, поскольку современное национальное законодательство будет эффективным только в том случае, если оно сможет адекватно учесть влияние европейских и международных стандартов в сфере прав пациента. При соблюдении обозначенного условия государство будет иметь реальную возможность по налаживанию механизмов регулирования актуальных проблем, связанных с защитой конституционного права на охрану здоровья.

[1] Доклад Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой на заседании итоговой коллегии Минздрава России «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год» // URL: https://static-1.rosminzdrav.ru (дата обращения – 14.12.2016).

[2] Ст. 7 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. 04.08. № 31. Ст. 4398.

[3] Санжаревский И.И. Политическая наука: Словарь-справочник. Изд.6-е, испр. и доп. Тамбов, 2015.

[4] Трошкина О.Н. Государственно-правовая политическая жизнь в условиях глобализации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2014. №3 (7).

Статья написана по материалам сайтов: aleksejev.ru, stud.wiki, femida-science.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector