+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья определен 2019 год

Приоритет профилактики – на законодательном уровне

В последний день февраля прошел краевой семинар для заместителей главных врачей по организационно-методической работе, заведующих кабинетами (отделениями) медицинской профилактики учреждений здравоохранения Забайкальского края «Итоги работы службы медицинской профилактики и исполнения блока ПНП «Здоровье» «Формирование здорового образа жизни» за 2011 год».

Основными вопросами семинара были – обсуждение Федерального закона №323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» в части организации профилактических услуг, место медицинской профилактики в системе оказания медицинской помощи населению Забайкальского края, анализ работы службы медицинской профилактики краевых и муниципальных учреждений здравоохранения по итогам прошедшего года, работа центров здоровья, школ профильных больных, итоги проведения декадников, исполнительская дисциплина по предоставлению ежемесячной отчетности. Врачи-методисты краевого центра медицинской профилактики провели консультирование и мастер-классы по основным формам работы с населением.

Федеральный закон №323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», определяет приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:
1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;
4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно данному закону, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, наделены следующими полномочиями: проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому просвещению.

Особая роль отводится органам местного самоуправления в сфере охраны здоровья: участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения, реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни. Организация охраны здоровья осуществляется путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых, и по формированию здорового образа жизни населения. Формирование здорового образа жизни обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя мероприятия по формированию здорового образа жизни, по первичной и вторичной профилактике заболеваний на групповом и индивидуальном уровнях.

По итогам 2011 года кабинеты и отделения медицинской профилактики организованы в 63 ЛПУ, что составляет 75% от необходимого, ответственные за медицинскую профилактику назначены во всех учреждениях здравоохранения.

Различными формами гигиенического обучения в 2011 году охвачено 66% населения края (более730 тысяч человек). В районах обучено 43% жителей, в г. Чите – 60%. Из всех обученных 30% — школьники и учащаяся молодежь; 8% — беременные женщины и молодые родители; 6% — больные, прошедшие обучение в школах для пациентов; 55% — прочие контингенты.

В 2011 году тираж материалов для населения (памятки, листовки, буклеты) увеличился в 1,4 раза и составил 1 млн 300 тысяч экземпляров. Увеличение тиража отмечается по всем тематикам: по профилактике вредных привычек в 1,5 раза, по профилактике инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и прочим темам в 1,4 раза.

Количество материалов, размещенных в средствах массовой информации осталось на уровне 2010 года. В районах основным средством массовой информации являются печатные издания. 54% статей по профилактике заболеваний и ЗОЖ печатается в районах, 38% — краевыми ЛПУ и 8% — ЛПУ г. Читы.

Благодаря внедрению новых профилактических технологий Центры здоровья Забайкальского края успешно выполняют свои задачи по созданию мотивации у населения приверженности к сохранению здоровья, отказу от вредных привычек, своевременному выявлению и лечению заболеваний, соблюдению рекомендаций врача для повышения продолжительности и качества жизни.

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

Это интересно:  Обязанности граждан в сфере охраны здоровья кратко 2019 год

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Профилактика в здравоохранении — система социально-экономических и медицинских мероприятий, осуществляемых государством, органами и учреждениями здравоохранения, имеющих целью устранение причин и условий, порождающих заболевания и направленных на укрепление здоровья, снижение смертности, увеличение здорового, социально активного долголетия.

Основные задачи профилактики:

· Укрепление здоровья населения

· Предупреждение болезней и травм

· Предупреждение прогрессирования болезней и их осложнений

1. Популяционная профилактика

Воздействие на те факторы образа жизни, которые увеличивают риск развития заболеваний среди всего населения.

Реализуется вне сферы здравоохранения.

Охватывает большую часть населения.

Относительно низкая стоимость.

Не требует развития системы здравоохранения.

2. Профилактика высокого риска

Выявление и снижение уровня неблагоприятных для здоровья факторов среди людей с повышенным риском их возникновения.

Имеет среднесрочную перспективу.

Основная роль отводится системе здравоохранения (первичная профилактика – профосмотры здоровых).

3. Вторичная профилактика

Классификация профилактики:

По уровню воздействия:

· Первичная – социальная, это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.). К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др.

Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников.

·Вторичная — медико-социальная, это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания.

Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

· Третичная(термин ВОЗ) – социальная, комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.

По степени участия медицинской службы:

По целевым группам

· Профилактика по показаниям

По отношению к населению

Основные методы профилактики:

· Усиление санитарно-эпидемиологического надзора

· Диспансеризация (здоровых, лиц с факторами риска развития заболеваний, больных)

Диспансеризация — это активное динамическое наблюдение на состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий

· Целенаправленное санитарное просвещение, гигиеническое воспитание и обучение населения,

· Пропаганда здорового образа жизни

3.Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина и предмет преподавания.

Общественное здоровье и здравоохранение – это наука и конкретная деятельность по охране и укреплению здоровья населения, продлению жизни посредством мобилизации усилий общества и проведению соответствующих организационных мероприятий на различных уровнях.

ВОЗ еще в 1948 году сформулировала, что

«Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека».

Принято выделять 4 уровня изучения здоровья:

1 уровень — здоровье отдельного человека.

2 уровень — здоровье малых или этнических групп — групповое здоровье.

3 уровень — здоровье населения, т.е. людей, проживающих на конкретной административно-территориальной единице (область, город, район и т.д.).

4 уровень — общественное здоровье — здоровье общества, населения страны, континента, мира, популяции в целом.

ОЗЗ как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных факторов и условий внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по оздоровлению населения и совершенствованию его медицинского обслуживания, а также занимается изучением различных медицинских, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в области охраны здоровья населения в конкретной исторической обстановке.

В марте 2000 года МЗ РФ было утверждено следующее определение понятия «общественного здоровья»:

«Общественное здоровье — важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни».

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, являются определяющими для состояния здоровья людей, так научно-технический прогресс, социально-экономические революции и эволюционные периоды, культурная революция приносят обществу величайшие блага, но одновременно могут оказывать негативные воздействия па его здоровье. Величайшие открытия современности в области физики, химии, биологии, урбанизация населения в XX веке, бурное развитие промышленности, во многих странах, большие объемы строительства нередко приводят к существенным нарушениям в области экологии, что губительно сказывается, прежде всего, на здоровье населения, вызывает те или иные заболевания, которые порой по своей распространенности приобретают эпидемиологический характер.

Для планомерного развития народного хозяйства огромное значение имеет информация о численности населения, определение его прогнозов на будущее.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследуя демографические процессы разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Таким образом, общественное здоровье характеризуется комплексным воздействием социальных, поведенческих, биологических, геофизических и многих других факторов. Многие из этих факторов могут быть определены как факторы риска. Что же такое факторы риска заболеваний?

Факторы риска — потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

В отличие от непосредственных причин заболеваний (бактерии, вирусы, недостаток или избыток каких— либо микроэлементов и т.д.) факторы риска действуют опосредованно, создают неблагоприятный фон для возникновения и дальнейшего развития заболеваний.

Это интересно:  Научный центр охраны здоровья детей 2019 год

При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, обычно объединяют в следующие группы:

1. Социально-экономические факторы (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и т.д.)

2. Социально-биологические факторы (возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям и т.д.).

3. Экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, наличие экстремальных природно-климатических факторов и т.д.).

4. Организационные или медицинские факторы (обеспеченность населения медицинской помощью, качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи и т.д.).

Вторая часть науки об общественном здоровье и здравоохранении включает в себя разработку научно-обоснованных, оптимальных методов управления здравоохранением, новых форм и методов работы различных медицинских учреждений, путей улучшения качества медицинской помощи.

Ведущее значение в науке имеет вопрос об изучении эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство и роли в этом здравоохранения и отдельных медицинских учреждений, т.е. предмет раскрывает значение всего многообразия общественно-экономической жизни страны и определяет пути совершенствования медицинского обслуживания населения.

Как и любая другая научная дисциплина, ОЗЗ ставит перед собой определенные задачи:

1. Оценка и изучение здоровья населения, динамики его развития.

2. Оценка и изучение общественных и других условий, влияющих на здоровье.

3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.

4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.

5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.

6. Правовое регулирование здравоохранения.

7. Формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

И также, как и любая наука, ОЗЗ имеет свои разделы. В данном случае их 4:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

Как предмет преподавания ОЗЗ способствует повышению качества подготовки будущих специалистов — врачей, формированию у них навыков не только правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень мед обслуживания, умение четко организовывать свою деятельность.

4.Основные методы исследования дисциплины «ОЗЗ»

Общественное здоровье и здравоохранение – это наука и конкретная деятельность по охране и укреплению здоровья населения, продлению жизни посредством мобилизации усилий общества и проведению соответствующих организационных мероприятий на различных уровнях.

Как и любая другая наука, ОЗЗ имеет свою методологию и методы исследования.

1. Статистический метод используется широко в большинстве исследований. Он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определить качество и эффективность работы ЛПУ. Также широко применяется в медицинских научных исследованиях.

2. Исторический метод позволяет проследить состояние изучаемой проблемы на разных этапах исторического развития страны и мира в целом. Это дескриптивный (описательный) метод.

3. Экономический метод позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственного бюджета для эффективной охраны здоровья населения. Здравоохранение в любой стране располагает определенной материально-технической базой, которая включает больницы, поликлиники, диспансеры, институты, клиники и др. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств. Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.

4. Экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения. Причем эксперимент можно проводить не только в естественных, но и в социальных науках. Большие надежды возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам. Однако, следует помнить. что в области организации здравоохранения эксперимент не может использоваться часто из-за некоторых административно-законодательных трудностей. Поэтому сегодня чаще используется метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки их «жизнеспособности».

5. Метод хронометражных исследованийиспользуется с целью исследования хронометрии работы мед. персонала, анализа затрат времени больными на получение мед. помощи.

6. Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологический анализ представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации

7. Метод наблюдений и опроса. Для получения более глубоких данных о заболеваемости лиц определенных профессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и степени влияния социально-гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.

Методом опроса можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим и др.

В подавляющем большинстве социально-гигиенических исследований группового здоровья. здоровья населения и общественного здоровья в предудыщие годы речь шла о количественной оценке здоровья. Однако, с помощью показателей, индексов и коэффициентоввсегда пытались дать характеристику здоровья, как параметра качества жизни. Сам термин «качество жизни»стал употребляться довольно недавно и только в 1999 году ВОЗ дало определение этому понятию:

Качество жизни – это оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и население в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и др) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья определен

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Государство также гарантирует доступность и качество медицинской помощи, но на практике это не всегда соблюдается. Основную проблему в нашей стране составляет наличие квалифицированного медицинского персонала, проблемы при транспортировке больных и качество оборудования. Две последние чаще всего обусловлены недостатком средств из-за коррупции на всех уровнях власти.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

Это интересно:  Председатель комитета госдумы по охране здоровья 2019 год

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Тема профилактики инфекционных заболеваний раскрывается в ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Требования к проведению профилактических прививок:

1. Профилактические прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельность.

2. Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.

Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

4. Профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Диспансеризация и профилактика составляют отдельный вопрос. Если бы все профилактические мероприятия проводились так, как они описаны в законе, то состояние здоровья населения было бы намного лучше. Но в нашей стране в большинстве случаев диспансеризация проводится «для галочки», а пропаганда здорового образа жизни остаётся без внимания или даже высмеивается. Всё это можно объяснить психологическим настроем общества, когда людям нет дела до своего здоровья, но нельзя оставлять без внимания и тот факт, что и некоторые медицинские работники, которые проводят все эти мероприятия, не придают им слишком большого значения.

Сегодня нельзя недооценивать роль иммунопрофилактики , т. к. постоянно появляются новые и новые инфекционные заболевания. Тем не менее, нарушения требований к проведению профилактических прививок всё равно присутствуют: от некачественной вакцины до антисанитарных условий. Причина всё та же -безразличие.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Донорство и трансплантация

Искусственное прерывание беременности

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы

1. Законодательство в сфере охраны здоровья

1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

1.1 Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина

Конституция гарантирует основные направления в охране здоровья граждан:

Права и свободы человека — высшая ценность. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать их (ст. 2)

Государство охраняет здоровье людей и обеспечивает поддержку группам населения, которые нуждаются в ней больше других (ст. 7 п.2)

Медицинские опыты над человеком без его добровольного согласия запрещены (ст. 21)

Право на жизнь — неотъемлемое право человека при любых обстоятельствах (ст. 20)

Государство охраняет материнство, отцовство и детство (ст. 38)

Государство регулирует общественные отношения в сфере предоставления медицинской помощи (ст. 41)

Каждый имеет право на информацию о состоянии окружающей среды

1.2 Ведомственный контроль

Также для регулирования отношений в области медицины существует Приказ Министерства здравоохранения РФ, который регулирует порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Ведомственный контроль осуществляется посредством плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок.

Плановые проверки в отношении подведомственного органа или организации осуществляются не чаще чем один раз в год.

Его задачами являются:

1) предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Федерации об охране здоровья граждан;

2) принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

3) обеспечение качества медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти;

4) определение показателей качества деятельности подведомственных органов и организаций;

5) соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти;

6) создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.

1.3 Предмет регулирования ФЗ об охране здоровья граждан

1.3.1 Правовые отношения

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее — в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

1.3.2 Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

Статья написана по материалам сайтов: lektsia.com, studbooks.net, pravo.bobrodobro.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector