+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Право на охрану здоровья включает в себя 2019 год

Все люди должны иметь возможность для реализации своего права на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья-принцип, на основе которого была создана Всемирная организация здравоохранения и тема Всемирного дня здоровья 2018 года.

Охрана здоровья граждан является одним из важных направлений деятельности демократического государства, и представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, которые на практике должны выливаться в слаженный механизм работы целого ряда органов и систем государственного аппарата, министерств и ведомств.

Так Российский Законодатель закрепил право на охрану здоровья и медицинскую помощь в основном законе страны -Конституции Российской Федерации (ч.1ст.41):

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Создание нормальных условий для реализации гражданами своего права требует государственных мероприятий по охране здоровья граждан. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах. К ним, в частности, относятся: право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на медико-социальную помощь; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах, и др.

Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина. Конституционное право на медицинскую помощь, являясь системой правовых норм и гарантий, обеспечивающих возможность получения доступной, качественной, квалифицированной медицинской помощи является одним из ключевых элементов права на охрану здоровья. Оно включает в себя возможность получения бесплатной медицинской помощи, а также оплачиваемой медицинской помощи.

Медицинская помощь должна быть доступна, что это значит?

О доступности и качестве медицинской помощи говорится в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,

согласно ст.10 которого доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

10) применением телемедицинских технологий.

Зная свои права, человек может защищать их. Если у Вас возникнут проблемы, Вы можете обратиться за консультацией в консультационный центр для потребителей

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области»

Права граждан на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 41 Конституции и ст. 18 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Медицинская помощь оказывается в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Граждане также имеют право на получение платных медицинских услуг в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 г. N 546 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации.

Данные Правила устанавливают, что медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается лечебно-профилактическими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу, в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений). После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь.

Плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается на платной основе в случае нарушения здоровья, не представляющего непосредственной угрозы их жизни, в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг либо договором добровольного и (или) обязательного медицинского страхования.

Счет за фактически оказанную медицинскую помощь в течение 10 дней после окончания лечения направляется лечебно-профилактической организацией в адрес иностранных граждан или юридических либо физических лиц, представляющих интересы иностранных граждан.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации.

Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

В соответствии сост. 20 Законанеобходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста 15 лет, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, установленных законом. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации и врача с учетом согласия врача.

Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию.

Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

Каждый гражданин имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Информация предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, 15 лет и граждан, признанных недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов, а также имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Граждане РФ имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе. Они могут принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил и не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

Ст. 27 Закона устанавливает обязанности граждан в сфере охраны здоровья:

1) заботиться о сохранении своего здоровья;

2) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (Вич-инфекция, гепатит, туберкулез, чума, холера, гельминтоз, дифтерия, педикулез и другие), в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний;

3) находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Право на здоровье

Для нас как человеческих существ наше здоровье и здоровье тех, о ком мы заботимся, является вопросом повседневной важности. Независимо от нашего возраста, пола, социально-экономического или этнического происхождения, мы считаем наше здоровье своим самым главным богатством. С другой стороны, плохое здоровье может помешать нам ходить в школу или на работу, исполнять семейные обязанности или участвовать в деятельности сообщества. Мы согласны пожертвовать многим, если бы это могло гарантировать нам и нашим семьям более продолжительную и более здоровую жизнь. Проще говоря, когда мы говорим о благополучии, то часто подразумеваем здоровье.

Право на здоровье является фундаментальной частью наших прав человека и нашего понимания достойной жизни. Право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (как его полное наименование) не является чем-то новым. На международном уровне оно впервые было сформулировано в Конституции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1946 года, преамбула которой определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В преамбуле далее говорится, что «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения».

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года также упоминается о здоровье как важнейшем аспекте права на достойный жизненный уровень (ст. 25). Право на здоровье было снова подтверждено в качестве одного из основных прав человека в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

С тех пор во многих других международных договорах по правам человека затрагивалось или подкреплялось право на здоровье или его составляющие, такие как право на медицинскую помощь. Право на здоровье имеет отношение ко всем государствам: каждое государство ратифицировало хотя бы один международный договор о правах человека, признающий право на здоровье. Кроме того, государства взяли на себя обязательство защищать данное право посредством международных деклараций, внутреннего законодательства и политики, а также на международных конференциях.

В последние годы все большее внимание уделялось праву на наивысший достижимый уровень здоровья, например, органами по правам человека, ВОЗ и Комиссией по правам человека (теперь ее заменил Совет по правам человека), которая в 2002 году учредила мандат Специального докладчика по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Эти инициативы помогли прояснить характер права на здоровье и методы его достижения.

Ключевые аспекты права на здоровье.

Право на здоровье является всеобъемлющим правом. Мы часто связываем право на здоровье с доступом к здравоохранению и строительством больниц. Это правильно, но право на здоровье простирается намного дальше. Оно включает в себя широкий спектр факторов, которые могут помочь нам вести здоровый образ жизни. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам – орган, ответственный за мониторинг Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, называет их «основными детерминантами здоровья». Они включают:

  • доступ к безопасной питьевой воде:
  • адекватные санитарно-гигиенические условия;
  • адекватное снабжение безопасными пищевыми продуктами;
  • безопасное и адекватное жилье;
  • здоровые условия труда и окружающей среды;
  • образование и получение информации по вопросам здравоохранения.

Право на здоровье включает определенные свободы: свободу от несогласованного медицинского лечения, такого как медицинские эксперименты и исследования или принудительная стерилизация, а также свободу от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Право на здоровье содержит такие права:

  • право на систему охраны здоровья, обеспечивающую равенство возможностей для каждого, чтобы иметь наивысший достижимый уровень здоровья;
  • право на профилактику, лечение и борьбу с заболеваниями;
  • доступ к основным лекарственным средствам;
  • материнское, детское и репродуктивное здоровье;
  • равный и своевременный доступ к основным медицинским услугам;
  • обеспечение образования и информации, связанной со здоровьем;
  • участие населения в медико-санитарных мероприятиях на национальном и местном уровнях.

Медицинские учреждения, товары и услуги должны предоставляться всем группам населения без какой-либо дискриминации. Недопущение дискриминации является ключевым принципом в области прав человека и имеет решающее значение для осуществления права на наивысший достижимый уровень здоровья.

Все учреждения товары и услуги должны быть широкодоступными и высококачественными. В пределах государства должно быть открыто достаточное количество учреждений общественного здравоохранения. Они должны быть доступны физически (находится на безопасном расстоянии для всех слоев населения, включая детей, подростков, пожилых людей, инвалидов и других уязвимых групп), а также финансово на основе принципа недопущения дискриминации. Обслуживание должно проводится с соблюдением медицинской этики и учетом гендерных факторов и культурных особенностей. Другими словами, они должны быть приемлемыми с медицинской и культурологической точек зрения. Наконец, они должны отвечать клиническим и медицинским требованиям и быть надлежащего качества. Это, в частности, предполагает подготовку квалифицированных специалистов в области здравоохранения, наличие научно разработанных, непросроченных лекарственных препаратов и больничного оборудования, а также адекватных санитарно-гигиенических условий.

Распространенные ошибочные представления о праве на здоровье.

Право на здоровье – это не то же самое, что право быть здоровым. Распространенным заблуждением является представление о том, что государство должно гарантировать нам хорошее здоровье. Однако на хорошее здоровье влияют множество факторов, находящихся за пределами прямого контроля государства, такие как физиология человека и социально-экономические условия. Скорее, право на здоровье относится к праву на доступ к набору различных учреждений, товаров, услуг и условий, необходимых для его реализации. Вот почему более точно описать его как право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, а не безусловное право быть здоровым.

Право на здоровье – это не только программная цель, которая должна быть достигнута в долгосрочной перспективе. Тот факт, что право на здоровье должно быть осуществимой программной целью, не означает, что из него не вытекают непосредственные обязательства государств. На самом деле государства должны прилагать все возможные усилия в рамках имеющихся ресурсов для реализации права на здоровье и меры в данном направлении должны предприниматься безотлагательно. Даже при недостатке ресурсов, некоторые обязательства требуют немедленного исполнения, такие как обязательство гарантировать право на здоровье на недискриминационной основе, разработать конкретные правовые нормы и планы действий или предпринять другие аналогичные шаги для полного осуществления данного права, как и с любым другим правом человека. Государствам также необходимо обеспечить доступ в минимальном объеме к основным материальным компонентам права на здоровье, таким как предоставление основных лекарственных средств и услуг по охране здоровья матери и ребенка.

Трудное финансовое положение страны НЕ освобождает его от необходимости принимать меры для реализации права на здоровье. Часто утверждается, что государства, которые не могут себе это позволить, не обязаны принимать меры для реализации данного права или могут отложить исполнение своих обязательств на неопределенный срок. Когда рассматривается уровень реализации права на здоровье в конкретном государстве, учитываются наличие ресурсов в данный период времени и в контексте развития. Тем не менее ни одно государство не может оправдывать неисполнение своих обязательств нехваткой ресурсов. Государства должны гарантировать максимально возможный при имеющих ресурсах уровень реализации права на здоровье.

Связь между правом на здоровье и другими правами человека.

Права человека взаимозависимы, неделимы и взаимосвязаны. Это означает, что нарушение права на здоровье может приводить к нарушению других прав человека, таких как права на образование или права на работу, и наоборот.

Важность, придаваемая «основным детерминантам здоровья», то есть факторам и условиям, которые защищают и поощряют право на здоровье, помимо медицинских учреждений, товаров и услуг, показывает, что право на здоровье зависит и способствует осуществлению множества других прав человека. К ним относятся права на достаточное питание, на доступ к безопасной воде, на достаточный жизненный уровень, на достаточное жилище, на свободу от дискриминации, на неприкосновенность частной жизни, на доступ к информации, а также право на пользование благами научного прогресса и результатами их практического применения.

Каким образом принцип недопущения дискриминации связан с правом на здоровье?

Дискриминация означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на различных признаках, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод. Она связана с маргинализацией отдельных групп населения и, как правило, лежит в основе фундаментальных структурных неравенств в обществе. Это, в свою очередь, делает данные группы более уязвимыми для нищеты и плохого состояния здоровья. Неудивительно, что традиционно непропорционально высокая доля представителей дискриминированных и маргинализированных групп часто имеет проблемы со здоровьем. Например, исследования показали, что в некоторых странах группы этнических меньшинств и коренных народы пользуются меньшим количеством медицинских услуг, получают меньше медицинской информации и имеют меньше шансов на достаточные жилищные условия и безопасную питьевую воду, а среди их детей устойчиво наблюдается более высокий уровень смертности и они чаще страдают от недоедания, чем население в целом.

Право на здоровье в международном праве прав человека.

Право на наивысший достижимый уровень здоровья – это основополагающее право человека, признанное в международном праве. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который, по общему мнению, является центральным инструментом защиты права на здоровье, закрепляет «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Важно отметить, что в Пакте оговаривается не только физическое здоровье, но также и психическое, которое зачастую игнорируется.

В статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указывается:

  1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
  2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:
    1. обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
    2. улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
    3. предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
    4. создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Последующие международные и региональные документы по правам человека защищают право на здоровье различными способами. Некоторые из них имеют общее применение, в то время как другие относятся к правам определенных групп, таких как женщины или дети.

Международные договоры по правам человека, признающие право на здоровье:

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, ст. 5 (e) (iv);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, ст. 12;
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин1979 года, ст. 11 (1) (f), 12 и 14 (2) (b)
  • Конвенция о правах ребенка 1989 года, ст. 24;
  • Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, ст. 28, 43 (e) и 45 (c);
  • Конвенция о правах инвалидов 2006 года, ст. 25.

Право на здоровье также признается в ряде региональных документов, таких как Африканская хартия прав человека и народов (1981), Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав, известный как Протокол Сан-Сальвадор (1988) и Европейская социальная хартия (1961, пересмотренная в 1996). В Американской конвенции о правах человека (1969) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) содержатся положения, касающиеся здоровья, такие как право на жизнь, запрет на пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения, а также право на семейную и частную жизнь.

Право социального обеспечения в России

Право граждан на охрану здоровья

Статья 41 Конституции РФ провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституционной гарантией этого права является положение о том, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений».

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (ст. 17) конкретизируют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Право граждан на охрану здоровья является комплексным правомочием, включающим право на:

1) информацию о факторах, влияющих на здоровье, включая сведения о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эти данные предоставляют органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам:

2) медико-социальную помощь при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, в том числе выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения;

3) бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа является подзаконным нормативным правовым актом, ежегодно пересматриваемым Правительством РФ. Эта программа служит основным механизмом реализации прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения за счет государственных источников финансирования. Бесспорно определенная по своей сути, норма Конституции РФ о бесплатности медицинской помощи была дополнена положениями о Программе государственных гарантий в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан 1 Пищита А.Н. Правовой статус российского пациента // Журнал российского права. 2005. № 11. С. 52. . По мнению А.Н. Пищита, этими документами ограничивается объем медицинской помощи, который должны оказывать государственные и муниципальные медицинские учреждения за счет бюджетного финансирования;

4) дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

5) льготное обеспечение спецсредствами (протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и др.). Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

6) медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по личному заявлению граждан в специализированных учреждениях;

7) бесплатный медицинский контроль, которое имеют дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой; 8) пособие при карантине, которое имеют работающие граждане в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или другому члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, interlaws.ru, isfic.info.

»

Это интересно:  Материалы об организации охраны здоровья обучающихся 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector