+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь 2019 год

Охрана здоровья — комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Другое дело — право на медицинскую помощь. Это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Граждане получают защиту права на медицинскую помощь в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции от 27 июля 2006 г.), а также за счет личных средств в платных медицинских учреждениях.

Конституция указывает (ч. 2 ст. 41) на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем самым закладываются правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий права на охрану здоровья и медицинскую помощь. По основным направлениям деятельности органов здравоохранения действуют различные специальные программы и законы: Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболеваний СПИДом, федеральные законы «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об ограничении курения табака», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и др. Федеральный закон

«О трансплантации органов и (или) тканей человека» (в редакции от 9 февраля 2007 г.) запретил изъятие органов и тканей у трупа, если учреждение здравоохранения поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие органов или тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Целям охраны здоровья людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Конституция запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Это важная гарантия охраны здоровья человека, она призвана предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т. д.

Конституция прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

§ 8. Право на образование

Образование — важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

Закрепляя право на образование, Конституция РФ (ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме девяти классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Как и в большинстве других развитых стран, основное общее образование является в России обязательным. Однако его обеспечение, в отличие от прошлых лет, ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное общее образование может быть получено вне образовательного учреждения (домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии.

В последние годы в стране децентрализовано управление государственными учебными заведениями, ослаблен административный контроль и укрепляется самоуправление. Появилось много частных учебных заведений. Однако государство сохраняет важную функцию: оно устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные требования к учебным планам и программам, качеству подготовки обучающихся. Соблюдение этих требований, носящих только минимальный характер, является важной гарантией права на образование, которое имеет смысл только тогда, когда оно является качественным.

Основные принципы организации системы образования определены Законом РФ «Об образовании» (в редакции от 6 января 2007 г.). Закон регламентирует права и обязанности обучающихся и преподавателей, закрепляет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования.

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования, а следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции от 9 февраля 2007 г.).

Свобода творчества

Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и т. д.) на любую тему и в любой манере. Таким же правом пользуются художники, работающие в области изобразительного искусства, графики или скульптуры, а также ученые, изобретатели, рационализаторы и др. Преподаватели учебных заведений свободны в создании учебников и в изложении своих взглядов перед учащимися и студентами.

Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о культуре (в редакции от 3 ноября 2006 г.). Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования этой свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять «творчеству», направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигание расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая «культурная» деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Права граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», в Федеральном законе «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и ряде других законов. Свобода творчества в области науки гарантируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции от 4 декабря 2006 г.). Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом:

• гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

Это интересно:  Охрана здоровья дошкольников в доу 2019 год

• гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

• признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

• обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

• гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;

• гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Принципиальное значение имеет конституционное положение об охране интеллектуальной собственности. Творческие работники должны быть защищены от пиратского использования их произведений, то есть демонстрации фильмов, исполнения музыкальных произведений, продажи копий картин, распространения программ ЭВМ, издания литературных произведений и т. д. без оплаты авторского гонорара. Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты творческой деятельности. Объекты интеллектуальной собственности весьма многообразны, чем и объясняется большое число законов, охраняющих соответствующие права. Среди них: законы РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Патентный закон Российской Федерации (в редакции от 2 февраля 2006 г.) и др. Авторское право на результаты своего труда признается за автором пожизненно и за его наследниками в течение 50 лет после смерти автора. Патент действует 20 лет. Нарушение прав авторов ведет к возмещению убытков и упущенной выгоды. Присвоение некоторых видов авторства и ряд других смежных деяний влекут за собой уголовную ответственность.

Охрана труда

Право российских граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Статье 41 Конституции РФ. Согласно данной статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Так, административное законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил по охране труда, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, за выброс загрязняющих веществ в окружающую среду с превышением предельно допустимых концентраций, и др. Гражданское законодательство предусматривает обязанность возместить материальный ущерб и сопряженный с ним моральный вред (нравственные и физические страдания), причиненные здоровью. Уголовное законодательство предусматривает наказание за причинение телесных повреждений, истязание, побои, заражение венерической болезнью, ВИЧ-инфекцией, загрязнение водоемов и воздуха, загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей и для живых ресурсов моря; склонение к потреблению наркотических веществ и другие преступления, посягающие на здоровье или создающие угрозу здоровью людей.

Статьи 42 и 58 Конституции РФ определяют конституционные экологические права и обязанности граждан РФ. Так, в соответствии со ст. 42 — каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 — каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В ст. 49 закреплен принцип презумпции невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Принцип презумпции невиновности — один из основополагающих принципов правосудия. Согласно этому принципу, прежде чем признать, человека виновным в преступлении и назначить ему наказание, следует доказать, что именно им совершено это преступление. Органы следствия и дознания, прокуратура в строгом соответствии с требованиями законодательства собирают доказательства, подтверждающие или опровергающие вину лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления. Если доказательств недостаточно или они получены с нарушениями закона (например, лицо признается в совершении преступления под давлением со стороны следователя — психологическим или физическим), лицо не может быть признано виновным в совершении преступления.

Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока по делу не будет вынесен обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, его алиби проверяют органы расследования. Однако обвиняемый и его защита вправе приводить доводы о невиновности и давать соответствующие показания, заявлять ходатайства об истребовании доказательств, подтверждающих невиновность (допросить свидетелей, истребовать какие-либо документы, провести следственный эксперимент и т.д.). Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, должны объективно проверить все доводы защиты обвиняемого.

Обвиняемый вправе вообще отказаться давать показания, за это он ответственности не несет, за дачу ложных показаний он также не несет ответственности и это не может расцениваться как доказательство его виновности. Всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого. Это означает, что если доказательства по делу спорны или противоречат друг другу и могут получить различное толкование, то они не могут быть использованы как доказательство вины, если противоречия нельзя устранить (передопросить лиц, провести повторно следственные действия), наличие этих противоречий должно быть истолковано в пользу обвиняемого.

В соответствии со ст. 51 — никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Из требований ст. 51 вытекает, что органы расследования и суд не вправе добиваться от человека показаний, обвиняющих его самого, его супруга и близких родственников; дать подобные показания — право, а не обязанность. Таким образом, не наступает уголовная ответственность за укрывательство и недонесение о совершении преступления супругом или близкими родственниками.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Библиографическая ссылка на статью:
Чепкасов Р.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14144 (дата обращения: 26.03.2019).

Часть первая статьи 41 Конституции РФ закрепляет право каждого в Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь. В научной литературе данное право традиционно относится к категории социальных прав, которые находятся в основном в стадии становления в отечественной правовой системе. Указанные обстоятельства позволяют проанализировать право на охрану здоровья и медицинскую помощь с позиций закрепления и раскрытия в нормах текущего законодательства.

Конституционная формулировка рассматриваемого права указывает на то, что оно адресовано «каждому», т.е. любому физическому лицу, находящемуся на территории Российской Федерации, в том числе граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т.д., независимо от возраста, пола, расы, национальной принадлежности, социального и иного положения в обществе и т.п.

В тоже время ст.41 Конституции РФ не дает какой-либо расшифровки понятий «охрана здоровья» и «медицинская помощь». Данные конституционные категории раскрываются в специальном нормативно-правовом акте, а именно Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, действующем в редакции от 25 декабря 2012 года, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №323-ФЗ).

Это интересно:  Проблема охраны здоровья людей 2019 год

В указанном законе под «охраной здоровья граждан» понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Как видно, закон адресует право «на охрану здоровья «гражданам», что отличает его от конституционной формулировки, которая применяет термин «каждому». Считаю, что необходимо расширительное толкование понятия «граждан», используемого в законе, которым охватывается все категории физических лиц.

Статья 18 Закона №323-ФЗ раскрывает понятие «право на охрану здоровья», которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Закон ставит в зависимость право на охрану здоровья от множества факторов – политических, экономических, социальных и т.д., что дает возможность оценивать право на охрану здоровья не только как социально-экономического, но и социально-политического, т.к. в зависимости от политической деятельности государства охрана здоровья граждан реализуется положительном или отрицательном аспекте. Одной из гарантий права на охрану здоровья граждан в России является корреспондирующая обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления по его реализации. При этом соответствующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления раскрываются в главе 3 Закона №323-ФЗ.

Конституция РФ говорит о двух правах: во-первых, право на охрану здоровья; во-вторых, право на медицинская помощь. В тоже время Закон №323-ФЗ, раскрывает понятие «охраны здоровья», в том числе используя термин «медицинская помощь», что на мой взгляд является необоснованным, т.к. «охрана здоровья» является более широким понятием.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Полагаю, что правильнее понимать под медицинской помощью только восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, т.к. поддержание здоровья следует относить к более широкой категории «охрана здоровья».

Считаю также необходимым заменить в дефиниции «медицинская помощь» слово «предоставить» на слово «оказать», т.к. оно подразумевает неизбежность предоставления медицинских услуг.

Кроме того ни на Конституционном, ни на законодательном уровне не закрепляется «право на надлежащую медицинскую помощь», а говорится только «о праве на медицинскую помощь». Очевидно, что категория права подразумевает оказание медицинской помощи именно «надлежащего качества», а не только сам факт ее оказания. Считаю, необходимым включить соответствующее дополнение в формулировку закона. В противном случае может повториться ситуация с конституционной гарантией на оказание «квалифицированной юридической помощи», которая фактически сведена к оказанию просто юридической помощи адвокатами, а уровень или квалификация такой помощи вообще не учитывается и никем не контролируется, хотя очевидно что наличие удостоверения адвоката не гарантирует надлежащего или квалифицированного уровня оказываемой им помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Обозначенная программа утверждена постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что также позволяет сделать вывод об отсутствии четко сформулированной политики государства в реализации данного конституционного права. Кроме этого, 6 марта 2013 года постановлением Правительства РФ утверждены «Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации», которые также содержат в себе противоречивые и нечеткие формулировки.

Исходя из содержания пунктов 1 и 3 статьи 56 Конституции РФ, в отношении права на охрану здоровья и медицинскую помощь в определенных случаях могут устанавливаться ограничения. Однако, на наш взгляд, указанное право является абсолютным и не подлежит никаким ограничениям, так как последние могут повлечь негативные последствия.

В статье 4 Закона №323-ФЗ сформулированы основные принципы охраны здоровья, которые предопределяют дальнейшее развитие текущего законодательства по исследуемой проблематике:

1. соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2. приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3. приоритет охраны здоровья детей;

4. социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5. ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6. доступность и качество медицинской помощи;

7. недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8. приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9. соблюдение врачебной тайны.

Таким образом, можно сделать вывод, что текущее законодательство в сфере реализации права граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи не сформировано в окончательном виде и находится в стадии становления, что требует дальнейшего научного осмысления и разработки подходов к реализации выявленной проблемы.

Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право граждан на охрану здоровья и право граждан на медицинскую помощь гарантированы Конституцией Российской Федерации (ст. 41 Конституции РФ).

Более полно указанные права раскрыты в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон об охране здоровья граждан).

Право на охрану здоровья

Право на охрану здоровья является одним из важнейших социальных прав человека. Это обусловлено, прежде всего, тем, что здоровье является одним из высших благ человека. При утрате здоровья теряют свое значение иные блага и ценности. Если человек заболел, то ему становятся не интересны ни путешествия ни иные развлечения, даже работа становится неважной, на первый план выступает самочувствие и проблемы со здоровьем.

В статье 2 Закона об охране здоровья граждан понятие охрана здоровья граждан раскрыто как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых:

  • Органами государственной власти Российской Федерации,
  • Органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
  • Органами местного самоуправления,
  • Организациями, их должностными лицами
  • Иными лицами, гражданами

в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Статьей 18 Закона об охране здоровья граждан установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается:

  • Охраной окружающей среды. Охрана окружающей среды осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”;
  • Созданием безопасных условий труда. Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Создание безопасных условий труда является обязанностью работодателя.
  • Созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан,
  • Производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества,
  • Производством и реализацией качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”;
  • Оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Доступность медицинской помощи означает свободный доступ граждан к медицинским услугам независимо от географических, экономических, социальных, организационных или языковых барьеров, а также своевременное оказание медицинской помощи.
Это интересно:  Основные принципы охраны здоровья населения фз 323 2019 год

Принцип доступности медицинской помощи обеспечивается: наличием и квалифицированностью медицинских кадров; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; возможностью выбора медицинской организации и врача; транспортной доступностью медицинских организаций (медицинских работников); оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Что касается качества медицинской помощи, то под ним понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Право на медицинскую помощь

Пунктом 1 статьи 19 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что каждый имеет право на медицинскую помощь. Закрепление права на медицинскую помощь за каждым означает, что государство обеспечивает гражданам медицинскую помощь независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Данная норма имеет конституционный характер и почти полностью дублирует аналогичную статью Конституции РФ (статья 41), которая дословно звучит так: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

ФЗ № 323 дублирует статью 41 Конституции РФ, однако не полностью. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона медицинская помощь оказывается в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, или на основании договора на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Таким образом, Закон явно сужает право граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, ограничивая такую помощь программой государственных гарантий. Об этом уже давно идут дискуссии, много говорилось в прессе, однако каких-либо законодательных и фактических изменений не последовало. Граждане РФ получают бесплатную медицинскую помощь в рамках программы госгарантий, которая к слову имеет тенденцию к ежегодному сокращению. Также невозможно опустить факт наличия множества препонов на пути к ее получению, как то: прикрепление к определенной медицинской организации, необходимость в получении направлений для получения специализированной медицинской помощи, длительные сроки ожидания и др.

Уже много-много раз нам приходилось защищать права пациентов при оказании им бесплатной медицинской помощи, притом наше участие было связано не только с причинением вреда здоровью или жизни пациентов, но и в виду ограничения их прав на получение медицинской помощи как таковой, проще говоря, из-за умаления прав граждан РФ на доступную и качественную бесплатную медицинскую помощь.

Отдельно и очень долго можно говорить о праве пациента на бесплатную высокотехнологичную медицинскую помощь, подчас пациентам приходится потратить оставшееся здоровье и массу времени для получение соответствующей квоты (направления) на ВМП. Подробнее об этом виде медицинской помощи читайте в статье “Высокотехнологичная медицинская помощь”.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа) устанавливает:

  • Перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно,
  • Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно,
  • Категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно,
  • Средние нормативы объема медицинской помощи,
  • Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи,
  • Средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты,
  • Требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Отметим, что в 2016 году действует Программа, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1382. Также на территории каждого субъекта Российской Федерации действует территориальная программа государственных гарантий, которая может быть шире федеральной программы.

Виды медицинской помощи, предоставляемой без взимания платы

В рамках Программы бесплатно предоставляются:

  • Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
  • Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
  • Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
  • Паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.

Медицинская помощь иностранцам

Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 186.

Иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Кроме того, иностранным гражданам бесплатно оказывается скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Медицинская помощь в неотложной форме и плановой форме оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования.

Медицинская помощь в плановой форме оказывается при условии представления иностранным гражданином письменных гарантий исполнения обязательства по оплате фактической стоимости медицинских услуг или предоплаты медицинских услуг.

Права пациента при оказании ему медицинской помощи

Пациент при оказании ему медицинской помощи имеет право на:

  • Выбор врача и выбор медицинской организации. Подробнее о праве пациента на выбор врача и медицинской организации читайте в одноименной статье.
  • Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • Получение консультаций врачей-специалистов;
  • Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  • Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • Защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • Отказ от медицинского вмешательства;
  • Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; Подробнее о возмещении вреда читайте в статье “Причинение вреда здоровью пациента при оказании медицинской помощи. Возможные претензии пациентов”.
  • Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Статья написана по материалам сайтов: ohrana-bgd.ru, human.snauka.ru, www.med-yurist-advokat.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector