+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Права граждан в области охраны здоровья инвалидов 2019 год

На охрану здоровья обеспечивается охраной окр среды, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, предоставление доступной медико-соц помощи. право на регулярное получение информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, о сан-эпид благополучии, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах. Право на медико-соц помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. право на бесплатную мед пом в госуд и муниц системах здравоохр.

на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, коррегирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения. право на мед экспертизу. Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физ культурой, право на беспл мед контроль.

Работающие право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпид службой вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления мед документа, удостоверяющего факт заболевания. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профес деятельности: проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические мед осмотры.

Права отдельных гр населения. Права семьи Государство заботу об охране здоровья членов семьи. право по медпоказаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия соц заболеваний, на медико-гиг с целью предупреждения наследственных заб у потомства. право на выбор семейного врача. Права беременных женщин и матерей обеспечивается специализ мед за счет средств целевых фондов. во время беременности и в связи с рождением ребенка, во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет право на получение пособия и оплачиваемого отпуска. Права несовершеннолетних старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на мед вмешательство или на отказ от него. Несовершеннол с недостатками физ или псих развития по могут содержаться в учр системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту право на мед освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Права граждан пожилого возраста право на мед-соц помощь на дому, в учреждениях системы соц защиты населения и на лекарственное обеспечение,на льготных условиях. на основании медзакл право на санаторно-курор лечение, реабил. Права инвалидов на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ МЕД-СОЦ ПОМОЩИ Права пациента: выбор врача, ЛПУ; обследование; проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе; отказ от мед вмешательств; Оказание медицинской помощи без согласия граждан (мед освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) допускается в отношении лиц, страдающих заб, представляющими опасность для окружающих, лиц, тяжелыми психическими расстройствами, или совершивших общественно опасные деяния. Решение о проведении мед освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан — судом.

Права отдельных групп населения в области охраны здоровья

Статья 22. Права семьи

Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи.

Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.

Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.

Семьи, имеющие детей, (в первую очередь неполные, воспи­тывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей) имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Феде­рации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться, вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учрежде­нии государственной или муниципальной системы здравоохра­нения, выдается листок нетрудоспособности

Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь пери­од карантина, амбулаторного лечения или совместного пребы­вания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по ухо­ду за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачива­ется за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока

Статья 23. Права беременных женщин и матерей

Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.

Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здра­воохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации

Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.

Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации. Продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автоном­ной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное пи­тание, в том числе в случае необходимости обеспечение их про­дуктами через специальные пункты питания и магазины по зак­лючению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами рес­публик в составе Российской Федерации.

Статья 24. Права несовершеннолетних

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации;

2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;

3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них небла­гоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;

5) получение необходимой информации о состоянии здоро­вья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 настоящих основ.

Несовершеннолетние с недостатками физического или пси­хического развития по заявлению родителей или лиц, их заме­няющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворитель­ных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 25. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту

Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и по­ступающие на военную службу по контракту, проходят меди­цинское освидетельствование и имеют право на получение пол­ной информации о медицинских противопоказаниях для про­хождения военной службы и показаниях на отсрочку или осво­бождение от призыва на военную службу по состоянию здоро­вья.

В случае несогласия с заключением военно-врачебной ко­миссии военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контрак­ту, имеют право на производство независимой медицинской экспертизы в соответствии со статьей 53 настоящих Основ и (или) обжалование заключений военно-врачебных комиссий в судеб­ном порядке.

Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на воен­ную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством Российской Федерации, нор­мативными актами Министерства обороны Российской Федера­ции и других министерств, государственных комитетов и ве­домств, в которых законом предусмотрена военная служба. Де­ятельность медицинских комиссий военных комиссариатов обес­печивают и финансируют Министерство обороны Российской Федерации и другие министерства, государственные комитеты и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба.

Статья 26. Права граждан пожилого возраста

Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установ­ленного законодательством Российской Федерации для назначе­ния пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муници­пальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая одиноких граж­дан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пен­сионеров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности.

Граждане пожилого возраста на основании медицинского зак­лючения имеют право на санаторно-курортное лечение и реаби­литацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств со­циального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии.

Статья 27. Права инвалидов

Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и перепод­готовку.

Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них определяются законодательством Россий­ской Федерации, республик в составе Российской Федерации. Органы государственной власти автономной области, автоном­ных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции могут устанавливать для ин­валидов дополнительные льготы.

Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родите­лей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены имимежду собой по своему усмотрению

Статья 28. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах

Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, име­ют право на получение бесплатной медицинской помощи, сана­торно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодо­лению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья.

Гражданам Российской Федерации, проживающим в райо­нах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консуль­тации и обследования при вступлении в брак, а также сана­торно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение ле­карственными средствами, иммунобиологическими препара­тами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.

Гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, га­рантируются бесплатные лечение, включая санаторно-курорт­ное лечение, и все виды реабилитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством Рос­сийской Федерации.

Статья 29, Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих, наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи

Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюд­жетов всех уровней.

Беременные женщины, женщины во время родов и в после­родовой период имеют право на специализированную помощь, в том числе в родильных домах. В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в воз­расте до одного года, создаются детские ясли с квалифициро­ванным персоналом.

Испытание новых методов диагностики, профилактики и ле­чения, а также лекарственных средств, проведение биомедицин­ских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не до­пускаются.

В отношении лиц, отбывающих наказание в местах лише­ния свободы, приостанавливается действие договора о добро­вольном медицинском страховании до окончания срока пребы­вания в местах лишения свободы.

Порядок организации медицинской помощи лицам, задер­жанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, уста­навливается законодательством Российской Федерации, норма­тивными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

13. Права граждан пожилого возраста в области охраны здоровья

Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на:

— медико-социальную помощь на дому в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях социальной защиты населения;

— льготные условия лекарственного обеспечения;

— на основании медицинского заключения — на санаторно-курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии.

На что направлена медико-социальная помощь, оказываемая гражданам пожилого возраста?

Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста (включая одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров) направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности.

14. Права инвалидов в области охраны здоровья

Инвалиды (в т.ч. дети-инвалиды и инвалиды с детства) имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности – на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет одному из работающих родителей или лицам, их заменяющих, предоставляется 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц, либо разделены ими между собой.

15.Право граждан на инф. О состоянии здоровья

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и гражданам, признанным недееспособными, их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лица, которому должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получать консультации по ней у других специалистов. По его требованию ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Права граждан в области охраны здоровья инвалидов

Согласно ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

1966 г. семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самые широкие охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании.

Это интересно:  Охрана здоровья обучающихся ст 41 фз 273 2019 год

В нашей стране заботу об охране здоровья членов семьи берет на себя государство.

Предусмотрено, что каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-гигиенические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.

В ч. 1 ст. 15 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 21.07.2007) (далее — СК РФ) предусматривается, что медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.

Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Права беременных женщин и матерей:

В соответствии со статьей 23 Основ государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.

Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

В соответствии со статьей 259 ТК РФ запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной

14 работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Указанные гарантии предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

Статьей 260 ТК РФ предусмотрено, что перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (статья 261 ТК РФ).

Статья 262 ТК РФ устанавливает, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.

Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

В соответствии со статьей 263 ТК РФ работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (статья 264 ТК РФ).

Порядок выплаты пособий на детей установлен Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Законом установлены следующие виды государственных пособий:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— ежемесячное пособие на ребенка;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности — восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов — восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей — сто десять) календарных дней после родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей — ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

— среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании, — женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

— 325,5 рубля — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

— стипендии — женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования учреждениях послевузовского профессионального образования;

— денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере 325,5 рубля.

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеют один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8680 рублей.

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8000 рублей.

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Такое пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют:

— мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов или отказалась взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву.

Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

Иным лицам, указанным выше, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 6000 рублей на каждого ребенка.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют следующие категории граждан:

— матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

— матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

— матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

— другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере:

— 1627,5 рубля по уходу за первым ребенком и 3255 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (лицам V–VII категорий);

— 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (лицам I–IV категорий).

С 1 января 2008 года размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком, а также минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, с учетом индексации составляют:

— за первым ребенком — 1627,5 рубля;

— за вторым и последующими детьми — 3255 рублей.

В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

Это интересно:  Права пациента в системе здравоохранения рф 2019 2019 год

— женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

— женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

— мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Распоряжение средствами материнского капитала осуществляется с целью: улучшения жилищных условий; получения образования ребенком (детьми); формирования накопительной части трудовой пенсии.

В социальном плане подростковый и юношеский возраст характеризуются активной социализацией личности. Подростковый возраст (11–15 лет) является переходным, это возраст полового созревания, параллельно которому достигают зрелости и другие системы организма.

Юношеский возраст (14–18 лет) представляет собой период завершения физического созревания.

В связи с этими особенностями правовые нормы призваны защищать несовершеннолетних от возможных нарушений их прав и свобод.

Большое значение для охраны здоровья детей имеют международные акты в области прав человека. В частности, нормы Конвенции о правах ребенка, действующей в нашей стране с 1990 г., основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают:

— государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (п. 2 ст. 6);

— право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24);

— государства-участники принимают необходимые меры для:

снижения уровней смертности младенцев и детской смертности; обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;

развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи (п. 2 ст. 24);

— государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (п. 1 ст. 26);

— государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27).

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (в ред. от 30.06.2007) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который определяет установление и соблюдение минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, обеспечение прав детей на охрану здоровья, защиту прав детей на отдых и оздоровление, защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и развитию.

Ст. 10 этого Закона предписывает органам власти различных уровней осуществлять в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, включающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в ГК РФ и СК РФ.

В области охраны здоровья для несовершеннолетних предусмотрен целый ряд особых прав:

— диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе РФ, медико-социальная помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ, за счет средств бюджетов всех уровней;

— санитарно-гигиеническое образование, право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

— бесплатная медицинская консультация за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;

— получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 Основ.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.

Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту:

Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на производство независимой медицинской экспертизы в соответствии со статьей 53 Основ, а также на обжалование заключений военно-врачебных комиссий в судебном порядке.

Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством РФ, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и других министерств, государственных комитетов и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (в ред. от 04.12.2007) в ст. 16 провозглашает право военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь и возлагает на командиров обязанность по укреплению и сохранению здоровья военнослужащих. Данная норма приводится в действие созданием благоприятных условий для прохождения военной службы, быта, а также комплексом мер, направленных на повышения уровня безопасности проведения боевых учений, эксплуатации вооружения и боевой техники, используемой при исполнении обязанностей боевой службы. Данные мероприятия проводятся командирами во взаимодействии с органами государственной власти. В п. 2 указанной статьи предусматривается право на бесплатную медицинскую помощь не только для военнослужащих, но и для граждан, проходящих военные сборы, при этом помощь им должна оказываться в специальных военно-медицинских учреждениях, а при их отсутствии и в неотложных ситуациях — в общем порядке в государственных или муниципальных учреждениях системы здравоохранения.

Правительство РФ устанавливает порядок, в соответствии с которым возмещаются расходы на оказание данной медицинской помощи. Законом предусмотрено также, что в понятие бесплатной медицинской помощи включено изготовление и ремонт зубных протезов, обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей военно-медицинских учреждений. Однако следует иметь в виду, что данным понятием не охватывается изготовление зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, что прямо предусмотрено в п. 2 ст. 16 указанного ФЗ.

Права граждан пожилого возраста:

Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, а том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности.

Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Эти возрастные рамки без изменений используются и в иных законодательных актах в области социального обеспечения.

В Федеральном законе от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в понятие «социальное обслуживание» включена совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на: обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания; бесплатную специализированную помощь, в том числе зубопротезную (без использования драгоценных металлов), в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также на бесплатную протезно-ортопедическую помощь; социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию; добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями; медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности и др.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан пожилого возраста и инвалидов в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому только лишь в случаях, если они являются бактерио— или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 г. N 29 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социальнооздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов» устанавливает, что такие центры создаются в целях проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий для продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса.

Выдача путевок (направлений) производится на основании: личного заявления гражданина; документа, удостоверяющего личность гражданина; заключения лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний для помещения в центр; справки о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок и компенсационных выплат, выданной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Путевки (направления) в центр выдаются гражданам на условиях частичной оплаты, размер которой устанавливается учредителем, но который не должен превышать 75 % от размера пенсии с учетом надбавок и компенсационных выплат.

Правом внеочередного получения путевок (направлений) в центр пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территориях других государств, труженики тыла, а также бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, а также супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды, в том числе из числа вынужденных переселенцев.

Противопоказаниями к зачислению граждан в центр являются психические заболевания, хронический алкоголизм, венерические и карантинные инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в учреждениях здравоохранения, а также полная утрата возможности самообслуживания.

Оздоровительные мероприятия в центре проводятся с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения и индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Медицинские процедуры гражданам выполняются только по назначению врачей центра или учреждений здравоохранения.

Граждане, нуждающиеся в стационарном лечении, переводятся в учреждения здравоохранения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, гарантируется целый ряд услуг.

Материально-бытовые услуги включают: предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурнобытового обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания; предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам; содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи; компенсация расходов по проезду на обучение, лечение, консультации.

Услуги по организации питания, быта, досуга включают предоставление рационального питания, в том числе диетического; обеспечение одеждой, обувью, нательным бельем согласно утвержденным нормативам; предоставление постельных принадлежностей; обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскурсии и иное); оказание помощи в написании писем; обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам; обеспечение сохранности личных вещей и ценностей; создание условий для отправления религиозных обрядов.

Предусматриваются также социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги в виде: бесплатной медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебнопрофилактических учреждениях; обеспечения ухода с учетом состояния здоровья; содействия в проведении медико-социальной экспертизы; проведения реабилитационных мероприятий

(медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации; оказания первичной медико-санитарной и стоматологической помощи; организации прохождения диспансеризации; госпитализации нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения, содействия в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях); оказания психологической поддержки, проведения психокоррекционной работы; содействия в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезноортопедической помощи; обеспечения техническими средствами ухода и реабилитации; обеспечения санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию, на дому предоставляются следующие социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги: обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; содействие в проведении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями; содействие в проведении медико-социальной экспертизы; содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации; содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; оказание психологической помощи; содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки; помощь в получении путевок на санаторнокурортное лечение, в том числе льготных; содействие в получении зубопротезной и протезноортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации и др.

Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медикосоциальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезноортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них определяются законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. Органы государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы.

Это интересно:  Образец написания жалобы в департамент здравоохранения 2019 год

Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

Порядок льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения инвалидам войны и другим группам населения в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. «О ветеранах» утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 710.

Кроме того, в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 30 апреля 1996 г. N 614 «О дополнительных мерах по реализации Федерального закона «О ветеранах» ветераны при выходе на пенсию сохраняют право на бесплатное медицинское обслуживание в тех медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены в период работы.

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 694 «О реализации протезноортопедических изделий» определен льготный порядок обеспечения инвалидов протезноортопедическими изделиями. Установлено, что протезно-ортопедические изделия, реализуемые за наличный расчет предприятиями и организациями Минтруда России, отпускаются инвалидам (сверх выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством) со скидкой отпускных цен на 70 %.

ТК РФ в ст. 262 устанавливает право на дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства. Одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет по его письменному заявлению предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Эти дни могут быть использованы одним из родителей, опекуном, попечителем либо разделены ими между собой по собственному усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.

В Постановлении Минтруда РФ N 26, ФСС РФ N 34 от 4 апреля 2000 г. «Об утверждении Разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» оговорено, что четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьмиинвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. Работающий родитель представляет также справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично. В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т. п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки (справка представляется: из органов социальной защиты населения — ежегодно; с места работы другого родителя — при каждом ежемесячном обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней) с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

В случае если один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях, а другой самостоятельно обеспечивает себя работой, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях, при предъявлении им документа (копии), подтверждающего, что другой родитель является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой.

Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, оформляемых по личному заявлению. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.

В случае, если один из родителей не работает (не состоит в трудовых отношениях, в том числе признан в установленном порядке безработным; самостоятельно не обеспечивает себя работой), второму родителю предоставляются два дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет. Два дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются одному из работающих родителей в случае, если им не представлены сведения о другом родителе, предусмотренные п. 2 названного Разъяснения.

Оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом под дневным заработком следует понимать средний дневной заработок, определяемый в порядке, устанавливаемом Минтрудом России для исчисления среднего заработка.

Статья 263 ТК РФ устанавливает право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми. Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до 14 лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка до 14 лет, одинокому отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней.

Помимо указанных прав инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь. Это право закреплено в ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в

Российской Федерации»: инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 «Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» утвержден Перечень заболеваний (активные формы туберкулеза, проказа, ВИЧ-инфекция у детей, состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга и др.), дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.

Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах:

Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья.

Гражданам Российской Федерации, проживающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируется бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.

Гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, гарантируются бесплатное лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реабилитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 указанного Закона компенсации и льготы гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы включают бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), диспансеризацию, бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей), бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением (при наличии медицинских показаний) или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки, бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах транспорта (кроме такси) от места жительства до места лечения, в том числе санаторно-курортного, диспансерного, амбулаторного, клинического обследования, и обратно, внеочередную госпитализацию, а также получение бесплатно страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан РФ со специальной базовой программой с отнесением разницы расходов по реализации специальной базовой программы и базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ на федеральный бюджет.

Для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения ст. 15 указанного Закона предусматривает первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное (при наличии медицинских показаний с выдачей листка нетрудоспособности) или другое оздоровительное учреждение, а в случае невозможности предоставления путевки — денежную компенсацию в размере ее средней стоимости, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, фарфора и металлокерамики), скидку в размере 50 % со стоимости приобретаемых по рецептам врачей лекарств, оказания медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно) и др.

Статья 24 вышеуказанного Закона РФ устанавливает, что граждане, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 г., подлежат бесплатному обязательному медицинскому страхованию со специальной базовой программой, если не оговорено иное, и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.

Организация медицинского и лекарственного обслуживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется по специальной базовой программе обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации. На основе специальной базовой программы разрабатываются утверждаются специальные территориальные программы обязательного медицинского страхования, которые по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой. Медицинские и лекарственные услуги в объеме, установленном специальной базовой программой обязательного медицинского страхования, предоставляются на всей территории Российской Федерации по предъявлении специального страхового медицинского полиса либо удостоверения участника работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статьей 25 указанного Закона предусмотрены дополнительные меры социальной защиты, медицинского обеспечения и оздоровления детей и подростков. Детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детям первого и последующих поколений граждан, родившихся после радиоактивного облучения вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей, гарантируются:

бесплатное санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям в санаторно-курортных учреждениях соответствующего профиля, в том числе в санаториях «Мать и дитя»;

бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), в том числе консультативной;

бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей), средств профилактики и перевязочного материала (по рецептам врачей), а также получение бесплатно страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации со специальной базовой программой;

бесплатный проезд по территории Российской Федерации (туда и обратно) вместе с одним из родителей или заменяющим его лицом до санаторно-курортного учреждения или другого места лечения и медицинской консультации по направлению медицинских учреждений с правом первоочередного приобретения билетов.

Предусмотрено также ежегодное бесплатное оздоровление в оздоровительных лагерях (общего и санаторного типа) и других оздоровительных учреждениях, а в случае невозможности предоставления путевки — получение денежной компенсации в размере ее средней стоимости.

Льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляются также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» пострадавшим гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей) в пределах перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обязательное специальное медицинское наблюдение (диспансеризация) в течение всей жизни, первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение, внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках и др.

Трудовой кодекс РФ в статье 323 устанавливает возможность предоставления оплаты стоимости проезда в пределах РФ для получения медицинских консультаций или лечения для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что должно быть предусмотрено коллективным договором. Оплата может быть предоставлена, если имеется соответствующее медицинское заключение, а также если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту жительства.

Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи:

Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.

Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную помощь, в том числе в родильных домах. В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в возрасте до одного года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом.

Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не допускаются.

В отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, приостанавливается действие договора о добровольном медицинском страховании до окончания срока пребывания в местах лишения свободы.

Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными были разработаны Организацией Объединенных Наций (Женева, 30 августа 1955 г.).

Согласно этим Правилам, все заведения должны иметь в своем распоряжении по крайней мере одного квалифицированного медицинского работника, имеющего познания в области психиатрии. Больных заключенных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или же в гражданские больницы. Тюремные больницы должны располагать оборудованием, установками и лекарствами, необходимыми для должного медицинского ухода за больными и для их лечения, а также достаточно квалифицированным персоналом. Каждый заключенный должен иметь возможность прибегать к услугам квалифицированного зубного врача.

Женские заведения должны располагать особыми помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами. По возможности необходимо заботиться о том, чтобы роды происходили не в тюремном, а в гражданском госпитале. Если же ребенок рождается в тюрьме, то об этом обстоятельстве не следует упоминать в метрическом свидетельстве. Там, где заключенным матерям разрешается оставлять младенцев при себе, нужно предусматривать создание яслей.

Каждого заключенного следует подвергать медицинскому осмотру при его принятии и затем по мере надобности с тем, чтобы устанавливать, не болен ли он физически или умственно; принимать необходимые меры; изолировать заключенных, о которых можно предположить, что они страдают какой-либо инфекционной или заразной болезнью; выявлять физические или умственные недостатки, могущие воспрепятствовать их перевоспитанию, и определять, какова их физическая способность к труду.

О физическом и психическом здоровье заключенных обязан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, всех, кто жалуется на болезнь, а также тех, на кого было обращено его особое внимание. Врач обязан регулярно осуществлять инспекцию и докладывать директору по следующим вопросам: количество, качество, приготовление и условия раздачи пищи; гигиена и чистота заведения и содержащихся в нем лиц; санитария, отопление, освещение и вентиляция в заведении; пригодность и чистота одежды и спальных принадлежностей заключенных; соблюдение правил, касающихся физкультуры и спорта в случаях, когда эта работа не возлагается на специализированный персонал.

Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31 декабря 1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» утверждена Инструкция о порядке медикосанитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел. Согласно Инструкции медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль над выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Лица, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой специализированной медицинской помощью соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, studfiles.net, www.e-reading.club.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector