+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Права детей в сфере охраны здоровья 2019 год

В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

  • 1) прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 363н (ред. от 13.05.2016) Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2012 N 24308), установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • 3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
  • 4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке Приказ Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 343н «Об утверждении Порядка содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2012 N 24638), установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Права несовершеннолетних в области охраны здоровья

    Варвара Ардабьева 2 лет назад Просмотров:

1 Права несовершеннолетних в области охраны здоровья Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей и гарантирует обеспечение прав и законных интересов ребенка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Дети — граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. Несовершеннолетние граждане Российской Федерации имеют определенные права в области охраны здоровья. Большинство этих прав закреплено в Федеральном законе от N 323-ФЗ (ред. от ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Есть также права, закрепленные в других законодательных актах Российской Федерации. В соответствии со статьей 54 Федерального закона от N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние имеют право на: 1) прохождение медицинских осмотров, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; 4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2 Перечень основных прав пациента в области охраны здоровья Основные права пациента закреплены в статье 19 Федерального закона от N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Пациент имеет право на: 1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 3) получение консультаций врачей-специалистов; 4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; 6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях; 7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; 10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; 11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации. Право граждан на информацию о состоянии здоровья Это право закреплено в статье 22 Федерального закона от N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьих лиц. В отношении несовершеннолетних в возрасте старше пятнадцати лет или больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте старше шестнадцати лет информация о состоянии здоровья предоставляется родителям или иным законным представителям. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства В соответствии со статьей 20 Федерального закона от N 323-ФЗ «Об

3 основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина (или его законного представителя), который был соответствующим образом информирован, то есть получил сведения о состоянии своего здоровья, включая информацию о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет могут самостоятельно давать информированное согласие на медицинское вмешательство или отказываться от него. Согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних младше 15 лет дают их законные представители. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ должен быть оформлен записью в медицинской документации и подписан гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. При отказе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц. Право требовать сохранения врачебной тайны Основным положением, регулирующим вопросы врачебной тайны, является статья 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна гарантироваться конфиденциальность передаваемых им сведений. Для передачи сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента и в иных целях, требуется согласие гражданина или его законного представителя. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме следующих случаев: в целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия, а также суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; в целях осуществления контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;

4 в случае оказания помощи несовершеннолетнему для информирования его родителей или законных представителей; при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий; в целях проведения военно-врачебной экспертизы в установленном порядке; в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; при обмене информацией медицинскими организациями в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных; в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования; в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Право на бесплатную медицинскую помощь Право на бесплатную медицинскую помощь закреплено в статье 19 Федерального закона от N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Объем бесплатной медицинской помощи определяется «Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», которая ежегодно утверждается постановлением правительства. Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 г. N 545 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов В рамках данной Программы бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи: 1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; 2) скорая, в том числе скорая специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; 3) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях. В целом законодательство предусматривает следующие виды медицинской помощи: Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, а также медицинскую профилактику (например, прививки, профилактические осмотры, диспансерное наблюдение здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями), а также проведение других мероприятий;

Это интересно:  Приказ департамента охраны здоровья населения кемеровской области 2019 год

5 Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи; Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий; Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения; Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям, например при острых заболеваниях или обострениях хронических болезней. Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями. При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Алгоритм льготного лекарственного обеспечения пациентов в Республике Коми 1. Обеспечение пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, препаратами и изделиями медицинского назначения осуществляется в рамках реализации Федерального закона от г. 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (по инвалидности) и постановления Правительства Российской Федерации от г. 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (по соответствующей категории заболеваний) по заявкам медицинских организаций, которые, в свою очередь, формируются в пределах выделяемого финансирования. 2. При наличии у пациента права на льготное лекарственное обеспечение и соответствующих показаний ему оформляются бесплатные рецепты. 3. С выписанным рецептом пациенту необходимо обратиться в аптечное учреждение по месту жительства для получения назначенных препаратов. 4. В случае отсутствия назначенного препарата в аптеке на момент обращения пациента, рецепт в обязательном порядке необходимо поставить «на контроль» (для

6 отсроченного обслуживания), о чем делается отметка в соответствующем журнале. Кроме прочего, пациенту необходимо будет указать свой контактный номер телефона для связи. При поступлении препарата пациент по телефону будет проинформирован сотрудником аптечной организации и приглашен для обеспечения. 5. В случае возникновения затруднений в получении необходимой медицинской продукции пациентам следует обращаться к руководству аптечной организации или заместителю главного врача по медицинской части медицинского учреждения. Право находиться с ребенком В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается». Требования о внесении какой-либо платы, а также установление иных условий для реализации данного права являются незаконными. При осуществлении ухода за больным ребенком может выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности. Как можно обжаловать действия врача или медсестры? С жалобой на действия медицинских работников можно обратиться как к их непосредственному начальству, так и в специальные надзорные органы. В крайних случаях гражданин также может обратиться в правоохранительные органы (полицию и прокуратуру) и в суд для защиты своих прав. В зависимости от ситуации вы можете обратиться в следующие органы и к следующим лицам: главный врач лечебно-профилактического заведения; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Обратиться туда можно с письмом, лично записавшись на прием или отправив сообщение на сайте службы; органы здравоохранения исполнительных органов власти субъекта Федерации, где находится лечебно-профилактическое учреждение; органы здравоохранения органов местного самоуправления с жалобами на деятельность муниципальных учреждений; полиция в экстренной ситуации можно набрать 02; прокуратура (прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека). Мы рекомендуем обращаться во все органы в письменном виде и оставлять себе копии ваших обращений с отметкой соответствующего органа о получении (если вы обращаетесь по почте, сохраните почтовые документы об отправлении). Это важно, так как большинство органов обязаны ответить на ваш запрос в течение определенного срока.

Права детей в сфере охраны здоровья

Права детей в сфере охраны здоровья.

Еще в 1959 г., в Декларации прав ребенка было принято «во внимание, что ребенок в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе». И потому название темы: «Право на охрану здоровья как естественное право ребенка» является закономерным.

Основополагающим нормативным актом, признающим ребенка субъектом права, является Конвенция о правах ребенка – единственный закон, который признали 200 стран мира и единственный закон ООН, который был принят безоговорочно в течение 2 минут.

Статья 6 Конвенции о правах ребенка провозглашает «Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» и «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».

Статья 24 Конвенции нормативно закрепляет право ребенка на здравоохранение и медицинское обслуживание с утробы матери и до исполнения им 18 лет: «Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными условиями системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранении».

Права детей на охрану здоровья гарантируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан также закрепляются права несовершеннолетних на охрану здоровья

В отличие от ранее действовавших Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее — Основы) в новом Законе гораздо больше внимания уделено правам детей как особой группы населения. Отметим, что наряду с понятием «несовершеннолетние», которое использовалось в Основах, в Законе об охране здоровья применяется понятие «дети», что, по нашему мнению, наиболее соответствует Конвенции ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 01.01.2001, вступила в силу для СССР 15.09.1990; далее — Конвенция).

Впервые в истории российского медицинского права приоритет охраны здоровья детей назван одним из основных принципов охраны здоровья (п. 3 ст. 4 Закона об охране здоровья). Означенный принцип раскрывается в ст. 7 Закона. Согласно п. 1 указанной статьи государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей возложена на родителей в рамках реализации ими родительских прав по воспитанию. При этом особо подчеркивается, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельности государства и предметом особой заботы семьи.

Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Закона об охране здоровья). Интересно, что в приведенной норме Закона говорится именно об особой охране самих детей, а не их прав в сфере здравоохранения. Данная норма созвучна положениям преамбул Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.2001) и Конвенции. В первой говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», во второй о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь».

Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельности государства и предметом особой заботы семьи.

Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Закона об охране здоровья). Интересно, что в приведенной норме Закона говорится именно об особой охране самих детей, а не их прав в сфере здравоохранения. Данная норма созвучна положениям преамбул Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.2001) и Конвенции. В первой говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», во второй о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь».

Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельности государства и предметом особой заботы семьи.

Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Закона об охране здоровья). Интересно, что в приведенной норме Закона говорится именно об особой охране самих детей, а не их прав в сфере здравоохранения. Данная норма созвучна положениям преамбул Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.2001) и Конвенции. В первой говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», во второй о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь».

По новому Закону медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья (п. 3 ст. 7 Закона об охране здоровья). Данная норма развивает положение Федерального закона -ФЗ (в ред. от 01.01.2001) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» о том, что обеспечение прав детей на охрану здоровья гарантируется государством.

Согласно ст. 10 Закона в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь детям оказывается бесплатно. Мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи предусматривают профилактику заболевания, медицинскую диагностику и лечебно-оздоровительную работу, в т. ч. диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

1. скорая медицинская помощь, при: — состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;

2. амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятии по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:

o первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;

o консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;

o консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;

Это интересно:  Профилактика в охране здоровья населения 2019 год

o прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);

o профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;

o целевые медицинские осмотры;

o диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;

3. стационарная помощь при:

o острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;

o инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

o плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т. ч. в детских и специализированных санаториях);

4. помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:

· ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;

· проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Принцип приоритета охраны здоровья детей находит практическое выражение в сформулированных Законом задачах органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья детей.

Перечисленные органы в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (п. 4 ст. 7 Закона об охране здоровья).

Кроме того, органы государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в т. ч. детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья (п. 5 ст. 7 Закона об охране здоровья).

Закон об охране здоровья предусматривает участие юного пациента в решении вопроса о необходимости медицинского вмешательства. По общему правилу несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет (несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет) имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него (п. 2 ст. 54). В исключительных случаях, установленных законом, такое согласие дает один из родителей или иной законный представитель. Оно требуется:
— если лицо не достигло возраста, установленного ч. 2 ст. 54 Закона об охране здоровья;
— если лицо признано недееспособным в установленном законом порядке и по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
— если речь идет о несовершеннолетнем больном наркоманией при оказании ему наркологической помощи или медицинском освидетельствовании в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) (п. 2 ст. 20 Закона об охране здоровья).

При определенных обстоятельствах законом допускается медицинское вмешательство без согласия одного из родителей или иного законного представителя. Такое вмешательство возможно:
— если оно необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни несовершеннолетнего и если отсутствуют законные представители;
— в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также страдающих тяжелыми психическими расстройствами или совершивших общественно опасные деяния (преступления).

Особенность реализации прав детей в сфере охраны здоровья состоит в том, что реализация ряда важных прав осуществляется их законными представителями. Одним из таких прав является право на получение информации о состоянии здоровья (ст. 22 Закона об охране здоровья). В отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет (больных наркоманией — 16 лет), данным правом обладают их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Перечисленным лицам должна предоставляться информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, как то: сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи(п.1ст.22).
При этом законный представитель несовершеннолетнего пациента имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья подопечного, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (п. 4 ст. 22). Кроме того, у законного представителя есть право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.5ст.22).

Право на получение информации о состоянии здоровья своего ребенка принадлежит любому родителю, не лишенному родительских прав и не ограниченному в этих правах, независимо от того, проживает ли ребенок с обоими родителями или с одним из них.

Данное право основано на принципе равенства прав обоих родителей (п. 1 ст. 61 СК РФ), в соответствии с которым родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет те же права, что и родитель, с которым проживает ребенок, включая право на получение информации о ребенке из любых учреждений, в т. ч. лечебных (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Помимо этого, отдельно живущий родитель вправе общаться с ребенком в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации, включая нахождение ребенка в лечебном учреждении, о чем будет сказано далее. Необходимость обеспечения перечисленных прав продиктована, прежде всего, интересами ребенка: чтобы родитель, проживающий отдельно от ребенка, мог полноценно участвовать в его жизни и заботиться о нем.

Вместе с тем положение Закона об охране здоровья о праве законных представителей несовершеннолетних на получение информации об их здоровье вызывает ряд вопросов.

Если следовать букве нового Закона, а именно п. 2 ст. 22, то получается, что родилетнего подростка лишен права на получение информации о состоянии его здоровья. Более того, по достижении 15 лет ребенок вправе самостоятельно определять, кому следует предоставить право на получение такой информации. Однако законодатель не учел, что родительские права, к числу которых относится и право на получение информации о здоровье ребенка, сохраняют силу до достижения детьми возраста 18 лет (совершеннолетия). Исключение составляет вступление несовершеннолетних детей в брак и иные установленные законом случаи приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (п. 2 ст. 61 СК РФ), когда родительские права прекращаются раньше. Во всех остальных случаях родители вплоть до достижения детьми 18 лет обязаны заботиться об их здоровье, а следовательно, и иметь право на получение информации о здоровье ребенка. Однако норма Закона об охране здоровья (как и предшествующая ей норма Основ) противоречит положению Семейного кодекса РФ.

Представляется, что такая ситуация не только нарушает права родителей, но, прежде всего, не соответствует интересам детей. Вовремя полученная и осмысленная родителем достоверная информация о здоровье своего ребенка поможет ему принять решение относительно дальнейшего лечения (или отказа от него).

Напротив, ребенок даже при условии получения информации о своем здоровье чаще всего по объективным причинам (недостаток жизненного опыта, боязнь брать на себя ответственность) не в состоянии адекватно оценить ситуацию. В связи с этим полагаем, что возрастная граница должна быть пересмотрена и приведена в соответствие с СК РФ.

Право на получение информации о состоянии здоровья ребенка должно быть предоставлено его родителям (законным представителям) до достижения ребенком возраста 18 лет.

Еще одно право, в интересах ребенка реализуемое его родителями, — это право родителя (в т. ч. проживающего отдельно) на общение с ребенком в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации, включая его нахождение в лечебном учреждении (п.2 ст.55 СКРФ).

Следует уточнить, что в СК РФ не раскрыто понятие экстремальной ситуации. Вместе с тем в СК РФ дан примерный перечень таких ситуаций, к которым относится и нахождение ребенка в лечебном учреждении. В этих условиях возрастает риск причинения ребенку морального и физического вреда, в связи с чем ему необходимо предоставить возможность общаться с близкими людьми, прежде всего с родителями. Право на общение подразумевает не только личный контакт, но и общение при помощи средств связи, например по телефону. Ограничение этого права ребенка возможно только при наличии существенных причин (например, опасность для ребенка со стороны родственников).

В целях обеспечения права на защиту и права на общение при нахождении ребенка в лечебном учреждении одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка (п. 3 ст. 51 Закона об охране здоровья).

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний, плата за создание условий пребывания в стационаре, в т. ч. за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается (п. 3 ст. 51 Закона об охране здоровья). Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

Согласно ст. 18 Федерального закона -ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» родителям и лицам, их заменяющим, разрешается совместное пребывание с ВИЧ-инфицированными детьми в возрасте до 15 лет.

Особое внимание в новом Законе уделено вопросу о донорстве органов и тканей человека и их трансплантации (пересадке).

Согласно ст. 47 изъятие органов и тканей для трансплантации не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) (п. 3).

Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека разрешена при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего реципиента, данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5).

В случае смерти несовершеннолетнего лица изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей (п. 8).

В ст.51 Закона РФ «Об образовании» устанавливаются требования об охране здоровья обучающихся и воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий должны быть согласованы с органами здравоохранения.

Таким образом, действующим российским законодательством регулируются различные аспекты прав детей в сфере охраны здоровья. Важно, чтобы существующие правовые нормы применялись на практике должным образом, а обнаруженные в законодательстве пробелы своевременно устранялись. Это и будет означать приоритет охраны здоровья детей в государстве.

Права детей в сфере охраны здоровья: новое в законодательстве

Статьи по теме

В отличие от ранее действовавших Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее — Основы) в новом Законе гораздо больше внимания уделено правам детей как особой группы населения. Отметим, что наряду с понятием «несовершеннолетние», которое использовалось в Основах, в Законе об охране здоровья применяется понятие «дети», что, по нашему мнению, наиболее соответствует Конвенции ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990; далее — Конвенция).

Впервые в истории российского медицинского права приоритет охраны здоровья детей назван одним из основных принципов охраны здоровья (п. 3 ст. 4 Закона об охране здоровья). Означенный принцип раскрывается в ст. 7 Закона. Согласно п. 1 указанной статьи государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей возложена на родителей в рамках реализации ими родительских прав по воспитанию. При этом особо подчеркивается, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Это интересно:  Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья определен 2019 год

Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельности государства и предметом особой заботы семьи.

Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Закона об охране здоровья). Интересно, что в приведенной норме Закона говорится именно об особой охране самих детей, а не их прав в сфере здравоохранения. Данная норма созвучна положениям преамбул Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959) и Конвенции. В первой говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», во второй о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь».

По новому Закону медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья (п. 3 ст. 7 Закона об охране здоровья). Данная норма развивает положение Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» о том, что обеспечение прав детей на охрану здоровья гарантируется государством. Согласно ст. 10 Закона в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь детям оказывается бесплатно. Мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи предусматривают профилактику заболевания, медицинскую диагностику и лечебно-оздоровительную работу, в т. ч. диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Принцип приоритета охраны здоровья детей находит практическое выражение в сформулированных Законом задачах органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья детей. Перечисленные органы в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (п. 4 ст. 7 Закона об охране здоровья).

Кроме того, органы государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские органи зации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребы- вания в них детей, в т. ч. детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья (п. 5 ст. 7 Закона об охране здоровья).

Закон об охране здоровья предусматривает участие юного пациента в решении вопроса о необходимости медицинского вмешательства. По общему правилу несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет (несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет) имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него (п. 2 ст. 54). В исключительных случаях, установленных законом, такое согласие дает один из родителей или иной законный представитель. Оно требуется:
— если лицо не достигло возраста, установленного ч. 2 ст. 54 Закона об охране здоровья;
— если лицо признано недееспособным в установленном законом порядке и по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
— если речь идет о несовершеннолетнем больном наркоманией при оказании ему наркологической помощи или медицинском освидетельствовании в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) (п. 2 ст. 20 Закона об охране здоровья).

При определенных обстоятельствах законом допускается медицинское вмешательство без согласия одного из родителей или иного законного представителя. Такое вмешательство возможно:
— если оно необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни несовершеннолетнего и если отсутствуют законные представители;
— в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также страдающих тяжелыми психическими расстройствами или совершивших общественно опасные деяния (преступления).

Особенность реализации прав детей в сфере охраны здоровья состоит в том, что реализация ряда важных прав осуществляется их законными представителями. Одним из таких прав является право на получение информации о состоянии здоровья (ст. 22 Закона об охране здоровья). В отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет (больных наркоманией — 16 лет), данным правом обладают их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Перечисленным лицам должна предоставляться информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, как то: сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи (п. 1 ст. 22).

При этом законный представитель несовершеннолетнего пациента имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья подопечного, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (п. 4 ст. 22). Кроме того, у законного представителя есть право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 22).

Право на получение информации о состоянии здоровья своего ребенка принадлежит любому родителю, не лишенному родительских прав и не ограниченному в этих правах, независимо от того, проживает ли ребенок с обоими родителями или с одним из них. Данное право основано на принципе равенства прав обоих родителей (п. 1 ст. 61 СК РФ), в соответствии с которым родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет те же права, что и родитель, с которым проживает ребенок, включая право на получение информации о ребенке из любых учреждений, в т. ч. лечебных (п. 4 ст. 66 СК РФ). Помимо этого, отдельно живущий родитель вправе общаться с ребенком в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации, включая нахождение ребенка в лечебном учреждении, о чем будет сказано далее. Необходимость обеспечения перечисленных прав продиктована, прежде всего, интересами ребенка: чтобы родитель, проживающий отдельно от ребенка, мог полноценно участвовать в его жизни и заботиться о нем.

Вместе с тем положение Закона об охране здоровья о праве законных представителей несовершеннолетних на получение информации об их здоровье вызывает ряд вопросов.

Если следовать букве нового Закона, а именно п. 2 ст. 22, то получается, что родитель 15-летнего подростка лишен права на получение информации о состоянии его здоровья. Более того, по достижении 15 лет ребенок вправе самостоятельно определять, кому следует предоставить право на получение такой информации. Однако законодатель не учел, что родительские права, к числу которых относится и право на получение информации о здоровье ребенка, сохраняют силу до достижения детьми возраста 18 лет (совершеннолетия). Исключение составляет вступление несовершеннолетних детей в брак и иные установленные законом случаи приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (п. 2 ст. 61 СК РФ), когда родительские права прекращаются раньше. Во всех остальных случаях родители вплоть до достижения детьми 18 лет обязаны заботиться об их здоровье, а следовательно, и иметь право на получение информации о здоровье ребенка. Однако норма Закона об охране здоровья (как и предшествующая ей норма Основ) противоречит положению Семейного кодекса РФ.

Представляется, что такая ситуация не только нарушает права родителей, но, прежде всего, не соответствует интересам детей. Вовремя полученная и осмысленная родителем достоверная информация о здоровье своего ребенка поможет ему принять решение относительно дальнейшего лечения (или отказа от него). Напротив, ребенок даже при условии получения информации о своем здоровье чаще всего по объективным причинам (недостаток жизненного опыта, боязнь брать на себя ответственность) не в состоянии адекватно оценить ситуацию. В связи с этим полагаем, что возрастная граница должна быть пересмотрена и приведена в соответствие с СК РФ. Право на получение информации о состоянии здоровья ребенка должно быть предоставлено его родителям (законным представителям) до достижения ребенком возраста 18 лет.

Еще одно право, в интересах ребенка реализуемое его родителями, — это право родителя (в т. ч. проживающего отдельно) на общение с ребенком в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации, включая его нахождение в лечебном учреждении (п. 2 ст. 55 СК РФ).

Следует уточнить, что в СК РФ не раскрыто понятие экстремальной ситуации. Вместе с тем в СК РФ дан примерный перечень таких ситуаций, к которым относится и нахождение ребенка в лечебном учреждении. В этих условиях возрастает риск причинения ребенку морального и физического вреда, в связи с чем ему необходимо предоставить возможность общаться с близкими людьми, прежде всего с родителями. Право на общение подразумевает не только личный контакт, но и общение при помощи средств связи, например по телефону. Ограничение этого права ребенка возможно только при наличии существенных причин (например, опасность для ребенка со стороны родственников).

В целях обеспечения права на защиту и права на общение при нахождении ребенка в лечебном учреждении одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка (п. 3 ст. 51 Закона об охране здоровья).

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний, плата за создание условий пребывания в стационаре, в т. ч. за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается (п. 3 ст. 51 Закона об охране здоровья). Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» родителям и лицам, их заменяющим, разрешается совместное пребывание с ВИЧ-инфицированными детьми в возрасте до 15 лет.

Особое внимание в новом Законе уделено вопросу о донорстве органов и тканей человека и их трансплантации (пересадке). Согласно ст. 47 изъятие органов и тканей для трансплантации не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) (п. 3). Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека разрешена при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего реципиента, данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5).

В случае смерти несовершеннолетнего лица изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей (п. 8).

Таким образом, действующим российским законодательством регулируются различные аспекты прав детей в сфере охраны здоровья. Важно, чтобы существующие правовые нормы применялись на практике должным образом, а обнаруженные в законодательстве пробелы своевременно устранялись. Это и будет означать приоритет охраны здоровья детей в государстве.

Статья написана по материалам сайтов: docplayer.ru, pandia.ru, www.zdrav.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector