+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Политика рф в области охраны здоровья ребенка 2019 год

Медицинское право», 2008, N 1

В рамках настоящего исследования государственная политика в области охраны здоровья детей рассматривается как законодательно закрепленный правовой механизм, обеспечивающий целенаправленную регуляцию общественных отношений для достижения полного осуществления права каждого ребенка на охрану здоровья. Выработка данного направления государственной политики предусмотрена в Постановлении XIV (77) сессии Общего собрания Российской академии медицинских наук «Научные основы охраны здоровья детей» (9-11 декабря 2004 г.) и является актуальной научной задачей.

По результатам изучения более ста нормативных правовых актов (законы, указы и распоряжения Президента РФ, акты Правительства РФ, акты министерств и ведомств), охватывающих вопросы охраны здоровья детей, было выделено 17 актов, в которых государственная политика определена в качестве механизма регуляции отношений в интересах детства.

Группировка указанных актов по способу реализации их вклада в формирование правовых основ государственной политики в области охраны здоровья детей позволила предложить следующую типологию, состоящую из четырех блоков (таблица).

Ниже приведены основные характеристики каждой группы элементов представленной типологии.

1. Охрана здоровья детей как самостоятельное направление государственной политики

В нормативных правовых актах задача выработки государственной политики в области охраны здоровья детей (в качестве самостоятельного направления государственной политики) впервые была обозначена в Приказе Минздрава России и РАМН от 24 октября 2003 г. N 506/92. В этом акте, также впервые, данное направление государственной политики представлено как объект специального научного исследования.

В дальнейшем это положение было закреплено в решении Коллегии Минздрава России от 16 февраля 2005 г. «О проекте Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 года и Плане мероприятий по ее реализации», в п. 1 которого установлено: «Считать охрану здоровья детей в Российской Федерации одним из направлений государственной политики». В решении Коллегии сформулирована цель указанного направления, заключающаяся в сохранении и улучшении здоровья детей, снижении заболеваемости, инвалидности, смертности, повышении качества и доступности медицинской помощи, социального обеспечения детей и образования, повышении уровня социальной адаптации и интеграции в современное общество детей с проблемами в состоянии здоровья, детей-инвалидов.

Основной особенностью указанных актов является то, что государственная политика в области охраны здоровья детей рассматривается как результат взаимодействия трех сфер деятельности: здравоохранения, обеспечения прав ребенка и политики как функции власти. Такой синтез — непроизвольная импликация. Он отражает реальный процесс интеграции указанных макроэлементов общественной системы, результатом которого должно стать перенесение центра тяжести решений проблем охраны здоровья детей с секторального здравоохранительного на общегосударственный уровень путем целенаправленной мобилизации главного ресурса государства — его монополии на правовую регуляцию общественных отношений в интересах детства.

2. Вопросы охраны детского здоровья в структуре государственной политики в интересах детей

В начале 90-х годов недостаточная эффективность системы правовой защиты детей была связана с тем, что в Российской Федерации отсутствовала единая государственная политика, направленная на комплексное решение всех проблем, связанных с детством. В дальнейшем этот пробел в определенной мере был восполнен принятием Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в котором охрана здоровья детей зафиксирована в качестве одного из основных компонентов государственной политики в интересах детей.

Необходимо отметить, что данный Закон по ряду его положений подвергался обоснованной критике специалистов. В частности, Закон не обеспечивал реализацию той нормы Конвенции о правах ребенка, которая ориентировала на максимальные усилия общества по обеспечению благосостояния детей (ст.ст. 4, 6, 9, 18, 23, 24 и др.), и устанавливал, что в Российской Федерации государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов (ст. 8), в том числе по бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания. И хотя с 1 января 2005 г. ст. 8 Закона утратила силу, тенденция минимизации затрат на цели охраны здоровья детей остается реальностью. Несмотря на указанный и ряд других пробелов в регуляции отношений, Закон является главной правовой основой выработки государственной политики в области охраны здоровья детей.

Приведенные данные показывают, что вопросы охраны здоровья детей являются неотъемлемым компонентом нормативных правовых актов высшего уровня (федеральный закон, постановление Правительства РФ), обеспечивающих права ребенка в России методами государственной политики. Вместе с тем в указанных актах в силу их всеобъемлющего характера конкретные механизмы осуществления прав детей на охрану здоровья указанными методами не зафиксированы, что актуализирует задачу выработки специального здравоохранительного направления государственной политики в интересах детей.

3. Охрана здоровья детей в структуре государственной политики в области здравоохранения

Нормативные правовые акты, входящие в третий блок представленной типологии, формируют правовые основы государственной политики в области охраны здоровья детей опосредованно. Данная их функция осуществляется в форме родовидовых отношений в иерархии: «государственная политика в области здравоохранения — государственная политика в области охраны здоровья детей». Таким образом, первый элемент этой системы охватывает второй, и правовые основы первого являются правовыми основами второго.

В последующий период «финансовый» элемент государственной политики был дополнен положениями ряда других актов. Так, были регламентированы полномочия РФ в регуляции отношений в сфере здравоохранения, заключающиеся в установлении основ государственной политики в области охраны здоровья граждан, определении основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведении в Российской Федерации государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза, разработке и проведении в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

В трех из десяти нормативных правовых актов, включенных в третий блок представленной выше типологии, закреплено положение о том, что данные акты имеют статус правовых основ государственной политики по решению конкретных вопросов здравоохранения. Именно таким образом установлены правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности [19], правовые основы государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза.

В двух законах в отличие от остальных содержится отдельная статья, в которой в той или иной мере детализировано содержание соответствующих направлений государственной политики.

В ст. 4 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» государственная политика в области иммунопрофилактики раскрывается в понятиях доступности и бесплатности для граждан, социальной поддержки в случае поствакцинальных осложнений, программной деятельности, использования эффективных иммунобиологических препаратов, осуществления государственного контроля их качества, эффективности и безопасности, поддержки научных исследований, обеспечения современного уровня производства, поддержки отечественных производителей, подготовки кадров, применения методов статистической обработки данных, информационного обеспечения, международного сотрудничества, функции органов исполнительной власти.

В Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 4) закреплено, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ включает государственную монополию, лицензирование всех видов деятельности, координацию деятельности, приоритетность мер профилактики, антинаркотическую пропаганду, государственную поддержку научных исследований, привлечение негосударственных организаций, международное сотрудничество.

Существенным результатом анализа представленного блока нормативных правовых актов является полученное знание о системном взаимодействии различных здравоохранительных направлений государственной политики, а также представления об их внутренней структуре (финансирование, приоритеты, принципы, институциональные и другие меры). Полученные таким образом данные представляют интерес с точки зрения их использования при формировании основных направлений государственной политики в области охраны здоровья детей.

4. Отражение вопросов охраны здоровья детей в нездравоохранительных секторах государственной политики

Как показало исследование, отсутствие в настоящее время законодательно закрепленной государственной политики в области охраны здоровья детей в определенной мере вынужденно компенсируется наличием отдельных норм, охватывающих вопросы детства, в других (нездравоохранительных) направлениях государственной политики.

Так, в Основных направлениях государственной семейной политики (1996 г.) установлено право детей на бесплатную медицинскую помощь (п. 20).

В Федеральной программе развития образования, являющейся организационной основой государственной политики РФ в области образования, содержится значительный объем мер по охране здоровья детей, среди которых: создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья; научно-методическое обеспечение начального профессионального образования и профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений и т.д.

Вопросы регулирования охраны здоровья несовершеннолетних в процессе трудовой деятельности занимают заметное место в Трудовом кодексе. Не ставя задачу общей характеристики указанного нормативного правового акта, необходимо обратить внимание на то его положение, согласно которому установление «основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений» и «иных непосредственно связанных с ними отношений» относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6). Исходя из этой нормы, следует логичный вывод: наличие законодательно закрепленной в Трудовом кодексе государственной политики в сфере трудовых отношений предусматривает взаимодействие с равным по статусу (т.е. законодательно закрепленным) непосредственно связанным с ней направлением государственной политики в области охраны здоровья несовершеннолетних и реально инициирует ее создание. Этот вывод подтверждается содержащейся в ст. 210 Трудового кодекса нормой, согласно которой среди основных направлений государственной политики в области охраны труда первым в перечне этих направлений указано обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, в том числе несовершеннолетних. Иначе говоря, Трудовой кодекс, в пределах своего правового поля, активно взаимодействует с правовой сферой охраны здоровья детей и актуализирует повышение ее статуса до уровня объекта государственной политики.

Это интересно:  Пример жалобы в департамент здравоохранения 2019 год

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в федеральных нормативных правовых актах содержится необходимый объем норм, являющихся правовой основой не только для выработки, но и законодательного закрепления государственной политики в области охраны здоровья детей.

Вместе с тем, по нашим оценкам, решению этой задачи должно способствовать повышение значения сферы охраны здоровья детей во всем объеме государственной деятельности.

Для наиболее полного осуществления обязательств государства по решению проблем детства необходимо законодательно придать обеспечению прав детей на охрану здоровья высокий статус целевого ориентира социально-экономического развития Российской Федерации. Достижению этой цели будет способствовать внесение дополнения в п. 8 ст. 4 Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», согласно которому государственная политика в области охраны здоровья детей закрепляется в качестве постоянного раздела программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

83.Охрана здоровья детей и подростков в законодательных актах рф.

21 ноября 2011 года N 323-ФЗ ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 7 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного документа).

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

84.Направления работы отделения гигиенического воспитания, обучения и ат­тестации фгуз « Центр гигиены и эпидемиологии».

85.Гигиенические требования к одежде для детей и подростков.

Детская одежда и обувьОдежда служит человеку для зашиты от неблагоприятных воздейс­твий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механическихарврежленкй и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела сашегся ^р^сственный полодежный мнкрооиюг. значительно ашчшяяйся

климата внешней среды. Температура его колеблется от 28 jao34 относите л ьна я влажность составляет 20—40%. скорость движения воз­ила очень незначительна, содержание углекислоты колеблется в преде- ^ 0,006—0.097%. Создавая полодежный микроклимат, одежда сущес­твенно снижает тепдопотери организма. способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию рди. обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Защитные свойства одежды особенно важны для детей, так как:

в детском возрасте механизмы терморегуляции весьма несовер­шенны. переохлаждение и перегревание организма могут привес­ти к нарушениям в состоянии здоровья:

дети отличаются большой двигательной активностью, при кото­рой уровень теплопродукции возрастает в 2—4раза:

кожа детей нежна и легкоранима;

кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных про­цессах организма, чем у взрослых.

Одежда детей по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анапго- мо-фнзиологическим особенностям, виду деятельности и метеороло­гическим условиям; не препятствовать быстрому и легкому надеванию в снятию, способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка.

При оценке детской одежды санитарно-гигиенической экспертизе подлежат ткани, используемые для ее изготовления* пакеты тканей — комплекты размером 1 м : , состоящие из верхнего покровного слоя, теплозащитного слоя и полкладки, а также готовые изделия.

Ваюкнау из которых изготавливаются ткани, могут быть натураль­ными (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные), искус­ственными или еннтетическимн. Нити, производимые из волокон, шва ют кручеными и плотными или рыхлыми и пушистыми. По структуре ткани подразделяются на тканые и трикотаж но-вязаные.

Использование тех или иных тканей для производства детской одежды связано с их физико-гигиеническими показателями: толщи­ной, массой, объемной массой, пористостью» воздухо- и паропрони- иаемостью, гигроскопичностью, влагоемкостыо, гндро- и липофидь- иостью, а также теплопроводностью. Эти свойства в значительной иере определяются структурой ткани, количеством и размером пор, заполненных воздухом.Таииина тканей измеряется в миллиметрах и непосредственно влияет на теплозащитные свойства ткани. В материалах, имеющих большую толщину* содержится больше воздуха, который обладает очень низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще мате­риал* тем он теплее (например, батист — 0,1 мм, драп — 5 мм, нату­ральный мех — 30—50 мм).

Объемном масса — масса 1 см 3 ткани в граммах, которая определяет соотношение плотных веществ и воздуха в ткани. Чем этот показатель меньше, тем лете ткань, лаже если она имеет значительную толщину. Объемная масса является также критерием теплозащитных свойств ткани при одной и той же толщине. Материал с меньшей объемной массой более теплый (например, шерстяной трикотаж —. 0,07 г/см 3 , брезент — 0,6— 0,7 г/см 3 )-

Пористость определяется отношением объема пор к общему объему данного материала, выраженным в процентах, и непосредственно свя­зана с объемной массой. Пористость материала определяет тепловые его свойства (например, драп: диагональ 50%, шерстяной трикотаж — 93—95%. ватин полушерстяной — 97%, вата хлопчатобумажная — 99%, ватилин хлопчатобумажный — 99%).

Всг&ухопрошшаемость измеряется в кубических дециметрах (дм 3 ) и означает способность материалов пропускать воздух через 1 м 2 в секунду путем фильтрации через поры. Ткань, используемая для разной одежды, должна обладать различной воздухопроницаемос­тью. Так, например, поверхностный слой зимней и осенней одежды должен иметь низкую воздухопроницаемость в целях защиты от холодного воздуха. Летняя одежда должна обладать максимальной вентилируемостью,т^ большой воздухопроницаемостью (например, мадаполам хлопчатобумажный — illлм г /м 2 в секунду, шелк нату­ральный — 34! дм*/* 2 в секунду, капрон — 125 дм*/м 2 в секунду).

Паропрошщаемость измеряется в граммах водяного пара, прохо­дящего за I ч через 1 м? ткани, и определяет способность материа­лов пропускать через себя водяные пары, постоянно образующиеся в пододежном пространстве, путем диффузии их через волокна. Наибольшую паропроницаемость должна иметь одежда, используе- rvtf-иена среды развития, воспитания и обучния детей __??7

пая в местностях жаркого климата, когда теплоотдача осуществляется

значительной мере за счет испарения (например, мадаполам хлоп­чатобумажный — 16,2 г/м 2 в час, шелк натуральный — 4,62 г/м 2 в час. капрон — 1,09 г/м 2 в час).

Гигроскопичность характеризует способность тканей поглощать водяные пары, выражается в процентах. Хорошая гигроскопичность является положительным свойством материалов, используемых для внутренних слоев одежды; способствует удалению пота с поверхности кожи. Гигроскопичность тканей, применяемых для верхних слоев зимней и демисезонной одежды, должна быть минимальной, что предотвращает ее промокание при атмосферных осадках и снижение теплозащитных свойств (например, батист, вольта, ситец > 90%, мада­полам хлопчатобумажный — 18%, драп облегченный — 17,2%, шелк натуральный — 16,5%, шерсть — 14%, репс — 7—8%, репс с водоотталки­вающей пропиткой — 1,2%, капрон — 5,7%, лавсан — 0,5%).

Вшоемкость определяет способность ткани впитывать воду при погружении в нее, выражается в процентах. Свойство ткани сохра­нять значительную часть пор свободными после увлажнения имеет большое значение, так как при этом достигается определенный уро­вень воздухопроницаемости и меньше изменяются тепловые свойства данного материала.

Гидрофилшость отражает способность ткани быстро и полно впи­тывать влагу, выражается в процентах. Высокая гидрофильность должна быть у тканей, непосредственно соприкасающихся с кож­ными покровами и поглощающих водяные пары с поверхности кожи (например, батист, вольта, ситец >90%, репс с водоотталкивающей пропиткой — около 0%).

Гидрофобность («несмешиваемость») — свойство, противоположное гндрофильности. Высокая гидрофобность должна быть у тканей, образующих верхний слой одежды и защищающих ее от снега, дождя, тумана.

Липофильность характеризует способность тканей впитывать в себя жире поверхности кожи, выражается в процентах. Высокие ее пока­затели являются отрицательным свойством, присущим в основном синтетическим тканям, гак как капельки жира заполняют воздушное пространство между волокнами и ухудшают тем самым фнзико-гиги- снические свойства материалов.

Теплопроводность характеризует теплозащитные свойства материа­лов: чем она ниже, тем теплее материал.Тепловое сопротивление — свойство, противоположное теплопровод­ности, оно определяется временем (в часах), в течение которого 1 ккал тепла пройдет через 1 м 2 ткани при перепаде температуры в 1 *С, и является обратной величиной теплопроводности.

Для детской одежды разрешается использование тканей, произве­денных из натуральных волокон, а также тканей с добавкой химичес­ких волокон. В последние годы расширилась номенклатура текстиль­ных и трикотажных материалов, все большую долю в валовом объеме продукции стали занимать химические материалы. 20 лет назад доля синтетических материалов в производстве составляла в общем объеме не более 45%, к началу XXI в. — 90%.

Научные основы государственной политики в области охраны здоровья детей

На правах рукописи

ЛАПИН Юрий Ерминингельдович

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

14.00.33 – общественное здоровье и здравоохранение

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Москва, 2009 год

Работа выполнена в Учреждении Российской академии медицинских наук

Научном центре здоровья детей РАМН.

Научный консультант:

доктор медицинских наук,

профессор, академик РАМН БАРАНОВ Александр Александрович

Это интересно:  Проблема охраны здоровья пути решения 2019 год

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук,

профессор, академик РАМН ЛИСИЦЫН Юрий Павлович

доктор медицинских наук,

член-корреспондент РАМН КУЧЕРЕНКО Владимир Захарович

доктор медицинских наук,

профессор ЧИЧЕРИН Леонид Петрович

Ведущая организация:

ГОУ ВПО Казанский государственный медицинский университет Росздрава.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Научного центра здоровья детей РАМН.

Автореферат разослан «____ » ________________ 20__ г.

Учёный секретарь диссертационного совета

кандидат медицинских наук Тимофеева А.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность. За последние два десятилетия в Российской Федерации одним из последствий неблагоприятных изменений в различных сферах жизнедеятельности общества стало ухудшение здоровья детей, в том числе рост хронических форм соматической патологии и психических расстройств, повышение частоты врождённых пороков развития, «возрождение» старых инфекций (туберкулёз, болезни, передаваемые половым путём) и актуализация новых (ВИЧ, гепатит С), распространение алкоголизма, наркомании, снижение показателей физического развития и т.д. Указанные процессы явились предметом медико-социальных, медико-организационных и других научных исследований, направленных на решение современных проблем детства (Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., 2003; Ильин А.Г., 2005; Яковлева Т.В., 2005; Абольян Л.В.; 2006; Чичерин Л.П., 2006; Орёл В.И., Середа В.М., 2006; Кучма В.Р., 2006; Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., 2007; Баранов А.А., Валиуллина С.А., Ваганов Н.Н., Карпухин Е.В., 2007; и др.). Разработанные меры позволили решить многие научные и практические вопросы совершенствования охраны здоровья детей, однако, как отмечают Т.В.Яковлева и А.А.Баранов (2009), в течение последних лет динамика ряда важных показателей состояния здоровья детского населения не имеет тенденции к улучшению.

По данным, представленным на XVI Съезде педиатров России (февраль 2009 г.), 40% детей рождаются больными или заболевают в период новорождённости, почти каждый десятый младенец появляется на свет недоношенным или с низкой массой тела, более чем у 50% подростков диагностированы заболевания, которые в дальнейшем могут отрицательно повлиять на репродуктивную функцию, ежегодно 30% юношей в возрасте 17 лет освобождается от военной службы по состоянию здоровья.

Указанные процессы подтверждают известный, но ещё недостаточно учитываемый в стратегии национального развития факт того, что здравоохранение является не единственным сектором, ответственным за сохранение и укрепление здоровья, поскольку основные причины, определяющие неблагополучие детей, относятся к социальной и экономической сферам. Так, в документах ВОЗ отмечается роль сектора финансовой политики, который оказывает нередко значительно большее воздействие на состояние здоровья, чем политика сектора здравоохранения1. В Российской Федерации отрицательные последствия такого превосходства наиболее существенны в связи с отсутствием законодательно закреплённой политики сектора здравоохранения, способной устранить это противоречие. В результате «недостаточное финансирование службы охраны материнства и детства, …особенно профилактических мероприятий, привело к тому, что доля здоровых детей в ряде регионов составляет не более 10%»2.

Анализ указанных и подобных фактов и закономерностей позволяет сделать вывод о том, что поскольку социально-экономические детерминанты здоровья (финансовая политика; уровень жизни и жилищные условия семей с детьми; конфликтные ситуации в обществе и др.) оказывают определяющее влияние на здоровье детей, постольку предметное поле детского здравоохранения необходимо расширить в направлении исследования и формирования правовых механизмов воздействия на эти детерминанты, в том числе средствами государственной политики в области охраны здоровья детей (Лапин Ю.Е., 1993, 2001; Баранов А.А., Лапин Ю.Е., 2003, 2009). Такой подход к изучению сложного объекта предусматривает интегральное взаимодействие комплекса научных дисциплин – педиатрии, общественного здоровья и здравоохранения, права и др. – и отражает справедливое замечание В.И. Вернадского о том, что «мы всё больше специализируемся не по наукам, а по проблемам»3.

В настоящем исследовании государственная политика в области охраны здоровья детей определяется нами как самостоятельное, законодательно закреплённое приоритетное направление во внутренней политике, обеспечивающее целенаправленное регулирование общественных отношений для полного осуществления права каждого ребёнка на охрану здоровья. В данном контексте понятие правового регулирования означает такое упорядочивающее воздействие на систему общественных отношений, которое необходимо для реализации государством своих обязанностей в отношении детства, включая устранение, как отмечается в документах ООН4, не только непосредственных, но и «более широких и глубоких причин» сохраняющейся неадекватной защиты прав детей на охрану здоровья.

Формирование исследуемого направления государственной политики относится к компетенции сектора здравоохранения5. В 2003 г. совместным приказом Министерства здравоохранения России и Российской академии медицинских наук разработка научно обоснованной концепции долговременной государственной политики в области охраны здоровья детей была включена в программу мер, принятую по итогам Всероссийской диспансеризации детей (2002 г.). Необходимость реализации такой разработки поддержана участниками XIV (LXXVII) сессии Общего собрания Российской академии медицинских наук «Научные основы охраны здоровья детей» (9-11 декабря 2004 г.), а также отражена в материалах Научной сессии академий наук, имеющих государственный статус, «Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства» (5-6 октября 2006 г.).

В представленном исследовании в качестве его объекта определена сфера государственной деятельности в области охраны здоровья детей, функционирование и развитие которой подчиняется закономерностям, обусловленным не только уровнем развития здравоохранения, но и действующей в обществе правовой и моральной практикой в отношении ребёнка.

Предмет исследования охватывает отношения между различными секторами жизнедеятельности общества, целенаправленное регулирование взаимодействия которых средствами государственной политики позволяет получить необходимый результат – улучшение здоровья детей.

Целью данной работы явилось изучение условий и факторов формирования государственной политики в области охраны здоровья детей, обоснование концептуальной модели её структуры и функционирования и выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы детского здравоохранения.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить эволюцию стратегии охраны здоровья детей в современной России.
  2. Обосновать методологические подходы к исследованию государственной политики в области охраны здоровья детей.
  3. Разработать предложения по совершенствованию понятийно-категориального аппарата исследований данного направления государственной политики.
  4. Выявить и исследовать объективные предпосылки дифференциации государственной политики в области охраны здоровья детей в качестве самостоятельного направления деятельности для обеспечения прав детей.
  5. Изучить и систематизировать правовые основы формирования государственной политики в области охраны здоровья детей.
  6. Обосновать рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения детского здравоохранения.
  7. Разработать концепцию государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации.

Таким образом, в данной работе исследование научных основ государственной политики в области охраны здоровья детей включает получение новых знаний о закономерностях формирования, а также структуре и функционировании системы «здоровье ребёнка – общество» и механизмах её правового регулирования в интересах детства.

Исследование выполнено в соответствии с планом НИР Научного центра здоровья детей РАМН.

Научная новизна. На основе анализа федеральных нормативных правовых актов и официальных документов федеральных органов власти, отражающих государственные меры по охране здоровья детей в России за последнее десятилетие ХХ в. и в начале XXI в., изучена эволюция стратегии развития детского здравоохранения, исследованы и классифицированы причины актуализации, а также предпосылки выработки государственной политики в области охраны здоровья детей.

В диссертации обоснованы теоретическая и структурно-функциональная модели исследуемого направления государственной политики. По результатам анализа причинно-следственных отношений в системе «здоровье ребёнка – общество» представлена типологическая группировка неблагоприятных изменений в состоянии здоровья детей, а также их социально-экономических детерминант, что необходимо для определения сфер общественных отношений, являющихся объектом правового регулирования в интересах детей методами государственной политики.

Исследованы вопросы совершенствования понятийно-категориального аппарата, необходимого для изучения процессов в указанной системе. Дано определение понятий «государственная политика в области здравоохранения», «государственная политика в области охраны здоровья детей». Обоснованы непосредственно связанные с этими дефинициями понятия «здоровье ребёнка», «охрана здоровья детей». Сформулировано определение ряда понятий, фиксирующих знание о структуре и функции разрабатываемого направления государственной политики (идеология, принципы, цель, задачи государственной политики).

Изучены системные отношения сферы государственной деятельности по охране здоровья детей и государственной социальной политики, что позволило конкретизировать специфические отличия их предмета. Обоснована необходимость выделения государственной политики в области охраны здоровья детей в качестве самостоятельного раздела научных исследований и практической деятельности.

Определены и систематизированы международные и федеральные нормативно-правовые акты, являющиеся основой для выработки и законодательного закрепления исследуемого направления государственной политики.

Проанализирован феномен формирования правовых механизмов, частично компенсирующих отсутствие в настоящее время государственной политики в области охраны здоровья детей. Обоснована структура и содержание концепции данного направления государственной политики, выработаны конкретные рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения охраны здоровья детей в Российской Федерации, включая внесение изменений в действующие федеральные законы и разработку федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации».

В настоящем исследовании государственная политика в области охраны здоровья детей впервые рассмотрена как научная проблема.

Практическая значимость. По результатам исследования разработана Концепция государственной политики в области охраны здоровья детей. Обоснована необходимость и разработаны рекомендации по законодательному закреплению государственной политики в области охраны здоровья детей в статусе целевого ориентира социально-экономического развития Российской Федерации. Разработана рабочая классификация контингентов детей, являющихся объектами государственной политики в области охраны здоровья детей. Обоснованы предложения по совершенствованию законодательного обеспечения охраны здоровья детей (принятие федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации», внесение изменений и дополнений в федеральные законодательные акты, в т.ч в Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и др.).

Внедрение результатов исследования в практику. Материалы исследования направлены в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, компетентные в решении задач детского здравоохранения, а также опубликованы в научных изданиях, что способствовало их практическому использованию, в том числе в педагогическом процессе в медицинских вузах. Внедрение результатов исследования подтверждено соответствующими документами.

Результаты диссертационной работы использованы Департаментом медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации при подготовке Концепции охраны здоровья детей и плана ее реализации на период до 2010 года. В письме Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии от 21 ноября 2005 г. № 3.14-34/1624, адресованным в НЦЗД РАМН в связи с представленными материалами исследования, отмечено, что Комитет одобряет Концепцию охраны здоровья детей на период до 2010 года, основные положения которой станут базовыми для внесения соответствующих изменений в действующее законодательство в сфере охраны здоровья детей.

Это интересно:  Основы охраны здоровья населения в Российской федерации 2019 год

По информации Комитета по охране здоровья Государственной думы материалы исследования использованы в законотворческой работе, в частности «Концепция проекта Федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации»» решением Комитета от 20 апреля 2004 г. (протокол №12) принята за основу для разработки соответствующего законопроекта. Указанная Концепция, а также «Концепция государственной политики в области охраны здоровья детей» использованы при подготовке заключений Комитета и поправок Комитета к проекту Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122. Комитет сообщает, что результаты исследования использованы также при подготовке рекомендаций «круглого стола» на тему «Законодательные аспекты охраны здоровья детей» (24 мая 2005 г.), направленных в Правительство Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации для использования в работе.

Результаты исследования отражены в Пособии для врачей «Анализ региональных особенностей состояния здоровья детей» (2005 г.)6, а также используются в педагогическом процессе в медицинских вузах, в т.ч. на Кафедре управления, экономики здравоохранения и медицинского страхования ГОУ ВПО Российского государственного медицинского университета, на Кафедре управления, экономики здравоохранения и фармации ГОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Ф.Ф.Войно-Ясенецкого, на Кафедре общественного здоровья и здравоохранения Астраханской медицинской академии.

Политика рф в области охраны здоровья ребенка

Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы.

Состояние здоровья студентов как значимой социальной группы нашего общества является важным индикатором будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества. Социальная политика государства относительно сферы жизнедеятельности студентов включает в первую очередь подготовку и издание различных правовых документов − законов, постановлений и пр., направленных на охрану здоровья студенческой молодежи [1,8].

Национальная социальная политика в области здоровья руководствуется положением Конституции РФ, предусматривающим специальную норму, в соответствии с которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы» (ст. 15). Одним из этих основных принципов, обязательно учитываемых при формировании национальной политики в сфере здоровья, является положение Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней отмечается, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…» (ст. 25). В основе национальной социальной политики РФ лежит также Глобальная стратегия ВОЗ «Здоровье для всех» [2].

Одним из наиболее объективных критериев оценки состояния здоровья человека является уровень его физического развития. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» указывает на актуальность проведения антропометрических скринингов для своевременного выявления отклонений и нарушений развития. Мониторинг состояния физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья детей, подростков и молодежи [3].

В «Концепции развития здравоохранения до 2020 года» впервые на законодательном уровне названа структура процесса формирования здорового образа жизни и указано на необходимость создания системы мотивирования и граждан, и руководителей учреждений образования, и работодателей на ведение здорового образа жизни и обеспечение возможностей для этого.

Развитию нормативно-правовой базы в сфере здорового питания служит утвержденная в 2010 года президентом РФ «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». В этом документе сформулированы основные задачи обеспечения продовольственной безопасности, включая экономическую доступность для каждого гражданина безопасного продовольствия в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для здорового образа жизни [4].

Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [3].

Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [4]. Результаты проведенных исследований показали, что в АФ ННГУ курят 16,1% студентов (23,2% — юношей, 8,8% — девушек). Студенты из полных семей курят в три раза меньше (7,8%), чем студенты из неполных семей (24,4%).17-ти летних курильщиков больше, чем 20-ти летних. Распространенность табакокурения среди студентов в период с 2005 г. по 2013 г. уменьшилось: у юношей — на 12,1%, у девушек — на 6,1% [5].

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь (т.е. предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров) оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, в т.ч. и студентов; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения [3]. В ходе сравнительного анализа характеристик студентов АФ ННГУ из полных и неполных семей выявили, что к настоящему времени увеличивается численность студентов поступающих в вуз из неполных семей, особенно юношей. Среди студентов из неполных семей меньше численность из сельской местности, но среди них больше курящих, в отличие от городской молодежи. У студентов из неполных семей ниже уровень оптимизма, настроения и самочувствия, снижено стремление к ЗОЖ, они чаще нарушают правила рационального питания [8].

Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.

Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте [3]. Отмечается, что развитие физической культуры и спорта в стране невозможно без осуществления целенаправленной пропаганды физической культуры и формирования здорового образа жизни населения и без соответствующей правовой поддержки. Это требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Ощущаются острая потребность в увеличении количества спортивных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.

В целях сохранения и укрепления здоровья студентов требуется разработка и внедрение программы, направленной не только на формирование среди студентов мотивации к ЗОЖ (большинству она присуща), но и создание необходимых условий для оптимальной и благополучной жизнедеятельности. В целях повышения конкурентоспособности вуза и создания надлежащих условий для занятий спортом и укрепления здоровья студентов необходимо существенное развитие спортивной инфраструктуры [9].

Таким образом, государство признает социальную ценность здоровья студентов, являющихся интеллектуальным потенциалом России. Законодательством Российской Федерации для охраны здоровья граждан, в т.ч. детей, подростков и молодежи, разработана совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого члена общества в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, xn--d1acjmiy6ee.xn--p1ai, applied-research.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector