+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Особенности гос системы охраны здоровья граждан 2019 год

Вопрос № 6. Государственная система охраны здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан тоже может быть представлена как общая государственная система, состоящая из следующих частей: социальная медицинская помощь; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение. Основу такого деления составляют перечисленные выше клас­сифицирующие признаки. В свою очередь, каждая из перечислен­ных частей общей системы охраны здоровья может рассматри­ваться в виде относительно самостоятельных систем с соответ­ствующим набором своих элементов.

К системе социальной медицинской помощи, которая оказывает­ся государственными и муниципальными учреждениями здраво­охранения бесплатно, относятся следующие ее виды: первичная медико-санитарная помощь; скорая медицинская помощь; спе­циализированная медицинская помощь; медико-социальная по­мощь гражданам, страдающим социально значимыми заболева­ниями; медико-социальная помощь гражданам, страдающим за­болеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Система лекарственной помощи гражданам включает в себя: бесплатную лекарственную помощь; лекарственную помощь, предоставляемую со скидкой от полной стоимости лекарств и препаратов медицинского назначения.

Исходя из вида источника финансирования система санатор­но-курортного леченияможет быть разделена на две основные под­системы: санаторно-курортное лечение за счет средств обязатель­ного социального страхования и санаторно-курортное лечение за счет средств государственного бюджета.

В зависимости от круга лиц и вида заболеваний система сана­торно-курортного лечения состоит из следующих подсистем: са­наторно-курортное лечение в санатории общего профиля; санаторно-курортное лечение в специализированном санатории; са­наторно-курортное лечение в санатории-профилактории; санатор­но-курортное лечение в пансионате с лечением; санаторно-ку­рортное лечение в пансионате с курортно-амбулаторным лечением.

(Об организации работы органов обязательного медицинского страхования см. в главе 7 настоящего учебника.)

Государственная социальная помощь по признаку формы со­циального обеспечения как способа удовлетворения потребностей граждан может быть определена в виде систем: государственная социальная помощь в денежной форме; государственная соци­альная помощь в натуральной форме.

Каждая из них имеет внутреннюю структуру. Так, система го­сударственной социальной помощи в денежной форме включает в себя подсистемы: социальной помощи в виде социальных посо­бий; социальной помощи в виде субсидий и других выплат.

Система государственной социальной помощи в натуральной форме включает в себя набор социальных услуг, определенных в перечне социальных услуг, предоставляемых отдельным катего­риям граждан, который закреплен в Федеральном законе «О го­сударственной социальной помощи». Эта система может состоять из следующих подсистем:

— дополнительной бесплатной медицинской: помощи, в том чис­ле предусматривающей обеспечение необходимыми лекарствен­ными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодатель­ством об обязательном социальном страховании;

— бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транс­порте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Государственная социальная помощь вне зависимости от форм и видов предоставляется малоимущим гражданам за счет средств государственного бюджета. Всю работу по ее оказанию малоиму­щим гражданам ведут органы социальной защиты населения.

Существует также государственная система социальных льгот и преимуществ, которые предоставляются за счет средств государ­ственного бюджета. В зависимости от категории лиц финансирова­ние льгот осуществляется путем выделения ассигнований из фе­дерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местного бюджета.

Итак, государственная система социального обеспечения пред­ставляет собой комплексное образование, состоящее из множе­ства относительно самостоятельных систем. Эти системы взаимо­связаны и взаимозависимы. Несмотря на отсутствие единой госу­дарственной системы органов социального обеспечения, они функ­ционируют, а как действует механизм осуществления социально­го обеспечения, мы рассмотрим дальше.

Контрольные вопросы и задания

1.Сформулируйте общее понятие социальной защиты населения.

2.Что представляет собой социальное обеспечение как комплекс об­щественных отношений?

3.Что такое государственная система социального обеспечения, из каких относительно самостоятельных систем она состоит?

4.Охарактеризуйте государственную пенсионную систему. С помощью каких классифицирующих признаков различают пенсионные системы?

5.Дайте общую характеристику действующей государственной систе­мы социальных пособий и компенсационных выплат.

6.Какие элементы входят в систему социального обслуживания инва­лидов и граждан пожилого возраста?

7.Из каких частей состоит государственная система охраны здоровья граждан?

8.Что представляет собой система государственной социальной по­мощи?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система законодательства об охране здоровья граждан

Элементы регулирования медицинской деятельности появились со времен зарождения медицины. Существовавшие на разных этапах развития человеческого общества правила и обычаи ни могли не затронуть взаимоотношений пациента и врача. Однако в нашей стране длительное время отсутствовало подробное правовое регулирование профессиональной деятельности медицинских работников. Если медицина и соприкасалась с правом, то в большинстве случаев с уголовным.

В последние десятилетия реформы социально-экономического уклада прогресс медицины, появление наряду с государственной и муниципальной частной системы здравоохранения вызвали необходимость радикальных изменений действующей системы правового регулирования общественных отношений, связанных с медицинской деятельностью. В связи с этим значительно изменилась нормативная правовая база в сфере здравоохранения, вступили в силу новые федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Изменилась и правовая ситуация в здравоохранении — медицина стала более доступна для претензий и исков пациентов, поэтому сегодня каждый медицинский работник должен четко знать не только свои права и обязанности, но также права и обязанности пациента при оказании ему медицинских услуг. Он должен знать основы юриспруденции, иметь представление о той ответственности, которая наступает в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих профессиональных обязанностей. Эти требования могут быть соблюдены только при наличии соответствующей нормативной правовой базы.

Основным законом Российской Федерации, в соответствии с которым формируется вся нормативная правовая база здравоохранения, является принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации.

Во второй главе Конституции сформулирован ряд прав и свобод граждан, касающихся охраны здоровья и жизни любого человека, деятельности медицинских работников, и установлены следующие принципы:
• о праве на жизнь (ст. 20);
• об охране достоинства личности государством, о недопустимости подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21);
• о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38);
• о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39);
• о праве на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41);
• о праве на благоприятную окружающую среду и о возмещении ущерба, причиненного здоровью человека экологическим правонарушением (ст. 42).

В Основах впервые на законодательном уровне проблема здоровья населения стала рассматриваться как общегосударственная, и правовые нормы охватили широкий круг общественных отношений, а не только системы здравоохранения. В соответствии с этим законодательным актом охрана здоровья граждан рассматривается как совокупность мер политического, экономического, правовою, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В Основах определены основополагающие принципы охраны здоровья граждан.
• соблюдение прав человека в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
• приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
• доступность медико-социальной помощи;
• социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
• ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Также в Основах изложены основные задачи законодательства в области здравоохранения, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских работников, ответственность за причинение вреда здоровью и др.

В соответствии с Конституцией и Основами отдельные виды медицинской деятельности регулируются другими нормативными правовыми актами.

Так, общие правила, регулирующие медицинскую деятельность по пересадке органов и тканей человека, сформулированы в Законе РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Трансплантация органов и тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.

Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации только в том случае, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. Заключение о смерти дается на основании констатации необратимой гибели всего головного мозга.

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи, Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Общие правила, регламентирующие отношения, связанные с донорством крови и ее компонентов, сформулированы в Законе Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов».

Согласно этим правилам, донорство крови и ее компонентов — это свободно выраженный добровольный акт. Донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин с 18 лет, прошедший медицинское обследование. Взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред.

Это интересно:  Федеральный закон об охране здоровья детей 2019 год

Медицинскую деятельность по иммунопрофилактике инфекционных болезней регулирует Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Иммунопрофилактика инфекционных болезней — это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок согласно Национальному календарю профилактических прививок. Он устанавливает сроки и порядок осуществления гражданам профилактических прививок.

Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза» устанавливает правовые основы государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Этот закон определяет правд и обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением или госпитализированных в связи с туберкулезом, а также медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, порядок организации оказания противотуберкулезной помощи, порядок установления диспансерного наблюдения и др.

Общие правила, регулирующие медицинскую деятельность но предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, сформулированы в Федеральном законе «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Согласно этому закону, ВИЧ-инфицированные граждане РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами в соответствии с действующим законодательством. Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции.

Медицинское освидетельствование граждан на наличие у них ВИЧ-инфекции в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения проводится добровольно по просьбе освидетельствуемого лица.

Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Работники государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, они подлежат обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, а также социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сформулированы общие правила оказания психиатрической помощи.

В законе зафиксированы гарантии государства в области оказания психиатрической помощи; права лиц, страдающих психическими расстройствами, и ограничения в правах; порядок осуществления принудительных мер медицинского характера в отношении таких лиц; права, обязанности и меры социальной зашиты врачей-психиатров, иных специалистов и медицинского персонала, участвующих в оказании психиатрической помощи; порядок проведения психиатрического освидетельствования, оказания консультативно-лечебной помощи психиатрического профиля, диспансерного наблюдения, госпитализации (добровольной и недобровольной) лиц, страдающих психическими расстройствами, и помещения их в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения.

Общие правила, регулирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ в медицинской практике, сформулированы в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в особый Перечень.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах:
• государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
• приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
• лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

В России запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи.

Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ. Система медицинского страхования (обязательного и добровольного) является основанием возникновения обязательства по оказанию медицинской помощи гражданам нашей страны. Она выступает в качестве формы социальной зашиты интересов населения в области охраны здоровья. Подробно вопросы медицинского страхования рассмотрены в главе 8.

Рядом нормативных правовых актов регулируется медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека. В соответствии с разделом VII Основ она осуществляется путем искусственною прерывания беременности, медицинской стерилизации и искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона.

Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины — независимо от срока беременности.

Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина — независимо от возраста и наличия детей.

Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, которые осуществляются в лицензированных учреждениях при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).

Также к системе законодательства об охране здоровья относятся такие законы, как:
• «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
• «О радиационной безопасности населения»;
• «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
• «О лекарственных средствах»;
• «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
• «Об ограничении курения табака».

Кроме того, к правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также нормативные правовые акты субъектов РФ. Многие вопросы, связанные с медицинской деятельностью, регулируются в рамках различных отраслей права — трудового, гражданского, административного, уголовного и др.

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Это интересно:  Правовое обеспечение охраны здоровья граждан 2019 год

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

10) применением телемедицинских технологий.

Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

3.1) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с частью 6 статьи 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ О физической культуре и спорте в Российской Федерации» несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

11) утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

Основные принципы охраны здоровья

Наверное, единственная тема, актуальность и важность которой не требует длительных рассуждений, это тема “Здоровье”. Интересно то, что Ваше здоровье важно не только для Вас, не менее важно оно должно быть и для нашего государства: сфера здравоохранения – одна из первоочередных забот любого цивилизованного общества. На практике же здоровье каждого из нас по большому счету является нашей собственной проблемой, решать которую наше государство, как впрочем и почти любое другое, помогает лишь отчасти. Но и на том скажем ему большое спасибо, однако без сомнения государственная система здравоохранения в Российской Федерации оставляет желать лучшего.

В рамках данной статьи мы предлагаем Вам ознакомиться с базовыми правовыми началами в области медицины, закрепленными на законодательном уровне в Российской Федерации, – основными принципами охраны здоровья. Данная статья содержит по большей части очень общую информацию, однако она предоставляет читателю ряд ссылок на другие специальные статьи, также размещенные на нашем сайте.

Нормативно-правовая база

Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – ФЗ № 323), принимаемых в соответствии с этим законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Это интересно:  Социальная политика в сфере охраны здоровья 2019 год

Основные принципы охраны здоровья закреплены в главе 2 ФЗ № 323, а точнее, в его статьях 4 – 13.

Перечень основных принципов охраны здоровья

  • Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
  • Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
  • Приоритет охраны здоровья детей
  • Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья
  • Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья
  • Доступность и качество медицинской помощи
  • Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи
  • Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
  • Соблюдение врачебной тайны

Данный перечень приведен в ст. 4 ФЗ № 323 и, по существу, представляет собой ту основу, на которой построена вся система правовых норм в сфере охраны здоровья граждан РФ.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья

Первый из принципов, закрепленных нашим законодателем – принцип соблюдения прав граждан сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Иными словами, отправная точка позиции государства в вопросах медицины – необходимость соблюдения Ваших прав в сфере охраны здоровья и предоставление соответствующих государственных гарантий. Что под этим подразумевается?

Краткое содержание первого и основного принципа раскрывается в ст. 5 ФЗ № 323. По смыслу этой нормы права мероприятия в области охраны здоровья проводятся на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Охрана здоровья осуществляется независимо от каких бы то ни было обстоятельств (пол, раса, возраст, национальность, язык, наличие заболеваний, происхождение, имущественное и должностное положение и проч.), а в качестве основной гарантии закреплена защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием каких-либо заболеваний.

Подробная информация о содержании данного принципа представлена в одноименной статье “Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья”. Также ряд тематических статей представлен нами в разделе “Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья (пациентов)”.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

Вторым в перечне основных принципов охраны здоровья назван именно этот – приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Статья 6 ФЗ № 323 позволяет уяснить смысл этого принципа. Если кратко, то приоритет интересов пациента означает уважительное и гуманное отношение к нему со стороны медицинских работников, оказание медпомощи (далее также “МП”) с учетом физического состояния пациента и с соблюдением культурных и религиозных традиций, обеспечение ухода при оказании МП, рациональное использование времени пациента и проч. Совсем недавно (до 2012 года) уважительное и гуманное отношение к пациенту со стороны медицинских работников было закреплено за пациентом как право, а не как приоритет прав. Естественно статус “права” дает пациенту куда больше возможностей и шансов на защиту нежели совершенно не ясный с юридической точки зрения статус “приоритет права”. Более подробно и содержательно данная информация представлена нами в отдельной статье “Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи”.

Приоритет охраны здоровья детей

Статья 7 ФЗ № 323 начинает с констатации того, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития. Независимо от семейного и социального благополучия дети подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Приоритет охраны здоровья детей обеспечивается обязанностями органов государственной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных органов разрабатывать и реализовывать программы, направленные на

  • Профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний,
  • Снижение материнской и младенческой смертности,
  • Формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни.

Компетентные органы принимают меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, а также создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи. Не должна оставаться без внимания и социальная инфраструктура, ориентированная на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья. Подробная информация по данной теме представлена нами в следующих статьях: “Охрана здоровья граждан и охрана здоровья детей” и “Функции государства по охране здоровья детей”.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 323 гражданам в случаях утраты здоровья гарантируется социальная защищенность. Государство устанавливает и реализует правовые, экономические, организационные, медико-социальные и другие меры, гарантирующие социальное обеспечение.

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

Очевидно, что обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья возможно только в случае взаимодействия компетентных органов друг с другом и населением. Такой принцип раскрывается в ст. 9 ФЗ № 323. Важно то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций в пределах своих полномочий несут ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. Однако, на практике данное положение носит по большей части декларативный характер, а населению РФ приходится прикладывать n-ое количество сил, времени и труда для получения положенных гарантий. Об этом подробнее читайте в ряде статей раздела “Государственные гарантии и социальные льготы в сфере охраны здоровья”.

Доступность и качество медицинской помощи

Подробно данный принцип рассмотрен в одноименной статье “Доступность и качество медицинской помощи”. Кратко же:

Доступность МП Качество МП
Степень возможности пациента воспользоваться медицинской помощью Совокупность характеристик, отражающих

  • Своевременность оказания медицинской помощи,
  • Правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи,
  • Степень достижения запланированного результата.

Профессиональная информация по вопросу качества медицинской помощи проанализирована, систематизирована и размещена нами в разделе “Качество медицинской помощи и его оценка”.

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

Согласно ст. 11 ФЗ № 323 медицинская организация, которая участвует в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, не вправе отказать в ее оказании, а также не вправе взимать за это плату.

В экстренных случаях медицинская помощь оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно (!). Отдельная статья о данном принципе “Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи” позволит Вам уяснить его содержание, а также получить ответы на вопросы о том, что не подлежит оплате за счет собственных средств граждан при получении МП по программе государственных гарантий и какие меры ответственности применяются к лицам, необоснованно отказавшим в оказании МП. Также в статье затронут вопрос неправомерности отказа пациенту в лечении при получении платных медицинских услуг со стороны медицинской организации, в том числе частного сектора, и (или) лечащего врача.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на:

  • Сохранение и укрепление здоровья:
    • Формирование здорового образа жизни;
    • Предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление;
    • Выявление причин и условий их возникновения и развития.
  • Устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Профилактические меры, выделенные законодателем в ст. 12 ФЗ № 323:

  • Разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
  • Осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • Осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;
  • Проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством РФ;
  • Осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Соблюдение врачебной тайны

Последним в перечне принципов охраны здоровья называется законодателем соблюдение врачебной тайны.

Врачебная тайна — это неразглашение сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иных сведений, полученных при его медицинском обследовании и лечении. Следует заметить, что врачебная тайна не является абсолютной: закон называет случаи, когда тайна подлежит разглашению (см. ст. 13 ФЗ № 323).Вопросам врачебной тайны у нас посвящены следующие статьи: “Соблюдение врачебной тайны” и “Разглашение врачебной тайны родственникам умершего пациента”.

Статья написана по материалам сайтов: medbe.ru, www.prizyv.net, www.med-yurist-advokat.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector