+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Организация работы добровольцев в сфере охраны здоровья 2019 год

Волонтеры в сфере здравоохранения

Волонтерство — система специфических трудовых отношений, использующая механизм нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели.

В российском законодательстве отсутствует понятие ”волонтер”. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 01.01.01 г. ”О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” лицо, ее осуществляющее, определяется как ”доброволец”. Согласно Закону, добровольцы — граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью, которые безвозмездно трудятся в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Это — форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровне, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (ст.5 ).

Волонтерство преследует цели реализации социальных, благотворительных и духовных интересов, а не получения материального поощрения. Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичного характера работы. Отношения между добровольцем и организацией регулируются договорными обязательствами, строго определяющими объем работ. Все это позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений на добровольной, нематериальной основе.

В настоящее время движение волонтеров приобретает черты массового явления, проникающего в различные сферы деятельности, в том числе связанные с оказанием медицинской помощи населению. Несмотря на неоспоримые позитивные последствия распространения волонтерского движения, углубление его в профессиональную медицинскую среду имеет ряд особенностей при использовании труда волонтеров в медицинских учреждениях.

В соответствии с мировым опытом можно выделить две категории волонтеров в сфере охраны здоровья.

Первая – лица с медицинским образованием: врачи и медицинские сестры. Эта группа практически не представлена в России в категории волонтеров с особым, профессиональным статусом. Медицинские работники в нашей стране чаще выступают в роли координаторов добровольческих проектов. Возможности пенсионеров медиков совсем не используются в рамках волонтерских программ. Социальная же польза от такого сотрудничества очевидна: здравоохранение получает квалифицированных добровольных помощников на 2-4 часа в неделю, а пенсионерам участие в программе помогает почувствовать себя социально-адаптированными гражданами. Проведенные исследования доказывают связь участия лиц преклонного возраста в волонтерских программах с улучшением показателей их здоровья (2). “Больше половины опрошенных подтвердили, что чувствуют себя гораздо счастливее, когда занимаются волонтерской работой. Кроме понижения уровня стресса, среди других плюсов волонтерства были названы снижение веса и улучшение здоровья ” (3).

Вторая категория волонтеров в сфере здравоохранения – лица без медицинского образования. Помощь медикам в уходе за больными в стационарах и на дому, общение и поддержка пациентов и их родственников, благоустройство и поддержание чистоты лечебных учреждений – наиболее актуальные вопросы, в решении которых добровольцы, не имеющие медицинского образования, могут оказать существенную помощь современному российскому здравоохранению.

При всей очевидной нуждаемости здравоохранения в добровольных помощниках, их количество в нашей стране явно не соответствует потребностям. Нет общих данных о количестве волонтеров в России в целом и в сфере охраны здоровья в частности, что связано с неразвитостью институтов гражданского общества, незнанием и непониманием населением сути благотворительной деятельности, а также с отсутствием необходимой правовой базы.

В настоящее время невозможно представить себе свободный допуск в медицинскую организацию физического лица, индивидуально осуществляющего добровольческую деятельность, например, по уходу за пациентом, исключая его родственников, хотя и их правовой статус также нуждается в значительной корректировке.

Особенности волонтерского движения не подразумевают обязательного наличия у добровольца медицинского образования, более того – чаще в волонтерское движение вливаются молодые люди, желающие получить опыт работы в медицинском учреждении перед поступлением в высшее учебное заведение, или студенты вузов. В силу недостаточной квалификации круг возможных обязанностей такого волонтера в медицинском учреждении крайне ограничен и в большинстве случаев сводится к чисто техническим функциям. Например, добровольцы провожают пациентов в другие отделения медицинского учреждения, в лаборатории за пределами учреждения, покупают лекарства по рецептам, выполняют простейшие манипуляции с медицинским оборудованием при подготовке к процедурам. Важно также, чтобы навыки и возможности волонтеров не переоценивались, потому что они не могут выполнять обязанности оплачиваемого медицинского персонала, т. е. оказывать профессиональную медицинскую помощь.
Соблюдение перечисленных правил предполагает крайне высокую степень организации волонтерского движения и требует детальной проработки правовой основы деятельности его участников. Следует принимать во внимание, что деятельность медицинских учреждений не подразумевает неорганизованное привлечение волонтеров к исполнению каких-либо обязанностей. Прежде всего, такой подход связан с необходимостью доверять волонтеру сведения, составляющие врачебную тайну, допускать волонтера к работе, тесно связанной с жизнью и здоровьем пациентов. По упомянутым причинам необходимо законодательное закрепление границ правомочий и меры ответственности как отдельно взятого добровольца, так и волонтерской организации, члены которой допущены в медицинское учреждение.

Это интересно:  Охрана здоровья детей и подростков pdf 2019 год

Западноевропейская модель развития и регулирования волонтерского движения предусматривает не только контроль в области соблюдения прав и свобод волонтера, организации использования его труда, но и оценку качества выполняемых волонтером работ и уровня его квалификации. Эту роль исполняют координаторы – лица, осуществляющие непосредственное текущее управление, координацию деятельности рядовых волонтеров в конкретном медицинском учреждении, а также контроль качества и своевременности исполнения поручений. Во многих странах существует развитая система сертификации координаторов, обучения и определения степени их компетенции. Эти функции возложены на волонтерскую организацию, работающую с медицинским учреждением. Важно, что все правовые вопросы, касающиеся деятельности волонтеров, закреплены в нормативных актах на уровне государства. Такой подход позволяет участникам движения выстраивать свои взаимоотношения в рамках легальности, применяя единые правила и стандарты осуществления деятельности.

Текущее законодательство Российской Федерации не содержит специальных правовых норм, которые бы в полной мере регламентировали вопросы организации волонтерского движения и допуска волонтеров в медицинские учреждения. Вот одни из проблем и вопросов, на которые нет ответов ни в законах, ни в подзаконных нормативно-правовых актах:
1. Каким образом будет соблюдаться санитарно-эпидемиологический режим?
2. Нужна ли медицинская книжка, и при каких формах и видах добровольческой помощи?
3. Какова должна быть процедура допуска к работе с уязвимыми категориями пациентов: детьми, лицами, страдающими психическими заболеваниями?
4. Как обеспечить соблюдение правового режима сохранения врачебной тайны?
5. Какие формы добровольческой деятельности разрешены в сфере здравоохранения?
6. Как регламентировать обязанности добровольцев?
7. Программы обучения добровольцев.
8. Вопросы страхования лиц, осуществляющих добровольческую деятельность при оказании помощи пациентам, в том числе страхование на случай возникновения заболевания, связанного с осуществлением добровольческой помощи, и добровольное медицинское страхование.
9. Правовые основы взаимоотношений добровольца – физического лица с благотворительной организацией и благотворительной организации с медицинской (виды и существенные условия договоров).

В основном нормативная база подобных организаций ограничивается Федеральным законом -ФЗ “О некоммерческих организациях”. Среди нормативных актов, регулирующих вопросы создания и функционирования общественных благотворительных организаций, можно выделить Федеральные законы -ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, от 01.01.2001 “Об общественных объединениях” и -ФЗ“О свободе совести и о религиозных объединениях”. В соответствии со ст. 2Федерального закона “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Закон о благотворительной деятельности) разрешено осуществление благотворительности в целях “…содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан”. Статья 4 этого Закона наделяет правом на осуществление благотворительности как граждан, так и юридических лиц: “. индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации”.

Все вышеупомянутые нормативные акты диспозитивно предусматривают возможность добровольческого движения, провозглашают свободу выбора сферы добровольной благотворительной деятельности, но не содержат императивных норм, регламентирующих деятельность добровольцев в конкретных сферах общественных отношений, требующих особых условий допуска, в частности в сфере здравоохранения. Однако необходимость подробной регламентации данных правоотношений прямо продиктована гражданским законодательством и специальными нормативными актами в области охраны здоровья, прав и свобод пациентов.

В условиях отсутствия единой правовой базы на государственном уровне данное противоречие может быть разрешено применением системы соглашений и регламентов, разрабатываемых и применяемых самими участниками правоотношений в соответствии с требованиями гражданского, трудового законодательства и специальных нормативных актов в области охраны здоровья. Необходимы дополнения к законопроекту “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, которые бы предусматривали и регламентировали деятельность добровольных организаций в сфере здравоохранения. На уровне подзаконных актов следует определить формы и виды добровольческой деятельности; условия допуска к пациентам на дому и в медицинские организации; критерии отбора кандидатов – добровольцев, особенно для работы с уязвимыми категориями населения; установить гарантии и, возможно, льготы для участников добровольческого движения в медицине, в том числе обязательное страхование на случай возникновения заболевания. Должен быть предусмотрен и соответствующий вид добровольного медицинского страхования.

Организация работы волонтеров в ЛПУ ››

Оптимальным решением следует считать привлечение волонтеров к работе в медицинском учреждении строго организованно, на основании четкой нормативной базы и договоров, разрабатываемых и принимаемых самими участниками правоотношений. Такой подход исключает индивидуальный набор добровольцев и подразумевает только работу с прошедшей государственную регистрацию некоммерческой организацией. Для этих целей между медицинским учреждением и некоммерческой организацией (далее – НКО), осуществляющей волонтерскую деятельность, должен быть заключен договор о сотрудничестве. Такой договор должен в обязательном порядке предусматривать ряд положений, обеспечивающих соблюдение прав и свобод пациентов, медицинского персонала и волонтеров. Помощь, оказываемая членами НКО медицинскому учреждению в рамках такого соглашения, должна носить исключительно добровольный и безвозмездный характер. Соглашением должна быть предусмотрена процедура обязательного первичного обучения добровольцев, допускаемых к работе в медицинском учреждении. При этом НКО принимает на себя всю меру ответственности, в том числе и материальной, за действия своих волонтеров. В целях обеспечения минимально необходимого уровня качества выполняемых добровольцами работ НКО, по согласованию с руководством медицинского учреждения, назначает координатора, имеющего профильное медицинское образование и опыт работы на оплачиваемой должности в медицинском учреждении не менее двух лет, который осуществляет контроль и координацию деятельности волонтеров.

Это интересно:  Права граждан в области охраны здоровья семьи 2019 год

Отдельного внимания заслуживает раздел о неразглашении сведений, составляющих медицинскую, коммерческую или иную тайну. Считаем необходимым закрепление обязательств о неразглашении между медицинским учреждением и НКО. Таким образом, к работе в медицинском учреждении допускаются лица, подписавшие с НКО трудовое соглашение и обязательства о неразглашении сведений, которые могут стать им известными в входе работы.

В целях обеспечения гарантий соблюдения трудовых прав штатного медицинского персонала, в соглашении должны содержаться нормы, запрещающие волонтерам, имеющим профильное медицинское образование, занимать должности или выполнять обязанности штатного медицинского персонала, если такая деятельность может привести к ущемлению трудовых прав последних.

Обязательным элементом правоотношений должно стать соглашение между НКО и волонтером, НКО и координатором. В соглашении с волонтером следует четко очертить круг его правомочий при осуществлении деятельности в медицинском учреждении, определить его обязанности и меру ответственности. Текст соглашения должен содержать обязательства волонтера о неразглашении информации, полученной в рамках осуществления добровольческой деятельности на территории медицинского учреждения. Соглашение с координатором, непосредственно руководящим деятельностью добровольцев и проводящим оценку результатов труда волонтеров, должно включать более широкий круг вопросов. В частности, при составлении соглашения с координатором целесообразно закрепить следующие его обязанности :

1. Планирование и продвижение при участии персонала ЛПУ программ работы волонтеров на организационном уровне.
2. Составление программы работы волонтеров исходя из потребностей медицинского персонала данного медицинского учреждения.
3. Непосредственное руководство работой волонтеров в медицинском учреждении:
• подбор волонтеров в соответствии с потребностями медицинского учреждения;
• ознакомление волонтеров со стандартами и правилами внутреннего трудового распорядка медицинского учреждения;
• обучение волонтеров с проведением соответствующих тренингов;
• распределение волонтеров по рабочим местам в соответствии с их интересами, навыками, возможностями;
• оценка деятельности волонтеров;
• увольнение волонтеров в соответствии с утвержденными инструкциями;
• поддержка волонтеров, ухаживающих за больными с ограниченными возможностями перемещения на дому;
• разработка критериев и экспертная оценка работы волонтеров.
4. Организация взаимодействия служб:
• работа с персоналом медицинского учреждения и волонтерами по достижению взаимного соответствия внутренних и внешних стандартов;
• включение в общий план организации работы медперсонала;
• сотрудничество с руководством медицинского учреждения в целях улучшения работы волонтерской службы;
• выявление потребности в работе волонтеров, в волонтерских проектах внутри медицинской организации или сообщества.

Третьим и наиболее важным элементом системы соглашений должно быть информированное письменное согласие пациента на привлечение к работе с ним волонтера, а также на раскрытие волонтеру сведений, составляющих медицинскую тайну, в пределах, необходимых для выполнения волонтером своих обязанностей. Подписание согласия устранит противоречие нормам, запрещающим медицинским работникам разглашать любые сведения о состоянии здоровья пациента и методиках лечения лицам, не относящимся к категории медицинского персонала, прямо связанного с лечением пациента.

В обязательном порядке в соглашение включаются нормы, гарантирующие добровольность согласия и отсутствие какого-либо принуждения. Из текста соглашения должно быть понятно, что пациент вправе в любой момент отказаться от работы с волонтером, и такой отказ никак не повлияет на качество и объем предоставляемой ему медицинской помощи.

Применение такой или подобной системы соглашений снимет ряд противоречий и оптимизирует взаимодействие добровольцев, НКО и медицинских учреждений. Однако для всесторонней регламентации этой деятельности в целях охраны прав и законных интересов всех участников данного вида правоотношений необходимо принять соответствующие нормативные акты на федеральном уровне.

И последнее: нормативные регуляторы не должны убивать добровольческое движение. Необходимо соблюсти баланс между нормативным регулированием и добровольностью этой сферы социальной активности общества, так необходимой современному здравоохранению.

В помощь медикам. Минздрав РФ поддержит волонтеров и добровольцев

Количество людей, желающих помочь врачам, увеличивается ежегодно.

По поручению главы Минздрава РФ Вероники Скворцовой на базе РНИМУ им. Н. И. Пирогова создан Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья. Целью учреждения является выработка методик формирования и работы волонтерских движений, развитие и продвижение таких инициатив, а также объединение ресурсов для решения проблем в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации.

Это интересно:  План мероприятий по охране здоровья воспитанников доу 2019 год

«Создание подобного центра, несомненно, позволит консолидировать усилия всех заинтересованных структур по развитию медицинского направления добровольчества. Министерство здравоохранения стало первым ведомством, предпринявшим такой шаг. Уверен, что работа центра позволит обобщить лучшие практики, разработать необходимые методические рекомендации, а также вовлечь большее количество граждан и организаций в добровольческую деятельность. Хочу отметить, что со стороны агентства мы готовы оказать всю необходимую поддержку для успешной реализации данного проекта», — сказал руководитель Федерального агентства по делам молодежи Александр Бугаев.

«Создание центра — очень серьёзный шаг министерства в направлении развития волонтерского движения в нашей стране. Востребованность добровольцев в сфере здравоохранения огромна, как и польза, которую могут получить от этого больницы, пациенты и сами волонтеры. Работая вместе, мы сможем создать благоприятные условия работы волонтерам, используя для этого накопленный опыт, программы и инфраструктуру ассоциации», — отметил Артем Метелев сопредседатель Ассоциации волонтерских центров.

В настоящее время в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации образовательных организациях высшего образования насчитывается более 12,5 тыс. волонтеров, охватывающих около 1,2 млн человек населения. Количество обучающихся, участвовавших в волонтерских проектах различного уровня в 2016 году, увеличилось по сравнению с 2015 годом примерно на 30%.

Создание подобного волонтерского центра стало возможно благодаря тесному сотрудничеству ведомства со всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики» и Ассоциацией волонтерских центров.

Минздрав разработал порядок доступа волонтеров в медицинские организации

МОСКВА, 28 декабря. /ТАСС/. Минздрав РФ разработал проект приказа о сотрудничестве с волонтерскими организациями для содействия в оказании медицинской помощи. Об этом в пятницу сообщается на сайте ведомства.

«Минздравом России разработан и проходит внутриведомственное согласование проект приказа «Об утверждении порядка взаимодействия Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь», — говорится в сообщении.

Ранее президент России Владимир Путин на заседании Госсовета, посвященного развитию волонтерского движения, поручил снять устаревшие ограничения на работу волонтеров в социальных учреждениях. Он добавил, что в этой сфере нужны понятные и четкие правила взаимодействия, «и они должны быть подготовлены в предельно короткие сроки», отметив, что «координация и слаженность усилий здесь [в этой сфере] имеют очень большое, может быть, решающее значение».

Организация работы добровольцев в сфере охраны здоровья

В России в Год добровольца разработаны методические рекомендации по организации работы волонтеров в сфере охраны здоровья. Материалы содержат информацию о ключевых понятиях медицинского добровольчества, принципах его работы, направлениях деятельности, а также инструкции для медвузов по учету добровольческой деятельности студентов при поступлении в ординатуру.

Методичка адресована органам исполнительной власти, волонтерам и организаторам добровольческой деятельности, образовательным и медицинским организациям. Разработчиком документа выступил Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России при участии Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики», Ассоциации волонтерских центров, Союза волонтерских организаций и движений.

«Мы постарались сделать максимально лаконичный методический справочник, объединяющий весь законодательный и практический опыт медицинского добровольчества в России. Эта информация рассчитана на всех субъектов медицинского волонтерства. Надеемся, документ будет полезен, поможет грамотно скоординировать нашу общую работу, убрать административные барьеры, сделает труд волонтеров в сфере здравоохранения более эффективным», — отметил директор Центра Георгий Надарейшвили.

Методические рекомендации по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья доступны для широкой аудитории на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России создан в 2017 году с целью выработки общих подходов к работе волонтерских движений, методической поддержки, продвижения добровольческих инициатив и объединения ресурсов для решения вопросов в сфере охраны здоровья граждан РФ.

Статья написана по материалам сайтов: www.aif.ru, tass.ru, xn—-ctbhcbtapdmikb4a2a0m.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector