+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Организация охраны здоровья детей в рф 2019 год

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — комплекс государственных и общественных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков.

Программой Коммунистической партии Советского Союза одной из важнейших выдвинута задача «. обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил» (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, изд. 8, т. 8, с. 269). Важная роль в этом принадлежит детским учреждениям и подростковым кабинетам поликлиник, в к-рых мед. наблюдение за детьми осуществляется врачами и медсестрами.

Содержание

История

В дореволюционной России в конце 19 в. в гимназиях была введена должность школьного врача, в обязанности к-рого входило лечение учащихся и персонала учебных заведений, а также контроль за соблюдением гиг. условий обучения и физическим воспитанием учащихся. В ряде крупных городов России возникли организации врачей городских училищ, главной обязанностью к-рых являлось осуществление надзора за сан. состоянием учебных заведений и принятие мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения инф. болезней.

Сразу после свершения Великой Октябрьской социалистической революции Советское государство взяло на себя ответственность за охрану здоровья детей и подростков. Был принят ряд законов, предусматривающих развитие сети детских леч.-проф, учреждений. Декретами Советского правительства было провозглашено всеобщее начальное бесплатное образование, введено бесплатное питание детей в возрасте до 15 лет, запрещен труд детей до 14 лет и ограничена продолжительность рабочего дня подростков до 4 час. в сутки с сохранением полной заработной платы. Большинство декретов было подписано В. И. Лениным (см. Законодательство о здравоохранении, Здравоохранение). Проводилась большая работа в области охраны здоровья детей (см. Охрана материнства и детства).

В конце 1917 г. при Комиссариате по народному просвещению для наблюдения за врачебно-санитарным состоянием школ и за физическим и умственным развитием детей создается Главный школьно-санитарный совет с исполнительным органом — отделом школьной санитарии и гигиены, руководство к-рым было возложено на В. М. Бонч-Бруевич (Величкину). Отдел занимался вопросами мед. наблюдения за детьми старше 3 лет, внедрения физкультуры, привития сан.-гиг. навыков школьникам. Этот отдел в 1918 г. был передан в Наркомздрав РСФСР (в связи с образованием последнего) и переименован в отдел охраны здоровья детей и подростков.

В 1921 г. введено в действие подписанное В. И. Лениным положение СНК об охране здоровья детей и подростков. Для осуществления задач по О. з. д. и п. создавались детские профилактические амбулатории, позднее преобразованные в детские амбулатории, а затем в детские поликлиники; в 1924 г. были учреждены должности врачей по охране здоровья подростков, развернута сеть профессиональных консультаций.

Организация службы охраны здоровья подрастающего поколения развивалась не только в леч.-проф, направлении, но и санитарно-эпидемиологическом. Для борьбы с инф. заболеваемостью в Наркомздраве РСФСР создается сан.-эпид, секция; в изданном в 1922 г. декрете СНК РСФСР «О санитарных органах Республики» СЭС вменялось в обязанность проводить мероприятия по охране здоровья детей. Развернувшееся строительство школ и детских учреждений потребовало введения в 1935 г. должности госсанинспек-торов по школьной гигиене в составе Государственной санитарной инспекции.

Задачи здравоохранения по оздоровлению детей и подростков были определены Всероссийским совещанием работников охраны здоровья детей и подростков в марте 1936 г. Детские леч.-проф, амбулатории были преобразованы в детские поликлиники, в 1938 г. утверждается положение о работе врача-педиатра в учебно-воспитательных учреждениях, по к-рому в обязанность врача входило углубленное изучение состояния здоровья учащихся школ и воспитанников детских садов, проведение оздоровительных мероприятий и осуществление сан. контроля за содержанием школ и дошкольных учреждений.

В организации и становлении системы О. з. д. и п. большую роль сыграли видные ученые и врачи — Д. Д. Бекарюков (см.), М. Д. Большакова, Л. Н. Заглухинская, П. М. Ивановский, А. А. Кисель, М. И. Корсунская, Н. В. Мананникова, В. И. Молчанов, А.-В. Молъков, О. Д. Соколова-Пономарева, Г. Н. Сперанский, М. А. Шустова и др.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно проявляли заботу о детях.

В послевоенные годы продолжалось расширение сети детских и подростковых учреждений, дальнейшее повышение качества медпомощи. К концу первой послевоенной пятилетки (1946—1950) число детских леч.-проф, учреждений превысило довоенный уровень.

За время существования нашего государства приняты постановления Коммунистической партии и Советского правительства, предусматривающие мероприятия по улучшению работы школ, дошкольных учреждений и учебных заведений системы профтехобразования, строго регламентирующие учебу, труд, отдых, воспитание и полноценное развитие детей и подростков. Право на образование и охрану здоровья детей закреплено Конституцией СССР и Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (см. Коммунистическая партия Советского Союза).

Новым проявлением заботы о здоровье детей и подростков явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981), опубликованное вскоре после окончания работы XXVI съезда КПСС. В одиннадцатой и двенадцатой пятилетках будет обеспечено всемерное развитие сети детских садов и яслей, школ и групп с продленным днем, пионерских лагерей и других детских учреждений.

Охрана здоровья детей

Успехи социально-экономического развития СССР дали возможность направить огромные средства на развитие народного образования и здравоохранения, и в первую очередь на охрану здоровья женщин и детей. Государство несет до 80% расходов по содержанию детей в учебно-воспитательных учреждениях.

В СССР создана сеть детских санаториев (см. Санаторий, санаторий детский), а также санаториев, домов отдыха и пансионатов для родителей с детьми, в к-рых ежегодно лечится и отдыхает св. 1,5 млн. школьников. Кроме того, ежегодно более 12 млн. школьников отдыхает в пионерских лагерях (см.), ок. 20 млн. школьников принимает участие в различных спортивных соревнованиях, ок. 2 млн. занимается в детско-юношеских спортивных школах и несколько десятков тысяч — в спортивно-технических школах. По месту жительства детей только за 1976—1979 гг. построено ок. 11 тыс. спортивных площадок, создано более 1 тыс. физкультурно-спортивных клубов и ок. 9 тыс. спортивных групп.

Детям, находящимся на воспитании в детских учреждениях и обучающимся в школах, обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и для гиг. воспитания. Учебно-трудовая нагрузка, а также примерный режим занятий детей* определяются по согласованию с М3 СССР. Контроль за охраной здоровья детей и проведение оздоровительных мероприятий в детских учреждениях и школах осуществляют органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями народного образования при участии общественных организаций.

Профилактическая направленность — ведущий принцип советского здравоохранения — нашла свое наибольшее отражение в организации медпомощи детям. Первостепенное значение имеет активное привлечение трудящихся к мероприятиям органов здравоохранения, что является отличительной чертой системы О. з. д. и п.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) намечены конкретные меры повышения уровня медпомощи детям и подросткам.

Ведущее место в организации медпомощи детям занимают поликлиники, к-рые проводят мероприятия по раннему выявлению и своевременному лечению заболевших детей. Оказание поликлинической помощи детям в СССР построено по системе единого педиатра, к-рая обеспечивает непрерывное врачебное наблюдение за каждым ребенком до 14 лет включительно. Количество детских поликлиник с каждым годом увеличивается, улучшается их оснащение диагностической и леч. аппаратурой, ведется строительство крупных поликлиник на 600—800 посещений в смену. Для консультаций и лечения привлекаются специалисты узкого профиля. Основной принцип работы детских поликлиник — сплошная диспансеризация детского населения обслуживаемой территории. Медпомощь детям в дошкольных учреждениях осуществляется в городах детскими поликлиниками, в сельской местности — районными и участковыми б-цами из расчета 250 детей ясельного возраста или 700 детей дошкольного возраста на одного врача-педиатра в городах и соответственно 350 и 1000 детей — в сельской местности. Детскими поликлиниками обеспечивается медпомощь школьникам (на одного врача 2500 учащихся). В нек-рых школах развернуты физиотерапевтические, зубоврачебные и логопедические кабинеты.

Руководство работой по оказанию медпомощи в детских дошкольных учреждениях и школах осуществляют школьно-дошкольные отделения детских поликлиник, которые организуются в поликлиниках, где более 9 врачей работает в школах и дошкольных учреждениях; их основной задачей является организация леч.-проф, и сан.-гиг. мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, улучшению физического развития, успешному обучению и воспитанию детей. С этой целью обеспечивается наблюдение за состоянием здоровья детей в яслях-садах и школах путем проведения углубленных медосмотров с участием специалистов разного профиля и последующего диспансерного наблюдения за детьми, у к-рых выявлены отклонения в состоянии здоровья; контроль за физическим воспитанием и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей; внедрение в жизнь школы и детских дошкольных учреждений гиг. рекомендаций по режиму учебных занятий и контроль за сан.-гиг. условиями; организация рационального режима и полноценного питания; проведение противоэпидемических мероприятий; оказание консультативной помощи школьникам старших классов в вопросах выбора профессии; проведение сан.-просвет. работы среди учащихся, учителей и родителей, включая проблемы полового воспитания.

Важное место в деятельности школьно-дошкольных отделений поликлиник отводится вопросам диспансеризации (см.), преемственности в работе, особенно в наблюдении за больными и ослабленными детьми, организации оздоровления детей в пионерских лагерях, санаториях, загородных дачах детских учреждений. Отделения являются методическими центрами, что позволяет правильно организовать, систематически контролировать и направлять работу врачей школ и детских учреждений, участковых педиатров, врачей-специалистов поликлиники, глубже анализировать и рационально планировать мероприятия по дальнейшему улучшению качества медпомощи и оздоровительной работы, осуществлять повышение квалификации педиатров р-на, изучать и распространять передовой опыт их деятельности.

Охрана здоровья подростков

Охрана здоровья подростков в СССР является одной из важнейших государственных задач. Медпомощь подросткам (от 15 до 17 лет включительно) оказывают поликлиники для взрослых и сеть специальных подростковых кабинетов поликлиник и кабинетов, организованных в составе МСЧ (1 врач и 1 медсестра на 1500 подростков и на фельдшерских здравпунктах 1 фельдшер на 500 подростков). Число подростковых кабинетов ежегодно увеличивается, улучшается их укомплектованность врачебными кадрами. В ряде городов организованы специальные терапевтические отделения для подростков. В период зимних и летних каникул большинство учреждений отдыха предоставляется молодежи; кроме того, св. 2 млн. старшеклассников ежегодно укрепляют свое здоровье в спортивно-оздоровительных, туристских лагерях, в лагерях труда и отдыха и других учреждениях.

Основными задачами мед.-сан. обеспечения подростков являются систематическое наблюдение за их здоровьем и физическим развитием (проведение ежегодных углубленных медосмотров), организация и проведение своевременных леч.-проф. мероприятий по укреплению их здоровья. Профилактические медосмотры позволяют обеспечить динамическое наблюдение за состоянием здоровья подростков.

Актуальное направление в медицине — проф. ориентация подростков; она предусматривает рекомендации по будущей трудовой деятельности с учетом функц, возможностей подростка. Подростковый врач обеспечивает систематический учет работающих подростков, учащихся ПТУ, учащихся старших классов школ в возрасте 15 — 17 лет включительно, студентов техникумов и училищ, проводит ежегодные периодические медосмотры подростков р-на; он осуществляет связь со специализированными отделениями, диспансерами, СЭС, директорами школ, общественными организациями по вопросам охраны здоровья и труда подростков, принимает участие в работе по определению проф. пригодности работающих подростков и проф. ориентации учащихся 8—10 классов школ, изучает условия и режим труда, учебы и быта подростков на производстве, в учебных заведениях, в общежитиях и дома с целью разработки предложений по их улучшению.

Это интересно:  Права пациентов в сфере охраны здоровья 2019 год

Особое внимание обращается на изучение и анализ общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности; проведение диспансеризации и учет эффективности леч.-проф. мероприятий; отбор больных на сан.-кур. лечение, диетическое питание; перевод подростка на другую работу и т. д. Осуществляется врачебный контроль за подростками, занимающимися физкультурой и спортом. Врачи подросткового кабинета оказывают медпомощь учащимся ПТУ, техникумов и училищ, проживающим в общежитиях.

Специализированную помощь подросткам оказывают врачи соответствующего профиля, а медпомощь на дому — участковые врачи поликлиник.

Санитарный надзор за детскими и подростковыми учреждениями. Основными задачами работы СЭС в области гигиены детей и подростков являются: осуществление за детскими и подростковыми учреждениями предупредительного и текущего санитарного надзора (см.) с целью улучшения условий воспитания и обучения детей, условий труда, быта и учебы подростков; анализ сан. состояния учреждений для детей и подростков; разработка оздоровительных мероприятий на основе действующих сан.-гиг. и сан.-эпид, правил и норм.

Врач СЭС принимает участие в решении вопроса о предоставлении земельных участков под строительство детских и подростковых учреждений; проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию вновь выстроенных, капитально переоборудованных и реконструированных учреждений; производстве одежды, обуви и других предметов детского обихода, школьной и детской мебели, учебно-наглядных пособий, детских игрушек и оборудования для детских и подростковых учреждений.

Важным разделом работы по О. з. д. и п. также являются: разработка проектов решений партийных и советских органов и проектов приказов органов здравоохранения по вопросам охраны здоровья детей и подростков; составление годовых и перспективных планов профилактических и санитарно-оздоровительных мероприятий по дальнейшему улучшению сан. состояния детских и подростковых учреждений обслуживаемой территории; проведение совместно с органами здравоохранения, об-вом Красного Креста и Красного Полумесяца, органами народного образования и другими общественными организациями смотров сан. состояния, режима воспитания, питания, физической подготовки и т. п. в учреждениях для детей и подростков; участие в пропаганде гиг. знаний среди родителей, учащихся и персонала детских и подростковых учреждений. Эта работа осуществляется гл. обр. врачами по гигиене детей и подростков СЭС, работающими в тесном контакте с врачами подростковых кабинетов и детских поликлиник. Врачи подростковых кабинетов особое внимание обращают на текущий сан. надзор за режимом и условиями учебных занятий и труда подростков на производстве, в училище, техникуме, общежитии, контроль за питанием, проведение мероприятий по борьбе с гельминтами и профилактических прививок, сан.-просвет. деятельность.

Основные направления научных исследований по охране здоровья детей и подростков

Насущные проблемы охраны здоровья детей и подростков помогают решать научные ин-ты педиатрического и гиг. профиля (см. Научно-исследовательские институты) и кафедры педиатрии мед. ин-тов и ин-тов усовершенствования врачей. Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ин-т педиатрии АМН СССР, выполняющий функции головного научного учреждения по этой проблеме, играет большую роль в разработке научно-методических и организационных вопросов.

Научные коллективы изучают особенности развития детского организма, разрабатывают методы профилактики и лечения различных заболеваний, решают проблемы совершенствования организационных форм оказания поликлинической и стационарной помощи детям, занимается изучением проблем профилактической работы со здоровым ребенком, его питания, физического воспитания, закаливания, адаптации, развития высшей нервной деятельности и пр. (см. Педиатрия) .

В решении общегосударственных задач охраны здоровья детей и подростков большая роль принадлежит гиг. науке, создание и развитие к-рой стало возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции. Головным учреждением по данной проблеме является Научно-исследовательский ин-т гигиены детей и подростков, созданный в Москве в 1959 г. Гигиенисты решают проблемы профилактической медицины, основными задачами к-рой являются изучение и разработка конкретных гиг. рекомендаций по созданию оптимальных условий обучения и воспитания подрастающего поколения, сохранению и укреплению его здоровья, обеспечению благоприятного и гармоничного развития детского организма. Значительное количество исследований посвящено изучению физического развития детей и подростков с точки зрения процесса акцелерации, в к-рых подчеркивается взаимосвязь физического развития с состоянием здоровья, с заболеваемостью, с влиянием социальных и генетических факторов, раскрываются причины и следствия ускорения роста и развития детского организма (см. Акцелерация, Физическое развитие).

Научно-исследовательские учреждения гиг. профиля занимаются изучением взаимодействия развивающегося организма и факторов окружающей среды, разработкой гиг. нормативов, способствующих успешному формированию и развитию детского и подросткового организма и укреплению здоровья подрастающего поколения (см. Гигиена детей и подростков).

Здравоохранение СССР и других социалистических стран перешло к новому, более высокому этапу профилактики, целью к-рого является предупреждение отклонений от оптимального уровня развития морфол. и функц, свойств растущего организма.

Достигнутые успехи в охране здоровья детей и подростков стали возможными в условиях социалистического строя, где забота о детях является одной из важнейших функций государства.

Библиография: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте, под ред. Г. Н. Сердюковской и др., с. 451, М., 1978; Минх А. А. и СердюковскаяГ. Н. Социальногигиенические проблемы воспитания подрастающего поколения, в кн.: Общество и здоровье человека, с. 266, М., 1973; Сердюковская Г. Н. Гигиена детства — важнейшее звено охраны и укрепления здоровья детей, в кн.: Охрана здоровья детей, в. 7, с. 3, М., 1979; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред, Б. В. Петровский, с. 121 и др., М., 1977.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Организация охраны здоровья детей

Охрана здоровья детей в Российской Федерации осуществляется путем реализации комплекса мер, предусматривающих антенатальную (дородовую) охрану плода, диспансерное наблюдение за детьми (от 0 до 15 лет) и подростками (от 15 до 18 лет), организацию лечебно-диагностической помощи детям в амбулаторно-поликлинических, стационарных и санаторно-курортных учреждениях здравоохранения, создание оптимальных санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса и отдыха, а также меры правовой и социальной защиты детей.

Здоровье ребенка во многом зависит от состояния здоровья его родителей. Доказано, что на 80% здоровье ребенка первого года жизни зависит от здоровья матери. Именно поэтому охрана здоровья ребенка начинается задолго до его появления на свет. Диспансерное наблюдение беременных преследует цель не только динамического наблюдения за здоровьем беременной женщины, но и мониторинга здоровья плода. Для этого, помимо традиционных методов, широко используются современные технологии, такие как ультразвуковое сканирование, контроль за сердечной деятельностью и другими органами еще не родившегося ребенка.

Выявление отклонений во внутриутробном развитии плода, в том числе дефектов развития, позволяют своевременно проводить необходимые мероприятия. Высокотехнологичные виды медицинской помощи, осуществляемые в перинатальных центрах и других учреждениях охраны материнства и детства, дают, например, возможность диагностики и оперативного лечения пороков сердца.

Следующим этапом охраны здоровья детей является наблюдение за состоянием новорожденных в родильных домах. Динамический контроль за состоянием плода в родах, а также своевременные лечебно-диагностические мероприятия после его рождения проводятся врачами педиатрами-неонатологами в течение всего периода пребывания новорожденного в родильном доме. Как указывалось выше, большое внимание уделяется в этот период профилактической работе: первая вакцинация здоровых новорожденных против гепатита В, туберкулеза, а также исследования на наследственные заболевания – это забота педиатров родильного дома.

Нельзя не отметить в данном комплексе мер и обучение женщин основам грудного вскармливания, поскольку кормление грудью рассматривается сегодня не только как способ оптимального питания ребенка до одного года, по и как способ его иммунологической защиты и важный компонент психологической взаимосвязи матери и ребенка.

После выписки новорожденного из родильного дома реализацию комплекса мероприятий по охране его здоровья принимают на себя лечебно-профилактические учреждения педиатрического профиля: детские поликлиники, стационары, санаторно-курортные и другие лечебнооздоровительные учреждения здравоохранения.

Среди амбулаторно-поликлинических учреждений главная роль в охране здоровья детей принадлежит детским поликлиникам, деятельность которых построена по территориально-участковому принципу. Одновременно на участке под наблюдением врача-педиатра находятся около 800 детей в возрасте от 0 до 15 лет. Для оказания медикосоциальной помощи подросткам (от 15 до 18 лет) в детской поликлинике (или в поликлинике для взрослого населения) организуется работа подросткового кабинета с выделением должности подросткового терапевта.

Деятельность детских поликлиник нацелена на обеспечение необходимых условий для развития и воспитания здорового ребенка, проведение первичной профилактики заболеваний, оказание диагностической и лечебной помощи больным детям, а также организацию лечебно-оздоровительной работы и реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими отклонение в развитии и состоянии здоровья.

В настоящее время рассматриваемые учреждения обеспечивают в районе своей деятельности:

  • – организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий путем диспансерного наблюдения за всеми детьми в возрасте от 0 до 15 лет, включая проведение вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний, а также санитарного просвещения и воспитания;
  • – лечебно-диагностическую помощь детям в условиях поликлиники и на дому, включая первичный медико-санитарный и специализированный виды помощи, а также направление на лечение в стационарные учреждения и для проведения восстановительных и реабилитационных мероприятий в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения;
  • – совместно с центрами санэпиднадзора противоэпидемические мероприятия по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, включая карантинные;
  • – лечебно-профилактическую работу в детских организованных коллективах, в том числе дошкольных образовательных учреждениях и школах, а также учреждениях, осуществляющих работу по организации отдыха детей.

Структура современной детской поликлиники отвечает основным направлениям ее деятельности и включает:

  • – фильтр с отдельными входами для здоровых и больных детей, изоляторами и боксами;
  • – кабинеты врачей-педиатров и врачей-специалистов;
  • – кабинет здорового ребенка (кабинет профилактической работы);
  • – отделение восстановительного лечения, в которое входят физиотерапевтический кабинет, кабинет лечебной физкультуры и др.;
  • – лабораторное отделение (кабинет);
  • – прививочный кабинет;
  • – регистратуру с окном» для приема вызовов врача на дом;
  • – гардероб и другие вспомогательные службы;
  • – административно-хозяйственную часть.

В деятельности участкового врача-педиатра выделяются следующие направления: профилактическая работа, лечебно-диагностическая деятельность, противоэпидемические мероприятия, лечебно-профилактическая работа в детских организованных коллективах.

Главной целью профилактической деятельности участкового педиатра является проведение мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию детей, формирование здорового образа жизни через систему санитарного просвещения и воспитания как самих детей, так и их родителей (семей).

Это интересно:  Право граждан на охрану здоровья обеспечивается тест 2019 год

Основной технологией профилактической деятельности педиатра является диспансерное наблюдение как активный динамический и дифференцированный в зависимости от принадлежности ребенка к той или иной группе здоровья метод наблюдения за его здоровьем и нервно-психическим развитием.

Организация диспансерного наблюдения за здоровьем будущего ребенка начинается еще во время беременности женщины и осуществляется педиатром совместно с акушером-гинекологом женской консультации. С этой целью участковый педиатр и медицинская сестра проводят патронаж семьи будущего ребенка для оценки жилищно-бытовых условий жизни семьи, обучения будущих родителей навыкам ухода и воспитания здорового ребенка.

Такую работу совместно с медицинским персоналом может осуществлять и бакалавр социальной работы. Особое внимание при этом должно уделяться социально неблагополучным семьям, будущим юным матерям, а также другим социально уязвимым семьям, в отношении которых бакалавром социальной работы должны осуществляться мероприятия по ликвидации (уменьшению влияния) неблагоприятных для здоровья будущего ребенка социальных факторов.

После выписки новорожденного из родильного дома за ним устанавливается динамическое наблюдение, характер и объем мероприятий которого зависит от возраста ребенка, а также состояния его здоровья.

Большое внимание, особенно в первые годы жизни ребенка, уделяется профилактике инфекционных заболеваний. Вакцинопрофилактика детей в настоящее время осуществляется в соответствии с национальным календарем прививок. Задачей медицинских и социальных работников является проведение разъяснительной работы с родителями о важности вакцинации, а также по вопросам предупреждения ее осложнений.

Осмотры детей в условиях диспансерного наблюдения включают контроль за физическим, а также нервно-психическим развитием. На первом году жизни (в возрасте 3, 6, 9 и 12 месяцев) проводится расширенный осмотр ребенка с участием педиатра, а также специалистов: невролога, хирурга, отоларинголога, окулиста и др.

Аналогичные расширенные осмотры детей проводятся в возрасте трех лет, а также перед поступлением в детское дошкольное образовательное учреждение и в школу. Их цель – комплексная оценка состояния здоровья детей, на основе которой вырабатываются индивидуальные рекомендации по обучению и воспитанию.

Важнейшим направлением профилактической деятельности детских поликлиник является организация наблюдения за состоянием здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся школ, колледжей и других образовательных учреждений. В этой связи необходимо рассмотреть работу дошкольно-школьного отделения детской поликлиники.

Сотрудники данного отделения – педиатры и медицинские сестры – осуществляют свою деятельность в рассматриваемых учреждениях, обеспечивая медицинский контроль и комплекс профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся школ. Эти мероприятия включают организацию и проведение вакцинопрофилактики, санитарного просвещения и воспитания учащихся, контроль за организацией питания и соблюдением режима учебных нагрузок.

В рамках профилактической работы проводится выявление детей с факторами риска нарушения здоровья, в том числе социального характера, а также с начальными проявлениями заболеваний, нуждающихся в особом внимании медиков. Такие мероприятия включают гигиеническое обучение и воспитание самих детей, их родителей, а также различные оздоровительные и лечебно-диагностические меры.

Работу с этими детьми осуществляет педиатр и специалисты организованного в детских поликлиниках «Кабинета здорового ребенка», задачами которых, включая социального работника, является помощь родителям по организации рационального питания ребенка, обучение навыкам закаливания, массажа, гимнастики, режиму дня, подготовке ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение и школу.

Лечебно-диагностическое направление деятельности детской поликлиники предусматривает организацию своевременной диагностики и лечения заболеваний ребенка. Для реализации этого направления данное учреждение обладает современной лечебно-диагностической базой, в том числе возможностями проведения не только лекарственной терапии, но и немедикаментозных методов лечения: физиотерапевтических, массажа, лечебной физкультуры и др.

Для оказания специализированной медицинской помощи больным детям в штате поликлиники предусмотрены «узкие» специалисты: неврологи, отоларингологи, окулисты, инфекционисты, хирурги и другие, к которым их направляют участковые педиатры. Характер и объем диагностических и лечебных мероприятий напрямую связан с видом и особенностями течения заболевания, а также зависит от группы здоровья, к которой относится ребенок.

На основе комплексной оценки состояния здоровья все дети подразделяются на пять групп.

Первая группа – это здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Это дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений). Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Вторая группа – это здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (четыре раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью). Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма неспецифическими средствами:

  • – оптимальной двигательной активностью;
  • – закаливанием естественными факторами природы;
  • – рациональным режимом дня;
  • – дополнительной витаминизацией продуктов питания и т.д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени устойчивости организма.

Третья группа – это дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. Это дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа – это дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. Это дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом восстановления после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа – это дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Это дети с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Дети и подростки третьей, четвертой и пятой групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создастся щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Особую группу составляют дети-инвалиды. Дети с признаками инвалидности в силу имеющихся тяжелых заболеваний или дефектов развития по заключению врачебноэкспертной комиссии детской поликлиники направляются в специализированные педиатрические бюро МСЭ для проведения клинико-экспертной диагностики и установления факта инвалидности.

Ребенку до 18 лет, имеющему нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приведшему к нарушениям жизнедеятельности и нуждающемуся в связи с этим в социальной защите, устанавливается статус «ребенок-инвалид». В отношении его специалистами бюро МСЭ разрабатывается «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида», а также организуется ее реализация с последующей оценкой полученных результатов. Осуществление мероприятий в рамках медицинского направления реабилитации входит в задачи лечебнопрофилактических учреждений, в том числе и городской детской поликлиники.

Дети-инвалиды и их семьи представляют особый объект социальной работы в поликлинике. Постановка социального диагноза, участие в комплексной оценке состояния здоровья, выявление потребностей и содействие в осуществлении мер социальной защиты, участие в разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации, включая мероприятия психолого-педагогической и социальной реабилитации, а также оценка ее результатов составляют предмет деятельности профессионального социального работника детской городской поликлиники.

Комплекс противоэпидемических мероприятий как еще одно направление деятельности детской поликлиники включает такие элементы противоэпидемического режима и контроля, как оказание остро заболевшим детям помощи на дому, разделение потоков здоровых и больных детей в поликлинике, вакцинопрофилактика, своевременная диагностика и лечение инфекционных заболеваний, а также организация карантинных мероприятий в детских организованных коллективах и др.

В настоящее время в работу данных учреждений широко внедряются новые формы и методы. В их числе, например, стационар замещающие технологии: дневной стационар и стационар на дому.

Таким образом, сейчас детские поликлиники осуществляют основной объем профилактических, лечебно-диагностических, противоэпидемических мероприятий по охране здоровья детей. Внедрение новых технологий их деятельности с участием специалистов немедицинского профиля позволит в будущем расширять спектр услуг и медико-социальной помощи в сфере охраны здоровья детей, что в конечном итоге служит цели сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Детские стационарные учреждения здравоохранения, как правило, являются самостоятельными учреждениями и различаются по мощности и профилю. Помимо многопрофильных детских стационаров, в силу относительно высокой распространенности инфекционных заболеваний среди детей, в стране развернуты инфекционные детские больницы.

Основная цель деятельности детских больниц – оказание пациентам специализированной лечебно-диагностической помощи при острых заболеваниях и обострении хронических. Госпитализация туда осуществляется в плановом и экстренном порядке. Для экстренной госпитализации в службе скорой медицинской помощи предусмотрены специализированные педиатрические бригады.

Структура детского стационара соответствует выполняемым функциям и включает приемное отделение, профильные лечебные отделения, клиническую лабораторию и иные диагностические кабинеты, операционный блок, аптеку, хозяйственные службы и административно-управленческий аппарат.

Размещение детей в палатах профильных отделений осуществляется с учетом возраста.

Помимо оказания лечебно-диагностической помощи, в детском стационаре организуется досуг, а при возможности – обучение детей школьного возраста. Данное направление деятельности реализуется педагогами-воспитателями, а также палатными медицинскими сестрами. С этой целью в лечебных отделениях выделяются специальные помещения: столовые-игровые, комнаты для проведения учебной работы. Для организации прогулок детей оборудуются веранды и (или) участок на территории стационара, специально предназначенный для этой цели.

Социальные работники также могут внести свой вклад в организацию досуговой и учебной деятельности. Следует отметить, что пребывание в стационаре необходимо использовать для проведения санитарного просвещения и гигиенического воспитания детей и их родителей.

После проведения в стационаре всех необходимых лечебно-диагностических мероприятий ребенок выписывается под наблюдение участкового врача-педиатра детской поликлиники с рекомендациями по дальнейшему ведению.

Большая роль в проведении восстановительных мероприятий после перенесенного острого или обострения хронического заболевания принадлежит санаторно-курортным учреждениям. В настоящее время в стране развернута сеть многопрофильных и специализированных детских санаторных учреждений, в которых широко используются природные климатические и иные лечебные факторы. Для совместного пребывания детей с родителями используются санатории, работающие по принципу «Мать и дитя».

Так же как и в детских стационарах, в учебное время года организовано обучение детей школьного возраста, а также их досуг.

Комплексное оздоровление ослабленных или имеющих хронические заболевания детей является целью деятельности не только детских санаториев, но и лесных школ, специализированных санаторных лагерей круглогодичного действия, бальнео- и грязелечебниц и других оздоровительных учреждений.

Как указывалось выше, организация работы по сохранению п укреплению здоровья учащихся является важным направлением деятельности учреждений образования различного уровня, как дошкольных, так и школ. Педиатры и школьные медицинские сестры организуют работу по санитарному воспитанию детей, организуют и проводят вакцинопрофилактику инфекционных заболеваний, содействуют организации рационального питания и режима дня, а также проводят санитарно-гигиеническое просвещение родителей учащихся.

Это интересно:  Департамент здравоохранения московской области написать жалобу 2019 год

Современные требования учебного процесса, предъявляемые к школьникам, не всегда соответствуют их готовности к обучению вследствие невысокого уровня здоровья и нервно-психического развития. Примером этому может быть предпринятая несколько лет назад попытка начала школьного обучения детей с шестилетнего возраста. Как показала практика, многие дети не справлялись с объемом и интенсивностью предлагаемых учебных программ, в результате чего низкая успеваемость сочеталась с ухудшением их здоровья.

В настоящее время диагностика готовности к школьному обучению является предметом деятельности не только педагогов, но и врачей-педиатров, детских психологов. Адекватное возрасту физическое развитие ребенка не всегда совпадает с уровнем его нервно-психического развития, что должно являться препятствием для начала обучения в школе.

Большую роль в подготовке и диагностике готовности к обучению в школе может сыграть и социальный работник образовательного учреждения. В его обязанности входит комплексная социальная диагностика школьника и его семьи до начала и в процессе обучения, контроль за соблюдением режима учебных нагрузок и содействие ему, выявление учащихся, не справляющихся с программой школьного обучения и нуждающихся в разработке индивидуальных программ обучения или изменении его организации (обучение на дому, введение дополнительного выходного дня и др.).

Задача сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является предметом деятельности специалистов различных профилей: врачей и среднего медицинского персонала, психологов, педагогов, социальных педагогов и социальных работников, осуществляющих работу в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также досуговых и иных учреждений. Принципами деятельности по охране здоровья детей всех указанных специалистов должны быть профилактическая направленность, преемственность, а также четкое разграничение профессиональных функций и обязанностей.

Организация охраны здоровья детей

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в

свои силы»

Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.

Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности.

В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек.

Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил.

Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей.

Для проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя.

Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в порядок и участок, на котором дети гуляют.

Все ямы на участка засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка.

Все игровые снаряды находятся в исправности.

Во время зимы все здания и постройки очищаются от снега, не допустимы сосульки, все дорожки обрабатываются от гололёда, по мере необходимости, песком.

Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная.

О наличии заболеваний воспитатели сразу сообщают медицинскому работнику.

Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются.

Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым ДОУ и педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

Поэтому так важно нам — педагогам и вам — родителям именно на этом этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Формирование здорового образа жизни начинается уже в нашем в детском саду.

Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Основой являются еженедельная организованная образовательная деятельность, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.

Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому так важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни:

• Рациональная двигательная активность

• Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. Поэтому наши педагоги просят соблюдать режим детского сада и дома.

При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).

2.Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах

4.Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим — он стабильный, и вместе с тем, динамичный для постоянного обеспечения адаптации ребёнка к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребёнка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. Поэтому у нас идёт учёт индивидуальных особенностей детей, например постепенный подъём после сна.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.

Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

1 Обеспечение баланса

2 Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

3 Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

4. Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Закаливание- еще один из компонентов здоровья, оно способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.

Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма. Специальные виды закаливания, как правило, не применяются в детском саду.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и воспитывается.

Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому так важно создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учётом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей

Для этого организовывается разносторонняя интегрированная деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

— направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

— комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

— созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

— формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием социального партнерства.

Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется

по нескольким направлениям:

-Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).

-Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).

-Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)

-Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).

Статья написана по материалам сайтов: med-books.info, studme.org, mbdou57ryabinkakaluga.umi.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector