+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Охрана здоровья осужденных женщин 2019 год

Лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, в том числе беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов.

В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в возрасте до одного года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом.

Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не допускаются.

Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

15. Понятие и система прав пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Совершенствование системы медико-профилактических мероприятий по охране здоровья осужденных женщин

юридические науки

  • Датий Алексей Васильевич , доктор наук, главный научный сотрудник
  • ОАО Медицина»
  • Кузнецова Альбина Степановна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова
  • ГАРАНТИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • ЭКСПЕРТИЗА
  • ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
  • ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ МЕДИЦИНА
  • ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Похожие материалы

Проведенный нами анализ статистических и литературных данных показал, что в последние годы происходит ухудшение состояния здоровья осужденных женщин [1, 11, 30, 31, 34, 40, 41, 42].

Главными проблемами медицинского обеспечения осужденных женщин в исправительных учреждениях России, требующими своего решения являются: высокие показатели заболеваемости, смертности и инвалидности осужденных; сокращение масштабов профилактики заболеваний; несбалансированность государственных гарантий бесплатного медицинского обслуживания и их финансового обеспечения, прямым следствием которой является ухудшение качества оказания медицинской помощи; низкая эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала медицинских учреждений УИС, работы первичного амбулаторно-поликлинического звена, медленные темпы структурных преобразований в отрасли; неудовлетворительная координация действий различных субъектов системы управления и финансирования медицинской службы [2, 3, 4, 5, 39].

Однако сложившиеся ситуация в пенитенциарной системе страны требует комплексного подхода к решению указанных проблем, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, реализации масштабного исследования, касающегося научного обоснования оптимизации существующей системы лечебно-профилактической помощи и медико-социального сопровождения осужденных женщин, содержащихся в местах лишения свободы [6, 7, 8, 9, 10, 12, 32, 35, 36, 37, 38].

До настоящего времени в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, имеющей свое своеобразие заболеваемости и распространения социально значимых заболеваний, свою структуру организации лечебно-профилактической помощи осужденным женщинам подобных исследований не проводилось.

Организация медико-санитарного обеспечения в местах лишения свободы представляет собой проблему большой социальной значимости, так как Россия является сегодня одним из мировых лидеров по количеству осужденных [13, 14, 15, 28, 29, 33]. Необходимость в исследованиях такого рода очевидна еще и потому, что осужденные представляют собой людей, временно изолированных от общества, отбывающих наказание за совершенные преступления [16, 17, 18, 19, 20, 27]. При этом государство берет на себя обязанность сохранить жизнь, здоровье и трудоспособность осужденных [21, 22, 23, 24, 25, 26, 35].

Цель исследования: на основании комплексного изучения медико-социальной характеристики осужденных женщин, анализа состояния и оценки качества медико-санитарного обеспечения осужденных женщин в уголовно-исполнительной системе России разработать научно обоснованные рекомендации по оптимизации организации профилактики, лечения и медико-социального сопровождения осужденных женщин, содержащихся в местах лишения свободы.

Изучаемые явления:

  • заболеваемость осужденных женщин, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • особенности медико-социальной характеристики осужденных женщин;
  • особенности организации медико-санитарного обеспечения в домах ребенка;
  • организация лечебно-профилактической помощи и медико-социального сопровождения осужденных женщин;
  • организация и проведение мероприятий по предупреждению распространения социально значимых заболеваний среди осужденных женщин, в учреждениях ФСИН России.

Объект исследования: осужденные женщины, содержащиеся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России (более 50 тысяч человек).

Результаты:

  • уточнение заболеваемости среди осужденных женщин, содержащихся в исправительных учреждениях России;
  • оценка качества лечебно-профилактической помощи и социального сопровождения осужденных женщин в учреждениях уголовно-исполнительной системы России;
  • оценка влияния различных факторов на развитие заболеваний осужденных женщин;
  • разработка научно-обоснованного комплекса мероприятий по совершенствованию организации деятельности медицинской службы по оказанию медико-санитарной помощи осужденным женщинам, содержащимся в местах лишения свободы и их социальном сопровождении;

Возможная область применения: общественное здоровье и здравоохранение, организация пенитенциарного здравоохранения.

Формы внедрения: публикация научных статей, методические рекомендации, информационные письма, учебный видеофильм «Организация медико-санитарного обеспечения осужденных женщин», выступления на научно-практических конференциях и совещаниях медицинских работников уголовно-исполнительной системы. Практическое внедрение в органах и учреждениях здравоохранения, уголовно-исполнительной системы, использование полученных результатов в учебном процессе вузов при подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Ожидаемая медико-социальная эффективность:

  • стабилизация уровня заболеваемости среди осужденных;
  • внедрение комплекса научно-обоснованных мероприятий по повышению эффективности профилактики распространения социально значимых заболеваний среди осужденных, отслеживания реальных факторов риска, способствующих появлению новых случаев заражения, посредством информационно-аналитического мониторинга;
  • заинтересованность различных уровней межведомственного управления по улучшению нормативно-методической базы и регламентации деятельности в области профилактики, лечения и медико-социального сопровождения осужденных женщин, содержащихся в исправительных учреждениях.

Список литературы

  1. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Профилактика наркотической зависимости осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 205-209.
  2. Воронин Р.М., Датий А.В. Медико-социальная работа с мужчинами-инвалидами, содержащимися в исправительных колониях общего режима // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 67-74.
  3. Воронин Р.М., Датий А.В., Ковачев О.В. Социально-демографическая характеристика больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 184-187.
  4. Датий А.В. Гигиеническая оценка состояния здоровья женщин, содержащихся в исправительно-трудовом учреждении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Санкт-Петербург, 1995
  5. Датий А.В. Некоторые наблюдения причинения легкого вреда здоровью осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 35. С. 237-242.
  6. Датий А.В. Некоторые наблюдения причинения средней тяжести вреда здоровью осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 35. С. 232-237.
  7. Датий А.В. Некоторые характеристики лиц, осужденных за убийство // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 35. С. 177-180.
  8. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 143-145.
  9. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе (особенная часть) // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 342-346.
  10. Датий А.В. Организация лечебно-профилактической помощи осужденным в Республике Беларусь // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 35. С. 220-227.
  11. Датий А.В. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения осужденных в Республике Беларусь // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 35. С. 227-232.
  12. Датий А.В. Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 31. С. 214-218.
  13. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2007. Сер. Высшее образование
  14. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2009. Сер. Высшее образование
  15. Датий А.В. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных женщин, совершивших преступление в организованной группе // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 175-179.
  16. Датий А.В. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных за грабеж // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 35. С. 173-177.
  17. Датий А.В. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 230-235.
  18. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Медицина. 2013. Т. 1. № 4 (4). С. 74-85.
  19. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин // Медицина. 2014. Т. 2. № 4 (8). С. 28-37.
  20. Датий А.В., Ковачев О.В., Кузнецова А.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 4 (15). С. 9-13.
  21. Датий А.В., Кузнецова А.С. Социально значимые заболевания у осужденных женщин в исправительных колониях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 33. С. 163-168.
  22. Датий А.В., Кузнецова А.С., Юсуфов Р.Ш., Трубецкой В.Ф., Ермолаева Т.В. Проблемы медико-социальной адаптации страдающих социально значимыми заболеваниями лиц, отбывающих наказания и освобождающихся из мест лишения свободы // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П.Павлова. 2010. № 2. С. 150-153.
  23. Датий А.В., Федосеев А.А. Криминологические и психологические особенности больных социально значимыми заболеваниями осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 2 (5). С. 69-79.
  24. Калинин Р.Е., Лазутина Г.С., Овчинникова Н.В. Служение науке – не что иное, как служение истине // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 3 (6). С. 142-148.
  25. Кононец А.С. Возможности пенитенциарной системы по противодействию наркомании // Наркоконтроль. 2008. № 4. С. 8-9.
  26. Кононец А.С. Лекарственно-устойчивый туберкулез легких в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Проблемы туберкулеза и болезней легких. 2008. № 12. С. 60-63.
  27. Кононец А.С. Трудовая адаптация осужденных в лечебно-производственных (трудовых) мастерских // Преступление и наказание. 2005. №9. С.14-15.
  28. Кононец А.С., Трифонов О.И., Лусс Л.А. Опыт работы с подростками в условиях специализированного амбулаторного отделения городской психиатрической больницы // Психическое здоровье. 2014. Т. 12. № 7 (98). С. 37-40.
  29. Корнеева Г.К., Пестриков Д.В. Основные принципы медицинского обеспечения в учреждениях ФСИН России // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 144-148.
  30. Кузнецова А.С. Обоснование организационных технологий взаимодействия медицинской службы уголовно-исполнительной системы и органов здравоохранения по профилактике ВИЧ-инфекции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации. Москва, 2007
  31. Кузнецова А.С. Проблемы подготовки врачей по пенитенциарной медицине // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 191-193.
  32. Кузнецова А.С., Шаталов Ю.Н. Выпуск научного журнала «Медицина» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 149-151.
  33. Литвишков В.М., Пестриков Д.В. Некоторые социально-психологические характеристики несовершеннолетних осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 190-194.
  34. Литвишков В.М., Пестриков Д.В. Социально-психологические особенности взаимоотношений несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 319-324.
  35. Мачкасов А.И. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 2010
  36. Мачкасов А.И. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы. Монография / А.И. Мачкасов ; Федеральная служба исполнения наказаний, Акад. Права и управления. Рязань, 2011.
  37. Пестриков Д.В. Особенности работы пенитенциарных психологов с осужденными // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 352-356.
  38. Пестриков Д.В., Сеник И.В. Особенности психологической подготовки осужденных к освобождению // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 404-408.
  39. Пестриков Д.В., Шмаев И.В. Организационная культура учреждений и органов УИС // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 379-384.
  40. Федосеев А.А. О создании научно-практических секций ФСИН России // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 140-144.
  41. Федосеев А.А. Оценка результативности деятельности научных организаций ФСИН России // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 214-219.
  42. Федосеев А.А. 25 лет в пенитенциарной медицине (к 50-летию доктора медицинских наук Алексея Васильевича Датия) // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 157-160.
Это интересно:  Курсы охрана здоровья детей и подростков 2019 год

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

ПРОБЛЕМА СОБЛЮДЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

студентка Челябинского государственного университета

В пенитенциарной политике часто не уделяется должного внимания особым потребностям женщин и охране их здоровья. Часто среди осужденных-женщин отмечается высокая распространенность нарушений психического здоровья и наркотического или алкогольной зависимости, а также наличие сведений о жестоком обращении, физического или сексуального насилия.

Здоровье — основное право человека, и это особенно относится к лицам, которые отбывают уголовное наказание в исправительных учреждениях или находятся в следственных изоляторах. Представляется, что женщины должны пользоваться теми же правами, что и мужчины, так как пенитенциарные системы все же были рассчитаны на мужчин, поэтому практически во всех местах лишения свободы нет достаточных условий для охраны права здоровья женщин.

Законодательные основы, гарантирующие соблюдение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь на территории РФ, это, прежде всего, ст. 2 Конституции РФ, которая обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Начиная с 1995 г., Европейское региональное бюро Всемирная организация здравоохранения (далее — ВОЗ) проводит курс на снижение угроз здоровью населения, связанных с пенитенциарными учреждениями, направленных на охрану и укрепление здоровья в местах лишения свободы. В таких документах Регионального бюро, как «Здоровье в исправительных учреждениях: руководство ВОЗ по основным аспектам охраны здоровья в местах лишения свободы» издания 2007 г., собраны новейшие данные научных исследований и результаты анализа, проведенного экспертами в этой области, что позволило привлечь внимание к проблемам охраны здоровья в местах лишения свободы. Руководствуясь Гендерной политикой ВОЗ, Региональное бюро оказало поддержку в проведении исследования с целью выработки рекомендаций на основе фактических данных в отношении важнейших аспектов здоровья женщин в контексте пенитенциарных учреждений и системы уголовного правосудия в целом.

Автор статьи считает, что осужденные-женщины часто являются жертвами физического и сексуального насилия. Администрации мест лишения свободы следует содействовать утверждению достоинства и безопасности осужденных-женщин, находящихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовноисполнительной системы Российской Федерации, и защищать их от всякого рода издевательств и ненадлежащего обращения.

Пенитенциарная практика свидетельствует о том, что среди осужденных-женщин высок уровень распространенности нарушений психического здоровья, а адекватная помощь по поводу этих нарушений оказывается нечасто. Большинство осужденных-женщин страдают посттравматическим стрессовым расстройством и расстройствами, обусловленными употреблением психоактивных веществ. Среди осужденных-женщин чаще наблюдается членовредительство и они чаще совершают самоубийство, чем осужденные-мужчины.

В соответствии со ст. 29 Приказа Минздравсоцразвития РФ №640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» [1] , медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным должна предоставляться лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний либо лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конституционное право на охрану здоровья осужденных женщин, к сожалению, не всегда реализуется в местах лишения свободы. Это происходит по следующим причинам: отсутствие необходимых лекарственных препаратов и отсутствие специалистов, имеющих специальное медицинское образование. Следует отметить, что медицинские службы исправительных учреждений недостаточно оснащены медикаментами, техническими средствами и оборудованием. Администрации исправительных учреждений не обеспечивают возможность регулярного консультирования со специалистами именно по женскому здоровью.

Проблема соблюдения прав на охрану здоровья и медицинскую помощь в местах лишения свободы связана с нарушениями законодательства Российской Федерации в части по оказанию медицинской помощи осужденным-женщинам, а также слабым государственным контролем и надзором за данным видом деятельности, что в свою очередь порождает нарушение социальных прав осужденных-женщин.

Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся

УИК курсовая.docx

Особенность применяемого к осужденным государственного принуждения заключается в том, что оно нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а так же применения исправительного воздействия. В нормах гражданского, трудового, брачно-семейного и других отраслей права имеются положения ограничивающие для осужденных права и свободы граждан России

В условиях отбывания наказания происходит ограничение общих прав граждан, их конкретизация и дополнение. Конкретизация выражается как в уточнении субъективных прав, так и в детализации их содержания. Примером могут быть конкретные права и обязанности осужденных к лишению свободы в связи с получением общего и профессионального образования.

Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений.

Правовой статус осужденных представляет собой межотраслевой 5 правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно исполнительного права значительное число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права.

По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания, и его можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права совокупность прав, законных интересов и обязанностей, определяющих положение осужденных во время отбывания наказания.

Согласно ч.1.ст. 43 УК РФ, наказание представляет собой предусмотренные законом лишения или ограничения прав и свобод осужденных.

В содержание правового статуса лиц входят их права, законные интересы и обязанности. Они возникают и реализуются в рамках как правило уголовных и уголовно – исполнительных правоотношений.

Однако права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права осужденных, гарантированные экономически, политически, идеологически и организационно способствуют исправлению осужденного. Напротив права осужденных, провозглашенные лишь формально препятствуют выполнения поставленных перед наказанием целей

Такую образует возможность поведения, которая характеризуется высокой степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность законного интереса заключается в возможности, носящей характер стремления к самостоятельному поведению, свободе личного усмотрения в пользовании каким-либо социальным благом. Содержание законных интересов состоит из трех элементов.

Первый элемент состоит в стремлении к получению предусмотренного законом социального блага как материального (получение дополнительных посылок), так и духовного (предоставление дополнительного свидания).

Объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденного (например, перевод на облегченные или льготные условия), а так же не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Вторым элементом содержания законных интересов осужденных является возможность осужденных ходатайствовать перед управомоченными субъектами об их соответствующих действиях направленных на реализацию законных интересов осужденных.

Третий элемент выражается в возможности обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов.

Законные интересы осужденных представляют собой закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами как правило в результате оценки администрацией учреждений и органов исполняющих наказание, прокуратурой, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.

Социально правовое значение обязанностей значение обязанностей 6 осужденных выражается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания. сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого поведения. Оно обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их содержание или структуру, в которую входят два элемента:

  1. необходимость совершения определенных действий, например, обязанность осужденных к исправительным работам трудиться
  2. необходимость воздержания от установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги или ценные вещи)
Это интересно:  Профилактика в охране здоровья населения 2019 год

Юридические обязанности осужденных имеют различные формы выражения в праве осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающее достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица так и иных лиц.

Уголовно-исполнительный кодекс серьезное внимание уделил регламентации правового положения осужденного, значительно его расширив и углубив. Данному вопросу посвящена глава 2 УИК РФ,

Глава .2 Содержание и нормативная регламентация правового положения лиц, отбывающих наказание

2.1 Государственно–правовой статус осужденных к лишению свободы

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом уголовно-исполнительного права. Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Федерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, выражается в каре, а последняя представляет собой комплекс установленных законом ограничений прав и свобод человека и гражданина.

7 Поскольку согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей социально-политической ценностью, то возникающие вопросы о пределах их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом статусе граждан Российской Федерации положение осужденного во время отбывания уголовного наказания.

В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет разновидность специального правового статуса, в свою очередь, подразделяемого правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний ( лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

Глава 2 Конституции РФ закрепила права и свободы человека и гражданина, которые в науке конституционного права называются конституционными или общегражданскими.

Правовой статус осужденных к лишению свободы предполагает необходимость, «с одной стороны, вмаксимальной степени обеспечить соблюдение прав осужденных, их законных интересов, а с другой — предоставить администрации исправительных учреждений необходимые правовые рычаги для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в деятельности исправительных учреждений, предупреждения среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления»

8 Лишение свободы представляет собой комплекс правоограничений: одних прав и свобод осужденный лишается полностью, в других — ограничивается, третьи — претерпевают видоизменения.

Ограничения осужденных в конституционных правах и свободах рассматривают по их социальному назначению, направленности на удовлетворение различных потребностей и интересов личности. К личным правам и свободам человека относятся: право на жизнь; охрану достоинства личности; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени.

9 Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания»

Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Только в 90-х гг. уголовно-исполнительная система России обратила внимание на необходимость расширения и укрепления взаимодействия органов и учреждений, исполняющих наказания, с религиозными конфессиями и общественными организациями.

10 Политические права и свободы — это закрепленные в Конституции «возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом». К ним относятся: свобода мысли и слова, право на объединение в общественные организации, право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Применительно к личности осужденных эти права и свободы направлены на создание условий, обеспечивающих им достойную жизнь в условиях изоляции от общества и какое-то время после освобождения.

11 Охрана здоровья осужденных. УИК РФ закрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Обязанность охраны здоровья осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, возлагается на администрацию этого учреждения или органа уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Последние располагают широкой сетью специализированных медицинских учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическую работу среди осужденных. Кроме того, в каждом исправительном учреждении имеется медицинская часть со стационаром и специализированными кабинетами оказания лечебно-профилактической помощи осужденным. В случае необходимости больных осужденных направляют на лечение в специализированные больницы.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством женщины, имеющие детей до трех лет, вправе выбирать: помещать их в дома ребенка при исправительном учреждении или передать родственникам либо по решению органов опеки и попечительства — иным лицам. Реализация предписаний закона, иных мероприятий требует времени и средств, которые необходимо учитывать в государственном бюджете. Для улучшения эффективного достижения целей наказания, обеспечить порядок и дисциплину среди осужденных предотвращение новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправление»

2.2 Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают (по данным ФСИН РФ):
— 131 больница различного профиля,
— 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом,
— 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией,
— медицинские части или здравпункты в каждом учреждении.
В настоящее время в исправительных учреждениях содержится 289,8 тыс. осужденных, являющихся инвалидами, нетрудоспособными или ограниченно трудоспособным и, в том числе:
24,5 тыс. инвалидов I, II и III группы;
20,4 тыс. находящихся на лечении в ЛПУ;
76,1 тыс. больных психическими расстройствами;
47,4 тыс. больных активной формой туберкулеза;
43,8 тыс. больных наркоманией;
39,6 тыс. ВИЧ инфицированных;

38,0тыс. хронических алкоголиков. .
Права на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и право на жизнь,являются неотъемлемыми правами каждого человека. Забота о здоровье нации должна быть ключевым направлением социально-экономической политики государства. .
Согласно ст. 41 Конституции РФ «медицинская помощь в. учрежденияхздравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счетсредств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются мерыпоразвитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
Право человека на охрану здоровья реализуется в возможности удовлетворения социально-экономических и личных потребностей и интересов человека в части восприятия им профилактических мероприятий по охране здоровья и, особенно, в части непосредственного восстановления нарушенного здоровья. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязаны принимать все возможные меры, направленные на охрану здоровья любого человека, где бы он ни находился, защищая тем самым общество в целом. Применительно к осужденным, лишенным свободы, данная обязанность государства может реализовываться в создании условий, обеспечивающих поддержание их здоровья с начального момента изоляции от общества (во время следствия), в период отбывания наказания в виде лишения свободы и какое-то время после освобождения из исправительного учреждения. .
Минюст РФ совместно с Минздравсоцразвития РФ проводят комплекс мероприятий по охране здоровья лиц, лишенных свободы. Отметим, что за последние годы бюджетное финансирование уголовно-исполнительной системы возросло в четыре раза; более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья осужденных и подследственных федеральные целевые программы, значительное внимание в которых уделено профилактическим и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.
Совместный Приказ Минздравсоцразвития и Минюста России «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» от 17.10.2005 г. № 640/190 базируется на «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г., Федеральном законе от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ и регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи заключенным. Этот приказ унифицировал нормы, касающиеся организации, обеспечения и деятельности медицинской части; организации лечебно-профилактической помощи при различных видах заболеваний. .
Ниже приводится краткий комментарий отдельных пунктов названного приказа.
П.22 Приказа указывает на то, что помещения медицинской части должны иметь отопление, горячее и холодное водоснабжение, а в процедурном кабинете или перевязочной в постоянной готовности должна быть портативная медицинская укладка (сумка, чемодан) с набором средств для оказания неотложной помощи вне медицинской части, стерильный хирургический инструментарий, шприцы, инъекционные иглы; запас стерильного перевязочного материала; запас кислорода. .
П.п.24-56 регламентируют порядок проведения медицинских мероприятий по прибытии подозреваемого, обвиняемого в СИЗО. Следует обратить внимание на то, что по прибытии в следственный изолятор проводится первичныймедицинский осмотр всех поступивших граждан (в том числе и следующих транзитом) не только с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, но также для выявления больных, нуждающихся в неотложной помощи, выяснения жалоб на заболевания и телесные повреждения. В срок не более трех дней с момента прибытия в СИЗО все поступившие, кроме лиц ,следующих транзитом, должны быть подвергнуты углубленному врачебному осмотру, а также рентгенофлюорографическому обследованию. Все данные, выявленные при осмотрах, обязательно должны быть зафиксированы в журнале медицинских осмотров СИЗО (карантина), который ведется в медицинской комнате. Факт фиксации основной информации об осмотре имеет важное значение как доказательство, удостоверяющее состояние здоровья на момент прибытия в СИЗО. Оно может быть использовано как при доказывании недопустимости доказательств, полученных в результате физического воздействия, так и при доказывании причинения вреда здоровью сотрудниками государственных органов. В соответствии с п. 28 в случае доставки в Учреждение гражданина, имеющего телесные повреждения, по инициативе дежурного помощника начальника Учреждения (оперативного дежурного), либо по заявлению самого пострадавшего, а также при выявлении телесных повреждений при осмотре медицинским работником (врачом, фельдшером) составляется акт в произвольной форме. Указанный акт составляется в двух экземплярах, один из которых приобщается к медицинской карте амбулаторного больного, второй экземпляр выдается на руки подозреваемому, обвиняемому или осужденному под его личную подпись на первом экземпляре акта. О факте проведения освидетельствования рапортом информируется начальник Учреждения и прокурор, осуществляющий надзор за деятельностью Учреждения. Приобщение акта к медицинской карте амбулаторного больного в обязательном порядке подлежит отметке в листе уточненных диагнозов. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений, в соответствии с п.37 Приказа его медицинское освидетельствование, а также ,оказание медицинской помощи , проводятся медицинскими работниками СИЗО безотлагательно. Медицинское освидетельствование должно включать в себя: медицинский осмотр, а при необходимости , дополнительные методы исследований и привлечение врачей-специалистов. Полученные результаты должны быть зафиксированы в медицинской карте амбулаторного больного и сообщены свидетельствуемому в доступной для него форме. При выявлении данных, позволяющих полагать, что вред здоровью подозреваемого, обвиняемого или осужденного причинен в результате противоправных действий, в соответствии с п. 38 Приказа медицинский работник, проводивший медицинский осмотр, обязан письменно информировать об этом руководителя Учреждения. .
В случае обнаружения телесных повреждений осужденного, находящегося в исправительном учреждении, вновь нанесенных татуировок, свежих следов от инъекций (при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью подозреваемого, обвиняемого либо осужденного причинен в результате противоправных действий) медицинский работник, проводивший осмотр, руководствуясь п.56 Приказа должен доложить об этом начальнику Учреждения рапортом. При обнаружении у больного, направленного на лечение, признаков повреждений насильственного характера или иного происхождения на основании п. 143 Приказа дежурный врач обязан доложить об этом начальнику больницы или его заместителю, который извещает об этом руководство территориальных органов уголовно-исполнительной системы, в ведении которых находится больница. При обнаружении этих повреждений врач, проводивший медицинский осмотр, совместно с дежурным помощником начальника больницы (оперативным дежурным) и начальником караула (старшим конвоя), доставившего подозреваемого, обвиняемого или осужденного, обязан составить акт.
Пункты 46,47 Приказа регламентирует порядок медицинского контроля за водворением подозреваемого, обвиняемого, осужденного в одиночную камеру или карцер, в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, изолированное помещение строгих условий отбывания наказания, после вынесения решения о наказании. Перед исполнением дисциплинарного взыскания должен быть произведен медицинский осмотр с письменным заключением врача (фельдшера) о возможности содержания гражданина в перечисленных помещениях. Недопустимо содержание наказанного лица в данных помещениях, в случае если он имеет заболевание, травму либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях. На основании п.47 Приказа лицам, содержащимся в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях, а также в карцерах следственных изоляторов, медицинский осмотр и помощь производится на месте медработниками при ежедневной проверке санитарного состояния этих помещений, а также при обращениях. В случаях, когда имеется угроза здоровью или жизни лиц, содержащихся в указанных помещениях, медицинский работник принимает меры к срочной доставке такого лица в медицинскую часть. Очень важным вопросом является право подозреваемого, обвиняемого, осужденного на ознакомление и получение копий медицинских документов. .
П.65 Приказа устанавливает, что медицинские карты амбулаторного больного, листы назначений, листки временной нетрудоспособности на руки подозреваемым, обвиняемым и осужденным не выдаются, хранятся в медицинской части. Вместе с медицинской картой амбулаторного больного хранятся журналы регистрации амбулаторных больных. Однако, указанное положение не должно лишать подозреваемого, обвиняемого и осужденного права на получение информации о состоянии его здоровья. Поэтому по требованию подозреваемого, обвиняемого или осужденного ему в присутствии врача обеспечивается возможность непосредственного ознакомления с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья. Любые изменения в психическом и соматическом состоянии больного, новые назначения и исследования в соответствии с п. 191 Приказа немедленно отражаются в истории болезни. Все записи, сделанные в истории болезни, скрепляются личной подписью лечащего врача, а в случае проведения обходов начальником отделения или консультации врачами-специалистами — их подписями; совместные осмотры, проводимые консилиумы, — подписями всех участников. .
П.120 Приказа наряду с УИК РФ, ФЗ «О прокуратуре в РФ» регламентирует право на жалобу. Устные и письменные заявления и жалобы больных — подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их родственников и законных представителей регистрируются и рассматриваются администрацией больницы в установленном порядке. Жалобы больных на некорректное отношение к ним со стороны персонала больницы проверяются незамедлительно назначенными начальником больницы лицами. Письма, заявления и жалобы больных направляются адресату в установленном порядке. Следует иметь в виду также, что незаконные действия работников медицинских учреждений системы ФСИН РФ могут быть обжалованы как начальнику медицинского управления ФСИН РФ , так и в прокуратуру по месту нахождения учреждения. .
Отсутствие в медицинских частях учреждений ФСИН РФ необходимых дорогостоящих медикаментов является причиной сложности излечения многих заболеваний. Вопрос медикаментозного обеспечения регулируется п.67 Приказа, в соответствии с которым по просьбе больного при согласовании с лечащим врачом и начальником медицинской части больному может быть разрешено в установленном порядке приобретение (получение) необходимых для его лечения медикаментов. .
Медикаменты подозреваемым, обвиняемым и осужденным на руки не выдаются, прием лекарственных препаратов проводится в присутствии медицинского работника. Исключение могут составлять препараты, не относящиеся к наркотическим, психотропным, сильнодействующим либо ядовитым, назначаемые при заболеваниях, нуждающихся в непрерывном поддерживающем лечении (ишемическая болезнь сердца со стенокардией напряжения и покоя, гипертоническая болезнь со стойким повышением артериального давления, сахарный диабет, эпилепсия и другие подобные заболевания). Решение вопроса о выдаче этих препаратов на руки больному (из расчета на одни сутки) принимается начальником медицинской части (здравпункта, амбулатории) в индивидуальном порядке в соответствии с назначением лечащего врача. .
Значительное количество претензий вызывает несвоевременность оказания помощи в некоторых случаях. Такие ситуации, например, могут возникнуть в период времени, когда распорядком работы учреждения не предусмотрено нахождение в нем медицинского персонала. При наличии подобных обстоятельств п.81 Приказа возлагает ответственность за своевременность вызова медработника или скорой медицинской помощи, а также обеспечение экстренной эвакуации больного транспортом с охраной и надзором, является обязанностью оперативного дежурного исправительного учреждения, дежурного помощника начальника следственного изолятора, тюрьмы. В соответствии с правилами п.127 Приказа врачебная помощь больным в вечернее и ночное время производится штатными врачами больниц. В случае отсутствия возможности оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, разрешается с их согласия помещать их для стационарного лечения в больницы ФСИН РФ. Особенно важным является и соблюдение санитарно-гигиенических норм в лечебно-профилактических учреждениях. Так как это является фактором, значительно сдерживающим распространение и осложнение многих заболеваний в учреждениях ФСИН РФ. П.123 Приказа закрепил, что больным еженедельно должна предоставляться возможность пользования баней (ванной) с последующей сменой нательного и постельного белья. Смена белья у ослабленных больных должна производится по мере необходимости, это означает, что при наличии каких-либо обстоятельств, смена белья может производиться чаще, но не реже одного раза в неделю.. .
Устанавливает Приказ и определенные ограничения, связанные с наличием заболеваний или проведением лечебных мероприятий. Так, на основании п.119 допускается временное непредоставление свиданий и запрещение посещений больного иными лицами при карантине, по 1) санитарно-эпидемическим основаниям, а также, если 2) посещение больного может привести к ухудшению его здоровья или 3) представлять угрозу его жизни и здоровью окружающих (в т.ч. прибывших для посещения). Решение о запрете свиданий может быть принято только начальником больницы по письменному заключению лечащего врача и начальника отделения. П.304 Приказа запрещает осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, до окончания курса лечения выезды за пределы исправительных учреждений. Осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа, в соответствии с п.197 не могут быть направлены в колонии-поселения до завершения такого лечения. А при представлении к условно-досрочному освобождению осужденного, не прошедшего полного курса обязательного лечения венерического заболевания, информация о проведенном лечении и перспективах выздоровления направляется в суд (п.303). В случае отбытия больным осужденным назначенного ему наказания, если его немедленное освобождение опасно для его жизни, то с его согласия по медицинскому заключению он может быть временно оставлен в отдельной больничной палате, о чем сообщается в органы прокуратуры и родственникам (п.202).
Приказ регламентирует также основные лечебно-профилактические мероприятия в отношении некоторых категорий заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция, травмы, отравления, психические расстройства, алкоголизм, наркомания, венерические заболевания, заразные кожные болезни.
Так, относительно психических заболеваний, п.262 Приказа устанавливает необходимость направления или согласия врача-психиатра на проведение каких-либо лечебных мероприятий с его пациентом. Данный пункт, однако, разрешает проводить медицинское освидетельствование лиц, которые представляют непосредственную опасность для себя или окружающих, являются беспомощными либо способны причинить существенный вред своему здоровью, без их согласия или согласия их законных представителей.
Глава 10 регулирует профилактическое лечение туберкулеза в учреждениях ФСИН. В соответствии с п. 348 Приказа профилактические мероприятия проводятся ежедневно или через день двумя противотуберкулезными препаратами. Диетическое питание (независимо от места содержания подозреваемого, обвиняемого или осужденного) по установленной норме назначается: 1) больным туберкулезом I, II ГДУ и лицам, состоящим на учете в III ГДУ; 2) лицам, состоящим на учете в 0, IV, V, VI ГДУ — на период пробного или профилактического лечения. Сведения о назначаемом подозреваемому, обвиняемому или осужденному диетическом питании обязательны для внесения в медицинскую карту амбулаторного больного. Однако, в случае отказа от приема противотуберкулезных препаратов лицами, состоящими на учете по 0, IV, III ГДУ, диетическое питание им не назначается (п.355). .
В соответствии с п.356 Приказа труд больных туберкулезом организуется и проводится под постоянным наблюдением и контролем медицинского персонала учреждения. К труду (в том числе оплачиваемому) могут привлекаться больные туберкулезом, признанные в установленном порядке трудоспособными. В зависимости от степени влияния болезни на жизнедеятельность человека осужденным устанавливается инвалидность, которая влечет значительное ослабление режима содержания. Инвалидность устанавливается в результате проведения медико-социальной экспертизы. П.362 приказа устанавливает, что на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях, в случаях нарушения здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма и нуждающиеся в мерах социальной защиты и медицинской реабилитации. .
Гражданин, нуждающийся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном порядке в произвольной форме подает письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения. Перед направлением на медико-социальную экспертизу для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений начальник лечебно-профилактического учреждения ФСИН РФ принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях, в условиях ЛПУ ФСИН РФ, а при необходимости — в ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Освидетельствование (переосвидетельствование) может проводиться как непосредственно в учреждении, так и в бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения на общих основаниях. В случае несогласия осужденного с решением бюро медико-социальной экспертизы, оно может быть обжаловано в порядке, определенном разделом Положением о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 965. .
12 Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным, изолированным от общества, организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства юстиции и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации .

Это интересно:  Правовые основы охраны здоровья презентация 2019 год

Статья написана по материалам сайтов: novainfo.ru, bstudy.net, yaneuch.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector