+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Охрана и укрепление здоровья дошкольников 2019 год

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость .научно обоснованного определения оптимального соотношения обучения и самостоятельных тренировок детей в процессе подвижных и спортивных игр с применением специального оборудования и тренажеров.

Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых — педагогов и родителей.

Целесообразно введение в штатное расписание дошкольного учреждения преподавателя физкультуры (например, на хозрасчетной основе), который помимо основных занятий будет проводить дополнительные занятия, направленные на физиологическую коррекцию детей с нарушениями осанки, с низкой двигательной активностью, ослабленных, часто болеющих и др. Дополнительные занятия можно проводить во время прогулок, в свободное и специально отведенное время.

Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.

Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. В режим детского сада вводятся ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки региональных и климатических условий в районе детского учреждения. Следует обеспечить дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным оборудованием на участке. Необходимо также широко использовать возможности спортивно-оздоровительных комплексов, школьных стадионов, катков и бассейнов в микрорайоне. Функционирование детского сада как «открытой системы» существенно расширяет его собственные возможности.

Материал на тему:
«Охрана и укрепление здоровья детей»

Семинар-практикум для воспитателей

Скачать:

Вложение Размер
seminar.docx 21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар — практикум для воспитателей

«Охрана и укрепление здоровья детей»

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитывать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. По данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Здоровьесберегающие технологии — это эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Давайте вспомним виды здоровьесберегающих технологий, используемых в детском саду.

Проверим все ли мы перечислили:

  • Ритмопластика
  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Г имнастика пальчиковая
  • Г имнастика для глаз
  • Г имнастика дыхательная
  • Г имнастика пробуждения
  • Самомассаж
  • Оздоровительный бег
  • Г имнастика коррегирующая, ортопедическая Слайд 3.

Современные здоровьесберегающие технологии подразделяются на технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии.

Сегодня мы поговорим подробнее о технологиях сохранения и стимулирования здоровья.

Динамические паузы (физкультминутки) применяются с целью восстановления умственной работоспособности, предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе. Физкультминутки создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям, вырабатывают четкие движения во взаимосвязи с речью.

Далее поговорим о дыхательной гимнастике.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность человека. Лёгкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они так же принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Именно поэтому дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей.

В спортивном уголке группы должно быть оборудования для выполнения дыхательных упражнений.

Приведите примеры оборудования для дыхательного упражнения, которые вы используете.

Вот несколько примеров оборудования для дыхательных упражнений, которые можно изготовить своими руками.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Предлагаю вам вспомнить 2-3 пальчиковые игры и продемонстрировать их (для всех возрастов).

Ходьба по массажным дорожкам применяется с целью:

  1. Закаливание организма.
  2. Восполнение нехватки тактильных ощущений.
  3. Профилактика и коррекция плоскостопия.
  4. Развития чувства равновесия и координации движений.
  5. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
  6. Представление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В нашем детском саду в каждой группе имеются массажные дорожки и мы каждый день их используем.

Такая форма работы как гимнастика пробуждения обладает замечательным оздоровительным потенциалом. В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике пробуждения направленность, обеспечивающую облегчение перехода от сна к бодрствованию, создающую положительный эмоциональный фон, имеющую огромные возможности для восстановления у воспитанников здоровья.

Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребенка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения, 90% информации поступают ребенку через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться — важнейшая задача воспитателя. Зрительная гимнастика проводится с целью предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения. Гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты, гимнастика проводится в течении 2-3 мин.

Основной приём проведения — наглядный показ действий педагога. Для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом — птички, бабочки, снежинки. Демонстрацию предмета проводить необходимо на уровне глаз детей. Упражнения хорошо проводить

под музыку. Г имнастика для глаз способствует более быстрому

восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала.

Предлагаю вашему вниманию электронную гимнастику для глаз.

Ритмопластика проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Задачи ритмопластики : развитие музыкальности; развитие двигательных качеств и умений; развитие творческих способностей; развитие и тренировка психических процессов; развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Важно обращать внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка при использовании ритмопластики.

Подвижные и спортивные игры используются как часть

физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой и со средней степенью подвижности. Проводятся они ежедневно во всех возрастных группах. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация проводится в любом подходящем помещении в зависимости от состояния детей и целей проведения. Она проводится для всех возрастных групп . Возможно использование спокойной классической музыкы (Чайковский, Рахманинов), звуков природы.

Гимнастика ортопедическая используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы во всех возрастных группах. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорно-двигательного аппарата.

Гимнастика корригирующая — разновидность лечебной гимнастики. У детей представляет собой систему спец. физ. упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника; оказывает и общеукрепляющее действие на организм (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет определённые мышечные группы; восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника, вырабатывает правильную осанку).

Оздоровительный бег мы применяем со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимо проводить бег в физкультурной форме и спортивной обуви.

Еще один вид здоровьесберегающих технологий — игровой стретчинг. Это комплекс упражнений, основанный на растяжку мышц тела, суставно- связачного аппарата и позвоночника ребенка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Игровой стретчит, упражнения которые носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуации, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

В завершение моего выступления я хочу предложить вам памятки «Современные здоровьесберегающие технологии».

Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсу.

Охрана и укрепление здоровья детейОхрана и укрепление здоровья детей – одна из главных задач, стоящих перед детским садом и семьей. Педагоги знакомят родителей с режимом дня в дошкольном у.

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при построении.

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при построении.

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при постро.

Мастер-класс «Доржка здоровья».

Здоровье ребенка – дошкольника в основном зависит от условий общества, жизни семьи, гигиенической культуры, статуса здравоохранение и образования, социальной и педагогический проблемы в республике, ми.

Статья (средняя группа):
Охрана и укрепление здоровья дошкольников(из опыта работы).

В данной статье я рассказываю о применении здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду.

Павлова Е.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников

(из опыта работы).

Дошкольный возраст – возраст, когда закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развиваются физические качества, необходимые для участия ребенка в двигательной активности, что в свою очередь формирует психические и интеллектуальные способности дошкольника.

Анализ состояния здоровья детей показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей сократилось. Дети, начиная уже с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом, недостаточно бывают на воздухе в силу объективных причин, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих чад (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Актуальность проблемы здоровья говорит о необходимости принятия неотложных мер по его сбережению и укреплению. Сегодня мы говорим: «Здоровый ребенок – успешный ребенок».

В нашем детском саду мед.персонал организовывает мониторинг здоровья каждого ребенка, ведет контроль питания, закаливания и профилактических мер, проводит витаминотерапию, полоскание горла.

С целью снижения заболеваемости мы проводим профилактические мероприятия: кварцевание групп в холодное время года, ионотерапию, ежедневную утреннюю гимнастику с учетом навыков детей и использованием музыкального сопровождения, соблюдение воздушного режима в группах, щадящее закаливание, организацию физкультурных занятий и прогулок с максимальным пребыванием на свежем воздухе с проведение состязаний и эстафет(это и двигательная активность, и моменты сильной радости, и задействованы мыслительные процессы). Кроме того, большое внимание уделяется адаптации вновь поступивших детей, т. к. эмоциональный настрой, бодрое настроение – это то, что является важным для здоровья ребенка. Также мы проводим анкетирование родителей на тему готовности ребенка к детскому саду, изучаем и учитываем особенности его поведения и привычек, наблюдаем за эмоциональным состоянием, навыками взаимоотношений. Иногда необходимо пребывание ребенком небольшого отрезка времени в группе с мамой, щадящий режим.

Охрана и укрепление здоровья проходит в двух направлениях: 1) это мероприятия по сохранению и стимулированию здоровья, предотвращению переутомления и 2) воспитание привычки к физической активности и заботе о здоровье.

Наша группа оснащена разнообразным физкультурным оборудованием. В уголке здоровья собраны: мячи, скакалки, обручи, кегли, флажки, палочки, мешочки, кольца для игры в баскетбол, разнообразное оборудование для массажа рук, массажные дорожки для ходьбы для профилактики плоскостопия и массажный коврик, картотеки подвижных игр и гимнастик. Так как незаменимым средством сбережения и обогащения здоровья является игра, в группе много игрушек. Теоретик дошкольного образования Е.А.Аронов говорил: «…никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – это залог здоровья». У нас много игр на спортивную тематику: «Футбол», «Хоккей», «Бадминтон», «Попади в цель», «Перемотки», пособия по развитию моторики, материалы для СРИ «Мы – туристы», есть алгоритмы одевания на прогулку, модели по оказанию первой помощи при ушибах, укусах, макет зубной челюсти человека, плакаты «Лекарственные растения», «Виды спорта», аудиозаписи гимнастик.

Богатейшим подспорьем в работе для нас является фольклор и детская литература. В режимных моментах для создания момента радости мы проговариваем потешки и заучиваем поговорки, используя искусство интонации, проводим беседы, игры-путешествия, напр. «В страну зубной щетки».

В течение дня проводятся физкультминутки, которые могут включать дыхательную гимнастику в игровой форме (правильное дыхание помогает детям, часто болеющим респираторными заболеваниями), гимнастику для глаз (упражнения очень просты для малышей, вместе с тем снимают усталость и напряжение), пальчиковую гимнастику и самомассаж (для развития моторики рук очень полезно проводить регулярную разминку, это также это влияет на речь ребенка), гимнастику пробуждения. Мы делаем ее на кроватках, либо это прогулки по массажным коврикам из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. В гимнастику могут входить упражнения для правильной осанки, предупреждения плоскостопия, ходьба по на носках, пятках, медленный бег.

Динамическую паузу применяем во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

Релаксация, т.е. отдых и расслабление, под звуки природы или спокойную классическую музыку.

Очень важна последовательная работа и взаимодействие с родителями, приобщение их к физкультурным мероприятиям. Мы проводим анкетирование по вопросам ЗОЖ, выставки поделок и газет, проводим консультации, делимся интересной информацией и рекомендациями.

Скачать:

Вложение Размер
В данной статье я рассказываю о применении здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. 18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова Е.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района

Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников

(из опыта работы).

Дошкольный возраст – возраст, когда закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развиваются физические качества, необходимые для участия ребенка в двигательной активности, что в свою очередь формирует психические и интеллектуальные способности дошкольника.

Анализ состояния здоровья детей показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей сократилось. Дети, начиная уже с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом, недостаточно бывают на воздухе в силу объективных причин, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих чад (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Актуальность проблемы здоровья говорит о необходимости принятия неотложных мер по его сбережению и укреплению. Сегодня мы говорим: «Здоровый ребенок – успешный ребенок».

В нашем детском саду мед.персонал организовывает мониторинг здоровья каждого ребенка, ведет контроль питания, закаливания и профилактических мер, проводит витаминотерапию, полоскание горла.

С целью снижения заболеваемости мы проводим профилактические мероприятия: кварцевание групп в холодное время года, ионотерапию, ежедневную утреннюю гимнастику с учетом навыков детей и использованием музыкального сопровождения, соблюдение воздушного режима в группах, щадящее закаливание, организацию физкультурных занятий и прогулок с максимальным пребыванием на свежем воздухе с проведение состязаний и эстафет(это и двигательная активность, и моменты сильной радости, и задействованы мыслительные процессы). Кроме того, большое внимание уделяется адаптации вновь поступивших детей, т. к. эмоциональный настрой, бодрое настроение – это то, что является важным для здоровья ребенка. Также мы проводим анкетирование родителей на тему готовности ребенка к детскому саду, изучаем и учитываем особенности его поведения и привычек, наблюдаем за эмоциональным состоянием, навыками взаимоотношений. Иногда необходимо пребывание ребенком небольшого отрезка времени в группе с мамой, щадящий режим.

Охрана и укрепление здоровья проходит в двух направлениях: 1)это мероприятия по сохранению и стимулированию здоровья, предотвращению переутомления и 2)воспитание привычки к физической активности и заботе о здоровье.

Наша группа оснащена разнообразным физкультурным оборудованием. В уголке здоровья собраны: мячи, скакалки, обручи, кегли, флажки, палочки, мешочки, кольца для игры в баскетбол, разнообразное оборудование для массажа рук, массажные дорожки для ходьбы для профилактики плоскостопия и массажный коврик, картотеки подвижных игр и гимнастик. Так как незаменимым средством сбережения и обогащения здоровья является игра, в группе много игрушек. Теоретик дошкольного образования Е.А.Аронов говорил: «…никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – это залог здоровья». У нас много игр на спортивную тематику: «Футбол», «Хоккей», «Бадминтон», «Попади в цель», «Перемотки», пособия по развитию моторики, материалы для СРИ «Мы – туристы», есть алгоритмы одевания на прогулку, модели по оказанию первой помощи при ушибах, укусах, макет зубной челюсти человека, плакаты «Лекарственные растения», «Виды спорта», аудиозаписи гимнастик.

Богатейшим подспорьем в работе для нас является фольклор и детская литература. В режимных моментах для создания момента радости мы проговариваем потешки и заучиваем поговорки, используя искусство интонации, проводим беседы, игры-путешествия, напр. «В страну зубной щетки».

В течение дня проводятся физкультминутки, которые могут включать дыхательную гимнастику в игровой форме (правильное дыхание помогает детям, часто болеющим респираторными заболеваниями), гимнастику для глаз (упражнения очень просты для малышей, вместе с тем снимают усталость и напряжение), пальчиковую гимнастику и самомассаж (для развития моторики рук очень полезно проводить регулярную разминку, это также это влияет на речь ребенка), гимнастику пробуждения . Мы делаем ее на кроватках, либо это прогулки по массажным коврикам из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. В гимнастику могут входить упражнения для правильной осанки, предупреждения плоскостопия, ходьба по на носках, пятках, медленный бег.

Динамическую паузу применяем во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

Релаксация, т.е. отдых и расслабление, под звуки природы или спокойную классическую музыку.

Очень важна последовательная работа и взаимодействие с родителями, приобщение их к физкультурным мероприятиям. Мы проводим анкетирование по вопросам ЗОЖ, выставки поделок и газет, проводим консультации, делимся интересной информацией и рекомендациями.

Охрана и укрепление здоровья дошкольников на занятиях с применением компьютеров.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Здоровье ребенка формируется и определяется целым рядом факторов: генетическими, социально-бытовыми, экологическими и др. Очень важным в этой связи является также и соответствие учебно-воспитательной нагрузки, которая предъявляется ребенку, его возрастным функциональным возможностям. Утомление и переутомление — вот частая причина многих патологических состояний, возникающих у детей.

Деятельность ребенка должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры головного мозга, а отдых — обеспечивать полное их функциональное восстановление.

Педагогическая наука и практика предлагает новые формы обучения и воспитания, разрабатывает и внедряет и учебно-воспитательный процесс новые средства и методы. При этом далеко не всегда можно предугадать, какое влияние на организм детей они будут оказывать. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе детского сада поставило перед медиками и педагогами целый ряд проблем.

Работа на ПЭВМ, как известно, сопряжена с целым рядом особенностей и со спецификой влияния ее на организм работающего, на его состояние здоровья. Поэтому среди этих проблем ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления.

Особенно остро стоят проблемы влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного возраста:

— на состояние их здоровья,

-функциональное состояние физиологических систем,

Вот почему особенно важно изучать, как влияет на маленького ребенка общение с компьютером, не будет ли это общение вредить его здоровью. В связи с этим понятно, как важно нормировать этот новый вид деятельности дошкольника. Медицинские ограничения по взаимодействию ребенка с компьютером связаны с возможным негативным влиянием на зрение, на осанку, на общее здоровье, реагирующее на некоторые виды излучений от экрана и корпуса, развитие гиподинамических процессов.

При этом нужно не только нормировать общение ребенка с компьютером, но и разработать и определить все необходимые здоровьесберегающие условия для использования компьютеров на занятиях с дошкольниками в детском саду.

Дети и без того мало двигаются, долго сидят и дома, и на занятиях в детском саду и школе. Научные данные свидетельствуют о том, что двигательная активность современных детей недостаточна. Между тем движение необходимо для нормального развития. Особенно утомительна статическая поза, характерная для работы на компьютере. Под влиянием такой работы могут происходить нарушения зрения, других функций и осанки. Поэтому важно организовать занятия так, чтобы не вредить здоровью детей.

Под влиянием работы на компьютере страдают прежде всего глаза, зрение. Ведь большую часть времени приходится общаться с монитором компьютера, рассматривать информацию на ее светящемся экране, причем на близком расстоянии. Кроме того, необходимо часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру. Поэтому глазам приходится постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям. В результате этого аккомодационная система глаза все время находится в напряжении. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам».

Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране монитора, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Ребенок 5-6 лет представляет собой усиленно развивающийся организм В это время он вступает в критический период своего развития, когда созревание основных физиологических систем организма (центральная нервная, сердечно-сосудистая, зрительная, двигательная) особенно активизируется. В связи с этим 5- 6-летние дети становятся уязвимыми к действию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе и учебной (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.).

Еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

Как показывают исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й мин работы ребенка на компьютере, а после 20 мин у 25% детей были зафиксированы «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Очень важный и малоизученный аспект контактов ребенок-компьютер – психологический. Нельзя забывать то, что компьютер создан взрослыми людьми. Ребенок, неокрепший и неопытный, окунается во взрослый, часто враждебный и непонятный мир. Любые несоответствия в этом плане могут привести к нежелательным психологическим воздействиям.

Помимо всего уже сказанного, при работе с компьютером следует иметь в виду влияние на организм пользователей компьютера следующих специфических факторов. Их можно сгруппировать в 5 основных групп:

• излучения от компьютеров;

• факторы, связанные с изменением качества воздушной среды в помещении, где находятся компьютеры:

• факторы, связанные с особенностями зрительной работы;

• факторы, связанные с качеством монитора;

• факторы, обусловленные видом работы на компьютере и ее сложностью.

В целях обеспечения безопасных для здоровья ребенка условий общения с компьютером и в целях предупреждения переутомления следует:

— ограничить длительность работы ребенка за компьютером,

— проводить гимнастику для глаз,

— правильно обустроить рабочее место,

— использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Педагогические ограничения связаны с отбором компьютерных программ, т.к. большинство программ не соответствует возрасту по форме, объему, качеству предоставляемой информации. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Из всего вышеизложенного становится очевидным, что к организации занятий с использованием компьютера в детском саду для дошкольников нужно относиться очень серьезно и внимательно.

Компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Только правильное устройство компьютерного зала, рациональное размещение компьютеров в нем, организация рабочих мест в соответствии с требованиями гигиены, организация режима работы детей на компьютере в соответствии с их функциональными возможностями, без переутомления помогут сохранить детям и без того уже не очень блестящее здоровье и обеспечить высокую педагогическую эффективность занятий.

И самое главное! Не надо принуждать ребенка; занятия с компьютером должны проводиться в виде игры.

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, nsportal.ru, students-library.com.

»

Это интересно:  Охрана здоровья женщин и детей 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector