+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Обязанности граждан в области охраны здоровья 2019 год

Основы охраны здоровья граждан в Российской Федерации

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения
Глава 2. Основные принципы охраны здоровья
Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья
Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Глава 5. Организация охраны здоровья
Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья
Глава 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование
Глава 8. Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека
Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации
Глава 10. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Глава 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья
Глава 12. Организация контроля в сфере охраны здоровья
Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья
Глава 14. Заключительные положения

Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 2. Право граждан на обращение
Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан
Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения
Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением
Статья 7. Требования к письменному обращению
Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения
Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению
Статья 10. Рассмотрение обращения
Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений
Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
Статья 13. Личный прием граждан
Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений
Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений
Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов Союза ССР
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предоставляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета города Москвы

В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» (с изменениями на 21 июля 2014 года) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.

Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг

Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. n 543н об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению

1. Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению
2. Правила организации деятельности поликлиники
3. Рекомендуемые штатные нормативы поликлиники
4. Правила организации деятельности кабинета (отделения) доврачебной помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины))
5. Правила организации деятельности регистратуры поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины))
6. Правила организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины))
7. Правила организации деятельности кабинета врача общей практики (семейного врача)
8. Правила организации деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики
9. Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады
10. Правила организации деятельности дневного стационара
11. Рекомендуемые штатные нормативы дневного стационара
12. Стандарт оснащения дневного стационара
13. Правила организации деятельности врачебной амбулатории
14. Рекомендуемые штатные нормативы врачебной амбулатории
15. Стандарт оснащения врачебной амбулатории
16. Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта
17. Рекомендуемые штатные нормативы фельдшерско-акушерского пункта
18. Стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта
19. Правила организации деятельности фельдшерского здравпункта медицинской организации
20. Рекомендуемые штатные нормативы фельдшерского здравпункта медицинской организации
21. Стандарт оснащения фельдшерского здравпункта медицинской организации
22. Правила организации деятельности центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины)
23. Рекомендуемые штатные нормативы центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины)
24. Стандарт оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины)
25. Правила организации деятельности центра здоровья
26. Рекомендуемые штатные нормативы центра здоровья
27. Стандарт оснащения центра здоровья
28. Рекомендуемые штатные нормативы отделения (кабинета) медицинской профилактики

Правила и сроки госпитализации

Госпитализация гражданина в больничное учреждение осуществляется в случаях:

— доставки бригадой СМП;
— самостоятельного обращения больного по экстренным показаниям;
— направления лечащим врачом поликлиники;
— направление врача приемного отделения стационара либо зав. отделением;

Показания для госпитализации:

Экстренная госпитализация — острые заболевания, обострения хронических болезней, отравления и травмы, состояния требующие интенсивной терапии и перевода в АРО или ОРИТ, а также круглосуточного медицинского наблюдения, в том, числе при патологии беременности, родах, абортах, а также в период новорожденных, а также изоляции по экс. показаниям ;

Плановая госпитализация – проведение диагностики и лечения, требующие круглосуточного медицинского наблюдения.

При госпитализации гражданина в больничное учреждение ему по клиническим показаниям устанавливают режим дневного (стационар дневного пребывания) или круглосуточного медицинского наблюдения.

В случае оказания плановой медицинской помощи возможно наличие очередности. Срок плановой госпитализации по абсолютным показаниям не более 7 дней и по относительным показаниям не более 30 дней с момента осуществления показаний к госпитализации. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинскую помощь в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4-х лет, а с ребенком старше данного возраста – при наличии медицинских показаний, плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания не взимается.

1) Перечень документов:

— направление (лечащего врача поликлиники, врача приемного покоя, заведующего отделением);
— паспорт;
— действующий страховой полис обязательного медицинского страхования;

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» уточнил принципы правового регулирования статуса граждан, закрепив в ст. 27 обязанности граждан в сфере охраны здоровья. Данная норма практически была реанимирована из советского законодательства, поскольку ранее действовавшие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятые в 1993 г., не содержали упоминания об обязанностях. Однако региональный законодатель пытался восполнить данный пробел, что находило свое отражение в законах субъектов Российской Федерации. Причем содержательная сторона закрепляемых обязанностей была достаточно широкой. Например, Закон Республика Тыва от 27 августа 1996 г. N 615 «Об охране здоровья населения» в ст. 6 устанавливал следующие обязанности граждан России, проживающих на территории Республики Тыва:

а) заботиться о своем здоровье;

б) выполнять предписания лечащего врача;

в) не предпринимать действий, наносящих вред своему здоровью, а также здоровью других;

г) давать информацию лечащему врачу о своих жалобах, прошлых заболеваниях, госпитализациях, проведенном лечении и других вопросах, касающихся своего здоровья, сообщать о неотложных переменах в состоянии здоровья в период лечения;

д) соблюдать план лечения, рекомендованный врачом, выполнять требования медицинского персонала при выполнении ими различных процедур или указаний лечащего врача, а также требования правил и режима работы медицинских учреждений, утвержденных руководителями учреждений;

е) нести по решению судебных органов юридическую ответственность за сознательное ухудшение своего здоровья в виде компенсации со стороны медицинской организации дополнительных расходов по оказанию медицинской помощи в случае возникновения осложнений по вине пациентов;

ж) соблюдать права других больных и персонала больницы, бережно относиться к имуществу других лиц и медицинского учреждения.

Обращает на себя внимание, что обязанность распространена только на граждан России. Получается, что иностранные граждане и лица без гражданства лишены данного правового бремени на территории Республика Тыва.

Схожие нормы есть в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 15 апреля 2002 г. N 18-РЗ «О правах пациента», только они разделены на «обязанности пациента» (ст. 21) и «ограничения прав пациента» (ст. 22). Из оригинальных обязанностей следует признать обязанность учитывать свои финансовые возможности по оплате за оказание медицинской помощи сверх объемов, гарантированных государством.

Отчасти отличается новизной статья 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 г. N 1487-XII «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)». Так, обязаны выполнять медицинские предписания лица, страдающие социально опасными заболеваниями, и беременные женщины. Непонятно: это такая «забота» о беременных женщинах или их право на добровольное информированное согласие просто перечеркнуто росчерком пера? Кроме того, родители обязаны выполнять правила, способствующие рождению полноценных детей, соблюдать интергенетические интервалы, заботиться о здоровье детей (физическом, духовном, нравственном), воспитывать привычку к здоровому образу жизни. По-видимому, региональному законодателю необходимо еще утвердить в виде приложения сами правила, способствующие рождению полноценных детей. Все это больше смахивает на социальную евгенику. Будем считать, что законодатель руководствовался благими пожеланиями, но признаем, что попытка получилась крайне неудачной. Но это гораздо лучше, чем попытка законодателя Республики Тыва установить юридическую ответственность «за сознательное ухудшение своего здоровья». Требование исполнения такой обязанности в условиях российского недофинансирования системы здравоохранения (когда лечение в муниципальной больнице больше сводится к добрым словам врача, а все остальное — «за свой счет») больше напоминает издевательство. Более того, любой самоубийца-неудачник вообще «выпадает» из системы обязательного медицинского страхования и свое лечение должен оплачивать самостоятельно, так как сам сознательно ухудшил свое здоровье.

Федеральное законодательство не содержит столь значительное количество обязанностей, остановившись на трех.

1) Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2) Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3) Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Законодательство стран СНГ также в той или иной мере устанавливает обязанности, хотя пути их закрепления могут быть своеобразными. Например, Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1996 г. N 265-I «Об охране здоровья граждан» не содержит упоминания об обязанностях граждан. В то же время они есть в Законе Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 г. N 753-XII «О принудительном лечении больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией», согласно которому принудительное лечение применяется к больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, нарушающим общественный порядок, права других лиц либо создающим угрозу безопасности, здоровью и нравственности населения. Есть также Положение о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак, утвержденное Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 25 августа 2003 г. N 365, в соответствии с которым перед регистрацией брака предусматривается обязательный «обход врачей». Лицо, вступающее в брак, обязано до регистрации брака поставить в известность вторую сторону о результатах медицинского обследования.

Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. N 363-З «О здравоохранении» (ст. 42) закрепляет обязанности пациента, которые практически повторяют общие положения правил нахождения в лечебном учреждении. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 г. N 193-IV ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения помимо обязанностей пациента» (ст. 92) устанавливает обязанности граждан, аналогичные российским. Добавляется: беременные женщины в срок до двенадцати недель беременности обязаны встать на медицинский учет. Также проведение некоторых профилактических прививок является обязательным (ст. 156).

Таким образом, возвращаясь к российским правилам, можно констатировать, что отечественный законодатель пошел по пути реанимации старого советского правила (в духе законодательства стран СНГ), исходящего из единства прав и обязанностей, и решил не ограничиваться закреплением только прав граждан, а установить также и обязанности в сфере охраны здоровья. Напомним, что Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении в ст. 4 предусматривали: «Граждане СССР должны бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества». Обращает на себя внимание, что данная норма имела далеко идущие последствия — умаление индивидуальных прав и внедрение патерналистской модели здравоохранения, в которой гражданину отводилась пассивная роль. В соответствии с общим правилом устанавливалось принудительное лечение целого ряда заболеваний, в том числе имеющих социальный характер.

Нельзя не сказать, что в отношении обязанности заботиться о своем здоровье Комитетом конституционного надзора СССР было вынесено заключение от 25 октября 1990 г. N 8 «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией». В нем констатировалось: «Лечение хронических алкоголиков и наркоманов было введено в качестве вынужденного средства охраны и восстановления их здоровья, а также предупреждения преступлений и других антиобщественных проявлений со стороны этих лиц и является принудительной мерой административно-медицинского характера». Указывалось, что общим правовым основанием для издания актов о принудительном лечении послужило упомянутое положение, согласно которому «граждане СССР должны бережно относиться к своему здоровью». В Заключении предусматривалось: «Между тем такая обязанность не предусмотрена ни Конституцией СССР, ни международными актами о правах человека и не может обеспечиваться мерами принудительного характера».

Это интересно:  Статья 69 об охране здоровья граждан 2019 год

По-видимому, такое решение и повлекло за собой в свое время полный отказ от формулирования каких-либо обязанностей в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан в 1993 г. В некоторых научных исследованиях предлагалось отойти от данной логики и вернуться к вопросу об обязанностях в сфере охраны здоровья граждан. «Представляется актуальным в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов в сфере охраны здоровья законодательное закрепление мер по повышению ответственности личности по вопросам охраны здоровья» .

Автор в обосновании своей позиции ссылался на правоприменительную практику, в частности на Методические рекомендации по информированному добровольному согласию при оказании медицинской помощи (утв. Министром здравоохранения Правительства Московской области 7 августа 2008 г.), в которых закреплялось, что при обращении за медицинской помощью в организацию пациент обязан соблюдать режим работы организации; правила поведения в общественных местах; требования пожарной безопасности; санитарно-противоэпидемиологический режим; установленный в учреждении регламент работы персонала, выполнять предписания лечащего врача; соблюдать рекомендуемую врачом диету; сотрудничать с лечащим врачом на всех этапах оказания медицинской помощи; оформлять в установленном порядке свой отказ от получения против своей воли информации о состоянии здоровья, результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, в том числе в случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания, отказ от медицинского вмешательства или его прекращение; уважительно относиться к медицинскому персоналу, проявлять доброжелательное и вежливое отношение к другим пациентам; бережно относиться к имуществу организации; при обнаружении источников пожара, иных источников, угрожающих общественной безопасности, пациент должен немедленно сообщить об этом дежурному персоналу.

При обосновании фактического наличия обязанностей в законодательстве об охране здоровья граждан происходили ссылки на ст. 58 Основ об охране здоровья граждан 1993 г., в которой допускался отказ лечащего врача (по согласованию с соответствующим должностным лицом) от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения. Обращение к данному правилу лишено какой-либо логики, так как определяет статус врача, а не пациента.

Нередко сторонники обязанностей граждан в сфере охраны здоровья ссылались на уже существующие обязанности только в иных законах, имеющих схожий предмет регулирования. Например, обязанности граждан закреплены в ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Нетрудно увидеть, что санитарное законодательство (для которого характерна большая императивность, чем для законодательства об охране здоровья граждан) не фиксирует обязанность дееспособного гражданина заботиться о своем здоровье. Есть общие требования к соблюдению санитарного законодательства. Понятно, что несоблюдение во время эпидемий элементарных санитарно-гигиенических правил может спровоцировать дальнейшее распространение инфекции. В основе представленной обязанности граждан лежат общечеловеческие нравственные принципы, основанные на уважении к другим людям и заботе о своем здоровье. Данная обязанность подкреплена соответствующим механизмом ее исполнения и играет роль ограничения прав человека, соответствующего общим положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В отношении заботы о детях следует упомянуть также ст. 28 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», согласно которой закрепляется проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ. Но и в этом случае идет речь об образовательном процессе, основы которого излагаются в нормах Конституции РФ об общеобязательности основного общего образования. Статья 30 указанного закона, закрепляя основы физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан, нацеливает на создание специальных условий для занятий физкультурой и спортом, не предполагая их всеобщую обязательность.

Восстановление обязанности заботиться о своем здоровье имеет далеко идущие последствия. Конечно, можно согласиться с С.П. Гришаевым, что эта «норма носит декларативный характер, поскольку никто не может заставить человека заботиться о своем здоровье, если он сам этого не хочет».

Но закрепление в законе любых обязывающих действий предполагает их исполнение, подкрепляемое возможностью принуждения и применения мер ответственности. В противном случае норма может быть декларацией, нормой-целью, но не правообязывающей.

Традиционно в структуре юридической обязанности различают четыре компонента: 1) необходимость совершить определенные действия или, напротив, воздержаться от них; 2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему как носителю соответствующей обязанности требования управомоченного лица; 3) необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать управомоченному лицу пользоваться тем благом, на которое оно имеет право.

Исходя из представленной структуры, можно выделить некоторые элементы обязанности гражданина заботиться о сохранении своего здоровья. В центре — необходимость воздерживаться от совершения тех действий, которые могут нанести ущерб здоровью. Международные исследования показывают, что чрезмерное употребление спиртных напитков стало причиной более чем половины смертей в России в возрастной категории с 15 до 54 лет после распада Советского Союза, в России 52% всех смертей так или иначе связано со злоупотреблением алкоголем . Только официально зарегистрировано более 2 млн алкоголиков.

В России сложная ситуация с табакокурением. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» каждая пачка сигарет должна сопровождаться дополнительной надписью, среди которых «Курение вызывает инфаркты и инсульты», «Курение — причина рака легких» и др. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. N 490н «Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения, сопровождаемых рисунками» пачки сигарет будут сопровождаться рисунками с наименованиями заболеваний, вызываемых курением. Получается, с одной стороны государство вменяет обязанность заботиться о сохранении своего здоровья, а с другой — разрешает продажу товаров и осуществление деятельности, которые непосредственно наносят вред здоровью гражданина. Более того, факторы риска для здоровья столь объемны в перечислении, что для простого гражданина забота о здоровье иногда сопоставима с наличием специального образования. Юридическая обязанность предполагает, что при ее неисполнении должно быть уполномоченное лицо, управомоченное требовать соответствующего исполнения. Возникает вопрос: кто должен выписывать соответствующие требования: участковый врач, санитарный врач? И один из главных моментов — установление ответственности за нездоровый образ жизни (если это не подпадает под общие принципы допустимости ограничения прав граждан) — выглядит полным абсурдом.

Фонд общественного мнения проводил опрос населения, который показал, что считающие свое здоровье хорошим чаще прочих говорят о решающей роли собственных усилий человека (69% этой группы) и реже — о качестве медицинской помощи (24%), а среди тех, кто определяет свое здоровье как плохое, о значении собственных усилий говорят лишь 48%, тогда как о качестве медицины — 59% (оценивают свое здоровье как хорошее треть россиян, как среднее — почти половина, как плохое — пятая часть: 32, 47 и 20% соответственно). По мнению 55% респондентов, чтобы на деле заботиться о здоровье, нужно много времени и денег (еще 13% говорят о необходимости только финансовых затрат, а 12% — о затратах времени). И лишь 16% опрошенных считают, что можно заботиться о здоровье, не имея ни больших денег, ни свободного времени.

К содержанию ст. 27 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» есть также претензии юридико-технического характера. Так, предусматривается обязанность граждан в случаях, предусмотренных российским законодательством, проходить медицинские осмотры. Однако данная норма взята из трудового законодательства и имеет весьма посредственное отношение к здравоохранению. Работник в любом случае имеет право отказаться от прохождения медицинского осмотра, после чего наступают отношения «работник-работодатель». Работник не допускается к осуществлению своей профессиональной функции, но врач участником правоотношений здесь не является. Если законодатель имел в виду какие-либо иные осмотры, не урегулированные трудовым законодательством, то в этом случае действуют общие правила осуществления медицинского вмешательства вне воли пациента. Медицинский работник не может выполнять функции приложения к работодателю. Здесь не может быть трехсторонних отношений и внедрения принудительной медицины. Отношения «врач — пациент» не вытекают из трудоправовой природы и не могут регулироваться Трудовым кодексом РФ.

В указанной статье закрепляется также, что граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715. Н.В. Путило и Н.С. Волкова справедливо отмечают, что степень общественной опасности ряда заболеваний является преувеличенной. Статья 13 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает: «Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом обязаны: проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия; выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях; выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах».

Н.А. Соколова отмечает эти положения как характеризующиеся определенной декларативностью, поскольку они не подкреплены санкциями за их невыполнение, а значит, и не обеспечивают должное поведение пациентов. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» не содержит каких-то обязанностей для лиц, у которых диагностирована ВИЧ-инфекция. Обязательность проведения медицинского освидетельствования на ВИЧ для некоторых категорий граждан не предполагает его принудительный характер. Гражданин может отказаться от освидетельствования.

Последствия отказа связаны только с тем, что нельзя быть донором и занимать определенные должности.

В Законе устанавливается, что граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях. Данное положение противоречит главному принципу оказания медицинской помощи — информированному добровольному согласию. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» согласие на медицинское вмешательство может быть отозвано на любой стадии лечения. Дав согласие, пациент не попадает в юридическую зависимость от врача, он не утрачивает права на отказ от медицинского вмешательства. Российское законодательство устанавливает также право пациента на альтернативную консультацию. В медицинской практике нередки случаи, когда два разных врача предписывают различные способы лечения и набор медикаментов.

Нередки случаи, когда предписание врача приносит вред пациенту. Есть такое явление, как ятрогения, — это любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и терапевтических вмешательств или процедур, которые приводят к нарушениям функций организма, инвалидности или смерти (дефекты медицинской помощи). Будут ли любые предписания врача обязательными, даже если они приносят вред здоровью пациента? В 2006 г. на Национальном конгрессе терапевтов было озвучено, что каждый третий диагноз, поставленный российскими специалистами, ошибочен. В юридической науке справедливо отмечается: «В рамках законодательства об охране здоровья граждан не существует общей для всех пациентов нормативно установленной обязанности исполнять указания врача, определяющим элементом которой является мера юридической ответственности». Нельзя также устанавливать материальную ответственность за дополнительное лечение, которое произошло в результате неисполнения медицинских предписаний. Есть субъективное конституционное право гражданина на охрану здоровья, которое имеет большее юридическое значение, чем декларативная обязанность заботиться о сохранении своего здоровья (закрепленная в отраслевом акте, а не в Конституции РФ). Это право имеет собственные структуру и содержание.

Пункт 14 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27) закрепляет, что потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны: оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги; выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений. Но и в данном случае обязанность выполнения требований направлена не на подчинение врачу, а на установление юридического механизма защиты медицинского работника, когда вред причинен своему здоровью самим пациентом.

Статья 4.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» закрепляет, что застрахованные лица обязаны соблюдать режим лечения, определенный на период временной нетрудоспособности, и правила поведения больного в медицинских организациях. Нарушение режима лечения, к примеру неявка на прием к врачу, явка на прием в состоянии алкогольного опьянения или самовольный уход из стационара, недостойное поведение пациента в медицинском учреждении и т.д. являются основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности либо для отказа в его выплате.

Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н, предусматривает специальную строку в листке нетрудоспособности «Отметки о нарушении режима», в которой в зависимости от вида нарушения указывается соответствующий двузначный код, дата нарушения и подпись врача. Но и в данном случае видно, что основным предметом регулирования выступают отношения, возникающие по поводу назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, а не по поводу оказания медицинской помощи.

Подводя итог, выделим специфическую природу закрепляемых в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязанностей граждан в регулируемой сфере: они являются не юридически обязывающими, а общими положениями, направленными на улучшение состояния здоровья российского населения (по мнению отечественных законодателей). Форму же закрепления указанных «пожеланий» нельзя признать удачной, так как при неправильном толковании они могут стать основой для умаления основных прав граждан.

Ряд обязанностей не имеют непосредственного отношения к сфере здравоохранения либо по природе своей являются ограничениями права на охрану здоровья, что не тождественно понятию обязанности.

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Комментарий к статье 27 ФЗ N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”

  1. ч. 1 комментируемой статьи установлена обязанность граждан заботиться о своем здоровье. Зачастую ухудшение состояния здоровья, заболевания – это результат деятельности самого человека, отсутствие культуры здоровья и самосознания ценности собственного здоровья, отсутствие социальной и экономической мотивации к сохранению и укреплению здоровья. Должное отношение к себе и своему здоровью, ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и другие всем известные меры являются профилактикой многих заболеваний и большой вероятностью сохранения оптимальной работоспособности, репродуктивной функции, увеличения продолжительности жизни и других факторов, создающих в комплексе не только отдельного здорового человека, но и здоровое общество в целом.
  2. В комментируемой статье закреплены и другие обязанности, направленные на сохранение здоровья, в частности: прохождение медицинских осмотров в установленных законодательством случаях; прохождение медицинского обследования и лечение граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; проведение профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Это интересно:  Центр охраны здоровья семьи на бескудниковском бульваре 2019 год

Так, согласно ст. 9 ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей (см. Методические рекомендации по лабораторному предупреждению передачи ВИЧ при переливании крови и ее компонентов, утвержденные Минздравсоцразвития РФ от 24 сентября 2007 г. N 7067-РХ).

Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (см. Перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877; Инструкцию об организации работы в органах федеральной службы безопасности по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденную Приказом ФСБ России от 22 апреля 2011 г. N 161; Инструкцию об организации работы по предупреждению распространения в органах наркоконтроля заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденную Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 9 сентября 2005 г. N 279).

Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет (см. Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1017).

Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются не реже одного раза в пять лет (см. Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 221).

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 “Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих”. Такими заболеваниями являются болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), туберкулез, холера, чума, гепатит, дифтерия и т.д.

В соответствии с ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. N 892 “О реализации Федерального закона “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”. На основании указанного Закона за больным туберкулезом, независимо от его согласия, устанавливается диспансерное наблюдение. Кроме того, в соответствии со ст. 10 указанного Закона больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях. Решение о госпитализации принимается судом по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением.

Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом обязаны:

– проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия;

– выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях;

– выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах.

  1. Находясь на лечении, граждане обязаны соблюдать установленный на период временной нетрудоспособности режим лечения, а также правила поведения пациента в медицинских организациях. О нарушениях установленного режима делается отметка в листке нетрудоспособности. Нарушение без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом в соответствии со ст. 8 ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”, является основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности.

Правила поведения пациента в медицинских организациях предусматриваются правилами внутреннего распорядка каждой медицинской организации, разработанными на основе нормативно-правовых актов и утвержденными руководителем данной организации. Общими требованиями к пациентам при посещении и нахождении в медицинских организациях являются: соблюдение режима работы организации; правил поведения в общественных местах; требований пожарной безопасности; санитарно-противоэпидемиологического режима; установленного в учреждении регламента работы персонала и т.д. Также в помещениях медицинских организаций запрещается находиться в верхней одежде; курить в зданиях и помещениях, за исключением специально отведенных для этого мест; распивать спиртные напитки; употреблять наркотические средства, психотропные и токсические вещества; появляться в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, за исключением необходимости в экстренной и неотложной медицинской помощи; использовать служебные телефоны в личных целях и т.д.

Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

Комментарий к статье 28

  1. Общественные объединения и организации по защите прав пациентов – явление молодое не только в России, но и во всем мире. Первая в мире организация по защите прав пациентов была создана в Финляндии в 1992 году. Необходимость в создании таких организаций возникает в процессе реформирования системы здравоохранения для привлечения обществ пациентов в процессы принятия законодательных решений, связанных с обеспечением и защитой их прав. Наиболее часто под общественными объединениями по защите прав граждан в сфере охраны здоровья (в западных странах распространен термин “пациентские организации”) понимаются добровольные организации людей, преимущественно страдающих тяжелыми заболеваниями, и их родственников, созданные для защиты интересов больных. Главным принципом создания данных организаций является наличие одного и того же тяжелого заболевания. Так, в мире существуют Всемирная ассоциация гемофилии, Европейская коалиция онкологических больных и т.д. Так, межрегиональная общественная организация “Нефро-Лига”, созданная в 2008 г., объединяет нефрологических пациентов на диализе, пациентов, имеющих заболевания почек, но не находящихся на диализе, а также трансплантированных пациентов. Данная организация, имеющая структурные подразделения в большинстве российских регионов, защищает права и интересы не только пациентов, уже получивших инвалидность, но и других категорий больных почечными заболеваниями, а также оказывает помощь независимо от членства в организации. Основной задачей “Нефро-Лиги” является создание национальной программы “Нефрология”, включающей программу специального финансирования нефрологии и диализа на государственном уровне с целью обеспечения больных, страдающих заболеваниями почек, необходимыми лекарственными препаратами и медицинской помощью, и программу по подготовке и принятию необходимых законов, а также изменению существующих законодательных актов, обеспечивающих защиту прав больных, страдающих заболеваниями почек, в том числе не имеющих группы инвалидности и не получающих диализ.

В России общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья существуют в виде общественных организаций и общественных организаций инвалидов. В широком смысле под общественными объединениями по защите прав пациентов понимаются некоммерческие организации, целью которых является защита прав и интересов определенных групп граждан, их просвещение и правовая помощь. Зачастую в число учредителей данных организаций входят известные врачи-специалисты по профильному заболеванию, правозащитники и т.д.

  1. В последние годы возросла общественная значимость добровольных общественных объединений по защите прав граждан в сфере здравоохранения, поскольку Законом закреплено их право принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и в решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил. Данные организации являются полноправными участниками во взаимоотношениях с государственными органами и медицинским сообществом по вопросам развития системы здравоохранения. Активная позиция общественных объединений позволит шире рассматривать вопросы взаимодействия с органами государственной власти и медицинскими организациями, повысит ответственность самих пациентов за осуществление назначенного лечения, а также поднимет уровень психологической и социальной поддержки пациентов и их родственников.

В России, как и в других ведущих странах, в последнее десятилетие отмечены тенденции появления большого числа общественных организаций по защите прав пациентов, преимущественно больных хроническими, в том числе редкими, заболеваниями, а также расширение их влияния на региональном и всероссийском уровнях. Гражданское участие в управлении здравоохранением, в разработке законодательных и нормативно-правовых актов обеспечивает новый уровень взаимодействия государства, врачей и пациентов, а также расширение партнерских взаимоотношений. Большую роль играет создание общественных советов по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения РФ (Росздравнадзоре РФ) и ее региональных отделениях. Так, в 2011 г. при Управлении Росздравнадзора по г. Москве и Московской области создано Отделение Общественного совета по защите прав пациентов, основной целью которого является обеспечение прав граждан на охрану здоровья и решение основных проблем, с которыми сталкиваются пациенты при обращении в лечебные и социальные учреждения. Аналогичные советы созданы при управлениях Росздравнадзора и в других регионах. Работа указанных советов позволяет осуществлять взаимодействие с общественными организациями, доносить мнение пациентов и их предложения по конкретным вопросам здравоохранения до государственных органов. Общественные объединения по защите прав пациентов регулярно сами выступают с инициативой участия в процессах принятия решений в сфере охраны здоровья. Так, в 2009 г. общественная организация “Движение против рака” обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития РФ с инициативой принять участие в разработке проекта Перечня жизненно важных и необходимых лекарственных средств. Руководители ряда общественных организаций пациентов принимали участие в 2009 г. в разработке проекта Федерального закона “О лекарственном обеспечении лиц, страдающих определенными хроническими заболеваниями”. Организация “Нефро-Лига” в тесном сотрудничестве с 1-ым Московским государственным медицинским университетом им. И.М. Сеченова участвует в разработке стандартов обследования нефрологических пациентов и порядка оказания нефрологической помощи, а также проводит независимый мониторинг препаратов, получаемых нефрологическими пациентами по программе импортозамещения.

  1. Одной из сторон развития общественных организаций по защите прав граждан в сфере охраны здоровья является заинтересованность фармацевтических компаний в привлечении данных организаций к участию в решении своих маркетинговых задач путем спонсорской поддержки. Именно поэтому ч. 3 комментируемой статьи устанавливает запрет участия данных общественных объединений в осуществлении рекламы конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока. Практика спонсорской помощи компаний, производящих фармакологическую продукцию и лекарственные препараты, получила широкое распространение в мире, что подтверждается статистическими данными. От 30 до 60% общественных организаций пациентов в разных странах мира пользуются поддержкой со стороны фармкомпаний. Представляется, что данные тенденции приводят к отрицательным результатам, так как возникают риски замаскированной рекламы и продвижения производимых компаниями изделий, то есть общественные объединения начинают выходить с инициативами в государственные органы о продвижении лекарственных препаратов и изделий и включении того или иного препарата, производимого спонсорами, в различные льготные перечни и т.д., тогда как независимые общественные объединения во главу угла ставят безопасность лекарств и критично относятся к рекламе. С другой стороны, объективно отказ от спонсорской помощи является необоснованным, если средства направляются на поддержку нуждающихся пациентов, безо всяких маркетинговых условий и обязательств.

Определить точные объемы спонсорской помощи общественным организациям по охране прав граждан в сфере охраны здоровья в настоящее время достаточно сложно, так как отсутствуют не только расчеты указанной помощи со стороны фармацевтических компаний, но и практика обнародования финансовой отчетности общественных объединений.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что на развитие общественных объединений в России влияют, во-первых, участие в процессах выработки решений и государственных задач в сфере здравоохранения и, во-вторых, прозрачность их финансовой деятельности и уменьшение влияния маркетинговых интересов.

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.
N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» (извлечение)

Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Статья 18. Право на охрану здоровья

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.

2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

  • 1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • 3) получение консультаций врачей-специалистов;
  • 4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  • 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • 6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • 7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • 8) отказ от медицинского вмешательства;
  • 9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  • 10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • 11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Это интересно:  Система социальной охраны здоровья граждан 2019 год

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

  • 1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
  • 2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

  • 1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
  • 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
  • 3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
  • 4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
  • 5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

  • 1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, — консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство;
  • 2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, — судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

  • 1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
  • 2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

Статья 22. Информация о состоянии здоровья

1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья

1. В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры.

2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.

2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.

3. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

О внеочередном оказании медицинской помощи Почетным донорам России (СССР)

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» граждане, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России (СССР)», имеют право на внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Статья написана по материалам сайтов: prom-nadzor.ru, zakoniros.ru, gkb5-nn.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector