+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Обеспечение прав детей на охрану здоровья 2019 год

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятияпо обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

2. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Консультация для родителей «Право детей на охрану здоровья»

Валерия Морозова
Консультация для родителей «Право детей на охрану здоровья»

Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире: К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: Декларация прав ребенка (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: — на воспитание; — на развитие; — на защиту Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. «Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка в Московской области): Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1). Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий. Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь. Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу. Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями. Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей. Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Нарушением прав ребенка можно считать: — лишение свободы движения, — уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, — применение физического насилия к ребенку, — унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм, — угрозы в адрес ребенка, — ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, — отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами, — отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи. Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру. «ИГРА— ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка. Д. Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера. Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (ответы родителей). Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры. Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление здоровья детей» Здоровые дети — это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то.

Консультация для родителей «Лето — залог здоровья» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте.

Консультация для родителей на родительском собрании на тему «Охрана здоровья и жизнедеятельности детей на улице и дома» Доклад на родительском собрании на тему: «Охрана здоровья и жизнедеятельности детей на улице дома». Скорость движения, плотность транспортных.

Конспект НОД «Я имею право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию занятие для подготовительной группы по правовому воспитанию детей. Тема. «Я имею право на.

Консультация для родителей «Десять советов по укреплению физического здоровья детей» Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей. Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка.

Консультация для родителей «Как научить ребенка различать «лево» и «право»?» Как научить ребенка различать «лево» и «право»? Чтобы ребенок мог себя чувствовать комфортно и уверенно во «взрослом» мире, ему придется.

Консультация для родителей «Десять советов для родителей по укреплению физического здоровья» МДОУ «Детский сад №16» Консультация для родителей на тему: «Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей».

Консультация для родителей «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей» Осанка и её значение для укрепления здоровья детей» Что такое осанка? Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении.

Консультация для родителей «Конвенция о правах ребенка. Право детей на охрану здоровья» (средняя группа) На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. Основным актом о правах ребенка на международном.

Консультация для воспитателей (родителей) «Создание комфортной предметно-развивающей среды для обеспечения здоровья детей» Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя.

Статья 27. Право детей на охрану здоровья

1. Дети имеют право на охрану здоровья, прежде всего, в форме исключения влияния вредных факторов на их здоровье согласно нормам настоящего Федерального закона.

2. Право на охрану здоровья детей, помимо указанных в ст. 54 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», включает в себя право на обеспечение безопасными:

Это интересно:  Права граждан в области охраны здоровья несовершеннолетних 2019 год

· продукцией производственно-технического назначения, продуктами питания и воды, товарами для личных и бытовых нужд;

· работами и оказываемыми услугами;

· режимом активности, обучения, отдыха и сна, гармоничным с окружающей средой;

· условиями воспитания, обучения, труда, отдыха, спорта и иной деятельности ребенка;

· настольными, компьютерными и иными играми, игрушками и игровыми сооружениями для детей;

· посещениями или ограничениями посещения мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей согласно Федеральному закону от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Право на охрану здоровья детей включает в себя право на профилактику болезней.

4. Государство ограничивает права детей на приобретение товаров, способных причинить вред их здоровью, согласно Федеральному закону от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей на охрану здоровья согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 28. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний

1. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется согласно части 1 статьи 30 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2. В целях профилактики отдельных инфекционных болезней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с согласия ребенка и в соответствующих случаях с согласия его родителей или законных представителей бесплатно могут проводиться профилактические прививки по эпидемическим показаниям, не входящие в национальный календарь профилактических прививок.

3. Профилактические прививки, в том числе предусмотренные настоящей статьей, проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным законодательством.

4. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, организациями культуры, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды.

Статья 29. Охрана здоровья и (или) развития детей от информации, способной причинить вред

1. Информация признается одним из воздействующих факторов, способных причинить пользу или вред здоровью ребенка.

2. Регистр воздействующих на здоровье детей факторов включает в себя соответствующий раздел, куда включаются сведения о воздействии информации на здоровье детей с пользой или во вред для него. В частности, в регистр включаются виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей согласно Федеральному закону от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный раздел может содержать сведения о режиме доступа информации к детям различных возрастов или детей к информации согласно правилам, установленным федеральным законодательством. При этом телевидение, радио, иные открытые информационные каналы заведомо считаются доступными для детей любого возраста, что предопределяет требования к их содержанию.

3. Министерство здравоохранения Российской Федерации вправе запретить информационную продукцию, если она доступна в открытом доступе, а содержащиеся в ней сведения могут причинить вред здоровью и (или) развитию детей. Данный запрет должен основываться на экспертном заключении, если в нем содержится вывод о наличии в информационной продукции сведений, причиняющих вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции. Запрет является обязательным для исполнения. Запрет информационной продукции может быть оспорен в суде. На время судебного разбирательства запрет должен исполняться.

4. Порядок запрещения информационной продукции, причиняющей вред здоровью и(или) развитию ребенка, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 30. Обеспечение прав ребенка на охрану здоровья

1. Право ребенка на охрану здоровья обеспечивается:

1) государственным регулированием общественных отношений в сфере охраны здоровья детей в интересах детей;

2) предоставлением государством беременной женщине правовой, моральной, материальной и иной поддержки по охране ее здоровья для обеспечения рождения здорового ребенка; объем и содержание такой поддержки устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) принятием федеральных нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение прав детей на охрану здоровья с учетом определения объема прав в зависимости от возраста ребенка;

4) мерами социально-правовой и медицинской профилактики болезней в детском возрасте в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовым актами;

5) предоставлением семье и ребенку, с учетом его состояния здоровья и возраста, информации о существующих угрозах его жизни и здоровью;

6) профессиональной подготовкой кадров, работающих с детьми и для детей;

7) лицензированием деятельности в области охраны здоровья детей;

8) контролем производства, продажи и качества продуктов детского питания в соответствии с утвержденными национальными и международными стандартами;

9) осуществлением мер санитарно-гигиенического образования;

11) правовым регулированием в интересах охраны здоровья детей распространения рекламы и реализации алкогольной продукции и табачных изделий;

12)осуществлением законодательных, административных, социальных, медицинских и воспитательных мер в целях предупреждения незаконного употребления детьми наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих зависимость, недопущения использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговлеими.

Обеспечение прав детей на охрану здоровья

8. Заключение 14

9. Список использованной литературы 16

Сегодня, в начале XXI века, можно констатировать, что общество и государство не создали условий для благополучного развития и достойной жизни детей. Взрослые граждане, должностные лица в полной мере не осознали то, что дети есть национальное достояние. От того, как взрослые сегодня относятся к детям, будет во многом зависеть жизнь грядущих поколений. Не осознали взрослые граждане и ответственность перед детьми.
Проблемы защиты прав ребенка в новых социально-экономических условиях обострились, положение детей стало крайне неблагоприятным.
Дети в РФ остаются, как и прежде, самой незащищенной социальной группой.
Преодолеть нарастание негативных тенденций, стабилизировать положение детей, укрепить их правовую защиту и повысить ее эффективность — государственная задача. Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

Число детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в государственных учреждениях, все еще очень велико.

В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.

Возрождается детская беспризорность, попрошайничество, растет число семейных правонарушений, а также количество детей, находящихся в особо тяжелых условиях.
Из года в год в Российской Федерации в целом увеличивается количество дел о лишении родительских прав в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением родительских обязанностей, злоупотреблением родительскими правами, жестоким обращением к своим детям. Участилось бегство детей из семей.
В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличение числа бедных семей в стране; рост числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; увеличение количества детей, оставшихся без родителей; рост числа несовершеннолетних, убегающих из дома и др.

Возникновение Декларации и Конвенции прав ребенка

Отношение к детям в разных странах и в разные исторические периоды было разным. Однако, уже к середине 50-х годов нашего столетия стало очевидным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы предусматривались права собственно детей. И в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В этом международно-правовом документе утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как право на имя и гражданство; право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях; право на первоочередную защиту и помощь.

Принятие Декларациии имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а, следовательно, ее нормы вовсе не обязательны для исполнения.

В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной. Следовательно, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка.

В соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Всего же Конвенция содержит 47 статей, которые для удобства изложения можно объединить в отдельные группы по общности рассматриваемых в них вопросов.

К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право

на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав.

Ко второй группе относится право ребенка на семейное благополучие.

К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности (например, ст. 13 Конвенции закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение, а ст. 14 — право ребенка на свободу мысли, совести и религии).

Четвертая группа призвана обеспечить право на здоровье детей (ст. 24 закрепляет право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья).

Пятая г руппа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы и т.п.

В связи с подписанием Россией данной Конвенции, у нее появилась обязанность реализовать положения Конвенции в нормативных актах, регулирующих отношения между детьми и взрослыми в основных сферах их совместной жизнедеятельности. Безусловно, что и в Конституции РФ, и в других федеральных законах, уже нашли свое воплощение многие права ребенка, закрепленные в Конвенции. Однако, процесс приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка Российского законодательства не является завершенным и требует своего продолжения.

Защита прав детей в рамках Семейного Кодекса

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь — государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, физическим и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком». Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действительность, проявленная на международном уровне, понятны, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

Это интересно:  Охрана здоровья обучающихся в образовательной организации 2019 год

Таково в самом общем виде объяснение важности правовых проблем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Причем речь идет о широкой гамме правовых средств защиты ребенка, тем более что их предпосылкой являются неодинаковые по своей отраслевой принадлежности законодательные акты, каждый из которых так или иначе, прямо или косвенно служит или может служить правовым инструментом, защищающим права детей.

Сама по себе тема защиты прав ребенка ассоциируется прежде всего с семейным правом, Семейным кодексом РФ, несмотря на то что его ст. 2, определяющая круг отношений, регулируемых семейным законодательством, специально не выделяет защиту прав ребенка. Она как бы растворена в регулировании личных (неимущественных) и имущественных отношений членов семьи, в состав которой, естественно, входят и несовершеннолетние дети. То же можно сказать о форме и порядке устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Сложность защиты прав ребенка состоит не только в употреблении различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм, но и в комплексном характере самого семейного права. Его основу составляют и так называемые нормы материального права, и правила административно-правовые, и предписания сугубо гражданско-процессуального характера. С другой стороны, защищают права ребенка нормы, которые принято относить к частноправовым либо к публично-правовым. Чаще всего они взаимодействуют, дополняя друг друга, когда речь идет о конкретных способах защиты прав ребенка, в чем непосредственно заинтересовано государство в лице органов опеки и попечительства.

Особенно это заметно, если речь идет о защите прав несовершеннолетнего, почему-либо попавшего в неблагоприятную семейную ситуацию или оставшегося вообще без семьи. Вместе с тем нетрудно заметить, что все семейно-правовые нормы, посвященные несовершеннолетним детям, пронизаны одной идеей — идеей приоритетной защиты интересов ребенка. Что же касается самих прав, то лидирующее место среди них занимает право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ). Это право служит как бы общим знаменателем при разрешении проблем, связанных с семейным воспитанием.

Налицо не простое отражение требований Конвенции ООН о правах ребенка, а результат коренного пересмотра существовавших ранее идеологических установок, когда роль семьи не принималась во внимание, всячески обесценивалась, что сказалось на многих поколениях людей. Теперь же, когда семья стала объектом охраны на конституционном уровне (ст. 38 Конституции РФ), нелегко вернуться к прежним ценностям даже в области защиты прав ребенка. Вот почему так важно превратить семейное законодательство в действенный инструмент защиты интересов несовершеннолетнего. Отсюда и необходимость критического осмысления действующего Семейного кодекса. Его реализация уже позволяет обратить внимание на определенные изъяны, пробелы и недоработки, проявившиеся в правоприменительной практике. А если учесть, что последние годы были непростыми для Российской Федерации из-за серьезных социально-экономических перемен в обществе, отразившихся и на представлении о семье, о родительских правах и обязанностях, о детях, то становится ясно, как велики требования именно к семейному законодательству.

Не случайно поэтому на различных конференциях, совещаниях, посвященных проблемам детей, все чаще звучат упреки в адрес семейного законодательства, которое якобы нуждается в коренной переделке в связи с его несовершенством, что служит причиной катастрофического положения детей в современной России. При этом основной акцент делается на недостаточно жесткой позиции Семейного кодекса в отношении родителей, не обеспечивающих полноценную защиту прав ребенка в своей семье.

И здесь следует сразу же сказать, что проблема ужесточения закона для тех, кто его должным образом не исполняет, относится к числу непростых и дискуссионных проблем. Причем ее сложность многократно возрастает, когда приходится иметь дело с родительскими правами и обязанностями, правомерное исполнение которых, как правило, служит залогом успешной защиты прав ребенка, связанных с его семейным воспитанием. Вот почему сторонники усиления ответственности родителей за своего ребенка, во-первых, затрагивают вопросы, имеющие прямое отношение к семейно-правовой ответственности за ненадлежащее семейное воспитание ребенка, и, во-вторых, игнорируют специфику семейного права. Кроме того, они рассматривают проблемы, относящиеся к материальному обеспечению родителями интересов ребенка, вне связи с действительностью.

В качестве меры ответственности за ненадлежащее семейное воспитание в Семейном кодексе предусмотрено лишение родительских прав, представляющее собой особую, предельно высокую меру семейно-правовой ответственности, применение которой ведет к полному прекращению правовой связи ребенка с его родителями (сохраняется лишь обязанность родителей платить алименты). Отсюда следует необходимость изоляции ребенка от лица, утратившего свои родительские права по суду. Это порождает сложную жилищную ситуацию, одним из реальных способов решения которой является выселение такого лица с занимаемой им жилплощади без предоставления ему другого жилого помещения. То есть бывшие родители утрачивают самое высокооцениваемое социальное благо — жилье. В результате лишение родительских прав становится еще более жесткой мерой ответственности. Но нельзя забывать, что с лишением родительских прав гражданин сохраняет свое конституционное право на жилище. К тому же в увеличении числа лиц без определенного места жительства государство никак не заинтересовано. Поэтому выходом из создавшегося положения могло бы быть лишь выселение таких лиц с предоставлением им другой, худшей жилой площади.

Таким образом, количество семейно-правовых способов ужесточения ответственности в результате лишения родительских прав ограничено рамками ст. 71 СК РФ, предусматривающей последствия лишения родительских прав. Вводить же уголовную ответственность за нарушение права ребенка на надлежащее воспитание в семье вряд ли уместно с любой точки зрения. Поэтому не остается ничего другого, как активизировать профилактическую деятельность по «спасению» детей главным образом с помощью борьбы с алкоголизмом и наркоманией — главными виновниками семейного неблагополучия, бедственного положения детей в семье.

Еще одно уязвимое место Семейного кодекса РФ некоторые авторы видят в несовершенстве правового регулирования алиментных обязательств родителей. Однако, как показывает практика, дело здесь в основном в процедуре исполнения решения суда в делах данной категории, в незаинтересованности судебных приставов-исполнителей (деятельность которых семейным законодательством вообще не регулируется) в исполнении решения суда. Увеличение же доли взыскиваемых алиментов свыше 50% заработка (дохода) лица, обязанного к выплате, чревато серьезными неблагоприятными последствиями. Во-первых, это вызвало бы рост числа лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, во-вторых, привело бы к полному отчуждению детей и родителей друг от друга, что само по себе грозит возникновением более серьезных проблем, связанных с противостоянием между старшим и младшим поколениями. Вместе с тем в Семейном кодексе оказались забытыми интересы добросовестных родителей, готовых на основе поданного ими заявления добровольно заботиться о материальном обеспечении своих детей, что было предусмотрено ранее в ст. 89 Семейного кодекса РСФСР, устанавливавшей выплату алиментов лично лицом, обязанным платить алименты, либо через администрацию по месту его работы или получения им пенсии, стипендии.

Предлагается еще один, казалось бы, возможный канал усиления семейно-правовой ответственности. Это возложение вины за все происходящие в семье события негативного плана на семью и ее членов. При этом не учитывается, что, во-первых, семья как таковая, не будучи субъектом права, не может нести ответственность, и, во-вторых, семейное законодательство не всесильно и нельзя не учитывать его особенностей и потенциальных возможностей, особенно когда приходится иметь дело с правовым воздействием на личные отношения.

Таким образом, постановка вопроса о полной несостоятельности Семейного кодекса неосновательна.

Одним из существующих направлений усиления защиты прав и интересов ребенка, по нашему мнению, является принятие новых законодательных актов, затрагивающих наиболее важные сферы жизни несовершеннолетнего. Речь идет о следующих Федеральных законах: от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка, что, по идее, не может вызывать возражений. Но всякий закон остается таковым, если он отвечает определенным требованиям, чего нельзя сказать в данном случае. Здесь, скорее всего, налицо декларации, изобилующие общими положениями, похожими на лозунги, в которых «тонут» конкретные правовые предписания, предназначенные для защиты прав ребенка. К тому же далеко не все содержащиеся в этих законодательных актах предписания сопровождаются указанием на наступление конкретного вида ответственности за их неисполнение. Вот почему эти акты недостаточно эффективны. Они создают лишь иллюзию благополучия в законодательной сфере, относящейся к защите прав несовершеннолетнего.

Конечно, со временем число законов, предназначенных для защиты прав ребенка, возрастет. Но дело не в их количестве. Важно, чтобы они были именно законами со своей присущей им спецификой. С другой стороны, их следует нацеливать на решение задач не только сегодняшнего дня, но и на ближайшую перспективу. Во всяком случае, новые семейно-правовые акты не должны быть тормозом в деле развития цивилизованных отношений, связанных с правильно понимаемой и имеющей приоритетное значение защитой прав ребенка, что непосредственно относится к качеству подрастающего поколения. Именно под таким углом зрения следует критически оценивать действующий СК РФ, который, естественно, безупречным в своих деталях быть не может, ибо только годы испытывают любую правовую норму на прочность, только со временем обнаруживаются ее отдельные недостатки. Вот почему рассматривать конкретные положения, связанные с защитой прав ребенка, следует не абстрактно, а в прямой связи с правоприменительной практикой. Причем замечания в адрес СК РФ и отдельных его предписаний полезно сгруппировать, особо выделив наиболее важные из них. Сюда можно отнести направления, которые связаны, во-первых, с существующими пробелами в регулировании отношений по защите прав ребенка Кодексом; во-вторых, с наличием норм, затрудняющих защиту интересов ребенка в семейно-правовой сфере; в-третьих, с наличием в СК РФ неработающих правил.

Согласно п. 1 ст. 1 СК, к основным началам семейного законодательства относится следующее положение: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». Так суммируются ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции. В прежнем же Семейном кодексе РСФСР говорилось о всемерной охране интересов матери и детей и об обеспечении счастливого детства каждому ребенку. Таковой виделась одна из основных задач семейного законодательства. При всей ее архаичности она все-таки по смыслу была ближе к осуществляемой с помощью Семейного кодекса защите прав ребенка, тогда как в СК РФ говорится о защите детства. Между тем детство — это особый период в развитии человека, падающий на первые годы его жизни, и защищается оно прежде всего нормами административного права, связанными с охраной здоровья ребенка, а также нормами трудового права. Защита прав ребенка и охрана детства — не тождественные понятия. Причем одним из важнейших прав несовершеннолетнего является его право на охрану детства. Отсюда может следовать вывод о существовании в общих положениях существенного пробела, затрудняющего защиту прав ребенка семейным законодательством, поскольку в Семейном кодексе отсутствует правовая основа такой защиты, не отражается принципиально важная идея, пронизывающая многие его статьи.

К числу правовых норм, не просто затрудняющих защиту ребенка, но и противоречащих целям и задачам семейного законодательства, относятся также некоторые положения Гражданского кодекса РФ. Как известно, ГК РФ снизил возрастную планку гражданской дееспособности с 15 до 14 лет. Это обстоятельство, естественно, нашло отражение во многих законодательных актах разной отраслевой принадлежности. Сказалось оно и на ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ, позволяющей субъектам Федерации своими законами устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет. Но одно дело — возможность вступать в гражданско-правовые отношения, другое — давать добро (даже в исключительных случаях) на вступление в брачные отношения, чреватые рождением ребенка, позволяющие заключить брак в столь раннем возрасте. Параллели здесь не уместны, чреваты далеко идущими неблагоприятными последствиями с любой точки зрения.

Еще одним свидетельством того, что не учитываются цели и задачи семейного права, служит ст. 1075 ГК РФ, предусматривающая ответственность родителей за вред, причиненный несовершеннолетним. Эта ответственность возлагается на лиц, утративших родительские права по суду лишь в течение трех лет после вступления решения суда о лишении родительских прав в силу, с оговоркой: если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием «ненадлежащего осуществления родительских обязанностей». Однако, чаще всего дефекты в семейном воспитании возникают в раннем детстве и дают о себе знать спустя многие годы. Поэтому ст. 1075 ГК РФ, перенося полностью гражданско-правовые требования на сферу се­мейных отношений, умаляет роль ответственности по семейному праву, что никак не способствует защите интересов ребенка семейным законодательством.

Таков далеко не полный перечень уязвимых с точки зрения защиты прав ребенка мест в тексте Семейного кодекса РФ. Причем обнаруживают они себя в процессе правоприменительной деятельности, играющей особую роль в выявлении недостатков

Это интересно:  Центр охраны здоровья семьи и репродукции саратов 2019 год

Право детей на охрану здоровья

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь . Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Дети — граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание .

Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

1. скорая медицинская помощь , при состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;

2. амбулаторно-поликлиническая помощь , включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:

o первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;

o консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;

o консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;

o прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);

o профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;

o целевые медицинские осмотры;

o диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;

3. стационарная помощь при:

o острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;

o инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

o плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);

4. помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и палате интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:

  • ВИЧ — инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
  • проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Право детей на образование

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование . Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Среднее общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми среднего образования.

Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, родители должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

  • Права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
  • Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
  • Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
  • Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
  • Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
  • Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
  • Принуждение учащихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
  • Учащиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
  • Учащиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Защита прав несовершеннолетних детей

  • Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
  • Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.
  • При нарушении прав и законных интересов ребенка , при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет — в суд.
  • Организации, должностные лица, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактах жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
  • Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.
  • Ст. 156 Уголовного Кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
  • Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Как осуществляется защита прав ребенка

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами в лице прокуратуры и органов внутренних дел и органами опеки и попечительства.

Итак, на протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличалось от отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом – как к взрослым и приучали их к взрослой жизни. Фактически ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого.

В настоящее время ребенок из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Но, несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертв экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите.

Обязательства государств мира, в том числе России, в области обеспечения и защиты прав ребенка закреплены во многих международных документах, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и др.

Однако ключевым документом в этой области является Конвенция ООН о правах ребенка, закрепляющая различные права ребенка, — гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в одном документе. Этот международный договор не только определяет ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но предусматривает для него защиту прав с помощью национальных судебных или административных процедур.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 года. Тем самым она взяла на себя обязательство уважать, обеспечивать и защищать все права ребенка, предусмотренные этим международным договором. Дополнительно, 15 февраля 2001 года, Россия подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, вновь подтвердив свои обязательства в области защиты прав ребенка.

В сентябре 2005 года прошла 40-я сессия Комитета ООН по правам ребенка, контрольного механизма Конвенции. На этой сессии был рассмотрен Третий периодический доклад Российской Федерации о реализации Конвенции. По итогам рассмотрения доклада Комитетом были вынесены рекомендации относительно действий, которые должна предпринять Россия для исправления ситуации с правами ребенка. Весьма вероятно, что Комитет был вынужден вновь повторить свои предыдущие, так и не выполненные Россией, рекомендации, как это было сделано после рассмотрения Второго российского доклада в 1999 году.

За 15 лет, прошедших с момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции РФ о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в максимально возможное за столь короткий срок соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 года отводит правам несовершеннолетних целую главу (гл. 11 СК РФ). Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе отражают требования Конвенции. Однако по-прежнему остро стоит вопрос о реализации и защите этих прав.

Список использованной литературы

1. Конвенция защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2

2. Всеобщая декларация прав человека // ОБЖ, 1998, №2, с. 3-7

3. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека, 1994

4. Конституция РФ от 12.12.1993 ( в ред. от 25.03.2004. №1-ФКЗ).

5. Азаров А. Я. Права человека.- М.: Юристь, 2004.

6. Аширова Э. День без защиты детей // Российская газета, 2004, № 7.

7. Буробин В.Н. Адвокатская деятельность. – М.: МНЭПУ, 2004.

8. Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. — ИГПАН, 2002.

9. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. — СПб.: Юриспруденция, 2003.

10. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // ОБЖ, 2004, №5

11. Каламкарян Р. А. Концепция права в современном международном праве. // Государство и право, 2004, №6

12. Кравчук Н.В. Система международных органов в защите прав ребенка // Защити меня, 2004, №1

13. Кроткова Н. В. Права человека и новое российское законодательство (Материалы «Круглого стола») // Государство и право, 2005, №6

15. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. — М.: НОРМА, 2005

16. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. – М. Инфра, 2004

17. Михайленко К. Е. Участие в международном соглашении по вопросам оказания международной правовой помощи // Государство и право, 2003, №5

Статья написана по материалам сайтов: www.maam.ru, infopedia.su, www.hotmijsk-school.narod.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector