+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей 2019 год

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” под охраной здоровья граждан в целом подразумевается комплекс различных мер политического, экономического, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемического характера (профилактического характера), осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях:

  • Профилактики заболеваний,
  • Сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, в том числе и ребенка,
  • Поддержания активной жизни граждан,
  • Предоставления гражданину медицинской помощи.

Таким образом, говоря упрощенным языком, под охраной здоровья в целом подразумевается деятельность публично-правовых образований, в том числе государства, по указанным выше четырем основным направлениям.

В данной статье речь идет не просто об охране здоровья граждан, а охране здоровья особой категории граждан, то есть детей. Ребенком в том смысле, в котором его понимает гражданское законодательство и законодательство о защите прав детей в Российской Федерации, является лицо до достижения им возраста 18 лет, то есть совершеннолетия (ч. 1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”).

Вместе с этим необходимо также отдельно отметить, что конкретно понимается под понятием “здоровье”, исходя из того, как его понимает законодатель. Под здоровьем понимается такое состояние физического, психического и социального благополучия граждан, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”). Таким образом, ребенок может считаться здоровым не только когда он физически здоров, но и когда его психологическое состояние стабильно, а социальная адаптация в обществе носит соответствующий его возрасту характер.

Содержание

Законодательство об охране здоровья детей

Ниже мы коснемся основных источников норм права, касающихся охраны здоровья детей:

А. Группа международных источников права, регламентирующих права человека

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 года
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года
  • Европейская Социальная Хартия 1996 года
  • Конвенция №130 о медицинской помощи и пособиях по болезни 1969 года и так далее.

Смысловое содержание указанных документов сосредоточено вокруг права человека, соответственно, гражданина, в том числе ребенка, любой страны принимать меры по сохранению здоровья на соответствующем уровне.

Б. Конституция Российской Федерации (ст. 41)

Данная статья касается как такового права гражданина Российской Федерации, в том числе ребенка, на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно.

В. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”

Является нормативно-правовым актом общего характера, регулирующим наиболее важные моменты, касающиеся в целом охраны здоровья граждан. В данном случае необходимо обратить внимание, что его действие распространяется на совершеннолетних и несовершеннолетних граждан нашей страны, следовательно, его нормы применимы к отношениям, в которых субъектами выступают именно дети.

Г. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

Вызывает особый интерес по причине комплексного использования, то есть определенной связи с иными нормативно-правовыми актами. Например, гарантии прав ребенка являются одним из ключевых институтов в семейном праве, в отношениях между родителями и их детьми, а также при определении правового статуса и фактического положения ребенка в обществе. При этом на защиту прав и законных интересов ребенка дополнительно направлен институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, не говоря об общепринятом в ряде развитых стран закреплении функции охраны прав детей за государственными и муниципальными учреждениями (например, органы опеки и попечительства).

Дополнительно указанный закон регулирует обширную сферу отношений, в которых ребенок обладает определенной самостоятельностью, и очерчивает круг его прав, а также обязанностей определенного круга лиц по отношению к нему, в число которых входят те права и обязанности, которые связаны с охраной здоровья детей.

Д. Иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с охраной здоровья ребенка, федеральные законы, законы, подзаконные нормативно-правовые акты и так далее

Существуют и иные нормы, положения, правила, рекомендации, имеющие отношение к тематике данной статьи. Это Гражданский кодекс Российской Федерации, вышеупомянутый Семейный кодекс Российской Федерации, указанные выше федеральные законы. К этой же группе актов относятся и Постановления Правительства Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы”), указы Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”), регламентирующие частные моменты тех или иных отношений, связанных с охраной здоровья детей. Ввиду общего характера применения указанных норм охрана здоровья детей регулируется ими не полностью, а лишь в той части, в которой она связана с обозначенной проблематикой акта в целом.

Е. Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения Российской Федерации

Ключевое значение в сфере охраны здоровья ребенка играют приказы Минздрава России. Во-первых, данный федеральный орган государственный власти проводит целенаправленную политику в области здравоохранения на федеральном уровне, а не локальном (уровне субъектов или отдельных организаций, в том числе и медицинских). Во-вторых, Минздрав России является единственным исключительно компетентным органом, осуществляющим деятельность по всем направлениям области здравоохранения, в том числе и по поводу охраны здоровья детей. Это означает, что его акты не только напрямую применимы к предмету данной статьи, но и определяют тот конкретный комплекс действий, средств, мер охраны здоровья детей, а также порядок осуществления их прав и способы защиты их законных интересов.

Что касается конкретных функций государства в сфере охраны детей, то данный вопрос нашел отражение в статье “Функции государства по охране здоровья детей”.

Введение

За последние десятилетия было выработано множество приоритетных направлений по защите прав ребенка, одним из главных социальных предназначений является институт Уполномоченного по правам ребенка.

Изначально развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. К 2002 документ ратифицировало 191 государство.

В РФ, как и во многих странах мира, основными направлениями института Уполномоченного по правам ребенка являются: улучшение положения детей, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе путем осуществления независимого контроля за деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц в части соблюдения ими прав и законных интересов несовершеннолетних.

Актуальность данной работы связана с тем, что защита прав ребенка является неотъемлемым показателем развития общества и государства в целом.

Темой данного диплома является: «Совершенствование деятельности института Уполномоченного по правам ребёнка на примере Псковской области».

Целью данной дипломной работы является анализ работы института Уполномоченного по правам ребенка на примере Псковской области.

1) дать определение понятиям права ребенка и института Уполномоченного по правам ребенка;

2) познакомиться с международным опытом и отечественной практикой развития института Уполномоченного по правам ребенка;

3) охарактеризовать специфику института Уполномоченного по правам ребенка на примере Псковской области;

4) выявить проблемы института Уполномоченного по правам ребенка на примере Псковской области;

5) обосновать тенденции развития института Уполномоченного по правам ребенка на примере Псковской области.

Объект исследования дипломной работы: Институт Уполномоченного по правам ребенка в Псковской области.

Предметом исследования выступает деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в Псковской области.

В процессе обработки полученных данных используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как статистический, прямой и сравнительный анализ, синтез.

Международная защита прав ребенка

Историческое развитие концепции прав ребенка. Содержание программы ЮНИСЕФ, направленной на разъяснение обществу и правительству проблем развития детей. Определение приоритетных областей сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ЮНИСЕФ.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 31.03.2012
Размер файла 41,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Выбранная мною тема очень актуальна на сегодняшний день.

В первую очередь тем, что у меня есть маленький ребенок, сын Бенедикт 2008 года рождения. И ещё я ранее столкнулась с этой проблемой, где я сома отстаивала права своего ребенка по вопросам жилищного законодательства, т.к. ранее районный исполнительный комитет хотел выселить моего ребенка в «некуда». Я отстояла права своего ребенка, и в силу того что я учусь в Академии при Президенте РБ где мне помогла моя база знания. На сегодняшний день хорошо ориентируюсь в аналитических вопросах по защите и интересах детей, и по этому, могу говорить о том, что в Беларуси достаточно нормативных документов регулирующие по защите наших детей, но они носят лишь, к сожалению «рекомендательный» характер.

Во-вторых, данная тема была раскрыта многими юристами и политологами различных стран. Кроме того, имеет интересную схему развития, которую можно представить (с некоторыми оговорками) в следующих образах.

Объектом исследования являются международная защита прав ребенка.

Предметом исследования выступает международная защита прав ребенка используемые на социально-правовую помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Цель заключается в раскрытие изучаемой темы, а именно «Международная защита прав ребенка».

В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:

1. Раскрыть историческое развитие концепции прав ребенка;

2. Отразить программу ЮНИСЕФ направленные на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей;

3. Описать взаимосвязь программы сотрудничества с приоритетами Республики Беларусь и ЮНИСЕ;

4. Выявить на каком международном уровне может осуществляться защита детей посредством различных механизмов и различных органов и организаций

5. Добавить в приложении дополнительную информацию.

Методологической основой исследования, для решения поставленных цели и задач работы, является совокупность различных общетеоретических и практических методов: обобщение, сравнительно-правовой метод, анализ литературных источников и информационно-правовой и иные методы исследования.

Однако осознаю, что не все в курсовой работе удалось в полной мере, однако рассчитываю и буду благодарна за все предложения и замечания в свой адрес (с уважением, Марьяна).

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

I. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения[10, с.67].

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924[8, с.321].

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».

Конвенция о правах ребенка[4, с.254].

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы — показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 — Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья — соотечественники) и международном (принимающая семья — иностранцы) уровнях[2, с.49 ].

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п[10, с.59].

Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН — на специальных международных встречах.

Так представительная международная встреча на высшем уровне прошла 29-30 сентября 1990 в Нью-Йорке. На ней была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-e годы. Кроме того, был выработан План действий по осуществлению этого документа. Он включил в себя практические мероприятия, направленные на:

— улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путем расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей;

— сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний;

— создание более широких возможностей для получения образования;

— решение продовольственной проблемы; защита детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций[1, с.27].

В мае 2002 в Нью-Йорке состоялась специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам детей. В ней принимали участие члены правительств 150 стран мира, а также около 3000 представителей международных детских правозащитных организаций. На этой сессии были подведены итоги 11 лет действия Конвенции по правам ребенка. Около 155 стран подготовили доклады о действиях по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

При подведении итогов были отмечены положительные сдвиги в решении проблем, обозначенных на встрече 1990. Вместе с тем, участники сессии отметили, что важнейшие проблемы в области защиты прав детей до сих пор остаются нерешенными.

Для успешного решения этих проблем на Генеральной сессии Ассамблеи ООН в мае 2002 года была принята декларация Мир, пригодный для жизни детей, где определены основные принципы дальнейшего развития системы защиты прав детей во всем мире, а также план действий по ее реализации[6].

Основные положения декларации можно условно разделить на три группы:

— создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни для всех детей (сюда входят проблемы детской смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы социальных услуг и т.п.). Особое внимание отводится проблеме ВИЧ-инфицированных детей и профилактике распространения этого вируса среди детей и молодежи;

— обеспечение качественного базового образования для всех детей;

— предоставление всем детям, особенно подросткам, возможностей для деятельного участия в жизни их общин (возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов, создание в государствах систем и программ, позволяющих им получать образование, профессию, посещать общественные места, участвовать в культурной и социальной жизни общества) [13].

Подводя итоги, мы можем отметить, что, в начале 21 века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире. Что касается встреч на международном уровне — то помимо практической оценки реализации положений Конвенции в тех или иных странах и выработки плана дальнейших действий с учетом актуальных проблем современного общества, они выполняют еще одну важную задачу — акцентируют внимание международного сообщества на проблемах защиты прав детей.

Юнисеф.

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) — Детский фонд ООН.

II. ЮНИСЕФ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО В СОДЕЙСТВИИ РЕАЛИЗАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ ВСЕХ ДЕТЕЙ БЕЛАРУСИ ПРАВ, ИЗЛОЖЕНЫХ В КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Правительством Республики Беларусь и Детским фондом ООН, называемым далее ЮНИСЕФ, представляет собой продолжение сотрудничества, начатого в 1997 году. Взаимные обязательства по осуществлению прав детей, изложенные в Конвенции ООН о правах ребенка, были положены в основу Сводного плана действий. В целях реализации конкретных программ и проектов в рамках настоящего Сводного плана действий заключаются соглашения между ЮНИСЕФ и соответствующим республиканским органом государственного управления[17].

В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.

Жестокое обращение с детьми (child abuse). Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми[20, с.243].

Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.

Правовой основой для взаимоотношений и сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ЮНИСЕФ является Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Республикой Беларусь относительно создания Переходного отделения ООН в Минске, подписанное уполномоченными представителями Сторон 15 мая 1992 года на создание Свободного плана действий. Этот сводный план действий рассматривается о сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и Детским фондом ООН и одобрением Исполнительным советом ЮНИСЕФ новых программных циклов[22].

Положение детей

Система отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в Беларуси нуждается в реформировании. Республика Беларусь, как участник Конвенции о правах ребенка, приняла на себя обязательства по соблюдению международных норм «ювенального правосудия». Правительство намерено сотрудничать с ЮНИСЕФ в целях обеспечения содействия данному процессу[19].

Цели программы

· охрана здоровья и поддержка гармоничного развития младенцев и детей в раннем детстве посредством распространения масштабов грудного вскармливания;

· особая защита прав детей, проживающих в государственных интернатных учреждениях, сирот, инвалидов;

· защита молодежи от факторов, угрожающих здоровью и развитию (ВИЧ-инфекция/СПИД, алкоголизм, наркомания, домашнее насилие, подростковая беременность, от самоубийства);

· создание такого законодательного и практического климата, который ставил бы интересы детей на первый план, обеспечивая права детей и молодежи, закрепленные в Конвенции ООН о правах ребенка.

Опыт реализации программ и извлеченные уроки

III. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГРАММЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С ПРИОРИТЕТАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЮНИСЕФ

Приоритетные области сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ЮНИСЕФ были определены посредством анализа данных, полученных в результате официальных и проведенных при поддержке ЮНИСЕФ аналитических исследований, работы в рамках системы ООН в Беларуси, опыта реализации предыдущих программ. Направлений деятельности, обозначенных в президентской программе «Дети Беларуси» 2006-2010гг., Среднесрочном плане стратегических действий ЮНИСЕФ и Целях ООН в области развития.

Когда разрабатывалась программа сотрудничества, то учитывались приоритеты, обозначенные Правительством в Национальном докладе Республики Беларусь о выполнении решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (далее — Национальный доклад), президентской программе «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы и других документах, таких, как Второй периодический доклад Республики Беларусь, представленный Комитету ООН по правам ребенка, в котором обозначена основа и ключевые элементы национальной политики в отношении детей. Таковыми приоритетами являются: пропаганда здорового образа жизни, обеспечение качественного образования, оказание помощи неблагополучным семьям, реализация права детей-инвалидов на всестороннее развитие своего потенциала, профилактика институциализации детей и детской преступности, повышение качества услуг детям, проживающим на территориях, и обеспечение реализации прав всех детей на выживание, развитие, защиту и участие.

Три основных компонента предлагаемой программы сотрудничества направлены на решение приоритетов ЮНИСЕФ, обозначенных в Среднесрочном стратегическом плане:

· развитие детей в раннем детстве;

· борьба с ВИЧ/СПИДом;

· усиление защиты детей от насилия, жестокого обращения, эксплуатации и дискриминации[16].

По нашему мнению, опыт ЮНИСЕФ и его партнеров однозначно продемонстрировал необходимость дальнейших масштабных усилий по переориентации политики и практической работы в решении проблем детей и семей таким образом, чтобы постепенно переходить от систем государственной опеки в сторону семейного воспитания. Государственная система институциализации во многих случаях продолжает оставаться единственной альтернативой для неблагополучных детей, невзирая на высокие затраты и, зачастую, неэффективные результаты.

IV. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ФОРМАХ, ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ И РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Проблема защиты прав ребенка для Беларуси всегда была болезненной. Нарушения прав этой конкретной категории населения стали особенно распространенными за последние несколько лет.

В ситуации, когда сам ребенок или его юридические представители ничего не могут сделать для защиты его прав на национальном уровне, единственным выходом остается обращение в наднациональные институты защиты прав человека. Данное право установлено в ч. 3 ст. 46 Конституции Республики Беларусь, которая предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны. Отсюда следует, что функционирование правовой системы в Беларуси основывается не только на принципах, установленных во внутреннем законодательстве, но и на общепризнанных стандартах, принятых международным сообществом, ибо «институт прав человека стал тем центром, который сфокусировал в себе все основные проблемы современности как глобального, так и национального уровня».

Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права.

Наиболее перспективным в функционировании механизмов обеспечения защиты прав человека, является «не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним. Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка» [21, с.87-93].

Все международные органы по правам человека, но и участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне (т.е. в рамках ООН) и на региональном уровне (т.е. в пределах конкретного региона).

Универсальные органы в зависимости от их юридической природы подразделяются, в свою очередь, на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и договорные (конвенционные) контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. С другой стороны, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции.

Внедоговорные механизмы — это органы ООН. Ее Устав 1945г. как документ не относится, строго говоря, к категории инструментов, напрямую посвященных правам человека. Тем не менее, выполняя роль «Конституции ООН», он лежит в основе международного правопорядка. Так, согласно ст. 55 (с) Устава ООН призвана содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

В целях реализации этой задачи ст. 57 Устава предусматривает создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН. Среди таких учреждений, которые занимаются и правами детей, можно назвать:

а) Международную организацию труда (МОТ);

б) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ);

в) Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

г) Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ);

д) Фонд ООН по народонаселению;

е) Программу Развития ООН;

ж) Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют:

a) Генеральная Ассамблея ООН

b) Совет Безопасности ООН

c) Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС)

d) Комиссия ООН по правам человека[11, с 141-146].

Генеральная Ассамблея ООН выполняет ряд функций в отношении прав человека. В частности, она организует исследования, дает рекомендации в целях содействия осуществлению прав человека, принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении прав ребенка она приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка. Кроме того, Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы (например, ЮНИСЕФ), назначает специальных докладчиков в сфере защиты прав ребенка (в частности Специального докладчика по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

Деятельность Совета Безопасности ООН имеет большое значение для защиты детей в период вооруженных конфликтов, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности.

ЭКОСОС по вопросам, входящим в его компетенцию, может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты резолюций и конвенций, созывать международные конференции по правам человека.

Комиссия ООН по правам человека полномочна принимать сообщения от любых лиц и изучать ситуации нарушений прав человека. Однако крайне политизированная природа этого органа и некоторые иные факторы не позволяют Комиссии осуществлять высокоэффективную защиту прав человека в целом и прав ребенка в частности.

Действующая в настоящее время система договорных (конвенционных) органов, т.е. органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека ради обеспечения выполнения именно их положений, состоит из шести комитетов.

1) Комитет по правам человека, который создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966г. с целью имплементации его норм;

2) Комитет по ликвидации расовой дискриминации — Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

3) Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин — Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;

4) Комитет против пыток — Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

5) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам — Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

6) Комитет по правам ребенка — Конвенцией о правах ребенка 1989 г.

Особый интерес представляет Комитет ООН по правам ребенка, поскольку именно этот орган напрямую занимается защитой прав ребенка. Остальные же пять комитетов могут осуществлять защиту прав ребенка лишь косвенно — посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов, которые включают всех лиц или определенную группу лиц, которые, в свою очередь, могут включать или не включать в свое число детей.

Комитет по правам ребенка учрежден в 1989г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со ст. 43 Конвенции Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства — участники Конвенции могут выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае-июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989г.

Каждые два года Комитет представляет Генеральной Ассамблее доклад о своей деятельности.

Государства-участники должны подавать в Комитет через Генерального секретаря доклады о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав; первый доклад должен быть представлен не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции соответствующим государством-участником, и далее каждые пять лет.

В периодических докладах об осуществлении Конвенции должна содержаться информация за охватываемый период, включая меры, принятые государством-участником, в том числе заключение двусторонних и многосторонних соглашений в области прав ребенка и присоединение к ним, а также изменения в законодательстве и практике на национальном, региональном и местном уровнях, такие, как:

1) создание механизмов и структур для координации и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

2) разработка общей или секторальной политики, программ и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

3) прогресс, достигнутый в осуществлении прав ребенка;

4) факторы и трудности на пути полного осуществления прав, изложенных в Конвенции, и меры по их преодолению;

5) планы, намечаемые в целях дальнейшего совершенствования реализации прав ребенка.

Периодические доклады должны включать информацию о рассмотрении заключительных замечаний Комитета по предыдущему докладу. К докладам должны прилагаться упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования.

Первый доклад страны был представлен в Комитет ООН по правам ребенка в 1995 году.

Комитет по правам ребенка, кроме официального доклада, собирает сведения от неправительственных и межправительственных организаций, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительства. Для этого в его работе согласно ст. 45 принимают участие ЮНИСЕФ и специализированные учреждения, которые по просьбе Комитета:

а) представляют доклады и оценки относительно осуществления Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности;

б) рассматривают передаваемые им комитетом доклады государств, содержащие просьбы о технической консультации. Кроме того, Комитет предлагает Генеральному секретарю ООН проводить исследования по определенным вопросам, касающимся прав ребенка. Все компетентные организации могут быть приглашены к участию в дискуссиях Комитета, представлять свои взгляды и консультироваться.

Комитет предлагает государству-участнику представить доклад до даты, установленной в соответствии с Конвенцией для представления доклада, т.е. до 14 сентября 2012г. Этот доклад будет представлять собой объединенные доклады[12].

На региональном уровне (для европейского региона) наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в том числе, является Европейский Суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.Возможность обращения в Европейский Суд по правам человека появилась у белорусских граждан. Эта Конвенция позволяет детям подавать жалобы в Европейский Суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей.

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию 1950г. от 28 июля 1990 года. Европейский Суд по правам человека состоит из числа членов, равного числу государств — членов Совета Европы, поскольку в состав Суда от каждого государства может входить только один гражданин. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей сроком на девять лет.

Право на индивидуальное обращение в Европейский Суд по правам человека принадлежит всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, в отношении которых органы государства или государственные учреждения допустили действия, нарушающие права и свободы, закрепленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Главное и необходимое условие обращения — реальный факт нарушения государством, его органами или учреждениями прав и свобод личности.

Судопроизводство в Европейском Суде отличается от рассмотрения дел национальными судами и состоит из нескольких стадий:

урегулирование ее на уровне государства-заявителя;

непосредственное рассмотрение;

исполнение решения, принятого Судом.

Для признания жалобы приемлемой необходимо выполнение ряда условий: во-первых, предметом жалобы, что вытекает из ст. 34 Конвенции, могут быть только права, гарантируемые ею или ее Протоколами;

во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные требования;

в-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом;

в-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения Конвенции, которые имели место после даты ратификации Конвенции;

в-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Европейский Суд не принимает: анонимные жалобы; жалобы, являющиеся по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее, и не содержащие новой, относящейся к делу информации; жалобы, составляющие предмет другой процедуры международного разбирательства и урегулирования.

Среди основных проблемных сфер, в которых Страсбургские органы до сих пор осуществляли защиту прав ребенка, можно назвать следующие:

а) ювенальная юстиция и арест (ст. 5 и 6 Европейской конвенции о правах человека);

б) образование (ст. 2 протокола N 1 к Конвенции);

в) свобода совести, право свободного выражения мнений и свобода ассоциаций (ст. 9, 10, 11 Европейской конвенции, ст. 13, 14, 15 Конвенции ООН о правах ребенка);

г) жестокое обращение и безнадзорность (ст. 3 и 8 Европейской конвенции);

д) дети-иммигранты и беженцы (ст. 3, 5 и 8 Европейской конвенции).

Европейский Суд по правам человека не является инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы для того, чтобы установить, действительно ли имело место нарушение Конвенции.

Согласно п. 2 ст. 46 Конвенции окончательное постановление Суда направляется Комитету министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением. В силу данного положения решение Суда влечет за собой определенные обязательства для государства-ответчика.

Государства-участники должны соответствующим образом трансформировать свои правовые системы с целью обеспечить существование возможностей пересмотра и возобновления производства по делу в связи с решением Европейского Суда по правам человека. Лица, чьи права были нарушены, и эти нарушения установлены Европейским Судом, должны иметь право обратиться с необходимым ходатайством в компетентный суд или иной внутринациональный орган.

Следует отметить, что, кроме Европейского Суда по правам человека, действует еще Суд Европейского Союза (Люксембург), который принимает только иски граждан государств — членов Союза и также может рассматривать дела в отношении детей[20, с. 378-392].

По нашему мнению, защита, таким образом, прав ребенка на международном уровне может осуществляться в различных формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц. Тем не менее нарастающее внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности является той движущей силой, которая способна повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучить научную и учебную литературу по данной теме исследования, мы пришли к следующим выводам:

Мы можем отметить, что, в начале 21 века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире.

А также отметим, что в Республике Беларусь проживают 2016 тыс. детей в возрасте до 18 лет, что составляет 21,7 процента от общей численности населения. Обеспечение приоритета их интересов является одним из условий устойчивого развития будущего Беларуси. Значительный вклад в решение многих острых проблем детства внесла президентская программа «Дети Беларуси».

В последние годы произошли большие изменения, касающиеся вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов детей.

Меры, принятые Правительством по внедрению новых альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот, обеспечивающих их право жить и воспитываться в семьях, способствовали уменьшению численности этих детей в интернатных учреждениях. По сравнению с 2000 годом их количество снизилось на 8 процентов. Усилены механизмы защиты прав усыновляемых детей, в том числе в случае международного усыновления.

Созданы механизмы отслеживания изменений в положении детей, степени обеспечения выполнения норм Конвенции о правах ребенка.

С 1999 года в режиме мониторинга ежегодно подготавливается национальный доклад о положении детей в Республике Беларусь.

Приняты нормативные правовые документы по вопросам совершенствования государственной поддержки семей, воспитывающих детей, системы адресной социальной помощи. Получила дальнейшее развитие система учреждений социального обслуживания, предоставляющих широкий спектр услуг семьям и детям. Увеличилось количество специалистов, занимающихся вопросами охраны детства.

Вместе с тем, несмотря на достигнутые позитивные результаты в реализации президентской программы «Дети Беларуси», сохраняется ряд проблем, требующих решения.

Требуются меры по совершенствованию системы социальной поддержки семей с детьми, а также по укреплению здоровья детей. Число абсолютно здоровых детей составляет 32,5 процента, а удельный вес детей, имеющих хроническую патологию, — 13,3 процента. Необходимо продолжить работу по повышению качества медицинской помощи детям и беременным женщинам, проведению целевой диспансеризации детского населения, принятию дополнительных мер по расширению контингента оздоравливаемых детей, снижению уровня детской инвалидности. Основные усилия в этой сфере должны быть сосредоточены на профилактических мерах по предупреждению инвалидности, на обеспечении массового обследования новорожденных в целях выявления на ранней стадии отклонений в развитии и принятии необходимых мер медицинской реабилитации, на обеспечении детей-инвалидов техническими реабилитационными средствами, на оказании помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

Кроме того, требуют особого внимания дети, вернувшиеся из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освободившиеся из исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Слабое развитие материально-технической базы этих учреждений не позволяет проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков на современном уровне.

Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить таких детей к самостоятельной жизни. В связи с этим на первый план выдвигается задача совершенствования условий для воспитания детей-сирот в приемных, опекунских, патронатных семьях, их усыновления.

Остается нерешенным ряд вопросов, связанных с производством высококачественного, конкурентоспособного, экологически чистого детского питания для детей первых лет жизни, расширением его ассортимента, удешевлением и обеспечением доступности для различных категорий семей.

право ребенок правительство беларусь

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

право ребенок правительство беларусь

3. Государственное право зарубежных стран: Курс лекций. / Чудаков М.Ф. — Минск, 2009.

5. Карташкин, В.А. Международная защита прав человека/ В.А. Карташкин — Москва:, 1976. — 89 с.

7. Конвенция о правах ребенка/ Судовы веснiк//Белорус. Газета. — № 3, 1995г. — 29 с.

12. Национальный Интернер-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.центр правовой информ. Респуб. Беларусь. — Минск, 2008. — Режим доступа:, Материалы свободной энциклопедии «Википедия», http:// ru.wikipedia. org/wiki. — Дата доступа: 10.09.2009.

13. О модельном законе «Об основных прав ребенка в государстве» — Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников содружества независимых государств от 16 октября 1999г. № 14-9.

14. О подписании Конвенции о правах ребенка — Постановление Совета министров Белорусской ССР от 25 января 1990г. N 21.

18. О ратификации Конвенции о правах ребенка — Постановление Верховного совета Республики Беларусь от 28 июля 1990 г. N 217-XII.

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

(«Судовы веснiк», 1995 г., N 3, с. 29)

Факультативный протокол к Конвенции, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, принят Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 г. (о присоединении Республики Беларусь к данному Факультативному протоколу — см. Закон от 03.12.2001 N 65-З.

Государства — участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,

принимая во внимание, что народы Организации Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,

напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,

считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,

принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»,

ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,

признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,

учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,

признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах.

Целями президентской программы являются:

· обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей;

· формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм «Социальная защита семьи и детей», «Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и «Детское питание».

Цель подпрограммы «Социальная защита семьи и детей» — совершенствование государственной поддержки семей с детьми и развитие системы их социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых услуг и повышение их качества.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

· повышение качества жизни семей с детьми, включая усиление государственной поддержки семьям при строительстве, реконструкции и приобретении жилья;

· совершенствование социально-психологической, правовой помощи семьям, направленной на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение культуры брачно-семейных отношений, укрепление нравственных основ семьи;

· дальнейшее развитие материальной базы и технического оснащения учреждений социального обслуживания;

· повышение профессионально-квалификационного уровня специалистов системы социального обслуживания;

· разработка и внедрение новых социальных технологий по работе с семьей;

· совершенствование нормативной базы функционирования территориальных центров социального обслуживания населения, включая вопросы повышения квалификации специалистов центров;

· совершенствование социального обслуживания семей, воспитывающих детей-инвалидов, расширение спектра предоставляемых им услуг;

· расширение сотрудничества с общественными объединениями в решении проблем семьи, повышении ее статуса в обществе.

Финансирование мероприятий президентской программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Финансирование строительства и реконструкции объектов капитального строительства предусматривается за счет консолидации различных источников: республиканского и местных бюджетов, собственных средств организаций и кредитов банков с ежегодным уточнением объемов, исходя из инвестиционных возможностей республиканского и местных бюджетов.

Управление и контроль за ходом её выполнения

Управление реализацией президентской программы осуществляют государственные заказчики — координаторы подпрограмм:

· «Социальная защита семьи и детей» — Министерство труда и социальной защиты;

· «Дети и закон. Воспитание личности» — Министерство образования;

· «Дети Чернобыля» — Министерство по чрезвычайным ситуациям;

· «Дети-инвалиды» — Министерство здравоохранения;

· «Дети-сироты» — Министерство образования;

· «Детское питание» — Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Исполнители и соисполнители мероприятий президентской программы — республиканские органы государственного управления, облисполкомы и Минский горисполком ежегодно до 1 августа и 1 февраля представляют информацию о ее выполнении (в разрезе каждой подпрограммы) координаторам подпрограмм.

Координаторы подпрограмм ежегодно до 10 августа и 10 февраля представляют сводную информацию:

· о выполнении мероприятий подпрограмм «Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» — Министерству труда и социальной защиты;

· о выполнении заданий по капитальному строительству подпрограмм «Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Детское питание» — Министерству экономики.

Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия ежегодно до 20 августа и 20 февраля представляют в Совет Министров Республики Беларусь отчеты о ходе реализации президентской программы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История развития международно-правовой защиты прав детей, главные принципы данного процесса, этапы формирования соответствующей Конвенции. Деятельность ООН, ЮНИСЕФ и всемирного банка в области защиты прав ребенка. Проблемы применения правовой защиты.

курсовая работа [57,1 K], добавлен 17.01.2014

История становления и развитие института международной защиты прав ребенка во всех сферах жизни. Направления нормотворческой деятельности. Принципы, регулирующие правовое положение ребенка. Контрольные органы и процедуры, учрежденные в рамках ООН.

курсовая работа [25,0 K], добавлен 16.01.2015

История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка. Формирование системы и международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка. Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка.

реферат [33,8 K], добавлен 14.11.2010

Международная защита прав ребёнка. Охрана прав и законных интересов детей в отраслях российского права: конституционного, административного, семейного, гражданского, трудового, уголовного. Защита прав детей в дошкольном образовательном учреждении.

контрольная работа [23,9 K], добавлен 14.09.2015

Становление и развитие законодательства России о правах ребенка. Особенности правового несовершеннолетнего. Гарантии прав социального обеспечения детей. Способы защиты прав несовершеннолетних граждан. Роль института омбудсмена по защите прав ребенка.

дипломная работа [91,3 K], добавлен 05.10.2017

Значение правовых норм для воспитания несовершеннолетних. Проблема защиты детей в России. Перечень основных прав ребенка. Конвенция о правах ребенка как акт о правах ребенка на международном уровне. Ответственность государства в защите прав детей.

реферат [18,5 K], добавлен 22.03.2010

Законодательное закрепление прав ребенка в казахстанском и международном праве. Ювенальная правовая политика и механизм защиты прав ребенка в Республике Казахстан. Исследование международных нормативных актов и договоров о правах ребенка и их защите.

дипломная работа [107,7 K], добавлен 22.10.2015

Определение прав ребенка как самостоятельного субъекта права. Проблема жестокого обращения с детьми. Ювенальная юстиция как важный инструмент системы защиты прав детей. Правительственные федеральные целевые программы для обеспечения защиты прав детей.

реферат [21,9 K], добавлен 26.07.2010

Этапы признания прав ребенка на международном уровне. Содержание Декларации прав ребенка, ее распространенность, специфические характеристики. Основные положения Конвенции по защите прав детей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, ее структура и принципы.

презентация [77,7 K], добавлен 01.12.2013

Права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок. Конвенция о правах ребенка. Роль ЮНИСЕФ в решении проблем детей на международном уровне. Проблема жестокого обращения. Ювенальная юстиция — особая система правосудия для несовершеннолетних.

курсовая работа [54,5 K], добавлен 15.12.2010

Охрана и способы защиты прав ребенка

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924 году.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы — показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п. В соответствии с этими принципами:

Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения, как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта.

Государство принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п. Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН — на специальных международных встречах. В мае 2002 года была принята декларация Мир, пригодный для жизни детей, где определены основные принципы дальнейшего развития системы защиты прав детей во всем мире, а также план действий по ее реализации. Основные положения декларации можно условно разделить на три группы:

создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни для всех детей (сюда входят проблемы детской смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы социальных услуг и т.п.);

обеспечение качественного базового образования для всех детей;

предоставление всем детям, особенно подросткам, возможностей для деятельного участия в жизни их общин (возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов).

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) — Детский фонд ООН, который помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Одна из основных задач ЮНИСЕФ — помощь и поддержка практической реализации Конвенции о правах ребенка в России.

Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми. Под жестоким обращением понимаются «все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка». Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% — в школах, детских учреждениях и т.п. Поэтому огромное значение имеет система защиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать такие варианты нарушения прав ребенка. В России такой контроль за детьми и семьями осуществляют органы опеки и попечительства. Одной из ключевых проблем является отсутствие профилактической работы. Серьезные меры к нарушителям применяются тогда, когда исправить положение уже очень сложно. Например, если речь идет о родителях — то это уже «лишение родительских прав», для чего нужны серьезные основания. Если это «жестокое обращение» персонала детских учреждений — учителя, воспитатели — такие инциденты замечаются общественностью и соответствующими органами тогда, когда действия взрослых уже квалифицируются как уголовное преступление.

Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей — ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение. Сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем России в области защиты прав детей.

Права детей в Российской Федерации регулируются следующими основными законами: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан; Федеральный закон об образовании; Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ; Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов. Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты).

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство (фактически, сирот при живых родителях). Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот составляет, по различным оценкам, от 85 до 95%. Качественно новое явление — так называемое «скрытое» социальное сиротство, результат которого — безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе. Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет для нашей страны огромное значение. Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:

Создание на всех уровнях — федеральном, региональном, местном — действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей, и контроля за соблюдением их прав.

Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.

Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации «семей риска».

Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в максимально возможное соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ отводит правам несовершеннолетних целую главу (Глава 11 СК РФ). Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

В соответствии со ст.56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Права и обязанности родителей закреплены в главе 12 Семейного кодекса, ст. ст.32, 48 ГПК РФ.

Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается на органы опеки и попечительства (ст.121 СК РФ).

Семейное законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы (ст.56 СК РФ). При нарушении прав и интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры.

Ст.156 Уголовного Кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК).

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);

предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона «О прокуратуре РФ»);

непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);

внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона «О прокуратуре РФ»);

опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или не надлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В обязанности этих комиссий входит:

предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком.

Подводя итог, отметим, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами, Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.

правовой несовершеннолетний гражданин беспризорность

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, knowledge.allbest.ru, vuzlit.ru.

»

Это интересно:  Охрана труда залог здоровья картинки 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector