+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Меры направленные на охрану здоровья граждан 2019 год

УДК 342.7 : 347.121.1

Е.С. Ерина,

магистрант юридического факультета Российского государственного социального университета

Рассматриваются меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации по защите права граждан на охрану здоровья.

Ключевые слова: здравоохранение в Российской Федерации, национальный проект «Здоровье», медицинская помощь, охрана здоровья граждан.

Не будет преувеличением сказать, что проблемы развития системы здравоохранения, оказания медицинской помощи населению не теряют актуальности с момента принятия Конституции РФ и закрепления в ней права на охрану здоровья граждан и медицинскую помощь. Это утверждение абсолютно обоснованно, так как здоровье и благополучие населения в современном мире являются залогом сильного, независимого государства. Начиная с 2000 года в Российской Федерации осуществляется постепенное совершенствование системы здравоохранения, принимаются нормативные правовые акты, регулирующие указанную сферу, утверждаются федеральные целевые программы, приоритетные национальные проекты. Охрана здоровья граждан неизменно остается одной из наиболее важных сфер реализации внутренней государственной политики.

Так, 3 декабря 2015 г. Президент РФ Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием. Ежегодное послание Президента РФ, как правило, содержит ключевые направления развития страны как в ближайшем будущем, так и в долгосрочной перспективе. Несмотря на то, что наиболее актуальными являются вопросы внешней политики, а также текущей экономической ситуации в стране, Президент РФ не оставил без внимания сферу здравоохранения. В частности, были затронуты отдельные вопросы реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» — программы по повышению качества медицинской помощи (объявлена Президентом РФ В. Путиным в 2005 году в рамках реализации четырех национальных проектов, осуществляется с 1 января 2006 г.).

Частью 1 ст. 41 Конституции РФ установлено: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Можно выделить определенные группы мер, принимаемых органами государственной власти для охраны здоровья граждан. Это меры:

— социально-экономического и политического характера;

Все они тесно взаимосвязаны, так как представляют собой единую государственную политику в сфере охраны здоровья граждан.

К мерам правового характера относится разработка соответствующей нормативно-правовой базы. В соответствии с ч. 1 Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими указанную сферу, являются: Конституция РФ, федеральные законы от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», Трудовой кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и др.

В связи повышением стандартов в области охраны здоровья граждан нормативно-правовая база постоянно совершенствуется. Так, принят Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Контроль за соблюдением положений законодательства в области охраны здоровья граждан осуществляется в рамках компетенции Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами прокуратуры Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой.

К мерам социально-экономического и политического характера относится осуществление эффективной государственной социальной политики в области охраны здоровья граждан, а именно: создание безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; охрана окружающей среды; производство и реализация продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов; организация специализированных учреждений, а также разработка и реализация государственных целевых программ, приоритетных национальных проектов.

Например, в настоящее время реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее – Программа) (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 294). Ответственным исполнителем Программы является Министерство здравоохранения РФ. В качестве ее соисполнителя выступает Федеральное медико-биологическое агентство. Участниками Программы являются такие государственные органы, как Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Министерство обороны РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство сельского хозяйства РФ и иные органы государственной исполнительной власти.

Контроль за реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществляется органами прокуратуры Российской Федерации, а также Счетной палатой РФ в ходе проведения соответствующих аудиторских проверок.

К мерам медицинского характера относится оказание доступной и качественной медицинской помощи, а также принятие мер санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера.

К мерам научного характера можно отнести проведение соответствующих исследований, в том числе по выявлению и устранению влияния особо опасных факторов физической, химической и биологической природы на здоровье человека. Такими исследованиями занимается Федеральное медико-биологическое агентство.

Таким образом, государственные органы власти при осуществлении функций по защите права граждан на защиту здоровья принимают меры, затрагивающие все основные сферы жизни человека.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» // Российская газета. 2010. № 249.
  3. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 26. Ст. 3526.
  4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // С обрание законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2057.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
  7. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 274.
  8. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 263.
  9. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 8. Ст. 721.

Основные принципы охраны здоровья граждан и механизм их реализации

Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ, обеспечиваемая государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан. Приоритет охраны здоровья детей.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.12.2015
Размер файла 23,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинская Государственная Медицинская Академия

федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

по дисциплине «Правовые основы охраны здоровья»

Тема: «Основные принципы охраны здоровья граждан и механизм их реализации»

1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ

2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Проблема охраны здоровья населения России тревожна и требует пристального внимания государства и различных его ведомств.

Что же следует понимать под охраной здоровья граждан? Это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Следует обратить внимание, что охрана здоровья и медицинская помощь не одно и то же и недаром в статье 41 Конституции РФ обозначены отдельно. Если охрана здоровья широкое многогранное понятие, что видно из приведенного определения, то медицинская помощь представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья. Эти две системы дополняют друг друга, но имеют разные направления. Предполагается, что от здоровья населения мы придем к здоровью отдельного человека, а вернее было бы — обеспечив индивидуальный подход и, оздоровив отдельного человека, придти к здоровью всего населения.

Рассмотрим в данной работе основные принципы охраны здоровья граждан РФ и механизм их реализации.

1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья,

Под правом на охрану здоровья понимается «конституционно закрепленное право каждого человека на создание со стороны государства таких условий, при которых в максимальной степени возможна реализация социальных и экологических прав, юридических гарантий в сфере охраны здоровья, получение бесплатной медико-социальной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а так же иных факторов, способствующих охране и укреплению здоровья человека» Пищита А.Н., Стеценко С.Г., Медицинское право. Особенная часть. М.,2005,С.7. Право на охрану здоровья является более широким юридическим понятием, чем право на медицинскую помощь, которое в основном связанно с заболеванием, травмой. Что касается обеспечения права на охрану здоровья, то оно связанно с деятельностью многих государственных органов и учреждений. Право граждан на охрану здоровья является неотъемлемым.

Почти 20 лет систему российского законодательства в сфере здравоохранения возглавляли Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.

Безусловно, важным событием является вступление в силу Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 №317-ФЗ), отменившего действие вышеуказанных Основ и других отдельных законодательных актов (или их отдельных положений).

Легальное определение категории охрана здоровья граждан дается в ст.2 Федерального закона №323-ФЗ — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Как определить категорию «здоровье»?

Одной из характеристик состояния здоровья является понятие «общественное здоровье». Общественное здоровье отражает совокупное здоровье индивидуумов, из которых состоит общество.

На международном уровне категорию здоровья определяли по-разному: «здоровье как отсутствие болезни» или «возможность существовать в обществе» и «абсолютные» («здоровье — это позитивное качество» или «здоровье — это общее благополучие»).

Конституция Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье следующим образом — это динамическое состояние полного физического, душевного и социального благополучия, не определяющееся одним лишь отсутствием болезни или немощью.

В Российской Федерации используется следующее определение здоровья, вобравшее в себя международные положения и принципы:

«Здоровье» — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Общественное здоровье — это такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для социально активного продуктивного образа жизни.

На международном уровне стандартное определение «охраны здоровья» отсутствует. Зарубежные специалисты, как правило, понимают его как широкое понятие, включающее в себя не только врачебную помощь, но и профилактику заболеваний, патронаж, а также помощь, оказываемую людьми не имеющими профессионального медицинского образования.

Если обратиться к международно-правовым документам, то содержание понятия «охрана здоровья» достаточно часто понимается по-разному. К примеру, Европейская социальная хартия среди мер, направленных на охрану здоровья называет предупреждение по возможности причин заболеваний, создание консультативных и просветительских учреждений, содействующих укреплению здоровья населения и развитию индивидуальной ответственности людей за свое здоровье, предупреждение по возможности эпидемических и других заболеваний, а также несчастных случаев (ст. 11) Европейская социальная хартия(03.05.1996)//электронный ресурс КонсультантПлюс.. Практически идентично «охрана здоровья» понимается и в конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, где в статье 15 среди мер, составляющих «охрану здоровья», содержаться меры, направленные на устранение в максимальной возможной степени причин ухудшения здоровья, обеспечение консультативных услуг и учебной базы для укрепления здоровья и поощрения личной ответственности в вопросах здоровья, обеспечение санитарно-гигиенических условий, предотвращающих возникновение эпидемических и других заболеваний Конвенции содружества независимых государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.//Электронный ресурс// КонсультантПлюс. В данном случае в качестве конкретного механизма предотвращения различных заболеваний названо обеспечение санитарно-гигиенических условий, т.е. первичная профилактика, рассматриваемая Всемирной Ассоциацией Здравоохранения и большинством ученых в качестве «охраны здоровья». Международным документом, закрепляющим на общеевропейском уровне правовые нормы в социальной сфере, является Европейская социальная Хартия подписанная от имени Российской Федерации в Страсбурге 14 сентября 2000 года и ратифицированная 3 июня 2009 года Европейская социальная Хартия 03.05.1996 //Электронный ресурс Консультантплюс. Ратифицировав Хартию, Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию дополнительных гарантий обеспечения, защиты, реализации социальных и экономических прав граждан, в частности в отношении статьи 11 «Право на охрану здоровья» с принятием мер, направленных на:

Это интересно:  Проблема охраны здоровья пути решения 2019 год

1) устранение, насколько это возможно, причин нарушения здоровья;

2) предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и поощрение личной ответственности за свое здоровье;

3) предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев.

Однако статья 13 Хартии «Право на социальную и медицинскую помощь» не была предложена к ратификации, как влекущая за собой дополнительные финансовые обязательства. Несмотря на это ратификация Хартии предоставила дополнительные гарантии обеспечения защиты и развития права на охрану здоровья и возможность для поиска пути эффективного обеспечения прав и свобод человека на основе общеевропейских стандартов, ориентируя на проведение реформ в сфере здравоохранения.

В соответствии с новой социальной стратегией развития государства и общества российское законодательство о здравоохранении претерпело за годы реформ существенные изменения. Впервые законодательно предусмотрено функционирование наряду с государственной системой здравоохранения также муниципальной и частной, использование механизма медицинского страхования граждан, представление им платных медицинских услуг за пределами программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и на договорной основе. В законодательстве вместе с новациями содержательного характера трансформировался состав правовых источников, пересмотрены круг, компетенция и юридические связи субъектов в сфере здравоохранения.

Охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.

В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в объеме и порядке, установленным законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

В целях создания возможностей для реализации гражданами права на охрану здоровья государство предпринимает меры: политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В Законе об охране здоровья №323-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 №317-ФЗ) главы 2, 8, 10, 11 появляются в связи с расширением содержания ряда положений, которые в Основах 1993 г. были представлены недостаточно полно либо не представлены совсем. Так, если в ст. 2 раздела 1 Основ было названо пять принципов охраны здоровья, то в Законе об охране здоровья их число увеличено до 9. Принципам посвящена целая глава 2, состоящая из 10 статей: в ст. 4 поименованы все 9 принципов, а каждый отдельно взятый принцип далее разъясняется в отдельной статье.

Законом № 323-ФЗ по-прежнему названы 4 принципа, содержавшиеся в Основах:

соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

К ним Федеральный закон № 323-ФЗ добавил:

приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

приоритет охраны здоровья детей;

доступность и качество медицинской помощи;

недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

соблюдение врачебной тайны.

Представляется, из списка дополнений принципиальное значение для эффективного обеспечения здоровья населения имеют принципы приоритета охраны здоровья детей и недопустимости отказа в оказании медицинской помощи.

Структурирование и расположение принципов в целом выдерживает логику нормативного материала, основой для формирования которого являются нормы-принципы Конституции РФ. Неслучайно руководствуясь, наверное, конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанностью его признания государством (ст. 2 Конституции РФ), на первое место законодатель поставил принцип соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий. Как представляется, остальные принципы в некоторой степени развивают его положения как главного, стержневого для всех основополагающих идей в сфере охраны здоровья граждан.

Конкретная детализация содержания принципов отражает и государственную политику в области медицины. Так, принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан и при оказании медицинской помощи характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

В свою очередь, реализацию принципа социальной защищенности граждан закрепляет статья 9 Закона об охране здоровья, где сформулированы конкретные мероприятия, гарантирующие социальные права граждан в случае утраты здоровья различной степени тяжести и последствий.

Справедливости ради стоит отметить: в принятой редакции Закона указанные замечания отчасти учтены. В основные идеи охраны здоровья граждан включены социальная защищенность граждан, недопустимость отказа в медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны.

Положительным, на наш взгляд, является также отказ законодателя от возведения в разряд принципов запретов на осуществление эвтаназии и клонирование человека, представляющих, по сути, требования к регулированию соответствующих общественных отношений.

Каждый принцип охраны здоровья граждан в законе подробно раскрывается и детализируется. Так, определены четкие критерии принципа доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, присвоен статус принципа информированному добровольному согласию на медицинское вмешательство и праву на отказ от него, установлен безоговорочный запрет на клонирование человека. Принцип приоритета профилактических мероприятий характеризует переход от системы здравоохранения, направленной на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья, основанной на приоритете здорового образа жизни и профилактике заболеваний. охрана здоровье профилактический

Раскрывая принцип «Приоритет охраны здоровья детей» в ст. 7 Закона об охране здоровья, законодатель выделяет разработку и реализацию органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления программ, направленных на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, принятие мер по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями. Представляется вполне уместным упоминание в ст. 5 обязанности государства гарантировать гражданам защиту от любых форм дискриминации при предоставлении медицинской помощи.

Значимость установленных в Законе принципов не вызывает сомнения. Их совокупность соответствует международным стандартам обеспечения и реализации прав гражданина и человека в сфере охраны здоровья. Не случайно, соблюдение всех вышеперечисленных принципов обязательно для всех лиц, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам страны.

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предложенные законодателем принципы охраны здоровья представляют собой сформулированные в его нормах основополагающие идеи, определяющие процессы формирования и реализации его на любом этапе. Фактически основные идеи находят свое воплощение в конкретных положениях закона, чем способствуют их надлежащей реализации.

Принципы охраны здоровья граждан содержала статья 2 Основ законодательства 1993 г. Однако закрепленные принципы в основном носили декларативный характер и не получали особого развития в нормативном акте, по сравнению со статьей 4 Закона об охране здоровья №323-ФЗ, где они раскрываются и в большей степени детализируются. Кроме того, законодатель сформулировал совершенно новые принципы.

Итак, к основным принципам охраны здоровья отнесены:

— соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

— приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

— приоритет охраны здоровья детей;

— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

— ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

— доступность и качество медицинской помощи;

— недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

— приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

— соблюдение врачебной тайны.

К совершенно новым из указанного перечня принципам охраны здоровья законодатель отнес приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны.

Европейская социальная Хартия 03.05.1996 // Консультант-плюс.

Европейская социальная хартия (03.05.1996) // Консультант-Плюс.

Здоровье населения и окружающая среда: Методическое пособие / Под общей редакцией д.м.н. Е.Н.Беляева: Вып.3, Т.1 — М.: Информационно-издательский центр Минздрава России, 1998.

Конвенции содружества независимых государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // Консультант-Плюс.

Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. — М., изд-во «Медкнига», 2008.

Пищита А.Н., Стеценко С.Г. Медицинское право. Особенная часть. М., 2005.

Тобес Брижит. Право на здоровье. Теория и практика — М. Устойчивый мир. 2007 г. — с.23.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Консультант-Плюс

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Правовое регулирование охраны здоровья граждан — совокупности мер правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека.

контрольная работа [19,8 K], добавлен 26.06.2011

Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья. Основные субъекты правоотношений в сфере охраны здоровья РФ. Нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Характеристика путей совершенствования законодательства в сфере здравоохранения.

дипломная работа [124,7 K], добавлен 08.09.2016

Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ. Медицинское страхование граждан России, находящихся за рубежом. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья, проблемы их реализации и пути развития законодательного регулирования.

дипломная работа [583,3 K], добавлен 20.04.2011

Конституционные основы организации охраны труда, основные принципы государственной политики и утверждение нормативных документов в исследуемой области права. Правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан России.

контрольная работа [20,6 K], добавлен 29.11.2012

Изучение специфики проблем охраны здоровья детей. Правовое регулирование медицинских услуг. Исследование правовых гарантий несовершеннолетних в области охраны здоровья на международном и федеральном уровнях. Правовое обеспечение в сфере здравоохранения.

контрольная работа [155,7 K], добавлен 23.12.2014

Рассмотрение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области охраны здоровья граждан. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

контрольная работа [29,9 K], добавлен 13.05.2014

Право граждан на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие, радиационную безопасность. Анализ путей развития законодательного регулирования права граждан на охрану здоровья. Защита прав граждан при некачественном оказании медицинских услуг.

дипломная работа [66,7 K], добавлен 12.10.2015

Конституционно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощи. Классификация нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения. Основные проблемы законодательства России об охране здоровья населения.

курсовая работа [48,7 K], добавлен 24.04.2010

Содержание и законодательные гарантии прав граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь. Приоритет интересов пациента и соблюдение врачебной тайны при оказании медицинской помощи. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья.

дипломная работа [128,1 K], добавлен 28.03.2016

Основы государственной и муниципальной политики в сфере охраны здоровья населения. Основные цели и задачи муниципального здравоохранения. Гигиеническое воспитание и образование граждан. Повышение качества управления муниципальным здравоохранением.

контрольная работа [35,9 K], добавлен 26.08.2012

Меры направленные на охрану здоровья граждан

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

от 31 мая 2013 года N 1872

О реализации полномочий в сфере охраны здоровья граждан

Мэр города
А.Н. Соколов

Приложение N 1. Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в городе Хабаровске на 2013-2018 годы

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации города Хабаровска
от 31 мая 2013 года N 1872

Введение в проблему

Глава 1. Актуальность проблемы

Глава 2. Место муниципалитета в системе мер, направленных на охрану здоровья граждан

Полномочия по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний Федеральным законом N 323-ФЗ возложены как на государственный, так и на муниципальный уровни власти.
На территории Хабаровского края соответствующие нормативные и программные документы, определяющие систему мер по развитию данного направления, приняты.
С целью исполнения муниципальных полномочий в сфере охраны здоровья граждан на территории городского округа «Город Хабаровск» издано постановление администрации г. Хабаровска от 29.12.2012 N 5374, которым утверждена ведомственная программа по сохранению и укреплению здоровья населения г. Хабаровска на 2013 год, цели и задачи которой созвучны с перспективными задачами Стратегического плана устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 года.
На сегодняшний день в исполнении муниципальных полномочий, закрепленных федеральными законами, непосредственное участие принимают семь отраслей (здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, охрана природных ресурсов, охрана труда, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание), а в части отдельных направлений — все отрасли городского хозяйства. По направлениям, которые в той или иной мере затрагивают охрану здоровья жителей города, реализуются более 10 ведомственных целевых программ.
Большое внимание уделяется созданию условий для повышения физической активности. Сегодня в городе имеется 820 спортивных сооружений. В 4 школах построены современные «валы и стадионы, комплексно отремонтированы 23 спортзала и 18 спортивных площадок. Это позволяет широко проводить спортивно-массовые мероприятия в разных возрастных группах. С октября 2011 года на базе 5 бассейнов действует программа по обучению плаванию детей и подростков (бассейн ТОГУ, гимназии N 7, школ N 27 и 80, муниципальный бассейн «Дельфин»), в ходе научились плавать почти 3 тысячи детей (2 793 человек).
С декабря 2008 года со старшими возрастными группами населения начали работать инструкторы-методисты по занятию физической культурой. Сейчас группы здоровья для ветеранов посещают 225 человек.
В 2012 году в округах города для разных групп населения проведено более 800 спортивных мероприятий с охватом более 70 тысяч человек. Как итог за три года доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, выросла с 15% до 26,4%.
Условием для активного отдыха является наличие зеленых зон (парки, скверы, бульвары, пруды и т.д.), где можно совершать пешие прогулки, кататься на велосипеде, роликах. В городе имеется 27 зон отдыха (включая парки, парковые зоны, бульвары и т.д.).
Много сделано администрацией г. Хабаровска по озеленению города. В настоящее время при нормативе зеленых насаждений на 1 жителя в 16 кв. м по г. Хабаровску фактический показатель составляет 156,1 кв. м на человека.
Большая работа выполнена по развитию системы питания учащихся общеобразовательных учреждений г. Хабаровска. В результате принятых мер произошли серьезные качественные изменения в техническом оснащении и в организации работы школьных столовых. Как итог, в течение последних трех лет охват горячим питанием учащихся увеличился до 85 %.
Школы города активно участвуют в спортивных конкурсах, проводимых по инициативе губернатора Хабаровского края.
Немало делается по предотвращению девиантного поведения у подростков и молодежи, ведется пропаганда здорового образа жизни и предотвращения распространения вредных привычек в разных возрастных группах и др. Широко используется ресурс муниципальных библиотек, домов культуры и других аналогичных учреждений.
Межсекторальный характер задач по сохранению и укреплению здоровья населения требует комплексного и системного подхода с вовлечением в их решение не только учреждений сферы здравоохранения, но и организаций и предприятий города всех форм собственности, некоммерческих, общественных организаций, самих граждан.
Функцией координатора в исполнении полномочий по охране здоровья граждан наделено управление здравоохранения. Централизация межсекторального и межведомственного взаимодействия структур муниципалитета на уровне управления здравоохранения, уполномоченного на реализацию муниципальных и участие в исполнении региональных программ по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний, санитарно-гигиеническому просвещению, позволит повысить эффективность работы всех заинтересованных отраслей городского хозяйства по достижению целевых ориентиров в показателях здоровья населения г. Хабаровска.

Это интересно:  Охрана здоровья здоровых в России 2019 год

Глава 3. Общие положения Концепции

Глава 4. Основные понятия, используемые в Концепции

Формирование здорового образа жизни — деятельность, направленная на поведение человека и население с целью сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.
Образ жизни — это способ жизни, основывающийся на идентифицируемых видах и особенностях поведения, определяющихся взаимодействием между личностный характеристиками человека, социальным взаимодействием и социально-экономическими и экологическими условиями жизни.
Укрепление здоровья — организованный процесс, позволяющий человеку осуществлять контроль за своим здоровьем и направленный на улучшение здоровья.
Качество жизни — степень восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности предоставляются.
Профилактика заболеваний — система мер медицинского и немедицинского характера, направленных на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Глава 5. Сроки и этапы реализации Концепции

Глава 6. Цель Концепции

Целью Концепции является создание на уровне муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск» системы формирования, сохранения и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни, направленной на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и повышение качества жизни, улучшение демографической ситуации в г. Хабаровске.
На государственном уровне для Российской Федерации в целом определены целевые ориентиры, характеризующие состояние здоровья населения. (3, 4, 5). Так как комплекс мер, направленных на достижение установленных целевых ориентиров, выходит за рамки исключительно сферы здравоохранения, в нем должны принимать участие все заинтересованные структуры органов власти. Реализация этих мер должна быть построена на основе программно-целевого подхода и носить межведомственный, межсекторальный и комплексный характер.
В Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» включены показатели, которые непосредственно связаны с целевыми ориентирами, характеризующими состояние здоровья населения. Поэтому целевые индикаторы, достигнутые на уровне муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск» будут способствовать достижению аналогичных показателей, отражающих эффективность деятельности органов государственной власти, а именно Хабаровского края.
Достижение цели Концепции в 2018 году будет характеризоваться динамикой следующих целевых индикаторов:
— снижение смертности от болезней системы кровообращения — до 649,4 случая на 100 тысяч населения;
— повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,0 лет;
— снижение распространенности употребления табака до 32% (усредненный показатель для лиц обоего пола);
— снижение потребление алкоголя до 9 л в год надушу населения; (6)
— увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения до 35%;
— увеличение доли детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях до 20%;
— увеличение доли населения, приверженного к ведению здорового образа жизни, от общей численности населения до 30%;
— увеличение доли населения, имеющего правильные знания о факторах риска заболеваний и способах воздействия на них, до 20%.

Глава 7. Задачи Концепции

Для достижения поставленной цели на уровне муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск» должна быть решена главная задача — создать условия, предоставить возможности и обеспечить мотивацию населения г. Хабаровска для ведения здорового образа жизни.
Решение этой задачи предполагает проведение следующих мероприятий:
1. Совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения, особенно детей, подростков, молодежи, через средства массовой информации и обязательное внедрение соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования. В рамках указанного направления необходимо осуществлять обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда (в том числе учебы) и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье.
2. Созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.
3. Создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (табакокурение, низкая физическая активность, злоупотребление алкоголем, наркомания и др.), включающей просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, содействие сокращению употребления табака и алкоголя, регулирование и раскрытие состава табачных изделий и алкогольной продукции, защиту некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах, исполнение требований законодательства, закрепляющего регламентирование размещения мест продажи алкогольных напитков, табака и порядка их реализации, а также ценовые и налоговые меры.
4. Создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, в первую очередь, посредством популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан, формирования моды на здоровье, особенно среди подрастающего поколения, внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан.
5. Создание системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников, стимулирование работающих коллективов к ведению здорового образа жизни.
6. Проведение мероприятий, направленных на профилактику факторов риска неинфекционных заболеваний среди работающего населения (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.).
7. Издание локальных нормативных актов на муниципальном уровне, направленных на предотвращение распространения вредных привычек и факторов риска заболеваний.

Глава 8. Механизмы реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает формирование системы мер по следующим направлениям:
1. Формирований культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия путем соблюдения приоритета профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в ведомственных целевых программах отраслей городского хозяйства по укреплению и сохранению здоровья населения.
2. Повышение уровня информированности населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья через создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской и образовательной системы, направленной на мотивацию населения к здоровому образу жизни, профилактику травматизма, привлечение к активному отдыху, занятию физической культурой, туризмом и спортом начиная с детского возраста.
3. Создание условий для реализации принципов здорового образа жизни (инфраструктуры для реализации принципов здорового образа жизни), увеличения объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, мероприятий по тиражированию образцов правильного отношения к здоровью, внедрение новых форм здоровье сберегающих технологий.
4. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения города на основе межотраслевого взаимодействия на уровне городского округа «Город Хабаровск».
5. Разработка предложений по созданию системы межведомственного взаимодействия и партнерства по вопросам сохранения и укрепления здоровья на уровне городского округа «Город Хабаровск».
6. Формирование и совершенствование системы мониторинга уровня информированности населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, приверженности к ведению здорового образа жизни, распространенности факторов риска социально значимых заболеваний путем проведения регулярных социологических исследований.
При реализации указанных механизмов муниципалитет г. Хабаровска в лице управления здравоохранения является заказчиком здоровье сберегающих технологий и организатором системы мер, направленных на формирование здорового образа жизни хабаровчан. С другой стороны, являясь структурным подразделением органа местного самоуправления, управление здравоохранения выступает в роли поставщика технологий сохранения и укрепления здоровья в целевые группы населения г. Хабаровска.
Основным механизмом реализации Концепции является разработка целевых программ в соответствии со стратегическими приоритетами в области формирования здорового образа жизни, регулирующих общественные взаимоотношения и координирующих усилия всех заинтересованных структур, служб, организаций и предприятий, инициатив граждан, определенных данной Концепцией.

Глава 9. Целевые группы и приоритеты Концепции

В соответствии с факторным анализом причин, влияющих на достижение целевых ориентиров в демографических показателях и показателях здоровья населения г. Хабаровска, Концепция направлена прежде всего на три целевые группы. В каждой целевой группе работа по формированию здорового образа жизни имеет индивидуальные подходы:
1. Школьники и дошкольники. Здоровье человека закладывается с первых лет жизни. В дошкольном возрасте главными факторами, влияющими на гармоничное развитие детей, оказываются сбалансированное питание, морально-нравственное воспитание, формирование социальных ориентиров и адекватная физическая нагрузка. На уровне дошкольных образовательных учреждений должен проводиться комплекс мер, позволяющих обеспечить долю детей с первой и второй группой здоровья в начальной школе.
Уровень состояния здоровья школьников связан как с исходным состоянием здоровья детей, приходящих в школу, так и с особенностями образовательного процесса, связанного с большими нагрузками в школе, неполным обеспечением мебелью, подходящей по росту, нарушениями освещенности в школах, недостаточной физической активностью в школах. Анализ результатов профилактических осмотров свидетельствует о росте патологии детей в зависимости от длительности обучения в школе.
Система мер, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, должна включать такие формы работы, которые позволят увеличить число школьников первой и второй групп здоровья. На сегодняшний день в городских образовательных учреждениях проводится довольно много мероприятий, направленных на мотивацию педагогического состава и самих учащихся к ведению здорового образа жизни. Однако ситуация со здоровьем детей и подростков к лучшему не меняется.
Анализ состояния здоровья школьников в 2012 году указывает на то, что только 12,4% детей отнесены к 1-й группе здоровья, 87,6% имеют 2-ю и 3-ю группу здоровья, из них 20% уже имеют хронические заболевания. На диспансерном учете в поликлиниках состоит 52% от всех учащихся (26,7 тысячи школьников), в том числе 19,7% — дети с хроническими заболеваниями и инвалиды (10,1 тысячи человек).
По данным обследования в центрах здоровья для детей, у 40% детей определяется повышение уровня углекислого газа в выдыхаемом воздухе, что свидетельствует о пассивном либо активном курении детей. Дети, подражая взрослым, уже в раннем школьном возрасте начинают курить, употреблять алкогольные напитки. Росту заболеваемости детей в школьном возрасте способствуют также низкая физическая активность, нерациональное питание в семьях, высокий уровень утомляемости и напряжения эмоциональной сферы у детей и подростков.
Поэтому в сложившейся ситуации очень важно развивать профилактическую работу в школе, активно внедрять технологии здорового образа жизни, влиять на сознание ребенка и мотивировать его на сохранение собственного здоровья.
Требует более глубокого изучения эффективность действующих здоровье-сберегающих программ на уровне школьных образовательных учреждений. Необходима разработка и внедрение новых целевых программ, направленных на увеличение числа школьников первой и второй групп здоровья.
2. Учащаяся молодежь. Молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовленной к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что в молодом возрасте закрепляется правильное отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность. Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которого наиболее значимы грамотное планирование семьи, включая предотвращение нежелательной беременности, обеспечение безопасного материнства, профилактика детской инвалидности.
Подходы к пропаганде здорового образа жизни среди учащейся молодежи также должны быть построены на основе современных креативных форм донесения информации. В этом направлении есть свои лидеры — общественные организации, активно работающие в городе: молодежная организация «Мы за трезвый образ жизни!», Хабаровская краевая общественная организация «Мы — против курения». Большой опыт работы в этом направлении работает молодежный социальный медико-педагогический центр «Контакт». Инициативные группы работают и в округах города. Со стороны администрации города поддержка молодежного движения по формированию ЗОЖ должна быть выражена в виде социального партнерства.
При работе с этой группой очень важную роль играют средства массовой информации. Поток информационных материалов должен быть увеличен многократно. Сейчас вопросам формирования правильных поведенческих привычек и сохранению здоровья населения, на телеканалах Хабаровска уделяется в среднем не более чем 3 секунды в сутки на одного жителя, тогда как эффективной эта работа станет при информационном потоке не менее 3 минут в день.
3. Работающее население. Значительное и устойчивое сокращение числа травм, случаев инвалидности и смерти в результате несчастных случаев и актов насилия, отравлений и травм, основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения) должны стать основными направлениями работы в этой целевой группе.
Система профилактических мер должна быть направлена на совершенствование организационно-функциональной структуры и форм управления системой медицины труда, приведение ее в соответствие с потребностью работников реформируемых производств, международными нормами и требованиями.
Основой профилактики заболеваний, являющихся причиной смертности в трудоспособном возрасте, является раннее выявление социально значимых заболеваний в период проведения периодических, диспансерных и скрининговых осмотров.
В основе снижения трудоспособности от инфекционных заболеваний лежит массовая вакцинация работающего населения. Все это требует тесного взаимодействия между руководителями предприятий и медицинскими организациями на уровне округов г. Хабаровска.
Особенностью производственного процесса на современных предприятиях и в учреждениях является использование компьютерной техники. Доля работающего населения, испытывающего статичные нагрузки, напряжение зрения и нервно-психической сферы, составляет около 60%. Низкая физическая активность и высокая распространенность табакокурения на фоне хронического стресса способствует неуклонному росту сердечно-сосудистых заболеваний в этой группе населения. Поэтому в данной целевой группе должны быть внедрены технологии, направленные на формирование правильных поведенческих привычек, и, в первую очередь, поддержание физической активности и отказ от курения.
Особое место в системе мер в группе работающего населения занимает организация сбалансированного питания.
Нужно понимать, что процесс изменения поведения человека длительный. Он состоит из нескольких последовательных этапов: намерения изменить поведение, готовности и принятие решения, установки поведения и его поддержание. На каждом этапе на индивидуума влияет окружающая среда, подкрепляя изменения поведения либо препятствуя им.
Основной принцип формирования здорового образа жизни заключается в поддержке и повышении доступности того, что полезно для здоровья, и в ограничении или запрете того, что вредит здоровью. Человечество владеет большим объемом знаний об основных факторах риска для здоровья и эффективных методах его укрепления. Для борьбы с основными угрозами здоровью и жизни людей, такими как курение, употребление алкоголя, нерациональное питание, недостаточная физическая активность, важно изменить поведение населения.
Для налаживания систематической работы по информированию населения об огромном вреде, который вредные привычки причиняют здоровью, благополучию и духовной целостности человека, необходимо проведение плановой информационной кампании в сотрудничестве со средствами массовой информации и общественными организациями.
Документальные фильмы и ролики социальной рекламы о вреде чрезмерного употребления алкоголя, табакокурения и наркомании, гиподинамии и неправильного питания основаны на подходах, показавших высокую эффективность в отношении социальных проблем. По заключению ведущих российских экспертов в области общественного здоровья, они способны оказать значительное воздействие на установки россиян по отношению к потреблению алкоголя, снизив остроту алкогольных проблем в стране.
Способами реализации системы информирования населения являются:
— совершенствование информационной системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах охраны здоровья через информационные ресурсы сети Интернет, все виды средств массовой информации;
— создание аудиовизуальных образов — матриц аудио- и видеоклипов, плакатов и другой рекламной и пропагандистской продукции, формирующей в массовом сознании установки на идеал здорового человека, стандарт здоровья, формирование культуры здоровья, выполнение оздоровительных программ, здоровый образ жизни;
— формирование всеми доступными средствами рекламы и пропаганды (телевидение, радио, печатные средства массовой информации, носители наружной рекламы, рекламная и пропагандистская полиграфическая продукция) мотивации на идеал здорового человека;
— формирование системы стимулирования руководителей предприятий, общественных организаций, граждан на участие в распространении позитивных примеров формирования здорового образа жизни в коллективах, обществе. Общественное признание инициатив руководителей предприятий, общественных организаций, граждан будет отмечаться в рамках городских конкурсов, ежегодной городской Премии здоровья.

Это интересно:  7 апреля всемирный день охраны здоровья 2019 год

Глава 10. Оценка эффективности реализации Концепции

Оценка эффективности системы мер, определенных данной Концепцией будет осуществляться в рамках регулярного мониторинга целевых индикаторов, указанных в главе 6. Демографические показатели и показатели здоровья населения будут оцениваться на основании форм государственной статистической отчетности отрасли «Здравоохранение». Индикаторы, отражающие пропаганду здорового образа жизни и санитарно-просветительную работу о факторах риска и способах воздействия на них, будут оцениваться путем проведения ежегодных социологических исследований.
Так как целевые индикаторы данной концепции прямо связаны с показателями эффективности органов местного самоуправления и органов государственной власти, работа по мониторингу будет строиться в тесном взаимодействии с министерством здравоохранения Хабаровского края, органами городской и государственной статистики, другими заинтересованными ведомствами.

Глава 11. Межведомственное и межсекторальное взаимодействие

Приложение N 2. Типовой план работы муниципальных учреждений и предприятий по охране здоровья работающих и формированию здорового образа жизни

УТВЕРЖДЕН
постановлением
администрации города Хабаровска
от 31 мая 2013 года N 1872

ТИПОВОЙ ПЛАН
работы муниципальных учреждений и предприятий по охране здоровья
работающих и формированию здорового образа жизни

Принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 7.Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

2) обеспечение организации оказания медицинской помощи гражданам, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 8.Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, осуществляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальном сайте органа государственной власти и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 9.Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о реализуемых мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о реализуемых мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет на курение табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками, с соблюдением трудового законодательства.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака в Российской Федерации осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры;

3) регулирование и раскрытие состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

5) установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака;

6) оказание медицинской помощи гражданам, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, на открытых территориях на расстоянии менее чем пятнадцатьметров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах ипомещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для перевозки пассажиров в поездах пригородного сообщения;

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Статья написана по материалам сайтов: knowledge.allbest.ru, docs.cntd.ru, cyberpedia.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector