+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Судебно медицинская экспертиза железнодорожной травмы 2019 год

11.1. Возможные обстоятельства железнодорожных повреждений

Смерть на полотне железной дороги в подавляющем большинстве случаев связана с травматизмом, зависящим от движения железнодорожного транспорта. Ниже приводится перечень возможных происшествий, сопровождающихся травматической смертью на железнодорожном полотне, по данным О.Х. Поркшеян.

1. Несчастные случаи, зависящие от движения поездов:

§ при случайном попадании под движущийся железнодо­рожный подвижной состав или отбрасывании им лиц, ока­завшихся на полотне железной дороги; при попытках пе­рейти путь или нахождении на путях с другими целями (например, при ремонте под вагоном, неожиданно при­шедшим в движение);

§ при падении с движущегося подвижного состава;

§ при ударе частями движущегося железнодорожного подвижного состава пострадавшего, оказавшегося у колеи же­лезной дороги в пределах контура габаритов подвижного состава, или же ударе предметами, гружеными на плат­формы и выступающими за пределы габаритов подвиж­ного состава;

§ при сдавлении между буферами;

§ при сдавлении в автосцепном механизме;

§ при ударах о путевые сооружения (виадуки, арки тонне­лей) при переезде на крышах вагонов;

§ при поражении электрическим током от проводов электрической сети железной дороги (например, проезд на крыше вагона);

§ при крушениях поездов.

2. Случайная смерть на полотне железной дороги, не завися­щая от движения подвижного железнодорожного состава:

§ при погрузочно-разгрузочных работах;

§ при ударах о шлагбаум на переездах;

§ при ремонтных работах на путях;

§ от прочих причин.

3. Самоубийства с использованием для этой цели подвижного железнодорожного состава осуществляются:

§ укладыванием на один из рельсов головы, шеи, туловища;

§ внезапным появлением перед движущимся железнодорож­ным подвижным составом или между вагонами;

§ падением с движущегося состава;

§ прикосновением к проводам электрической железной до­роги, для чего самоубийца забирается на крышу вагона, электровоза, тепловоза, паровоза.

4. Самоубийства на полотне железной дороги возможны пу­тем использования огнестрельного или колюще-режущего оружия.

5. Убийства на полотне железной дороги, не связанные с ис­пользованием железнодорожного подвижного состава, могут со­вершаться при помощи огнестрельного и холодного оружия, ту­пыми тяжелыми предметами, удавлением руками и т.п. Не так уже редки случаи, когда преступник осуществляет свой замысел на полотне железной дороги с целью последующего подкладывания тела жертвы под движущийся железнодорожный состав для симуляции несчастного случая или самоубийства.

11.2. Судебно-медицинская классификация железнодорожных повреждений (по О.Х. Поркшеян)

1. Повреждения, наносимые преимущественно колесами желез­нодорожного транспорта при перекатывании их через тело, рас­полагающееся на рельсах:

§ отделение головы от туловища (полное, неполное);

§ разделение туловища на две половины (полное, неполное);

§ отделение конечностей (полное, неполное).

2. Повреждения, возникающие от ударов и трения о железнодо­рожный путь и наносимые преимущественно частями локомоти­вов, вагонов, располагающимися ниже их рам (исключая колеса):

§ открытые и закрытые переломы костей;

§ различной степени повреждения внутренних органов: от незначительных вплоть до перемещения их и выпадения через открытые полостные раны.

3. Повреждения, образующиеся преимущественно в результате отбрасывания частями движущегося железнодорожного транспорта:

§ следы удара частями движущегося железнодорожного транспорта; обширные ссадины на коже, кровоподтеки, переломы костей;

§ следы падения на теле.

4. Повреждения, образующиеся преимущественно в связи с на­хождением жертвы у колеи в пределах габаритов подвижного со­става в момент его следования:

§ повреждения, характерные для наносимых твердыми тупыми предметами;

§ в случаях сжатия между платформой и движущимся тран­спортом — размятие тела.

5. Повреждения, связанные преимущественно с падением из движущегося состава:

§ при падении под подвижной состав — характерные для повреждений колесами, частями, располагающимися ниже рам локомотива, вагонов, волочения тела;

§ при падении с движущегося железнодорожного транспорта без последующего попадания под него — характерные для падения с высоты.

6. Повреждения, связанные преимущественно с поражением электрическим током при нахождении на крышах вагонов, дви­гающихся по путям электрифицированной железной дороги:

§ электрометки, признаки асфиксии;

§ характерные для падения с высоты в случае, если после поражения током жертва падает с крыши вагона.

7. Повреждения, преимущественно связанные со сдавленном бу­ферами и в автосцепном механизме:

§ закрытые переломы ребер, позвоночника, лопаток;

§ разрывы диафрагмы, отрывы и разрывы внутренних орга­нов, перемещения их; выхождение легких через рот, раз­рывы промежности с выпадением петель кишечника; об­разование травматических грыж (паховых, бедренных) с заполнением грыжевых мешков внутренними органами, вплоть до сердца и желудка;

§ отпечатки контуров буферов на коже груди и спины.

11.3. Повреждения, типичные для железнодорожной травмы

Железнодорожная травма характеризуется значительной тя­жестью и, как правило, приводит пострадавшего к смерти на месте происшествия. При этом возникают повреждения в результате перекатывания через тело колес транспорта (полосы давления и обтирания, расчленение тела); типичные, не связан­ные с действием колес (следы волочения, отрывы конечностей, сдавление тела между буферами или в автосцепном механизме); нетипичные и симулирующие другие виды травмы.

Полоса давления — это отпечаток колеса на поверхности ко­жи. Ширина ее колеблется от 7 до 13 см. В первые часы после травмы мягкая, бледно-розовая; к концу суток становится пер­гаментной плотности, темно-коричневого цвета.

Полоса обтирания — это участок осаднения кожи по краю полосы давления, он образуется при трении кожи о боковые по­верхности колеса. Ширина ее колеблется в значительных преде­лах от 2 до 15 см. Если на теле имеется несколько слоев одеж­ды, полоса обтирания не образуется.

Отделение головы от туловища, а также расчленение тела зависят от перекатывания через тело колеса. В ряде случаев возможно разделение тела на множество частей. Отделение конечностей происходит со своеобразным многооскольчатым переломом костей, причем конец отчлененной кости, обра­щенный кнаружи от колеи, оказывается прямым, в то время как на конце, обращенном внутрь колеи, отмечается косой перелом. Подобные переломы трубчатых костей зависят от расположения гребня колеса (реборды) по внутреннему краю рельс.

К типичным железнодорожным повреждениям, не связан­ным с действием колес, относятся следы волочения на теле, от­рывы конечностей, загрязнение, расчленение тела на множество частей, сдавление тела между буферами или в автосцепном ме­ханизме. Характер следов волочения весьма разнообразен, при этом на осадненной поверхности нередко видны частички бал­ластного слоя пути и следы смазки.

Отрывы конечностей могут возникать не только от дейст­вия колес, но и при ударах выступающими частями движуще­гося состава, особенно с фиксацией конечностей какой-либо деталью. Из-за большой действующей силы при железнодо­рожной травме возможно расчленение тела на множество час­тей, причем их можно обнаружить на значительном расстоянии от места происшествия. В подобных случаях по линиям отде­ления конечностей не будут образовываться полосы давления и обтирания.

При необходимости вещественные доказательства биоло­гического происхождения (следы крови, волосы, частицы мозгового вещества, мягких тканей, мелкие осколки костей и т.п.), обнаруженные на участке железнодорожного полотна, путевых сооружениях, на частях локомотива и вагонов, изы­маются по обычным правилам. На пакетах, куда они поме­щаются, должно быть указано точное место, с которого взят тот или иной объект.

11.4. Повреждения рельсовым транспортом, нетипичные для железнодорожной травмы

К нетипичным для железнодорожной травмы относятся по­вреждения, которые чаще возникают от отбрасывания тела по­страдавшего и ударов его о какие-нибудь выступающие предме­ты. При этом могут образовываться вдавленные переломы костей свода черепа с повреждением вещества головного мозга и кровоизлияниями под его оболочки, подкожные разрывы внутренних органов, переломы ребер, костей конечностей и т.д.

Это интересно:  Поводы и организация судебно медицинской экспертизы 2019 год

Гражданин Г., 22 лет, 13 декабря 1999 г. во время перехода железно­дорожных путей в районе платформы «Перерва» был сбит электропоездом и отброшен к платформе.

1. Закрытая тупая травма головы с небольшим сплющиванием перед­ней части свода черепа. Многооскольчатый перелом лобной, теменных, височных и основной костей. Обширные субдуральное и субарахноидальное кровоизлияния, ушиб и разрушение височных долей головного мозга с множественными мелкими и крупными кровоизлияниями в обоих полуша­риях головного мозга и в подкорковых узлах. Кровоизлияния в мягкие ткани головы в области переломов.

2. Мелкие кровоизлияния под эндокардом левого желудочка сердца.

3. Перелом правой ветви нижней челюсти и верхней челюсти справа. Закрытая тупая травма груди и живота справа с переломом 5-го и 6-го ребер по средней подмышечной линии, ушибом нижней доли правого легкого, разрывом купола диафрагмы, разрушением правой доли печени. Гемоторакс (400 мл), гемоперитонеум (300 мл). Множественные ссадины на высту­пающих частях лица, на коже правого плеча, правой подвздошной кости, верхней трети правого бедра и правой голени. Закрытый оскольчатый пе­релом обеих костей нижней трети правой голени без кровоизлияний в мяг­кие ткани в области переломов.

Среди нетипичных для железнодорожного транспорта встре­чаются повреждения, симулирующие ранения режущими, рубя­щими, колющими орудиями или от действия огнестрельного оружия. Они возникают либо от ударов выступающими частями подвижного состава, либо чаще вследствие разрыва кожи отломками костей при открытых переломах. Правильная судебно-медицинская диагностика подобных повреждений облегчается обнаружением на трупе типичных железнодорожных поврежде­ний. Установление повреждений, нетипичных для железнодо­рожного транспорта, иногда вызывает подозрение на посторон­нее насилие с последующим подкладыванием трупа на полотно железной дороги. В подобных случаях большое значение приоб­ретает определение прижизненности повреждений, что является одним из наиболее важных вопросов судебно-медицинской экс­пертизы железнодорожной травмы. Особое место при этом при­надлежит гистологическому методу исследования, т.е. обнару­жению признаков уже начавшегося реактивного воспаления.

При железнодорожных травмах следы крови на месте про­исшествия, а также кровоизлияния в окружности ранений бы­вают незначительными и нередко не соответствуют обширности обнаруженных повреждений. Подобное явление можно объяс­нить быстрым наступлением смерти, размятием мягких тканей и резким сокращением сосудов. Наблюдаемая иногда анемия по­врежденных тканей зависит от большого сдавления их тяжестью железнодорожного вагона.

Повреждения рельсовым (откаточным) транспортом встреча­ются на других производствах, например в шахтах. Они отлича­ются от обычных железнодорожных травм как по механизму их возникновения, так и по характеру обнаруженных повреждений.

При попадании под колеса движущейся вагонетки полос сдавления и расчленения, как правило, не наблюдается, по­скольку вагонетка не имеет такого веса, как железнодорожный вагон, и обладает сравнительно меньшей скоростью. Поэтому при встрече с преградой в виде тела человека вагонетка обычно сходит с рельсов и причиняет потерпевшему повреждения не колесами, а корпусом.

11.5. Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при железнодорожной травме

1. Какие повреждения обнаружены на трупе?

2. Все ли повреждения образовались от воздействия частей железнодорожного транспорта или на трупе имеются поврежде­ния иного происхождения?

3. Характерны ли имеющиеся повреждения для железнодо­рожной травмы?

4. Имеются ли на трупе повреждения от удара частями дви­жущегося железнодорожного транспорта? В какую часть тела, на какой высоте и в каком направлении нанесен первичный удар?

5. Есть ли повреждения от переезда? По какой части тела, в каком направлении перекатились колеса поезда? Сколько раз тело подвергалось переезду?

6. Имеются ли признаки протаскивания тела по полотну же­лезной дороги?

7. В каком положении по отношению к транспорту находил­ся пострадавший в момент травмы?

8. Нет ли признаков падения пострадавшего из движущегося железнодорожного транспорта?

9. Нет ли признаков, свидетельствующих о повреждениях на теле, возникших при попытке вскочить в движущийся железно­дорожный транспорт?

10. Все ли части расчлененного трупа представлены на ис­следование? Одному ли трупу они принадлежат?

11. Какова последовательность причинения повреждений?

12. Все ли повреждения на трупе являются прижизненными?

13. Сохранялась ли способность к самостоятельным действи­ям смертельно раненного?

14. Какова возможность образования всех повреждений в за­данных условиях железнодорожной травмы?

15. Какова возможность причинения повреждений определен­ными частями локомотива, вагона или их отдельными деталями?

16. Какова возможность причинения повреждений локомо­тивом или вагоном определенного типа или марки?

17. Какова возможность причинения повреждений конкрет­ным локомотивом или вагоном?

18. Не принимал ли пострадавший незадолго до смерти ал­коголь (наркотические вещества)?

19. Является ли след, обнаруженный на железнодорожном транспортном средстве, следом крови? Если это кровь, то како­ва ее видовая принадлежность? Если это кровь человека, то ка­ковы ее групповая специфичность и половая принадлежность?

20. Принадлежит ли волос, обнаруженный на железнодо­рожном транспортном средстве, человеку или животному? Если это волос человека, то с какой части тела он происходит? Како­ва его групповая принадлежность?

21. Сколько времени прошло от смерти до исследования трупа?

1. Как классифицируются железнодорожные происшествия по своему происхождению?

2. Как классифицируются железнодорожные повреждения?

3. Какие повреждения типичны для железнодорожной травмы?

4. Какие вопросы решаются судебно-медицинской экспертизой при железнодорожной травме?

Повреждения рельсовым транспортом, нетипичные для железнодорожной травмы

К нетипичным для железнодорожной травмы относятся по­вреждения, которые чаще возникают от отбрасывания тела по­страдавшего и ударов его о какие-нибудь выступающие предме­ты. При этом могут образовываться вдавленные переломы костей свода черепа с повреждением вещества головного мозга и кровоизлияниями под его оболочки, подкожные разрывы внутренних органов, переломы ребер, костей конечностей и т.д.

Гражданин Г., 22 лет, 13 декабря 1999 г. во время перехода железно­дорожных путей в районе платформы «Перерва» был сбит электропоездом и отброшен к платформе.

  • 1. Закрытая тупая травма головы с небольшим сплющиванием перед­ней части свода черепа. Многооскольчатый перелом лобной, теменных, височных и основной костей. Обширные субдуральное и субарахноидальное кровоизлияния, ушиб и разрушение височных долей головного мозга с множественными мелкими и крупными кровоизлияниями в обоих полуша­риях головного мозга и в подкорковых узлах. Кровоизлияния в мягкие ткани головы в области переломов.
  • 2. Мелкие кровоизлияния под эндокардом левого желудочка сердца.
  • 3. Перелом правой ветви нижней челюсти и верхней челюсти справа. Закрытая тупая травма груди и живота справа с переломом 5-го и 6-го ребер по средней подмышечной линии, ушибом нижней доли правого легкого, разрывом купола диафрагмы, разрушением правой доли печени. Гемоторакс (400 мл), гемоперитонеум (300 мл). Множественные ссадины на высту­пающих частях лица, на коже правого плеча, правой подвздошной кости, верхней трети правого бедра и правой голени. Закрытый оскольчатый пе­релом обеих костей нижней трети правой голени без кровоизлияний в мяг­кие ткани в области переломов.
Это интересно:  Порядок назначения судебно медицинской экспертизы 2019 год

Среди нетипичных для железнодорожного транспорта встре­чаются повреждения, симулирующие ранения режущими, рубя­щими, колющими орудиями или от действия огнестрельного оружия. Они возникают либо от ударов выступающими частями подвижного состава, либо чаще вследствие разрыва кожи отломками костей при открытых переломах. Правильная судебно-медицинская диагностика подобных повреждений облегчается обнаружением на трупе типичных железнодорожных поврежде­ний. Установление повреждений, нетипичных для железнодо­рожного транспорта, иногда вызывает подозрение на посторон­нее насилие с последующим подкладыванием трупа на полотно железной дороги. В подобных случаях большое значение приоб­ретает определение прижизненности повреждений, что является одним из наиболее важных вопросов судебно-медицинской экс­пертизы железнодорожной травмы. Особое место при этом при­надлежит гистологическому методу исследования, т.е. обнару­жению признаков уже начавшегося реактивного воспаления.

При железнодорожных травмах следы крови на месте про­исшествия, а также кровоизлияния в окружности ранений бы­вают незначительными и нередко не соответствуют обширности обнаруженных повреждений. Подобное явление можно объяс­нить быстрым наступлением смерти, размятием мягких тканей и резким сокращением сосудов. Наблюдаемая иногда анемия по­врежденных тканей зависит от большого сдавления их тяжестью железнодорожного вагона.

Повреждения рельсовым (откаточным) транспортом встреча­ются на других производствах, например в шахтах. Они отлича­ются от обычных железнодорожных травм как по механизму их возникновения, так и по характеру обнаруженных повреждений.

При попадании под колеса движущейся вагонетки полос сдавления и расчленения, как правило, не наблюдается, по­скольку вагонетка не имеет такого веса, как железнодорожный вагон, и обладает сравнительно меньшей скоростью. Поэтому при встрече с преградой в виде тела человека вагонетка обычно сходит с рельсов и причиняет потерпевшему повреждения не колесами, а корпусом.

Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при железнодорожной травме

  • 1. Какие повреждения обнаружены на трупе?
  • 2. Все ли повреждения образовались от воздействия частей железнодорожного транспорта или на трупе имеются поврежде­ния иного происхождения?
  • 3. Характерны ли имеющиеся повреждения для железнодо­рожной травмы?
  • 4. Имеются ли на трупе повреждения от удара частями дви­жущегося железнодорожного транспорта? В какую часть тела, на какой высоте и в каком направлении нанесен первичный удар?
  • 5. Есть ли повреждения от переезда? По какой части тела, в каком направлении перекатились колеса поезда? Сколько раз тело подвергалось переезду?
  • 6. Имеются ли признаки протаскивания тела по полотну же­лезной дороги?
  • 7. В каком положении по отношению к транспорту находил­ся пострадавший в момент травмы?
  • 8. Нет ли признаков падения пострадавшего из движущегося железнодорожного транспорта?
  • 9. Нет ли признаков, свидетельствующих о повреждениях на теле, возникших при попытке вскочить в движущийся железно­дорожный транспорт?
  • 10. Все ли части расчлененного трупа представлены на ис­следование? Одному ли трупу они принадлежат?
  • 11. Какова последовательность причинения повреждений?
  • 12. Все ли повреждения на трупе являются прижизненными?
  • 13. Сохранялась ли способность к самостоятельным действи­ям смертельно раненного?
  • 14. Какова возможность образования всех повреждений в за­данных условиях железнодорожной травмы?
  • 15. Какова возможность причинения повреждений определен­ными частями локомотива, вагона или их отдельными деталями?
  • 16. Какова возможность причинения повреждений локомо­тивом или вагоном определенного типа или марки?
  • 17. Какова возможность причинения повреждений конкрет­ным локомотивом или вагоном?
  • 18. Не принимал ли пострадавший незадолго до смерти ал­коголь (наркотические вещества)?
  • 19. Является ли след, обнаруженный на железнодорожном транспортном средстве, следом крови? Если это кровь, то како­ва ее видовая принадлежность? Если это кровь человека, то ка­ковы ее групповая специфичность и половая принадлежность?
  • 20. Принадлежит ли волос, обнаруженный на железнодо­рожном транспортном средстве, человеку или животному? Если это волос человека, то с какой части тела он происходит? Како­ва его групповая принадлежность?
  • 21. Сколько времени прошло от смерти до исследования трупа?

Контрольные вопросы

Как классифицируются железнодорожные происшествия по своему происхождению?

Как классифицируются железнодорожные повреждения?

Какие повреждения типичны для железнодорожной травмы?

Какие вопросы решаются судебно-медицинской экспертизой при железнодорожной травме?

Железнодорожная травма. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при транспортной травме

Железнодорожная травма (ЖДТ)

К группе рельсовых травм относят железнодорожную и трамвайную, которые находятся на втором месте по числу погибших и пострадавших после автотравмы. Разновидности рельсовой травмы сходны с видами автотравмы.

Механизм образования повреждений:

1) сдавление и размозжение тканей;

2) ножницеобразное разделяющее действие гребня (реборды) колес с одной стороны и рельса — с другой;

3) трение о полотно железнодорожного пути.

При переезде железнодорожного колеса через тело или его части в области перекатывания колеса выявляют следующие повреждения.

1. Полоса давления, представляющая участок уплотнения и осаднения кожи пергаментной плотности шириной до 15 см с четкими границами, розово-фиолетового, позднее (спустя 12 ч) буро-коричневого цвета. Полоса давления образуется вследствие того, что на начальном этапе соприкосновения колеса с телом гребень его (реборда) придавливает и натягивает книзу участок тела. При дальнейшем вращении колеса возникает ножницеобразное действие реборды с одномоментным придавливанием остальной части тела к головке рельса катящейся поверхностью колеса.

2. Т-образная ссадина в начале полосы давления, возникающая от первичного щипка» колесом.

3. Размятие мягких тканей, разрушение костей и внутренних органов в области полосы давления.

4. Участки осаднения и обтирания по краям полосы давления со множеством дугообразных ссадин, надрывов и разрывов кожи, которые возникают от действия боковых поверхностей колесного диска (полосы обтирания).

5. Угловидные лоскуты по краям кожи в месте разделения, вершины которых обращены в сторону направления движения колеса.

6. Спиралевидные и продольные лампасовидные разрывы кожи конечностей большой протяженности с раздроблением длинных трубчатых костей на значительной площади.

7. Полосы давления и участки обтирания на одежде в виде наложений смазочных веществ.

8. Вследствие перекатывания колеса через тело может произойти полное разделение тела или его частей, либо неполное разделение, когда кожа остается целой.

9. При переезде, сопровождающемся волочением тела по железнодорожному полотну, от ударов о шпалы и рельсы, трения о балластный слой на коже возникают обширные зоны осаднения, рваные и скальпированные раны, в глубине которых могут располагаться обрывки одежды, элементы балластного слоя, смазочные материалы.

При ударах выступающими частями движущегося состава особое внимание следует уделять следам и повреждениям, отображающим их контуры и структуру (бордюрный пояс, буферный стержень, части сбрасывателя и т. п.). На коже возникают ссадины, кровоизлияния, ушибленные раны, на костях черепа — дырчатые и вдавленные переломы, которые могут повторять контур соответствующих деталей состава. Характерно загрязнение одежды и повреждений смазочными веществами (мазутом).

Падение тела и удар о железнодорожное полотно с последующим скольжением по нему ведет к образованию повреждений на стороне, противоположной месту первичного удара. При этом одежда и тело сильно загрязняются элементами балластного слоя пути. Возникают множественные беспорядочные разрывы одежды, обширные полосовидные ссадины и рваные раны с внедрившимися в них частицами угля, гравия, мазута.

При ударах о рельсы и шпалы образуются переломы костей черепа, ребер, таза, плечевого пояса, а также повреждения внутренних органов.

Повреждения при выпадении из движущегося поезда наблюдаются при езде на крышах вагонов, переходных площадках, при спрыгивании на ходу. В этих случаях возникают повреждения, характерные для падения с высоты. Следует учитывать, что травмы могут возникать еще до падения на грунт от ударов о путевые сооружения (рамы мостов, тоннелей и т. п.), а также от действия электрического тока.

Это интересно:  Решение суда о признании недееспособным судебная практика 2019 год

Травма от сдавления тела между частями движущегося состава и другими предметами встречается реже. Повреждения расположены обычно в области грудной клетки и живота, головы. Наряду с повреждениями мягких тканей возникают множественные переломы ребер, грудины, позвоночника, а также разрывы, полные или частичные отрывы и перемещения органов в смежные полости, под кожу или наружу. Повреждения на коже в некоторых случаях могут отображать форму и размеры сдавливающих частей состава (тарелку буфера, частей сцепного механизма).

Травмы пассажиров внутри вагона возникают при железнодорожных катастрофах от ударов о спинки сидений, края полок, выступающие части, при сдавлении тела между деформировавшимися и сместившимися частями вагона. При этом часто возникают резаные раны от осколков разбитых стекол, а в случае пожара возможны термические ожоги различной степени и признаки отравления продуктами горения.

При назначении СМЭ в случаях ЖДТ часто возникают вопросы, связанные с идентификацией личности, поскольку тело может быть разделено на множество сильно поврежденных частей. Эти вопросы приобретают еше большее значение при крупномасштабных железнодорожных катастрофах, когда важно установить число погибших и принадлежность частей тела конкретному человеку.

В связи с тем что данный вид транспорта иногда используется для самоубийства или симуляции самоубийства, а также в целях убийства, особое внимание следует уделять вопросам установления повреждений, не связанных с действием железнодорожного транспорта, характерных для борьбы и самообороны, а также решению вопроса о прижизненности выявленных повреждений.

Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при расследовании дел, связанных с транспортной травмой

При расследовании дел, связанных с транспортной травмой, судебно-медицинская экспертиза имеет возможность разрешить, например, следующие вопросы.

1. Причинены ли повреждения, имеющиеся на одежде и теле потерпевшего, частями движущегося транспорта, каков характер и локализация этих повреждений?

2. Что имело место в данном случае: столкновение автомобиля с потерпевшим, переезд колесом (колесами), придавливание тела автомашиной к какой-либо преграде, падение из автомобиля, повреждения в кабине или комбинация нескольких видов травм?

В случаях ЖДТ на рассмотрение эксперта целесообразно вынести следующие вопросы.

1. Все ли из имеющихся повреждений нанесены железнодорожным транспортом?

2. Имеются ли повреждения другого происхождения, их характер и травмирующее орудие? Не являются ли они признаками борьбы и самообороны?

3. Какими частями железнодорожного транспорта могли быть нанесены повреждения?

4. Каков механизм полученных потерпевшим повреждений (удар движущимся составом, переезд колесами, выпадение из состава)?

5. Каково было положение потерпевшего по отношению к железнодорожному полотну и движущемуся составу?

6. Имеются ли на теле потерпевшего повреждения, характерные для причинения их собственной рукой?

Судебно медицинская экспертиза железнодорожной травмы

Каковы особенности повреждений от действия железнодорожного транспорта?

Железнодорожная травма — совокупность повреждений, возникающих в результате железнодорожных происшествий, занимает второе место после автомобильной. Ее отличают большая тяжесть, обширность повреждений, загрязнения смазочными материалами. Потому это более сложный объект для исследования, так как помимо несчастных случаев железнодорожный транспорт используется для убийств, а иногда для самоубийств. Механизмы железнодорожной травмы такие же, как и при автомобильной.

Можно ли установить по повреждениям механизм железнодорожной травмы?

Железнодорожные травмы по механизму сходны с наземными, в частности автомобильными, однако повреждения имеют свои особенности. Характерными являются только повреждения от переезда. Столкновение в виде обтекаемой поверхности современных локомотивов не приводит к штамп-повреждениям. Характерны лишь повреждения, нанесенные сбрасывателем, при котором возникают открытые поперечные, оскольчатые переломы голеней, иногда переломы бедер и таза. Почти всегда удар сопровождается хорошо выраженными признаками сотрясения тела. Отбрасывание тела при ударе и скольжение по грунту приводит к дополнительным повреждениям.

Переезд при действии железнодорожного транспорта оставляет наиболее характерные повреждения, и прежде всего расчленение тела или его частей под действием сильного сдавления и размозжения. Поэтому возникает дефект клиновидной формы с расширением со стороны колеса, со стороны рельса вовсе может не быть разделения тканей. По краям разделения образуются полосы осаднения и давления, которые со стороны колеса крупнозубчатые, достигают 12—15 см. Со стороны рельса они относительно ровные и в два раза меньше. Тело сдавливается с силой, равной 15—20 тоннам, сопровождается трением колеса и приводит к выдавливанию подкожно-жировой клетчатки. Образуется тонкая кожа с красноватой корочкой. Вдоль стороны отделения образуются также полосы обтирания. В начале полос можно иногда обнаружить «Т»-об-разную ссадину — первичный щипок колесом, показывающую начало переезда колеса.

При переезде бывают случаи длительного про-таскивания тела, что приводит к полосам волочения с образованием рваных ран и скоплением, особенно в конце полосы множества балластной грязи и смазочного материала, повреждению и загрязнению одежды, к обнажению и шлифовке костей. Выявление деталей повреждения позволяет устанавливать направление движения транспорта, положение тела по отношению к полотну.

Падение с движущегося транспорта, сдавление вагонами, травма внутри вагонов не име ют специфики и характерны для действия тупого предмета, нередко большой тяжести. Падение с высоты и сдавление тела сочетаются с общими признаками действия железнодорожного транспорта.

При железнодорожной травме в связи с разделением тела на множество частей и их повреждением возникают вопросы, связ анные с идентификацией личности, при крупномасштабных катастрофах с установлением числа погибших и принадлежности частей трупа конкретному человеку. Так как этот транспорт иногда используется для самоубийства или симуляции самоубийства в целях сокрытия преступления, а также в целях убийства человека, важность представляет установление повреждений, не связанных с действием железнодорожного транспорта, а характерных для борьбы и самообороны, и решение вопроса о прижизненности повреждений.

Как формулировать вопросы при назначении судебно-медицинской экспертизы в случаях железнодорожной травмы?

При назначении экспертизы с подозрением на рельсовую травму помимо указанных выше целесообразно поставить следующие вопросы:

1. Все ли из имеющихся повреждений нанесены железнодорожным транспортом?

2. Имеются ли повреждения другого происхождения, их характер и травмирующее орудие, не явились ли они результатом борьбы и самообороны?

3. Какими частями железнодорожного транспорта могли быть нанесены повреждения?

4. Определить положение потерпевшего по отношению к полотну железной дороги.

5. Не могла ли железнодорожная травма быть получена в связи с самоубийством?

sudmed.org.ua

Использование материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. Информация на сайте носит ознакомительный характер, не является официальным источником

Статья написана по материалам сайтов: xstud.ru, medichelp.ru, sudmed.org.ua.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector