+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Судебно медицинская экспертиза транспортной травмы 2019 год

При расследовании авиационных происшествий перед судебно-медицинским экспертом могут быть поставлены разнообразные вопросы, для разрешения которых требуется не только знание судебно-медицинской травматологии, но и некоторых сведений из авиационной техники. Поэтому большую помощь эксперту могут оказать авиационные врачи и представители различных инженерных служб, участвующие в расследовании.

Вопросы, которые наиболее часто возникают перед судебно-медицинским экспертом, можно объединить в несколько основных групп. К ним относятся:

1) установление характера, прижизненности, механизма и последовательности возникновения телесных повреждений;

2) оценка положения тела и позы, в которой находились лётчик и другие члены экипажа в момент травмы, определение основного направления травмирующего воздействия;

3) определение признаков прижизненного или посмертного воздействия на экипаж пламени и продуктов горения;

4) оценка состояния здоровья лётчика и других членов экипажа перед полётом и во время полёта, выявление заболеваний и возможности их внезапного проявления в полёте; установление наличия этилового алкоголя в крови, тканях, органах трупа или останках;

5) определение причины и времени наступления смерти;

6) идентификация трупов, установление принадлежности останков конкретному лицу.[7]

В зависимости от конкретных обстоятельств круг вопросов, поставленных на разрешение судебно-медицинскому эксперту, может быть сужен или наоборот, расширен. Например, иногда возникает необходимость в судебно-медицинском исследовании крови и частиц тканей на внешних конструкциях самолётов, если предполагается столкновение самолёта с птицей. Может оказаться необходимым выявление признаков повреждений, не связанных непосредственно с авиационной травмой (пулевые, осколочные, колото-резаные раны и др.).

Тщательно произведенное исследование объектов судебно-медицинской экспертизы способствует правильному разрешению поставленных перед экспертом вопросов, а также служит основой для ретроспективного анализа обстоятельств авиационного происшествия.

Судебно-медицинскую экспертизу авиационной травмы целесообразно проводить по определенному плану, основными этапами которого могут быть следующие:

1) ознакомление с обстоятельствами лётного происшествия, изучение документации на погибших членов экипажа;

2) участие в осмотре места происшествия (катастрофы);

3) судебно-медицинское исследование трупов и останков;

4) производство дополнительных исследований;

5) ознакомление с устройством кабины однотипного самолёта;

6) составление заключения.[8]

Ознакомление с обстоятельствами лётного происшествия и изучение документации на погибших членов экипажа.

Опыт экспертной работы показывает, что одним из условий более целенаправленного проведения исследований является достаточно подробное ознакомление судебно-медицинского эксперта с данными расследования.

Эксперту необходимо иметь сведения о лётном происшествии, в частности, о характере полётного задания, времени, месте и обстоятельствах катастрофы, характере действия лётчика и членов экипажа непосредственно перед возникновением и в период развития аварийной обстановки.

Большое значение имеют сведения о состоянии здоровья лётчика и членов экипажа, поведении их перед полётом и жалобах. Источниками таких сведений могут быть результаты предполётного осмотра, а также данные лётной документации, медицинской книжки, амбулаторного журнала решений врачебно-лётной комиссии. Иногда данные, содержащиеся в медицинских документах, могут не совпадать со сведениями, полученными путем опроса членов семьи, сослуживцев. Лётчик по различным причинам может утаить свои жалобы на недомогание от врачей и поделиться ими с женой, другими членами семьи, товарищами по работе.

Проведение беседы с ними позволяет иногда выяснить существенные моменты, оказывающие отрицательное влияние на работоспособность лётчика и членов экипажа во время полёта: нарушения предполётного режима сна, отдыха, питания, прием алкогольных напитков накануне полётов, конфликты в семье, на службе и т.п.

Следует учитывать, что не только сердечно-сосудистые заболевания, но даже легкие катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей, желудочные расстройства, состояние похмелья, не проявляющие себя заметно в обычных условиях, в полёте могут привести к тяжелым последствиям из-за внезапно возникающих сильных болевых ощущений, недомогания, общей слабости.

В последнее время делаются попытки использовать психофизиологический метод исследования речевой и звуковой информации с борта самолёта, терпящего аварию. Этот метод направлен на получение косвенной информации об изменениях в состоянии лётчика в полёте, влияющих на его работоспособность[9].

Осмотр места происшествия (катастрофы). Участие судебно-медицинского эксперта в осмотре места авиационного происшествия является важным действием. Результаты такого осмотра иногда могут дать не менее важные для расследования данные, чем это может быть достигнуто при исследовании трупа или его останков в морге.

При осмотре места катастрофы выясняется прежде всего общий характер местности, место удара самолёта о землю, расположение его обломков, а также останков экипажа и пассажиров. Нередко по характеру падения самолёта и расположению останков на местности можно получить представление о действовавших повреждающих факторах и механизмах причинения телесных повреждений у пострадавших. Судебно-медицинского эксперта особенно должно интересовать местонахождение обломков со следами биологического характера — пятнами крови, обрывками тканей тела, ущемленными в деформированных конструкциях. Форма, размеры, взаимное расположение следов крови на обломках самолёта позволяют получить представление о положении тела в момент травмы и механизме возникновения первичных повреждений[10].

Непосредственным объектом осмотра на месте катастрофы являются трупы членов экипажа и пассажиров или их останки. Определяется положение трупов на местности и относительно частей самолета. Если трупы пострадавших расчленены и отдельные части их разбросаны на значительной площади, выясняется положение каждой части тела по отношению к окружающим предметам. При падении самолёта на лесистую местность трупы и их фрагменты следует искать не только на земле, но и на ветвях деревьев. Тщательно изучаются трупные явления, их состояние на момент осмотра позволит ориентировочно определить время наступления смерти, если это окажется необходимым для комиссии, проводящей расследование.

Заключение.

Подводя итог проведенному исследованию, можно констатировать, что в судебно-медицинской практике довольно часто приходится исследовать травматические последствия смертельного и не смертельного воздействия на человека различных видов транспортных средств.

Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов. Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы. Смертельные и не смертельные телесные повреждения, причиняемые частями любого движущегося транспорта, а также возникающие при авариях транспортных средств или в результате падения с движущего транспорта, относятся к транспортной травме.

Кроме описанных видов транспортного травматизма в практической работе могут быть встречены и другие. Увеличение разнообразия традиционных транспортных средств, появление совершенно новых видов транспорта, изменение условий его эксплуатации, влекут за собой увеличение разнообразия механизмов транспортного травматизма. Однако общие принципы работы судебных медиков при транспортной травме остаются актуальными для любых новых случаев.

Цель работы достигнута, рассмотрена тема «Особенности проведения судeбно-медицинской экспертизы транспортной травмы».Задачи работы выполнены:

Это интересно:  Требования к судебно медицинской экспертизе 2019 год

1) дано понятие, раскрыты виды и особенности транспортных травм. Процессуальная основа транспортных травм.

2) раскрыты повреждения при автомобильной, авиционной и водной травмах.

3) рассмотрен порядок организации и особенности проведения судeбно-медицинской экспертизы транспортной травмы.

Список использованной литературы:

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // Российская газета», N 237, 27.12.1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 24.05.1996. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.11.2001. // «Собрание законодательства РФ», 23.12.2001, N 52 (часть I), ст. 4291.

4. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001. № 73-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 05.04.2001. // «Собрание законодательства РФ», 04.06.2001, N 23, ст. 2291.

II. Книги, брошюры:

1. Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза трупа (руководство). М., 2011. – 465 с.

2. Бедрин Л.М., Загрядская А.П. Судебно-медицинские возможности исследования эксгумированного трупа, 2009. – 458 с.

3. Величко Н.Н. Основы судебной медицины и судебной психиатрии. Учебник. — М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. – 592с.

4. Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 252 с.

5. Датий А. В. Судебная медицина и психиатрия: учебник / А. В. Датий. – М.: РИОР, 2009. – 309 с.

6. Судебная медицина: учебник для юридических вузов / под ред. В. Н. Крюкова. – М.: НОРМА, 2006. – 448 с.

7. Судебная медицина: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Пашиняна, проф. Г.М. Харина. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 612с.

8. Самищенко С.С. Судебная медицина: Учебник для юридических вузов. М., 2009. – 332 с.

III. Периодические издания:

1. Фокина Е.В., Гусаров А.А. Судебно-биологическая экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях // Медицинская экспертиза и право. – 2011. – № 4. – С. 20-23.

[1] Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза трупа (руководство). М., 2011. С. 297.

[2] Бедрин Л.М., Загрядская А.П. Судебно-медицинские возможности исследования эксгумированного трупа, 2009. С. 209.

[3] Величко Н.Н. Основы судебной медицины и судебной психиатрии. Учебник. — М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. С. 289.

[4] Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 169.

[5] Датий А. В. Судебная медицина и психиатрия: учебник / А. В. Датий. – М.: РИОР, 2009. С. 158.

[6] Судебная медицина: учебник для юридических вузов / под ред. В. Н. Крюкова. – М.: НОРМА, 2006. С. 378.

[7] Судебная медицина: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Пашиняна, проф. Г.М. Харина. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001. С. 486.

[8] Самищенко С.С. Судебная медицина: Учебник для юридических вузов. М., 2009. С. 298.

[9] Фокина Е.В., Гусаров А.А. Судебно-биологическая экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях // Медицинская экспертиза и право. – 2011. – № 4. – С. 21.

[10] Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 195.

18. Транспортная травма. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

Судебно-медицинская экспертиза при расследовании данной категории дел имеет возможность разрешить следующие вопросы:

1) причинены ли повреждения, имеющиеся на одежде и теле потерпевшего, частями движущегося транспорта, каков характер и локализация этих повреждений;

2) что имело место в данном случае: столкновение автомобиля с потерпевшим, переезд колесом, придавливание тела автомашиной к какой-либо преграде, повреждения в кабине или комбинация нескольких видов травм.

Если имело место столкновение автомобиля с потерпевшим:

1) какие повреждения причинены в результате непосредственного удара частями движущегося автомобиля, удара о его выступающие части, общего сотрясения тела, последующего падения тела (от удара и трения о грунт);

2) с какой стороны и в каком направлении по отношению к потерпевшему был нанесен удар выступающей частью автомобиля;

3) с какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения с потерпевшим;

4) в каком положении по отношению к движущемуся автомобилю находился потерпевший в момент удара и последующего падения;

5) одновременно ли возникли эти повреждения или они могли быть причинены в разное время, какова возможная последовательность повреждений;

6) какой частью движущегося автомобиля (бампером, капотом, фарой, подножкой) был причинен удар, не могли ли повреждения быть причинены данной частью автомобиля (с указанием типа, марки последнего), если имел место переезд колесом (колесами) автомобиля: был ли он полным (полное перекатывание колеса через тело жертвы) или неполным (частичный въезд колеса на лежачее тело)? Не было ли колесо в момент переезда заторможено, в частности, при движении автомобиля «юзом»;

7) с какой стороны и в каком направлении по отношению к телу потерпевшего был совершен переезд;

8) в каком положении находился потерпевший в момент переезда колесом (колесами) автомобиля;

9) какими колесами (передними, задними, левыми, правыми) и в какой последовательности был совершен переезд через тело потерпевшего.

Если имело место сдавление тела между автомобилем и какой-либо преградой (другим транспортным средством, частями самой автомашины, стеной, забором и т. п.):

1) каковы были поза потерпевшего и взаимоположение его тела и движущегося автомобиля в момент придавливания к преграде;

2) в каком направлении двигался автомобиль по отношению к потерпевшему в момент придавливания к преграде.

Если имело место падение потерпевшего из движущегося автомобиля: какие из обнаруженных повреждений могли возникнуть при ударе о грунт и скольжении по нему, а какие – от общего сотрясения тела и при ударе им о части автомобиля.

19. Железнодорожная травма. Механизмы возникновения повреждений. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

Железнодорожная травма относится к рельсовой травме . Разновидности рельсовой травмы имеют много сходного с видами автотравмы.

Механизмы образования повреждений:

1) сдавление и размозжение тканей;

2) ножницеобразное разделяющее действие гребня колес с одной стороны и рельса – с другой;

3) трение о полотно железнодорожных путей.

При перекатывании колеса через тело выявляются следующие повреждения.

Полоса давления. Представляет собой участок уплотнения и осаднения кожи пергаментной плотности шириной до 15 см с четкими границами, розово-фиолетового, а спустя 12 ч – буро-коричневого цвета. Образуется на начальном этапе соприкосновения колеса с телом, гребень его (реборда) придавливает и натягивает книзу участок тела. При дальнейшем вращении колеса возникает ножницеобразное действие реборды с одновременным придавливанием остальной части тела к головке рельса катящейся плоской поверхностью колеса (бандаж).

Это интересно:  Судебно медицинская экспертиза пола 2019 год

В начале полосы давления образуется Т-образная ссадина , возникающая от первичного «щипка» колесом.

Разминаются мягкие ткани, разрушаются кости, а также внутренние органы в области полосы давления.

По краям полосы давления возникают участки осаднения и обтирания со множеством дугообразных ссадин, надрывов и разрывов кожи, которые возникают от действия боковых поверхностей колесного диска (полосы обтирания).

По краям кожи образуются угловидные лоскуты в месте разделения, вершины которых обращены в сторону направления движения колеса.

Возникают спиралевидные и продольные лампасовидные разрывы кожи конечностей большой протяженности с раздроблением длинных трубчатых костей на значительной площади.

Образуются полосы давления и участки обтирания на одежде в виде наложений смазочных веществ.

Может произойти полное разделение тела или его частей вследствие перекатывания колеса через тело либо неполное разделение, когда кожа остается целой.

Переезд, сопровождающийся волочением тела по железнодорожному полотну, влечет за собой удары о шпалы и рельсы, трения о балластный слой.

В случаях железнодорожной травмы на рассмотрение эксперта целесообразно поставить следующие вопросы:

1) все ли из имеющихся повреждений нанесены железнодорожным транспортом;

2) имеются ли повреждения другого происхождения, их характер и травмирующее орудие, не являются ли они признаками борьбы и самообороны;

3) какими частями железнодорожного транспорта могли быть нанесены повреждения.

20. Повреждения острыми предметами, режущими орудиями. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

В зависимости от механизма действия острые орудия подразделяются на режущие, колющие, колюще-режущие, рубящие, колюще-рубящие, пилящие. Проявлением их действия являются раны, хотя могут возникать и другие повреждения (ссадины, переломы). Такие раны имеют линейную форму с ровными краями, зияют и кровоточат. При действии разных подвидов острых предметов эти общие признаки дополняются, и тогда возникают резаные, колотые, колото-резаные, рубленые, пиленые раны, которые имеют свои особенности.

Повреждения режущими орудиями.

Предметы, имеющие острый повреждающий край, относятся к режущим предметам. Резаные повреждения могут образовываться и от действия топора, осколка стекла, острого края консервной банки и т. п.

Резаные повреждения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов ран.

Резаные раны в зависимости от того, как двигался повреждающий предмет, подразделяются на: длинные и узкие, прямолинейные, веретенообразные, дугообразные, в виде ломаной линии, а также лоскутные.

Признаки резаной раны:

1) длина раны преобладает над глубиной;

2) концы раны всегда острые;

3) в глубине раны отсутствуют тканевые перемычки;

4) края ран ровные, гладкие, неосадненные;

5) резаные раны обильно кровоточат, поскольку при разрезании пересекаются кровеносные сосуды.

Края раны могут быть неровными и осадненными, если резаная рана причинена тупым лезвием, имеющим зазубрины, однако характерные признаки позволяют дифференцировать и анализировать эти виды ран.

Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение СМЭ в случаях резаных повреждений:

1) каким предметом причинено повреждение;

2) какова степень остроты режущего предмета; С использованием микроскопии, метода светового профилирования концов поврежденных волокон ткани одежды изучается характер краев раны и особенностей повреждения одежды;

3) сколько раз и в каком направлении действовал режущий предмет. Глубина резаной раны не одинакова. Она более глубока в начальной части, затем сила давления ослабевает. Иногда неоднократные воздействия режущего орудия образуют одну общую рану. Несколько продольных повреждений наружной костной пластинки, надкостницы, хряща (насечки) может быть обнаружено при исследовании тканей, лежащих на дне раны. Эти надрезы могут свидетельствовать о количестве движений в глубине раны;

4) собственной или посторонней рукой причинены повреждения. Характерные признаки ран нанесенных собственной рукой – расположение ран на доступных частях тела, чаще всего в области шеи, запястьев, локтевых сгибов.

Судебно-медицинская экспертиза транспортной травмы

Страницы работы

Содержание работы

Настоящие методические рекомендации преследуют цель обучения студентов, которые должны освоить понятие и клас­сификацию транспортной травмы, изучить механизм и морфоло­гию повреждений, причиняемых различными видами транспорта, методику их судебно-медицинского исследования, принципы решения основных экспертных вопросов, представляющих инте­рес для судебно-следственных органов. Рекомендации могут быть использованы интернами и судебно-медицинскнми экспер­тами.

Настоящие методические рекомендации преследуют цель обучения студентов, которые должны освоить понятие и клас­сификацию транспортной травмы, изучить механизм и морфоло­гию повреждений, причиняемых различными видами транспорта, методику их судебно-медицинского исследования, принципы решения основных экспертных вопросов, представляющих инте­рес для судебно-следственных органов. Рекомендации могут быть использованы интернами и судебно-медицинскнми экспер­тами.

Под ТРАНСПОРТОМ следует понимать различные средства и механизмы, пюяднаэначенные для перемещения людей и грузов в пространстве.

Транспорт делят на авиационный, водный и наземный.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ

А. Травма наземным транспортом.

1. Повреждения колесным транспортом

Автомобильная травма (автобусами, легковыми, грузо­выми машинами и машинами специального назначения). Тракторная (колесными тракторами). Мотоциклетная. Гужевая.

Травма другими видами колесного транспорта (ручные коляски и тележки, автопогрузчики, велосипеды, троллейбусы и др.).

2. Повреждения гусеничным транспортом Тракторная (гусеничными тракторами). Танковая.

Травма другими видами гусеничного транспорта (экска­ваторы, трубоукладчики и др.). У

1. Повреждения рельсовым транспортом

Травма другими видами рельсового транспорта (метро, вагонетки и др.).

Б. Травма водным транспортом. В. Травма авиационным транспортом.

ЗАДАЧИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ

1. Установление состояния здоровья участников транспортного происшествия перед травмой, наличия у них заболеваний и по­вреждений, которые могли повлиять на ее возникновение (за­болевания органов зрения, слуха, опорно-двигатального ап­парата и др.), состояния алкогольного опьянения.

2. Диагностика транспортной травмы. Дифференциальная диагностика транспортной и других в видов травмы (падение с высоты, производственная травма, падение на плоскости и т.д.).

3. Установление вида транспорта, нанесшего повременив (ав­томобильный, железнодорожный, авиационный и др.). Установдение конкретного транспорта, нанесшего повреждения (автобус, легковая автомашина, мотоцикл, гусеничный трактор и др.).

4. Установление вида транспортной травмы (наезд, падение с транспорта, переезд и др.). Э. Установление механизма образования поврещений.

6. Установление последовательности образования повреждений.

7. Установление положения тела пострадавшего в момент трав­мы по отношению к транспорту (вертикальное, горизонталь­ное, какая поверхность была обращена к транспорту), характера падения после удара, силы удара, положения тела после травмы.

8. Установление йричины смерти. Установление причинной свя­зи повреждений с наступлением смерти, факторов, способствовавших наступлению смерти.

9. Установление наличия, характера и степени тяжести телес­ных поврежденийу пострадавших.

ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ В СЛУЧАЯХ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ

1. Осмотр места транспортного происшествия при наличии тру­па, пострадавшего или вещественных доказательств, имеющих судебно-медицинское значение (кровь, волосы и др.), про­изводится с участием судебного медяка или иного врача, приглашенного в качестве специалиста.

Это интересно:  Военно медицинская экспертиза в Москве 2019 год

2. На месте происшествия при транспортной травме подлежат осмотру и описанию:

А. Труп иди пострадавший. При осмотре отмечается:

а) пою и подоление частей тода по отношению к проез­жей части дороги, рельсам^ трансаорту и т.п.;

б) наличие иди отсутствие на одевде отпечатков протек­тора, повреждений (разрывов) ткани, следов давле­ния и трения, налоония краски, смазочных ыасел и т.д., предметов, обнаруженных в одежде (карманах) и их повреждений и деформации;

в) наличие и характер повреждений и загрязнений тела с указанием локализации, расстояния от подошв, взаиморасположения, размера, формы и др.

Б. Транспорт, нанесший повреждения пострадавшему.

На транспорте осматриваются и описываются повреящения, следы крови, волос, тканей и т.д. с обязательным указани­ем высоты расположения повреждений и следов от уровня до­роги.

В. Дорога и следы транспортных средств на ней: место расположения их на дороге, ширина колеи, рисунок протектора, признаки торможения, дяина тормозного пути, положение трупа по отношению к следам и др.

Г. Вещественные доказательства, свидетельствующие о повреж­дении тела человека: обрывки и отдельные предметы одежды (шапка, обувь и др.), кровь, волосы, кусочки ткзней и т.д. Д. Вещественные доказательства, свидетельствующие о повреждении транспорта: осколки стекла, следы краски, смазочных масел и др.

Оудебно-медицинский эксперт помогает следователю отыскать, осмотреть, правильно описать вещественные доказательства, отобрать необходимые иа них, правильно упаковать и от­править на исследование.

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУПА ПРИ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЕ

1. При изучении сведений об обстоятельствах смерти необходимо выяснить:

а) вид транспортного средства (автобус, мотоцикл, легковая автомашина), его марку и модель, какого характера происшествие имело место (наезд на пешехода, опрокидывание автомашины, падение с мотоцикла и т.д.);

б) кто пострадал (водитель, пассажир, пешеход); какое мес­то в транспорте занимал пострадавший (на заднем сидении автомашины, в коляске мотоцикла и др.); сколько человек пострадало в происшествии;

в) обнаружены ли повреждения на транспорте, их характер, где они располагались, на каком уровне от поверхности дороги; обнаружены ли на транспорте и в каком месте к’овь, волосы, кусочки тканей и т.д.;

г) взаимное положение пострадавшего и транспорта на дороге после совершения транспортного происшествия (внутри деформированной кабины грузового автомобиля, под колесами железнодорожного состава и т.д.).

2. При фотографировании трупа:

а) произвести масштабную съемку повреждений одежды и тела;

б) применить при необходимости специальные виды исследо -ватедьской фотографии (в ультрафиолетовых лучах, цвет­ную и др.) для выявления скрытых следов смазочных ма -сел, краски и т.д.

3. При исследовании одедды обратить внимание на наличие:

а) повреждений и загрязнений, характерных для транспортной травмы: отпечатков протектора, наложений краски, смазочных вещаств, осколков стенда, контактных повреж­дений, страдающих особенности определенных частей транспорта (ободка фары, облицовки радиатора и т.д.);

б) установить наличие или отсутствие слепов скольжения на обуви;

Транспортная травма. Классификация транспортного травматизма

Транспортная травма — комплекс повреждений, возникших у участни­ков транспортных происшествий от различных видов травматических воз­действий, связанных с движением транспорта. В зависимости от вида транспорта, причинившего повреждения, транспортную травму делят, ис­ходя из характера и локализации повреждений, на автомобильную, мо­тоциклетную, мопедную, велосипедную, троллейбусную, тракторную (гусеничную и колесную), рельсовую (железнодорожную, трамвайную), авиационную (самолетную и вертолетную), травму на водном транспорте, гужевую.

Транспортная травма делится на две группы: большую — типичную, и меньшую — атипичную.

К типичной травме относят травму участников (пешеходов, водителей, пассажиров переднего и заднего сидений автомобилей, заднего сиденья и коляски мотоцикла, экипажа и пассажиров воздушных судов, команды и пассажиров водных судов, а также пловцов), пострадавших при столкно­вениях движущегося транспорта с человеком, движущихся транспортных средств друг с другом и неподвижными предметами, сдавлении деталями транспорта, падении и опрокидывании транспортных средств, комбинации видов травмы (столкновение с человеком с последующим перекатыванием колес транспорта и т.д.), комбинированные виды травмы (мотоавтотравма и пр.), травму при взрыве воздушного судна, катапультировании.

Атипичную травму составляют падения транспортных средств в воду, сопровождающиеся не только образованием повреждений от деталей движущегося транспорта, но и утоплением, поражения техническим элект­ричеством во время езды на крышах вагонов с последующим падением с них и т.д.

В каждой группе различают вид, вариант и подвариант травмы. Вид травмы устанавливают на основании вида травматического воздействия: удара, сдавления, смещения общего центра тяжести тела путем оценки локализации и объема повреждений у всех участников происшествия.

Вариант травмы определяют поверхности (передняя, боковая, задняя) контактирующих тел (тела человека, транспорта, преграды, дороги), ха­рактер поверхности предметов (распространенная или ограниченная), уро­вень их расположения относительно деталей транспортных средств, скорость транспорта, силы инерции тяжести и их сочетания, преграды, не­ровность дорожного покрытия (ямы, гребенка и т.п.). Он устанавливается по уровню расположения, характеру повреждений от контакта с преградами, деталями транспортных средств и дороги, по механизму травмы участни­ка ДТП.

Подвариант травмы обусловлен углом удара и высотой контактирую­щих деталей транспортных средств и определяется по наличию характер­ных повреждений, распределению их по областям, сторонам, поверхно­стям тела, а также по механизму травмы.

Большинство транспортных травм протекает в доли секунды, зачастую в отсутствие свидетелей, иногда сопровождаясь значительным количе­ством пострадавших, что затрудняет, а подчас делает невозможным без проведения судебно-медицинской экспертизы расследование транспорт­ных происшествий.

Судебно-медицинская экспертиза транспортной травмы, являясь наибо­лее сложной из экспертиз, составляет значительный объем работы экспер­та, что обусловлено разнообразием травмирующих факторов внешней сре­ды, видов травматических воздействий, деформаций костей, механизмов травмы и постоянно меняющимися конструктивными особенностями оте­чественных и зарубежных транспортных средств, без знания которых над­лежащее проведение экспертизы невозможно.

Судебно-медицинская экспертиза позволяет устранить противоречия, возникающие в процессе расследования, дает основание следователю уста­новить степень вины каждого из участников транспортного происшествия, ущерба здоровью и пр.

Успешное расследование транспортных происшествий зависит от ква­лификации следователя, экспертов и сотрудников ГАИ, участвующих в своевременно и качественно проведенном осмотре места происшествия. Осмотром места происшествия руководит следователь, который определя­ет действия каждого из членов оперативной группы.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, vunivere.ru, sudebnaja.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector