+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Судебно медицинская экспертиза авиационной травмы 2019 год

Прочитайте:

  1. Асфиксия от закрытия дыхательных путей инородными телами: генез смерти, морфологические признаки, судебно-медицинская диагностика.
  2. Асфиксия от закрытия отверстий рта и носа: генез смерти, морфологические изменения, судебно-медицинская диагностика.
  3. Асфиксия от повешения: генез смерти, морфологические признаки, судебно-медицинская диагностика.
  4. Асфиксия от сдавления грудной клетки и живота: генез смерти, морфологические признаки, судебно-медицинская оценка.
  5. Асфиксия от удавления петлей: генез смерти, судебно-медицинская диагностика.
  6. Асфиксия от удавления руками: генез смерти, особенности повреждений, судебно-медицинская диагностика.
  7. Баротравма лёгких: генез смерти, морфологические признаки, судебно-медицинская диагностика.
  8. Ветеринарно-санитарная экспертиза и производственный ветеринарно-санитарный контроль
  9. Ветсанэкспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства.
  10. Виды судебно-медицинских экспертиз: первичная, комиссионная, комплексная, повторная, дополнительная. Судебно-медицинская экспертиза досудебного и судебного производства.

При расследовании авиационных происшествий перед судебно-медицинским экспертом могут быть поставлены разнообразные вопросы, для разрешения которых требуется не только знание судебно-медицинской травматологии, но и некоторых сведений из авиационной техники. Поэтому большую помощь эксперту могут оказать авиационные врачи и представители различных инженерных служб, участвующие в расследовании.

Вопросы, которые наиболее часто возникают перед судебно-медицинским экспертом, можно объединить в несколько основных групп. К ним относятся:

1) установление характера, прижизненности, механизма и последовательности возникновения телесных повреждений;

2) оценка положения тела и позы, в которой находились лётчик и другие члены экипажа в момент травмы, определение основного направления травмирующего воздействия;

3) определение признаков прижизненного или посмертного воздействия на экипаж пламени и продуктов горения;

4) оценка состояния здоровья лётчика и других членов экипажа перед полётом и во время полёта, выявление заболеваний и возможности их внезапного проявления в полёте; установление наличия этилового алкоголя в крови, тканях, органах трупа или останках;

5) определение причины и времени наступления смерти;

6) идентификация трупов, установление принадлежности останков конкретному лицу.

В зависимости от конкретных обстоятельств, круг вопросов, поставленных на разрешение судебно-медицинскому эксперту, может быть сужен или наоборот, расширен. Например, иногда возникает необходимость в судебно-медицинском исследовании крови и частиц тканей на внешних конструкциях самолётов, если предполагается

столкновение самолёта с птицей. Может оказаться необходимым выявление признаков повреждений, не связанных непосредственно с авиационной травмой (пулевые, осколочные, колото-резаные раны и др.).

Тщательно произведенное исследование объектов судебно-медицинской экспертизы способствует правильному разрешению поставленных перед экспертом вопросов, а также служит основой для ретроспективного анализа обстоятельств авиационного происшествия.

Судебно-медицинскую экспертизу авиационной травмы целесообразно проводить по определенному плану, основными этапами которого могут быть следующие:

1. Ознакомление с обстоятельствами лётного происшествия, изучение документации на погибших членов экипажа.

2. Участие в осмотре места происшествия (катастрофы).

3. Судебно-медицинское исследование трупов и останков.

4. Производство дополнительных исследований.

5. Ознакомление с устройством кабины однотипного самолёта.

6. Составление заключения.

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Категории

Стоматология Судебно-медицинская экспертиза при авиационной травме.

При расследовании авиационных происшествий перед судебно-медицинским экспертом бывают поставлены разнообразные вопросы, для разрешения которых требуется не только знание судебно-медицинской травматологии, но и некоторых сведений из авиационной техники. По этой причине большую помощь эксперту могут оказать авиационные врачи и представители различных инженерных служб, участвующие в расследовании.

Вопросы, которые наиболее часто возникают перед судебно-медицинским экспертом, можно объединить в несколько базовых групп. К ним относятся:

1) установление характера, прижизненности, механизма и последовательности возникновения телœесных повреждений;

2) оценка положения тела и позы, в которой находились лётчик и другие члены экипажа в момент травмы, определœение основного направления травмирующего воздействия;

3) определœение признаков прижизненного или посмертного воздействия на экипаж пламени и продуктов горения;

4) оценка состояния здоровья лётчика и других членов экипажа перед полётом и во время полёта͵ выявление заболеваний и возможности их внезапного проявления в полёте; установление наличия этилового алкоголя в крови, тканях, органах трупа или останках;

5) определœение причины и времени наступления смерти;

6) идентификация трупов, установление принадлежности останков конкретному лицу.

Учитывая зависимость отконкретных обстоятельств, круг вопросов, поставленных на разрешение судебно-медицинскому эксперту, может быть сужен или наоборот, расширен. К примеру, иногда возникает крайне важность в судебно-медицинском исследовании крови и частиц тканей на внешних конструкциях самолётов, если предполагается

столкновение самолёта с птицей. Может оказаться необходимым выявление признаков повреждений, не связанных непосредственно с авиационной травмой (пулевые, осколочные, колото-резаные раны и др.).

Тщательно произведенное исследование объектов судебно-медицинской экспертизы способствует правильному разрешению поставленных перед экспертом вопросов, а также служит основой для ретроспективного анализа обстоятельств авиационного происшествия.

Судебно-медицинскую экспертизу авиационной травмы целœесообразно проводить по определœенному плану, основными этапами которого бывают следующие:

1. Ознакомление с обстоятельствами лётного происшествия, изучение документации на погибших членов экипажа.

2. Участие в осмотре места происшествия (катастрофы).

3. Судебно-медицинское исследование трупов и останков.

4. Производство дополнительных исследований.

5. Ознакомление с устройством кабины однотипного самолёта.

Признаки авиационной травмы

Авиационная травма как комплекс повреждений, причиненных наружными или внутренними частями самолета пострадавшему. Виды авиационных травм. Факторы обширной травматизации тела. Экспертные признаки идентификации погибших в результате автокатастрофы.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.10.2017
Размер файла 34,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Признаки авиационной травмы

Под авиационной травмой понимают комплекс повреждений, причиняемых наружными или внутренними частями самолета при его эксплуатации в полете или на земле, взрыве и воспламенении горючего. Повреждения, образующиеся при авиационных катастрофах, имеют свои особенности. Современные турбовинтовые и реактивные самолеты движутся с большими скоростями, имеют высокий потолок полета и обладают значительной вместимостью (одновременно на борту помещаются до 300 пассажиров, а иногда и более). В основном причины авиационных катастроф заключаются в технических неисправностях самолета, неблагоприятных погодных условиях во время полета, при взлете и особенно посадке самолета. При катастрофах в момент взлета или посадки возникают ударные перегрузки, приводящие к растеканию топлива с последующим его воспламенением. Если в период полета на большой высоте (свыше 8 тыс. м) возникает аварийная разгерметизация, то у членов экипажа и пассажиров возникают явления баротравмы, морфологические признаки которой могут быть впоследствии обнаружены при исследовании трупов. При авиационных происшествиях необходимо решить комплекс вопросов, среди которых главными являются: установление рабочих действий экипажа, установление причины смерти экипажа и пассажиров, а также воспроизведение их позы. В момент столкновения воздушного транспорта с препятствием тела людей, находящихся на борту, испытывают перегрузку торможения, вследствие чего они смещаются в направлении движения и ударяются о расположенные впереди предметы арматуры и интерьера. На одежде, обуви, теле образуются повреждения типа «штанц-марок» конкретной локализации. Характер и место расположения повреждений (разрывы одежды, обуви, кровоподтеки, ссадины, раны, переломы и др.) обусловлены направлением и величиной перегрузки, системой фиксации и позой пассажиров и экипажа. Даже при тяжелых авиационных катастрофах тела погибших сохраняются полностью, а в 1/3 случаев подвергаются расчленению в той или иной мере. При этом тела членов экипажа расчленяются чаще. В то же время термические поражения членов экипажа регистрируются в два раза реже, чем пассажиров, поскольку емкости с горючим конструктивно расположены в средней части фюзеляжа. «Ожоговый шок» как причина смерти регистрируется в 16% случаев среди пассажиров и в два раза меньше — среди экипажа. Наиболее частой причиной смерти являются множественные механические повреждения тела, несовместимые с жизнью.

Рис. Повреждение винтом самолёта

Обширная травматизации тела возникает при воздействии лопастей винта самолета или при попадании тела человека в турбину реактивного двигателя. При ударе воздушного корабля у фиксированных привязными ремнями членов экипажа и пассажиров возникает травматизация позвоночника в поясничном и шейном отделах. При столкновении с препятствием воздушного корабля под углом 30° и более происходит наибольшее смещение тел пассажиров и экипажа относительно первоначального положения и более значительное их разрушение. При столкновении под углом 10° и менее расчленения тел не отмечается. Если трупы погибших находятся в относительной сохранности, то судебно-медицинский эксперт производит наружный осмотр с последующим вскрытием и описанием повреждений. При возможности составляется словесный портрет. В случае наличия останков трупа исследуют и описывают размеры отдельных его частей, их топографическую принадлежность, характер повреждений, различные наложения на них, внедрившиеся инородные тела и др. Необходимо обращать внимание на особые приметы, особенности строения зубов, их протезов, наличие рубцов, следы ранее перенесенных хирургических заболеваний и др. Тщательно описывают одежду или ее сохранившиеся части (нередко во время падения и при ударах о грунт одежда полностью или частично срывается с тела). Регистрируют обнаруженные документы, ценности, украшения и др. Следует иметь в виду, что каждый член экипажа занимает в кабине определенное место, имея перед собой приборы, аппаратуру, типичные для каждого вида самолета. Отпечатки их на теле, которые возникают во время удара, помогают в ряде случаев решать вопрос о месте нахождения каждого члена экипажа, в момент катастрофы. Внедрение биологических макро- и микрочастиц в детали управления и другое оборудование кабины свидетельствует о непосредственном контакте поврежденной части тела с конкретным предметом. С другой стороны, возможно внедрение микрочастиц арматуры и интерьера (микрочастиц краски, стекла, пластика и др.) в одежду и тело. Особое внимание уделяют исследованию трупов членов экипажа на наличие карбоксигемоглобина (в случаях пожара на борту самолета), лекарственных веществ, наркотиков, ядов, этилового алкоголя, патологических изменений во внутренних органах, а также на возможное наличие на теле огнестрельных повреждений, колото-резаных ран и других специфических признаков насилия. Особые трудности возникают при идентификации лиц, погибших при катастрофах, и особенно при определении принадлежности отдельных частей тела одному и тому же трупу. Этот вопрос решают по общепринятым правилам, а при авиационных катастрофах его рассмотрение входит в обязанность высококвалифицированных специалистов. Осмотр места происшествия, трупов и их частей при авиационной катастрофе представляет особые сложности и проводится, как правило, бригадой экспертов под руководством наиболее опытного эксперта. Фиксируют особенности расположения трупов и их частей по отношению к самолету и отдельным его частям, состояние одежды, специфические запахи. Определяют принадлежность отдельных частей трупу, при этом к каждой части трупа прикрепляют бирки с порядковыми номерами (или фамилией, если она известна). Особое внимание уделяют повреждениям, обнаруженным у членов экипажа, отпечаткам частей приборов управления на теле и одежде (перчатках, обуви), возможным признакам огнестрельного повреждения, отравления окисью углерода и др.

Это интересно:  Судебно медицинская экспертиза входит в систему органов 2019 год

Завершается экспертиза как и при транспортной травме (автомобильной, железнодорожной) составлением развернутого судебно-медицинского диагноза и мотивированных выводов, в основу которых должны быть положены результаты собственных и дополнительных исследований, а также сообщенные эксперту сведения об обстоятельствах лётного происшествия, о предполётном состоянии членов лётного экипажа, иногда данные технической экспертизы систем жизнеобеспечения (кислородной, вентиляционной и др. систем)

В то же время при оформлении результатов судебно-медицинской экспертизы авиационной травмы следует учитывать и некоторую специфику лётных происшествий. В частности, при формулировании диагноза следует отражать очередность возникновения повреждений в последовательности воздействия повреждающих факторов. Это означает, что вначале необходимо указывать все первичные (прижизненные) повреждения, а затем вторичные (посмертные). Следует при этом учитывать, что нередко вторичные повреждения (например, при взрыве самолёта) могут по своей тяжести значительно превышать объем повреждений, возникающих при первичной травме (столкновении самолётов в воздухе, падении самолёта на землю).

При установлении причины смерти необходимо иметь в виду, что при авиационных происшествиях смерть лётчика и членов экипажа чаще всего наступает в результате грубой массивной травмы при падении самолёта на землю, гораздо реже смертельный исход может наступить в полёте, при попытке покинуть самолёт, в результате отравления окисью углерода при пожаре, резких перепадов барометрического давления.

авиационный травма катастрофа

2.Виды авиационных травм

Авиационная травма разнообразна и классифицируется следующим образом:

1) травма внутри самолёта во время полёта;

2) травма при покидании летящего самолета;

3) травма внутри самолета при падении его на землю;

4) травма лиц, находящихся на земле вне самолета;

5) комбинированные травмы

6) Травма при нахождении самолёта на земле. Основными повреждающими факторами при авиационной травме являются:

· волна взрывных газов;

· встречный поток воздуха;

· подвижные и неподвижные части самолета;

Так, при взрыве самолета действуют три фактора: взрывная волна, термические и химические воздействия. В зависимости от центра взрыва на человека могут воздействовать полностью все факторы или частично

Особую опасность представляют химические факторы, когда возгораются краски, синтетические материалы конструкции самолета, изоляция электропроводки.

Список использованной литературы

1) Калмыков К.Н. Судебно-медицинская экспертиза авиационной травмы (Учебно-методическое пособие). Л.,1976.

2) Огарков И.Ф. Судебно-медицинская экспертиза при авиационных происшествиях. — Л.,1962.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и причины гипоксии (кислородной недостаточности). Механическая асфиксия от закрытия просвета дыхательных путей инородными телами, характеристика и классификация. Экспертные признаки удушения и утопления при судебно-медицинском исследовании трупа.

реферат [31,4 K], добавлен 25.03.2015

Основные факторы, влияющие на механизм возникновения автомобильной травмы. Этапы образования телесных повреждений, их судебно-медицинская оценка. Методика проведения следственных действий при осмотре места транспортного происшествия и трупа пострадавшего.

контрольная работа [21,7 K], добавлен 29.01.2012

Классификация транспортных происшествий с точки зрения объема и задач судебно-медицинской экспертизы. Виды транспортной травмы. Первичное соприкосновение колеса с телом. Характерные повреждения от перекатывания колесами. Травма внутри салона автомобиля.

контрольная работа [40,7 K], добавлен 21.04.2015

Организация судебной экспертизы на предварительном и судебном следствии. Характеристика понятий повреждения и травмы. Оценка степени нарушения целости органов организма вследствие воздействия механических, термических, психогенных факторов внешней среды.

контрольная работа [25,5 K], добавлен 18.05.2015

Особенности строения материалов одежды как следовоспринимающего объекта. Понятие и классификация повреждений на одежде. Механизм следообразования и признаки, отображающиеся в следах. Методика криминалистического исследования повреждений на одежде.

курсовая работа [2,4 M], добавлен 22.12.2007

Анализ методик трасологических экспертиз по исследованию следов кожного покрова частей тела человека и орудий взлома. Следообразующие части тела человека и их идентификационные признаки. Экспертные исследования следов кожного покрова частей тела человека.

дипломная работа [772,9 K], добавлен 21.06.2010

Значение судебно-медицинской экспертизы при расследовании транспортной травмы. Классификация видов автомобильных травм. Методика производства экспертиз. Права и обязанности судебно-медицинского эксперта, ответственность за неисполнение обязанностей.

контрольная работа [46,4 K], добавлен 24.03.2013

Признаки внешности человека, их свойства и классификация. Криминалистические средства и методы установления и фиксации внешних признаков человека. Понятие криминалистической идентификации. Объекты, субъекты, виды и формы криминалистической идентификации.

дипломная работа [109,0 K], добавлен 20.06.2015

Классификация ручного огнестрельного оружия. Устройство боевого, охотничьего, патрона. Устройство патрона к газовому оружию. Виды пороха. Механизм выстрела. Судебно-медицинская экспертиза огнестрельных повреждений. Определение огнестрельного повреждения.

курсовая работа [60,6 K], добавлен 11.01.2017

Классификация огнестрельных повреждений и сопутствующие факторы выстрела. Особенности осмотра места происшествия при огнестрельных повреждениях. Определение дистанции выстрела, вида оружия, количества и последовательности огнестрельных ранений.

реферат [13,8 K], добавлен 01.08.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Судебно медицинская экспертиза авиационной травмы

Волков В. Н., Датий А.В. — Судебная медицина

На борту самолета находилось семь человек (пять пассажиров и два члена экипажа). Через 10 минут после взлета у самолета начал с перебоями работать двигатель. При аварийной посадке самолет зацепил шасси за высоковольтный провод линии электропередачи и рухнул на землю.

В результате аварии пять человек погибли, а двое с множественными тяжелыми повреждениями в критическом состоянии доставлены в областную больницу.

Проведение судебно-медицинской экспертизы при авиационной травме подразделяется на следующие этапы: выявление повреждений, свойств травмирующего предмета и механизма его действия; определение последовательности возникновения повреждений; группировка повреждений по свойствам и механизму действия травмирующих предметов; формулирование выводов о возможности образования всех обнаруженных повреждений при условиях, установленных органами расследования.

12.2. Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при авиационной травме

При судебно-медицинской экспертизе разрешают следующие вопросы:

1. Каково было состояние здоровья пилота и других членов экипажа перед полетом? Не ухудшилось ли оно во время полета?

Это интересно:  Судебно медицинская экспертиза средней тяжести 2019 год

2. Какие повреждения обнаружены на трупах членов экипажа, каков механизм их образования, от воздействия каких частей кабины они образовались?

3. Какова последовательность образования этих повреждений?

4. Являются ли эти повреждения прижизненными?

5. Находились ли члены экипажа при жизни в очаге пожара?

6. В какой позе находились пилот и другие члены экипажа в момент столкновения самолета с землей? Находился ли пилот на своем рабочем месте и пытался ли управлять самолетом?

7. Обнаружен ли в крови и тканях погибших этиловый спирт (наркотики)?

8. Какова причина смерти членов экипажа, когда и как быстро она наступила?

9. Нет ли на трупах пилота и других членов экипажа огнестрельных или колото-резаных ран, а также иных повреждений, не являющихся авиационной травмой?

10. Какому члену экипажа, кому из пассажиров принадлежат обнаруженные останки, предметы снаряжения, одежды и обуви?

11. Какова возможность причинения повреждений конкретными деталями и частями самолета?

12. Соответствуют ли повреждения на теле и одежде пострадавших?

13. Какова возможность возникновения повреждений при определенных обстоятельствах авиационного происшествия?

Расследование авиационных катастроф проводится комиссионной экспертизой с участием судебно-медицинского эксперта и специалистов по авиационной медицине и авиационной технике.

Как классифицируются авиационные повреждения?

Какие повреждения типичны для авиационной травмы?

Какие основные вопросы решаются судебно-медицинской экспертизой при авиационной травме?

Глава 13. Водно-транспортная травма

13.1. Общие положения

К числу травм этой группы относятся повреждения гребными винтами двигателей кораблей, повреждения тросами и якорь-цепью. Наибольшие трудности в ходе экспертизы возникают при изучении повреждений, нанесенных гребными винтами. Последние могут причинять ранения как живому человеку, когда он засасывается струей воды и попадает на вращающиеся гребные винты, так и трупу, находящемуся в воде.

Если живой человек (или труп) попадает в струю воды, образующуюся от работающих гребных винтов, то он с силой затягивается под днище корабля и перемещается около вращающихся гребных винтов, где наибольшая сила течения, а затем выталкивается за корму. Количество, характер и обширность повреждений зависят от размеров и скорости вращения гребных винтов.

Повреждения от действия гребных винтов чаще локализуются на голове и верхних конечностях и нередко имеют вид больших надрубов и разрубов (при массивных металлических лопастях с острыми ребрами), характеризующихся косым направлением, лоскутным характером ран, значительным их зиянием, осадненностью кожных краев. При наличии нескольких повреждений обращает на себя внимание одинаковая направленность ран с отклонением лоскутов в одну сторону, т.е. как бы их веерообразное расположение; от действия тупых граней винта на туловище, ягодицах и бедрах могут образовываться только значительные ушибы, сопровождающиеся закрытыми переломами костей.

Гребные винты судов малых размеров (моторные лодки, небольшие катера) не дают разрубов и рассечений, а лишь наносят обширные рвано-ушибленные раны мягких тканей с осаднением кожи. Часто эти раны имеют одинаковый характер, направленность и величину. Количество повреждений будет зависеть от времени нахождения тела в зоне вращения лопастей, их числа и скорости вращения.

Гражданин Е., 16 лет, 13 августа 1997 г. выпал из весельной лодки в момент ее столкновения с моторной лодкой на Борисовских прудах в оказался около вращающегося гребного винта моторной лодки.

При извлечении из воды у пострадавшего Е. отмечалось две сходные по характеру и величине рвано-ушибленные раны правого бедра. Первая рана размерами 20 х 8 х 9 см начиналась от верхней передней ости подвздошной кости до паховой области с повреждением большой части передней и внутренней группы мышц бедра с их сосудами и фасциями. Вторая рана размерами 19 х 7 х 8 см располагалась на нижней трети правого бедра с повреждением передней группы мышц бедра и ранением сосудисто-нервного пучка.

Смерть Е. последовала от присоединившегося сепсиса на 17-й день после травмы.

Повреждения тросами и якорь-цепью образуются при их обрыве или попадании в образующиеся петли при швартовке или отчаливании. В таких случаях могут наблюдаться обширные повреждения вплоть до ампутаций конечностей, размятия внутренних органов и даже расчленения тела.

13.2. Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при водно-транспортной травме

При водно-транспортной травме на разрешение судебно-медицинского эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Какие повреждения обнаружены на пострадавшем (живом лице, трупе)?

2. Каков механизм образования этих повреждений?

3. Могли ли эти повреждения образоваться от удара водно-транспортным средством? Если да, то в какую часть тела, в каком направлении был нанесен первичный удар? Какой частью водно-транспортного средства он мог быть нанесен?

4. В каком положении по отношению к водно-транспортному средству находился пострадавший в момент травмы?

5. Имело ли место волочение тела водно-транспортным средством? Если да, то каково его направление, в каком положении находилось тело во время волочения?

6. Могли ли повреждения, обнаруженные у погибшего, образоваться при выпадении из движущегося водно-транспортного средства?

7. Не страдал ли пострадавший заболеваниями органов зрения и слуха?

8. Какова последовательность причинения повреждений?

9. Нанесены ли смертельные повреждения прижизненно?

10. Какова причина смерти?

11. Не принимал ли пострадавший незадолго до смерти алкоголь (наркотические вещества)?

12. Является ли след, обнаруженный на водно-транспортном средстве, следом крови? Если это кровь, то какова ее видовая принадлежность? Если это кровь человека, то каковы ее групповая специфичность и половая принадлежность?

13. Является ли волос, обнаруженный на водно-транспортном средстве волосом человека или животного? Если это волос человека, то с какой части тела он происходит? Какова его групповая принадлежность?

14. Сколько времени прошло от смерти до исследования трупа?

Какие повреждения типичны для водно-транспортной травмы?

Какие основные вопросы решаются судебно-медицинской экспертизой при водно-транспортной травме?

Глава 14. Огнестрельные повреждения

14.1. Общие положения

Огнестрельные повреждения в последние годы заняли важное место среди объектов судебно-медицинской экспертизы.

Под огнестрельными повреждениями понимают такой вид механической травмы, который происходит в результате выстрела из огнестрельного оружия, от взрыва снаряда, гранаты, запала или какого-либо взрывчатого вещества. Характер огнестрельных ранений зависит в первую очередь от особенностей оружия и боеприпасов.

Судебно-медицинская экспертиза огнестрельных повреждений с учетом данных осмотра места происшествия и всех обстоятельств дела может оказать большую помощь при расследовании.

14.2. Краткие сведения об огнестрельном оружии и боеприпасах

Оружием называются предметы, изготовленные для целей нападения или защиты. Особенностью огнестрельного оружия является наличие ствола, открытого спереди, и приклада или ручки, с которыми соединяется задний конец ствола. В стволе различают казенную часть, в которую вставляется патрон. В автоматическом оружии, пистолетах и др. патроны находятся в магазинах, откуда автоматически досылаются в канал ствола после производства выстрела.

Огнестрельное оружие подразделяется на артиллерийское и стрелковое. Последнее делится на групповое (пулеметы, минометы) и ручное (индивидуальное). Ручное оружие может быть боевым (винтовки, пистолеты, револьверы), спортивным, охотничьим, специальным (сигнальные пистолеты и др.), самодельным (самопалы) и дефектным (обрезы). Наибольшее количество огнестрельных повреждений в мирное время причиняется из ручного короткоствольного или охотничьего оружия.

Боевое оружие является нарезным. Канал его ствола имеет на внутренней стороне нарезы, идущие винтообразно и придающие пуле вращательное движение (обычно это 4—6 нарезов). Выступающие промежутки между нарезами называются полями нарезов. Расстояние между противоположными полями нарезов в миллиметрах называется калибром оружия. Большинство боевого оружия имеет калибр от 7 до 9 мм.

Боевые патроны состоят из пули, гильзы, содержащей порох, и капсюля со взрывчатым веществом. Различают пули основного и специального назначения (трассирующие, бронебойные и др.). Пули основного назначения могут быть оболочечными и свинцовыми. Оболочечные состоят из сердечника (сплава свинца и сурьмы) и оболочки из более прочного металла — стали. Свинцовые пули обычно употребляются в охотничьем и спортивном оружии.

14.5. Выстрел и механизм образования огнестрельных повреждений

Выстрелом называется совокупность физических явлений, сопровождающихся воспламенением порохового заряда в зарядной камере огнестрельного оружия и вылетом снаряда из канала ствола. При ударе бойка по капсюлю происходит взрыв ударного состава. Образующееся при этом пламя через затравочные отверстия проникает в полость гильзы и воспламеняет порох.

При воспламенении пороха происходит взрывчатое его превращение, сопровождающееся огромным повышением давления в канале ствола, в результате чего пуля получает поступательное и вращательное движение. За счет давления газов происходит отдача оружия, ствол которого отбрасывается вверх и несколько влево. В автоматическом оружии давление газов используется для выброса стреляной гильзы и перезарядки оружия.

Это интересно:  Судебно медицинская экспертиза живых лиц хабаровск 2019 год

Огнестрельный снаряд имеет очень большую кинетическую энергию, которую он передает тканям при соприкосновении с ними. Эффект действия огнестрельного снаряда на ткани зависит от его веса (массы), скорости полета и физического состояния тканей (их сопротивляемости). Кинетическая энергия движущегося снаряда определяется, как половина произведения его массы на квадрат скорости полета.

Пуля, соприкасаясь с тканями, мгновенно вызывает их колебание, которое в виде ударной волны распространяется на соседние частицы тканей. Вслед за пулей образуется значительно большая по объему пульсирующая полость, которая передает колебательные движения соседним тканям. Следовательно, действие пули слагается из удара (прямое действие) и воздействия энергии, передаваемой в стороны (боковое действие).

При значительной кинетической энергии пули в момент соприкосновения с тканями она действует как пробойник, выбивая кусочек ткани (пробивное действие). При понижении энергии пуля лишь раздвигает ткани, и их дефекта не образуется (клиновидное действие) и при попадании пули в органы, содержащие жидкую или полужидкую среду, наблюдается гидродинамическое действие, приводящее к разрыву органа. При незначительной энергии (например, на излете) пуля действует как любой тупой твердый предмет (контузионное действие).

При выстреле из канала ствола кроме пули вылетают пламя, газы, копоть и порошинки. При выстрелах из смазанного оружия из канала ствола вылетают также капельки оружейной смазки. Указанные частицы, возникающие при выстрелах, относятся к дополнительным факторам выстрела и оставляют на теле человека определенные следы, а иногда даже повреждения.

В момент выстрела у дульного среза оружия появляется пламя, характер и величина которого зависят в первую очередь от вида пороха. Черный (дымный) порох дает значительное пламя и много раскаленных несгоревших порошинок, которые могут вызвать опадение волос, ожоги кожи и даже загорание одежды. Термическое действие бездымного пороха выражено гораздо меньше и может привести к незначительному опадению ворса одежды или пушковых волос кожи.

Горячие пороховые газы обладают ушибающим действием, вызывая образование пергаментных пятен. Тепловое действие газов незначительно. При выстрелах в упор или с близкой дистанции при расположении под кожей плотной ткани (кость) газы отслаивают ее с мышцами и надкостницей, нередко образуя значительные разрывы. Последние являются наиболее важным признаком действия газов.

Копоть, образующаяся в результате сгорания пороха, распространяется на расстояние до 20—30 см от дульного среза оружия. Интенсивность и диаметр закапчивания будут различными и сильнее выраженными при более близкой дистанции.

Форма накапчивания может быть круглой при выстрелах под прямым углом к поверхности тела или овальной, если ствол оружия в момент выстрела располагался под углом к поверхности тела.

При выстреле не происходит полного сгорания пороха, и поэтому несгоревшие или частично обгоревшие порошинки при близких дистанциях могут быть обнаружены на преграде. Они могут внедряться в ткань одежды, пробивать ее, а также осаднять эпидермис. В некоторых случаях они обнаруживаются в глубине раны. Обнаружение порошинок в окружности входной раны свидетельствует о близкой дистанции выстрела. Кроме того, исследование порошинок позволяет решить вопрос о виде использованного пороха.

Гражданин К., 36 лет, 17 декабря 1998 г. выстрелил из пистолета в голову.

1. Огнестрельное одиночное пулевое сквозное ранение головы. Входное отверстие в подборочной области с наличием на коже штанцмарки, копоти и порошинок вокруг раны. Выходное отверстие в затылочной области. Множественные мелко- и крупнооскольчатые переломы костей основания и свода черепа. Обширное разрушение вещества мозга с кровоизлияниями по ходу раневого канала и внедрением мелких отломов костей.

2. Брызги крови на тыльной поверхности 1, 2, 3-го пальцев правой кисти.

14.4. Особенности судебно-медицинского исследования трупа при огнестрельных повреждениях

Один из наиболее важных вопросов при экспертизе трупа с механическими повреждениями — определение вида и характера повреждений, и в первую очередь является ли исследуемое повреждение огнестрельным. Установление огнестрельного повреждения основывается на обнаружении характерных признаков этого вида ран — дефекта ткани (входного и выходного отверстия), следов дополнительных факторов выстрела, наличия поясков загрязнения, осаднения и т.д.

Большое значение при экспертизе огнестрельных повреждений имеет исследование одежды, на которой могут оставаться признаки близкого выстрела, кусочки преграды, через которую прошла пуля перед повреждением тела и др. Сопоставление повреждений одежды и тела пострадавшего может дать основание для разрешения вопроса о направлении выстрела, а в некоторых случаях — о положении потерпевшего в момент ранения.

При внутреннем исследовании трупа до извлечения внутренних органов необходимо, осторожно раздвигая их, определить локализацию повреждений внутренних органов, что позволит более точно установить направление раневого канала. Зондировать огнестрельные повреждения запрещено, поскольку при этом можно сделать добавочные ходы, которые затрудняют дальнейшее исследование.

Огнестрельные ранения могут быть сквозными, слепыми или касательными.

Сквозные огнестрельные ранения характеризуются наличием всех составных частей огнестрельного повреждения:

входным огнестрельным отверстием;

выходным огнестрельным отверстием.

Одним из основных признаков входного огнестрельного отверстия является дефект ткани. Он образуется при достаточной кинетической энергии пули (пробивное действие пули). В этом случае при исследовании раны и попытке сближения ее противоположных краев последние не совпадают друг с другом, а по краям раны при натяжении кожи образуются складки. При меньшей кинетической энергии пули дефекта ткани может не образоваться (клиновидное действие). В области выходных отверстий дефекта ткани, как правило, не образуется.

Форма входного огнестрельного отверстия обычно круглая или овальная, что зависит от угла, под которым пуля входит в ткани тела человека. При прямом угле входа пули рана будет округлой. Форма выходного огнестрельного отверстия чаще линейная, дугообразная, реже звездчатая. Вследствие сокращения подлежащих тканей, подсыхания краев раны, локализации повреждения и ряда других факторов первоначальная форма раны может измениться, и поэтому решение вопроса о входном или выходном отверстии по форме раны будет затруднено.

При проникновении в тело пуля обтирает по краям входного отверстия те частицы, которые на ней находятся (следы смазки, копоти, порохового нагара, ржавчины и пр.), образуя в окружности отверстия так называемый поясок обтирания, или загрязнения сероватого цвета. При наличии на теле одежды наиболее хорошо поясок обтирания виден на первых ее слоях, на последующих — слабее. В области выходного огнестрельного отверстия пояска обтирания не образуется.

В месте входа пуля сначала втягивает, а затем пробивает кожу; при этом она своей боковой поверхностью трется об обтягивающую ее кожу и сдирает поверхностные слои (эпидермис), вследствие чего образуется поясок осаднения шириной 1—3 мм. В этом пояске имеет значение также меньшая эластичность эпидермиса по сравнению с собственно кожей, вследствие чего он растрескивается и легко осадняется. Наружный диаметр пояска осаднения приблизительно равен диаметру пули. В области выходного отверстия поясок осаднения может образоваться только в том случае, когда область выхода пули прижата к твердому предмету, например, к каменной стене.

При рентгеновском исследовании в области входного огнестрельного отверстия обнаруживается отложение металла в виде непрерывного кольца различной ширины (поясок металлизации). Поясок металлизации образуется при любой дистанции выстрела. В области выходного огнестрельного отверстия также могут быть обнаружены частицы металла, но они никогда не образуют непрерывного кольца, а расположены в виде отдельных вкраплений. При наличии одежды поясок металлизации на коже может отсутствовать.

Путь, который проходит пуля в теле, называется раневым, или огнестрельным, каналом. Направление раневого накала не всегда соответствует прямой линии, соединяющей входное и выходное отверстия, так как пуля может изменять направление движения в теле. Установление направления пулевого канала производится при внутреннем исследовании трупа. Оно имеет большое значения для решения вопроса о направлении выстрела, а в ряде случаев — о взаиморасположении пострадавшего и нападавшего, позе человека в момент ранения и пр.

Статья написана по материалам сайтов: medic.oplib.ru, revolution.allbest.ru, medbookaide.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector