+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Учебный план медицинское право дпо 2019 год

В Центре осуществляется организация и проведение дополнительного профессионального образования (далее, — ДПО) для специалистов со средним медицинским образованием. Реализация дополнительных профессиональных программ производится посредством повышения квалификации и профессиональной переподготовки с правом в дальнейшем прохождения сертификации (аккредитации) специалиста.

Государственная аккредитация образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрена.

Основными задачами ДПО в Центре являются: повышение профессионального уровня в рамках имеющейся специальности и реализация получения новой компетенции для выполнения нового вида профессиональной деятельности у медицинских работников лечебно-профилактических учреждений (далее, — ЛПУ).

Центр проводит обучение слушателей на русском языке в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»,
  • Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»,
  • Постановления Правительства РФ №610 от 26.06.1995г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования (повышении квалификации) специалистов»,
  • Приказа Министерства здравоохранения РФ №982-н от 29.11.2012г. «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»,
  • Приказа Министерства здравоохранения РФ №66-н от 03.08.2012г. «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»,
  • Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ №541-н от 23.07.2010г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»,
  • Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ №176-н от 16.04.2008г. «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ»,
  • Приказа Минздрава РФ №186 от 05.06.1998г. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»,
  • Постановлением Правительства РФ №706 от 15.08.2013г. «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»,
  • Приказа Министерства образования и науки РФ №499 от 01.06.2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
  • Приказа Министерства Здравоохранения РФ №83н от 10.02.2016г. «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтичеким работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
  • Приказа Министерства Здравоохранения РФ №334н от 02.06.2016г. «Об утверждении положения об аккредитации специалистов».

Центр формирует образовательный процесс по следующим специальностям:

  • «Сестринское дело»
  • «Сестринское дело в педиатрии»
  • «Скорая и неотложная помощь»
  • «Лечебное дело»
  • «Анестезиология и реаниматология»
  • «Операционное дело»
  • «Организация сестринского дела»
  • «Лабораторная диагностика»
  • «Лабораторное дело»
  • «Бактериология»
  • «Гистология»
  • «Медицинский массаж»
  • «Лечебная физкультура»
  • «Физиотерапия»
  • «Функциональная диагностика»
  • «Общая практика»
  • «Наркология»
  • «Медико-социальная помощь»
  • «Диетология»
  • «Рентгенология»
  • «Медицинская статистика»
  • «Стоматология»

Форма обучения дневная / вечерняя, с отрывом и без отрыва от места работы по заказу ЛПУ на базах практического обучения.

Учебные занятия проходят по расписанию календарного плана циклов с января по июнь и с сентября по декабрь, в объеме от 16 часов, с 09.00 до 14.00 и с 15.50 до 21.00.

По окончании обучения слушателю выдается соответствующий документ установленного образца. При необходимости проводится на платной основе независимо от ведомственной принадлежности сертификационный экзамен с выдачей сертификата специалиста.

Контингент слушателей

На 2016г. по реализации дополнительных профессиональных программ специалистов со средним медицинским образованием за счет бюджетных ассигнований запланировано обучить 9396 человек.

На 2017г. по реализации дополнительных профессиональных программ специалистов со средним медицинским образованием за счет бюджетных ассигнований запланировано обучить 9982 человека.

На 2018г. по реализации дополнительных профессиональных программ специалистов со средним медицинским образованием за счет бюджетных ассигнований запланировано обучить 13049 человек.

На 2019г. по реализации дополнительных профессиональных программ специалистов со средним медицинским образованием за счет бюджетных ассигнований запланировано обучить 14535 человек.

Содержание

Учебный план медицинское право дпо

Образовательные программы

дополнительного профессионального образования

Отделение повышения квалификации колледжа реализует дополнительные образовательные программы повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием.

Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное образование.

Перечень циклов повышения квалификации для специалистов со средним медицинским образованием реализуется в соответствии с приказом Минздрава РФ №186 от 5 июня 1998 г. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» и включает следующие виды обучения:

краткосрочное тематическое усовершенствование (не менее 72 часов);

длительное обучение специалистов (специализация, усовершенствование) (от 100 до 500 часов).

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется в очной, очно-заочной форме.

Содержание дополнительной профессиональной программы повышения по каждому циклу определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной отделением повышения квалификации колледжа. Дополнительные образовательные программы составлены на основании требований образовательных стандартов последипломной подготовки, профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, с учетом требований заказчиков образовательных услуг.

Структура дополнительных образовательных программ разработана на основании требований приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» и включает: учебный план, рабочую программу учебных дисциплин, модулей, оценочные и методические материалы.

Учебный план образовательной программы определяет перечень, трудоемкость последовательность дисциплин, модулей, практики и формы промежуточной и итоговой аттестации.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

ПЕРЕЧЕНЬ

реализуемых образовательных программ специализации и усовершенствования на отделении дополнительного профессионального образования ФГБ ПОУ «Кисловодский медицинский колледж» Минздрава России

Наименование дополнительной профессиональной программы

Форма обучения

Продолжительность обучения

Экономика и управление в здравоохранении

Современные аспекты управления, экономики здравоохранения

Скорая и неотложная помощь

Охрана здоровья сельского населения

Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике

Первичная медико-профилактическая помощь населению

Правовые аспекты дополнительного профессионального образования

ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ:

ПРОБЛЕМА:
Росздравнадзор при проверках аптечных учреждений выявит тех, кто не имеет специальной подготовки (дополнительное профессиональное образование, обучение в интернатуре или в ординатуре) и не может быть допущен к фармдеятельности. Инспектор справедливо посчитает грубым нарушением лицензионных требований работу в аптеке сотрудника без действующего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации. За такое нарушение проверяющий выпишет административный штраф по пункту 4 статьи 14.1 КоАП. Размер штрафа составит 5–10 тыс. руб. для руководителя и 100–200 тыс. руб. — для аптеки. Кроме того, инспектор вправе закрыть аптеку на срок до 90 суток.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
Пройти обучение по программе дополнительного профессионального образования «Фармацевт розничной продажи лекарственных средств»

ВОПРОС:
Я имею среднее специальное медицинское образование и у меня диплом об окончании медицинского училища или колледжа по специальности «сестринское дело», «акушерство», «лабораторная диагностика» и т.д. и мне присвоена квалификация «медицинская сестра», «акушерка», «фельдшер», «лабораторная диагностика» и т.д.. Могу ли я получить новую профессию ?
ОТВЕТ:

● Да, имеете полное право. Для этой цели существует дополнительное профессиональное образование (ДПО): повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
● Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

ВОПРОС:
Где я могу обучиться и получить право работы по новой профессии ?
ОТВЕТ:
● В образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования.
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее именуется — образовательное учреждение повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.

ВОПРОС:
Нужна ли государственная аккредитация по дополнительным профессиональным программам?
ОТВЕТ:
● Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона N 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций.

Это интересно:  Бланк для признания человека недееспособным в России 2019 год

ВОПРОС:
Могут ли медицинские работники (врачи, фельдшеры, медицинские сестры) заниматься фармацевтической деятельностью?
ОТВЕТ:
● В качестве ответа на ваш вопрос можно пояснить, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности по итогам успешного освоения дополнительной профессиональной программы в области розничной торговли лекарственными препаратами, могут заниматься фармацевтической деятельностью, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Следует отметить, что указанный выше пункт закона вступает в силу с 1 января 2016 г. Однако, эта норма уже действует с 2013 года в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно которой, медицинским специалистам можно осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, при условии, если эти медицинские организации, имеют лицензию на фармацевтическую деятельность,

ОТВЕТ:
● Никак не относится. Мы не присваиваем новую квалификацию. Обучающийся, успешно закончивший обучение, получает диплом о профессиональной переподготовке с указанием названия программы ДПО. При этом квалификация остается прежней. Обучившийся получает новые знания, навыки и опыт для применения на новом рабочем месте. Работодатель самостоятельно принимает решение о возможности работы наших выпускников на том или ином рабочем месте.
Также хотелось бы отметить, что мы применяем в своей деятельности положения и статьи Федеральных законов (смотри начальную страницу сайта), которые имеют главенствующее значение над приказами министерств и ведомств РФ, зачастую конфликтующими с федеральными законами.

ВОПРОС:
Занимаетесь ли Вы трудоустройством своих выпускников ?

ОТВЕТ:
● Нет, подобные услуги мы не оказываем и в договор об оказании образовательных такую услугу не включаем. Мы рекомендуем будущим студентам (обучающимся) согласовать с работодателем свою профессиональную переподготовку, если вы уже работаете. Также мы можем предложить «горящие» вакансии и телефоны/контакты работодателей, но только для Москвы и Московской области.
Или, если вы еще не работаете по выбранному вами направлению переподготовки, после прохождения минимум полугодового теоретического курса начинать обращаться к работодателям с просьбами о трудоустройстве на испытательный срок или по срочному трудовому контракту.
В настоящее время законодательство РФ не регулирует вопрос трудоустройства после ДПО.
Вопрос трудоустройства — на усмотрение работодателя.

ВОПРОС:
Я прошел(а) обучение в течении двух месяцев, но в настоящее время не имею возможности продолжать обучение по финансовым, семейным и другим обстоятельствам. Как мне поступить?
ОТВЕТ:

● Возможны следующие решения:
1. при полном нежелании продолжать обучение вы подаете заявление на имя Генерального директора
2. подать заявление о временной приостановке обучения в связи с .. (указать причины) с сохранением места

ВОПРОС:
Я прошел(а) обучение в течении двух месяцев, но желаю перевестись в другое образовательное учреждение. Мне должны выдать академическую справку ?
ОТВЕТ:

● Вам нужно подать заявление о нежелании продолжать обучение на имя Генерального директора.
● Вам нужно подать заявление о выдаче академической справки. Порядок выдачи подобной справки регулируется следующим образом:

Согласно ч. 12 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

ВОПРОС:
Какие задачи стоят перед образовательным учреждением ДПО ?
ОТВЕТ:

● Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:
● удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
● организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;

ВОПРОС:
Какими документами регламентируется ДПО в Российской Федерации ?
ОТВЕТ:

● Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
● Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. №610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»
● Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196 «Об утверждении Типового положения о общеобразовательном учреждении»
● Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
● Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

ВОПРОС:
Какая форма собственности может быть у образовательного учреждения ?
ОТВЕТ:

Образовательное учреждение повышения квалификации может быть государственным, муниципальным и негосударственным (созданным коммерческими или общественными организациями, частными лицами). Допускается совместное учредительство образовательного учреждения повышения квалификации.
● Для негосударственных образовательных учреждений повышения квалификации «Типовое положение об образовательном учреждении . . .» является примерным.

ВОПРОС:
Имеет ли право образовательное учреждение обучать меня ?
ОТВЕТ:
● Право на образовательную деятельность и получение льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации, возникает у образовательного учреждения повышения квалификации с момента выдачи ему соответствующей лицензии.

ВОПРОС:
● Сколько учебных часов нужно обучаться, чтобы иметь возможность работать по новой профессии ?
ОТВЕТ:

В соответствие с Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» количество часов по ДПО установлено:

ВОПРОС:
● Облагается ли плата за обучение налогом на добавленную стоимость (НДС) ?
ОТВЕТ:

● Плата за обучение НДС не облагается согласно ст.149, п.2, пп.14 Налогового Кодекса РФ.

ВОПРОС:
Как плата за обучение освобождается от налогов для физических лиц ?
ОТВЕТ:
При платном обучении налогоплательщика в образовательном учреждении, имеющем соответствующую лицензию, ему предоставляются вычеты в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 тысяч рублей за год, а при обучении детей (до 24 лет, при дневной форме обучения) — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 тысяч рублей за год на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
Статья 219 НК РФ. Порядок получения указанного социального вычета предусмотрен Письмом Федеральной налоговой службы от 31 августа 2006 г. N САЭ-6-04/876@ «Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов».

ВОПРОС:
● Может ли организация оплачивать расходы на мое обучение?
ОТВЕТ:

Организации вправе учитывать расходы на получение работником среднего профессионального и высшего образования

СПРАВОЧНО:
144 учебных часа составляет примерно 1 месяц обучения

Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование медицинских работников

  • 11261

Действующее законодательство устанавливает специальные требования к допуску лиц для занятия медицинской деятельностью. В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Данная норма действует до 1 января 2026 года. При этом с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации появилось у лиц, получивших медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Отметим, что полный переход к аккредитации специалистов должен произойти до 1 января 2026 года.

Кроме того, к медицинским работникам для осуществления медицинской деятельности установлены квалификационные требования и характеристики:

  1. Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее – Приказ Минздрава № 707н);
  2. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» * ;
  3. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – Приказ Минздравсоцразвития № 541н).

* Указанный Приказ вступил в законную силу 22 марта 2016 года. Данным приказом к ряду медицинских специальностей установлено требование о прохождении профессиональной переподготовки (например, по специальности «акушерское дело» при наличии среднего профессионального образования по специальности «лечебное дело» необходимо пройти профессиональную переподготовку по специальности «акушерское дело» и т.д.). До принятия указанного акта правовая регламентация вопросов профессиональной переподготовки данной категории медицинских работников отсутствовала и проводилась в форме специализации при первичном получении сертификата специалиста, а также при смене специальности. На практике применялся Приказ Минздрава России от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», что даже следует и из вышепринятого письма Минздрава России. Однако данный акт никогда не имел статуса нормативного правового акта. Кроме того, ни Закон 323-ФЗ, ни Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н не содержали и не содержат требований к среднему медицинскому персоналу о прохождении специализации, как и собственно прохождения профессиональной переподготовки. В настоящее время для медицинских работников со средним медицинским образованием профессиональная переподготовка с выдачей соответствующих дипломов не проводится образовательными организациями на территории РФ.

Это интересно:  Может ли недееспособный гражданин продать квартиру 2019 год

Причем тем же письмом Минздрава России от 29.03.2016 разъяснено, что «учитывая, что понятия «усовершенствование» и «специализация» не регламентированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», до утверждения примерных дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации предлагаем руководствоваться приказом Минздрава России от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» в части реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации».

Также следует обратить внимание еще на одно письмо Минздрава России, касающегося вопроса допуска к осуществлению профессиональной деятельности медицинских специалистов со средним медицинским образованием, а именно от 06.09.2016 № 16-5/10/2-5597. В данном письме Минздравом России, еще раз напоминая о новом Приказе от 10.02.2016 № 83н со ссылкой на статью 12 Трудового кодекса РФ разъяснено, что те специалисты, которые прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования в рамках циклов специализации и усовершенствования в соответствии с приказом № 186 от 05.06.1998, могут продолжать осуществлять медицинскую деятельность. Документы, полученные данными специалистами по окончании обучения по программам дополнительного профессионального образования, в том числе сертификаты специалистов, сохраняют юридическую силу и действуют до истечения указанного в них срока.

Понятие дополнительного профессионального образования

Исходя из смысла ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) представляет собой вид образования, направленный на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие медицинского работника, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, реализуемого посредством дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В соответствии со ст. 73 Закона № 323-ФЗ одной из обязанностей медицинских работников является обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При невыполнении данного требования, медицинские работники не могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности.

Необходимость дополнительного профессионального образования работника

Необходимость ДПО для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса РФ). В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или ДПО работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Необходимо отметить, что медицинские работники в соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ и ст. 72 Закона № 323-ФЗ имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Однако, медицинские работники могут реализовать данное право только после допущения к осуществлению медицинской деятельности.

В соответствии с частью 5 ст. 196 ТК РФ работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Под созданием работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования необходимо понимать в первую очередь предоставление им условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения. Сказанное означает, что работникам, которые обучаются без отрыва от производства, должны быть предоставлены: а) возможность посещать занятия и б) время для самостоятельной подготовки. Режим их труда и отдыха подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.

Кроме того, ТК предоставляет определенные гарантии работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы (см. ст. 187 ТК и комментарий к ней).

Дополнительные гарантии работникам, совмещающим работу с получением образования, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Дополнительное профессиональное образование медицинских работников как лицензионное требование

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее – Постановление Правительства № 291) соответствие медицинских работников квалификационным требованиям, а также регулярное прохождение ими ДПО (не реже 1 раза в 5 лет прохождение повышения квалификации) являются одними из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства № 291 в числе прочих лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату), указаны следующие:

  • наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» ;
  • наличие у индивидуального предпринимателя — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь — среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
  • наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
  • повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет (требование не распространяется на соискателей лицензии).

При подаче заявление на получение лицензии с нарушением требований, установленных действующим законодательством (и последующем их не устранении), лицензирующий орган возвращает заявление и прилагаемые к нему документы с мотивированным обоснованием причин возврата. При прохождении лицензионной проверки медицинская организация, уже имеющая лицензию, то есть являющаяся лицензиатом, может быть привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, обозначенных выше.

Допуск к получению дополнительного профессионального образования

Одним из нормативно-правовых актов, регулирующих порядок организации ДОП образовательными организациями, является Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее – Приказ от 01.07.2013 г. № 499).

В соответствии с Приказом от 01.07.2013 г. № 499 к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  1. Лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. Лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Более подробно сведения о квалификации медицинских работников рассмотрено в статье: «Сведения о квалификации медицинских работников».

Виды дополнительного профессионального образования

Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях установлены соответствующим Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее – Приказ Минздрава № 66).

Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде:

  1. Повышения квалификации;
  2. Профессиональной переподготовки;
  3. Стажировки.

Профессиональная переподготовка по содержанию может быть не связана с имеющимся образованием и преследует цель обучения работника выполнению нового вида медицинской деятельности. А повышение квалификации преследует цель получения новой компетенции в рамках ранее избранной специальности. Повышение квалификации медицинских работников должно проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.

Требования к дополнительному профессиональному образованию

Сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями самостоятельно. Однако, действующее законодательство устанавливает обязанность соблюдать при реализации соответствующих образовательных программ требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностью работодателя.

Это интересно:  Процесс признания человека недееспособным 2019 год

Как указано выше в настоящей статье, повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями и характеристиками, утвержденными Приказом Минздрава РФ № 707н и Приказом Минздравсоцразвития № 541н.

Повышение квалификации медицинских работников

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (п. 6 Приказа Минобрнауки № 499). В настоящее время Приказ Минобрнауки № 499 не разделяет ДПО на виды обучения. Можно отметить, что ранее действовало Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (утратило силу), в соответствии с которым повышение квалификации включало в себя следующие виды обучения:

  1. Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  2. Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно- техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  3. Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

В настоящее время выше приведенная классификация применяется на практике, несмотря на утрату силы вышеназванного Постановления Правительства № 610.

Обращаем внимание, что минимальный срок ДПО в соответствии с Приказом Минобрнауки № 499 сокращен: при повышении квалификации минимум 16 часов (ранее – минимум 72часа), при профессиональной переподготовке — минимум 250 (ранее – минимум 500 часов). Хотя в сфере здравоохранения до сих пор проводят более длительные программы ДПО: повышение квалификации – 72 часа или 144 часа и профессиональная переподготовка – более 500 часов.

Обычно сертификационные циклы повышения квалификации рассчитаны на 144 часа, а 72-часовые циклы проводятся в рамках различного рода тематических усовершенствований (ТУ), например, цикл по Организации деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ или Основы экспертизы временной нетрудоспособности. Такие ТУ представляют из себя краткосрочный вид повышения квалификации и сопровождаются выдачей только соответствующего удостоверения.

Профессиональная переподготовка медицинских работников

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Срок обучения профессиональной переподготовки по медицинским специальностям, как уже было сказано выше, все равно сохраняет свой старый норматив — свыше 500 часов (около 4 месяцев), несмотря на утверждение новой минимальной границы в 250 ч.

Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов.

Программы ДПО

Программы дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями самостоятельно. На сегодняшний день, Минздрав РФ только начинает утверждать примерные программы дополнительного профессионального медицинского образования по различным специальностям, например:

  • Приказ Минздрава России от 24.07.2015 № 481н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Остеопатия»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 января 2014 г. № 36н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Гериатрия»;
  • Приказ Минздрава России от 22.01.2014 № 35н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Психиатрия-наркология»;
  • Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 440н «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, со сроком освоения 72 академических часа по теме: «Санитарно-авиационная эвакуация»;
  • Приказ Минздрава России от 21.08.2017 № 538н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ по специальности «Рентгенология» (утверждены примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей со сроком освоения 144 академических часа и примерная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов).

Стажировка

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется образовательной или иной научной организацией с учетом предложений медицинской организации, направляющей специалистов на стажировку. Продолжительность стажировки устанавливается медицинской организацией, направляющей работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем образовательной или научной организации, где она проводится.

Необходимо отметить, что стажировка как вид дополнительно профессионального образования медицинских работников на практике уже давно не используется. Стажировка проводится (может проводиться) в рамках повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Оформление результатов дополнительного профессионального образования

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.

В соответствии с п. 19 Приказа Минздрава №499 лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации:

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием

В целях совершенствования и повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием принят Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

Данным приказом утвержден перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского персонала. Перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского персонала оформлен в виде таблицы, которая включает следующие разделы: наименование специальностей, тематика циклов, продолжительность, периодичность (не реже 1 раза в 5 лет), наименование должностей.

Однако, стоит обратить внимание на то, что данный приказ не был зарегистрирован в Минюсте РФ и не был опубликован в установленном законом порядке. Как следствие, данный приказ не влечет правовых последствий как не вступивший в законную силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к медицинским организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний ( п. 10 Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).

О непрерывном медицинском образовании

Начиная с 2014 года в РФ отрабатывается проект системы непрерывного медицинского образования (Приказ Минздрава России от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Минздрава России, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций»). Участие в рамках данного проекта принимают медицинские работники с высшим медицинским образованием на добровольной основе.

При этом система НМО предполагает непрерывное обучение медицинского работника по индивидуальному плану по соответствующей специальности в течение 5 лет с соответствующим количеством часов, компонентами которого являются:

  • Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации НМО (18 или 36 часов в год);
  • Образовательные мероприятия (очные и заочные образовательные мероприятия) (по 14 часов в год).

Более подробно об НМО можно ознакомиться в статье «О непрерывном медицинском образовании».

Статья написана по материалам сайтов: medcol.ru, medfarm.center, www.kormed.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector