Тема басни свинья под дубом

Краткое содержание

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Как-то раз она стала рыть корни дуба. Ворон, который сидел на дереве, сказал ей, что это принесет вред дубу. Однако свинья в ответ сказала, что ей все равно. Потом дуб обвинил свинью в том, что она не испытывает чувства благодарности по отношению к нему. Он сделал попытку объяснить свинье, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но свинья не имела возможности посмотреть вверх и посмотреть, что это действительно так. Она осталась при собственном мнении и продолжила наносить вред дубу.

Анализ басни

История создания

Басня «Свинья под дубом» была написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые напечатана в газете «Северная пчела» за 1825 г.

Смысл названия

В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.

Жадная Свинья живет только в свое удовольствие. Ее главная цель — побольше набить желудок. Съев упавшие с Дуба желуди и проспавшись, Свинья хочет продлить наслаждение и начинает подрывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны между собой.

Грязное, невежественное животное может стать причиной гибели исполина. Дуб предлагает Свинье задрать рыло и самой убедиться, откуда она получает еду.

Проблематика

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) находилось множество невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По мнению автора, такие невежды напоминают неблагодарную Свинью из басни. В основе негативного отношения к знаниям лежит простая лень, стремление жить только для себя, не заботясь об остальных. Порицая науку, невежественные люди в то же время нисколько не стесняются пользоваться всеми благами научного и технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и финальный авторский вывод.

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что «плодами» научных знаний в той или иной степени пользуются все без исключения. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть множество примеров того, как обладающие властью невежды становились препятствием на пути развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжать свое развитие.

Детский час

для детей и родителей

Навигация по записям

Анализ басни «Свинья под дубом»

Басня «Свинья под дубом» написана Крыловым в 1823 году. А в 1825 году она была опубликована в «Северной пчеле». В основу басни положен оригинальный сюжет о свинье, кормящейся желудями, упавшими с дуба. Наевшись желудями досыта, свинья уснула. А после сна она решила подрыть у дуба корни. Ворон, сидевший на дубе, сделал ей замечание, указав, что дуб может засохнуть, если его корни будут открыты.

На это свинья отвечала, что судьба дуба ее совсем не волнует, это дерево она считает бесполезным. Интересны ей только желуди. Возмущенный дуб назвал свинью неблагодарной и посоветовал ей посмотреть наверх, на ветви дерева, чтобы увидеть, что желуди, которые так нравятся свинье, растут именно на дубе.

В басне «Свинья под дубом» высмеиваются люди, по природе своей недальновидные и невежественные, не видящие дальше своего носа. Недаром таких людей Крылов уподобляет свинье, роющей землю носом в поисках желудей. Свинье безразлично то, что происходит в окружающем мире. Ее интересуют только желуди, при этом ей все равно, откуда эти желуди берутся.

В конце басни автор указывает следующую мораль – невежды, ругающие науку и просвещение в целом, одновременно с этим пользуются плодами просвещения и научных трудов, не понимая, что является источником этих плодов.

Крылов, выросший на родной почве, но неприветливо встреченный жизнью, уже в преклонном возрасте добился признания своего гения. Он был истинным патриотом, искренне презиравшим всех тех деятелей родной страны, которые, копошась около корней дуба, заявляют претензии только на дающие жир «желуди».

Нередко встречаются такие люди, которые, по невежеству своему, никак не могут видеть и понять того, что для человека здравомыслящего вполне ясно. Эти люди видят только то, что у них под носом, и своим невежеством наносят вред тому, от чего сами получают пользу. Такая главная мысль выражена Крыловым в басне «Свинья под дубом».

Это интересно:  Сосны на морском берегу

Басня Крылова Свинья под дубом

Свинья под дубом рисунок

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды

Мораль басни

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Свинья под дубом

Только невежи ругают науку, не понимая, что имено ей обязаны благам.

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.»

Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.

«Невежда так и в ослепленье
Бранит науку и ученье.»

Анализ басни Свинья под дубом

Баснописец И.А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.

Басня «Свинья по дубом», является одной из поучительных произведений, как жанр имеет свою историю и биографию. И.А. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает путем сравнения, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно в человеке всегда соперничают две области порок и добродетель. В баснях, он пытается выразить это шутливой формой в лице персонажей. Во многом автор использует аллегорические (иносказательные) качества героев, подчеркивая их отрицательные стороны, как главных прототипов, жизненных ситуаций.

В роли главного героя в данном произведении выступает свинья, которая «нажралась желудей», «выспалась под дубом» и осталась не благодарной. Свинья в самом деле изображает образ своего предназначения, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, пытается сгубить дерево, которое дает возможность существовать ей. Она утвердительно настаивает, чтоб дерево сохло и уничтожалось. Животное не способно увидеть прок и оценить то, что дает ей помощь выжить, так и открывается отображение человеческой сущности, порой человек не ценит то, что у него есть.

Противоположный по значению персонаж- это ворон, который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества. Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.»
Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.
«Невежда так и в ослепленье
Бранит науку и ученье.»

Краткое содержание

Свинья поела желудей и легла спать под дубом. Когда проснулась начала рыть корни дуба. И не понимает свинья, что желуде растут на дубе.

Тема урока: Мораль басни Свинья под дубом, своими словами

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)»

Одной из знаменитых басен Крылова стало это произведение. Попробуем уяснить мораль басни «Свинья под дубом». Своими словами рассказывая сюжет, можно начать с того, что свинья, наевшись досыта желудей и выспавшись под дубом, стала рылом своим подкапывать корни этого могучего дерева. Ворон, сидящий на ветке дуба, сделал ей замечание, чтобы она не портила дерево, ведь оголившиеся корни могут засохнуть, а за ним и дерево может погибнуть. Но свинье не было жалко дерева, ей лишь бы желуди были. Тут и дуб разозлился и сказал свинье, что она неблагодарная, так как желуди –это его плоды. Но свинье было абсолютно все равно.

Это интересно:  Полезные свойства хвои сосны

Таким образом, мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами) – это отображение мудрости и опыта в образе дуба. Он напоминает мудреца, который пытается наставить человека на путь истины и добра.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 5 класс)»

Если относить это к реальной жизни, то смысл этого произведения отнюдь не простой и несет некоторую информацию о том времени, когда жил Крылов. И поэтому мораль басни «Свинья под дубом», своими словами говоря, заключается в том, что все создаваемое в науке может тотчас погибнуть в руках таких необразованных невежд, как свинья. Она напрямую ассоциируется с теми, кто ничему не хочет учиться, а мудрые подсказки и наставления, которые могут сдержать ее варварское поведение и делаемые для ее же пользы дубом и вороном, для нее, вообще, не указ. Она будет продолжать жить по своим законам, и поэтому может возникнуть опасность не только для нее, но и для всей округи.

Заключение

Раскрывая более глубоко тему «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами)», можно отметить, что подобно тому, как недалекая и недальновидная свинья, подкапывая дуб, делает себе еще хуже, ведь дуб приносит ей еду, ее любимые желуди, от которых она толстеет, так и люди способны наносить себе же вред из-за своей глупости и тупости. И сколько таких легкомысленных людей на свете…

Такого рода басни помогают ученикам 4-5 классов анализировать события. Уже в этом возрасте они должны понимать всю важность этих мудрых наставлений, чтобы не быть потом такими, как героиня произведения – свинья. Дети должны попытаться проанализировать поведение свиньи и всех остальных героев пьесы и дать этому правильную нравственную и эстетическую оценку.

Методическая разработка по литературе (5 класс) на тему:
И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»

Цель урока: формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова«Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое применение ранее изученного материала при открытии новых знаний.

Предварительный просмотр:

Тема урока : И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»
Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом».

обучающие : проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;

развивающие : развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;

воспитательны е: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.

познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно — этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивныеУУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование : проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, опорный конспект по теме «Басни», дидактический материал.

  1. Мотивирующее начало. Приём «Прогнозировани»

— Ребята, послушайте строки, принадлежащие русскому поэту Петру Андреевичу Вяземскому, и скажите, о ком они?

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил…

— С какими баснями Крылова вы знакомы?

— С какой целью Иван Андреевич создавал свои басни?

— А вот что он сам сказал об этом: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

— Попробуем объяснить смысл этих слов. Что такое порок? Какие пороки вам известны? А вот ещё какие пороки существуют. ( Слайд).

— И все их Крылов любил в баснях «пощипать». Что значит «пощипать»?

  1. Актуализация опорных знаний

1) -Вспомним, что мы называем «басней»? Мораль?

— В баснях используются олицетворения. (Примеры).

— Аллегория? ( За образом Лисы – хитрый человек, Муравья – трудолюбивый, Стрекозы- бездельник, Вороны- глупый и т.п.)

— А кто скрывался за образами Ловчего и Волка в басне «Волк на псарне»?

— Какому историческому событию она посвящена?

— Чему нас учит эта басня? (Как следует поступать с захватчиками, вздумавшими посягнуть на независимость нашей Родины)

— Крылов проявил патриотические чувства в своём произведении?

Кто такой «патриот»?

2) Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учащимися. Результат домашнего задания.

Это интересно:  Как правильно посадить сосну осенью

4 . Формулировка темы и цели урока.

— Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним басенным шедевром И.А.Крылова. Прочтите в учебнике название басни, с которой мы будем работать на уроке.

— Сформулируем тему. ( И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»)

Запись темы на доске и в тетрадях.

— Определимся с целями! Что мы будем делать на уроке? Чему мы ложны будем научиться?

(читать и анализировать басню; выявлять её мораль; давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; учиться выразительному чтению и т. д.)

5. Открытие новых знаний

1) Знакомство с басней.

Учитель демонстрирует видеозапись басни в исполнении мастера художественного слова Алексея Грибова. Обращает внимание учеников на то, чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.

— Достаточно ли прослушанного текста, чтобы понять смысл басни?

(Нет, необходим анализ произведения)

2). Исследовательская работа в парах.

1-я пара «Литературоведы».

Докажите, что произведение «Свинья под Дубом» — это басня. (В случае необходимости обратитесь к справочному материалу учебника)

работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет)

2 – я пара «Исследователи».

Кто Свинья? Дайте определение. О чём она думает? Кто Дуб? Какое определение он даёт Свинье? Прочитайте его с правильной интонацией.

3-я пара «Лингвисты».

Найдите в толковом словаре значение слов «невежа» и «невежда». Запишите в тетрадь.

3). Работа с текстом басни. Контроль первичного усвоения материала

1. Выступление учащихся

1-я пара «Литературоведы»

( Басня — это рассказ нравоучительного характера. Есть мораль, аллегория, олицетворения. Приводят примеры)

2 – я пара «Исследователи».

— Какая Свинья? ( Глупая, ленивая).

— О чём она думает? ( О своём удовольствии).

— Кто Дуб? Почему вековой? ( Вековой – это не только старый, но и мудрый).

— Какое определение даёт он Свинье? (Неблагодарная).

— Найдите корни в этом слове, попытайтесь определить значение слова (отсутствие чувства признательности к оказавшему добро).

— В чем неблагодарность Свиньи? ( Она не только поела, не поблагодарив, но и стала подрывать корни дерева).

— То есть, Свинья поступила … как? ( по –свински)

3-я пара «Лингвисты».

Зачитывают значение слов «невежа» и «невежда».

— Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?

— В чём мораль басни? (Невежды не понимают пользы учения)

— Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? ( Ученики ругают школу, забывая, что ученье – свет)

— Чему научила нас басня?

— Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?

4). Чтение басни по ролям.

6. Рефлексия. Заполнение карточки эмоционального состояния.

Карточка эмоционального состояния

Заполните карточку значками: -да, – нет, — затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был (а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Самооценка работы на уроке

7. Домашнее задание. По выбору.

1. Выучить басню наизусть

2. Нарисовать иллюстрацию или рассказать, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов

Лень Лживость Глупость Трусость Жадность Грубость Согласно Толковому словарю С. Ожегова, «порок — тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство».

Работа по группам Группа 1 Докажите, что «Свинья под Дубом» — это басня. Группа 2 Найдите в словаре значение слов «невежа» и «невежда». Запишите их в тетрадь. Группа 3 Какая Свинья? О чём она думает? А Дуб какой? Прочитайте с правильной интонацией определение, которое он даёт Свинье

Кадр из мультфильма

Невежа — древнерусское слово . Г рубый , невежливый человек Невежда — несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч.

Словарная работа Актуальный – важный для настоящего момента. Актуальна ли басня для нашего времени? Чему научила вас басня? Какой порок «пощипал» в этой басне Крылов?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом».

Урк литературы в 5 классе: методическая разработка и презентация. Урок знакомит со страницами жизни баснописца и басней Крылова «Волк и ягнёнок».

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест.

Внеклассное чтениеИ. А. Крылов «Свинья под дубом»Цели:познавательнаяпознакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Свинья под дубом», учить читать и отвечать на вопросы.коммуникативн.

Данныые материалы помогут в проведении урока литературы в 5 классе.

Урок: ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра.

Разработка урока по русской литературе для 5 кл.Технологическая карта по теме: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под ду.

Статья написана по материалам сайтов: spadilo.ru, detskiychas.ru, sochinite.ru, autogear.ru, nsportal.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий