+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Правовое регулирование медицинских экспертиз 2019 год

Статья 58. Медицинская экспертиза

1. Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

2. В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

1) экспертиза временной нетрудоспособности;

2) медико-социальная экспертиза;

3) военно-врачебная экспертиза;

4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;

5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

6) экспертиза качества медицинской помощи.

3. Граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

4. В случае, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, может проводиться независимая военно-врачебная экспертиза.

Статья 59. Экспертиза временной нетрудоспособности

1. Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

2. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.

3. Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

3.1. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится лечащим врачом или в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, фельдшером, которые единовременно выдают листок нетрудоспособности в порядке и на срок, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

3.2. Листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 86-ФЗ)

4. При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

5. При оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). По письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания.

6. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Фонд социального страхования Российской Федерации в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.

Статья 60. Медико-социальная экспертиза

1. Медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

2. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статья 61. Военно-врачебная экспертиза

1. Военно-врачебная экспертиза проводится в целях:

1) определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью);

2) установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);

3) решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, изъявивших желание заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту, в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации. При этом медицинское освидетельствование граждан, изъявивших желание заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Положением.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 61-ФЗ)

3. Требования к состоянию здоровья граждан, за исключением указанных в части 4 настоящей статьи, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу).

(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 154-ФЗ)

4. Требования к состоянию здоровья граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу или проходящих альтернативную гражданскую службу, аналогичны требованиям, предъявляемым к гражданам, призываемым на военную службу или проходящим военную службу по призыву.

5. Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.

6. При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Экспертиза признается независимой, если проводящие ее эксперт либо члены экспертной комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших военно-врачебную экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой военно-врачебной экспертизы.

8. При проведении независимой военно-врачебной экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение военно-врачебной экспертизы являются обязательными.

Статья 62. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы

1. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.

Это интересно:  Подать в суд на врача за халатность 2019 год

2. Порядок проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 63. Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией

1. Экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ.

2. Экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ.

3. Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью.

5. Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.

6. Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией и форма медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи

1. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

2. Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

3. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

4. Экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 65. Медицинское освидетельствование

1. Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

2. Видами медицинского освидетельствования являются:

1) освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

2) психиатрическое освидетельствование;

3) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

5) иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

3. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

3 Правовое регулирование медицинских экспертиз: судебных и несудебных.

Экспертиза бывает судебной и внесудебной (досудебной).

Судебная экспертиза – исследование, проводимое экспертом (лицом, обладающим специальными знаниями)

Внесудебная (досудебная) экспертиза – это аналогичное исследование, которое проводится специалистом (лицом, обладающим специальными знаниями) по поручению любого физического или юридического лица с выдачей заключения. Порядок проведения внесудебной независимой экспертизы не регламентирован законодательством РФ.

1)Правовая система— это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система — это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: — собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; 2. ук

3 Правосознание и правовая культура врача

Групповая правовая культура складывается под влиянием правовой культуры личностей, образующих ту или иную группу. Правовая культура социальной группы во многом определяется тем, насколько тесно связана с правом профессиональная деятельность представителей той или иной группы.

Например, деятельность медицинских работников во многих областях регламентируется правовыми нормами: помимо Основ законодательства о здравоохранении, существуют многочисленные приказы Министерства здравоохранения (например, утверждающие перечень медикаментов, отпускаемых только по рецепту врача), правила ведения индивидуальных карт больного, постановки на учет, выдачи листков временной нетрудоспособности, регистрации летальных исходов и т.д. Знание и практическое использование всех этих предписаний составляет неотъемлемую часть профессиональной подготовленности медработников. Поэтому правовая культура медиков характеризуется достаточно высоким уровнем по сравнению с иными группами населения хотя бы уже потому, что врачи значительно более осведомлены в правовых вопросах. Их правовая культура характеризуется не только знанием комплекса нормативных предписаний, но и поведением в соответствии с требованиями закона, уважением права, т.е. достаточно высоким уровнем всех показателей правовой культуры. В противоположность этому лица, не связанные в силу профессиональной деятельности с правовой сферой

1Юридический состав— это совокупность нескольких юридических фактов, порождающих конкретные правовые последствия.

В основном это следующие юридические факты: сроки, юридические условия

3 Юридическая ответственность медицинских работников: понятие, виды. Характерные черты, сходства и отличия видов юридической ответственности

Юридическая ответственность – это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие неблагоприятные для него последствия, применяемые государственными органами в порядке, установленном государством.

Юридическая ответственность характеризуется следующими признаками:

1) опирается на государственное принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

2) наступает за совершение правонарушения, связана с общественным осуждением;

3) выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя личного, имущественного, организационно-физического характера;

Правовое регулирование медицинских экспертиз

право реферат.doc

Основным и приоритетным направлением судебной психиатрии является проведение судебно-психиатрической экспертизы, которая находится в ведении государственных opганов здравоохранения. Оперативное руководство осуществляет Министерство здравоохранения через управление (отделы) здравоохранения регионов страны, а методическое и научный Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

Производство судебно-психиатрической экспертизы возложено на федеральные и муниципальные психиатрические больницы и психоневрологические диспансеры.

Как известно, судебно-психиатрическая экспертиза необходима тогда, когда в ходе судебного следственного процесса потребовались специальные (медицинские) знания в области психиатрии. Следует особо подчеркнуть, что руководящими принципами отечественной судебно-психиатрической школы являются объективность, доказательность и независимость. Они и установив необходимость комиссионного порядка работы экспертов-психиатров, определили цели и задачи данной экспертизы в уголовном и гражданском судебно-следственных процессах, ее формы, а также основания для производства.

Акт судебно-психиатрической экспертизы врачей-психиатров является одним из источников доказательства по уголовным и гражданским делам. Но и он подлежит оценке органами следствия и суда, которые и делают окончательный вывод о невменяемости или недееспособности обследованного ими лица. Юристы определяют этот медицинский документ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном разбирательстве всех обстоятельств дела, но всегда руководствуясь своими профессиональными знаниями и опытом законом и правосознанием. В то же время следует помнить, что наличие приводимых в актах судебно-психиатрической экспертизы тех или иных положений для следователя, прокурора и суды не имеет заранее установленной истины. Это возлагает на юристов особую ответственность перед обществом.

Правильное решение вопроса о дальнейшем порядке производства по делу и необходимости применения к лицу принудительных мер медицинского характера при наличии сомнений в психическом состоянии обвиняемого невозможно без назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы.

Судебно-психиатрическая экспертиза — это специальное исследование, проводимое одним или группой судебно- психиатрических экспертов с целью дать заключение о психическом состоянии субъекта в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Основными задачами судебно-психиатрических экспертиз являются:

а) определение вменяемости — невменяемости;

Это интересно:  Иск о признании недееспособным подсудность 2019 год

б) определение дееспособности — недееспособности;

в) определение процессуальной дееспособности в уголовном процессе;

г) определение процессуальной дееспособности в гражданском судопроизводстве;

д) рекомендации по применению принудительных мер медицинского характера;

е) определение возможности психически больных осужденных (по медицинским показаниям) отбывать наказание в исправительных учреждениях.

Большинство судебно-психиатрических экспертиз в России проводится в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях. В судебной психиатрии функции экспертного учреждения выполняют судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК) и судебно-психиатрические экспертные отделения, организуемые при психиатрических учреждениях общего профиля — психиатрических больницах и психоневрологических диспансерах. Экспертные комиссии и экспертные отделения проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении. Ведущим в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского (ГНЦС и СП им. В.П. Сербского).

Порядок организации судебно- психиатрических экспертных учреждений определяется ведомственными нормативными актами Минздрава России, которые согласовываются в необходимых случаях с федеральными правоохранительными органами и юридическими ведомствами — Верховным судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, Минюстом России (важнейшими среди них являются Инструкция о производстве судебно-психиатрической экспертизы в СССР от 27 октября 1970 г. и Положение об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии от 5 декабря 1985 г.).

Согласно этим нормативным документам судебно-психиатрические экспертные комиссии подразделяются на амбулаторные и стационарные. Некоторые из них правомочны проводить как амбулаторные, так и стационарные экспертизы (смешанные комиссии).

Для производства стационарной экспертизы при психиатрических учреждениях, имеющих стационарные судебно-психиатрические экспертные комиссии, открываются специализированные.

Экспертиза профессиональной пригодности

Экспертиза профессиональной пригодности — вид медицинской экспертизы, в ходе которой путем освидетельствования лица, принимаемого на работу с неблагоприятными условиями труда либо уже занятого на работе в таких условиях, изучения его медицинских документов и проведения регламентированных и, при необходимости, дополнительных обследований, выносится заключение о возможности дальнейшей работы (допуск к профессиональной деятельности). Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 402 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, в соответствии с которым Э. п. п. отнесена к экспертным видам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию.

Согласно действующему законодательству предварительные медицинские осмотры проводятся за счет обратившихся граждан либо за счет работодателя, принимающего их на работу или учебу. Периодические медосмотры осуществляются только за счет средств работодателя. Система здравоохранения обеспечивает проведение (соответствующих установленным регламентам) предварительных (при поступлении на работу) и периодических (профилактических) осмотров лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда и выдачу в установленном порядке медицинских заключений о годности к предлагаемой или выполняемой работе в соответствии с состоянием здоровья.

Предварительные медицинские осмотры предполагают:

  • проведение оценки индивидуальных факторов риска развития профзаболеваний с учетом половых, возрастных, конституциональных и генетических особенностей развития организма;
  • выявление вредных привычек, наркомании, хронического алкоголизма, определение противопоказаний к работе во вредных условиях согласно перечню общих и дополнительных противопоказаний к допуску в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также на работы в соответствии с утвержденными Минздравом России регламентами;
  • проведение оценки состояния реактивности и резистентности организма к воздействию вредных профессиональных факторов по критериям, характеризующим функцию органов-мишеней (специфические и неспецифические реакции);
  • выявление патологических нарушений, указывающих на несоответствие состояния здоровья выполняемой работе (по профессиональному и общему заболеванию);
  • определение профилактических и реабилитационных мероприятий для восстановления нарушенных функций и адаптации организма к УТ, адекватным состоянию здоровья.

Контролирующую функцию в части своевременности, полноты и качества медосмотров, обоснованности допуска к профессиональной деятельности осуществляют в пределах компетенции органы госсанэпиднадзора. Право на осуществление Э. п. п. по результатам проведения предварительных и периодических медицинских осмотров предоставляется лечебно-профилактическим организациям (учреждениям) всех организационно-правовых форм, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

В Положении о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденном приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 405 О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников» (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 1996 г. № 1224) определено, что основным лицом, проводящим указанные осмотры, является лечащий врач. В соответствии со ст. 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья лечащий врач — это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Отдельные аспекты Э. п. п. разрешается осуществлять некоторым специализированным лечебно-профилактическим учреждениям (кожно-венерологическим, наркологическим, психоневрологическим диспансерам) в пределах компетенции, т. е. по профилю деятельности для прикрепленного к данному учреждению контингента.

Приложением 1 к приказу Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» утвержден Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований. Указанным Перечнем регламентировано проведение периодических медицинских осмотров в центрах профпатологии 1 раз в 3—5 лет в зависимости от воздействующих вредных и опасных веществ и производственных факторов.

Такие углубленные медицинские осмотры могут проводиться в условиях консультативной поликлиники или стационара центра профпатологии. Центры профпатологии или медицинские учреждения, на базе которых они размещены, также должны иметь лицензию на проведение Э. п. п. Для осуществления Э. п. п. необходимо выполнение ряда требований.

Общие требования — наличие полного пакета нормативных правовых актов по вопросам:

  • охраны здоровья работников;
  • проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников;
  • взаимодействия с органами социальной защиты, социального страхования и работодателями по данному направлению деятельности.

Требования к организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров:

  • участие в проведении медосмотров лечащего врача работника;
  • полное выполнение регламентов медосмотров, в т. ч. направление в центры профпатологии для проведения углубленных медосмотров; своевременное дообследование и оздоровление пациентов при выявлении отклонений в состоянии здоровья или общих заболеваний, не препятствующих профессиональной деятельности;
  • направление в центр профпатологии при подозрении на профессиональные заболевания.

Требования к техническому обеспечению условий осуществления медицинской деятельности: наличие медицинской аппаратуры и оборудования, необходимых для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с утвержденными Минздравом России регламентами, либо договоры с иными медицинскими учреждениями на проведение недостающих медицинских исследований.

Требования к медицинскому персоналу:

  • наличие всех специалистов, необходимых для проведения в полном объеме предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с установленными регламентами, либо договоры с иными лечебно-профилактическими учреждениями или специалистами, позволяющие обеспечить полный набор необходимых специалистов;
  • наличие у всех врачей, принимающих участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, документов (сертификатов либо удостоверений) о специальной подготовке по вопросам профпатологии (не более чем пятилетней давности).

Требования к ведению медицинской документации: вне зависимости от организационно-правовых форм деятельности, медицинские учреждения и специалисты, осуществляющие Э. п. п., обязаны вести статистический учет и отчетность на основе учетных форм, утвержденных Минздравом России, и отчетных форм, утвержденных Госкомстатом России, в установленном объеме с последующим предоставлением информации в территориальные органы управления здравоохранением согласно существующей периодичности.

Правовое регулирование медицинских экспертиз: судебных и несудебных

Metodichka_po_kontr_r_PRAVO.docx

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: «Правовое регулирование медицинских экспертиз: судебных и несудебных»

Студент 1 курса Лечебного факультета, 104 гр.

Правовое регулирование медицинских экспертиз: судебных и несудебных.

2. Судебная медицинская экспертиза……………………………..………….5

3. Несудебные медицинские экспертизы…………………………. ………..8

Заключение…………………………………………………… ………………..12

Список использованной литературы ………………………………………..13

Медицинское право — комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности.

В прошлые времена в России не существовало отдельного медицинского права. Медицинская деятельность представляла собой саморегулирующуюся, изолированную систему. Поэтому значительное отставание фактической действительности в здравоохранении от правовой вызвало бурный рост обращений в суд. Выяснилось, что законодательство не способно регулировать отношения в сфере охраны здоровья.

Со временем в России не стало того, что не регулировалось бы правовыми отраслями, нормами и т.п. Возникла необходимость в осмыслении и формировании теории охраны здоровья. Так началось формирование медицинского права в нашей стране. Обнажились насущные проблемы, выявились направления приложения сил, обозначились концептуальные подходы – это потребовало начального анализа.

Положение дел сменилось с принятием «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в 1993 году. Так, отныне провозглашались дополнительные системы здравоохранения (государственная, муниципальная, ведомственная, частная), дополнительные гарантии (обязательное и добровольное медицинское страхование), дополнительные возможности (платные медицинские услуги). Регулирование здравоохранением поручалось праву, а контроль — государственным органам (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ), медицинским ассоциациям, специальным организациям, общественным организациям, отдельному гражданину.

Это интересно:  Граждане имеют право получать медицинскую помощь 2019 год

В данной работе будет рассмотрено правовое регулирование судебных и несудебных медицинских экспертиз.

Медицинская экспертиза представляет собой систему организации и проведения субъектами, обладающими необходимыми знаниями и полномочиями, исследования и оценки состояния здоровья лица, обстоятельств, оказывающих или оказавших воздействие на него, с целью установления различных юридических фактов (временной нетрудоспособности, инвалидности, профессиональной пригодности и др.). Правовое регулирование медицинской экспертизы осуществляется различными нормативными правовыми актами. Конкретные виды медицинской экспертизы существенно отличаются друг от друга как по основаниям и способам проведения, так и по органам, их осуществляющим.

Статья 58. Медицинская экспертиза 1

1. Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. 2

2. В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

1) экспертиза временной нетрудоспособности;

2) медико-социальная экспертиза;

3) военно-врачебная экспертиза;

4) судебно-медицинская и судебно- психиатрическая экспертизы;

5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

6) экспертиза качества медицинской помощи. 3

3. Граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. 4

4. В случае, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона 5 , может проводиться независимая военно-врачебная экспертиза. 6

1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Глава 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование.

2 Часть 1 статьи 58 настоящего Федерального закона вступила в силу с 1 января 2012 г.

3 Часть 2 статьи 58 настоящего Федерального закона вступила в силу с 1 января 2012 г.

4 Часть 3 статьи 58 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2015 г.

5 Статья 61. Военно-врачебная экспертиза

6 Часть 4 статьи 58 настоящего Федерального закона вступила в силу с 1 января 2012 г.

Статья 53. Независимая медицинская экспертиза. 1

При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида, предусмотренная статьями 48 1 и 51 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лип и гражданах, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.

Положение о независимой медицинской экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.

При производстве независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.

Положение о независимой экспертизе не утверждено до сих пор, поэтому она пока не получила развития. При осуществлении независимой экспертизы гражданин сам выбирает лечебное учреждение для освидетельствования и не обязан обосновывать свой выбор. В то же время, лица, проводившие, организовывавшие оспариваемую экспертизу, могут обжаловать выбор независимого учреждения лишь на основании:

его профессиональной непригодности, например, в случае патологоанатомической экспертизы, если в нем нет патологоанатома, имеющего сертификат специалиста;

его зависимости от гражданина в виде родственной или иной несамостоятельности.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что любые конфликты, связанные с проведением независимой экспертизы, разрешаются в судебном порядке.

1 Раздел X. ПРАВА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2 Статья 48. Врачебная комиссия и консилиум врачей

3 Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья

Судебная медицинская экспертиза.

Судебная медицина — отрасль медицины, которая решает вопросы медицинского и биологического характера, возникающие в процессе деятельности судебно-следственных органов, а также оказывает помощь органам здравоохранения в деле повышения качества их работы. Судебная медицина не есть случайное, механическое собрание медицинских дисциплин, применяемых для целевой правовой практики, как было в начале развития судебной медицины. В настоящее время судебная медицина представляет самостоятельную медицинскую науку, изучающую определенный круг вопросов и имеющую свои методы исследования. По мере развития судебной медицины из нее выделились в качестве самостоятельных дисциплин ряд наук, например, судебная химия, судебная психиатрия, судебная токсикология.

Судебная медицина связана со всеми другими медицинскими науками, это патологическая физиология, фармакология, хирургия, гистология, травматология. Как медицинская наука использует методы лабораторного исследования, ренгенологического, микробиологического, физиотехнические методы исследования. С помощью последнего, например, определяется вид оружия, механизм травмы, установление прижизненного происхождения повреждения. Из юридических наук очень близка к судебной медицине криминалистика, которая представляет собой юридическую дисциплину, изучающую тактику, методику и технику расследования преступлений.

Для того чтобы успешно провести следствие или судебный процесс, правильно оценить заключение эксперта, юрист должен иметь представление о возможностях судебной медицины и пределах компетенции судебно-медицинской экспертизы. При этом условии он сможет правильно подобрать нужных экспертов, сформулировать вопросы экспертам, критически оценить их заключение. Нередко следователю приходится самому осматривать труп на месте происшествия и обладая знаниями основ судебной медицины следователь сможет ориентироваться в определении давности наступления смерти, характере повреждений, особенности происшествия.

Система предмета определяется существующей практикой судебно-медицинской экспертизы и может быть представлено в следующем виде:

— часть процессуальная, в которой излагаются правила проведения судебно-медицинской экспертизы, приводится содержание и толкование различных законов, положений, инструкций, касающихся СМЭ;

— часть материальная, в которой излагаются медицинские и естественнонаучные сведения, составляющие содержание судебной медицины как науки. Эта часть распадается на несколько отделов:

1. Отдел учения о смерти (Танатология) — входит учение о смерти, ее наступлении, ее признаках, посмертных изменениях на трупе, различие между насильственной смертью и смертью вызывающей подозрение на насилие. Сюда же относятся техника судебно-медицинского исследования трупов.

2. Отдел о повреждениях (судебная травматология):- входит изучение различных повреждений, их распознавание и точная характеристика, определение их влияния на организм, выяснение способов и обстоятельств нанесения травмы и их юридическая оценка.

3. Отдел об отравлениях (судебная токсикология) — изучаются отравления, важные в судебно-медицинском отношении, а также их клиническое распознавание, лечение и предупреждение.

4. Отдел о спорных половых состояниях — входят вопросы, касающиеся половых функций, определение заражения венерическими болезнями, все виды исследования по поводу нарушения половой неприкосновенности (изнасилование, растление), определение принадлежности ребенка.

5. Беременность и роды (судебное акушерство) — изучает способы распознавания беременности, ее продолжительности, распознавание имевших место родов, способы абортов. В этот же раздел входит глава о детоубийстве.

6. Отдел о судебно-медицинском исследовании вещественных доказательств — изучает биологические доказательства: кровь, сперма, волосы и истолкование ее результатов.

7. Пограничные области криминалистики и судебной медицины — судебно-техническая экспертиза — это способы идентификации личности, притворные и искусственные болезни, определение рода смерти.

8. Отдел изучения о врачебной деятельности и других видов медицинской работы, врачебные ошибки и врачебная деятельность.

9. Отдел по изучению психического состояния (судебная психиатрия) разрабатывается психиатрами, изучаются способы определения вменяемости, различные психические заболевания, которые исключают или смягчают уголовную ответственность или препятствуют гражданской дееспособности человека.

Методы судебной медицины

1. Исследование трупов, что позволяет выявить причины и обстоятельства смерти, помогает раскрыть или исключить преступление и поэтому играет выдающуюся роль в судебно-следственном процессе.

2. Исследование живых лиц — количественно это самый большой раздел работы, представляющий много трудностей. Сюда относятся всевозможные повреждения, заболевания, нарушение половой неприкосновенности и родов.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, freepapers.ru, yaneuch.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector