+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право выбора врача и медицинской организации 2019 год

Болезнь довольно неприятное состояние, поэтому большинство людей старается максимально быстро избавить свой организм от различных вирусов и недомоганий. Когда самостоятельная борьба заходит в тупик приходиться обращаться за помощью к настоящим профессионалам, увы, далеко не все медицинские работники обладают нужной на Ваш взгляд квалификацией. В такой ситуации возникает резонный вопрос, а могу ли я, как потребитель медицинских услуг самостоятельно выбрать учреждение здравоохранения и доктора? Согласно главе 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый пациент имеет законное право на выбор медицинского заведения и врача.

Казалось бы, всё просто, существует закон, конкретное обоснование Вашего права на самостоятельный выбор, однако возникает несколько противоречий. Подробно ознакомившись с действующим законодательством, следует, что претендовать на самостоятельный выбор могут только пациенты, участвующие в программе государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи. Следовательно, учитывая статью 21 закона «Об основах охраны здоровья» на выбор медицинского учреждения, а также лечащего врача имеет право пациент, воспользовавшийся бесплатной медицинской помощью. Ниже мы подробно рассмотрим все правила, благодаря которым можно будет сделать свой выбор, не взирая ни на что.

Сегодня в России существует масса лечебных учреждений оказывающих платные медицинские услуги, поэтому, заключая договор с подобными организациями, Вы фактически делаете самостоятельный выбор. Законодательство, к сожалению не совершенно, и в случае оказания платных услуг пациент может столкнуться со сложностями. В случае оказания помощи неквалифицированными сотрудниками, при определении размера компенсации за причиненный вред могут возникнуть неприятности, поэтому необходимо детально изучить договор и проконсультироваться с юристом.

Порядок выбора медицинского учреждения

Если Вы хотите сделать самостоятельный выбор медицинского учреждения, нужно придерживаться следующих пунктов и обязательно действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прежде всего, нужно составить письменное обращение в выбранную медицинскую организацию, которое должно содержать следующую информацию:

  • Подробное наименование медицинского учреждения, а также фактический адрес местонахождения, организации, которая приняла заявление.
  • Фамилию, имя и отчество будущего пациента, дату и место рождения, пол, а также другую информацию о пациенте.
  • Подробное наименование страховой организации, которую выбрал пациент.
  • Подробную информацию о медицинской организации, оказывающей помощь на момент подачи заявления.
  • Другие сведения, указанные в пункте 4 Приказа № 406н «О порядке выбора медицинской организации».

Вы можете обратиться с подобным заявлением в любое медицинское учреждение, специалистов которого считаете более квалифицированными. После подачи заявления следует внимательно следить за исполнением следующих действий:

  • Выбирая медицинское заведение, в котором Вам будет оказана первичная медико-санитарная помощь, пациент должен получить информацию обо всех врачах.
  • С момента получения Вашего письменного обращения, медицинское учреждение занимается подробной проверкой всех указанных в нём данных.
  • В письменной или устной форме пациент получит информацию о принятии его на медицинское обслуживание. Подобную информацию доносят руководителем учреждения в любой доступной форме.
  • Медицинская организация обязана направить в страховую компанию всю информацию о принятии пациента на медицинское обслуживание. Подобное уведомление направляется в течении трёх суток с момента информирования гражданина.

Некоторые категории населения обладают дополнительными правами по выбору медицинского заведения, что отражается в специальных нормативных документах. Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 № 770 «Об особенностях выбора медицинской организации» распространяется на граждан, которые проживают в различных закрытых городах и поселениях, а также на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами. Статьи 25 закона «Об основах охраны здоровья» позволяют сделать самостоятельный выбор медицинской организации военнослужащим, солдатам, проходящим альтернативную службу, призывникам и контрактникам. Статья 26 закона регламентирует права задержанных, заключенных под стражу и отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Запомните, что выбрать медицинское учреждение самостоятельно можно лишь при условии участия данной организации в программе государственных гарантий на территории России. В Приказе Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» подробно расписано, какие действия необходимо предпринять для осуществления самостоятельного выбора.

Как выбрать или заменить лечащего врача

С момента обращения в медицинское учреждение лечащий врач назначается руководителем медицинской организации, возможен и самостоятельный выбор пациента. Право на выбор доктора для оказания услуг, также регламентируется законодательно, однако помимо этого необходимо согласие и самого врача. Если Вам не удалось выбрать лечащего врача самостоятельно, Вы можете обратиться к руководству медицинской организации с заявлением о замене врача. В представленном заявлении очень важно указать причину, по которой Вы требуете замену лечащего врача. На основании Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н руководитель лечебного заведения должен рассмотреть все указанные доводы и вынести решение в пользу пациента. Своим законным правом на самостоятельный выбор медицинского учреждения пациент может воспользоваться только один раз в год. Осуществить самостоятельный выбор доктора в выбранной организации, также можно единожды.

Какую медицинскую помощь можно получить

На сегодняшний день в российской медицине существует несколько видов оказываемой помощи:

— первичная специализированная медико-санитарная помощь.

К первичной медико-санитарной помощи относятся различного рода осмотры, связанные с профилактикой и диагностикой заболеваний, лечением и реабилитацией, а также ведение беременности и принятие родов, просвещение население о здоровом образе жизни. Получить подобную помощь довольно просто, необходимо направление врача – терапевта. Если Вы решили обратиться в медицинское учреждение самостоятельно помощь будет оказана с учётом правил и порядков утверждённых Минздравом РФ.

— специализированная медицинская помощь.

Специализированную медицинскую помощь можно получить только по направлению врача, в котором должны быть представлены несколько вариантов медицинских учреждений на выбор. Все медицинские учреждения должны участвовать в программе государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь, и полностью специализироваться на заболевании пациента.

— медицинская помощь в неотложной или экстренной форме.

Довольно часто возникают ситуации, когда пациенту требуется срочное медицинское вмешательство при обострении хронических заболеваний, внезапных острых заболеваниях, представляющих угрозу жизни пациента. Подобного рода неотложная помощь оказывается максимально быстро с момента обращения пациента. В данной ситуации оказывать медицинские услуги может любой назначенный руководителем сотрудник, имеющий нужную квалификацию.

Проанализировав все аспекты и положения законодательных актов можно сделать вывод, что пациент вправе самостоятельно подбирать медицинское заведение и лечащего доктора. Нужно получить всю информацию о медицинских учреждениях Вашего города, познакомится с ведущими докторами и только тогда отдавать свой голос в пользу того или иного медицинского заведения.

Право пациента на выбор врача и медицинской организации

Одним из основных прав лица при оказании ему медицинской помощи является его право на выбор врача и медицинской организации. Указанному праву и порядку воплощения его в жизнь посвящена статья 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее — № 323-ФЗ).

Оговоримся сразу, что статья 21 указанного Закона регламентирует порядок выбора врача и медицинской организации только при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Здесь необходимо пояснение к получению “платной” медицинской помощи, оказываемой пациентам в рамках гражданско-правовых договоров оказания платных медицинских услуг: когда мы идем в коммерческие клиники и платим за оказываемую нам медицинскую помощь, врача мы выбираем в силу самого гражданско-правового принципа свободы договора и добровольности его заключения. Таким образом, получается, что право на выбор врача и медицинской организации у пациента есть в любом случае, однако при получении бесплатной медицинской помощи такое его право ограничивается соответствующими нормативами, а именно: статье 21 ФЗ № 323 и рядом подзаконных нормативных актов, о которых речь пойдет ниже.

Напоследок нам представляется, что все-таки статью 21 ФЗ № 323 следовало бы изложить в другой редакции, предполагающей за пациентом право выбора врача и медицинской организации не только при получении бесплатной медицинской помощи, но и при получении платных медицинских услуг.

Порядок выбора гражданином медицинской организации

Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Порядок) утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2012 г. № 406н.

Это интересно:  Детские больницы халатность врачей 2019 год

Однако данный Порядок регулирует отношения, связанные с выбором гражданином медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин.

Порядок выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1342н.

Для выбора медицинской организации (далее – МО), оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе МО, которое содержит следующие сведения:

  • Наименование и фактический адрес МО, фамилия и инициалы ее руководителя;
  • Информация о гражданине (фамилия, имя, отчество (при наличии); пол; дата рождения; место рождения; гражданство; данные документа, подтверждающего личность заявителя или его ребенка; место жительства (адрес для оказания медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника); место регистрации; дата регистрации; контактная информация);
  • Номер полиса обязательного медицинского страхования гражданина;
  • Наименование страховой МО, выбранной гражданином;
  • Наименование и фактический адрес МО, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления.

Далее рассмотрим действия МО после получения ею заявления:

  • В течение двух рабочих дней направляет письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в МО, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления.
  • В течение двух рабочих дней после подтверждения медицинской организацией, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, информации, указанной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина (его представителя) в письменной или устной форме (лично или посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о принятии гражданина на медицинское обслуживание.
  • В течение трех рабочих дней после информирования гражданина о принятии его на медицинское обслуживание МО, принявшая заявление, направляет в МО, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, и в страховую МО, выбранную гражданином, уведомление о принятии гражданина на медицинское обслуживание.
  • После получения указанного выше уведомления, медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение трех рабочих дней снимает гражданина с медицинского обслуживания и направляет заверенную медицинской организацией копию медицинской документации гражданина в медицинскую организацию, принявшую заявление. Таким образом, завершается процесс открепления пациента от одной медицинской организации и прикрепления его к другой.

Таким образом, гражданин не может обслуживаться одновременно в нескольких медицинских организациях на территории РФ. Если он подает заявление о прикреплении к какой-либо медицинской организации за пределами территории субъекта РФ, в котором он проживает гражданин, он будет принудительно откреплен от первичного места прикрепления (обслуживания). Следует отметить, что вышеуказанный Порядок установлен при оказании первичной медико – санитарной помощи. В случае же выбора медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи, выданному лечащим врачом выбранной гражданином медицинской организации, принявшей заявление (пункт 12 Порядка от 21.12.2012 № 1342н), о чем будет подробнее сказано ниже.

Что касается видов оказания медицинской помощи и их специфики, то этой теме посвящена отдельная статья “Медицинская помощь, виды и условия ее оказания”.

Право пациента на выбор врача

Право пациента на выбор врача реализуется в соответствии со статьями 21 и 70 Закона № 323-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача.

В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. № 407.

Согласно указанному приказу пациент в целях замены врача обращается к руководителю медицинской организации (ее подразделения) с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача. Возложение функций лечащего врача на врача соответствующей специальности осуществляется с учетом его согласия. Также отметим, что в соответствии с этой же статьей 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач по согласованию с руководителем организации имеет право отказаться от наблюдения и лечения пациента за исключением ряда случаев. Об этом подробнее читайте в статье “Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи”.

Особенности выбора медицинской организации отдельными категориями лиц

Законом 323-ФЗ установлено, что отдельные категории граждан осуществляют выбор МО в особом порядке. Так, граждане, проживающие в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, выбирают медицинскую организацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. № 770.

Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляют выбор врача и МО с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 25 Закона № 323-ФЗ, а задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста — с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 26 Закона № 323-ФЗ.

Частота выбора медицинской организации

Частью 2 статьи 21 Закона № 323-ФЗ установлено, что для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).

Частота выбора врача

В выбранной медицинской организации пациент осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Оказание специализированной медицинской помощи

Выбор МО при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи. При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

Достаточно регулярно наша организация сталкивается с нарушением права пациента на прикрепление его к той или иной медицинской организации или на выбор врача. Как ни странно происходит это и в коммерческих организациях, в которых пациенту также может быть отказано в смене врача или лечащий врач вдруг беспричинно отказывается от дальнейшего лечения пациента. Мы делаем все возможное в целях восстановления справедливости и получения “обиженным” пациентом должной компенсации.

Право выбора врача и медицинской организации

Право выбора врача и медицинской организации. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Это интересно:  Признание гражданина частично недееспособным 2019 год

Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», с учетом порядков оказания медицинской помощи.

Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных ст. 25 и 26 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Право выбора врача и медицинской организации

7.1. Ограничения права на выбор врача и медицинской организации

В предыдущем издании этой книги я писал, что «право свободного выбора врача и лечебно-профилактического учреждения – одно из основных прав пациента, реализующих принцип доступности медицинской помощи».

Однако наблюдения за реальностью и ее оценки позволили мне переосмыслить значение этого права.

Прежде всего, я задался вопросом, как мы выбираем? Ведь объективной информации о работе медорганизаций нет. Но какой тогда может быть выбор? Более того, я понял, что качественный выбор не возможен, хотя бы потому, что практически невозможно создание рейтинга медорганизаций, в частности, потому что эти организации весьма различны по десяткам параметров, включая профили, кадры, количеству пациентов за год и т.п. Нельзя сравнивать друг с другом психиатрическую лечебницу и роддом, и даже роддома, где рожает 100 человек в год и 3 тысячи, или роддома физиологические и специализированные (кардиологические, инфекционные и т.п.). А если мы сравним ЦРБ с другой такой же, то в этом не будет никакого смысла, потому что люди не поедут за двести километров в эту другую ЦРБ. Но сейчас нет и рейтингов, хотя Президентом РФ такая задача поставлена, но пока я думаю, что от этого может быть больше вреда, чем пользы, хотя сам долгое время выступал за создание таких рейтингов. Впрочем, поиск решений на государственном уровне только начался, и, возможно, будет найдено и что-то полезное.

Теперь, если задаться главным вопросом – почему мы выбираем, то возникает логическая цепь, которая многое ставит на свои места. Мы выбираем, потому что не доверяем врачу. То есть, предположив или даже имея доказательства того, что ваш врач плохой, вы просто уходите от него в поисках другого, а этот … остается работать. А есть ли у вас гарантия, что тот, к кому вы пошли, хорош? Нет, конечно, и вы с каждым новым выбором только лишь все больше сомневаетесь и все больше не верите медицине. Что же происходит? Право выбора разрушает систему здравоохранения недоверием и бессмысленной тратой ресурсов.

А для чего мы выбираем? Чтобы найти того врача, который окажет нам помощь, соответствующую современным стандартам качества. Но свобода выбора не может решить эту проблему, она разрешается совершенно другой, сложной совокупностью решений, в которой каждый врач должен оказать помощь в соответствии со стандартами. Этим западная медицина отличается от нашей: мы ищем врачей, а там каждый врач делает то, что должен.

Как вы видите, акценты выстраиваются совсем иные, и право выбора врача оказывается не таким уж безусловно важным. Важнее добиться, чтобы каждый врач работал хорошо.

Но соглашусь с тем, что сегодня в России, когда качество помощи далеко от стандартов, возможность выбора врача и организации может спасти жизнь, но тут выясняется, что в законе все стало совсем не просто, и если в прежних Основах право выбора было обусловлено только договорами ОМС и ДМС, то сейчас я считаю, что такого права почти что нет.

Итак :

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (ч.1 ст.21 Основ).

Согласно этой норме утвержден Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», который совершенно поверхностен и не разрешает коллизий, как, например, даже ту, что указана в этой же норме, а именно: как получить согласие врача, и почему он должен быть заинтересован в том, чтобы больше работать? Согласие врача – это первый барьер в вашем выборе.

Разбираем Закон дальше.

Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации (ч.2 ст.21 Основ).

Авторы закона не учли здесь другой закон – «Об обязательном медицинском страховании», согласно которому еще нужно предъявлять полис ОМС, чтобы получить помощь, а, выбирая страховую медицинскую организацию, гражданин выбирает тот круг медицинских организаций, в которые он сможет обратиться за оказанием медицинской помощи, поскольку только с ними у страховой компании имеются отношения. Тогда, с одной стороны, его право выбора ограничено перечнем медицинских организаций, с которыми есть договор у страховой медицинской организации, но с другой стороны, гражданин имеет право пойти от обратного – выбрать медицинское учреждение, которое ему нравится, а после заключить договор (получить полис) с соответствующей страховой компанией, у которой с данным лечебно-профилактическим учреждением существует договоренность об оказании медицинской помощи застрахованным лицам. На все это уйдет время и здоровье.

Более остро проблема возникнет, когда гражданину понадобится медицинская помощь, например, в другом регионе, а у страховой организации, которая выдала гражданину полис, нет договоров ни с одним медицинским учреждением данного города, и, следовательно, полис в данном случае не применим. В этой ситуации гражданин не сможет воспользоваться услугами ЛПУ данного города, если только оказание медицинской помощи в данной ситуации не будет носить экстренного характера.

Помимо проблем с ОМС, впервые за 18 лет в законе упоминается территориально-участковый принцип. Здесь нужно понимать, что среди обязанностей поликлиники имеется обязанность осуществлять лечение на дому в некоторых ситуациях, включая и оказание неотложной помощи (не путайте со скорой). И, конечно, ЛПУ не очень интересно брать к себе пациентов с другого конца города, потому что к ним долго добираться. Но главное состоит в том, что принятие пациентов с другого участка, фактически ставит главного врача перед вопросом: почему он нарушил закон, приняв пациента с другого участка? Можно ведь и так прочитать это «право выбора». Не много найдется главных врачей, которые на это пойдут.

Это интересно:  Право на занятие частной медицинской практикой 2019 год

Так же и для врача не много радости, если он согласится взять к себе на лечение пациента с другого конца города. И вот, если он в какой-то ситуации, получив вызов от такого пациента, не выполнит свою должностную инструкцию, то ему может быть предъявлено уголовное обвинение о неоказании помощи больному.

Тогда совокупность участкового принципа и необходимость получения согласия врача фактически нивелируют право выбора пациентом врача и медицинской организации.

Выбор один раз в год в ситуации, когда врач, например, хамит или не может поставить диагноз пневмония, может привести пациента к летальному исходу.

При исследовании права выбора следует учесть и нормы ст. 70 Основ, которая гласит:

Лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст.70 Основ).

Отсюда ясно, что обращение к главному врачу при необходимости выбора просто необходимо, и важно, что он должен содействовать в этом пациенту.

Это был разбор права «выбора» в участковой системе первичной помощи. Что же в специализированной?

Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 статьи 21 Основ, с учетом порядков оказания медицинской помощи. (ч.3 ст.21 Основ).

С направлением врача все понятно, но действительно ли самостоятельное обращение дает возможность обращаться к специалистам напрямую? Зачем тогда направление? Тут, как всегда, «бес скрывается в деталях».

Ч.2 ст. 21 мы уже разобрали, и если применить ее нормы — участкового принципа и выбор один раз в год, то ясно, что выбрать и специализированную организацию трудно.

Кроме того, этот подпункт 2 ч. 3 ст. 21 Основ нужно читать в сочетании с п.4 ч. 5 ст. 84 Основ, где сказано:

Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Основ.

Я не знаю, что в этом видят авторы закона, а я вижу клубок ограничений и противоречий, который может разрешаться главврачом так, как надо ему. А как ему надо, понять не трудно, — полагаю, нет сомнений в том, что право у пациентов есть, но только за деньги.

И весь этот, так называемый, «выбор» не может восприниматься иначе, как еще один элемент выдавливания пациентов из бесплатной в платную систему здравоохранения.

Тут возникает еще одна проблема, которой раньше в законе не было:

Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача. (ч.3 ст.70 Основ).

Понятно, что поскольку главному врачу головная боль не нужна, он только в исключительных случаях будет использовать свой административный ресурс, и допускать у себя в организации такую демократию со стороны врачей: хочу лечу, – не хочу — не лечу! Но, с другой стороны, эта норма выглядит, как право лечащего врача, а не право администратора. Последний, конечно, имеет право согласования, но и у него должны быть основания для возражений, если врач решил воспользоваться своим правом. В общем, это еще одна неоднозначная новелла, которая порождает больше вопросов, чем решений.

Дальше все в том же духе :

Для получения специализированной медицинской помощи (это уже не первичная – прим авт.) в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч.4 ст.21 Основ).

«Выбор по направлению врача» — это удивительно и плохо понятно! Дальше тоже туманно: врач должен проинформировать о возможности выбора, но вот про сам выбор все же не сказано. Спасает от неоднозначности эту норму закона Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н, где сказано, что на основании информации, предоставленной врачом гражданину о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи, гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.

Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания (ч.5 ст.21 Основ).

На начало 2013 года указанные требования к срокам федеральными нормативными актами не установлены, но они имеются во многих территориальных программах государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.6 ст.21 Основ).

На начало 2013 года такой порядок не принят. С учетом действия закона «Об обязательном медицинском страховании», согласно которому для получения медицинской помощи необходимо предъявить полис ОМС той страховой компании, у которой с ЛПУ, куда вы обратились, есть договор, а взаиморасчеты между ТФОМС субъектов РФ производятся не очень-то и просто, — мне не кажется, что этот порядок будет простым и легким для человека. Чтобы он был простым и легким нужно менять всю систему финансирования и организации медицинской помощи.

При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации. (ч.7 ст.21 Основ).

Квалификация врача, конечно, имеет значение, но жизни пациентам может спасти информация о количестве жалоб на врача, о судебных исках и уголовных делах. Следует признать так же и то, что такая информация не прибавит доверия системе здравоохранения, а фактор доверия здесь является важнейшим. Обществу предстоит решить для себя, готово ли оно действительно знать многое о работе врачей? Или все же не все? В любом случае, это сложный, динамичный процесс формирования общественного мнения о медицине.

Обобщая исследование права на выбор врача и медицинской организации, приходиться сделать вывод о том, что есть множество барьеров в его реализации, и, тем не менее, если вам нужна медицинская помощь и вы хотите доверять врачу, который вас лечит, пробуйте воспользоваться своим правом, каким бы беззащитным оно не выглядело.

Статья написана по материалам сайтов: www.med-yurist-advokat.ru, xn--b1agzhfj2f.xn--p1acf, ligap.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector