+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право осужденных на медицинскую помощь 2019 год

Анна Гармаш, докторант ВНИИ МВД РФ.

Дмитрий Косихин, газета ЭЖ-Юрист».

Виктория Еремченко, газета «ЭЖ-Юрист».

Светлана Королева, газета «ЭЖ-Юрист».

Бывшие осужденные испытывают трудности не только при трудоустройстве, регистрации по месту жительства, восстановлении необходимых документов, но и при получении социальных выплат, бесплатной медицинской помощи. Однако согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Если нет полиса.

В Основных принципах обращения с заключенными формулируется принцип реинтеграции бывших осужденных, согласно которому с участием и при содействии общественности и социальных институтов и с должным учетом интересов потерпевших создаются благоприятные условия для реинтеграции бывших заключенных в общество в наиболее благоприятных условиях.

Приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 45/111 14.12.1990.

Однако в связи с социально-экономической напряженностью в обществе, сохранением кризисной ситуации, недостаточным уровнем занятости населения, высокой преступностью вопросы социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, решаются недостаточно успешно. Например, бывшие осужденные испытывают трудности при получении социальных выплат, бесплатной медицинской помощи.

Прежде всего это связано с отсутствием у освободившегося полиса обязательного медицинского страхования. Вместе с тем отсутствие страхового полиса никоим образом не может влиять на оказание бесплатных медицинских услуг любому обратившемуся человеку. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Этот принцип закреплен в п. 1 ст. 41 Конституции РФ. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В тексте статьи, видимо, допущена опечатка: в п. 6 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» речь идет о расторжении договора о добровольном медицинском страховании, а в настоящем авторском материале говорится об обязательном медицинском страховании.

Основным документом, дающим гражданину право на получение медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, является страховой полис. Однако в п. 6 ст. 26 Закона N 323-ФЗ прямо указывается, что в отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о медицинском страховании расторгается. Таким образом, выйдя на свободу, бывший заключенный страхового полиса не имеет.

Гражданин может и должен получить медицинский страховой полис, для чего необходимо обратиться в поликлинику по месту регистрации и выяснить порядок получения страхового полиса. Как правило, выдают его страховые организации, причем бесплатно.

Для получения полиса необходимо предъявить справку из органов занятости о том, что обратившееся лицо является безработным, либо справку из органов местного самоуправления о том, что они согласны на медицинское страхование гражданина. Нетрудоспособный гражданин (инвалид, пенсионер) получает страховой полис в органе социальной защиты.

Оформление медицинских полисов для граждан, не имеющих определенного места жительства, производят центры социальной адаптации. Работающим лицам медицинские полисы выдаются по месту работы, пенсионерам и инвалидам — в управлении социальной защиты по месту жительства. Безработный может получить медицинский полис в администрации города (района) по месту жительства.

Кто поможет?

Несомненно, для гражданина, недавно вышедшего на свободу, процедура получения страхового полиса сопряжена с определенными трудностями, связанными прежде всего с существующей бюрократической системой. Несмотря на трудности, страховой полис получать все-таки нужно, чтобы иметь дополнительные гарантии в получении качественной медицинской помощи.

Хочется еще раз подчеркнуть, что отсутствие полиса медицинского страхования ни в коей мере не ограничивает в правах бывшего заключенного, обратившегося за получением бесплатной медицинской помощи. Отказ медицинских работников в оказании больному помощи по этой причине является грубейшим нарушением действующего законодательства. Особенно недопустим отказ врача или медсестры в случаях острых заболеваний (травм, отравлений и т.д.), когда неоказание своевременной медицинской помощи может привести к непоправимым последствиям в состоянии здоровья больного.

В случае возникновения таких ситуаций необходимо обращаться к заведующему отделением, а если и он не готов (или не хочет) помочь, — к главному врачу медицинского учреждения. Если и это не возымеет действия, то следует звонить (а лучше письменно сообщить) дежурному по органу здравоохранения города (района, области) или направить заказное письмо с изложением фактов нарушения в прокуратуру.

Кроме того, с любыми вопросами освободившийся может обращаться в общественные организации, которые в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» оказывают содействие бывшим осужденным в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.

Главное — помнить, что в соответствии со ст. 18 Закона N 323-ФЗ все граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с законодательством РФ. Гарантированный объем такой помощи предоставляется гражданам в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой постановлением Правительства РФ.

Согласно ст. 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся первичная медико-санитарная, специализированная (в том числе высокотехнологичная), скорая (в том числе скорая специализированная) медпомощь, а также паллиативная помощь.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

  1. вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
  2. амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
  3. в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
  4. стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Формами оказания медицинской помощи являются:

  • экстренная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  • неотложная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
  • плановая медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В случае если бывший осужденный попадает в стационар, лекарства ему должны предоставляться бесплатно (конечно, перечень бесплатных лекарств будет состоять только из самых необходимых). Если гражданин пользуется амбулаторной медицинской помощью (посещает поликлинику), то бесплатные лекарства будут выдаваться только в соответствии с законодательством (например, если он является пострадавшим от аварии на Чернобыльской атомной электростанции, живет в зоне отчуждения или в зоне отселения, либо является инвалидом первой или второй группы).

Если освобожденный из мест лишения свободы является инвалидом третьей неработающей группы, то скидка на лекарства составит 50% . В том случае, когда бывший осужденный не подпадает под льготную категорию, лекарства придется оплачивать по полной стоимости.

Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (с изм. и доп.).

Правда, есть некоторые заболевания, когда лекарства выдаются бесплатно. Их перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний». Например, такими заболеваниями являются туберкулез и диабет. Туберкулезникам и диабетикам лекарства обязаны давать бесплатно, даже если речь идет об очень дорогостоящих лекарствах.

Согласно ст. 43 Закона N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Туберкулез — бич зоны

Не секрет, что основным заболеванием, которым болеет большинство осужденных, является туберкулез легких.

В России действует Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 N 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» утвержден Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом.

В соответствии с указанным Порядком такое наблюдение осуществляется в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях (отделениях, кабинетах) по месту жительства, работы, службы, учебы, содержания больного в следственном изоляторе или исправительном учреждении.

Решение о необходимости диспансерного наблюдения принимается комиссией врачей, назначаемой руководителем лечебно-профилактического специализированного противотуберкулезного учреждения. Диспансерное наблюдение за больным туберкулезом осуществляется непрерывно независимо от согласия больного или его законных представителей на этапах амбулаторного, стационарного и санаторного лечения в целях обеспечения эффективности профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

При освобождении больного туберкулезом из учреждений уголовно-исполнительной системы учреждение направляет в трехдневный срок извещение и медицинскую документацию в лечебно-профилактическое специализированное противотуберкулезное учреждение по месту прибытия больного. Больной обязан обратиться в лечебное специализированное учреждение для постановки на диспансерный учет в течение 10 дней с даты прибытия на место проживания.

В случае если больные заразной формой туберкулеза нарушили правила диспансерного наблюдения, они подлежат обязательному обследованию и лечению в судебном порядке.

Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с заболеванием туберкулезом, обязаны:

  • проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия;
  • выполнять правила внутреннего трудового распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях;
  • выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом.

Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает комиссия врачей лечебно-профилактического специализированного противотуберкулезного учреждения, о чем в письменной форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России, извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению.

Залогом стабилизации эпидемической обстановки в регионах является четко налаженная система контроля за всеми случаями социально опасных заболеваний, что может быть достигнуто при полном и своевременном информировании учреждений здравоохранения о больных, освобождающихся из исправительных учреждений.

Однако отсутствие единой статистической формы учета, недостаточно налаженная система персональной передачи информации из исправительных учреждений в специализированные учреждения Минздрава не позволяют достоверно определить численность больных, освобожденных из заключения. Поскольку нет единой федеральной системы регистрации освобождающихся больных, не обеспечивается своевременная передача соответствующей информации не только по всей стране, но даже в соседние регионы.

Осужденный-инвалид

Еще один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, — признание бывшего осужденного инвалидом, что в первую очередь необходимо для получения пенсии по инвалидности.

Это интересно:  Право на медицинское обеспечение военных пенсионеров 2019 год

Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляет Государственная служба медико-социальной экспертизы на основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Освидетельствование содержащихся в учреждениях уголовно-исправительной системы лиц проводится в бюро медико-социальной экспертизы на общих основаниях в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изм. и доп.).

Условиями признания гражданина инвалидом являются :

Пункт 5 Правил признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Следует учитывать, что наличие только одного из указанных в этом списке условий не будет достаточным основанием для признания гражданина инвалидом.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, травм или дефектов.

Форма направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Минздравсоцразвития России.

Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

В случаях, когда есть необходимость признания инвалидом еще не освободившегося заключенного, на имя руководителя территориального бюро медико-социальной экспертизы через начальника учреждения исправительного учреждения подается письменное заявление от имени заключенного. Заявление и оформленное направление на медико-социальную экспертизу администрация исправительного учреждения представляет в территориальное бюро медико-социальной экспертизы, одновременно решается вопрос о времени проведения освидетельствования.

Выписка из акта освидетельствования осужденного, признанного инвалидом, направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения.

При освобождении из исправительного учреждения осужденного, у которого не истек срок установления инвалидности, справка медико-социальной экспертизы выдается ему на руки. В справке должна быть указана группа инвалидности. Пенсионное дело пересылается к месту его жительства по запросу территориального управления Пенсионного фонда РФ на основании заявления пенсионера (инвалида), справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.

Лечебно — медицинское обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы

Лечебно — медицинское обеспечение осужденных в учреждениях исполнения наказаний – одно из важных и основополагающих условий отбывания наказания.
Правовое регулирование и организация такого обеспечения в исправительных учреждениях вытекает из содержания конституционной нормы (ст. 41 Конституции Российской Федерации) — права граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь. « Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений ».
Изолируя преступника от общества и помещая его в специальное учреждение, государство берет на себя обязанность не только исполнить наказание, но и сохранить при этом его здоровье. В этой связи, ст. 101 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Для медицинского обслуживания осужденных в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, — лечебные исправительные учреждения.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. В случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации.
Одной из обязанностей учреждений, исполняющих наказания, определенных ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», является обеспечение охраны здоровья осужденных.
Таким образом, охрана здоровья осужденных определяется как одна из важнейших задач деятельности администрации учреждений исполнения наказаний и всей уголовно-исполнительной системы.
Необходимо отметить, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации определяет лишь наиболее важные правила и направления медицинского обеспечения осужденных. Непосредственная медицинская помощь осужденным организуется на основе законодательства о здравоохранении, детализированного приказами, инструкциями и совместными актами Министерства здравоохранения и Министерства юстиции Российской Федерации.
Медико-санитарное обеспечение осужденных включает в себя: амбулаторное, стационарное и специализированное лечение, санитарный надзор и аптечное обеспечение, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий; определение трудоспособности осужденных и их правильное трудоустройство; выявление и принудительное лечение алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих венерическими заболеваниями, организацию работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний и другие мероприятия. В составе учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функционируют лечебно-профилактические учреждения для медицинского обслуживания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УИС, в частности:
Больничные учреждения:
— больница;
— специализированная больница (психиатрическая, туберкулезная).
Амбулаторно-поликлинические учреждения:
— медицинская часть (следственного изолятора, исправительной колонии, тюрьмы, воспитательной колонии, лечебного исправительного учреждения).
Учреждения охраны материнства и детства:
— Дом ребенка;
— родильное отделение;
— молочная кухня.
Учреждения специального типа:
— Центральная бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза;
— межрегиональная бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза;
— региональная бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза.
На 1 февраля 2010 года медицинское обслуживание осужденных и подследственных учреждений уголовно — исполнительной системы обеспечивали 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
Медико-санитарное обеспечение осужденных основывается на тех же принципах и осуществляется в том же объеме, что и в отношении всех граждан России. Медико-санитарное обеспечение осужденных осуществляется медицинскими частями учреждений исполнения наказаний, которые являются их структурными подразделениями.
Медицинские части каждого такого учреждения обеспечивают выполнение большинства указанных ранее направлений медико-санитарного обеспечения осужденных, реализуя функции стационара (больницы), амбулатории, санитарно-эпидемиологической службы. В их структуру входят также аптека; зубоврачебные, терапевтические и другие кабинеты, инфекционный изолятор и т.п.
Медико-санитарное обслуживание осужденного начинается с момента его поступления в исправительное учреждение. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205, все осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, на срок до 15 суток помещаются в карантинное отделение, где проходят первичный медицинский осмотр и комплексную санитарную обработку, включающую в себя помывку, обработку одежды в дезкамере, короткую стрижку волос на голове, бороды и усов (для мужчин), подмышечных впадин. Объемы и полнота указанных мероприятий могут определяться медицинскими показаниями. В период пребывания в карантинном отделении осужденные проходят обязательное медицинское обследование, включающее врачебный осмотр, рентгено-флюорографическое, лабораторное исследование, при необходимости применяются другие методы исследований. Полученные при обследовании данные регистрируются в медицинской амбулаторной карте осужденного.
При выявлении в этот период инфекционных больных они немедленно изолируются в медицинской части, больнице и в учреждении проводится комплекс противоэпидемических мероприятий. Представители медицинской службы участвуют и в распределении поступивших осужденных по отрядам с тем, чтобы было учтено состояние здоровья каждого из них.
Предоставляемая в исправительных учреждениях лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения. Медицинская часть учреждения осуществляет:
● медицинское обследование осужденных с целью выявления заболеваний;
● диспансерное наблюдение и учет осужденных;
● лечение больных осужденных с использованием средств и методов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения;
● хранение и выдачу осужденным лекарственных средств, иных изделий медицинского назначения;
● определение медицинских противопоказаний по профессиональной пригодности осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду;
● проведение экспертизы временной нетрудоспособности.
В случаях, когда медицинская помощь не может быть оказана в медицинской части, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы, осужденные могут получать необходимое лечение в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Осужденные могут получать также и дополнительную лечебно-профилак¬тическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения в медицинской части исправительных учреждениях, в условиях лечебно-профилактических учреждений или лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. В исключительных случаях, когда невозможно предоставить необходимую медицинскую услугу в указанных условиях, она может быть выполнена в соответствующем учреждении здравоохранения.
В воспитательных колониях лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно – исполнительной системы, утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 311 г.
Во время приема осужденных медицинский работник проводит наружный осмотр осужденных с целью выявления у них телесных повреждений, оказания необходимой помощи и принятия соответствующих мер. В день прибытия осужденные проходят комплексную санитарную обработку включающую в себя помывку, обработку одежды в дезинфекционной камере, короткую стрижку волос на голове. Объемы и полнота указанных мероприятий определяются медицинскими и санитарно-гигиеническими показаниями. После санитарной обработки осужденные размещаются в карантинном отделении, где за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделении осужденные проходят обязательное медицинское обследование. Полученные при обследовании данные регистрируются в медицинской амбулаторной карте осужденного. При выявлении в этот период инфекционных больных они немедленно изолируются в медицинскую часть, больницу и в учреждении проводится комплекс противоэпидемических мероприятий.
Решение о распределении осужденных несовершеннолетних по отрядам (отделениям) принимается комиссией воспитательной колонии, возглавляемой начальником колонии, с обязательным участием начальник медицинской части, с учетом состояние здоровья каждого из них.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения.
В случаях, когда медицинская помощь не может быть оказана в медицинской части ВК, осужденные могут получать необходимое лечение в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Для оказания специализированной, консультативной и стационарной медицинской помощи осужденным, по договоренности с территориальными органами управления здравоохранением, воспитательные колонии прикрепляются по месту их дислокации к краевым, областным, городским, районным больницам.
Осужденные могут получать также и дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения в медицинской части воспитательной колонии, в условиях лечебно-профилактических учреждений или лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.
См. дополнительно материалы на сайте «ТпР»:
Организация медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу;
Организация медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в воспитательных колониях;
Организация медицинской помощи женщинам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу.

Это интересно:  Кто относится к недееспособным гражданам 2019 год

Размещено на реф.рф
В случае если обнаруживаются социально значимые заболевания, лицо может изолироваться от других лиц с направлением в лечебно-исправительное учреждение или специальную больницу (туберкулез). Лицо также должна быть направлено в психиатрическую больницу. К слову, ранее ВИЧ-инфицированные содержались отдельно; сейчас это запрещено, в связи с чем возникают определœенные проблемы.

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся многопрофильные и специализированные медицинские учреждения (ʼʼтюремные больницыʼʼ; больницы в системе уголовно-исполнительной системы), амбулаторно-поликлинические учреждения (медицинские части в колониях), учреждения охраны материнства и детства (родильные учреждения, дома ребенка). Также среди лечебно-профилактических учреждений выделяют бактериологические лаборатории, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, предприятия дезинфекционного профиля, аптечные склады.

Лечебно-исправительные учреждения, в отличие от лечебно-профилактических являются местами отбывания наказания (для алкоголиков, наркоманов, больные туберкулезом в открытой форме).

Для получения медицинской помощи осужденный должен обратиться в амбулаторно-поликлиническое учреждение своего места отбывания наказания. Первый этап — это амбулаторное оказание медицинской помощи с возможностью помещения в стационар на территории исправительного учреждения (медицинская часть). Далее идет перевод в специальные учреждения. Допускается возможность обращения к специалистам государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Наконец, осужденный может получить медицинскую помощь от платных специалистов за собственный счёт (утвержден соответствующий порядок; таким специалистом не должна быть сотрудник частной клиники).

См. также приказ Министерства юстиции РФ и Минздравсоцразвития РФ от 17.10.2005: определяет основные принципы деятельности медицинских служб (соблюдение прав осужденных на охрану здоровья и государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь, применение профилактических мер в области охраны здоровья, доступность медицинской помощи) и порядок оказания медицинской помощи осужденным.

Федерова Ольга Александровна

Право осужденных на медицинскую помощь — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Право осужденных на медицинскую помощь» 2017, 2018.

Читайте также

Данный вопрос актуален исключительно для осужденных к лишению свободы. Особо необходимо выделить так называемые социально значимые заболевания. Любой осужденный, прибывший в колонию помещается в карантин, проводится медицинский осмотр. Если обнаруживаются социально. [читать подробнее].

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Международно-правовые стандарты оказания медицинской помощи осужденным как основной алгоритм гуманизации отечественного уголовно-исполнительного законодательства

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Пестова О. Ю.

Заключенные как особой слой общества всегда находились под пристальным вниманием власти и общественности не только в России, но и за рубежом. Особое внимание уделяется обеспечению прав осужденных: праву на охрану здоровья и оказание качественной и своевременной медицинской помощи в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека.

Впервые правила и нормы обращения с заключенными были разработаны Международной уголовной и пенитенци­арной комиссией, а в последующем нашли свое одобрение в Лиге Наций. В 1989 г. Минимальные стандартные правила об­ращения с заключенными были зафиксированы ООН и стали обязательны к исполнению.

Россия, ратифицировав Венское соглашение 1989 г., ав­томатически взяла на себя обязанность по гуманному отно­шению к лицам, находящимся под стражей и в заключении. Хотя все нормы и носят рекомендательный характер, но в ре­золюциях ООН и Совета Европы предусмотрен контроль за исполнением и реализацией международных стандартов для того, чтобы сохранить в международном масштабе их высокий авторитет и политический статус.

Проблема оказания медицинской помощи за рубежом, в сравнении с Россией, не настолько остра, и об этом свидетель­ствуют различные факты: материально-техническое состояние тюрем, географический фактор, финансирование, сама систе­ма исполнения наказания и т.д.

Анализ международно-правовых актов (Основные прин­ципы ООН, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские пенитенциарные правила и другое) говорит о том, что соблюдение Россией указанных норм позволит реализовать Концепцию развития уголов­но-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, а также приблизиться не только формально, но и ре­ально к стандартам международного права, направленным на гуманизацию отечественного пенитенциарного законо­дательства в области оказания медицинской помощи заклю­ченным.

На рубеже XIX-XX вв. в некоторых странах Европы и США под влиянием гуманистических и демократических идей особым объектом обсуждения и внимания стали за­ключенные, как одна из наименее защищенных групп насе­ления. Пенитенциарные учреждения и содержащиеся в них осужденные становятся предметом специальной заботы во всем мире. Обеспечением прав осужденных начинает зани­маться Организация Объединенных Наций (далее — ООН), которая возглавила международные усилия по содействию работам в этой области в рамках конгрессов ООН по пред­упреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Всеобщие правила и нормы обращения с заключенными впервые были разработаны Международной уголовной и пе­нитенциарной комиссией, а затем одобрены Лигой Наций.

25 мая 1984 г. Экономический и Социальный Совет ООН (резолюция 1984/47) одобрил порядок эффективного приме­нения Минимальных стандартных правил обращения с заклю­ченными и рекомендовал государствам-членам принять его к сведению для использования Правил, а также при подготовке периодических докладов ООН об их выполнении. Несмотря на то, что в преамбуле Минимальных правил было записано, что они носят рекомендательный характер, уже в итоговом до­кументе Венской встречи представителей государств — участ­ников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 г. было зафиксировано их обязательство — со­блюдать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

Конечно же, Россия (ранее СССР) стремилась к реализа­ции международных стандартов обращения с заключенными. Так, в 1989 г. СССР выходит на международный уровень и под­писывает Венское соглашение, на основании которого берет на себя обязательство обеспечивать гуманное обращение со все­ми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, с уважением достоинства, присущего человеческой личности, а также соблюдать принятые ООН Минимальные стандарт­ные правила обращения с заключенными 1955 г. Аналогичное положение содержалось в подписанном СССР документе Ко­пенгагенского совещания Конференции по человеческому из­мерению СБСЕ.

Многие международно-правовые обязательства по реали­зации стандартов при исполнении уголовных наказаний взяла на себя Россия. Ведь основной вектор развития уголовно-ис­полнительного законодательства России лежит в сфере меж­дународного права, в котором в первую очередь предпочтение отдается развитию гуманитарных ценностей и правовых на­чал. Все это приводит к тому, что возникает приоритет меж­дународного права над внутригосударственным 3 . Но все эти нормы, по своей сути, сводились к тому, что принимался факт наличия международных пенитенциарных эталонов и лишь в определенной степени приводился в соответствие механизм правового регулирования исполнения и отбывания уголовных наказаний, то есть обязанности их соблюдения не было.

Все изменилось в отечественном законодательстве после принятия Федерального закона от 03 апреля 2008 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», согласно которому уголовно-испол­нительное законодательство Российской Федерации и практи­ка его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права. Все это отражает постулат ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в которой закреплены общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международных догово­ров Российской Федерации в ее правовой системе.

Конечно же, акты международных правительственных организаций носят рекомендательный характер. Не имея обя­зательного законного статуса в международном праве, они широко признаны международным сообществом в качестве правил, отражающих фактическое существующее положение в наиболее прогрессивных системах обращения с осужденны­ми. Вместе с тем в резолюциях, как ООН, так и Совета Европы, предусмотрен контроль за реализацией международных стан­дартов для того, чтобы сохранить в международном масшта­бе их высокий авторитет и политический статус. Если Россия присоединяется к какому-либо международному документу, определяющему стандарты обращения с осужденными, при­нимает обязательства по его исполнению или тем более рати­фицирует его, то необходимо последовательно претворять его в жизнь.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддер­жания здоровья его самого и его семьи. В последнее время в России большое внимание уделяется правовому регулирова­нию охраны здоровья граждан и связанных с ним правоотно­шений.

В связи с этим проблема оказания медицинской помощи осужденным в пенитенциарной системе зарубежных стран не стоит настолько остро, как в России. Этому предшествует большое количество факторов, таких как материальное поло­жение тюрем, состояние самой медицины за границей, а так­же организация самого уголовно-исполнительного процесса и многое другое.

Но все-таки данный вопрос беспокоит мировую обще­ственность: здоровье и оказание медицинской помощи осуж­денным являются предметом обсуждения многих конферен­ций, форумов, как на уровне ООН, так и на уровне Совета Европы.

В большинстве международных стандартов по исполне­нию уголовных наказаний устанавливаются правила, согласно которым заключенные должны получать медицинскую по­мощь в том же объеме, что и все граждане страны, также ме­дицинская помощь должна быть бесплатной, осуществляться квалифицированными специалистами и соответствовать тому уровню, как если бы человек находился на свободе. Таким об­разом, основной целью медицинского исследования заклю­ченных является и индивидуальный подход к оказанию меди­цинской помощи и защита здоровья других лиц.

Это интересно:  Опека над недееспособным пожилым человеком выплаты 2019 год

Основополагающим документом, в котором закрепле­ны правила получения медицинской помощи заключенным, являются Основные принципы ООН по обращению с заклю­ченными, где в принципе 9 сказано, что заключенные имеют право получать медицинскую помощь без дискриминации. Кроме того, принцип 24 подчеркивает, что задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляется воз­можность пройти надлежащее медицинское обследование в возможно кратчайшие сроки после его прибытия в место за­держания или заключения; впоследствии ему предоставляет­ся медицинское обслуживание и лечение всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Обслуживание и лечение пре­доставляются бесплатно.

В Минимальных стандартных правилах обращения с за­ключенными (правило 22(1)) сказано: «Все заведения должны иметь в своем распоряжении по крайней мере одного квали­фицированного работника, имеющего познания в области психиатрии. Медицинское обслуживание следует организо­вывать в тесной связи с местными или государственными орга­нами здравоохранения». При этом всех заболевших заключен­ных, которым требуется специальное медицинское лечение, необходимо перевести в специализированные медицинские учреждения или гражданские больницы (правило 22 (2)).

Тюремные больницы должны располагать оборудовани­ем, установками и лекарствами, необходимыми для должного медицинского ухода за больными и для их лечения, а также достаточно квалифицированным персоналом. В правиле 22 (3) говорится, что «каждый заключенный должен иметь воз­можность прибегать к услугам квалифицированного зубного врача».

Каждого заключенного следует подвергать медицинско­му осмотру при его принятии и затем по мере надобности, с тем чтобы устанавливать, не болен ли он физически или ум­ственно, принимать необходимые меры; изолировать заклю­ченных, о которых можно предположить, что они страдают какой-либо инфекционной или заразной болезнью; выявить физические или умственные недостатки, могущие воспрепят­ствовать их перевоспитанию, и определить, какова их физиче­ская способность к труду (правило 24).

О физическом и психическом здоровье заключенных обя­зан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, всех тех, кто жалуется на болезнь, а также всех тех, на кого было обращено его особое внимание (ст. 25.1).

Странам — членам Совета Европы наряду с этим докумен­том рекомендовано также руководствоваться Европейскими пенитенциарными правилами (далее — ЕПП) 2006 г. Они со­держат дополнительные требования по сравнению с Мини­мальными стандартными правилами обращения с заключен­ными.

Так, в ЕПП охране здоровья заключенных посвящена вся 3 часть, которая состоит из медицинского обслуживания, ор­ганизации медицинского обслуживания в пенитенциарных заведениях, медицинского и санитарного персонала, обязан­ностей врача, медицинского ухода, психического здоровья и прочих вопросов.

Пункт 39 ЕПП закрепляет, что администрация пени­тенциарных учреждений обеспечивает охрану здоровья всех заключенных этих учреждений. Данное правило является новым и основывается, в первую очередь, на ст. 12 Междуна­родного пакта об экономических, социальных и культурных правах, которая устанавливает «право каждого на наивысший возможный уровень физического и психического здоровья». Считается, что заключенные имеют дополнительные гаран­тии, вытекающие из их статуса. Когда государство лишает лю­дей свободы, оно берет на себя ответственность об их здоровье, учитывая, как условия их содержания, так индивидуальное лечение, которое может им понадобиться. Тюремная адми­нистрация несет ответственность не только за предоставление эффективного доступа заключенных к медицинскому обслу­живанию, но также за создание условий, обеспечивающих благополучие как заключенных, так и тюремного персонала. Заключенные не должны покидать пенитенциарные учрежде­ния в худшем состояние, чем они были до заключения. Осо­бенно это касается вопросов здравоохранения.

Стоит еще обратить внимание на значимые пункты Евро­пейских пенитенциарных правил:

— медицинские службы пенитенциарных учреждений вы­являют и лечат физические и психические заболевания или дефекты, которыми могут страдать заключенные (п. 40.4.);

— заключенному оказываются все необходимые медицин­ские, хирургические и психиатрические услуги, в том числе, имеющиеся в общественных учреждениях (п. 40.5.);

— каждое пенитенциарное заведение должно иметь не ме­нее одного имеющего соответствующую квалификацию врача общей медицинской практики (п. 41.1.);

— услуги квалифицированных дантистов и окулистов должны быть доступны каждому заключенному (п. 41.5);

— п. 42 посвящен обязанностям врача: указывается на то, что работа медицинского специалиста начинается с момента поступления соответствующего лица в пенитенциарное уч­реждение. Кроме того, существует ряд причин, по которым заключенные должны проходить медицинское обследование сразу по прибытии в пенитенциарное учреждение:

• дать возможность медицинскому персоналу опреде­лить состояние здоровья и обеспечить надлежащее лечение;

• обеспечить соответствующую поддержку тем, кто, воз­можно, страдает от последствий употребления наркотиков;

• помочь выявить любые следы насилия, которое могло быть совершено до помещения в пенитенциарное учрежде­ние, и

• дать возможность квалифицированному персоналу оценить психическое состояние заключенного и обеспечить соответствующую поддержку тем, кто склонен к самонанесению физических повреждений;

— врач заботится о физическом и психическом здоровье заключенных и осматривает, в условиях и с частотой, соот­ветствующих стандартам здравоохранения в обществе, всех больных заключенных, всех, кто обратился с недомоганием или травмой, или любого заключенного, на которого специ­ально обращено внимание (п. 43.1.). Данное правило означа­ет, что отдельные заключенные имеют право на постоянный конфиденциальный доступ к соответствующим медицинским консультациям, которые, по меньшей мере, должны быть рав­ноценными и предоставляться как в гражданском обществе. Условия оказания таких консультаций предусматривают сле­дующее: если позволяет такая возможность — это должно быть отдельное специально оборудованное смотровое помещение, одновременное осуществление консультаций для нескольких заключенных, а также в присутствии нескольких заключенных — не допускается, во время осмотра заключенные должны быть без наручников, а также не допускается какого-либо физиче­ского отгораживания от врача;

— правило 46 посвящено медицинскому уходу: тюремная администрация обязана обеспечить, чтобы в пенитенциарных учреждениях существовала возможность для специализиро­ванных консультаций и амбулаторного лечения. Таким обра­зом, необходимо установить тесную связь между тюрьмами и медицинскими учреждениями гражданского общества;

— медицинская служба пенитенциарного учреждения обеспечивает психиатрическое лечение всех заключенных, нуждающихся в таком лечении, и уделяет особое внимание предотвращению суицидов (п. 47.2.);

— заключенные не должны подвергаться никаким экспе­риментам без их согласия (п. 48.1.).

Перечисленные правила предусматривают прямую обязанность медицинских работников выявлять и лечить за­болевания у заключенных в соответствии с национальными стандартами, с использованием всех известных эффективных средств. Несмотря на то, что нормы этих международных до­кументов имеют рекомендательный характер, на наш взгляд, все это является прямым ориентиром любого демократиче­ского государства. В связи с этим все лица, содержащиеся в местах лишения свободы, должны получать уровень медицин­ского обслуживания такой, как его получают люди во всем об­ществе, тем самым мы сохраним саму суть фундаментального права на здоровье как физическое, так и психическое.

Таким образом, лишение свободы должно осущест­вляться на условиях, обеспечивающих достойное уважение к человеку, а также условия содержания должны обеспечивать нахождение заключенного в благоприятной моральной атмос­фере.

Стоит отметить, что в Европейских пенитенциарных правилах особый упор делается на понятии человеческого достоинства, стремлении администрации мест лишения сво­боды действовать гуманно и эффективно, значимости роли, которую играет персонал этих учреждений, и внедрении со­временных методов управления. Еще в редакции от 1987 г. отмечается: «Эти основополагающие принципы воплощают в себе понятия гуманности, уважения человеческого досто­инства, социальной ориентированности и эффективности управления, являющиеся предопределяющими для четкого и эффективного функционирования современных пенитенци­арных систем».

Таким образом, оказание медицинской помощи осуж­денным рассматривается во всех международных актах как атрибут исполнения уголовных наказаний.

В России отражение заданных стандартов в практической деятельности в отношении больных осужденных зачастую не находит своих результатов.

Так, ряд авторов считают, что основной причиной тако­го положения дел в России является:

— во-первых, профессиональная изоляция специалистов медицинской службы пенитенциарной системы от системы общественного здравоохранения;

— во-вторых, географический фактор — большинство ис­правительных колоний находится вне областных центров и крупных городов, что обусловливает отсутствие благ цивили­зации, и, соответственно, малую привлекательность работы в пенитенциарных учреждениях;

— в-третьих, развитие первичной медицинской помощи, отвечающей потребностям осужденных, так как она ориенти­рована на оказание неотложной помощи при остро протекаю­щих заболеваниях и патологических состояниях;

— в-четвертых, приближение объема финансирования ме­дицинской помощи уголовно-исполнительной системы к по­казателям общественного здравоохранения;

— и, в-пятых, отсутствие должного контроля качества ме­дицинской помощи, так как по своей сути он представлен лишь ведомственным, а со стороны общества, Росздравнадзо- ра, он, как правило, осуществляется по жалобам заключенных.

Л. В. Комарова в своем исследовании считает, что основ­ных причин три:

— отсталость материально-технической базы большинства больниц и медицинских частей мест лишения свободы;

— недостаточный уровень санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в исправительных учрежде­ниях;

— неудовлетворительное состояние противотуберкулез­ной помощи в исправительных учреждениях.

В. П. Тепляшин считает, что реализацию международных стандартов осложняют такие обстоятельства, как:

— недостаток ресурсного обеспечения и финансирования;

— рост преступности, закономерно сопровождающийся усилением карательных притязаний общества и увеличением числа заключенных;

— относительное падание престижа профессиональной уголовно-исполнительной деятельности и соответственно сни­жение качества организованной и воспитательной работы;

— содержание заключенных в основном в колониях, где степень социальной изоляции ниже, нежели в тюрьме. В ре­зультате разница между «свободой» и «несвободой» не так значительна, как при тюремном заключении, что снижает ис­правительный эффект наказания;

— особенности территории и климатических условий Рос­сии, многонациональный состав ее населения.

В совокупности все эти несоответствия международно­правовым стандартам ведут к тому, что пенитенциарная ме­дицина России находится в крайне тяжелом состоянии.

Таким образом, для дальнейшего совершенствования ме­дико-санитарного обеспечения уголовно-исполнительной си­стемы России необходимо:

— пересмотреть структуру медицинской службы, ее мате­риально-техническое оснащение и финансовое обеспечение;

— стандартизировать медицинскую помощь;

— включить учреждения медицинской службы уголовно­исполнительной системы в систему обязательного медицин­ского страхования;

— укрепить взаимосвязи здравоохранения пенитенциар­ной системы и системы общественного здравоохранения;

— создать реабилитационные центры для освобождаю­щихся из мест лишения свободы.

Только совокупность указанных мероприятий, а также ре­ализация поставленных задач, предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Фе­дерации до 2020 года, позволит российской пенитенциарной системе приблизиться не только формально, но и реально к стандартам международного права, направленным на гума­низацию отечественного пенитенциарного законодательства в области оказания медицинской помощи заключенным.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector