+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Право на мед помощь статья конституции 2019 год

В соответствии с 41 статьей Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права пациента на выбор медицинского учреждения, врача, методов обследования и лечения, получение информации о состоянии здоровья и добровольное согласие на медицинское вмешательство, а также на сохранение тайны о состоянии здоровья и о фактах обращений в медицинские учреждения. Кроме того, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и «Положение о военно-врачебной экспертизе», гарантируют медицинское обследование, освидетельствование и проведение лечебно-профилактических мероприятий для граждан, подлежащих постановке на воинский учет и призывникам. Важно помнить, что в статьях 51 и 53 «Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан» закреплено право граждан на производство независимой медицинской экспертизы с правом выбора экспертного учреждения и экспертов.

Право На Охрану Здоровья И Медицинскую Помощь— разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Принципы и порядок осуществления права на охрану здоровья и медицинскую помощь определяются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993 г. Под охраной здоровья понимается комплекс мер (социально-политического, правового, экономического, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера), направленных на укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни. Соответственно право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания. В соответствии с Конституцией в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Право на медицинскую помощь означает, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, и оплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. Гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрено два вида такого страхования — обязательное и добровольное. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Перечень некоторых видов оказываемой гражданам бесплатной медицинской помощи предусматривается двумя федеральными программами, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 26 октября 1999 г. № 1194 (с изм. и доп.). Федеральным законом от 2 декабря 2000 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. В частности, наряду с мерами федерального Правительства Закон предполагает утверждение и реализацию территориальных программ, гарантирующих оказание государством гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Согласно Закону, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания такой помощи.

Статья 41 Конституции РФ.

Сделано в Санкт-Петербурге

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Сброс пароля

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Удаление

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Право пациента на получение медицинской помощи

Право на медицинскую помощь является одним из основных социально-экономических прав человека. Статья 41 Конституции РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, т.е. независимо от принадлежности к гражданству того или иного государства. Гражданам медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. О бесплатной медицинской помощи в Вы можете прочитать в статье “Бесплатная медицинская помощь в Российской Федерации”. Эта же статья Основного закона закрепляет, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. А сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Например, ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за сокрытие или искажение экологической информации; ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Это интересно:  Сделки недееспособных граждан являются сделками 2019 год

Гарантии права на медицинскую помощь в отраслевом законе

Пункт 1 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон об охране здоровья граждан) также, как и Конституция РФ, гарантирует каждому (независимо от гражданства) право на медицинскую помощь. В соответствии с Конституцией РФ право на бесплатную медицинскую помощь имеют граждане, такая помощь оказывается в медицинских учреждениях определенной организационно-правовой формы и формы собственности. В п. 2 ст.19 отраслевого закона это право в отличие от норм Основного закона, ограничивается только гарантированным объемом. Согласно этой норме медицинская помощь без взимания платы оказывается каждому в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Но при этом каждый имеет право на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Подробнее об этом читайте в статье “Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи”. Исключением из этого правила являются иностранные граждане, проживающие и пребывающие на территории Российской Федерации. Для них право на медицинскую помощь устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 186. Подробно о праве иностранных граждан на получение медицинской помощи можно прочитать в статье “Права иностранных граждан на получение медицинской помощи в Российской Федерации”. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь в том же объеме, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Характеристики предоставляемой медицинской помощи

Нормы Закона об охране здоровья граждан определяют какой должна быть предоставляемая медицинская помощь, а именно:

  • Доступной, что следует из п. 6 ст. 4, ст. 10, ст.11;
  • Своевременной, что следует из п. 3 ч.1. ст.6, ч. 2 ст.70;
  • Безопасной, что следует из п. 2 ч. 5 ст.19, п.5 ч.1 ст. 79;
  • Качественной, что следует из п. 3 ч. 5 ст.19, ч.2 ст. 70;
  • Гуманной, что следует из п.п. 4, 11 ст. 19, п.п. 1,2 ч.1 ст. 6.

Доступная и качественная медицинская помощь

Предоставляемая медицинская помощь в Российской Федерации должна быть доступной и качественной. Это требование вытекает из принципа доступности и качества медицинской помощи, который закреплен в п. 6 ст. 4 Закона об охране здоровья граждан. Закон, не раскрывает понятие доступной медицинской помощи, но дает определение “качества медицинской помощи” как совокупности характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Недостатком данного определения, по мнению специалистов, является отсутствие указания на необходимый критерий качества медицинской помощи — исполнение избранного метода лечения. Этот недостаток позволяет медицинским организациям в судах доказывать соответствие оказанной услуги критериям качества медицинской помощи даже при наличии тех или иных ошибок в лечении.

Меры обеспечения доступной и качественной медицинской помощи

Какими мерами обеспечивается предоставление доступной и качественной медицинской помощи?

  • Организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
  • Наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
  • Возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с Законом об охране здоровья граждан;
  • Применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  • Предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • Установлением в соответствии с законодательством РФ требований к размещению медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
  • Транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
  • Возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;
  • Оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Своевременная медицинская помощь

Понятие своевременности или своевременной медицинской помощи действующее законодательство не содержит. При этом своевременность оказания медицинской помощи является одним из критериев, характеризующим качество медицинской помощи. При острых состояниях, обострении хронических заболеваний от своевременности медицинского вмешательства нередко зависит жизнь пациента. Осуществлять оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг является обязанностью Исполнителя, установленной п. 1 ст. 27 Закона о защите прав потребителей. На федеральном уровне Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. На региональном уровне органами исполнительной власти субъектов РФ тоже могут устанавливаться Правила оказания платных медицинских услуг (например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 02.10.2013 № 944 “Об утверждении Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы”). Правила установления таких сроков вышеуказанными документами не регламентируются, за исключением того, что требования к срокам устанавливаются по соглашению сторон договора, а также обязательного содержания в договоре сроков предоставления услуг. Также средние сроки предоставления медицинских услуг отражены в утверждаемых Минздравом России стандартах медицинской помощи. Стоит обратить внимание на такое близкое по значению понятие как сроки ожидания медицинской помощи. Они актуальны только для бесплатной медицинской помощи и содержатся в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Это интересно:  Особенности рассмотрения дел о признании гражданина недееспособным 2019 год

Безопасная медицинская помощь

Как и в случае со своевременностью медицинской помощи действующее законодательство не дает определения безопасной или безопасности медицинской помощи. Общее понятие “безопасности”, используемое в системе стандартизации здравоохранения, приводится в Приказе Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12 “О введении в действие отраслевого стандарта “Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении”. Согласно данному документы безопасность — это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Понятие безопасности товара (работы, услуги) содержится в преамбуле Закона о защите прав потребителей, под которой понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Если из данного определения вывести определение безопасности медицинской услуги, то под таковой должна подразумеваться ее безопасность для жизни, здоровья, имущества пациента, окружающей среды при обычных условиях ее использования, а также безопасность процесса оказания медицинской услуги. Медицинская услуга, согласно Закону об охране здоровья граждан, включается в понятие медицинской помощи, но это не равнозначные понятия.

Гуманность медицинской помощи

Под гуманностью медицинской помощи понимают, как правило, гуманное отношение при ее оказании со стороны не только медицинских работников, но и иных работников медицинской организации, соблюдение этических и моральных норм, необходимость учитывать в этих целях физическое состояние пациента, по возможности соблюдение культурных и религиозных традиций. Например, допуск к пациенту священнослужителя, а в случае его нахождения на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации. Важной характеристикой гуманности медицинской помощи является облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

Составляющие права на медицинскую помощь

Правомочия, составляющие право на медицинскую помощь, перечислены в п. 5 ст. 19 Закона об охране здоровья граждан. Это право пациента на:

  • Выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • Получение консультаций врачей-специалистов;
  • Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  • Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • Защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • Отказ от медицинского вмешательства;
  • Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  • Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

СТАТЬЯ. «ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ 41 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(Ю.Ю.Скобелев)(«Медицинское право» n 3, 2003)

«Медицинское право» N 3, 2003
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ 41
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Как известно, часть 1 статьи 41 Конституции РФ содержит следующие нормы: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
Рассматриваемая статья входит во вторую главу Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», которая конкретизирует и подробно раскрывает положения основ конституционного строя, изложенные во 2-й и 7-й статьях Конституции РФ:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2);
«Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей» (ст. 7).
Ключевой особенностью указанных прав является то, что они основаны на общепризнанных правах и свободах, провозглашенных в актах международного права: Всеобщей декларации прав человека (1948), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966). Необходимо указать, что статья 41 Конституции РФ также развивает и продолжает нормы международного права, в частности ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека:
«Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства» (ст. 22);
«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» (ст. 25).
Использование международных актов в построении российского здравоохранения является конституционным принципом, заложенным в основы конституционного строя:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Исходя из того что, Конституция имеет прямое действие, права и свободы человека, указанные в ней, характеризуются, как непосредственно действующие, определяющие смысл, содержание и применение принятых законов и иных правовых актов:
«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации» (ч. 1 ст. 15);
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов» (ст. 18).
Статья 41 вызывает интерес у населения прежде всего из-за проблемы, которая возникла с приходом в наше общество новых экономических отношений, платного и бесплатного оказания медицинской помощи. Проведя правовой анализ указанной статьи Конституции, попытаемся ответить на эти социально значимые и очень волнующие вопросы. Для этого детально разберем предложенную норму и сформулируем адекватный вывод.
Термин «каждый» говорит о единстве гражданина и человека, указывает, что данными правами и свободами наделены и граждане других государств, и лица без гражданства.
Необходимо акцентировать внимание на том, что нормы, входящие во вторую главу Конституции Российской Федерации, являются обязательствами и социальным планом исполнительной и законодательной власти. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь — одна из первостепенных социальных мер в демократическом мировом сообществе.
Продолжая анализировать ст. 41, отметим, что авторы действующей Конституции конкретизировали форму оказания медицинской помощи. Беря на себя дополнительные обязанности в этой области, государство в учреждениях здравоохранения, которые принадлежат ему самому, для своих граждан законодательно закрепляет бесплатную медицинскую помощь. Еще раз подчеркнем, что эта норма применяется только к гражданам Российской Федерации. Именно гражданам России медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается за счет средств соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений. Законодатель безошибочно, оправданно вводит эту норму. Открывая путь новым экономическим взаимоотношениям, законодатель отчетливо указывает, что рыночные отношения в социальной сфере, тем более в такой гуманной области, как здравоохранение, должны быть ограничены.
Медицинская помощь — это технологически сложная деятельность. Она состоит из определенных стадий: профилактики, установления диагноза, лечения, реабилитации. И каждая стадия требует немалых материальных затрат. Но законодатель подчеркивает, что бремя затрат в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения берет на себя государство. Граждане же непосредственно за оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения из своего кармана не платят: «Медицинская помощь. оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета. «.
«Соответствующий бюджет» означает, что в государственных учреждениях здравоохранения финансирование является обязанностью федеральных органов, в муниципальных учреждениях здравоохранения — региональных (муниципальных) органов.
В то же время авторы Конституции, понимая, что затраты в здравоохранении колоссальны и бюджеты могут не справиться, предоставляют возможность использования других законных источников финансирования.
Исходя из сказанного, приходим к следующим выводам:
1. Ст. 41 Конституции РФ освободила граждан Российской Федерации от непосредственной платы за оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
2. Ст. 41 предоставила право всем людям, находящимся на территории Российской Федерации, на охрану здоровья и медицинскую помощь.
3. Ст. 41 обязывает государство оказывать своим гражданам медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно.
4. Ст. 41 устанавливает, что бремя финансирования, оказания медицинской помощи гражданам возлагается на соответствующие бюджеты и страховые взносы.
От редакции журнала:
В связи с происходящими в стране изменениями ни у кого не вызывает сомнений равноправное существование в здравоохранении учреждений государственной, муниципальной и частной форм собственности, а также весьма широкое распространение платных медицинских услуг. В этой связи представляет интерес особое неординарное мнение Ю.Ю.Скобелева, изложенное в публикуемом сообщении и следующее из анализа положений ст. 41 Конституции РФ и ряда актов международного права. Надеемся, что публикация положит начало дискуссии о юридических аспектах проблемы, которые ранее при обсуждении ст. 41 Конституции затрагивались редко.
Заведующий отдела НИИ нейрохирургии
им. Н.Н.Бурденко РАМН, юрист
Ю.Ю.СКОБЕЛЕВ

Это интересно:  Имеет ли право пациент поменять лечащего врача 2019 год

Статья написана по материалам сайтов: ppt.ru, www.med-yurist-advokat.ru, www.lawmix.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector