+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право на бесплатную медицинскую помощь конституция 2019 год

Социально-политическая составляющая

По результатам расширенного заседания Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Советом было принято решение «О платных медицинских услугах в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», которое и легло в основу настоящей главы, тем более что проект решения был подготовлен мною.

Совет установил, что ч. 1 ст. 41 Конституции России гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

В то же время во время жесткого дефицита государственного финансирования было принято постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», которое в недавнем прошлом позволило здравоохранению выжить за счет денег граждан. Установленные правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи), в частности, и в государственных, и в муниципальных учреждениях здравоохранения.

В развитие этого постановления в субъектах РФ были приняты приказы о предоставлении платных медицинских услуг населению в государственных и муниципальных учреждениях с утверждением перечней платных медицинских услуг, куда вошли все возможные медицинские услуги, а не только дополнительные к гарантированному объему бесплатной помощи, как это предписано вышеуказанным постановлением Правительства РФ. Например, приказ Министерства здравоохранения Московской области 15.08.2005 г. «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения Московской области на платной основе» содержит около четырех тысяч видов медицинских услуг.

В этой ситуации платность медицинских услуг в России приобрела массовый характер. Возрастание количества платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения происходит, в частности, из-за ухудшения качества медицинской помощи в бесплатной системе здравоохранения, создании различных препятствий при ее оказании. Граждан «выдавливают» из бесплатной в платную систему здравоохранения, не оставляя им порой выбора.

Таким образом, даже частичное разрешение оказывать платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения предопределило неизбежность расширения этого сегмента за счет бесплатного.

Скрытая и явная платность в государственных и муниципальных учреждениях стала препятствием для получения медицинской помощи миллионами граждан России.

Большая часть населения России считает, что имеет право на медицинскую помощь, которая должна быть бесплатной и доступной, хотя уже не верит в возможность ее получения. Лишь малая часть населения способна оплачивать медицинскую помощь в полном объеме и меньше половины населения способно осуществлять частичную оплату.

По заявлению Федеральной антимонопольной службы России, в результате смешения платности и бесплатности в одном и том же учреждении деформирована структура цен на медицинские услуги; частные медицинские организации не способны конкурировать с государственными и муниципальными учреждениями, поскольку последние работают на всем готовом, и все, что получают от граждан, является их прибылью. Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» сегодня стало тормозом в развитии здравоохранения. Платные услуги развращают врачей. Денег в здравоохранении достаточно.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития сообщила, что провела массовую проверку платных медицинских услуг почти в половине субъектов РФ и выявила множество нарушений в этой сфере.

В то же время главные врачи государственных и муниципальных учреждений здравоохранения сообщают о явной недостаточности государственного финансирования, которое не покрывает необходимых затрат на медицинскую помощь. Заработные платы врачей в 2–5 раз меньше, чем они хотели бы иметь, коммунальные платежи и иные расходы по содержанию имущества государственных и муниципальных учреждений оплачиваются за счет платных услуг. Все это, по их мнению, предопределяет необходимость сохранения платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

После расширенного заседания Общественного совета, состоявшегося 12.11.2008 г., обсуждение этой темы достигло Президента России Д.А. Медведева, который на вопрос одного из журналистов[63]ответил следующее:

«…Все, что мы делали в рамках нацпроекта – вот это дополнительное медицинское оборудование, – это все, конечно, укладывается в действующий медицинский стандарт, и услуги на этом оборудовании должны оказываться абсолютно бесплатно. Если же кто-то пытается выкраивать, и, по сути, на имущество, медицинское оборудование, приобретенное за счет федеральных средств, еще что-то там зарабатывать, даже при понимании того, что это может быть и какая-то вполне легальная схема, значит, с этим нужно тоже разбираться, и на самом деле за это тоже нужно наказывать. Если есть информация о том, что это оборудование реально используется за деньги, вы мне дайте информацию, я поручу разобраться и Министерству здравоохранения, но и опять же той же самой прокуратуре. Потому что цель была ровно обратная – дать новое оборудование за счет федеральных средств, и чтобы на нем можно было проводить обследования абсолютно бесплатно».

«Минздрав внес в Правительство проект постановления о государственных гарантиях оказания бесплатной медицинской помощи на 2009 год, который увеличивает подушевой норматив гарантий на человека в год с 4,5 тыс. руб. в 2008 году до 7,6 тыс. руб., или на 70 %».[64]

Указанная в данном сообщении сумма касается не пациента, а гражданина России. При этом не все граждане ежегодно обращаются к врачам.

В этой ситуации Совет посчитал необходимым отметить

1. Оказание гражданам платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, где оказывается большинство всех медицинских услуг в РФ, противоречит ч.1 ст. 41 Конституции РФ, которую нельзя читать иначе, как: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданами бесплатно за счет … граждан».

2. Признание Конституционным Судом РФ постановления Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» не соответствующим ч.1 ст. 41 Конституции РФ в части оказания платных услуг гражданам в государственных и муниципальных учреждениях повлечет за собой право граждан на возврат уплаченных за эти услуги средств. Это может обанкротить систему здравоохранения.

3. Понятие «дополнительных» услуг к гарантированному перечню бесплатных медицинских услуг, декларированное законодательством, создает хаос, поскольку это понятие невозможно нормативно определить.

4. Одну услугу можно одновременно «продать» разным источникам финансирования: бюджетам – федеральному, региональному, муниципальному (ОМС, ДМС, научным исследованиям, предприятиям и организациям, гражданам и т. п.), что делает невозможным установить количество медицинских услуг в России, а также их истинную стоимость, а значит, провести корректные макроэкономические расчеты.

На основании изложенного Совет счел необходимым обратиться в различные государственные органы для разрешения следующих вопросов

1. Получение компетентных разъяснений законности оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

2. Вывод платных (за счет граждан) медицинских услуг из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, поскольку эти услуги уже оплачены из других источников финансирования.

3. Создание открытой, отвечающей возможностям и интересам населения России модели здравоохранения, не позволяющей манипулировать финансовыми потоками и возлагать бремя оплаты на граждан, уже оплативших медицинскую помощь посредством налогов, взносов иных обязательных платежей, или тем более на граждан, не способных оплачивать медицинскую помощь вовсе.

Правовая составляющая

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением (организационно-правовая форма, к которой, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения здравоохранения) признается организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В нашем случае такой функцией следует считать медицинскую помощь гражданам.

Представление населения России о том, что оно имеет право на бесплатную медицинскую помощь, базируется на приведенной ст. 41 Конституции РФ, поскольку никаких иных упоминаний бесплатной медицинской помощи Конституция РФ не содержит. В таком представлении данная норма выглядит как обязательство государства оказывать бесплатную помощь гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Такое понимание позволяет гражданам требовать реализации этой нормы права в суде, апеллируя к ней как к составной части (содержанию) права на медицинскую помощь. Вполне обоснованно предположение, что граждане при принятии Конституции РФ в 1993 г. голосовали именно за такое ее понимание, и в этом смысле неправомерно допускать ухудшения положения граждан иными толкованиями закона.

Но упомянутое выше постановление Правительства РФ предлагает читать эту статью иначе, а именно: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет… граждан».

Понятно, что получается тавтология, а не норма права, и так Конституцию РФ читать нельзя. Следует понимать, что не имеет значения, о какой медицинской помощи идет речь – об оказываемой в рамках базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи или о дополнительной к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (этих понятий Конституция РФ не знает). Важно – где оказывается помощь бесплатно. Это определено Конституцией РФ: в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. И важно, что после слова «бесплатно» можно поставить точку, поскольку именно в первой части сформулирован смысл обязательств государства и вытекающие из него обязанности государственных и муниципальных учреждений оказывать медицинскую помощь бесплатно – значит, в первой части сформулировано и право граждан.

Это интересно:  Права пациента рф определены тесты 2019 год

С точки зрения этого права гражданину все равно, из каких именно источников государство будет обеспечивать финансирование бесплатной медицинской помощи.

В этом смысле любое взимание денег с гражданина на территории государственного или муниципального учреждения следует расценивать как нарушение конституционной нормы.

Однако ряд экспертов считает, что смысл указанной конституционной нормы состоит в том, что она указывает не на право граждан на бесплатную помощь (поскольку прямо такое право не оговаривается), а на источники финансирования бесплатной медицинской помощи, то есть ключевым является не право на бесплатную помощь, а поименование источников финансирования бесплатной медицинской помощи, за счет которых эта помощь оказывается.

Однако такое толкование нельзя признать корректным по следующим причинам.

Решающий довод уже был высказан – при любом толковании нельзя оказывать помощь в государственных и муниципальных учреждениях гражданам бесплатно за счет граждан. Это исключает саму возможность оказания помощи за счет средств граждан в государственных и муниципальных учреждениях.

Кроме того, Конституция РФ – источник права граждан. Глава 2 Конституции РФ, куда входит и ст. 41, так и называется: «Права и свободы человека и гражданина». То есть в ней и содержатся нормы права граждан, а не указания на источники финансирования, с помощью формирования которых будет реализовано право (вообще-то Конституция РФ не должна опускаться до таких мелочей и конкретики).

Если приведенная норма – не источник права, а перечень источников финансирования бесплатной помощи, то оказание бесплатной помощи поставлено в жесткую зависимость от наличия этих источников – соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Тогда, если нет источников – нет и бесплатной помощи! И граждане не вправе требовать от государства бесплатной помощи и рассчитывать на нее, если нет соответствующего (а несоответствие всегда можно найти) бюджета и страховых взносов (как нет их сейчас, а есть «единый социальный налог»).

В споре с государством и его учреждениями об источниках финансирования и их достаточности гражданин обречен на поражение, поскольку будет спорить с ведущими экспертами страны (чиновниками и госаппаратом) о глубоко экономических, а не правовых материях, в то время когда человеку нужна медицинская помощь (иногда неотложная).

Получается, что такая трактовка лишает граждан права на бесплатную медицинскую помощь. А объемы и формы бесплатной помощи оказываются полностью в зависимости от возможностей, желания и понимания государственного аппарата организовать бесплатную медицинскую помощь. Это – тоталитарная модель, в которой говорить о праве граждан бессмысленно.

Точку в этом споре ставит понятие «других поступлений», поскольку оно является обобщающим для всех возможных источников, исключая, конечно, деньги граждан. С учетом этого довода норма выглядит вполне правовой, а именно: медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет любых источников финансирования, исключая деньги самих граждан.

Однако это было не полное поражение.

ВС РФ оставил постановление в силе, установив, что утвержденные «Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями».

Тем самым суд подтвердил, что медицинская помощь в рамках государственной программы государственных гарантий является для граждан бесплатной. Это положение вытекает из ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

Тогда взимание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения средств за виды помощи, входящие в программу государственных гарантий, противозаконно.Отмечу, что в базовую программу государственных гарантий входят практически все виды медицинской помощи, за редчайшим исключением типа косметической и пластической медицины – да и то, если речь не идет о восстановлении обезображенного лица или тела.

В то же время Верховный Суд РФ отмечает:

«В кассационной жалобе заявитель ссылается также на несоответствие Правил ст. 41 Конституции РФ, предусматривающей, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

С таким утверждением Кассационная коллегия согласиться не может, поскольку согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан в России гарантирован объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программами».

Здесь невозможно согласиться с Кассационной коллегией ВС РФ. Так, если в первом абзаце коллегия упоминает Конституцию РФ и Правила как коллизию, которую требует устранить заявитель (при этом суд напрямую не соглашается с конституционной нормой), то, отвечая ему, суд мотивирует свое мнение Основами законодательства, то есть нормой федерального закона (забыв о том, что федеральная норма ниже конституционной), которая звучит буквально так:

«…Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации…»

Как видно из последней нормы, она ничего не говорит о том, где именно граждане имеют право получить дополнительные медицинские и иные услуги, и, таким образом, данное правило не может быть распространено на государственные и муниципальные учреждения, поскольку подобное толкование непосредственно противоречит Конституции РФ, превращаясь в уже указанную тавтологию «бесплатно за счет пациента».

Поэтому не удивительно, что далее коллегия ВС РФ пишет: «Кроме того, вопрос о проверке конституционности постановления Правительства РФ отнесен законодательством к исключительной подведомственности Конституционного Суда РФ».

Поэтому ВС РФ разрешил этот спор в рамках своей компетенции, без учета положений Конституции РФ. Окончательное слово остается за Конституционным Судом РФ.

Уже было сказано, что, к сожалению, как это следует из нижеприведенных норм, обратиться в Конституционный Суд РФ простой гражданин не может. Поскольку у общественности возникают вопросы о конституционности постановления Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27, Правительству РФ, очевидно, имеет смысл самому обратиться в Конституционный Суд РФ для окончательного разрешения этого вопроса.

Извлечение из Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Извлечение из статьи 125 Конституции РФ:

2. Конституционный суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации…

Любое взимание денег в государственном или муниципальном учреждении здравоохранения может быть обжаловано следующим образом.

ОБРАЗЕЦ ИСКА О ВОЗМЕЩЕНИИ НЕПРАВОМЕРНО ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА

Межрайонный суд г. N

От Иванова Ивана Ивановича,

проживающего по адресу:

Иваново, ул. Ивановская, д. Х

Ответчик: поликлиника № Х г. N

ИСК

о возмещении неправомерно причиненного ущерба

19.07.2008 г. я обратился в поликлинику № Х г. N за медицинской помощью в связи с болью за грудиной. Мне было предложено сделать рентгеновский снимок на платной основе. Поскольку я беспокоился о своем здоровье, я не стал спорить и уплатил 200 руб. за снимок.

Поликлиника № Х г. N является муниципальным учреждением здравоохранения, что видно из ее статуса, указанного при входе в поликлинику, что, очевидно, подтверждается также и ее Уставом и свидетельством о регистрации юридического лица.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции РФ «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно…».

Согласно ч.1 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Таким образом, медицинская помощь муниципальным учреждением Поликлиникой № Х не может оказываться за счет взимания денег с граждан.

Это интересно:  Профессиональные права и обязанности медицинских работников 2019 год

На основании изложенного прошу обязать ответчика вернуть мне уплаченные Поликлинике № Х г. N 200 руб.

Квитанцию об оплате прилагаю.

В том случае, если с вас требуют деньги в государственном или муниципальном учреждении, а вы не готовы (и правомерно) их платить, в прокуратуру или суд может быть также направлено заявление об устранении нарушения права следующего характера.

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ ПРАВА

От Иванова Ивана Ивановича,

проживающего по адресу:

Иваново, ул. Ивановская, д. Х

Заявление

об устранении нарушения права

19.07.2008 г. я обратился в Поликлинику № Х г. N за медицинской помощью в связи с болью за грудиной. Мне было предложено сделать рентгеновский снимок на платной основе. Однако я считаю данное требование неправомерным по следующим основаниям.

Поликлиника № Х г. N является муниципальным учреждением здравоохранения, что видно из ее статуса, указанного при входе на территорию больницы, что, очевидно, подтверждается также ее Уставом и свидетельством о регистрации юридического лица.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции РФ «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно…».

Согласно ч.1 статьи 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Таким образом, медицинская помощь муниципальным учреждением Поликлиникой № Х не может оказываться за счет взимания денег с граждан, и попытка Поликлиники № Х г. N навязать мне платную услугу нарушает мои конституционные права.

На основании изложенного

1. Вынести представление на имя руководства указанной поликлиники об устранении нарушения права при оказании мне медицинской помощи.

2. Принять меры к отмене платных услуг в Поликлинике № Х г. N в дальнейшем.

Отмечу, что имеется письмо Минздравсоцразвития от 18.08.2008 г. № 5985 о платных медицинских услугах (ответ на запрос Росздравнадзора), из которого, в частности, следует: «Замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения недопустимо… Следует отметить, что дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий в субъектах Российской Федерации не является обоснованным аргументом обязательств государства по предоставлению гражданам бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами».

Конституция право на бесплатную медицинскую помощь

Определение Конституционного суда РФ от 24 января 2006 г. № 10-О разъясняет, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь должно включать также право на санаторно-курортное лечение. Но конституционного заключения не получили формы и способы реализации такого права. Такие вопросы реализуются законодательством субъектов Российской Федерации, т. е. федерального значения не приобрели. Это и говорит о дифференцированном подходе в решении этой проблемы. Одни категории граждан бесплатно получают санаторно-курортное лечение. К примеру, судьи, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и др. А в случае с другими категориями, мы говорим о необходимости обязательных условий для получения путевок: инвалидность, участие в Великой Отечественной Войне и т. д.

Статья 41 конституции рф

Мы также можем отметить проблемы, связанные с сокращением финансирования медицинского обслуживания, а также снижение уровня качества медицинского обслуживания. Тут же можно отметить проблемы с отсутствием конкретики в регулировании объема медицинских услуг, предоставляемых частными клиниками. Мы не можем говорить об отсутствии нормативной базы, способной охватить отмеченные выше проблемы.

Статья 41

Мы должны устранить негативные факторы, мешающие повышению эффективности реализации такого конституционного права, как право на бесплатную медицинскую помощь. При этом необходимо учитывать судебную практику, практику обращений в правоохранительные органы. Необходимо применять также опыт зарубежных стран. И главное помнить: улучшение охраны здоровья граждан, усиление конституционной гарантированности и защищенности прав и свобод человека в сфере здравоохранения должно иметь ценностное значение для страны.

  1. Азаров, А. А. Организационно-правовое обеспечение конституции-онного права граждан на медицинскую помощь / А. А. Азаров, И. А. Захаров, Н. В. Косолапова и др. // Здравоохранение. 2012. -№ 10.-С. 15–23.
  2. Лукашев, Е. А. Права человека / Е. А. Лукашева. М.: Изд-во НОРМА, 2013.

Статья 41. каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь….

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения. Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий*(184). Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья*(185).
За последние годы все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему служит значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.

Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации

Иной раз, они предпочитают заплатить свои личные денежные средства, будучи уверенными, что так у них есть больше шансов на эффективное лечение. Опять же еще раз отметим, что население считает бесплатное обслуживание менее качественным. Это правосознание, как и по другим вопросам, сложилось у населения не просто так.

Но практика последних 10–15 лет показывает снижение уровня качества медицинского обслуживания. Это и говорит о нарушении прав граждан на оказание медицинской помощи. [5] Но мы говорим не только о социальной направленности этого вопроса, поэтому вернемся к Постановлению. Оно закрепило объем госгарантий госуслуг, но несмотря на это существует открытый перечень предоставляемых сверх этого услуг (частных), которые и нарушают нормальное функционирование системы здравоохранения.
Это то, о чем уже отметили выше.

Медицина

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3.

Статья 41 конституции россии

Конституционное право на бесплатную медицинскую помощь

Таким образом, в сложившихся в то время обстоятельствах фиксирование в Конституции РФ финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья, включающих в себя комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию отдельных форм здравоохранения было продиктовано острой необходимостью срочного разрешения кризисных проблем на самом высоком уровне. Проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и финансирование программ развития здравоохранения возлагаются на Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации.

Проблемы реализации конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь

Ему могут быть переданы права по составлению заключений, обязательных для исполнения органами государственной власти по устранению нарушений прав граждан. [7] Тут же хотели отметить необходимость привлечения граждан в регулировании своих же прав на охрану здоровья. Социальный контроль и повышенное внимание окажут давление на порядок регулирования этого вопросами. Необходимо увеличить статистику обращений с этим вопросом в правоохранительные органы.
Необходимо усовершенствовать законодательное регулирование вопросов объема предоставляемых услуг: как государственных, так и частных, а также урегулировать вопросы ценообразования. Постараться решить вопрос с различием цен на рынке на одни и те препараты, хотя бы в пределах одного субъекта.

Конституция право на бесплатную медицинскую помощь

Текст Ст. 41 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год: 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. 1.

Конституция право на бесплатную медицинскую помощь в амбулаторных условиях

За что мы платим бесплатной медицине: взгляд юриста

Согласно Конституции медицина в России бесплатная, но на деле за бесплатные услуги часто приходится платить. Как возникло это противоречие, как пациентам отстоять право на бесплатную медицину рассказывает юрист Александр Саверский

Согласно Конституции медицина в России бесплатная, но на деле за бесплатные услуги часто приходится платить. О том, как возникло это противоречие, за счет чего существует и как пациентам отстоять свои права на бесплатную медицину, рассказывает юрист Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов.

Фото с сайта http://bg.ru

Россия больше 10 лет находится на 130 месте в мире по уровню доступности и качества медицинской помощи. Ответ на вопрос, почему, неочевиден. Недостаток финансирования? Но впереди нас – Узбекистан, не говоря уже об Украине и Белоруссии. По количеству врачей на душу населения Россия занимает 2-е место в мире, уступая только Италии. Врачи – есть, лекарства – есть, больницы имеются. Почему же 130 место?

Все четырнадцать лет своей работы Лига защитников пациентов занимается аналитикой, выявляя системные проблемы. В частности, мы ищем ответ на вопрос, почему плохо в системе здравоохранения России. Сейчас в здравоохранении – полный хаос, потому что не решены системообразующие вопросы – какие услуги платны, какие – бесплатны и каковы обязательные стандарты. Источник хаоса – в законодательстве.

В Конституции, в ч.1 ст. 41 написано: «Медицинская помощь гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет бюджета, страховых и иных поступлений». О чем эта статья? Если вы сейчас вдумаетесь, что вам предлагается бесплатно, то поймете, что, в действительности, вам предлагают базовую программу государственных гарантий определенного объема. Но в Конституции нет ни слова про объемы и гарантии? Там сказано другое. Бесплатно – где? В государственных и муниципальных учреждениях. Бесплатно – кому? Гражданам. Не «лицам имеющим медицинский полис», или «постоянно проживающим». А что касается объемов, медицинская помощь должна соответствовать принципу достаточности. Если она недостаточна – это не помощь. А если она избыточна – она небезопасна. Потому что любое медицинское вмешательство имеет побочные действия.

Итак, в государственном учреждении никто не вправе брать с граждан деньги за медицинскую помощь. Но разве это так? В Лигу защитников пациентов обратилась женщина из Владивостока. При внематочной беременности ей предложили на выбор два вида вмешательства: лапаротомию, это тяжелая полостная операция с кровопотерей, есть риск больше не забеременеть; и лапароскопию, этот вид вмешательства выполняется с помощью специального прибора, лапароскопа через небольшой прокол. Риски несопоставимы. Но лапароскопию предложили за деньги. Женщина заплатила. А потом спрашивает: «Я что-то не поняла, почему я заплатила-то?» А ей врачи говорят: «Лапароскоп наш, его больница купила на собственные средства». Как это – наш? На территории государственного учреждения – частный прибор?

Письмо этой дамы я переправил замминистра здравоохранения. Попросил объяснить ситуацию и дать ответ, должна ли была эта женщина платить за операцию. Мы постоянно слышим: «Хочешь таблетку, которая помогает – плати; хочешь штифт, который не ржавеет, – плати; хочешь сиделку, чистую палату – плати». Но где границы?

Я попросил пациентку разослать копию письма в территориальный фонд, департамент здравоохранения, в страховые компании. Минздрав России разбирался в этих вопросах четыре месяца. Окончательный вердикт замминистра был: «Ты знаешь, я не уверен, что она должна была платить. Но точно я тебе сказать не могу!»

Имели ли врачи право брать за операцию деньги? Фокус в том, что из министерства здравоохранения Приморского края было получено сообщение, что лапароскопия не входит в программу госгарантий, а из территориального фонда ОМС ответили, что входит. Если наверху не могут разобраться, что бесплатно, а что – нет, что остается пациенту?

Пример получился классический. И финал тоже. История кончилась тем, что пациентку вызвал к себе в кабинет главный врач и пообещал всю жизнь лечить бесплатно, если она откажется от претензий. И она написала заявление об отказе от претензии. Это тоже классика «разбора полетов». Врачи, когда на них «наезжают», начинают разговаривать по-человечески. В нашем случае пациентка не скандалила, а разговаривала, с правовой точки зрения, претензии свои выражала корректно и грамотно, поэтому реакция, слава Богу, была. Обычно ее просто не бывает.

Имеет право заплатить
С юридической точки зрения спор пациента с системой здравоохранения о том, что она должна ему бесплатно, просто безумен. Потому что когда с нас в государственных медучреждениях требуют деньги за то, что по Конституции нам положено бесплатно, то конституционная формула сразу звучит так: «Медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет граждан».

Создавая новые законы, государство увеличило хаос в здравоохранении. Согласно п. 1 ст. 84 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан» граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи. «Гражданин имеет право оплатить медицинскую помощь». Фантастическая формулировка, особенно для юриста. «Право оплатить». Во-первых, получается, хочу – плачу, хочу – нет. А во-вторых, заплатить это, вообще-то – не право, а обязанность (см. ч. 1 ст. 779 ГК РФ). Таким образом, в указанном законе имеется прямая подмена обязанности правом – по ГК РФ потребитель не может не заплатить, если услуга оказана, а обязанность невозможно считать правом.

Все эти лукавые формулировки понадобились для того, чтобы как-то обойти 41-ю статью Конституции. Нам говорят: «Ну, гражданин же нам сам деньги-то приносит». Таким образом, государство создает в здравоохранении правовую среду, где господствует не порядок, а нарушение здравого смысла и основных канонов гражданского законодательства. И это только усугубляет хаос. Так можно со 130-го места сползти еще ниже.

Владимир Маковский, «На приёме у доктора» (1900 г.); Фото с сайта http://www.wikipaintings.org

Здоровье – не услуга
В споре с государством по поводу платных услуг Лига защитников пациентов занимает позицию активную позицию. В 2011 году, за полтора месяца до принятия 323-го закона, провели интернет-голосование. Задали вопрос: «Считаете ли вы допустимым оказание платных услуг в государственных учреждениях?» Из десяти тысяч проголосовавших 88% сказали, что это недопустимо. Результаты были продемонстрированы правительству и главе государства. Но, к сожалению, здравоохранение продолжает развиваться в сторону платности.

На мой взгляд, главная проблема в том, что в нашей системе здравоохранения платят за услуги. Как только вы начинаете платить за услуги – не здоровье, а услуги. Здоровье и жизнь – бесценны. Поэтому цена, которую готов заплатить пациент, и реальная стоимость медицинских услуг не имеют друг к другу никакого отношения. Проще говоря, за здоровье человек готов отдать все, что у него есть. Так какой смысл брать с него меньше? Поэтому цена на медицинские услуги не поддается регулированию обычными экономическими методами. Одновременно существует зависимость пациента от исполнителя медицинских услуг. Страх и отсутствие специальных знаний лишают пациента воли, необходимой для свободного вступления гражданско-правовую сделку. Все это указывает на невозможность создания рынка этого вида услуг.

Был период, когда я вел телепередачу на канале «Домашний». И в одной из программ задал своему гостю, пластическому хирургу, вопрос. Речь шла о пациентке, девушке с внешностью фотомодели, которая погибла во время липосакции. Спрашиваю: «Приходит к вам пациентка, у нее некий воображаемый дефект, который она хочет исправить. Что будете делать?» – Он отвечает: «Я, конечно, ее отговорю». Я говорю: «А ваш сосед в клинике через дорогу не отговорит. Где через год окажетесь вы? Он – на Канарах, а вы, может быть, аптекарем станете или медбратом». Вот реальность частного бизнеса. Поэтому разговор об этичности медицинского бизнеса – демагогия.

Я уже не говорю о навязанных услугах. Бывает, что диагноз поставлен, лечение проведено, а в действительности, заболевания никакого не было. Пациент счастлив, что его вылечили, а он и не болел. При платной медицине этот процесс неизбежен. Цель любого ООО, АО, ИП – не удовлетворенность пациентов, не их здоровье, а извлечение прибыли, так в уставе у них и записано.

Справка
Александр Саверский возглавляет Лигу защитников пациентов 14 лет. Эта организация создана в 2000 году, в ее создании учувствовали пациенты 47 регионов.

Статья написана по материалам сайтов: spravka-z.ru, www.miloserdie.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector