+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Права заключенных на получение медицинской помощи 2019 год

Вопрос о лицензировании отдельных видов медицинской деятельности в следственных изоляторах (соответствующие данные Росздравнадзора были представлены на сайте www.narcom.ru, http://narcom.ru/publ/info/828 ) носит отнюдь не формальный характер. Дело в том, что адвокатам, работающим с заключенными под стражу подзащитными, иной раз приходится сталкиваться с ситуациями, когда в СИЗО не могут оказать эффективную помощь по имеющемуся у заключенного заболеванию, в то время как состояние здоровья заключенного либо продолжает оставаться неудовлетворительным, либо даже существенно ухудшается.

При этом известно, что суды, рассматривающие ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого в тюрьме, всегда дают оценку и тому, может ли обвиняемый содержаться под стражей с учетом его состояния здоровья. Но оценка эта, как известно, дается на основании представленной следственным изолятором справки стандартного содержания: состояние здоровья удовлетворительное, медицинская помощь оказывается, участвовать в процессуальных действиях может.

Любые доводы защиты о том, что состояние здоровье заключенного за период содержания под стражей лишь ухудшается разбиваются» именно об эту справку СИЗО в половину листа, содержание которой суд, в подавляющем большинстве случаев, не имеет оснований ставить под сомнение.

Так ли это на самом деле?

Следственный изолятор имеет в своей структуре медсанчасть (в иных же СИЗО может располагаться и больница) — т.е. учреждение, осуществляющее медицинскую деятельность.

В соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ. А именно.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08.08.2001 г., статья 17 — п. 96, медицинская деятельность отнесена к тем видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Существует Постановление Правительства РФ №30 от 22.01.2007 г. «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности». Последнее определяет порядок лицензирования медицинской деятельности на территории РФ, в т.ч. юридическими лицами — федеральными бюджетными учреждениями «следственные изоляторы». Приложением к этому приказу приведен перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности.

Соответственно, приказом Минздравсоцразвития России №323 от 10.05.2007 г. утвержден порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической и иной медицинской помощи. В приказе также приведен перечень медицинских работ (услуг) и указано на необходимость наличия лицензии. И наконец, существует совместный приказ Минздравсоцразвития России №640 и Минюста России №190 от 17.10.2005 года «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». П. 13 этого приказа обращает внимание на то, что учреждение, в котором медицинская часть является его структурным подразделением, исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся в нем лиц, по видам медпомощи, согласно полученной лицензии на медицинскую деятельность.

Иными словами, если следственный изолятор не располагает лицензией на осуществление медицинской деятельности (что встречается весьма редко) либо в лицензии, которой располагает СИЗО, не приведены необходимые заключенному виды медицинской помощи, то такую медпомощь СИЗО должно предоставлять заключенному с привлечением врачей иного лечебно-профилактического учреждения, либо должно разрешить допуск к нему врачей — специалистов из гражданских ЛПУ, в т.ч. за счет средств с его лицевого счета.

Несоблюдение вышеизложенного, при условии наличия реальной проблемы с состоянием здоровья заключенного, является основанием говорить о том, что надлежащая медицинская помощь в следственном изоляторе заключенному не оказывается (либо оказывать не может).

На сайте Росздравнадзора можно найти номера и сроки действий лицензий, но сведения о том, какие именно виды медпомощи лицензии включают, там нет. Поэтому мы и разместили поступившие к нам данные Росздравнадзора по лицензированию видов меддеятельности в СИЗО. В таблице приведены сведения только по СИЗО Москвы и Санкт-Петербурга. На момент, когда эти данные понадобятся для разрешения конкретных ситуаций, эти данные, конечно же, могут устареть. Кроме того, для обоснования соответствующих доводов в суде, как известно, требуется оригинал соответствующего ответа Росздравнадзора, а не таблица с сайта Интернет.

Получить такой ответ просто. Для этого необходимо направить в Росздравнадзор обращение (см. копия) и оплатить госпошлину в размере 10 рублей ( см. квитанцию). В течение месяца заявитель (им может быть не только адвокат, но и любой гражданин) обычно получает ответ.

Если заключенный под стражу подзащитный действительно болен и нуждается в надлежащей медицинской помощи, которая при этом в следственном изоляторе ему не оказывается по объективным причинам (нет соответствующих врачей — специалистов, оборудования и т.д.), а при этом защита сталкивается с отказами уполномоченных лиц (будь то следователь, суд или администрация СИЗО) в допуске к нему врачей из иного (гражданского) медучреждения, на что заключенный имеет право в соответствии со ст. 26 Федерального закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п. 58 вышеуказанного совместного приказа Минздравсоцразвития и Минюста №№ 640 / 190 от 17.10.2005 г., заключенный (в т.ч. через своего защитника) вправе обратиться в суд в порядке ст. 255 ГПК — с обжалованием действий должностных лиц — администрации следственного изолятора, что как показывает практика, бывает эффективным.

Эффективным будет и обращение в медицинское управление территориального органа ФСИН или в медицинское управление ФСИН России, поскольку требования заключенного о допуске врачей в СИЗО, при отсутствии у СИЗО надлежащей лицензии, в любом случае основано на законе.

Указанные по тексту нормативные правовые акты просьба сверять с действующими редакциями.

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ

Актуальность темы обусловлена тем вниманием, которое в настоящее время руководством страны обращается на реализацию основополагающих конституционных прав граждан России, связанных с охраной здоровья. Реализация этих прав требует не только финансового, материально-технического, кадрового обеспечения, но и научного обоснования. С целью реализации правового регулирования прав на охрану здоровья, проводится анализ реализации конституционного права на охрану здоровья осужденных и оказание им медицинской помощи. Задача которого — рассмотреть политику здравоохранения, направленную на обеспечении возможности реального получения высококвалифицированной медицинской помощи. Правовая система государства обязана обеспечивать соблюдение норм, регулирующих вопросы реализации прав на охрану здоровья и оказания медицинской помощи осужденным.

Порядок, регламентирующий реализацию конституционного права на выбор лечащего врача и медицинской организации, не распространяется на задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, ареста либо административного ареста [4, 36-38].

Вышеназванным гражданам реализация права выбора лечащего врача и лечебного учреждения происходит на основании норм закона, в которых содержатся положения, отличающие предоставление медицинской помощи в связи с особенным их состоянием. Таким образом, для указанных лиц на законодательном уровне предусмотрен особый порядок реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. А именно реализация конституционного права на охрану здоровья осуществляется следующим образом. Право на охрану здоровья имеют осужденные граждане к лишению свободы, исправительным работам и отбывавшие другие виды наказаний.

Правовое регулирование права на охрану здоровья задержанных, заключенных под стражу граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста либо административного ареста регламентировано Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ. Право на охрану здоровья обеспечивается созданием благоприятных условий содержания их под стражей и в других учреждений, где осужденные отбывают наказание [2].

Медицинская помощь лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ареста, лишения свободы либо административного ареста предоставляется в учреждениях уголовно – исполнительной системы. Если невозможно медицинскую помощь оказать в таких учреждениях, то они, смогут получить ее в организациях государственной и муниципальной системах здравоохранения. Также они обладают правом пригласить медицинских работников для дачи консультаций относительно разных видов заболеваний.

Под невозможностью представить медицинскую помощь в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) понимается отсутствие медицинского работника, являющегося специалистом соответствующего профиля или квалификации, медицинского оборудования, условий для оказания необходимого объема медицинской помощи. Также невозможности транспортировки в другое учреждение УИС больного в силу его заболевания, если это повлечет еще больший вред его здоровью или создает угрозу жизни [3].

В медицинских организациях этим лицам оказываются все виды медицинской помощи. Первичную медико–санитарную помощь, в том числе специализированную, высокотехнологичную и паллиативную медицинскую помощь, осуществляемую в соответствии с договором, который заключается между учреждением УИС и медицинской организации. Также оказывается скорая медицинская помощь, в том числе специализированная, которая предоставляется в экстренной, и неотложной форме, как в медицинских организациях, так и вне их с учетом соблюдения требований к срокам ее оказания.

В рамках оказания первичной медико–санитарной помощи для консультации приглашаются врачи. Руководитель учреждения уголовно-исполнительной системы в течение одного рабочего дня осуществляет передачу письменного запроса в медицинскую организацию о необходимости проведения консультации. Передача такого запроса происходит с момента определения показаний. Врачи-специалисты изучают медицинскую документацию, полученную от учреждения уголовно-исполнительной системы, проводят медицинские осмотры, обследования и лечения вышеуказанных лиц.

Права осужденных в сфере оказания медицинской помощи реализуются в соответствии с вышеуказанными Правилами, регламентирующие порядок предоставления им медицинской помощи. Данные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1466 [3].

Граждане при выборе врача и медицинской организации имеют право на получение информации о медицинской организации, о врачах, об уровни их образования и квалификации.

Замена медицинской организации осуществляется с помощью подачи заявления руководителю. В заявлении необходимо указать причины такой замены. В течение трех рабочих дней со дня получения заявления руководитель организации обязан проинформировать пациента о врачах соответствующей специальности и сроках оказания медицинской помощи указанными врачами. Именно на основании представленной информации пациент осуществляет свой выбор [4,36-38].

Это интересно:  Права несовершеннолетних при оКазании медицинской помощи 2019 год

При реализации права по выбору лечащего врача и медицинской организации каждому человеку принадлежит право на получение достоверной информации относительно сведений о медицинской организации, медицинском работнике, об уровне его образования, квалификации и другой необходимой информации, которая нужна пациенту. Но информация должна сообщаться в доступной для пациента форме. В том числе такая информация может быть размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, осужденные имеют право на получение информации о состоянии своего здоровья. Правовое регулирование реализации конституционного права граждан на охрану здоровья осуществляется вследствие получения соответствующей информации. Осужденный либо его представитель вправе получать медицинские документы, их копии и выписки, в которых содержится информация о состоянии здоровья. Медицинскую документацию представитель может получить путем обращения к руководителю уголовно-исполнительной системы, который должен обеспечить предоставление информации через медицинские организации, медицинских работников на основании предоставления письменного заявления. Процедура предоставления медицинской документации регламентирована на законодательном уровне, то есть уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако в настоящее время на законодательном уровне порядок и сроки представления медицинской документации не уточнены. Очевидно, выдача медицинских документов, их копий и выписок из них фиксируется соответствующей записью в журнале выдаче медицинских документов.

Таким образом, правовая система государства обязана обеспечивать соблюдение норм, регулирующих вопросы реализации прав на охрану здоровья и оказания медицинской помощи осужденных.

Список литературы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ) /»Российская газета», N 7, 21.01.2009.

3. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1466 “Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы”/ «Собрании законодательства Российской Федерации», 07.01.2013, N 1, ст. 61.

4. Пучкова В.В. Особенности реализации конституционного права выбора лечебного учреждения для граждан, проживающих в закрытых местностях // Проблемы права. 2016. № 1. С.36- 38.

Право осужденных на оказание медицинской помощи должно соблюдаться!

Одной из сфер, постоянно находящихся на контроле Уполномоченного по правам человека в Архангельской области Л.В. Анисимовой, является соблюдение прав граждан, содержащихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В частности, урегулирование порядка направления для оказания медицинской помощи осужденных, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении, является одним из существенных условий соблюдения их законных прав и интересов.

Стоит отметить, что указанные лица пользуются правами, свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, но с некоторыми предусмотренными законом ограничениями. Однако эти ограничения не включают право на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированное каждому статьей 41 Конституции Российской Федерации.

В 2016 году обратиться в адрес министра юстиции РФ А.В. Коновалова Уполномоченного побудили поступающие обращения от осужденных и их родственников по проблеме оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях, а также систематически возникающие в ходе их рассмотрения вопросы, которые не удается разрешить, в том числе при обращении Уполномоченного в органы прокуратуры.

В соответствии с пунктами 10, 132 Порядка лица, осужденные к лишению свободы, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении, другие осужденные, подозреваемые и обвиняемые, не содержащиеся под стражей (охраной), получают медицинскую помощь в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства или отбывания наказания на равных условиях с другими гражданами РФ.

Лишь при отсутствии возможности оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения разрешается помещать указанных лиц — с их согласия — для стационарного лечения в больницы уголовно-исполнительной системы.

В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) Основы об охране здоровья граждан, в соответствии с которыми устанавливался Порядок, утратили силу. Однако никаких изменений в Порядок при этом внесено не было.

В настоящее время права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи регламентированы статьей 26 Федерального закона № 323-ФЗ.

Согласно части 1 указанной статьи лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона № 323-ФЗ при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, пункты 10, 132 Порядка не в полной мере соответствуют действующему законодательству. Имеющееся противоречие между федеральным законодательством и подзаконным актом в части определения места прохождения лечения для осужденных, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении, отсутствие четкого механизма реализации данного права может привести и в отдельных случаях приводит к нарушению установленных прав указанной категории лиц.

Так, в адрес Уполномоченного на протяжении многих лет поступают устные и письменные жалобы на направление лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях, для стационарного лечения и обследования в лечебные учреждения уголовно-исполнительной системы. Такие факты подтверждаются в ходе проводимых Уполномоченным посещений соответствующих учреждений, в т.ч. Больницы ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России.

В связи с изложенным Уполномоченным в адрес руководства УФСИН России по Архангельской области, ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, прокуратуры Архангельской области неоднократно направлялись обращения с требованием урегулировать имеющиеся противоречия, которые не должны создавать препятствий для реализации прав осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, на оказание медицинской помощи.

Однако позиция ведомства, как и позиция прокуратуры Архангельской области, по данному вопросу основана на действии приоритета Федерального закона № 323-ФЗ, согласно которому лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в том числе в колониях-поселениях, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения только при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Это на практике приводит к тому, что осужденные к отбыванию наказания в колонии-поселении под давлением, «добровольно» пишут соответствующие заявления и фактически проходят лечение в подведомственных ФСИН лечебно-профилактических учреждениях. При этом следует отметить, что для данных учреждений не определен какой-либо режим отбывания наказания – в них совместно содержатся лица, отбывающие наказание в колониях-поселениях и особого режимов, впервые и повторно отбывающие наказание.

Уполномоченный, резюмируя вышесказанное, считает необходимым отметить, что возникшая юридическая коллизия препятствует нормальной работе правовой системы, нередко ущемляя права граждан, а также сказывается на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка. Изложенные положения законодательства, противоречащие друг другу, затрудняют применение законодательства, предоставляя компетентным органам легальную возможность исполнять законодательные акты по усмотрению.

В связи с изложенным и в целях повышения гарантий соблюдения прав осужденных, особое внимание в обращении к министру юстиции РФ Уполномоченный обратил на то, что положительный результат при решении данной проблемы и выработки единообразного подхода к указанному вопросу может быть достигнут только путем принятия эффективных мер на федеральном уровне.

Полученный ответ Министерства юстиции подтвердил позицию Уполномоченного: Порядок оказания заключенным под стражу и осужденным медицинской помощи «нуждается в переработке». Как сообщает Минюст России, в настоящее время им проводится работа по подготовке нормативного правового акта, регулирующего порядок организации оказания медицинской помощи, в т.ч. в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, по согласованию с Минздравом России.

С удовлетворением хочется отметить, что, после изучения аргументированного обращения Уполномоченного, доводы, и предложения, изложенные Л. Анисимовой, нашли поддержку в Министерстве юстиции РФ.

Как следует из ответа Минюста РФ от 04.05.2016, при разработке указанного проекта нормативного правового акта будут учтены замечания и предложения Уполномоченного по правам человека в Архангельской области относительно соблюдения прав граждан, содержащихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Полагая, что данная проблема касается не только учреждений ФСИН, расположенных в Архангельской области, Л. Анисимова выражает надежду, что разрабатываемый нормативно-правовой акт значительно повлияет на совершенствование порядка оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ НА ОКАЗАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В статье проводится сравнительный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы оказания медицинской помощи гражданам России, в том числе осужденным лицам. Предлагаются меры по повышению эффективности деятельности медицинской службы УИС и соответственно качества оказываемой медицинской помощи осужденным.

Всеобщая Декларация прав человека 1 провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания его здоровья и его семьи. Ст. 41 Конституции Российской Федерации [1] [2] закрепляет право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Это интересно:  Особенности рассмотрения дел о признании гражданина недееспособным 2019 год

В ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] определено, что «охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи».

Ст. 18 Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» все граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с действующим законодательством РФ. Гарантированный объем такой помощи предоставляется им в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

При заболевании, в случае утраты трудоспособности у граждан возникает необходимость обращаться в медицинские учреждения за такими видами медицинской помощи, как первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая специализированная медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия:

  • — по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний;
  • — медицинской реабилитации;
  • — наблюдению за течением беременности;
  • — формированию здорового образа жизни;
  • — санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Данный вид медицинской помощи оказывается в соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н [4] .

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах. Формами оказания первичной медико-санитарной помощи являются оказание ее в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:

  • -первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
  • — первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врача- ми-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, офисов врачей общей практики (семейных врачей), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
  • -первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врача- ми-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, высокотехнологичную медицинскую помощь.

Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

  • — по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
  • — в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», с учетом порядка оказания медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Порядок организации оказания специализированной медицинской помощи утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. № 243н [5] .

Сведения об учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, доводятся органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения до населения и медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь.

Направление пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные государственные учреждения осуществляется в следующих случаях:

  • -необходимость установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствием эффекта от проводимой терапии;
  • — отсутствие эффекта от повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, в том числе хирургических, а также высокотехнологичной медицинской помощи;
  • — высокий риск хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний;
  • — необходимость дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями для последующего хирургического лечения с применением высокотехнологичной медицинской помощи;
  • -необходимость повторной госпитализации по рекомендации федерального государственного учреждения.

Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. №916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи» [6] .

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками. Порядок ее оказания регламентирован приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» [7] .

Данный вид медицинской помощи оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

Вне медицинской организации скорая медицинская помощь оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи.

В амбулаторных и стационарных условиях скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Основной функциональной единицей станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада скорой медицинской помощи, в том числе педиатрическая, интенсивной терапии и другие специализированные бригады. Выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на фельдшерские и врачебные.

Под паллиативной медицинской помощью понимается комплекс мер, направленных на улучшение качества жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, включающий медицинскую, социальную и психологическую поддержку больного и членов его семьи. Медицинские вмешательства при оказании паллиативной помощи пациенту направлены на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

По формам медицинская помощь подразделяется в зависимости от причины, повлекшей медицинское вмешательство:

  • — экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  • — неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
  • — плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Изолируя преступника от общества и помещая его в специальное учреждение, государство берет на себя обязанность не только исполнить наказание, но и сохранить при этом его здоровье.

Правом на получение медицинской помощи обладают и лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста. Их временный правовой статус не может ни в коей мере умалять их человеческое достоинство, охрана их жизни и здоровья — обязанность государства.

Статья 26 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи. В ней отмечено, что данные лица имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медико-санитарное обеспечение осужденных основывается на тех же принципах и осуществляется в том же объеме, что и в отношении всех граждан России. Медико-санитарное обеспечение осужденных осуществляется медицинскими частями учреждений исполнения наказаний, которые являются их структурными подразделениями.

Ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [8] охрана здоровья осужденных определяется как одна из важнейших задач деятельности администрации учреждений исполнения наказаний и всей уголовно-исполнительной системы.

Право на получение медицинской помощи лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, закреплено также нормами УИК РФ [9] .

Ст. 60.6 УИК РФ предусматривает, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к принудительным работам оказывается в соответствии с законом и установленным УИК РФ порядком отбывания наказания. Ст. 72 УИК РФ закрепляет, что осужденным предоставляется медицинская помощь. Ст. 101 УИК РФ предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 [10] , и законодательством Российской Федерации.

Это интересно:  Заявление о признании гражданина недееспособным образец 2019 2019 год

Для медицинского обслуживания осужденных в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, — лечебные исправительные учреждения.

Медицинская служба УИС является составной частью государственной системы здравоохранения и должна обеспечивать реализацию права осужденных на охрану здоровья, получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Медицинская помощь должна оказываться в объеме, предусмотренном программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи для учреждений соответствующего уровня и по видам медицинской помощи согласно полученной лицензии.

Медико-санитарное обеспечение осужденных включает в себя: амбулаторное, стационарное и специализированное лечение, санитарный надзор и аптечное обеспечение, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий; определение трудоспособности осужденных и их правильное трудоустройство; выявление и принудительное лечение алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих венерическими заболеваниями, организацию работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний и другие мероприятия.

Медико-санитарное обслуживание осужденного начинается с момента его поступления в исправительное учреждение. Предоставляемая в исправительных учреждениях лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения. Медицинская часть учреждения осуществляет:

  • — медицинское обследование осужденных с целью выявления заболеваний;
  • — диспансерное наблюдение и учет осужденных;
  • -лечение больных осужденных с использованием средств и методов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения;
  • — хранение и выдачу осужденным лекарственных средств, иных изделий медицинского назначения;
  • -определение медицинских противопоказаний по профессиональной пригодности осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду;
  • — проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации.

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 декабря 2012 г. № 1466 «Об утверждении правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» [11] в соответствии с которыми под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы согласно названным правилам понимаются:

  • -отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи;
  • — ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, может повлечь за собой ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью.

Приказом Минздравсоцразвития России, Минюста России от 17 октября 2005 г. №640/190 утвержден «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» [12] . Им предусмотрено, что медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения. Порядок закрепляет, что медицинские службы федеральных органов исполнительной власти обеспечивают соблюдение прав пациента при оказании медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, осужденным, за исключением ограничений, предусмотренных федеральными законами.

Основным принципом деятельности медицинских служб при этом является обеспечение:

  • — соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на охрану здоровья и государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь;
  • — приоритета профилактических мер в области охраны здоровья;
  • — доступности медицинской помощи.

Проведя сравнительный анализ нормативно-правовых актов, которые регламентируют вопросы оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, в том числе и лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, можно констатировать, что основная нагрузка на медицинскую службу уголовно-исполнительной системы ложится в виде оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также первичной медико-санитарной помощи, которая в зависимости от уровня образования и степени квалификации медицинского работника может оказываться в порядке первичной доврачебной, первичной врачебной либо первичной специализированной медико-санитарной помощи. Практика оказания медицинской помощи свидетельствует о том, что чем раньше и качественнее она будет проводиться, тем более благоприятный исход будет наблюдаться у пострадавшего, тем меньше вероятность возникновения у него различных осложнений.

В связи с вышеизложенным нами предлагается в первую очередь направить усилия медицинской службы УИС на подготовку и переподготовку медицинских работников по оказанию скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оборудованию и укомплектованию в каждом лечебном учреждении и медицинской части специализированных кабинетов в соответствии с требованиями нормативных документов Министерства здравоохранения Российской Федерации, обеспечить круглосуточные дежурства из числа среднего медицинского персонала и врачебного состава, для скорейшего проведения медицинской эвакуации пострадавших, изыскать возможности приобретения специализированного медицинского транспорта. Выполнение указанных мероприятий, на наш взгляд, позволит существенно повысить качество оказываемой медицинской помощи осужденным, особенно в исправительных учреждениях, удаленных от федеральных и муниципальных лечебных организаций.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами России о поправках к Конституции России от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций вра- чей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

Приказ Минздрава России от 10.12.2013 № 916н «О Перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи» (зарег. в Минюсте России от 25.12.2013 № 30804) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (зарег. в Минюсте России от 16.08.2013 №29422) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 № 543н (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (зарег. в Минюсте России от 27.06.2012 № 24726) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2010 № 243н «Об организации оказания специализированной медицинской помощи» (зарег. в Минюсте России от 12.05.2010 № 17175) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

Приказ Минздравсоцразвития РФ, Минюста России от 17.10.2005 №640/190 (с изм. от

06.06.2014) «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (зарег. в Минюсте России от 01.11.2005 № 7133) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

Приказ Минюста России от 3.11.2005. №205 (ред. от 12.02.2012 с изм. от 07.02.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (зарег. в Минюсте России от 14.11.2005 № 7161) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2015).

Статья написана по материалам сайтов: izron.ru, xn--80aaabemgbul1ce2cwag7hpe.xn--p1ai, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector