+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Права медицинских работников на социальное обеспечение 2019 год

Название Проблемы правового регулирования труда и социального обеспечения медицинских работников в российской федерации возникновение, изменение и прекращение трудового договора с медицинскими работниками по новому российскому трудовому законодательству.
страница 4/4
Дата 21.10.2012
Размер 0.56 Mb.
Тип Закон
источник

Трудовые споры в сфере здравоохранения

В заключении настоящего исследования хотелось сказать еще об одной проблеме правового регулирования труда медицинских работников, которая, казалось бы, решена в новом Трудовом кодексе РФ — проблема правового разрешения трудовых споров в сфере здравоохранения. Несмотря на то, что принятый почти год назад Трудовой кодекс РФ отказался от предварительного внесудебного порядка разрешения большинства трудовых споров в комиссии по трудовым спорам, осталась нерешенной проблема существования преклюзивных (пресекательных) сроков обращения за защитой в юрисдикционные нарушенных прав медицинских работников. При заявлении требований о признании увольнения незаконным — один месяц со дня выдачи копии приказа об увольнении или трудовой книжки и три месяца по всем остальным категориям дел по разрешению трудовых споров. Чем руководствовался законодатель при решении данного вопроса, устанавливая такой непродолжительный срок, нам представляется не совсем ясным. При этом стоит сказать о том, что законодатель никак не учитывает то обстоятельство, что увольнение как таковое вызывает огромный стресс и переживание даже у работника, работающего только с техническими средствами.

Медицинские же работники, которые всегда работают с людьми, даже с применением технических средств, переживают еще более глубокие потрясения (особенно врачи-хирурги, анестезиологи-реаниматологи, операционные медицинские сестры), что зачастую является основной причиной пропуска ими одномесячного преклюзивного срока притом, что в последние годы участились случаи нарушения трудовых прав медицинских работников при попустительстве официальных профессиональных союзов работников здравоохранения. Поэтому, с нашей точки зрения, данная проблема требует немедленного законодательного решения с учетом того обстоятельства, что существование преклюзивных сроков вообще не предусмотрено Конституцией РФ*. Существование же такого короткого преклюзивного срока, с нашей точки зрения, явно противоречит такой основе Конституционного строя России, как охрана труда и здоровья людей. Здесь нельзя не сказать и о том, что суды зачастую рассматривают трудовые споры медицинских работников в течение более длительного времени (нескольких месяцев и даже нескольких лет), чем это допускается Гражданским процессуальным кодексом РФ (в десятидневный срок со дня поступления заявления). Однако это проблема касается не только медицинских, а всех категорий работников.

* Статья 46 Конституции РФ.

И, наконец, вторая проблема, которая, на наш взгляд, не совсем ясно освещается в научной литературе — это проблема пассивности медицинских профессиональных ассоциаций при разрешении трудовых споров. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан не предусматривают участия данных общественных организаций в разрешении трудовых споров, что, на наш взгляд, не совсем правильно. Причиной этого является разночтение положений данного закона и Трудового кодекса РФ в наименованиях указанных организаций. С нашей же точки зрения, в данном вопросе стоит следовать положениям Гражданского кодекса РФ, который применительно к союзам (ассоциациям) юридических лиц указал на тождество данных наименований. Следуя аналогии гражданского законодательства, требуется установить подобное тождество и для объединений физических лиц, дав законодательное определение профессиональных медицинских ассоциаций (а не только определив некоторые из задач и целей их деятельности), как это сделано в статье 62 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Решение проблемы обеспечения трудовых прав и обязанностей медицинских работников во многом будет способствовать становлению в Российской Федерации гражданского общества. Ведь уровень развития социального государства, к коим в соответствии со статьей 7 Конституции РФ относится и Россия, определяется не столько по уровню промышленного производства и уровню развития товарно-денежных отношений, сколько по уровню обеспечению таких неотъемлемых прав человека, как право на жизнь и здоровье. И в этом решающую роль должно сыграть повышение правовой и нравственной культуры не только пациентов, но и самих медицинских работников, значение труда которых для общества и государства оценить невозможно.

^ Социальное обеспечение медицинских работников

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о досрочных пенсиях по старости, назначаемых медицинским работникам в связи с осуществлением ими лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан, который в настоящее время урегулирован Федеральным законом О трудовых пенсиях в РФ»* и постановлением Правительства «О порядке исчисления специального стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости по основаниям, предусмотренным статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Главная и неразрешимая до сих пор проблема — это проблема определения круга лиц, которым должна назначаться досрочная пенсия по старости независимо от возраста. Законодатель дал право на получение досрочной пенсии по старости независимо от возраста только тем категориям медицинских работников, которые работали полный рабочий день в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. И если первое ограничение выглядит вполне оправданным, то второе носит явный антиконституционный характер, поскольку дифференциация социального обеспечения в зависимости от других факторов, нежели обеспечение обороноспособности и безопасности государства или прав и свобод других лиц, недопустима.

Недостаточно убедительными выглядят аргументы сторонников сохранения необходимости этого ограничения — а именно наличие более низкой заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения по сравнению с учреждениями частной системы здравоохранения. Однако если в Советском Союзе такое считалось вполне возможным то, в современной России стоит применять другие методы борьбы с оттоком кадров из государственной и муниципальной системы здравоохранения — создание нормальных условий труда и повышение заработной платы, а не установление несправедливой дифференциации граждан в сфере пенсионного обеспечения в зависимости от формы собственности работодателя, у которого работал тот или иной гражданин.

Другая проблема, которая встала на практике — это проблема дифференциации стажа, дающего права на досрочную пенсию по старости независимо от возраста в зависимости от местности, в которой осуществлялась лечебная или иная деятельность по охране здоровья — городской или сельской. Указанное различие имеет свои корни еще в советской системе пенсионного обеспечения медицинских работников, когда для них существовали пенсии за выслугу лет — с 1925 года*. Оно связано с тем, что в период массовой индустриализации страны существовал значительный отток населения из сельской местности в городскую и для того, чтобы сохранить кадровый потенциал сельского здравоохранения вводились значительные льготы для лиц, работавших в сельской местности (позже они были распространены и на лиц, работавших в поселках городского типа). В то же самое время для других категорий работников организаций социально-культурной сферы (например, учителей школ и других лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей) дифференциации специального стажа (выслуги лет) в зависимости от местности выполнения работы никогда не производилось.

* См. подробнее: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. «Право социального обеспечения в РФ». М. 2001. С. 330.

Установление пониженного размера специального стажа, равно как и льготного исчисления периода работы в сельской местности для лиц, работавших как в сельской местности и (или) в поселках городского типа, так и в городах, опять-таки связано с желанием решить проблемы более тяжелых условий труда в сельской местности повышением уровня не компенсаций, предоставляемых в связи с осуществлением такого рода деятельности, а социальных выплат. При этом производится льготное исчисление специального стажа, несмотря на то что подобная льгота, с одной стороны, опять же несправедливо установлена, а с другой — не обеспечена соответствующей суммой взносов на обязательное пенсионное страхование. В конечном счете, в данной ситуации страдают медицинские работники, чья пенсия даже при выслуге в 50 лет не достигает даже величины прожиточного минимума. Поэтому многие из них продолжают работать, поскольку новый Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» уравнял работающих пенсионеров в правах на получение пенсии с неработающими.

По-прежнему остро стоит проблема определения соответствия наименования должностей работников здравоохранения и учреждений здравоохранения, указанных в списках, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, с теми, которые указаны в трудовых книжках и других документах, представляемых медицинскими работниками для назначения досрочной пенсии по старости независимо от возраста. К примеру, если в перечень должностей, работа по которым засчитывается в специальный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости в полуторном размере, включены врачи-хирурги всех наименований, то из числа среднего медицинского персонала данной льготой пользуются только операционные медицинские сестры.

Если же наименование их должности записано как «оперирующая медицинская сестра» или «хирургическая медицинская сестра», то, несмотря на идентичность трудовой функции, поименованной в перечне, с той, которая указана в настоящем предложении, правом на льготное исчисление специального стажа не обладают. Однако главная проблема, связанная с наименованиями лечебно-профилактических учреждений — больницами, госпиталями и поликлиниками, решена, и теперь в перечень учреждений, работа которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости независимо от возраста в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включены все подобные учреждения здравоохранения независимо от их наименования.

Единовременные пособия медицинским работникам выплачиваются в случае возникновения у них поствакцинальных осложнений после проведения обязательных профилактических прививок на работах с инфекционными больными и при заражении вирусом иммунодефицита человека, размер которых зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности. Но если первые выплачиваются всем категориям медицинских работников, то вторые из названных — только тем, которые работают в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В данном случае опять встает проблема дифференциации медицинских работников в зависимости от формы собственности медицинских учреждений. Таким образом, работники государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в случае выявления у них ВИЧ-инфекции являются более социально защищенными, чем их коллеги, работающие в частной системе здравоохранения, несмотря на то, что и те и другие подвергаются одному и тому же риску — риску заражения пока неизлечимым заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией).

Говоря о единовременных пособиях, предоставляемых медицинским работникам в связи с повреждением здоровья, необходимо сделать одно небольшое замечание. В настоящее время отсутствуют различия в правовом режиме страховых и нестраховых выплат, предоставляемых медицинским работника и членам их семей.

К примеру, предусмотренное статьей 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан обязательное государственное страхование жизни медицинских работников государственных и муниципальных учреждений, работа которых связана с непосредственной угрозой жизни и здоровью, устанавливается обязательное государственное личное страхование на сумму в размере 120 месячных должностных окладов в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В случае причинения вреда здоровью медицинских и фармацевтических работников при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга им возмещается ущерб в объеме и порядке, устанавливаемых законодательством Российской Федерации. В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие в размере 120 месячных должностных окладов.

На наш взгляд, здесь возникает проблема соотношения между вышеуказанной страховой выплатой и единовременной страховой выплатой, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 24 июля 1998 года и вступившего в силу 6 января 2000 года. Поэтому данный вид страхования, являющийся, по сути, мертвым (порядок реализации данной нормы постановлением Правительства РФ до сих пор не установлен), должен быть либо отменен, либо медицинским работникам и членам их семей должно быть предоставлено право выбора между выплатами по обязательному государственному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поскольку право социального обеспечения является по своей природе частной отраслью права и предполагает в связи с этим определенную свободу и автономию воли участников социально-правовых отношений, второй путь разрешения данной проблемы представляется более правильным. Сохранение же положения о независимом характере указанных выплат противоречит целям государственного страхования, так как в соответствии с Отдельным классификатором отраслей народного хозяйства обязательное социальное страхование является составной частью государственного социального страхования. Правительству РФ необходимо незамедлительно принять постановление о порядке осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья медицинских работников, работающих на работах, связанных с непосредственной угрозой их жизни и здоровью.

ГЛАВА 7 ПРАВА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Необходимость в материальной поддержке нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации обще- ственного призрения, общества взаимопомощи и другие социальные институты.

Право социального обеспечения сформировалась в нашей стране относительно недавно — несколько десятилетий назад. В современной России юридической основой данной отрасли права является Конституция РФ (ст. 7), провозгласившая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Нормы права социального обеспечения адресованы всему населению. Они сопровождают каждого с момента рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере соци- ального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его болезни, инвалидность, старость, смерть и иные жизненно важные моменты.

Законодательно выделены формы и виды социального обеспечения: 1) система социального страхования; 2) система пенсионного обеспе- чения; 3) система выплаты пособий и компенсаций; 4) система социального обеспечения пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан.

Основы законодательства о социальной защите нужно знать каждому человеку и тем более медицинским работникам. Это позволяет своевременно воспользоваться социальной защитой, адресованной конкретному человеку, и в случае необходимости защитить свои права и законные

интересы. А также иметь возможность оказать элементарную консультативную медико-правовую помощь нуждающимся в ней пациентам.

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит социально-страховым пособиям. Следует отметить также, что социальное страхование является одним из существенных факторов повышения благосостояния человека и занимает ключевые позиции в системе конституционных прав российских граждан на материальное обеспечение и охрану здоровья. В статье 39 Конституции РФ подчеркивается, что каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в некоторых иных случаях. Государственные пенсии и социаль- ные пособия устанавливаются законом.

Все страховые пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью замещения утраченного по уважи- тельной причине заработка. Например, это пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по безработице. Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:

1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы;

2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

3) карантина застрахованного лица или другого члена семьи;

4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.

Документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы или учебы, являются листок нетрудоспособности (больничный лист) и в строго определенных случаях справки установленной формы.

Право на выдачу листков нетрудоспособности (справок) имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения (в отдельных случаях — медицинские работники со средним специальным медицинским образованием). Основанием для такого права служит наличие лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности — отдельного вида медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

Листки нетрудоспособности выдаются лечащим врачом исключительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность пациента (паспорт, студенческий билет и др.). По предъявлении работником листка нетрудоспособности ему выплачивается пособие за период с 1-го дня утраты трудоспособности и до ее восстановления.

Основным документом, регулирующим государственное социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г . ? 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период данного отпуска продолжительнос- тью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух и более детей — 110) календарных дней после родов. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка, но не выше установленного максимального размера пособия.

Некоторые страховые пособия выдаются с целью частичного возмещения дополнительных расходов. Здесь наиболее часто речь идет о единовременном пособии при рождении (усыновлении) ребенка. С 1.01.2006 г. размер такого пособия был установлен в 8000 руб.

Пенсии (от лат. pensio платеж) — это регулярные, гарантирован- ные, ежемесячные денежные выплаты, получаемые гражданами (как правило, пожизненно) для материального обеспечения в старости, при установлении инвалидности, а также в случае потери кормильца.

В настоящей главе подробно остановимся только на одном — наиболее востребованном праве медицинских работников на социальное обеспечение: праве на получение трудовых пенсий, в том числе за выслу- гу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Действительно, большинство российских граждан выходят на пенсию по достижении пенсионного возраста. Пенсия, выплачиваемая человеку в связи с достижением пенсионного возраста, т.е. возраста, начиная с которого способности гражданина к труду признаются ограниченными, называется трудовой пенсией. Кроме того, размер такой пенсии напрямую связан с заработком работника, получаемым до ухода на пенсию, а также его трудовым стажем. Другими словами, трудовая пенсия — это пенсия, которую каждый зарабатывает сам для себя.

В 2001 г . в России были приняты ФЗ, направленные на реформирование системы пенсионного обеспечения: ? 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ? 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ? 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Суть пенсионной реформы заключается в переходе на страховые принципы: и право на трудовую пенсию, и ее размер теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за каждого конкретного человека.

ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, даны четкие определения основным понятиям.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными вышеназванным федеральным законом.

Страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Понятие страхового трудового стажа впервые введено Федеральным законом от 01.04.1996 г. ? 27-ФЗ. В более позднем по времени принятия нормативном правовом акте — Федеральном законе от 16.07.1999 г. ? 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» — страховой трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Одним из видов трудового стажа является специальный трудовой стаж. В соответствии с законодательством РФ в области пенсионного обеспечения в рамках специального трудового стажа выделяют стаж государственной службы и военную выслугу лет.

Непрерывный трудовой стаж — продолжительность непрерывной трудовой деятельности у одного работодателя, а также у других работодателей, если при переходе с одного места работы на другое трудовой стаж не прерывался. Со вступлением в силу ныне действующего законодательства значение непрерывного трудового стажа изменилось. Единственное существенное значение непрерывный трудовой стаж имеет только для назначения пособия по временной нетрудоспособности и определения его размера.

Установление трудовой пенсии — назначение трудовой пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой.

Индивидуальный лицевой счет — это совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде РФ.

Пенсионные накопления — совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.

Социальная пенсия — вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

При оценке пенсионных прав застрахованных граждан значение имеет общий трудовой стаж. Общий трудовой стаж — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г ., учитываемая в календарном порядке в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Напомним, что в страховой стаж в соответствии со ст. 11 Федерального закона ? 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г . включаются лишь периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории России гражданами РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В страховой стаж также засчитываются:

• период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней, — служба в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

• период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

• период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности;

• период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

• период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и др. Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности

Таким образом, для назначения пенсии необходимо соблюдение двух условий:

а) трудовая деятельность, т.е. период выполнения трудовой функции по трудовому договору (работа может быть постоянной, временной, сезонной, надомной) и иная деятельность — это выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью;

б) уплата страховых взносов в бюджет пенсионного фонда, при неуплате взносов перечисленные периоды деятельности засчитываться в страховой стаж не будут.

Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Согласно ст. 19 вышеуказанного Закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения такого права. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется безвозмездно и производится только за счет средств федерального бюджета.

Срок, на который назначается пенсия, зависит от конкретного вида пенсии. Пенсии по старости и за выслугу лет назначаются пожизненно. Пенсия по инвалидности назначается на срок, на который определена инвалидность, в том числе может быть назначена и бессрочно. Пенсия по случаю утери кормильца назначается на срок, в течение которого член семьи считается нетрудоспособным.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г . ? 173-ФЗ «О трудо- вых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан. Трудовые пенсии по старости назначаются досрочно лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к досрочной утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного возраста. Тем самым они носят компенсационный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.

К такой категории работников относятся, в частности, медицинские работники, работа которых была связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г . ? 781 утверждены новые списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Претендовать на досрочную пенсию могут практически врачи-специалисты всех наименований независимо от их возраста (кроме врачей-статистиков). В списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указаны наименования всех учреждений и организаций отрасли здравоохранения. К ним относятся:

• больницы всех наименований,

• психиатрические больницы (стационары) специализированного типа, в том числе с интенсивным наблюдением;

• госпитали всех наименований;

• центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

• учреждения по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями;

• поликлиники всех наименований;

• женские консультации и др.

Постановлением Правительства РФ от 11. 07. 2002 г . ? 516 регулируются общие вопросы порядка исчисления отдельных периодов работы всех категорий работников, претендующих на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Органы, которые осуществляют пенсионное обеспечение, при решении вопроса о возможности включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, определенного периода деятельности, обязаны руководствоваться нормами, закрепленными в законах и нормативных актах, и не вправе толковать их шире и выходить за их рамки.

Российским гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

1. Дайте определение трудовому праву.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации — важнейший источник трудового права.

3. Понятие и принципы социального партнерства.

4. Коллективный договор как регулятор трудовых отношений.

5. Трудовой договор: порядок его заключения и прекращения. Понятие совместительства для медицинских работников.

6. Рабочее время и время отдыха работников здравоохранения.

7. Совместительство и заместительство.

8. Особенности оплаты труда медицинского персонала.

9. Дисциплинарная и материальная ответственность.

10. Трудовые пенсии медицинских работников.

Какие именно расходы имел ввиду законодатель под социальным обеспечением работников?

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Какие именно расходы имел ввиду законодатель под социальным обеспечением работников?

Ответ

Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пп. 5 п. 2 ст. 20 Федерального закона №326-ФЗ).

Направления расходования средств ОМС определяется структурой тарифа на оплату медицинской помощи, которая устанавливается в соответствии с территориальной программой ОМС субъекта РФ и в части базовой программы ОМС включает в себя, в том числе расходы на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленные законодательством РФ (ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, п. 13 Требований, утв. Приказом ФФОМС от 18.11.2014 № 200).

Согласно разъяснениям ФФОМС при определении направлений расходования средств ОМС следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, в частности Классификацией операций сектора государственного управления (см. Письмо ФФОМС от 06.06.2013 № 4509/21-и).

Например, за счет средств ОМС могут производиться:

  • выплаты дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренной ч.3 ст. 180 Трудового кодекса РФ.
  • выплаты работникам среднемесячного заработка на период трудоустройства при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждения, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения.

Читайте бесплатно в системе Главный врач:

  • Минздрав требует внедрять бережливые технологии. 3 результативных способа
  • Регламент движения пациентов в медорганизации: скачайте и сделайте по образцу
  • Инструкция по платным медуслугам: как, кому и когда их оказывать
  • Как оформить перевод санитарки по всем правилам
  • Как организовать профосмотры медработников: пошаговый алгоритм плюс 2 памятки
  • Инструкция: как установить доплаты по результатам спецоценки

Социальное обеспечение работников здравоохранения

Автор: Alinasan • Июнь 8, 2018 • Реферат • 2,228 Слов (9 Страниц) • 95 Просмотры

Охрана здоровья граждан, поддержание их активной долголетней жизни и предоставление им медицинской помощи являются приоритетными направлениями социальной политики государства. Исключительная социальная значимость жизни и здоровья человека предопределила закрепление конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Его эффективная реализация невозможна без соответствующего кадрового обеспечения системы здравоохранения. Врачам, среднему медицинскому персоналу и другим работникам здравоохранения отводится особая роль в разрешении ключевой проблемы в праве социального обеспечения.

Ценность жизни и здоровья граждан, обратившихся за медицинской помощью, обусловливает высокий уровень требований, предъявляемых законодателем к работникам здравоохранения. Это предопределяет необходимость разработки такого механизма правового регулирования их труда, который был бы адекватен сложившейся в здравоохранении ситуации, направлен на повышение заинтересованности в совершенствовании профессиональных знаний, активизацию творческого потенциала каждого работника, на улучшение качества медицинской помощи населению.

Правовой статус работников здравоохранения связан с особенностями и их профессиональной деятельности. Нельзя не учитывать, что медицинская и фармацевтическая, деятельность сопряжена с риском для жизни и здоровья работников, ее осуществляющих (вредные условия труда, повышенные психоэмоциональные и интеллектуальные нагрузки и т.д.). В связи с этим указанная категория работников нуждается в особой защите, в том числе средствами трудового права и права социального обеспечения путем установления особых льгот и гарантий. Все это обусловило выделение работников здравоохранения — медицинских и фармацевтических работников — в особую категорию.

Социальное обеспечение работников в области здравоохранения, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, на сегодняшний день регулируется значительным массивом нормативных правовых актов, которые отражают отдельные особенности правого регулирования, часто не согласующихся друг с другом, не следующих общей концепции. Однако без создания значительного числа безупречно работающих учреждений здравоохранения, в которых эффективно и заинтересованно трудятся работники, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность, обеспечить реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 47 Конституции КР) невозможно.

Для решения этой задачи необходимо переосмысление содержания правового регулирования надлежащего социального обеспечения с учетом важности и ответственности выполняемой ими социальной функции.

2. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Глава 11 Основ законодательства КР об охране здоровья граждан от 9 января 2005 г. № 6 посвящена вопросам социальной поддержки и правовой защиты медицинских и фармацевтических работников, а также Закон « О статусе медицинского работника». Социальное обеспечение – это одна из форм социальной защиты населения, которая связывается кыргызским законодательством с предоставлением определенным категориям населения социальных гарантий. Более правильно, по мнению ряда авторов, использовать термин «социальная защита», поскольку он отражает весь спектр социальной и правовой защиты.

Статья написана по материалам сайтов: vmede.org, www.zdrav.ru, ru.essays.club.

»

Это интересно:  Право на внеочередное оКазание медицинской помощи имеют 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector